«Шушпанцеры» Украины. Часть 4. КрАЗы

Судьба ЧАО "КрАЗ", как производителя тяжелых военных грузовиков на Украине, незавидна – с начала 2018 года ВСУ заказали всего 100 машин. В сытные годы на нужды АТО закупали по 800 грузовиков ежегодно. Сейчас нишу занимают иномарки, в том числе и соседский МАЗ, отличающийся гораздо более современной продукцией и гибкостью в производстве. По словам гендиректора Кременчугского автозавода Романа Черняка, сейчас автопроизводитель как никогда близок к банкротству – один только «Ощадбанк» требует через суд 1 млрд. гривен! Гибель КрАЗа станет последним гвоздем в крышку гроба украинского автопрома полного цикла. До этого тихонько и без почестей похоронили ЛАЗ, ЛуАЗ, ЗАЗ и мотоциклетные заводы КМЗ с ЛМЗ. Лебединой песней может стать бронированный КрАЗ‑6322, предназначенный для широко разрекламированной самоходной гаубицы «Богдана», у которой либо 152-мм орудие, либо расточенное под «натовский» калибр 155-мм. Двигатель, кстати, вполне может быть ярославский турбодизель ЯМЗ, мощностью от 380 до 420 л.с.










Бронированное шасси КрАЗ‑6322 с двойной кабиной и её внутреннее убранство. База для очередной украинской "вундервафли" САУ "Богдана".

С началом гражданской войны руководство ЧАО "КрАЗ" сделало всё возможное, чтобы насытить ВСУ техникой собственной разработки. И, естественно, это стало хорошим заработком - "кому война, а кому мать родна". В серию пошли различные броневики типа "Халк", "Фиона", "Кугуар", но это тема для отдельного рассказа. Массовыми же стали КрАЗы, переоборудованные НПО "Практика" в бронемашины "Крепость на колесах" и "Raptor", собственного изготовления. Вот что с ними стало в зоне АТО.






Безнадежно застрявший и уничтоженный КрАЗ-6322 заводского бронирования от НПО "Практика". Под замес попал не только он.



«Шушпанцеры» Украины. Часть 4. КрАЗы

[center]


Сгоревший КрАЗ Raptor Национальной гвардии под Широкино в 2015 году. Военные жалуются на слабую штатную систему пожаротушения.






А это уже трофейные экземпляры "Крепости на колесах" и Raptor, вставшие в строй армии ЛДНР.






КрАЗ-6322 Raptor на презентации в 2014 году. Машины пошли в НГУ.

Кременчугский "хищник" в снаряженном состоянии весит сразу 21 тонну, берет на борт 24 пехотинца и обладает броней уровня BR6, что защищает машину на дистанции 30 м от "натовских" 7,62х51 мм со стальным сердечником. Вообще украинцы предоставили только полноприводное шасси - съемную бронебудку забронировал Streit Group. Не умел тогда КрАЗ бронировать машины, да и сейчас не умеет - все броневики созданы в коллаборации с иностранцами. Деньги на гражданской войне юго-востока Украины умеют делать не только на родине. Со временем, чиновники по каким-то причинам стали отказываться от бортовой техники КрАЗа в пользу белорусских машин. Вот как характеризует эти грузовики боец АТО. "МАЗ имеет лучшую обзорность и, по сравнению с длинномордым КрАЗом, удобней в городе на поворотах. Раздавить мелкую легковушку в пробке намного меньше шансов, когда ты за рулем именно МАЗа. Что касается комфорта, то КрАЗ оказался более плавным и удобным в дороге, в отличии от минских машин. По техническому обслуживанию обе машины очень неприхотливы, что делает их идеальными для службы. Но самое интересное касается проходимости и отказов. Оказалось, что МАЗ значительно уступает однотипному КрАЗ по проходимости. На неподготовленных или не ровных участках дороги шасси МАЗ ведут себя намного хуже, а также в период зимних морозов у них увеличивается шанс заноса и виляния. За короткое время эксплуатации на МАЗах были выявлены проблемы со сцеплением, больным местом также назвали кабину, где все сделано топорно и с огромными зазорами даже по меркам СССР". В общем, противостояние КрАЗа и МАЗа на украинском фронте продолжается.

Инженеры из Кременчуга снабжают ВСУ и Нацгвардию массой специализированной техники тяжелого класса.









КрАЗ-6322 ПМ-В - машина разминирования, оснащенная краном-манипулятором PALFINGER с тяговым усилием в 12 тонн. В случае шухера СВУ можно дистанционно уложить в бронированную ванну в кузове и уехать. Предлагаются как двух-, так и трехосные варианты.






Автоцистерна АЦ-12-63221 (АЦ-12 на шасси автомобиля "КрАЗ-63221"), разработанная совместно специалистами ГП «45 Экспериментальный механический завод» и ЧАО «АвтоКрАЗ». Цистерна двухсекционная, калиброванная, оборудована сигнализатором наполнения. Номинальная вместимость 12 м3, масса снаряженной автоцистерны не более 14500 кг. Время развертывания автоцистерны из походного положения в рабочее (свертывание с рабочего в производное) не более 10 минут.






Траншейно-котлованная машина на шасси двухосного автомобиля повышенной проходимости КрАЗ-5233НЕ.

[center]


"Водовозка" КрАЗ-5233ВЕ с пятикубовой цистерной.






Собирают "Бастион-01", который должен заменить систему БМ-21 «Град». Трудятся на Шепетовском ремонтном заводе. Пока таких РСЗО в украинской армии единицы.

Это далеко не полный перечень заводского "тюнинга" КрАЗа, но даже во всем своем великолепии он померкнет перед народным украинским творчеством.




В ход идут даже самосвалы с минимальным бронированием. Живут, правда, недолго.





Подбитый и брошенный при отступлении "бронеКрАЗ". И в самом начале недолгой военной "карьеры".







КрАЗы, отремонтированные и бронированные на народные средства для "героев АТО".









Импозантный КрАЗ, очевидно, долго прожил в зоне АТО, раз стал таким востребованным в качестве фотоэкспоната.









Целый "бронепоезд" из одного КрАЗа.




Пара заслуженных старичков из Кременчуга.



Уникальный КрАЗ, который должен был стать тягачом для солдатской бани (длинный полуприцеп), построенной волонтерами. Но проект оказался неактуальным и на фронт пошел только цветной тягач. Подарок готовили 79 аэромобильной бригаде.



Кустарный "шуш" на базе КрАЗ-255Б для 79 бригады ВСУ.

Немного украинского сумасшествия в конце.
[/center]

[center]




















Окончание следует...
Автор:
Евгений Федоров
Использованы фотографии:
twirpx.com, vk.com, bmpd.livejournal.com, lostarmour.info
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Zaurbek Офлайн
    Zaurbek 30 августа 2018 07:04
    -1
    У МАЗа худшая проходимость из-за чего? Развесовка?
    1. BAI Офлайн
      BAI 30 августа 2018 13:56
      +3
      КрАЗ - полноприводный, повышенной проходимости, с централизованным управлением давления в колесах, МАЗ - обычный дорожный грузовик. Их сравнивать по проходимости - как ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
      1. Zaurbek Офлайн
        Zaurbek 30 августа 2018 20:49
        0
        Очнитесь......МАЗ идет в варианте 6х6
        1. Комментарий был удален.
    2. Диверcант Офлайн
      Диверcант 2 сентября 2018 21:53
      +1
      маз плох тем, что он более скоростной (коробка). т.е. на бездорожье или на льду чуть газу и он буксует или в занос.
  2. polpot Офлайн
    polpot 30 августа 2018 08:26
    +4
    Спасибо за статью и фотографии подбитой техники .
    1. Кент0001 Офлайн
      Кент0001 30 августа 2018 08:32
      -1
      Во-во. Именно подбитой.
  3. MoJloT Офлайн
    MoJloT 30 августа 2018 12:12
    +3
    Что же у некоторых руки растут из правильного места, их бы энергию да на благое дело...
  4. Altona Онлайн
    Altona 30 августа 2018 12:43
    +3
    КрАЗ-хорошая машина, просто сейчас её заточили под несвойственные ей функции. Зачем хаять попусту?
  5. Blue Fox Офлайн
    Blue Fox 30 августа 2018 12:47
    +1
    При выборе между МАЗом и КРАЗом для боевых условий при прочих равных мне кажется более логичным второй, всё ж какая-никакая защита при подрыве, ведь не обязательно наехать на мину или фугас, обычного неразорвавшегося добра в зоне боёв как грязи.
  6. Nikolaevich I Офлайн
    Nikolaevich I 30 августа 2018 13:45
    -1
    Что там шушпанцеры ВСУ ! Я опять за Новороссию !
    1. Nikolaevich I Офлайн
      Nikolaevich I 30 августа 2018 13:50
      -1
      Шушпанцеры Новороссии. (продолжение)
      1. Nikolaevich I Офлайн
        Nikolaevich I 30 августа 2018 14:02
        +1
        Ну и наконец,хочу напомнить,что есть и "несамоходные" шушпанцеры !
        "Мобильный" блокпост (прицеп...) ВСУ

        Ответ Новороссии ."Чебуратор" !
        Чуть не забыл ! Бронепоезд Стрелкова...
        1. Nikolaevich I Офлайн
          Nikolaevich I 30 августа 2018 14:09
          -1
          Раз уж о КрАЗ-ах речь зашла...
          1. faiver Офлайн
            faiver 30 августа 2018 15:07
            +2
            а краз здесь каким боком?
          2. Tima62 Офлайн
            Tima62 30 августа 2018 15:11
            +3
            А где КрАЗ? На фото УРАЛ.
            1. Nikolaevich I Офлайн
              Nikolaevich I 30 августа 2018 16:13
              0
              Ну,это маленькая провокация ! В "исходнике" было представлено "КрАЗ"...народ в комментариях возмутился: "Урал" энто! А я решил и вас на внимательность проверить ! tongue
        2. Рекламный паук 30 августа 2018 22:46
          +1
          Не надо дезинформации. На фото не «бронепоезд Стрелкова», а спецлоезд «Байкал», воевавший в Чечне.
      2. faiver Офлайн
        faiver 30 августа 2018 15:08
        +1
        интересно, нива уже развалилась?
  7. Ванёк Офлайн
    Ванёк 30 августа 2018 16:20
    +3
    Ухайдокать 21-ю Волгу...

    ВАНДАЛЫ!!!
  8. CentDo Офлайн
    CentDo 30 августа 2018 17:22
    +1
    Немного украинского сумасшествия в конце

    А точно украинского?) На одном из фото (13-е снизу) у бойца российский флаг на рукаве. Или это трофей?
  9. Вождь краснокожих 30 августа 2018 20:21
    +1
    Интересная тема поднята. Автор будет делать продолжение? Я имею ввиду шушпанцеры Нлвороссии? Нсли верить фотоотчетас лосармоса, у ополченцев их было гораздо больше.
    1. Евгений Федоров 31 августа 2018 05:40
      +1
      Будет еще одна часть про иномарки. Позже соберем материал о ЛДНР.
  10. Диверcант Офлайн
    Диверcант 2 сентября 2018 22:01
    0
    шушпанцер явление от бедности\безысходности и отсутствия возможностей. для ЛДНР как недогосударств (процесс формирования государственности не закончен) это явление в принципе простительно и даже похвально. Так как народ борется за независимость всем чем может. И все что можно для победы идет в дело. А вот для территории которая раньше называлась Украина это позор. так как имея развитую промышленность в начале самостийности, все похерели и вынуждены лепить всякую хрень. понтов то много.
  11. Нормаль ок Офлайн
    Нормаль ок 8 сентября 2018 15:52
    0
    Автор! Какое отношение понятие шушпанцер имеет к серийным заводским КРАЗам? Изучите происхождение термина. Хотя, для пропаганды годиться.