«Шушпанцеры» Украины. Часть 4. КрАЗы

29
Судьба ЧАО "КрАЗ", как производителя тяжелых военных грузовиков на Украине, незавидна – с начала 2018 года ВСУ заказали всего 100 машин. В сытные годы на нужды АТО закупали по 800 грузовиков ежегодно. Сейчас нишу занимают иномарки, в том числе и соседский МАЗ, отличающийся гораздо более современной продукцией и гибкостью в производстве. По словам гендиректора Кременчугского автозавода Романа Черняка, сейчас автопроизводитель как никогда близок к банкротству – один только «Ощадбанк» требует через суд 1 млрд. гривен! Гибель КрАЗа станет последним гвоздем в крышку гроба украинского автопрома полного цикла. До этого тихонько и без почестей похоронили ЛАЗ, ЛуАЗ, ЗАЗ и мотоциклетные заводы КМЗ с ЛМЗ. Лебединой песней может стать бронированный КрАЗ‑6322, предназначенный для широко разрекламированной самоходной гаубицы «Богдана», у которой либо 152-мм орудие, либо расточенное под «натовский» калибр 155-мм. Двигатель, кстати, вполне может быть ярославский турбодизель ЯМЗ, мощностью от 380 до 420 л.с.











Бронированное шасси КрАЗ‑6322 с двойной кабиной и её внутреннее убранство. База для очередной украинской "вундервафли" САУ "Богдана".

С началом гражданской войны руководство ЧАО "КрАЗ" сделало всё возможное, чтобы насытить ВСУ техникой собственной разработки. И, естественно, это стало хорошим заработком - "кому война, а кому мать родна". В серию пошли различные броневики типа "Халк", "Фиона", "Кугуар", но это тема для отдельного рассказа. Массовыми же стали КрАЗы, переоборудованные НПО "Практика" в бронемашины "Крепость на колесах" и "Raptor", собственного изготовления. Вот что с ними стало в зоне АТО.






Безнадежно застрявший и уничтоженный КрАЗ-6322 заводского бронирования от НПО "Практика". Под замес попал не только он.



«Шушпанцеры» Украины. Часть 4. КрАЗы

[center]


Сгоревший КрАЗ Raptor Национальной гвардии под Широкино в 2015 году. Военные жалуются на слабую штатную систему пожаротушения.






А это уже трофейные экземпляры "Крепости на колесах" и Raptor, вставшие в строй армии ЛДНР.






КрАЗ-6322 Raptor на презентации в 2014 году. Машины пошли в НГУ.

Кременчугский "хищник" в снаряженном состоянии весит сразу 21 тонну, берет на борт 24 пехотинца и обладает броней уровня BR6, что защищает машину на дистанции 30 м от "натовских" 7,62х51 мм со стальным сердечником. Вообще украинцы предоставили только полноприводное шасси - съемную бронебудку забронировал Streit Group. Не умел тогда КрАЗ бронировать машины, да и сейчас не умеет - все броневики созданы в коллаборации с иностранцами. Деньги на гражданской войне юго-востока Украины умеют делать не только на родине. Со временем, чиновники по каким-то причинам стали отказываться от бортовой техники КрАЗа в пользу белорусских машин. Вот как характеризует эти грузовики боец АТО. "МАЗ имеет лучшую обзорность и, по сравнению с длинномордым КрАЗом, удобней в городе на поворотах. Раздавить мелкую легковушку в пробке намного меньше шансов, когда ты за рулем именно МАЗа. Что касается комфорта, то КрАЗ оказался более плавным и удобным в дороге, в отличии от минских машин. По техническому обслуживанию обе машины очень неприхотливы, что делает их идеальными для службы. Но самое интересное касается проходимости и отказов. Оказалось, что МАЗ значительно уступает однотипному КрАЗ по проходимости. На неподготовленных или не ровных участках дороги шасси МАЗ ведут себя намного хуже, а также в период зимних морозов у них увеличивается шанс заноса и виляния. За короткое время эксплуатации на МАЗах были выявлены проблемы со сцеплением, больным местом также назвали кабину, где все сделано топорно и с огромными зазорами даже по меркам СССР". В общем, противостояние КрАЗа и МАЗа на украинском фронте продолжается.

Инженеры из Кременчуга снабжают ВСУ и Нацгвардию массой специализированной техники тяжелого класса.









КрАЗ-6322 ПМ-В - машина разминирования, оснащенная краном-манипулятором PALFINGER с тяговым усилием в 12 тонн. В случае шухера СВУ можно дистанционно уложить в бронированную ванну в кузове и уехать. Предлагаются как двух-, так и трехосные варианты.






Автоцистерна АЦ-12-63221 (АЦ-12 на шасси автомобиля "КрАЗ-63221"), разработанная совместно специалистами ГП «45 Экспериментальный механический завод» и ЧАО «АвтоКрАЗ». Цистерна двухсекционная, калиброванная, оборудована сигнализатором наполнения. Номинальная вместимость 12 м3, масса снаряженной автоцистерны не более 14500 кг. Время развертывания автоцистерны из походного положения в рабочее (свертывание с рабочего в производное) не более 10 минут.






Траншейно-котлованная машина на шасси двухосного автомобиля повышенной проходимости КрАЗ-5233НЕ.

[center]


"Водовозка" КрАЗ-5233ВЕ с пятикубовой цистерной.






Собирают "Бастион-01", который должен заменить систему БМ-21 «Град». Трудятся на Шепетовском ремонтном заводе. Пока таких РСЗО в украинской армии единицы.

Это далеко не полный перечень заводского "тюнинга" КрАЗа, но даже во всем своем великолепии он померкнет перед народным украинским творчеством.




В ход идут даже самосвалы с минимальным бронированием. Живут, правда, недолго.





Подбитый и брошенный при отступлении "бронеКрАЗ". И в самом начале недолгой военной "карьеры".







КрАЗы, отремонтированные и бронированные на народные средства для "героев АТО".









Импозантный КрАЗ, очевидно, долго прожил в зоне АТО, раз стал таким востребованным в качестве фотоэкспоната.









Целый "бронепоезд" из одного КрАЗа.




Пара заслуженных старичков из Кременчуга.



Уникальный КрАЗ, который должен был стать тягачом для солдатской бани (длинный полуприцеп), построенной волонтерами. Но проект оказался неактуальным и на фронт пошел только цветной тягач. Подарок готовили 79 аэромобильной бригаде.



Кустарный "шуш" на базе КрАЗ-255Б для 79 бригады ВСУ.

Немного украинского сумасшествия в конце.
[/center]

[center]




















Окончание следует...
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    30 августа 2018 07:04
    У МАЗа худшая проходимость из-за чего? Развесовка?
    1. BAI
      +4
      30 августа 2018 13:56
      КрАЗ - полноприводный, повышенной проходимости, с централизованным управлением давления в колесах, МАЗ - обычный дорожный грузовик. Их сравнивать по проходимости - как ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
      1. 0
        30 августа 2018 20:49
        Очнитесь......МАЗ идет в варианте 6х6
        1. Комментарий был удален.
    2. +1
      2 сентября 2018 21:53
      маз плох тем, что он более скоростной (коробка). т.е. на бездорожье или на льду чуть газу и он буксует или в занос.
    3. +1
      29 сентября 2018 15:45
      Цитата: Zaurbek
      У МАЗа худшая проходимость из-за чего?

      Назначение. Первый МаЗ 501 повышенной проходимости не устроил армию:"В начале 1950-х годов на Минском автозаводе активно занимались разработкой различных вариантов базового 7-тонного МАЗ-200 (изначально – ярославского ЯАЗ-200). В частности, в 1951 г. начали разработку полноприводного бортового автомобиля МАЗ-501 (4х4), предназначавшегося в первую очередь для армии. Модель получила раздаточную коробку и передний ведущий мост. А в результате получилась довольно оригинальная машина,далёкая от требований Армии. Вот отсюда и идёт разница требований к МаЗ и другим армейским автомобилям.
      http://www.gruzovikpress.ru/article/9414-istoriya-bolshegruznyh-polnoprivodnyh-gruzovikov-maz-501-maz-501v-maz-502-pervenets/
  2. +5
    30 августа 2018 08:26
    Спасибо за статью и фотографии подбитой техники .
    1. -1
      30 августа 2018 08:32
      Во-во. Именно подбитой.
  3. +3
    30 августа 2018 12:12
    Что же у некоторых руки растут из правильного места, их бы энергию да на благое дело...
  4. +5
    30 августа 2018 12:43
    КрАЗ-хорошая машина, просто сейчас её заточили под несвойственные ей функции. Зачем хаять попусту?
  5. +2
    30 августа 2018 12:47
    При выборе между МАЗом и КРАЗом для боевых условий при прочих равных мне кажется более логичным второй, всё ж какая-никакая защита при подрыве, ведь не обязательно наехать на мину или фугас, обычного неразорвавшегося добра в зоне боёв как грязи.
  6. 0
    30 августа 2018 13:45
    Что там шушпанцеры ВСУ ! Я опять за Новороссию !
    1. -1
      30 августа 2018 13:50
      Шушпанцеры Новороссии. (продолжение)
      1. +2
        30 августа 2018 14:02
        Ну и наконец,хочу напомнить,что есть и "несамоходные" шушпанцеры !
        "Мобильный" блокпост (прицеп...) ВСУ

        Ответ Новороссии ."Чебуратор" !
        Чуть не забыл ! Бронепоезд Стрелкова...
        1. -2
          30 августа 2018 14:09
          Раз уж о КрАЗ-ах речь зашла...
          1. +3
            30 августа 2018 15:07
            а краз здесь каким боком?
          2. +4
            30 августа 2018 15:11
            А где КрАЗ? На фото УРАЛ.
            1. 0
              30 августа 2018 16:13
              Ну,это маленькая провокация ! В "исходнике" было представлено "КрАЗ"...народ в комментариях возмутился: "Урал" энто! А я решил и вас на внимательность проверить ! tongue
        2. +1
          30 августа 2018 22:46
          Не надо дезинформации. На фото не «бронепоезд Стрелкова», а спецлоезд «Байкал», воевавший в Чечне.
      2. +1
        30 августа 2018 15:08
        интересно, нива уже развалилась?
    2. +1
      5 октября 2018 15:37
      Давайте прям сразу Фото № 3 и 5 это трофеи. а вот №2 ДНРовская, я помню сюжет как ее готовили, а дальше судьба неизвестна, интересно как она
  7. +4
    30 августа 2018 16:20
    Ухайдокать 21-ю Волгу...

    ВАНДАЛЫ!!!
  8. +2
    30 августа 2018 17:22
    Немного украинского сумасшествия в конце

    А точно украинского?) На одном из фото (13-е снизу) у бойца российский флаг на рукаве. Или это трофей?
  9. +2
    30 августа 2018 20:21
    Интересная тема поднята. Автор будет делать продолжение? Я имею ввиду шушпанцеры Нлвороссии? Нсли верить фотоотчетас лосармоса, у ополченцев их было гораздо больше.
    1. +2
      31 августа 2018 05:40
      Будет еще одна часть про иномарки. Позже соберем материал о ЛДНР.
  10. 0
    2 сентября 2018 22:01
    шушпанцер явление от бедности\безысходности и отсутствия возможностей. для ЛДНР как недогосударств (процесс формирования государственности не закончен) это явление в принципе простительно и даже похвально. Так как народ борется за независимость всем чем может. И все что можно для победы идет в дело. А вот для территории которая раньше называлась Украина это позор. так как имея развитую промышленность в начале самостийности, все похерели и вынуждены лепить всякую хрень. понтов то много.
  11. 0
    8 сентября 2018 15:52
    Автор! Какое отношение понятие шушпанцер имеет к серийным заводским КРАЗам? Изучите происхождение термина. Хотя, для пропаганды годиться.
    1. 0
      27 октября 2018 08:44
      Сами украинцы называют эту технику Шушпанцири.
  12. 0
    27 октября 2018 08:43
    Особенно повеселил жопарожец и москвич. Где-то на просторах тырнета,видел фото 3 мотороллера Муравей,с кузовом,на одном стояла дверь,с закреплёнными Мухами. Типа мини система залпового огня.Два других- Спаркс из двух РПК. Фото 2016 года.
  13. +1
    1 ноября 2018 03:31
    Тоже сюда...
    https://www.0629.com.ua/news/859389/mariupolskaa-masterica-prevrasaet-doty-v-oberegi-foto

    Кто не понял, это - ДОТ. В камуфле, да...