«Золотой век» и «серебряный век» Скандинавии

46

В угожденье богу злата
Край на край встаёт войной;
И людская кровь рекой
По клинку течёт булата!
Люди гибнут за металл,
Люди гибнут за металл!
(Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст»)


Люди всегда были очарованы золотом, которое использовалось прежде всего для создания ценных ювелирных изделий и предметов. Во многих музеях мира есть так называемые «Золотые комнаты», представляющие собой самые настоящие кладовые сокровищ. Например, в бытность свою в Эрмитаже видел я там и знаменитый гребень из кургана Солоха, и золотых баранов из сибирских находок… И много было там самого разного золота. Много… Есть «Золотая комната» и в шведском Историческом музее в Стокгольме. Ее коллекция содержит в общей сложности 52 килограмма золота и более 200 килограммов серебра. Но, понятно, что не вес металла привлекает к ней внимание. И ученым, и посетителям интересно, что из этого металла было сделано и, как и где эти изделия из него нашли.




«Золотая комната» в Историческом музее в Стокгольме.

Почему-то некоторые считают, что территория Швеции была отсталым регионом, что лишь в эпоху викингов, то есть торговцев и пиратов, туда хлынуло арабское серебро и появилось золото, однако это совсем не так. Очень богатой была эпоха непосредственно «до викингов».

Более того, период между 400 и 550 гг. упоминается в Швеции, как «золотой век», а годы от 800 до 1050 (эпоху викингов) иногда называют «серебряным веком». Причем, драгоценный металл попадал в Скандинавию, безусловно, и в виде слитков, и также в форме изделий, а они часто таяли в местных плавильных мастерских и превращались в новые вещи и так без конца. Хотя что-то попадало в погребения и клады, и таким образом доходило и до нас.


Вход в Музей викингов в Стокгольме.

Самые старые золотые предметы включают спиральные орнаменты, которые, например, скандинавские женщины обматывались вокруг своих локтей еще примерно в 1500 году до нашей эры. И рядом с ними выставлены две золотые чаши из Блекинге и Халланда, сделанные несколько столетий спустя из тонкого листового золота. На них нет практически никаких следов использования. Обе они, вероятно, были сделаны в качестве жертвы богам.

С самого начала золото и серебро имели коннотации власти, богатства и роскоши. Кольца, украшенные спиральными мотивами, а позже змеями и драконами, украшали руки их владельцев также очень давно. В течение нескольких столетий с начала первого века нашей эры они были главным индикатором женского статуса; сегодня их находят в могилах взрослых женщин. Кольца и перстни на пальцах носили и мужчины. Например, одно такое золотое кольцо из Старого Уппсалы явно принадлежало мужчине. Сделанное где-то в римских провинциях, оно, возможно, было наградой за доблесть в сражении. Другое кольцо, украшенное гранатами и альмандинами, эпохи Великого переселения народов, содержит греческую надпись: «Юнес, будь добр». Это кольцо было найдено в Сёдерманланде.

Римская империя также оставила после себя оригинальные ювелирные изделия или золотые подвески, называемые «bracteates». Найденные в Скандинавии, они были явно смоделированы по римским оригиналам с изображением императора, но с мотивами местных фольклорных традиций. Есть в коллекции музея и кольца с головами змей, вдохновленные явно римской модой. Такие украшения носили и мужчины, и женщины.

Уникальные шедевры, которые можно увидеть в «Золотой комнате» музея в Стокгольме, включают в себя и три золотых воротника, два из Готланда и один из Оланда. Сделанные в V веке, они были обнаружены по отдельности в XIX веке, но без сопровождения каких-либо других находок. Ошейники эти иногда считаются самыми старыми регалиями Швеции, но мы не знаем, кто их носил и какую функцию они выполняли. Одна из теорий предполагает, что их «носили» статуи богов, тогда как другая, что их носили женщины или мужчины, которые были политическими или религиозными лидерами. Мы можем точно утверждать, что эти воротники использовались, потому что на них есть следы износа, а часть украшения вообще оторвалась. Ошейники состоят из трубочек, согнутых в кольцо, и их можно открыть с помощью просто запирающего устройства. Их декор изобилует миниатюрными фигурками человека и животных, значение которых для нас утрачено. Можно увидеть стилизованные лица, женщин с косичками в набедренных повязках, обнаженных щитоносцев, змей и драконов, кабанов, птиц, ящериц, лошадей и сказочных зверей, все они такие маленькие, они едва видны невооруженным глазом.


Золотой воротник V в. из Готланда.

Некоторые изделия, включая и шлемы от Венделя и Уппланда, также отделаны чеканными пластинками из бронзы, изображающими сцены из скандинавской мифологии. Причем это явно местная работа, потому что бронзовые штампы для изготовления бронзовых листов, которые украшают эти шлемы, были найдены также и в Оланде. То есть на севере Уппланда уже в эпоху до викингов правили могущественные вожди, имевшие возможность заказывать себе такие шлемы.

В IX или X веке в погребениях и кладах встречаются тяжелые серебряные ожерелья и великолепные позолоченные броши для женского костюма. Они представляют собой пик достижений в декоративном искусстве того времени. Элегантно орнаментированные браслеты и крученые кольца для рук обычно встречаются в женских кладах, так же, как и множество бус, стекло для которых привозилось из Европы.

«Золотой век» и «серебряный век» Скандинавии

Инструменты для работы с тканью: экспонаты Музея корабля викингов в Осло.

Однако и в эпоху викингов люди продолжали скрывать клады серебра и золота в земле. Одним из самых больших средневековых сокровищниц в Европе является клад из дюн Готланда. Он включал в себя прекрасные пряжки для ремня, стаканы с востока и местные подвески. Другие тайники также включали ювелирные изделия, жемчуг и чашки для питья, демонстрирующие влияние России или византийцев. Многие из готландских кладов были закопаны в землю в 1361 году, когда на остров вторглись датчане. Однажды исследователи, раскапывающие поле, обнаружили огромный тайник, который был представлен как самый большой клад викингов в мире. Клад содержал тысячи серебряных монет, десятки серебряных слитков, сотни браслетов, колец, ожерелий и более 20 кг изделий из бронзы. Суммарно клад был оценен в сумму более $ 500 000.

Много кладов и в северных районах Скандинавии. Они состоят из мелких предметов из серебра, олова и медного сплава, а также животных костей и оленьих рогов. «Золотая комната» содержит крупнейший саамский клад сокровищ в Швеции, из Гратраска, на озере Тьяутер в Норрботтене.


Макет порта Бирка из Исторического музея в Стокгольме.

Но понятно, что некоторые из самых великолепных экспонатов «Золотой комнаты» - это военная добыча. Чаши для причастия, алтарь и крестоносные посохи епископов попали в Швецию из разных частей Германии во время Тридцатилетней войны.


Считается, что знаменитый реликварий Святой Элизабет содержал череп этой святой. Это потрясающе изысканный образец европейского ювелирного дела. Реликварий попал в руки шведской армии в 1632 году, когда они захватили крепость Мариенберг в Вюрцбурге. Ну и понятно, что назад на родину он уже не попал.


Рыбак за работой и разговором. Диорама из Музея викингов в Йорке.

Так что изучение сокровищ одной только «Золотой комнаты» Исторического музея в Стокгольме однозначно показывает, во-первых, наличия развитых навыков работы с золотом и серебром непосредственно перед так называемой эпохой викингов, при доминировании изделий из золота. В эпохи викингов количество закопанных в землю драгоценных предметов и арабских серебряных дирхемов значительно возросло, но серебро как металл стало доминировать.


Экспонат Королевской сокровищницы в Стокгольме. Это не викинги, конечно, но мастерство создателей этого доспеха впечатляет.

В Швеции существует законодательство, по которому все находки в земле с XVII века, сделанные из золота, серебра или медных сплавов, если им более чем 100 лет, выкупаются у тех, кто их нашел, государством. Это дает необычайно большое количество золотых и серебряных предметов, которые в Швеции находятся в руках государства.

В качестве вывода можно сказать, что мастера V – VII и VIII – XI вв. владели технологиями волочения и литья, чеканки, зерни, скани, насечки по металлу, умели использовать «метод потерянной формы», знакомы им были и техника обработки драгоценных камней, и изготовление разноцветных стеклянных бус. Очень лаконично, но с большим мастерством оформлялись и рукояти мечей самих викингов, но о мечах и их отделке рассказано будет как-нибудь в другой раз…
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    27 августа 2018 06:12
    Все в прошлом , скоро арабы золото переплавят в слитки и порядок.
  2. +4
    27 августа 2018 06:20
    Спасибо!
    Не знаю меня больше всего впечатлил Алмазный фонд в Кремле, хотя он наверное подчеркивает богатство земли России.
    По поводу серебреного века Швеции, предполагаю, что злато и серебро музеев Стогольма - это не успех в делах торговых, а банально добыча вэятая в набегах.
    Впрочем мы тоже грешны, например ворота святой Софии в Великом Новгороде уже наша добыча.
    С уважением, Котище!
    1. +4
      27 августа 2018 06:31
      Грабительских походов раньше 789 года не было. А клады были. Самые богатые!
      1. +2
        27 августа 2018 06:56
        Было, не было... Скажем так - не зафиксировано и не подтверждено источниками. "Тёмные века", однако...
        1. +4
          27 августа 2018 08:19
          Хорошее уточнение! Имеет место быть!
          1. +3
            27 августа 2018 08:42
            Интересна сама логистика обращения добычи Викингов в товары во времена викингов!
            Таварообмен происходил с восточными купцами, в том числе арабскими двумя путями "из Варяг в греки" и "Каспий-Волга", что подтверждают клады арабских монет в Гнездове и Старой Ладоге. Учитывая расстояния между Скандинавией и Халифатом (ми) видимо интерес был. И самое интересное Кордовский халифат викинги тоже шерстили, как и русы мусульманские земли в пределах Кавказа и Каспия.
            Не зря в Европе бытовала молитва о поругании "этих морских разбойников"! У меня даже слоган родился для "нортманского ярла", "Если в Ваших землях есть богатый монастыть, то мы идем к Вам"!
            1. +4
              27 августа 2018 11:06
              Цитата: Котище
              Таварообмен происходил с восточными купцами, в том числе арабскими двумя путями "из Варяг в греки" и "Каспий-Волга",

              "Из варяг в греки" и "из варяг в персы" или "Волжский торговый путь", если быть точным. smile hi
              Приветствую, Владислав. smile
              Цитата: Котище
              видимо интерес был

              Интерес был один - торговля. Если мы посмотрим на политическую карту Евразии того времени (VII - IX вв.), то первое, что бросится нам в глаза, будет огромный Халифат с границами от Индии до Пиренеев. И все было бы нормально, если бы в центре владений этого халифата не находилась Византия, с которой у него были непрекращающиеся войны. А войны и торговля - дела несовместимые, соответственно, кратчайший путь из Азии в Европу через Константинополь оказался недоступен.
              В силу тех же войн Средиземное море было наводнено пиратами (арабскими, в основном) и для коммерческого судоходства представляло серьезную опасность.
              Так и получилось, что самым удобным путем из Азии в Европу и обратно стал Волжский путь - другие были просто недоступны. Купцы предпочитали двигаться по водным артериям, пусть и вкругаля. Одну ладью и оборонить проще в случае нападения, чем сухопутный караван, да и спокойнее было по Волге - Хазария, Булгария и Русь существовали относительно мирно.
              Доводилось читать, не помню только где, что персидские купцы, даже имея своей конечной целью Константинополь, предпочитали Волжский путь через Русь прямому сухопутному пути через Малую Азию.
              1. +2
                27 августа 2018 19:21
                Встречал интересную карту, где места выпуска арабских монет и места их находок в Скандинавии отмечены. Очень забавные "пятныешки" и места их расположения.
            2. +2
              27 августа 2018 20:03
              то мы идем к Вам"! Именно так! Хорошая придумка!
        2. +1
          28 августа 2018 14:30
          Согласен с вами.....
          А столько было рыцарей и до сих пор показывают доспехи на ребенка и без одной вмятины..
          Представляете одеть на себя железо и *целый* день махать мечом laughing laughing laughing
          А как посмотришь современные фильмы- так дикари ,которые жили в нынешней европе,были само совершенство в мире
    2. +4
      27 августа 2018 12:41
      Все сокровищницы, к которым относятся и все крупнейшие музеи мира - это как вершина пирамиды.

      Где-то разобранная по эпохам, а где-то переплетенная.

      Оружейная палата мне больше Алмазного фонда нравится.
      1. +1
        27 августа 2018 21:03
        Оружейная палата мне больше Алмазного фонда нравится.

        Сергей, не давите Владиславу на больную мозоль! wink у него вся шерсть с хвоста вылезла, пока он туда прорывался drinks
        Извините, сразу перейду на тему музеев. Друзья мои, россияне, ежели Вы без группы и экскурсии, Вы сейчас практически не сможете прорваться в ряд дворцов Питера (за Москву - не знаю!). request Например, не сможете пробиться в Царское село и Петергофский дворец (основной). Кто скажет, почему? wink drinks
        1. +1
          28 августа 2018 21:46
          Очередь была большая в Петергофский дворец два года назад. Терпеть не могу в очередях стоять. А в парке было много чего интересного.
          1. +1
            2 сентября 2018 17:14
            Очередь была большая в Петергофский дворец два года назад.

            самая главная проблема.. Сергей.. китайцы! Их слишком много, их пускают без очереди, хотя и проводят по залам "галопом по европам". Ежели ты "русский индивидуалист", можно стоять четыре часа, и так и не попасть!
            1. 0
              2 сентября 2018 20:27
              Самая главная проблема в том, что мы за 25 лет так и не научились не "рубить бабло", а зарабатывать деньги.
  3. +1
    27 августа 2018 07:26
    Многие народы, засветившиеся в Великом переселении, имеют скандинавское происхождение. Те же готы или англы с саксами. И движуха тогда была не меньше, чем во времена викингов.
    1. +6
      27 августа 2018 08:56
      Цитата: baudolino
      Многие народы, засветившиеся в Великом переселении, имеют скандинавское происхождение. Те же готы или англы с саксами. И движуха тогда была не меньше, чем во времена викингов.

      Ну наверное все-таки германское, а если брать шире индоевропейское!
      А если быть объективными, то те же венгры относятся к финно-уграм, "обры" - тюрки и т.д.
      Я даже не полезу искать кем были гунны, кагатуры и др. Однозначно карусель была знатная. Одни наступили на хвост вторым. Вторые прещемили.... третьим. Третьи...........?
      Очень ярко это выражено в работах греков, римлян и византийцев! У которых вся это мясорубка на границе окумены как под штамп описывается "варвары", "скифы", "тавроскифы", а кто скрывается по этими "тавроскифами" - черт ногу сломит!
      С уважением!
    2. +3
      27 августа 2018 10:26
      Цитата: baudolino
      Многие народы, засветившиеся в Великом переселении, имеют скандинавское происхождение.

      Это вряд ли. Великое переселение народов в основном происходило с востока на запад и с юга на север. Единственное, пожалуй, исключение - миграция славян в VII - VIII вв. из Центральной Европы в Восточную Прибалтику в основном направлении на восток и двумя веками раньше на Балканы (на юг).
      Если же вы имеете в виду готов, вышедших из Скандинавии, то их миграции и походы (II - IV вв. н.э.) в хронологические рамки великого переселения народов (IV - VII вв.) не попадают.
      1. 0
        27 августа 2018 22:41
        Как так, не попадают?! Да они как сумашедшие метались по Европе от Греции до Испании два столетия, не давая ни себе ни другим покоя.
    3. 0
      27 августа 2018 21:04
      Те же готы или англы с саксами.

      согласно Гумилеву, "Великое переселение народов" началось именно с готского "десанта" из Скандинавии. yes
      1. 0
        27 августа 2018 23:16
        Цитата: Микадо
        согласно Гумилеву, "Великое переселение народов" началось именно с готского "десанта" из Скандинавии.

        Приветствую, Николай.
        Почему бы тогда, например, не считать началом Великого переселения миграции тевтонов и кимвров во II в. до н.э.? Я так понимаю, что миграции внутри Европы за Великое переселение не считаются, так, местная движуха. smile
        1. +2
          28 августа 2018 19:53
          типа того. what Михаил, я, к сожалению, не силен, как Вы, в истории, поэтому по памяти вспомнил Льва нашего Николаевича request
          не приходит извещений, что тебе кто-то ответил. sad Друзья, мы просто не видим ответов друг другу - приходится всю ветку пробегать. Я вчера администрации отписал, надеюсь на устранение. drinks Нет, просто недоработка получается - вроде все направлено на улучшение нашего с Вами общения. Но выкинули лучшее с предыдущей редакции сайта! request То есть, дискуссия будет более вялой - еще раз повторю, нам просто не приходят уведомления о том, что кто-то нам ответил! hi надеюсь, устранят, "повесят колокольчик" в правый верхний угол экрана. Очень было удобно, чес-слово! Сайт обязан стать лучше. soldier Не забывайте, мы все перезнакомились только благодаря ему! Я уж не стану перечислять поименно, сколько замечательных, талантливых, неординарных людей судьба свела со мной на сайте yes drinks
          Михаил, видели мой ответ Сергею-Корсару выше по ветке? wink Ответите? drinks
          1. 0
            28 августа 2018 20:49
            В мобильной версии приходят, но при просмотре выбрасывает на начало обсуждения, приходится пролистывать все.
  4. +3
    27 августа 2018 13:16
    "Почему-то некоторые считают, что территория Швеции была отсталым регионом.."
    А она и была отсталым регионом. Это просто факт, ничего личного.
    1. +1
      27 августа 2018 21:09
      "Почему-то некоторые считают, что территория Швеции была отсталым регионом.."
      А она и была отсталым регионом. Это просто факт, ничего личного.

      Алексей, не скажите. stop Перед Северной войной Швеция царила на Балтике. Их пехота, "каролинеры", была непобедима. А то, что Швеция превратилась в региональную державу, причин две: 1. Россия, победившая во всех войнах 18 - начала 19 века. soldier 2. Бывший наполеоновский маршал Жан Батист Бернадот (очень порядочный человек, между прочим!), которого призвали на шведский трон. Именно с его династии начался определенный шведский "изоляционизм". request Хотя мы должны признать - уровень жизни там высокий. hi
      1. +2
        27 августа 2018 21:26
        Даже не знаю, что Вам ответить... Что пехота была хороша - с этим не поспоришь да и вообще Швеция - замечательная, тихая, спокойная и уютная страна. По крайней мере такой видится со стороны.
        Но...не лидер, нет, увы. (Хороший ты мужик, Андрей Егорыч, но не орел!;-))) из фильмы, есличо)))
        А уж во время оно и подавно.
        1. +3
          27 августа 2018 21:37
          Но...не лидер, нет, увы.

          мне кажется, Алексей, если взять теорию Гумилева немного ширше и философичней, То у каждой страны есть определенный момент (связанный с пассионарностью, рядом экономических причин, политическими обстоятельствами, резким увеличением рождаемости, просто загадочным стечением обстоятельств, наконец!), когда она может стать не страной, но империей. what в Швеции это было в 17-м веке. С переменным успехом они "нагибали" всех, абсолютно, кто жил вокруг Балтики. request кстати, основали даже колонию в Америке - форт Христиания!

          а то, что не развились дальше.. ну, тут наши предки виноваты! Два медведа вместе на Балтике не умещаются, никак! drinks
          кстати, мне не было оповещения, что Вы ответили. Недоработка! Пусть повесят колокольчик, как раньше. hi
          1. +2
            27 августа 2018 22:23
            У шведов не было ресурсов, что бы стать чем то большим.
            Насчет гумилевской "пассионарности" Вы абсолютно правы, на мой взгляд - ее надо понимать нааамного ширше, а то ведь для некоторых она навроде темной материи, вещь в себе)))
            Знаете, бывает этакий калиф на час, при благоприятных обстоятельствах нагибающий всех вокруг, но правило Больших батальонов годиться не только для батальонов. Вот Швеция пример такого калифа. Думаю никаких шансов на Империю у них не было, сдулись бы даже без нас.
            Но мы помогли, это да. Так сказать ускорили процесс. Ничего личного, шведы, так уж получилось!
            1. +1
              27 августа 2018 22:56
              Знаете, бывает этакий калиф на час, при благоприятных обстоятельствах нагибающий всех вокруг, но правило Больших батальонов годиться не только для батальонов. Вот Швеция пример такого калифа. Думаю никаких шансов на Империю у них не было, сдулись бы даже без нас.

              а кто его знает! what у захолустного Рима тоже шансов не было drinks мы не знаем, как могло бы быть - это уже альтернативная история. Факт в том, что на момент начала 18-го века шведский потенциал был выше, чем наш. hi Промышленный, например. Но.. апогей шведского развития быстро кончился после 1709-го года (Полтава). stop Вот и все! request А все остальные потуги на претензию "мировой державы" больше напоминали войны "плюшевых мишек". lol Вялые попытки шведских мазохистов сделать все для того, чтобы быть наказанными. angry нет, не спорю, второй Роченсальм они выиграли. hi И.. и все! request Мы должны быть благодарны Барклаю, Аракчееву и Бернадоту, что последними инцидентами почти за двести лет стал "мифический поиск мифической русской подлодки на виду у Стокгольма". hi с уважением, Николай
              1. +1
                27 августа 2018 23:09
                Возможно, Николай, Вы и правы, как знать. Вышло как вышло.
                Ну не шмогла я, не шмогла request
              2. +3
                27 августа 2018 23:40
                Цитата: Беринговский
                У шведов не было ресурсов, что бы стать чем то большим.

                Цитата: Микадо
                Два медведа вместе на Балтике не умещаются, никак!

                Попробую вставить свое слово, с вашего позволения. hi smile
                Европа - не такое уж большое образование - так, полуостров на северо-западе обитаемой ойкумены. И при этом на его территории, начиная с XVI в. по факту существовало две империи - континентальная (Россия) и морская (Британия). Третьей места не было от слова "совсем". При этом англичане расправлялись с конкурентами на море - Испания, Португалия, Голландия, Франция, Германия, а Россия на суше - Речь Посполита, Швеция, Османская империя, опять же Франция и Германия... При этом, пока есть реальный конкурент у одной из империй (Британии или России), они начинают беспокоиться и сближаются чтобы совместными усилиями громить супостата, а когда конкурент удаляется (в смысле принудительно удаляется smile ), начинают грызть друг друга за пятки. И так было аж до Второй мировой войны. Каждое из перечисленных государственных образований в свое время претендовало на доминирование в Европе - на суше или на море, но сталкиваясь с кем-то из конкурентов, а, зачастую с их объединенными усилиями, страдало, после чего под траурные марши сходило с первых полос истории. Швеция была не первой и не последней жертвой этого расклада. Над ней довлел рок неизбежности. smile
  5. +4
    27 августа 2018 14:28
    Отмечают пути людей сокровища, будь торговля, будь грабёж.
    Вот бы такую карту сокровищ посмотреть!
    Но это скорей паутина связей.
    Раз не всё на переплавку, мигрируют и художественные мотивы. А потом неугасаемые споры: где чья лилия, и лилия ли она.
  6. +5
    27 августа 2018 16:10

    Раз "Золотой век Скандинавии", то почему Данию обидели? Самая знаменитая археологическая находка, найденная в Дании — это древнейшая колесница.

    Она была создана умельцами в середине второго тысячелетия до нашей эры. Найдена в Трундхольме . Сокровище нашел крестьянин в 1902 году в одном из болот.Колесница, солнечный диск и конь изготовлены из бронзы и покрыты листовым золотом.
    1. +3
      27 августа 2018 16:17

      А история золотых рогов из Галлехуса - вообще детектив. Их обнаружили в небольшой датской деревне Галлехус, в период между 1679 и 1734 годами.
      Предположительно, рога нашли в разное время, недалеко друг от друга. Эта находка также относилась к культу богов.
      Рога были выполнены из листового золота, каждый весил около трёх килограммов. Поверхность украшали изображения танцующих человечков, всадников, воинов в шлемах, животных, птиц и рыб. Необычность изделиям придавали орнаменты. Исследователи предположили, что люди использовали рога во время сезонных обрядов.
      Эту древнюю находку ждал сложнейший путь испытаний. Вначале рога попали в коллекцию старинных изделий, принадлежавшую королю в Копенгагене. Однако в 1802 году вор, чьё имя теперь известно — Нильс Хейденрейх — похитил золотую находку и переплавил в украшения.
      Благодаря тому, что сохранились зарисовки рогов, в 1979 году были созданы копии золотых изделий.
      В настоящее время их можно увидеть в Национальном Музее Дании, который находится в Копенгагене.
      Существуют версии, что даже копии рогов дважды похищались, но их благополучно возвращали в сокровищницы музея.
    2. +3
      27 августа 2018 16:37
      Потому, что колесница это бронзовый век!
      1. +1
        27 августа 2018 18:34
        Колесницу я упомянул в плане того, что Вы назвали "до викингов", а рога?
        1. +2
          27 августа 2018 19:19
          Будет и про рога и про колесницу. Планируется книга про бронзовый век...
          1. +1
            27 августа 2018 20:36
            Можно ли надеяться на авторский экземпляр с инскриптом? Содержание последнего - на Ваше усмотрение.
            1. +4
              27 августа 2018 21:13
              Можно ли надеяться на авторский экземпляр с инскриптом? Содержание последнего - на Ваше усмотрение.

              Дайте два! fellow Первый инскрипт: "Умнейшему человеку, с которым мы имели честь общаться, первому, который сумел объяснить тайну штыка на "трехлинейке" good . А второй: "Микадо, тому, из кого сценарист боевиков-мюзиклов, как из стейка - фугас!" drinks
            2. +1
              27 августа 2018 22:40
              Конечно, о чем речь. Дело за малым. Написать и издать! Одна книга у меня лежала год в издательстве. Другая три года!
              1. 0
                27 августа 2018 22:45
                Нужен серьезный спонсор.
                1. 0
                  27 августа 2018 22:58
                  Нет, дело не в спонсорах. Всему голова интересы издательства и его редактора.
                  1. 0
                    27 августа 2018 23:13
                    А если обратиться в несколько издательств?
                    1. +2
                      28 августа 2018 14:50
                      Эксмо и Аст объединились! Кто против них и кто заплатит больше?
                      1. 0
                        28 августа 2018 20:52
                        "Махаон" может быть?
  7. 0
    29 августа 2018 06:07
    3x3zsave,
    С ним бесполезно работать.