The National Interest: the threat of Russian killer satellites

The leading countries of the world have developed groups of spacecraft for various purposes, including those used in the interests of armies. Naturally, military satellites of one country can pose a danger to other states, and therefore become a cause for concern. The American edition of The National Interest attempted to establish what the Russian so-called really are. satellites inspectors, and what threats are associated with them.

24 August in the The Buzz section of the publication published the material “Russia's All-Russian Space Satellites: A Real Threat or a Paper Tiger?" to the question in the title of the article.


At the beginning of the publication, the author recalled statements from the recent past. A few weeks ago, during an international conference on disarmament in Geneva, US official spokesman Ile Poblet accused Russia of building and launching spacecraft to orbit for destroying other satellites. However, Moscow denies these allegations and claims that this is a satellite-inspectors. Such devices can maneuver and change the orbit, which allows them to pass alongside other space technology, carrying out its diagnostics or even repair.



S. Roblin notes that both of these versions may be true. A highly maneuverable spacecraft capable of approaching and repairing other equipment can also disable satellites. In accordance with international agreements, the full-fledged combat platforms with weapons. At the same time, the solution of combat missions may be assigned to inspector satellites with special capabilities.

According to the available data, since 2013, Russia has put 4 inspection inspectors into orbit. They belong to the Cosmos series and have the numbers 2491, 2499, 2504 and 2519. The lack of open information about goals and objectives, as well as the specific nature of the work of such devices became the reason for the recent statements of I. Polet. American experts observed how Russian inspecting satellites perform maneuvering and pass alongside other vehicles in different orbits.

For example, in the 2014 year, Russia, without warning the world community, sent the Kosmos-2499 spacecraft into orbit. The atmosphere of secrecy has led to the emergence of versions according to which this product is actually a "killer satellite." At the same time, Russian sources claimed that this device is a platform for testing a plasma / ion engine (this technology looks just as impressive as its name), which, however, did not contradict the version of the satellite’s combat mission. In 2013, Cosmos-2491 was put into orbit. It is noteworthy that its launch was not covered in open sources, although three other non-classified ones went into space with this device.

Last year, the Russian space apparatus 2504 approached one of the large fragments of a Chinese satellite that was destroyed by the PLA with a special rocket in the recent past. S. Roblin notes that the considered satellites of the Cosmos family usually stay idle for a long time, after which they begin to make sudden maneuvers. This feature of their work becomes the reason for various suspicions and versions.

In June 2017, the satellite-inspector Cosmos-2519 was taken out. Soon, the Cosmos-2521 apparatus, which, in turn, dropped the Cosmos-2523 product, separated from it. In the summer of this year, three special satellites performed a series of strange and unusual maneuvers. Such activity in orbit was another reason for accusations from the United States.

S. Roblin asks the question: how exactly should the "killer satellite" destroy the assigned targets? The simplest methods are the use of mechanical manipulators and a banal ram. However, other, less crude options are possible. The enemy’s satellites can be hit with lasers, small kinetic damage elements or using electronic warfare.

The author notes that Russia is not the only country that has satellites with the possibility of combat use, at least through the use of kinetic energy. So, as part of the US space group there are also satellites-inspectors, which, however, are being built using more advanced technologies. A Phoenix satellite is currently being developed, which should be able to carry a variety of small devices for various purposes. With the help of the latter, it is proposed to disrupt the work of enemy vehicles or even to “steal” them.

Also, the United States Air Force has a pair of X-37B Orbital Test Vehicle orbiting planes that are already being tested. The real tasks and capabilities of such a technique are still unknown, which leads to the appearance of various rumors and conjectures. In particular, it can be assumed that such equipment, among other things, will be able to deal with satellites of a potential enemy.

S. Roblin suggests that China is also looking for opportunities to equip its spacecraft. In 2013, the Chinese space industry launched the Shijian-15 satellite, equipped with high-precision maneuvering engines and manipulators. According to open data, such a satellite was designed to collect space debris. Also with its help it was supposed to conduct experiments on refueling and repair of other devices directly in orbit. During one of the experiments, the passage of the Shakjian-15 satellite was observed in the immediate vicinity of the Shijian-7. In this regard, the version was expressed, according to which the new device is also capable of carrying out the “hijacking” of space technology.

China and the United States have already tested their anti-satellite missiles launched from the ground and hitting targets in orbit. Russia, as far as is known, also creates similar weapons. S. Roblin believes that the deployment of specialized killer satellites in orbit is more complex than the creation and operation of ground-based anti-satellite missiles. At the same time, orbital combat systems have certain advantages. First of all, working with high accuracy, the spacecraft will solve the task without the formation of a large number of debris and fragments, which the missile can leave.


Thus, the use of special satellites allows us to exclude unforeseen consequences associated with large space debris. The author reminds that scientists really fear the development of events, similar to that shown in the movie “Gravity”, when a destroyed satellite launches a real chain reaction from explosions of other devices.

The author notes that the sphere of dual-use spacecraft is rather difficult to regulate in terms of regulations and laws. However, some projects involve the use of missiles, lasers and guns - is this not prohibited by agreements? S. Robin immediately reminds us that the 1967 Space Treaty prohibits only the weapons of mass destruction being launched into space.

However, there is an unofficial international standard, according to which no weapons are sent at all to space. It is generally respected, but there have been some exceptions. For example, in the eighties, the United States spent a lot of time and effort on its Strategic Defense Initiative, which provided for the deployment in orbit of many combat satellites for missile defense. However, a full-fledged missile defense system based on spacecraft was never built.

The Soviet Union, responding to the American PIO, organized the launching of the Polyus vehicle, a model of the Skif system armed with a 1 MW laser, into orbit. Combat laser was designed to destroy American satellites. Due to problems with the inertial navigation system, the Pole was unable to reach a given orbit and collapsed into the Pacific Ocean. In addition, S. Robin recalls that in the seventies at the Soviet orbital stations "Almaz" was installed 30-mm turret automatic gun. There were even fire tests with firing at the target satellite.

Russia currently insists on tightening international regulations on the placement of weapons in space. Such ideas are promoted through the Commission on Disarmament at the UN, which previously created modern norms on the nonproliferation of nuclear weapons, as well as on the prohibition of chemical and biological. A set of measures called “Prevention of an Arms Race in Outer Space (PAROS)” is proposed. Also with the support of China, the Russian side put forward an additional proposal, known as PWTT.

Washington is not in a hurry to support the Russian proposal. This position is based on the fact that the United States, in their opinion, has an advantage in the field of space groupings, and Russia and China intend to fight with the satellites of a potential enemy with the help of ground-based weapons. The latter is not likely to be banned, and therefore the US does not see the point in supporting PWTT. The United States points out that in order for PAROS to be more effective, it is necessary to prohibit the use of ground-based anti-satellite weapons.

S. Roblin points out that the UN Disarmament Council has been virtually ineffective over the past two decades. In addition, in connection with the system of change of chairmanship on the basis of the alphabetical list, recently the council was headed by Syria, which, it is alleged, itself uses chemical weapons.

The author believes that in the foreseeable future, the war in space will do without human casualties. At the same time, its influence will be acutely felt by the civilian population on Earth. Satellite navigation, wireless, etc. systems that use spacecraft and already seem to be an essential attribute of everyday life are subject to certain risks. The failure of these systems will affect not only the military, but also ordinary people.

The Pentagon, as well as the Russian and Chinese commanders, believe that in the event of a high-intensity conflict they will not have to rely on navigation and communications satellites actively used in peacetime. Thus, the GPS navigation system has found application in the creation of guided weapons, but new models of this kind are already being developed using reserve inertial navigation. This will allow solving combat missions in conditions of destruction or suppression of navigation satellites.

The recent statements by officials in Geneva, according to S. Robin, underline the fact that the arms race has begun in space, which, however, still remains secretive. Leading countries are creating their own military space groups and use for this purpose both specialized systems and dual-purpose projects. Various methods of suppressing enemy groups have been studied, and not all of them provide for the direct destruction of a satellite with a direct blow.

The author of The National Interest believes that the United States, Russia and China could sign a new reliable agreement against the militarization of outer space, and this, among other things, would allow them to save billions of dollars. However, at present, these countries do not seem to want to sign such a treaty, as they plan to increase their space groupings and increase their anti-satellite capabilities. Leading states are planning to ensure their security by creating asymmetric advantages over potential adversaries.


The article "Russia's' Killer Space Satellites: A Real Threat or a Paper Tiger?":
https://nationalinterest.org/blog/buzz/russias-killer-space-satellites-real-threat-or-paper-tiger-29717
Author:
Ryabov Kirill
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

The National Interest: угроза российских спутников-убийц

Ведущие страны мира имеют развитые группировки космических аппаратов разного назначения, в том числе и используемых в интересах армий. Естественно, военные спутники одной страны могут представлять опасность для других государств, и потому становятся поводом для беспокойства. Американское издание The National Interest попыталось установить, чем на самом деле являются российские т.н. спутники-инспекторы, и какие угрозы с ними связаны.

24 августа в рубрике The Buzz издание опубликовало материал «Russia's 'Killer' Space Satellites: A Real Threat or a Paper Tiger?» – «Российские спутники-убийцы: реальная угроза или бумажный тигр?» Автор материала Себастьян Роблин изучил доступные данные и попытался ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи.

В начале публикации автор напомнил о заявлениях недавнего прошлого. Несколько недель назад, во время международной конференции по разоружению в Женеве, официальный представитель США Илем Поблет обвинила Россию в строительстве и выводе на орбиту космических аппаратов, предназначенных для уничтожения других спутников. Однако Москва отвергает эти обвинения и утверждает, что речь идет о спутниках-инспекторах. Такие аппараты могут маневрировать и изменять орбиту, что позволяет им проходить рядом с другой космической техникой, осуществляя ее диагностику или даже ремонт.




С. Роблин отмечает, что обе эти версии могут быть правдой. Высокоманевренный космический аппарат, способный приближаться к другой технике и выполнять ее ремонт, также может выводить спутники из строя. В соответствии с международными соглашениями, в космосе пока не развертываются полноценные боевые платформы с оружием. В то же время, решение боевых задач может быть поручено спутникам-инспекторам, имеющим особые возможности.

Согласно доступным данным, с 2013 года Россия вывела на орбиту 4 инспекторских спутника. Они относятся к серии «Космос» и имеют номера 2491, 2499, 2504 и 2519. Отсутствие открытой информации о целях и задачах, а также специфический характер работы таких аппаратов стал поводом для недавних заявлений И. Полет. Американские специалисты наблюдали, как российские спутники-инспекторы выполняют маневрирование и проходят рядом с другими аппаратами на разных орбитах.

К примеру, в 2014 году Россия, не предупреждая мировое сообщество, отправила на орбиту аппарат «Космос-2499». Атмосфера секретности привела к появлению версий, согласно которым это изделие на самом деле является «спутником-убийцей». При этом в российских источниках утверждалось, что этот аппарат является платформой для испытаний плазменного / ионного двигателя (эта технология выглядит так же впечатляюще, как и ее название), что, впрочем, не противоречило версии о боевом предназначении спутника. В 2013 году на орбиту вывели «Космос-2491». Примечательно, что его запуск не освещался в открытых источниках, хотя вместе с этим аппаратом в космос отправились три других, незасекреченных.

В прошлом году российский аппарат «Космос-2504» приблизился к одному из крупных обломков китайского спутника, в недавнем прошлом уничтоженного НОАК при помощи специальной ракеты. С. Роблин отмечает, что рассматриваемые спутники семейства «Космос» обычно бездействуют в течение длительного времени, после чего начинают совершать внезапные маневры. Подобная особенность их работы становится поводом для различных подозрений и версий.

В июне 2017 года состоялся вывод спутника-инспектора «Космос-2519». Вскоре от него отделился аппарат «Космос-2521», который, в свою очередь, сбросил изделие «Космос-2523». Летом текущего года три специальных спутника совершили ряд странных и необычных маневров. Такая деятельность на орбите стала еще одним поводом для обвинений со стороны США.

С. Роблин задает вопрос: как именно «спутник-убийца» должен уничтожать назначенные цели? Самыми простыми методами является использование механических манипуляторов и банальный таран. Тем не менее, возможны и иные, менее грубые варианты. Спутники противника можно поражать при помощи лазеров, мелких кинетических поражающих элементов или с использованием средств радиоэлектронной борьбы.

Автор отмечает, что Россия не является единственной страной, располагающей спутниками с возможностью боевого применения, как минимум, за счет использования кинетической энергии. Так, в составе космической группировки США тоже присутствуют спутники-инспекторы, которые, однако, строятся с использованием более развитых технологий. В настоящее время разрабатывается спутник Phoenix, который должен иметь возможность несения множества мелких аппаратов разного назначения. При помощи последних предлагается нарушать работу вражеских аппаратов или даже «угонять» их.

Также у военно-воздушных сил Соединенных Штатов есть пара орбитальных самолетов X-37B Orbital Test Vehicle, которые уже проходят испытания. Реальные задачи и возможности такой техники пока остаются неизвестными, что приводит к появлению разных слухов и домыслов. В частности, можно предполагать, что такая техника, среди прочего, сможет бороться со спутниками вероятного противника.

С. Роблин предполагает, что Китай тоже ищет возможности для вооружения своих космических аппаратов. В 2013 году китайская космическая отрасль запустила спутник «Шицзянь-15», оснащенный высокоточными маневровыми двигателями и манипуляторами. Согласно открытым данным, такой спутник предназначался для сбора космического мусора. Также с его помощью предполагалось провести эксперименты по заправке и ремонту других аппаратов прямо на орбите. В ходе одного из экспериментов наблюдался проход спутника «Шацзянь-15» в непосредственной близости от «Шицзянь-7». В связи с этим высказывалась версия, согласно которой новый аппарат также способен осуществлять «угон» космической техники.

Китай и Соединенные Штаты уже испытали свои противоспутниковые ракеты, запускаемые с земли и поражающие цели на орбите. Россия, насколько известно, тоже создает подобное оружие. С. Роблин полагает, что развертывание специализированных спутников-убийц на орбите является более сложным, чем создание и эксплуатация противоспутниковых ракет наземного базирования. В то же время, орбитальные боевые системы имеют определенные преимущества. Прежде всего, работая с высокой точностью, космический аппарат решит поставленную задачу без образования большого числа обломков и осколков, которые может оставить ракета.

Таким образом, использование специальных спутников позволяет исключить непредвиденные последствия, связанные с крупным космическим мусором. Автор напоминает, что ученые действительно опасаются развития событий, подобного показанному в кинофильме «Гравитация», когда разрушенный спутник запускает самую настоящую цепную реакцию из взрывов других аппаратов.

Автор отмечает, что сферу космических аппаратов двойного назначения достаточно трудно регулировать с точки зрения нормативов и законов. Однако некоторые проекты предусматривают использование ракет, лазеров и пушек – не запрещено ли это соглашениями? С. Роблин тут же напоминает, что Договор о космосе 1967 года запрещает выводить в космос только оружие массового поражения.

Впрочем, существует неофициальная международная норма, согласно которой в космос вообще не отправляет оружие. Она, в целом, соблюдается, но имели место некоторые исключения. Так, в восьмидесятые годы США потратили немало времени и сил на свою Стратегическую оборонную инициативу, предусматривавшую размещение на орбите множества боевых спутников противоракетной обороны. Тем не менее, полноценную систему ПРО на основе космических аппаратов так и не построили.

Советский Союз, отвечая на американскую СОИ, организовал вывод на орбиту аппарата «Полюс» – макета системы «Скиф», вооруженной лазером мощностью 1 МВт. Боевой лазер предназначался для уничтожения американских спутников. Из-за неполадок инерциальной системы навигации «Полюс» не смог выйти на заданную орбиту и рухнул в Тихий океан. Кроме того, С. Роблин напоминает, что в семидесятых годах на советских орбитальных станциях «Алмаз» устанавливалась 30-мм револьверная автоматическая пушка. Были даже проведены огневые испытания со стрельбой по спутнику-мишени.

Россия в настоящее время настаивает на ужесточении международных норм по размещению оружия в космосе. Такие идеи продвигаются через Комиссию по разоружению при ООН, ранее создавшей современные нормы по нераспространению ядерного оружия, а также по запрету химического и биологического. Предлагается комплекс мер под названием «Предотвращение гонки вооружений в космосе» (Prevention of an Arms Race in Outer Space – PAROS). Также при поддержке Китая российская сторона выдвинула дополнительное предложение, известное как PWTT.

Вашингтон пока не спешит поддерживать российское предложение. Такая позиция основана на том, что США, по их мнению, имеют преимущество в области космических группировок, а Россия и Китай намерены бороться со спутниками вероятного противника при помощи оружия наземного базирования. Последнее, вероятнее всего, не будет запрещено, и потому США не видят смысла в поддержке PWTT. Соединенные Штаты указывают, что для большей эффективности PAROS необходимо ввести запрет на использование наземного противоспутникового оружия.

С. Роблин указывает, что Совет по разоружению при ООН в течение двух последних десятилетий был фактически неэффективным. Кроме того, в связи с системой смены председательства на основе алфавитного списка, недавно совет возглавляла Сирия, которая, как утверждается, сама использует химическое оружие.

Автор полагает, что в обозримом будущем война в космосе будет обходиться без человеческих жертв. В то же время, ее влияние будет остро ощущаться гражданским населением на Земле. Спутниковая навигация, беспроводная связь и т.д. системы, использующие космические аппараты и уже представляющиеся обязательным атрибутом повседневной жизни, подвергаются определенным рискам. Выход этих систем из строя затронет не только военных, но и простых людей.

Пентагон, а также российское и китайское командование полагают, что в случае начала конфликта высокой интенсивности им не придется полагаться на спутники навигации и связи, активно используемые в мирное время. Так, система навигации GPS нашла применение при создании управляемого вооружения, но новые образцы такого рода разрабатываются уже с использованием резервной инерциальной навигации. Это позволит решать боевые задачи в условиях уничтожения или подавления навигационных спутников.

Недавние заявления официальных лиц в Женеве, как считает С. Роблин, подчеркивают тот факт, что в космосе все же началась гонка вооружений, которая, однако, пока остается скрытной. Ведущие страны создают свои космические группировки военного назначения и используют для этого как специализированные системы, так и разработки двойного назначения. Изучены разные методы подавления вражеских группировок, и далеко не все они предусматривают непосредственное уничтожение спутника прямым ударом.

Автор The National Interest считает, что США, Россия и Китай могли бы подписать новое надежное соглашение против милитаризации космического пространства, и это, среди прочего, позволило бы им сэкономить миллиарды долларов. Однако в настоящее время эти страны, по всей видимости, не желают подписывать подобный договор, поскольку планируют наращивать свои космические группировки и повышать противоспутниковые возможности. Ведущие государства планируют обеспечивать свою безопасность за счет создания асимметричных преимуществ перед вероятными противниками.


Статья «Russia's 'Killer' Space Satellites: A Real Threat or a Paper Tiger?»:
https://nationalinterest.org/blog/buzz/russias-killer-space-satellites-real-threat-or-paper-tiger-29717
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. cariperpaint Офлайн
    cariperpaint 28 августа 2018 06:33
    +2
    Так, в составе космической группировки США тоже присутствуют спутники-инспекторы, которые, однако, строятся с использованием более развитых технологий. Они когда что то пишут,вообще сами понимают как палятся в текстах?)))
    1. g1washntwn Офлайн
      g1washntwn 28 августа 2018 06:53
      0
      Американцы все такие эльфы, а русские спутники летают на угле и паровой тяге...
      Что вы там подразумеваете под "более развитыми технологиями"? Материаловедение у нас лучше, военные микропроцессоры примерно равного уровня, прорывные технологии американцы пока не спешат обнародовать и тд и тп. Так что все-таки?
      1. фрезер Офлайн
        фрезер 28 августа 2018 07:42
        +2
        Цитата: g1washntwn
        Материаловедение у нас лучше, военные микропроцессоры примерно равного уровня

        Ой зря. Материаловедение у нас может быть и было лучше годах 60х-70х, но потом случился "порошковых передел" который мы успешно профукали.
        По про военные процессоры, года полтора-два назад была новость, что серия военных спутников была замороженна, т. к. из за санкций большую часть электроники спутника пришлось переводить на рос. элементу базу, а она оказалась много тяжелее. Как итог, вес спутника больше, РН протон на расчётную орбиту не потянет.
      2. AVM Офлайн
        AVM 28 августа 2018 08:27
        +1
        Цитата: g1washntwn
        Материаловедение у нас лучше, военные микропроцессоры примерно равного уровня,


        У нас проблемы с созданием спутников на электронике, способной работать в вакууме. Из-за этого наши спутники должны быть герметичными. В случае разгерметизации спутнику сразу каюк. Это также легко заметить по срокам службы наших и американских спутников. У нас 5-7 лет, у них 10-15 лет. Например, сравните "Глонасс-М" и "Глонасс-К" и последние спутники системы GPS США.

        По материалам не всё гладко. Зачастую даже то, что есть, выпускается на иностранном оборудовании. Так что проблемы в отрасли тоже есть.

        Разумеется, что-то можно компенсировать за счёт инженерной смекалки, грамотных конструкторских решений...
        1. saturn.mmm Офлайн
          saturn.mmm 28 августа 2018 09:49
          +1
          Цитата: AVM
          У нас проблемы с созданием спутников на электронике, способной работать в вакууме.

          Как воздействует вакуум на электронные приборы?
          Цитата: AVM
          В случае разгерметизации спутнику сразу каюк.

          Объясните, почему каюк?
          1. AVM Офлайн
            AVM 28 августа 2018 15:18
            +3
            Цитата: saturn.mmm
            Цитата: AVM
            У нас проблемы с созданием спутников на электронике, способной работать в вакууме.

            Как воздействует вакуум на электронные приборы?
            Цитата: AVM
            В случае разгерметизации спутнику сразу каюк.

            Объясните, почему каюк?


            Техническую сторону вопроса я объяснить не смогу, возможно проблема в изменении температурного режима. В сети можно посмотреть - для Глонасс-М (герметичное исполнение) срок активного существования - 7 лет, для Глонасс-К (вакуумное исполнение) срок активного существования - 10 лет.

            Немного здесь есть: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolneniya-pribornyh-otsekov-kosmicheskih-apparatov
    2. собаковод Офлайн
      собаковод 28 августа 2018 07:11
      +1
      Так, в составе космической группировки США тоже присутствуют спутники-инспекторы

      У нас спутники-агрессоры, у них спутники-демократоры! Понимать надо!
      1. rocket757 Офлайн
        rocket757 28 августа 2018 09:44
        -1
        Поднять волну, стеребить бабосики с конгресса\администрации .... ничего нового.
        нормальная тактика для самой сильной армии мира - мани, мани, мани .... их всё!
  2. Curious Офлайн
    Curious 28 августа 2018 08:58
    +1
    "24 августа в рубрике The Buzz..." Название рубрики переводится как "Слухи" или "Жужжание", т.е. примерно соответствует сайтовскому разделу Мнения", хотя информационное обеспечение авторов получше. Однако восприниматьэту информацию надо соответственно.
  3. Heterocapsa Офлайн
    Heterocapsa 28 августа 2018 18:08
    0
    Слухи и домыслы.Может да а может нет.Вброс в сми сша нацеленный на увеличение военного бюджета.