Ударные силы американских ВМС: варианты применения

Ударные силы американских ВМС: варианты применения


Ударные авианосные силы ВМС Соединенных Штатов Америки играют значительную роль в любом региональном конфликте любого масштаба. В составе американских авианосных ударных сил ВМС объединены многоцелевые авианосцы, авианосная авиация, а также многцелевые подводные лодки и надводные ракетные корабли. Они являются одним из основных компонентов флота и представляют собой специфический род ВМС. Они применяется практически на каждом этапе ведения военных действий.


Согласно военной доктрине США, на начальном этапе конфронтации авианосные ударные силы призваны сдерживать противника путем демонстрации силы, а также способствовать наращиванию военной мощи в районе ведения боевых действий, как на предварительном этапе, так и в ходе них.

В случае же наступательных или контрнаступательных действий авианосные ударные группы и соединения берут на себя роль передового боевого эшелона, который способствует быстрому разгрому сил противника и достижению стабилизации ситуации в зоне действий. Кроме того их часто используют для блокады, обеспечения безопасности и защиты судов, а также для проведения морских десантных операций с авиационной поддержкой десанта.

Заметим, что начало нового века изменило сам характер применения военно-морских сил, поскольку основная часть операций и боевых действий ведется в прибрежной морской зоне, а не в открытых океанских водах. Многие эксперты уверены, что в современных условиях особое значение приобретает необходимость достижения господства в прибрежных водах вместе с установлением контроля за воздушным пространством над территорией противника. Такая расстановка сил будет способствовать поддержке авиации и сухопутных войск.

Так, в случае нахождения в прибрежных передовых районах АУГ будут выступать в составе первого эшелона, выполняя задачи по сдерживанию сил противника и обеспечивая условия для проведений операций другими боевыми компонентами.

Завоевание господства (в воздухе, на море и на суше) в прибрежных районах имеет огромное значение для обеспечения свободы действий своих или союзных войск путем нанесения ударов по берегу и ограничение действий сил противника при проведении им контрнаступательных действий.

Командование ВМС США намерено более эффективно использовать те преимущества, которые можно получить от достижения превосходства в воздухе и господства на море. Поэтому среди основных задач, которые оно ставит перед авианосными ударными группами, можно отметить проведение маневренных и решительных действий, связанных с нанесением решающих ударов по основным стратегическим объектам и силам противника посредством использования их уязвимых мест. Именно такие удары должны поражать наиболее значимые для противника объекты, без которых ведение дальнейших боевых действий было бы невозможным. Среди таких объектов могут находиться не только военные компоненты, в частности, системы управления, скопления войск или военной техники, но и объекты, которые имеют экономическое или административно-политическое значение, и которые способны повлиять на боевой потенциал противника.

Для того чтобы более эффективно достигать намеченных целей, предполагается использование не только огневых но и радиоэлектронных средств с целью вывода из строя систем управления силами противника.



Исходя из практики применения АУГ, в настоящее время можно выделить три основных эшелона для нанесения авиационных и ракетных ударов. Первый эшелон составляют ракеты морского базирования, основная цель применения которых сводится к поражению наиболее важных оборонных объектов противника. Второй эшелон составляют самолеты штурмовой авиации и радиоэлектронной борьбы, которые наносят удар по системам противовоздушной обороны противника. Силы третьего эшелона составляют авиационные ударные группы. Интервал между эшелонами составляет примерно 20-25 и 10-15 минут соответственно. Кроме того, для управления действиями авиации используются самолеты дальнего радиолокационного обнаружения.



Однако такой порядок использования ударных авианосных групп должен измениться. Изменения эти будут связаны в первую очередь с развитием информационных технологий, благодаря которым командование будет иметь возможность контролировать действия палубной авиации и беспилотных летательных аппаратов морского базирования, а также осуществлять перенацеливание крылатых ракет морского базирования в реальном времени.
Вместо существующих трех эшелонов останется два: прорыва систем противовоздушной обороны и ударные. В состав первого эшелона будут включены разведывательные и ударные БПЛА, которые смогут значительный период времени находиться в районе ведения боевых действий без риска обнаружения и поражать системы противовоздушной обороны противника. Сюда же войдут и гиперзвуковые и крылатые ракеты, которые будут применяться для уничтожения наиболее важных оборонных объектов противника.



Интервала между действиями эшелонов не будет, поскольку все руководство боевыми действиями будет осуществляться в реальном времени.
Для достижения этих целей в настоящее время осуществляется перевооружение ВМС США. Так, на сегодняшний день в составе военно-морских сил находится 11 многоцелевых атомных авианосцев, 10 из которых – типа «Нимитц» и 1 – типа «Энтерпрайз». Один из таких кораблей типа «Нимитц» - «Джордж Буш» был введен в эксплуатацию в 2009 году. В проект данного авианосца были внесены определенные конструктивные элементы, которые позволяют рассматривать его как своего рода переход к строительству новых авианосцев – типа CVN-21. Один из таких кораблей CVN-78 «Джеральд Р.Форд» был заложен в 2008 году. Планируется, что он будет передан флоту в 2015 году.

В 2013 году планируется вывод из состава военно-морских сил авианосца «Энтерпрайз» CVN-65, поэтому на протяжении полутора лет боевой состав ВМС будет иметь 10 кораблей. Продление срока службы данного корабля было признано командованием нецелесообразным.
Со временем авианосцы типа «Нимитц» по мере истечения срока эксплуатации будут заменены на корабли серии «Джеральд Р.Форд», это даст возможность обеспечить наличие в составе флота 11 ударных авианосных групп.



Если раньше предполагалось, что все авианосные корабли серии «Джеральд Р.Форд» будут построены с интервалом в 5 лет, то на сегодняшний день существует вариант, что их строительство будет немного ускорено (на строительство каждого из кораблей – 4 года). Таким образом, это позволит в течение следующих 30 лет своевременно осуществлять замену кораблей, срок службы которых подходит к завершению, и поддерживать их количество на уровне 11 единиц.

По словам проектировщиков, корпус нового «Джеральд Р.Форд» будет аналогичный авианосцу CVN-77, но в то же время он будет оснащен новой ядерной энергетической установкой и электромагнитными катапультами, которые будут способствовать повышению скорости взлета самолетов с палубы корабля. Кроме того, взлетная палуба будет увеличена, что даст возможность использовать практически любые самолеты, вертолеты и беспилотники, которые войдут в состав авиакрыльев. Экипаж авианосцев данного типа также будет сокращен и составит 4,3 тысячи человек (вместо 5,5 тысяч).

Второй авианосец серии - CVN-79 – будет иметь определенные изменения в корпусе, а также будет оснащен новой системой аэрофинишеров, которые обеспечивают лучшую посадку самолетов на палубу авианосца.

На всех авианосцах нового поколения будут внесены изменения в техническое обслуживание вертолетов, самолетов и беспилотных летательных аппаратов, что даст возможность сократить время их подготовки к вылету. Количество самолето-вылетов также увеличится - до 160 (вместо 120).
Наиболее важным боевым компонентом воздушных сил флота является авиация. На сегодняшний день в его боевом составе насчитывается 1117 вертолетов и самолетов и еще 70 – в резерве.

Совершенствование парков самолетов и вертолетов осуществляется на основе нескольких программ. Наиболее важная из них связана с разработками истребителей многоцелевого использования «Лайтнинг-2» F-35B и F-35C. Они создаются в рамках программы JSF по варианту вертикальной посадки и короткого взлета. Предусматривается закупка 480 таких машин, которые заменят устаревшие штурмовики F/A-18 «Хорнет» и «Харриер» AV-8B.



В то же время продолжаются закупки модификации истребителей «Супер Хорнет» F/A-18, F/A-18F, F/A-18E, которые призваны заменить F/A-18C/D. В настоящий момент более половины штурмовых эскадрилий переведено на новые боевые машины (а это 280 самолетов).

Истребитель-штурмовик F/A-18F стал основой для нового самолета радиоэлектронной борьбы - «Гроулер» EF-18G. Предполагается закупка 90 таких машин для замены ими устаревших самолетов ЕА-6В «Проулер».

До 2015 года на вооружение флота должны поступить 75 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения E-2D «Супер Хокай», которые заменят самолеты «Хокай» Е-2С.

Вертолетный парк также будет обновлен. До 2012 года планируется приобрести 237 вертолетов MH-60S «Найт Хок», которые придут на смену транспортным вертолетам HH-1N, UH-3H, СН-46, НН-60Н. К 2015 году в составе военно-морских сил будут также присутствовать 254 многцелевых вертолета MH-60R «Страйк Хок», которые заменят противолодочные вертолеты SH-60FSH-60B и вертолеты боевого обеспечения НН-60Н. К настоящему времени на вооружении флота находится только 12 MH-60R.

Таким образом, если говорить о количественном составе АУГ американских ВМС, то никаких значительных изменений не произойдет. Но в то же время будет проведено практически полное обновление самолетного и вертолетного парков. Появление на вооружении новых боевых машин, радиоэлектронного авиационного оборудования и нового высокоточного оружия даст возможность значительно повысить ударный потенциал.

Так, предусматривается возможность выполнения челночных полетов, при которых самолеты будут перелетать с одного авианосца на другой через территорию противника, попутно поражая объекты противника. Поэтому и осуществляется взаимодействие между военно-морскими силами, стратегической авиацией и другими, которые обеспечивают действия объединённого оперативного формирования.

Кроме того, массированные удары по силам противника будут наноситься независимо от погодных условий. А применение управляемых ракет даст возможность полностью уничтожать системы снабжения и обеспечения, отдельные населенные пункты и укрепленные объекты. Это позволит блокировать военные корабли противника в базах и портах, поскольку для них будет существовать реальная угроза поражения высокоточным оружием.

Надо сказать, что палубная ударная авиация и корабли с крылатыми ракетами «Томахок» - это основной инструмент объединенных формирований, с помощью которого можно достичь господства в прибрежных зонах. Эти типы ракет используются для уничтожения систем управления противника, а также систем противовоздушной и противоракетной обороны, в частности, зенитно-ракетных комплексов. Уничтожение данных систем даст возможность наносить удары по силам противника, находясь вне зоны досягаемости со стороны его средств ПВО.

После того, как господство в прибрежных зонах будет установлено, авианосные ударные группы смогут приступить к систематическим боевым действиям.
Таким образом, в общем, способы и формы ведения боевых операций ударными авианосными группами остаются прежними. В будущем возможно более быстрое развертывание, взаимодействие всех компонентов, а также получение полной информации о силах противника при помощи космических средств, использование высокоточных видов оружия, объединение усилий для предотвращения наступательной угрозы.

Но, несмотря на то, что периодически программы совершенствования ударных авианосных групп военно-морских сил критикуются американскими военными аналитиками, бюджетные программы ВМС своей направленности не изменяют.

Использованы материалы:
http://hvylya.org/analytics/geopolitics/23962-avianosnye-udarnye-sily-vms-ssha-perspektivy-boevogo-primenenija.html
http://citypost.net.ua/publ/news/politics/usa_aircraft_carrier/21-1-0-44
http://pentagonus.ru/publ/materialy_posvjashheny/2000_nastojashhij_moment/avianosnye_udarnye_sily_vms_ssha_perspektivy_razvitija_i_boevogo_primenenija_2010/122-1-0-1577
Автор:
Валерий Бовал
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

37 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти