Дуэль в Русской императорской армии. Часть 1

Есть разные версии появления дуэли (поединка) как радикального способа решения межличностных проблем в ходе рыцарских поединков и турниров. Особенно преуспела в этом Западная Европа, где было немало странствующих рыцарей со своими доморощенными правилами поединков в защиту своей чести, жизни и личного достоинства. Со временем стали браться за оружие не только для защиты поруганной чести или доброго имени. Нередко в основе смертельных схваток уже искали личную материальную выгоду, или защищали свои права в судебном поединке. Однако в том или ином виде всегда присутствовала личная обида, оскорбленное достоинство либо голословное обвинение. В любом случае такое оскорбление, как считалось, нельзя было измерить в денежном эквиваленте и оставался лишь один путь – смыть нанесенное оскорбление кровью обидчика. Наибольшее распространение такие поединки получили во Франции, которую многие считают родиной дуэли. В те годы даже монархи использовали свое право на поединок, если была затронута их честь и достоинство. Ярким примером может служить история личного конфликта между императором Священной Римской империи Карлом V и французским королем Франциском I.

В 1526 году император назвал короля бесчестным человеком. В ответ Франциск I вызвал обидчика на дуэль. Поединок не состоялся, но авторитет французских дуэлянтов значительно вырос. Как считают, именно в те годы берет свое начало история дуэли как поединка в защиту чести и личного достоинства. Число дуэлей росло год от года. Во второй половине XVI века во Франции происходило в год до тысячи дуэлей со смертельным исходом. А общее число дуэлей в отдельные годы доходило до 20 тысяч. Поединки стали обыденным явлением во французском обществе, а затем и в других европейских странах.

Как появилась дуэль в России


Само слово дуэль иностранного происхождения - от латинского duellum и французского duel, что в переводе на русский язык означало "поединок" или "борьба двоих". В Россию поединок в форме западноевропейской дуэли пришел во второй половине XVII века, когда в Москве образовалась знаменитая Немецкая слобода. Здесь жили выходцы из многих стран Европы, сохраняя верность традициям и привычкам своей родины. В известном смысле, через Немецкую слободу открылся путь проникновения иностранных обычаев, традиций и нравов в патриархальную русскую жизнь. Оказались среди них и дуэльные традиции в защиту чести и достоинства в привилегированной среде высшего сословия. В 1666 году в этой московской слободе состоялся, как принято считать, первый на Руси поединок по европейским правилам. Поводом для него стала хмельная ссора во время застолья в честь именин царя Алексея Михайловича. А затеяли весь этот переполох два иноземца. Ссора случилась между командиром Бутырского полка полковником шотландцем Гордоном и английским майором Монтгомери. Дуэль обошлась без тяжелых последствий. Однако отвечавшие за порядок и спокойствие в Немецкой слободе десятские получили наказ не допускать впредь поединков, смертоубийств и драк. Кстати, эти строгости и ограничения на вспыльчивого Гордона не подействовали. Следом он вызвал на дуэль генерал-майора Трауернихта, который осмелился поучать полковника как ему командовать полком. После вмешательства царя поединок не состоялся. На карьере будущего соратника Петра I дуэльные истории не сказались. Гордон спустя время получил чины генерала и контр-адмирала.

Однако за пределами Немецкой слободы дуэли были крайне редким событием. Обычно за причиненные обиды с челобитной шли к воеводам или даже к самому царю. Но чтобы на корню пресечь даже сами помыслы о дуэлях, царевна Софья в своем указе от 25 октября 1682 года особо отметила запрет поединков, одновременно разрешив всем служилым людям Московского государства ношение личного оружия.

Однако, есть и несколько иная версия появления дуэлей на Руси. По мнению А. Богданова, иностранцы, приезжавшие в нашу страну в начале XVII века, сами удивлялись большому количеству поединков среди обитателей Немецкой слободы. Правда, в ту пору там собирались самые разные иноземцы-авантюристы из многих европейских стран. Публика была та еще. Всех их привлекали выгодные условия русской службы и почтительное отношение к выходцам из других стран. Русских же не смущало, что среди них было немало иноверцев и носителей другой культуры, порой, чуждой по своим традициям, обычаям и правилам поведения. Например, это касалось и использования самого распространенного способа вызова на поединок - удар по лицу обидчика с последующим выхватыванием клинков. Случалось, что и русские бились на дуэлях между собой и значительно реже - с иноземцами. Кстати, каждый случай такого поединка подлежал расследованию в Иноземном приказе, ведавшем иностранными наемниками, принятыми на русскую службу.

Строгость наказания дуэлянтов не останавливала

Стремясь перенять в Европе все лучшее и передовое, царь Петр I старался пресечь проникновение в русскую жизнь существовавших там негативных порядков и правил. Такие ограничения в полной мере относились и к дуэлям. В принятом в 1706 году «Кратком Артикуле» под страхом смертной казни запрещались любые поединки. Артикулом было определено, что сами дуэлянты, их секунданты и даже случайные свидетели, если они не сообщили вовремя о поединке, приговаривались к смертной казни. В 1715 году был издан «Устав Воинский», куда вошли «Патент о поединках и начинании ссор» и «Артикул Воинский». Эти документы предусматривали, что приготовление к дуэли и само участие в ней карались смертной казнью через повешение. Наказанию подвергался даже погибший в поединке – его подвешивали за ноги. Царь-реформатор пресекал дуэли еще тогда, когда они не укоренились в обычаях русского общества. Среди «поединщиков» еще не встречались русские фамилии, а уже принимались законы, запрещающие дуэль под страхом смертной казни. Впрочем, как часто случалось на Руси, тяжесть наказания часто компенсировалась неисполнением закона. Как подтверждает история, ни при Петре Великом, ни после него никто не был осужден к смертной казни за убийство противника в поединке и уж тем более за какое-либо участие в дуэли. Хотя вся правовая база для этого уже существовала.

Так, листая «Патент о поединках и начинании ссор», узнаем, что даже просто за вызов на дуэль полагалось лишение всех чинов и частичная конфискация имущества. Еще строже был спрос за выход на поединок и обнажение оружия. За это полагалась смертная казнь с полной конфискацией имущества. Секунданты тоже подлежали такому же строгому наказанию.

«Артикул воинский» 1715 года еще более ужесточил ответственность за дуэли. Этому было посвящено две статьи (артикулы 139 и 140). Отметим, что петровские запретные нормы против поединков действовали до 1787 года и ни разу (!) за эти годы не применялись. Не потребовалось. Да и само русское патриархальное общество отвергало и осуждало эту смертельную заморскую забаву. Лишь во времена Екатерины II среди дворянской молодежи стал формироваться интерес к иноземной форме защиты чести и достоинства в поединках с оружием в руках.

Дворянская молодежь, сохраняя верность престолу и присяге, разбирательство нанесенных обид и защиту чести и личного достоинства все больше предпочитала проводить без судебного и административного вмешательства государства. Офицеры, всегда являвшиеся опорой трона, жили и служили по веками формировавшимися порядкам, писанным и неписанным правилам. Позднее генерал Л. Корнилов все это красиво сформулировал в своем жизненном кредо: «Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому».

Постепенно дуэли стали причинять все больше беспокойства для власти. В 1787 году Екатерина II вынуждена была обнародовать «Манифест о поединках». Дуэли прямо были названы «чужестранным насаждением» и причислены к военно-уголовным преступлениям. В случае ранения или гибели дуэлянтов они подвергались наказанию за умышленное убийство или причинение ран и увечья. Если же поединок завершался бескровно, обидчику полагалась ссылка «на вечное поселение» в Сибирь. Позже ссылку заменили разжалованием в рядовые и заключением в крепость. На всех участников, включая секундантов, налагался крупный денежный штраф.

Однако строгость наказания не способствовало снижению числа поединков и принимавших в них участие. Но фактически их стало еще больше после заграничных походов русской армии в 1813 - 1814 годах. Дуэль в качестве сословного и эффективного средства защиты чести и достоинства оказалась востребованной в офицерском сообществе. Поэтому при Николае I запрет на дуэли был подтвержден в 1832 году в «Своде законов уголовных», а также в 1839 году в «Уставе военно-уголовном».

Суды обществ офицеров как регулятор взаимоотношений

Одни лишь запрещающие и карающие меры не смогли искоренить поединки в армейской среде. Было решено для разбирательства конфликтов между военными чинами создать особые суды при существовавших обществах офицеров. В 1863 году в полках и отдельных батальонах были созданы суды обществ офицеров. При них стали функционировать советы из числа офицеров-посредников. На эти советы из 3-5 выборных штаб-офицеров возлагались обязанности по выяснению причин и обстоятельств ссор, причиненных обид и нанесенных оскорблений. Если были затронуты честь и личное достоинство офицера и попытки примирения сторон не дали результата, то разрешалось проведение поединка. При этом за нанесенное оскорбление или заведомую клевету обидчик призывался к ответу на поединке с оружием в руках. Такая дуэль считалась законной, поскольку строго регламентировалась определенными правилами, позже представленными в виде дуэльных кодексов. Такие кодексы в Российской империи существовали в разных версиях с определенными различиями в порядке и условиях проведения поединка. Общепринятого Дуэльного кодекса в империи не существовало.

В качестве наиболее полного и соответствовавшего реалиям было принято определение дуэли, сформулированное русским военным писателем П. Швейковским. "Поединок, - писал он, - есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя".
По мнению В. Хандорина, из этого определения можно выделить основные признаки классического поединка (дуэли):
1) цель дуэли – ответное действие на нанесенное оскорбление, причиненную обиду или задетую честь офицера;
2) количество участников дуэли - только двое (оскорбленный и его обидчик);
3) средство дуэли - смертоносное холодное или огнестрельное оружие;
4) наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению каждым участником поединка, включая секундантов.

При этом все понимали, что дуэль с точки зрения справедливости и правоты ничего не доказывала. Это отражалось в той или иной мере во всех дуэльных кодексах. "Основной принцип и назначение дуэли, - разъяснял кодекс, - решать недоразумения между отдельными членами общей дворянской семьи между собой, не прибегая к посторонней помощи". Не имела дуэль и судебного смысла, поскольку она далеко не всегда служила наказанием виновнику ссоры или конфликта. "Дуэль служит, - указывалось в дуэльном кодексе, - способом отмщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменить органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права".

В Российской империи существовали разные взгляды и оценки дуэлей, как общественных явлений, характерных в большей мере офицерской среде. При этом было немало сторонников точки зрения, что дуэль есть не что иное, как «самосудная расправа». Такое толкование имело под собой и некоторые юридические основания. Во-первых, поединки (дуэли) были официально запрещены законодательством империи. Во-вторых, они носили противоправный характер, поскольку проводились, как правило, тайно и сам факт поединка скрывался от официального правосудия. В-третьих, все дуэльные кодексы, применявшиеся регламенты, порядки и правила имели неофициальный статут. Лишь в период правления императора Александра III были утверждены "Правила разбирательства ссор, случившихся в офицерской среде" (введены приказом по Военному ведомству N18 от 20 мая 1894 года). И только с той поры в Российской империи впервые были легализованы поединки среди офицеров.

Продолжение следует...

Автор:
Михаил Сухоруков
Использованы фотографии:
https://cont.ws/@ahlin8/220541
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

34 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Vard Офлайн
    Vard 27 августа 2018 05:46
    +9
    Я знал многих... Кто не смог пережить оскорбления... Будучи излишне честными... Они не смогли написать донос и потом спились и умерли.... Так что дуэль не только отнимала жизни... Но и спасала...
    1. polpot Офлайн
      polpot 27 августа 2018 06:14
      +5
      Очень дельная мысль , может быть Вы и правы.
  2. vladcub Офлайн
    vladcub 27 августа 2018 07:13
    +3
    Насколько , знаю не смотря на все"Артикулы воинские" дуэли при Петре1 случались и никто не был осужден. Кажется в книге Недужкина"Фискалы Петра Великого" упоминается дуэль Памбурга и еще кого-то. Царь Петр вначале осерчал, а потом простил.
    1. Котище Офлайн
      Котище 27 августа 2018 07:58
      +5
      Утро доброе тезка!
      Петр Великий, был весьма неоднозначной личностью. Кое-где мог наступить себе на горло и поступить по закону (например казнь князя Гагарина), а в кое-чем мог обойтись первым попавшимся поленом или тростью (классичекий пример Меньшиков), либо вобще простить (Татищев). Сегдня мы бы сказали - человек настроения!
      Наиболее ярко характер Петра показан фильмах "Петр Великий" по книге Толстого и про женитьбу Арапа Петра Великого (название фильма запамятовал).
  3. Boris55 Офлайн
    Boris55 27 августа 2018 07:26
    +2
    Вот таким не замысловатым образом выбивалась элита общества...
    Господа с жиру беситься изволили.

    То-то в народе. Набили друг-другу морды лица, потом вместе выпили, закусили и лучшими друганами стали.


    1. 3x3zsave Офлайн
      3x3zsave 27 августа 2018 07:59
      +7
      "Как упоительны в пустыне вечера!" good
    2. Котище Офлайн
      Котище 27 августа 2018 08:20
      +8
      Извините уважаемый Борис, хотя я Ваш пассаж и оценил "+", а карикатура реально улыбнула, но рисование "пасхальной Руси" - это все-таки большое заблуждение! Про
      морду набили, выпили, закусили, стали друганами

      Как и цитата Автора
      В известном смысле, через Немецкую слободу открылся путь проникновения иностранных обычаев, традиций и нравов в патриархальную русскую жизнь. Оказались среди них и дуэльные традиции в защиту чести и достоинства в привилегированной среде высшего сословия.

      Право судебного поединка, было закреплено еще Русской правдой. В Псковском списке - это право было распространено даже женщин, которая могла выставить вместо себя бойца.
      Так что, в глазах современников дуэль изначально был ничем иным как самосуд. Тем более дореволюционный историк права Юдачев в своем учебнике "История права" отмечал, что последние судебные поединки с орудием приходятся на начало правления Петра I.
      Осмелюсь предположить, что изменение правовых норм и упразднение "судебных поединков", стало следствием принятия обычаев "дуэли"!
      В остальном я с Вами согласен, только фамилии Пушкина и Лермонтова заставляют задуматься о целесообразности дуэли, как таковой!
    3. виктор н Офлайн
      виктор н 7 сентября 2018 15:12
      0
      В те, старопрежние времена, ещё реально существовали такие категории как "ДОСТОИНСТВО" и "ЧЕСТЬ". С кем зря не бились. Принято было за слова отвечать. На Х не посылали - за это общество и без дуэлей строго спрашивало - с такими переставали общаться вообще. Не то, что сейчас в комментах - даже первых лиц государства облыжно обвиняют, а модераторы при этом только ухмыляются, Честь, господа офицеры - это не фунт изюма.
  4. Рони Офлайн
    Рони 27 августа 2018 09:41
    +3
    Трудно однозначно оценить дуэли.
    "Хорошо, если знаешь - откуда стрела,
    Хуже - если по-подлому, из-за угла."

    Всегда найдётся кто-то и воспользуется в корыстных целях, как ловушкой, и лучшие попадутся. С другой стороны, иногда все прочие выходы хуже (извечная месть, или потерять лицо, сломаться и спиться, не всем хватает силы и веры, даже сильным и лучшим, тем более им).
    Но и строгости и запреты нужны, иначе, действительно, самосуд.
  5. Korsar4 Офлайн
    Korsar4 27 августа 2018 10:04
    +4
    Романтизировать дуэли не стоит. А вот готовым быть необходимо к тому, что принято в круге общения.

    И литература пронизана дуэлями не только потому, что событие привлекает внимание. А было их изрядно.

    Вся же неприглядность дуэлей в «Поединке» Куприна.
  6. sivuch Офлайн
    sivuch 27 августа 2018 10:38
    +2
    НЯЗ , в допетровской России судебные поединки практиковали довольно часто , но с очень важной поправкой - вместо себя можно было выставить наемного бойца . В 17 веке ,опять же , НЯЗ , такие поединки прекратились .
    С 18 века , уже при Анне , дуэли постепенно становятся все более частым явлением , но практически все - только на шпагах и смертельные исходы были сравнительно редки
    1. Korsar4 Офлайн
      Korsar4 27 августа 2018 10:49
      +2
      Как в "Князе Серебряном" боярин Морозов Митьку выставил.
    2. Дирижер Офлайн
      Дирижер 27 августа 2018 20:19
      +2
      Шпага, довольно таки опасное оружие, если ранение в корпус .
      1. Михаил Матюгин 29 августа 2018 21:53
        0
        Цитата: Дирижер
        Шпага, довольно таки опасное оружие, если ранение в корпус

        Шпага, да если ещё + кинжал, - это смертельное сочетание, "держать" такую пару может только человек со шпагой и кинжалом + навыком их владение.
  7. Хозяин Трилобита 27 августа 2018 11:50
    +10
    Вспомнилось smile
    Не важно то, что вас нечаянно задели,
    Не важно то, что вы совсем не из задир,
    А важно то, что в мире есть ещё дуэли,
    На коих держится непрочный этот мир!..
    Не важно то, что вы в итоге не убиты,
    Не важно то, что ваша злость пропала зря,
    А важно то, что в мире есть ещё обиды,
    Прощать которые обидчику нельзя!..
    Не важно то, что вас мутит от глупой позы,
    Не важно то, что вы стреляться не мастак,
    А важно то, что в жизни есть ещё вопросы,
    Решить которые возможны только так!..
    Не важно то, что для дуэли нет причины,
    Не важно то, что ссора вышла из-за дам,
    А важно то, что в жизни есть ещё мужчины,
    Которым совестно таскаться по судам!..
    (с) Леонид Филатов

    В детстве, я помню, у нас был тоже некоторый ритуал в случае возникновения "неустранимых разногласий" - мы вызывали друг друга "на травку" один на один. Как только "дуэль" переходила в возню в партере, "дуэлянты" обычно разнимались. Расходились в итоге все удовлетворенные и со взаимным уважением. smile
    А потом все вдруг резко и для меня как-то даже неожиданно поменялось: доблестью стало считаться спровоцировать конфликт, вызвать противника, отвести в сторонку, где ждет готовая к развлечению компания и "отдуплить" жертву до бессознательного состояния одного всей кодлой. Это был конец 80-х. Как и почему произошел этот слом не знаю. sad Перестройка, однако...
    1. Korsar4 Офлайн
      Korsar4 27 августа 2018 12:33
      +6
      Не потому же, что сначала Дюма читали, а потом на Ирвинга Шоу перешли.

      Наверное, у каждого десятелетия есть свои особенности.

      Но опять же, все от круга чтения и круга общения.
      1. Хозяин Трилобита 27 августа 2018 14:25
        +5
        Цитата: Korsar4
        Не потому же, что сначала Дюма читали, а потом на Ирвинга Шоу перешли.

        В момей деревне Дюма читали все. А вот Ирвинга Шоу не читали точно. smile
        Меня больше всего поразило то как резко и сразу изменились мои сверстники-друзья, которых знал с пеленок как облупленных, с которыми дружил, мечтал, дрался... И вдруг резко всего этого - раз! - и не стало. Чужие люди, разные ценности, цели в жизни... Отец мне тогда сказал, что это мы повзрослели... Наверное, он прав.
        1. Korsar4 Офлайн
          Korsar4 27 августа 2018 14:41
          +2
          «Тяжело менять кожу» (с).

          Все мы меняемся.

          Но
          «Становясь капитаном
          Храните матроса в себе» (с).
    2. Кошница Онлайн
      Кошница 27 августа 2018 12:55
      +2
      Там много вариантов было всегда, толпой с отводом в сторонку и волосатики в 70-х годах баловались.
    3. kakvastam Офлайн
      kakvastam 27 августа 2018 12:58
      +3
      Да, у нас тоже принято было драться только один на один.
      Демократия началась позже, я её уже не застал.
    4. Рони Офлайн
      Рони 27 августа 2018 14:55
      +3
      Теперь такие выяснения отношений среди школьников на телефоны снимаются, чтобы собрать лайки в соцсетях.
      Но всё же, в каждом десятилетии, веке есть и понятия чести, и есть показуха, пусть и выражения у них разные.
      Ваши ключевые слова: "Расходились в итоге все удовлетворенные и со взаимным уважением" и "готовая к развлечению компания", мотивы.

      Но только ли в книгах дело.
      1. Котище Офлайн
        Котище 27 августа 2018 21:32
        +2
        По анталогиям "полюбовных стенок"!
        У моего отца, над левым глазом был шрам, от удара цепью!
        Так на гамаюнщине, была более вековая традиция молодежи сходится в условных местах между населенными пунктами и выяснять, кто настоящий гамаюн, а кто зобан. Причем первая стычка между Верхниесергинскими и Нижнесергинскими гамаюнами официально задокументирована и приходится аж на 1854 год, на горе Кабатской. Последнее силовое выяснение кто гамаюнистее на свете, произошло в 1978 году, на студеном ключике. Закончилось тогда смертоубийством, пускай случайно, но после этого случая милиция пресекала подобные поползновения на корню.
        Так отец мне рассказывал, что подобных стенках на стенку резались до двух сотен человек с каждой стороны, до первой крови, лежащего не били. Хотя правила иногда нарушали. О чем говорил его шрам. В принципе, участие в подобных склоках в прследние годы выступало в качестве некой инсенуации. Хотя иногда могли даже в партию не принять, за подозрение в участии в подобных забавах!
        С уважением, Котище!
        1. Korsar4 Офлайн
          Korsar4 27 августа 2018 21:52
          +3
          Инсинуации или инициации?

          Всегда было территориальное деление: «Погнали наши городских».

          А у молодёжи это как отработка инстинктов защиты территории.
    5. Дырокол Онлайн
      Дырокол 28 августа 2018 05:31
      +2
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Перестройка, однако...

      Перестройка не при чем. Это влияние "хозяйских", слишком много молодежи прошло через зону, где такие манеры в порядке вещей, плюс произошло смешение населения, сносили бараки и заселяли новые жилмассивы и "синие" стали формировать новые порядки.
  8. kakvastam Офлайн
    kakvastam 27 августа 2018 12:54
    +5
    Запрет дуэлей - часть государственной монополии на насилие.
    С одной стороны, это защищает граждан, с другой - лишает их способности самостоятельно защищать свои интересы и свою честь. Особенно плохо, что этот запрет доведён уже до абсурда - запрещены не только поединки летальным оружием, но и элементарный мордобой. В результате для законопослушных граждан остаётся единственный способ ответить на оскорбление - сделать вид, что его не было. Но мало что уродует человека сильнее, чем проглоченное унижение, вот и получаем на выходе толпу подавленных особей, а это - кадровый резерв новых чикатил...
    1. Котище Офлайн
      Котище 27 августа 2018 21:46
      +1
      Почему единственный выход? Судьбу мы определяем сами - своими поступками...
      Как говорил классик "К мести необходимо подходить творчески, так как заведомо месть блюдо холодное"!
      Варианты кидать не буду, но был бы повод, а тапок всегда найдется!!!
  9. BAI Офлайн
    BAI 27 августа 2018 13:57
    +1
    Ну конечно, раскаленное железо в руках держать (как в старину) - это не для дворянских ручек. Прогресс юриспруденции, однако.
    1. Котище Офлайн
      Котище 27 августа 2018 21:36
      +2
      Да ну, мне больше всегда нравилось испытание водой! Всплыл - виновен и на кол, не всплыл - упокой невинную душу праведника!
      1. Korsar4 Офлайн
        Korsar4 27 августа 2018 21:54
        +2
        Уверенность в правде дорого стоит.

        Можно просто рис жевать.

        А для нас:

        «Их клятва - да будет нам стыдно» (с).
  10. слава1974 Офлайн
    слава1974 27 августа 2018 20:42
    +5
    У нас в бригаде, в одном из батальонов, два старлея ухаживали за одной девушкой, начальником столовой. В конце концов решили устроить дуэль. Один был дежурным по батальону, другой начальником караула. Пошли на спортгородок, отмерили дистанцию, секундантов правда не взяли, и давай палить друг в друга.Романтические дураки. К счастью оба плохо стреляли из пистолета, раненые, но живые. Комбригу когда доложили, он был в шоке.Было это в начале 2000-х годов в Северо-Кавказском округе.Дело замяли на уровне командующего округом.Наверное все-таки с давних времен осталось уважение к мужикам, не боящимся дуэли, пусть даже и из-за неразделенной любви.
    1. Кошница Онлайн
      Кошница 27 августа 2018 20:47
      +5
      Булкохрусты несчастные!
      wassat
      Истинные сталинисты писали бы друг на друга доносики! bully
      1. Korsar4 Офлайн
        Korsar4 27 августа 2018 21:56
        +2
        Нельзя «в старые меха наливать молодое вино».
    2. курвиметр Офлайн
      курвиметр 28 августа 2018 05:29
      +2
      Жаль, что замяли...За такую "романтику" и "уважение" средство только одно - трибунал. Не для отстрела друг друга "государевы человеки" содержатся. Если у военного, тем более, офицера, нет в голове понимания своей сверхзадачи - зачем такой нужен армии, государству, Родине, наконец...
      1. виктор н Офлайн
        виктор н 7 сентября 2018 15:30
        0
        И Вы тоже правы!
        В роду брат прадеда, Николай Горбов, в 1911 на дуэли погиб. Когда узнал, первоначально не поверил, что в то время ещё дуэли были.