Бронетранспортер БТР-60ПА

Бронетранспортер БТР-60ПА
Примерно с середины 1960 года новый бронетранспортер начал выпускаться серийно и поступать в войска, сменив на сборочных линиях БТР-40 (выпуск этой машины прекратился через 15 лет после завершения производства американского «Скаута»). Однако работы по улучшению БТР-60П не прекращались. Обычно это объясняют стремлением конструкторов еще более улучшить свою машину, но реально это связано с тем, что в серию пошло «сырое» изделие. Причем, работы приходилось вести в двух направлениях: кроме обычной доработки моторной и ходовой части надо было думать и об оснащении машины крышей. Это привело к тому, что БТР-60П был довольно быстро заменен на БТР-60ПА. Эта машина имела доработки в системе подвески и двигательной установке и получила бронированную крышу. Однако, в отличие, от БТР-152К, в крыше БТР-60ПА не было ни приборов наблюдения, ни бойниц для ведения огня, что могло бы быть полезным при ведении боя в городе или в горной местности. Самое странное, что и установка вооружения не претерпела никаких изменений. На новой машине также было три крепления для установки пулемета, хотя более логичной была бы установка вращающейся на 360 градусов турели. Из-за установки крыши десант сократился на два человека — до 12 бойцов. Ухудшились условия посадки и высадки, ведь покидать машину приходилось чрез два люка в крыше. Несмотря на все доработки БТР-60ПА все еще отставал от мирового уровня, хотя и имел некоторые преимущества перед своим предшественником.

Бронетранспортер БТР-60ПА


Чтобы понять достоинства и недостатки БТР-60П и БТР-60ПА, сравним их с зарубежными аналогами того периода (см. таблицу). Сразу бросается в глаза, что советские машины самые большие по размерам и, одновременно, самые слабо бронированные. Это плата за амфибийность. Из зарубежных БТР того периода плавать могли только американские машины. Но как плавать? Почти весь корпус находиться под водой, при волнении машина легко могла утонуть. Винта или водомета нет - на плаву машина движется за счет перемотки гусениц. Это конечно не машины-амфибии.
Другое дело БТР-60 - половина корпуса выступает над водой, обеспечивая машине неплохую мореходность. Советский БТР имел водомет, что позволяло развивать на плаву вдвое большую скорость, чем у американских аналогов. Фактически, БТР-60 даже превосходил в этом плане американские бронетранспортеры морской пехоты LVTP-5. Это позволило в дальнейшем передать БТР-60П на вооружение морской пехоты.


Однако на берегу все меняется, и тут советская машина уступает всем своим зарубежным аналогам. Как видно из сравнения, советские БТР были не только самыми слабобронированными, но и имели самое слабое вооружение. К тому моменту пулеметы на всех зарубежных БТР стояли уже или на турелях, или в башнях. На БТР-60П и БТР-60ПА были по три шкворневых крепления для пулемета, что сильно затрудняло маневр огнем. Правда, теоретически на этих машинах можно было установить сразу три пулемета, но реально машины комплектовались только одним станковым пулеметом Го-рюнова (для показухи во время парадов на Красной площади на эти машины ставили даже один ДШК и два СГМБ).

Бронетранспортер БТР-60ПА

Армейский БТР-60П. Середина 1970-х годов.

Все (!) западные БТР имели двери или рампы в корме, что позволяло производить десантирование под защитой брони. Это было возможно потому, что все они имеют мотор (или моторы) в носовой части. Советским десантникам повезло меньше. Для выхода из БТР-60П надо было встать в полный рост (верхняя половина туловища под обстрелом), выйти через одну из 4-х дверей, а потом спрыгнуть с высоты более метра. Из БТР-60ПА десант спешивался через два люка в крыше - еще хуже. Это же доставляло большие неудобства при выгрузке боеприпасов и вооружения. Погрузка на БТР-60П или БТР-60ПА раненого тоже представляла собой проблему - его надо было на руках поднять почти на два метра, а потом просунуть в люк. Не случайно для эвакуации раненых должны были применяться БТР-152.

Рассмотрим конструкцию БТР-60П и БТР-60ПА более подробно.

Бронетранспортер БТР-60П имел несущий корпус, сваренный из катаной стальной брони. Лобовые листы брони имели толщину от 9 до 11 мм. Борта и корма были сварены из листов толщиной 9 и 7 мм. На БТР-60ПА установлена крыша толщиной 7 мм. Для компенсации ее веса пришлось уменьшить количество десантников, а также уменьшить толщину лобовой брони до 9 мм. До некоторой степени малая толщина брони компенсировалась большими углами ее наклона. Однако недостатком бронекорпуса являлось то, что он сваривался из большого числа относительно небольших листов (особенно в лобовой части). Часто при сравнении бронезащиты различных бронемашин сопоставляют толщину и угол наклона броневых листов, но этого мало для получения представления о защищенности. Ведь при попадании пули в бронекорпус происходит не только локальный удар. Лист вибрирует, напряжения передаются на сварные швы, концентрируются вокруг вырезов и выгибов. Все это может привести к тому, что хотя лист брони и не будет пробит, но в местах повышенных напряжений могут возникнуть сколы или лопнет сварной шов. Поэтому бронекорпус должен состоять из минимального числа броневых листов максимального размера, желательно без вырезов. Этим требованиям корпус БТР-60П (ПА) не удовлетворял. Беда советского производства - каждое КБ жило своей изолированной жизнью и часто повторяло ошибки других. В свое время корпус ИС-3 также сваривался из большого числа небольших броневых листов. На испытаниях снаряд попал в сварной шов на стыке лобовых листов. Корпус танка не был пробит - он просто лопнул по всем сварным швам. Этот недостаток танкостроители учли при проектировании следующих машин, а вот создателям БТР-60 пришлось все изучать заново: корпуса БТР-70 и последующих бронетранспортеров стали проще.

Бронетранспортер БТР-60ПА


В передней части корпуса находиться отделение управления, где расположены места водителя и командира (водитель слева, командир справа). Для наблюдения за местностью водитель и командир имели по смотровые люки. В боевом положении эти люки закрыты, а наблюдение велось через стеклоблоки Б-1. Водитель и командир имели по два стеклоблока в люках и бортах корпуса. Командир, кроме того, имел перископ ТПКУ-2Б. В ночное время вместо него монтировался прибор ночного видения ТНК-1 (инфракрасный прожектор стоял на креплении для установки ТНК-1). Водитель ночью засасывала в систему охлаждения пыль, поднимаемую самим бронетранспортером. При движении в особо трудных дорожных условиях для дополнительного охлаждения мотора можно было открыть два люка в бортах корпуса. Система охлаждения моторов была одним из самых слабых мест БТР-60 всех модификаций. Моторы часто перегревались, и из-за этого все люки системы охлаждения приходилось держать открытыми даже в боевых условиях, что часто вело к поражению через них моторов. Проблему перегрева не удалось решить и на БТР-70.

Через сцепление каждый двигатель вращал свою коробку передач (4 скорости вперед и одна назад). Обе коробки передач оборудовались коробками отбора мощности для привода водомета. Через раздаточную коробку каждый мотор вращал две оси бронетранспортера. Левый мотор приводил во вращение вторую и четвертую ось. А правый - первую и третью. Кроме того, от раздаточной коробки правого мотора приводилась во вращение буксирная лебедка (максимальное усилие 4500 кг) в носовой части.

Бронетранспортер БТР-60ПА

БТР-60ПА в парадной окраске и с установленным для парада пулеметом ДШК.

Ведущие мосты БТР-60 - полностью разгруженные. Привод колес осуществлялся через карданную передачу. Она приводит во вращение колесный редуктор, смонтированный в каждом колесе. Их установка позволила получить большой дорожный просвет и, соответственно, увеличить проходимость. Росту проходимости способствовало и то, что все колеса имели систему регулировки давления в шинах. Это позволяло в трудных дорожных подспустить шину и, тем самым, увеличить площадь контакта с опорной поверхностью. Одновременно это решало и проблему пулестойкости колес - при их простреле насос не давал колесу сдуться (воздушных насосов было два).

Подвеска всех колес была независимой, рычажной торсионной. Каждое колесо крайних осей оснащалось двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Колеса второй и третьей оси имели по одному амортизатору. В отличие от предыдущих советских бронетранспортеров, БТР-60 не комплектовался запасным колесом. Считалось, что при повреждении одного из восьми колес машина сможет продолжать движение. Это подтвердилось на практике. Руководство по эксплуатации БТР-60 требовало, чтобы неисправное колесо было установлено на второй оси, только в такой конфигурации разрешалось движение.

Маневр машины осуществлялся при помощи поворота колес двух передних осей. Из-за этого при повороте машина прокладывает лишнюю колею (этого недостатка лишены машины с управляемыми колесами крайних осей).

Для движения на плаву использовался водомет, установленный в кормовой части машины. Водомет с силой тяги около 1000 килограмм приводили в действие оба мотора, хотя при аварии он мог работать и от одного. Такой мощный движитель позволял БТР-60 не только развивать большую скорость на плаву, но и выходить на берег в более трудных условиях, когда колеса еще не имеют хорошего сцепления с грунтом. Чтобы при выходе машины на берег водомет работал возможно более долго, водозабор был сделан на дне машины, а не по бокам корпуса. Для движения задним ходом на выходе водомета были сделаны две заслонки. Водитель мог закрыть их со своего места при помощи гидравлического привода, и вода направлялась в два боковых канала, толкая машину назад. Заодно эти заслонки закрывали водомет при движении по суше. На плаву машина управлялась при помощи двух водяных рулей, которые поворачивались синхронно с управляемыми колесами.

Бронетранспортер БТР-60ПА

Отделение управления

Оценивая конструкцию БТР-60П, трудно отрешиться от мысли, что машина делалась не просто для форсирования рек - конструкторы явно видели перед собой более серьезные водные преграды. Корпус имел хорошую обтекаемость, а высота борта обеспечивала БТР неплохую мореходность. Движение БТР-60П по воде при волнении облегчал волноотбойный щиток. Машина оснащалась водоотливной системой работающей от водомета. Даже в случае выхода из строя моторов течь в корпусе не приведет к затоплению машины - она имеет дополнительный водооткачивающий насос с электроприводом. Кроме того, в лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные крючья, предназначенные для буксировки на плаву. Все это для пехотного транспортера, даже предназначенного для форсирования очень широких рек, явное излишество. Трудно отделаться от ощущения, что при выработки задания на эту машину военные видели перед собой не Рейн, а Ла-Манш...

Как военные хотели применять новый бронетранспортер? Во время Второй мировой войны было разработаны две тактики применения бронетранспортеров. Назовем их условно американской и немецкой. Американцы применяли свои «Хаф-Трэки» для подвоза пехоты к переднему краю, после чего она спешивалась и шла в наступление следом за танками. В зависимости от плотности вражеского огня, дальность высадки пехоты могла меняться, но в любом случае атака вражеских позиций производилась десантом в пешем строю. БТР двигались сзади пехотных линий, поддерживая атаку огнем пулемета. Из-за такого построения БТРы должны были вести стрельбу на большие дистанции, ради чего и были оснащены крупнокалиберными пулеметами, но не имели бронещитков для защиты стрелка. Корейская война ничего не изменила во взглядах американцев на роль БТР в бою. Новые идеи были порождены Вьетнамом, но до него было еще далеко...

Бронетранспортер БТР-60ПА

БТР-60ПА на учениях 1970-х годов.

Немцы применяли свои «полугусеничники» более активно. Они не просто подвозили пехоту к переднему краю - часто пехота вела бой прямо с них, не спешиваясь. Вспоминая бои 1941 года, советские солдаты описывали их так, что немцы буквально не давали поднять головы из окопа. Едут и стреляют танки - головы не поднять. Танки прошли через окопы - по ним ведут огонь пулеметчики немецких бронетранспортеров. Когда бронетранспортеры подходят еще ближе - десант начинает стрелять из пистолетов-пулеметов и кидать гранаты. И часто немцы покидали свои машины только для того, чтобы прыгать прямо в наши окопы. Такому применению БТР отвечало и его вооружение: пулемет обычного калибра с броневым щитком - пулеметчик легко мог попасть под ответный огонь.

В Советском Союзе в течении всей Второй мировой войны БТРы не выпускались, однако в армии подобные машины все же были - по «Ленд-лизу» нам поставлялись американские и английские транспортеры, хватало и трофейных БТР. В основном эти машины применялись в качестве тягачей, опыт применения разных машин не обобщался, и из него не делали общих выводов. Поэтому собственного взгляда на тактику применения бронетранспортеров выработано не было. В результате, для послевоенной Советской армии за основу была взята немецкая тактика применения бронетранспортеров, но в еще более экстремальном виде.

Бронетранспортер БТР-60ПА


На учениях БТРы шли вплотную за танками, причем, часто не спешивая десант. Из-за этой тактики и родилось требование, чтобы БТР мог с ходу преодолевать окопы. При «американской» тактике это излишне, ведь машина подходит к вражеским окопам уже после танков и пехоты, и для их преодоления вполне может воспользоваться перевозимыми на борту мостками (как в свое время и планировал капитан Поплавко). Однако ТТХ БТР-60П (а потом и ПА) не соответствовали такой тактике применения: бронирование его было слабее, чем у немецких БТР двадцатилетней давности, а пулемет даже не имел броневого щитка.

Поначалу в войсках БТР-60П встретили очень хорошо, однако после непродолжительной эксплуатации новая машина вызвала разочарование. На ученьях, где отрабатывалась возможность применения атомного оружия, стало быстро понятно, что новый БТР совсем не предназначен для атомной войны. В отличие от танков, оснащенных системой коллективной противоатомной защиты, экипаж нового БТРа должен был вести бой в индивидуальных средствах защиты. Из-за этого БТР-60П не смог бы сопровождать танки просто потому, что его экипаж не мог бы долго находиться в комплектах ОЗК.

БТР-60П выпускался недолго и был сменен на сборочных линиях БТР-60ПА. БТР-60П передали морской пехоте, где они состояли на вооружении продолжительное время. Советская морская пехота так никогда и не дождалась для себя специальных машин, а была вынуждена использовать общевойсковые. Поступили БТР-60П и на вооружение пограничников (в то время входивших в состав КГБ). В рядах пограничных войск этой машине и довелось «понюхать пороху» во время конфликта с китайцами на о.Даманском. Конечно, в 1969 году БТР-60П уже не был новой машиной, и основная боевая нагрузка легла на новые БТР-60ПБ, но некоторые выводы об этой машине были сделаны, и вряд ли они порадовали ее создателей. Хочется привести небольшую цитату из статьи «Граница живых сердец» Владимира Фридьева (участника тех событий): «...БТР-60П - глупая машина. Ее главная огневая мощь - крупнокалиберный пулемет -стоит поверх брони. Пулеметчик за ним -как грудная мишень. На одном из таких бронетранспортеров мальчишка за пулеметом вдруг заорал, перекрывая шум боя:
— С чего начинается Родина! - и очередь пулемета... - С картинки в твоем букваре... - и снова очередь.

Только убили его на словах о хороших и верных товарищах... Его сменил другой солдат. Он не пел. Яростными очередями рассчитывался за друга». Бронезащита также была оценена как абсолютно недостаточная. Попытки применения БТР-60П для вытеснения китайцев, окопавшихся на Даманском, быстро показали, что его броня не выдерживает обстрела даже из оружия обычного калибра, если применяются бронебойные пули. Практически всегда во время боя водитель и командир получали ранения от огня обычного стрелкового оружия.

Бронетранспортер БТР-60ПА


Однако события на Даманском были засекречены, в результате чего о том, что советские БТРы показали себя не очень хорошо, знали только их непосредственные участники. Эта секретность не позволила сделать правильных выводов, и в Афганистан советские войска вступили почти на таких же машинах. Однако в войсках о слабой защите колесных БТР узнавали не только во время военных действий. Шло время, БТР-60П и ПА потихоньку списывали и начинали использовать для различных нужд, например в качестве мишеней. И тут их слабая бронезащита вновь становилась очевидной. В одной из учебных частей был полигон, где отрабатывалось метание боевых гранат. Причем, гранаты были не осколочные и не противотанковые, а самые слабые - «наступательные» РГД-5. При активной работе полигона возникла проблема - довольно много гранат не разрывались. Хотя все делалось по инструкции, взрыватели иногда отказывали. Правда, они вполне могли сработать, если гранату пытались подобрать. Но народ у нас мастеровитый - за огневым рубежом была проложена узкоколейка. К ж/д платформе был приделан корпус от списанного БТР-60ПА. В него сажался боец, после чего платформа подтягивалась при помощи троса к неразорвавшейся гранате. В бойницу высовывалась длинная палка, подводилась к гранате, после чего боец со всей силы бил по гранате и падал на дно корпуса БТРа. Если после нескольких ударов взрыватель все-таки не срабатывал, граната считалась безопасной. Но если граната взрывалась, корпус БТР-60ПА часто получал деформации, что вызывало сомнения в надежности стоящих в тот момент на вооружении БТР-60ПБ.

В общем, работа над новым бронетранспортером началась еще до запуска в серию БТР-60ПА. Это привело к появлению БТР-60ПБ, но о нем рассказ впереди. Сразу перейти на выпуск новой машины не удалось, поэтому была выпущена серия транспортеров БТР-60ПА1. Эта машина представляла собой БТР-60ПА, оснащенный некоторыми элементами от БТР-60ПБ. Изменения касались, в основном, силовой установки -внешне новая машина не отличалась от своего старшего брата. Правда, на более поздних машинах появились дополнительные поручни для десанта рядом с глушителями (как на БТР-60ПБ). Но были ли эти поручни признаками «ПА1» или они появились уже на поздних «ПА» - вопрос открытый.
Первоисточник: http://vooruzenie.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. Братец Сарыч 8 декабря 2012 12:54
    Да, наверное откровенно неудачная конструкция была изначально! И в принципе особо не улучшишь, а особенная неудача посадка только через верх!
    С вооружением вообще не продумано было...
    В статье было упоминание того, что немцы в бой шли на своих БТР - мне так казалось, что это только в кино, хотя, в отдельных случаях, почему бы и нет?
    Братец Сарыч
    1. RedDragoN 8 декабря 2012 16:15
      Новая машина, новая платформа, новые проблемы...
      1. bask 8 декабря 2012 20:12
        Да согласен БТР-60 не был прорывом в бронетехнике .Как БМП 1.2 .Но он послужил прототипом целому семейству.БТРов 70,80,82.Хорошо или плохо ,это уже история...Пора ,новые платформы,,,Бумеранги,, уже выпускать,хоть малыми партиии ...
        bask
        1. 755962 8 декабря 2012 21:59
          Не в тему, но...интересно
          Для десанта будут закупать новую БМД-4. При Сердюкове ее объявляли тяжелой и незащищенной

          Решение о принятии на вооружение Воздушно-десантных войск России новой боевой машины десанта БМД-4 принято, сообщил командир 31-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ Герой России гвардии полковник Геннадий Анашкин

          http://www.newsru.com/russia/08dec2012/bmd4.html
          755962
          1. Bad_gr 9 декабря 2012 10:41
            Цитата: 755962
            Решение о принятии на вооружение Воздушно-десантных войск России новой боевой машины десанта БМД-4....

            Думаю, скорей всего, на вооружение приняли не БМД-4, а БМД-4М. Это разные машины, и выпускаются на разных предприятиях.
            Вот БМД-4

            БМД-4М

            1. Bad_gr 9 декабря 2012 12:19
              Извиняюсь, с последним снимком накосячил sad Это БМП-3м, на основе которой и содавался БМД-4М. Производитель сих девайсов один - Курганмашзавод (БМД-4 разрабатывался на волгоградском, дорабатывался на Курганмаш, где и была произведена эта унификация с БМП)
        2. RedDragoN 8 декабря 2012 22:53
          БМП был прорывом, но всё уперлось в требования сброс с парашютом и плавание...
  2. Tankist_1980 8 декабря 2012 13:15
    На первом фото на переднем правом колесе резина неправильно одета.
    1. Sergh 8 декабря 2012 14:54
      Цитата: Tankist_1980
      переднем правом колесе резина неправильно одета.

      Ну блин глазастый, да по-ходу он здесь для музея стоит, даже трава под ним не растёт, и краска от погодных условий и солнца выцвела равномерно.
      Sergh
    2. Братец Сарыч 8 декабря 2012 21:26
      Видать профи - я и не догадался на подобное внимание обратить...
      Братец Сарыч
  3. Самовар 8 декабря 2012 17:11
    Всем привет!
    Тут вот инфа прошла
    Десантники решили принять на вооружение БМД-4
    Решение о принятии на вооружение ВДВ РФ боевой машины десанта БМД-4 принято. Об этом, как передает РИА Новости, заявил в субботу в эфире радиостанции "Эхо Москвы" герой России командир 31-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ полковник Геннадий Анашкин.

    По его словам, БМД-4, "машина, которую уже долго ждут ВДВ, машина совершенно другого поколения", все-таки будет поступать на вооружение. Анашкин высказал пожелание, чтобы новая техника поступила на вооружение как можно скорее. При этом он заметил, что то, что Вооруженные силы и, в частности, ВДВ, перешли на колесную технику, на "КамАЗы" и "Уралы"", является положительным фактором.

    Подтверждения или опровержения этой информации из официальных источников пока нет. Также не ясно, говорил ли полковник в целом о БМД-4 или о БМД-4М.

    Изначально планировалось, что БМД-4М, модернизированная версия БМД-4, начнет поступать в войска в 2010 году. При этом сообщалось, что в войсках в то время уже находилось незначительное количество этих машин. Однако в августе 2012 года Александр Сухоруков, который в то время был заместителем министра обороны РФ, заявил, что бронемашина БМД-4М не отвечает требованиям, выдвигаемым российским военным ведомством, и закупаться не будет.

    Модернизированная БМД-4М отличается от БМД-4 новым корпусом, двигателем, ходовой частью и другими элементами. Благодаря этому конструкторам удалось повысились подвижность, управляемость, проходимость и надежность боевой машины. БМД-4М также оснащена боевым модулем "Бахча-У" разработки тульского ГУП "КБ приборостроения". Аналогичный модуль используется и на БМД-4. Он, в частности, оснащен 100-миллиметровым скорострельным орудием, 30-миллиметровой автоматической пушкой и спаренным с ней 7,62-миллиметровым пулеметом. Машины серии БМД-4 также впервые получили в свой арсенал управляемые ракеты. Конструкция позволяет экипажу десантироваться с самолетов, находясь внутри десантного отделения.

    http://lenta.ru/news/2012/12/08/bmd/
    Самовар
    1. bask 8 декабря 2012 20:05
      Давно пора..В ВДВ поставка и замена старой бронетехники должна быть ,на 100% БМД-4 М.
      bask
  4. Слесарь 8 декабря 2012 22:27
    Цитата: Братец Сарыч
    Да, наверное откровенно неудачная конструкция была изначально!

    Возможно тогда когда создавали БТР он представлялся именно как транспорт доставки,кому взбрело в голову использовать его в бою,по сути это улучшенный уаз и не более,на котором можно скакать по бездорожью,так сказать бронеавтобус ЛС пытающегося доехать до передовой smile , почему непонятно никто не хочет использовать какую нибудь Сетру в качестве БТР,а потом удивиться тому что она оказывается не едет по грязи,теряет колёсья в колдоёбинах ну и ваще отстой smile
  5. alex86 9 декабря 2012 09:18
    А вот как-то была высказана мысль, что раз уж мы всё равно поверх брони ездим, то вернуться к открытым БТР, с них и прыгать легче - я здесь чистый теоретик - может скажет кто что-нибудь умное?
    1. Волхов 9 декабря 2012 12:37
      Интересны поздние немецкие БТР с развитым обратным наклоном брони типа как на фото - в этом случае объём для десанта больше и плавучесть (для плавающих) выше.

      Всё, что можно из старых трофеев выжали, а новых всё нет - немцы заперлись и не воюют, как к ним только не пристают - не понимают, что у менеджеров кризис идей.
      Волхов
  6. uhjpysq 9 декабря 2012 17:05
    как был гроб на колесах был так и остался.правильно сказано "глупая машина" . в пехоту на базе танка надо технику.
    uhjpysq
  7. Dikremnij 10 декабря 2012 03:12
    Действительно, БТР-60П и БТР-60ПА были недоработаными машинами, если верить рассказам, то на ее создание отводилось не очень много времени, да и главное требование для военных при создании этой машины было - массовость и дешевизна в производстве, а все остальное - второстепенное, поэтому попросту дорабатывали уже существующие образцы, а для экономии планировалось производить машины на автозаводах и устанавливать бензиновые двигателя, - они дешевле считались.
    Dikremnij
  8. Kukota 10 декабря 2012 19:36
    Погрузка на БТР-60П или БТР-60ПА раненого тоже представляла собой проблему - его надо было на руках поднять почти на два метра, а потом просунуть в люк.

    Однако недостатком бронекорпуса являлось то, что он сваривался из большого числа относительно небольших листов (особенно в лобовой части).

    Наконец-то кто-то правильно сформировал мои давние мысли. Это каким извергом надо быть, чтоб дать нашим отцам машину, из которой ранненому нельзя выбраться. fool
  9. алексеев 26 декабря 2012 19:10
    "Правда, они вполне могли сработать, если гранату пытались подобрать. Но народ у нас мастеровитый - за огневым рубежом была проложена узкоколейка. К ж/д платформе был приделан корпус от списанного БТР-60ПА. В него сажался боец, после чего платформа подтягивалась при помощи троса к неразорвавшейся гранате. В бойницу высовывалась длинная палка, подводилась к гранате, после чего боец со всей силы бил по гранате и падал на дно корпуса БТРа. Если после нескольких ударов взрыватель все-таки не срабатывал, граната считалась безопасной." wassat das ist fantastisch!
    Проведя много лет службы на общевойсковом полигоне, не раз организуя очистку его территории от взрывоопасных предметов о такой дикости даже не мог подумать!
    Или автор "не настоящий", наслушался или начитался про БТРы и полигоны.
    Хотя, справедливости ради, явных ляпов в рассказе про БТР-60- это двухмоторное чудо-юдо, вроде бы, нет.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня