Для ВДВ создадут Вертолетную боевую машину десанта

В России специально для ВДВ собираются создать «Вертолетную боевую машину десанта», первые прототипы нового вертолета должны поступить в войска в 2026 году. Об этом журналистам рассказал Сергей Романенко, занимающий пост исполнительного директора Московского вертолетного завода имени Миля.

Как сообщает агентство РИА Новости со ссылкой на Сергея Романенко, в настоящее время в рамках рабочей группы совместно с ВДВ сформированы технические требования на «Вертолетную боевую машину десанта» – это боевая машина, рассчитанная на транспортировку 8 десантников, почти БМД, только в воздухе и со всеми возможностями вертикального взлета и посадки, в том числе при действиях в высокогорных условиях. Соответствующее заявление Романенко сделал в рамках работы круглого стола во время проведения форума «Армия-2018». Также он рассказал, что по плану опытно-конструкторские работы по новому вертолету начнутся в 2019 году, а первые опытные образцы армия получит в 2026 году.

До этого времени российские десантники будут довольствоваться уже существующими боевыми машинами и модернизированными вертолетами. Так, по словам Сергея Романенко, КБ Миля активно разрабатывает в интересах ВДВ России новые модификации легендарного вертолета Ми-8. В частности, специально для ВДВ создается вертолет Ми-8АМТШ-ВН, серийное производство которого планируется развернуть уже в 2020 году. Прототип нового вертолета был показан на закрытой экспозиции форума «Армия-2018».



Ми-8АМТШ на МАКС-2017


Романенко отметил, что ПАО «Вертолеты России» ведет работы по созданию нового десантного вертолета на базе Ми-8АМТШ – Ми-8АМТШ-ВН в инициативном порядке. На базе известной машины, которая очень хорошо зарекомендовала себя во время боевых действий в Сирии, планируется создать два вертолета. Первая модификация будет предназначена для повышения транспортно-десантной составляющей ВДВ России. Второй вертолет Ми-8АМТШ-ВН будет предназначен для обеспечения огневой поддержки десантников на поле боя, данная машина получит более мощное вооружение. По словам Сергея Романенко, серийный выпуск легкой модификации вертолета планируется начать в 2020 году на Улан-удинском вертолетном заводе, а тяжелой версии – в первой половине 2021 года.

Обращение к советскому наследию

Стоит отметить, что идея создания «летающей бронетехники» не нова и вполне имеет право на существование. Такая концепция не просто всерьез рассматривалась в СССР, но и была реализована в металле. Знаменитый «Крокодил» – вертолет Ми-24 был воплощением идеи создания летающего БМП. Исходя из своей концепции, данный вертолет был транспортно-боевым, так как легко мог взять на борт до восьми десантников и нес на борту мощное ударное вооружение, предназначенное для их огневой поддержки на поле боя. Транспортную кабину, рассчитанную для перевозки 8 десантников, сохранил и его преемник – глубоко модернизированный вариант Ми-24В вертолет Ми-35М. Все серийные вертолеты Ми-24/35 на практике применялись для решения различных задач общевойскового характера – высадки десанта, огневой поддержки десанта, уничтожения бронетехники и живой силы противника и его огневых точек, перевозки грузов, эвакуации раненых (на борт можно взять двух тяжелораненых на носилках, двух легкораненых и двух сопровождающих) более чем в 30 войнах и локальных конфликтах по всему миру. При этом чаще всего вертолеты использовались в качестве ударных для поражения с воздуха различных наземных целей.

В США существовали схожие с советскими взгляды на вертолетную технику, которые получили широкое распространение еще во время войны во Вьетнаме, где вертолеты сыграли очень важную роль. В рамках реализации данных взглядов на практике был создан многоцелевой вертолет UH-60 Blackhawk, который мог нести развитый комплекс ударного вооружения, а также брать на борт до 11 десантников или 6 раненых на носилках. В отличие от Ми-24 американский вертолет не имел никакого бронирования и не мог использоваться как штурмовик.


Американские многоцелевые вертолеты UH-60 Blackhawk


В то же время в Советском Союзе к 1980-м годам сложилась двойная схема применения десантников. «Стратегический» десант планировалось сбрасывать парашютным способом вместе с боевой техникой с транспортных самолетов, он относился к ВДВ центрального подчинения Генштабу и Минобороны страны. Одновременно были созданы и десантно-штурмовые части, которые подчинялись непосредственно военным округам. Данные части предназначались для тактических вертолетных десантов, которые выбрасывались относительно недалеко от линии соприкосновения войск, основной целью таких десантов была дезорганизация ближнего тыла противника. Специально под них в 1980-е годы строилась и новая тактика «оперативных маневренных групп» (отдельных армейских корпусов). Во время проведения наступательных операций с их участием планировалось сочетание действий механизированных бригад с использованием десантно-штурмовых полков.

Примерно в эти же годы в Советском Союзе решили создать настоящую летающую боевую машину пехоты или БМД специально для нужд десантно-штурмовых частей. Новый вертолет должен был одновременно стать и защищенным транспортным средством, и средством огневой поддержки десантников.

Нереализованный проект – Ми-42

В начале 1980-х годов после создания в составе Сухопутных войск СССР структур Армейской авиации ее командование инициировало работы по выработке собственных требований к армейским вертолетам нового поколения. Планировалось, что основу армейской авиации составят вертолетные боевые машины пехоты ВБМП, которые повысят маневренные возможности не только десантно-штурмовых, но и мотострелковых и разведывательных частей и подразделений сухопутных войск. К основным задачам ВБМП относили осуществление срочной переброски войск, тактических десантов, воздушных рейдов с уничтожением живой силы и техники противника огнем бортового оружия, а также поддержку огнем с воздуха боевых действий десанта на земле при захвате и удержании объектов и рубежей обороны в тылу противника.

Помимо этого ВБМП должны были решать и вспомогательные задачи: осуществлять перевозку грузов и вооружения, эвакуировать раненых, обеспечивать разведку, связь и проведение поисково-спасательных операций. При этом такие вертолеты должны были использоваться в условиях адекватных действиям Сухопутных войск, к ним предъявлялись требования всепогодности, круглосуточного использования и днем, и ночью, возможности эксплуатации на любой местности. Также к ВБМП предъявлялись требования к простоте пилотирования, неприхотливости в техническом обслуживании, возможности сопряжения с системами материально-технического снабжения и вооружения Сухопутных войск.
Задание Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР на разработку ВБМП Московский вертолетный завод имени Миля получил в марте 1985 года. Готовый к тому моменту проект вертолета Ми-40 не соответствовал высоким требованиям со стороны заказчика, поэтому был отклонен. Тогда же инженеры заводского ОКБ во главе с главным конструктором А.Н. Ивановым начали работу над проектированием вертолета Ми-42, который представлял собой ВБМП принципиально новой схемы.


Десантирование с борта Ми-35М


Советские конструкторы собирались компенсировать реактивный момент несущего винта и осуществлять путевое управление вертолетом не привычным рулевым винтом, а новой системой типа NOTAR, которая в те годы получила распространение на легких аппаратах американской компании Hughes. Система NOTAR представляла собой газовоздушный канал, проходящий внутри хвостовой балки, в который с помощью вентиляторов подавался сжатый воздух, выходящий под большим давлением из ряда щелей и сопел с дефлекторами. Этот воздух, соединявшийся с индуктивным потоком под несущим винтом, создавал на балке боковую аэродинамическую силу, которая парировала реактивный момент винта. Расположенные на конце балки сопла с дефлекторами предназначались для путевого управления машиной. Отсутствие в конструкции рулевого винта должно было повысить безопасность действий десантников вблизи винтокрылой машины, а также повысить боевую живучесть вертолета. Помимо этого благодаря наличию реактивного выхлопа из сопел образовывалась дополнительная пропульсивная сила, которая была необходима для достижения оговоренной в требованиях заказчика скорости полета – она была достаточно большой – 380-400 км/ч.

Помимо принципиально новой системы NOTAR по желанию заказчика в конструкцию вертолета Ми-42 были внесены и другие нововведения. Военные требовали от конструкторов ОКБ Миля не только обеспечить перевозку на ВБМП отделения солдат, но и разместить на борту тяжелый всепогодный прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, мощное вооружение и усиленное бронирование, вооружение новой машины практически не отличалось бы от «летающего» танка Ми-28. По сути, военные мечтали о летающей БМП. При этом их аппетиты все время росли: от требования увеличения имеющегося боезапаса до использования в качестве горючего дизельного топлива и упрощения пилотирования настолько, чтобы с вертолетом мог легко справиться обыкновенный сержант-двухгодичник.

Все эти требования существенным образом осложняли проектирование нового вертолета. У конструкторов никак не получалось обеспечить заданную величину взлетной массы Ми-42. Вместо форсированного двигателя ТВЗ-117 пришлось рассматривать иные, подчас совершенно необычные для них варианты силовых установок как уже существующих, так и перспективных. Неслучайно к исследованиям в рамках разработки ВБМП активно подключались специалисты ЦИАМ, ЦАГИ, НИИАС и других советских институтов авиапромышленности и заказчика. Аванпроект и натурный макет вертолета Ми-42 в процессе проектирования неоднократно переделывались. На столь тяжелом вертолете работоспособность и эффективность системы NOTAR вызывала у конструкторов сомнения. По этой причине от нее в итоге было решено отказаться в пользу рулевого винта-фенестрона (фенестрон – закрытый рулевой винт, «винт в кольце) и расположенным по бортам вертолета пропульсивными вентиляторам. В конечном итоге специалисты пришли к заключению, что создать новый вертолет в строгом соответствии с техзаданием заказчика при имеющемся в СССР техническом уровне развития приборостроения и технологий просто не представляется возможным. К концу 1980-х годов работы по созданию вертолета Ми-42 были остановлены, а последовавший затем развал СССР лишь окончательно поставил крест на данном проекте.


Предполагаемый внешний вид вертолета Ми-42


Однако идея создания полноценной летающей боевой машины десанта не умерла за все эти годы, регулярно всплывая в виде публикаций, затрагивающих перспективный облик десантно-штурмовых частей. А повышения требований к мобильности войск и высокий темп всех проводимых сегодня военных операций по-прежнему возвращают Минобороны к идее создания полноценной вертолетной боевой машины десанта. Новый виток этой истории, похоже, запущен. И у нас есть все шансы к 2026 году увидеть новый десантно-боевой вертолет, который сможет воплотить в жизнь концепцию ВБМП еще из 1980-х годов.

Источники информации:
https://iz.ru/781842/denis-komarovskii/letaiushchaia-bronia-pochemu-novyi-vertolet-dlia-vdv-nazvali-boevoi-mashinoi
http://www.aviastar.org/helicopters_rus/mi-42-r.html
https://news.rambler.ru/army/40629670-anonsirovan-novyy-vertolet-dlya-vdv
https://vz.ru/news/2018/8/23/938466.html
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. дилетант2 Офлайн
    дилетант2 29 августа 2018 06:21
    +7
    "первые прототипы нового вертолета должны поступить в войска в 2026 году. "
    А к 2052 году ВДВ будут оснащены индивидуальными летательными устройствами. Прототип уже испытан.
    1. uskrabut Офлайн
      uskrabut 3 сентября 2018 15:26
      +1
      Цитата: дилетант2
      Прототип уже испытан

      Летать пока не летает, но варенья жрёт!!!!!!!
  2. parma Офлайн
    parma 29 августа 2018 06:43
    +5
    а нужен ли потомок Ми-24? Одна из больших проблем Ми-24 как раз грузовой отсек, тк используется очень редко...А "черный ястреб" приводить как аналог не совсем верно, тк это все же транспортный вертолет...
    1. svp67 Офлайн
      svp67 29 августа 2018 07:37
      0
      Цитата: parma
      дна из больших проблем Ми-24 как раз грузовой отсек, тк используется очень редко..

      Так надо и иметь эти вертолеты в ограниченном количестве, из расчета возможности переброски воздушно-штурмовой бригады на направлении.
      1. parma Офлайн
        parma 29 августа 2018 07:52
        +8
        Вы представляете сколько потребуется этих машин для переброски бригады, из расчета 8 человек на машину? Не проще использовать скажем Ми-8 в связке с Ми-28/Ка-52? На мой взгляд перевозка десанта и боевой вертолет не совместимы.... Летающая БМП это утопия - не возьмет на борт ни десант в достаточном количестве, ни броню и БК за разумную цену...
        1. svp67 Офлайн
          svp67 29 августа 2018 10:07
          0
          Цитата: parma
          Вы представляете сколько потребуется этих машин для переброски бригады, из расчета 8 человек на машину?

          Представляю. Это будет передовые силы первой волны, численностью до десантно-штурмовой роты с силами усиления. что бы захватить плацдарм. И набирается такая группа вертолетов, численностью ЭСКАДРИЛЬЯ.
        2. NEOZ Офлайн
          NEOZ 29 августа 2018 15:46
          +1
          Цитата: parma
          Вы представляете сколько потребуется этих машин для переброски бригады, из расчета 8 человек на машину?

          не проще ли использовать, скажем, грузовые УРАЛы в связке с ОБТ (Т72 и т.п.) ?.... на мой взгляд , перевозка десанта и броня со стволом не совместимы! десантная броня с пушкой это утопия - не возьмет на борт ни десант в достаточном количестве, ни броню и БК за разумную цену.....
          п.с.
          однако имеет место быть БМП....
    2. макс702 Офлайн
      макс702 29 августа 2018 09:12
      +2
      Кстати КА-29 "Веранда" уделал МИ-24 при сравнительных испытаниях по всем статьям, особенно в условиях высокогорья.. Было бы интересно есть ли у Камовцев задумки по этой тематике..
      рс: По поводу полноценной летающей БМП описанной в статье большие сомнения сегодня нет достаточно мощных двигателей чтоб справиться с этой задачей, а следовательно невозможно и все остальное..
  3. san4es Офлайн
    san4es 29 августа 2018 09:08
    +3
    ...ACH-47 Armed/Armoured Chinook - ударно-транспортный вертолет, разработанный американской фирмой Boeing-Vertol. В конце 1965 году был впервые показана ударная версия многоцелевого транспортного вертолета CH-47 Chinook. Значительная грузоподъемность вертолета позволила разместить на нем мощное вооружение и броню для защиты экипажа и жизненно важных частей вертолета.
    Вооружение вертолета состояло из смонтированного в носовой части вращающейся турели с 40-мм автоматическим гранатометом М-5, управляемым вторым пилотом, а так же установленного на пилонах неподвижных направленных вперед 20-мм пушек и/или пусковых установок с девятнадцатью 70-мм неуправляемыми ракетами или 7.62-мм пулеметами системы Gatling. Так же по бокам вертолета находились четыре подвижные турели с 7.62-мм или 12.7-мм пулеметами и одной такой же турелью в хвостовой частью. Бронирование вертолета было выполнено стальным листом. Было изготовлено четыре вертолета которые использовавшихся во время войны во Вьетнаме для поддержки сил специального назначения.
    Диаметр главного винта, м 18.59
    Диаметр хвостового винта, м 18.59
    Длина,м 15.54
    Высота ,м 5.77
    Масса, кг
    пустого 10151
    максимальная взлетная 22680.... recourse
    http://www.airwar.ru/enc/ah/ach47.html
    1. uskrabut Офлайн
      uskrabut 3 сентября 2018 15:28
      +1
      В СССР по подобной схеме тоже был вертолёт, только фирмы Яковлева, если не изменяет память...
      Точно, вот и ссылочка https://topwar.ru/2393-vertolet-yakovlev-yak-24.html
      1. san4es Офлайн
        san4es 3 сентября 2018 15:56
        0
        hi У Камова, тоже проект был, по продольной схеме. Проектировался,как аналог Ми-24.Десантно-ударный. Известен под индексом В-50.
  4. гильза Офлайн
    гильза 29 августа 2018 09:54
    +3
    Что ж у нас за страна такая была,что уже 30 лет на старых дрожжах едем и всё что-то новенькое в работу поступает? Понятно почему СССР развалили. Сейчас техническое превосходство ,которое постепенно вскрывается в "аванпроектах" современности просто неоспоримо.
  5. Romario_Argo Офлайн
    Romario_Argo 29 августа 2018 10:36
    0
    я уже писал ранее, у нас разрабатывают соосный вертолёт Ка-92 с толкающим соосным винтом. из него получится отличная вертолётная БМД
  6. garri-lin Офлайн
    garri-lin 29 августа 2018 10:37
    +2
    Не могу понять как такие вертолёты будут действовать.
    Либо пришёл на точку, расчистил плацдарм, высадил десант и кружит прикрывает.
    Либо высадил десант и атаковал скопления противника.
    Либо сел на точке и ждёт появления противника чтоб прикрывать десантников.
    Зачем универсальная машина? Не лучше две? Бронированный ударник тяжеловоз в первом эшелоне чистяший зону высадки НУРСами и пушками. И бронированный транспорт везуший десант и снаряжение.
    Уневерсальная машина будет крупной и дорогой. Потяне ли экономика?
  7. RuslanD36 Офлайн
    RuslanD36 29 августа 2018 13:04
    +5
    Фигня полная. Ми-24 как "комбайн" доказал свою бесперспективность, особенно в условиях высокогорья, в итоге я не могу вспомнить боевые операции где он использовался бы как десантный вертолет.

    Тактика высадки вертолетного десанта всегда одна и та же: кто-то кружит и прикрывает, кто-то высаживает. Возьмешь и людей и вооружение - сократишь высоту и дальность полета. А еще надо прикрывать. Висеть в воздухе с десантом на борту под огнем - это вообще фарс и доукомплетование моргов.

    Обратимся к опыту коллег: все то же самое. Транспортный вертолет должен иметь возможность доукомплетовываться вооружением для самозащиты и ограниченной поддержки, но это лишь средство дополнительное.

    Мое личное мнение: нужна нормальная автоматическая пушка с большим боезапасом для поддержки десанта и вообще наземных частей. Возможность кружить на большой высоте и выбивать все что шевелится на земле, по опыту опять же коллег, а то в Сирии старая тактика с Афгана и Чечни: в круг встали и на малой высоте работают. И собственно пушка должна стать основным вооружением вертолетов, а не НУРСы.

    Альтернатива: это модернизация С-8 по аналогии с проектом APKWS II
    1. garri-lin Офлайн
      garri-lin 29 августа 2018 13:19
      +2
      НУРСы хороши для первичной обработки. Когда противник ещё не рассредоточен. А в бою лучше пушка а ещё лучше спарка из пушки и автоматического гранатомёта калибром 40-50 мм. Управляемые ракеты с различными БЧ тоже ьудут нужны.
      1. Narak-zempo Офлайн
        Narak-zempo 29 августа 2018 14:38
        -1
        Прям с языка сняли :)
        Гранатомёт в спарке с крупнокалибреным пулемётом нужно ставить и на десантные машины - ну там пройтись очередью гранат по зелёнке, откуда не вовремя начал стрелять пулемётчик/снайпер.
        На машины поддержки всего и побольше: НУРСы, пушка, ПТУРы, в том числе против защищённых огневых точек. Ключевой момент тут - разнообразная номенклатура вооружений, в отличие от ударных вертолётов типа "апача", заточенных под противотанковое применение.
      2. andrey-ivanov Офлайн
        andrey-ivanov 29 августа 2018 14:39
        +2
        Неэффективность 40мм гранатомёта в качестве одной из основных систем вооружения была доказана ещё на вертолёте AH-1 "Cobra". Дальность стрельбы небольшая, баллистика снаряда и гранатомётного выстрела абсолютно разные, точность , при воздействии возмущающих воздушных потоков от несущего винта, вероятнее всего, будет достаточна только для поражения площадных целей (а с этим и НАРы справляются более чем успешно). Поэтому размещение их на одной платформе не имеет смысла.
      3. RuslanD36 Офлайн
        RuslanD36 30 августа 2018 12:10
        0
        Все верно, по залегшей пехоте, которая не успела окопаться, площадной залп (а НУРСы и бьют по площади) довольно неплох, однако против легкобронированной техники они не так эффективны, можно вспомнить когда на учения Ка-52 залупил по журналистам и КамАЗу связи: можно видеть эффективность НУРСов. Однако чаще приходится бородачей выклевывать из всяких щелей, что требует точечной работы. По легкобронированной технике опять же 25-30мм снаряд интереснее, чем НУРСы, при условии приемлемой точности пушки.

        Ну а 40мм граната или 30 мм снаряд ОФ разница небольшая, особенно если помнить, что АГ-17 имеет калибр 30мм и есть нарекания по его применению.
    2. Narak-zempo Офлайн
      Narak-zempo 29 августа 2018 14:20
      +1
      Ну да, всё верно. Матрасники ещё во Вьетнаме это поняли: у них в вертолётных подразделениях отдельно были борты с НУРСами для обработки места высадки ("ганшипы") и для десанта ("слики"). В роли "ганшипов" обычно выступали более старые модификации UH-1 с меньшей вместимостью десантной кабины. Что мешает разработать такую же пару из ударной и десантной машин с предельно возможной унификацией по узлам вместо того, чтобы возрождать ущербную концепцию "летающей БМП" полувековой давности и скрещивать ужа с ежом? Не говоря о том, что вес ударного вооружения на десантной машине лучше потратить на улучшение защиты.
  8. Curious Онлайн
    Curious 29 августа 2018 13:50
    +2
    Видно Романенко мемуары Камова прочитал.

    А «Повесть о Ходже Насреддине», похоже, настольная книга руководителей российского ВПК.
  9. mkpda Офлайн
    mkpda 29 августа 2018 15:15
    +1
    А чего про Ка-29 ничего не сказано? Удачный аналог был для морской пехоты.
  10. CTABEP Офлайн
    CTABEP 29 августа 2018 18:34
    +1
    Опять непонятные хотелки. На Ми-24 уже ясно стало, что тупиковая ветвь развития, ударный вертолет с десантом. Ну на базе Ми-8 что-то с усиленным бронированием десантного отсека можно сделать, но нафига городить огород с новой машиной? Пока антигравитационного двигателя по цене вертолетного не появится - вряд-ли что-то сильно лучше чем Ми-24 и Ми-35 выйдет.
  11. пищак Офлайн
    пищак 29 августа 2018 21:07
    +4
    Пупею от этой "новины" wassat Неужели так много лишних денег у российских налогоплательщиков, чтобы выбрасывать их на такие явные аферы?! Разве опыт боевого применения вертолетов во Вьетнаме и в Афганистане ничему не научил, не доказал утопичность концепции ВБМП и жизненность концепции специализированных вертолетов-для огневой поддержки и военно-транспортных?!
    ВБМП-это же уже "хорошо потоптанные грабли" Ми-24, тоже создававшегося как "универсальный вертолетный БМП" request Зачем же тогда специализированные вертолеты огневой поддержки, Ми-28 и Ка-52, принимали на вооружение, если их вскоре прекрасно заменит и сделает непотребными гипотетическая мегаширокоуниверсальная( любой, мало-мальски опытный, конструктор знает, что "универсальные машины" всегда сложнее, дороже, массивнее и функционально ущербнее по критерию "стоимость/ эффективность", чем "узкозаточенные"!) и неуязвимая "вертолетная БМП", уж как-то перемоглись-перетерпели бы в ожидании сверхбронированного, сверхвооружённого и сверхгрузоподьёмного "вундерваффе"?! И никто за это( "разбазаривание средств" на производство нынешних специализированных "охотников") не ответит?! smile
    Улыбнул "контрольный срок сдачи объекта"-2026 год! То есть, как правильно заметил наш коллега Curious, наблюдается чисто "насреддиновский подход"-100% гарантия этим "ВБМПэшным хитрованам", что за это время неизбежно "сдохнет( концептуально) ишак", и отойдёт от дел нынешний "падишах", со всем своим "диваном" и не будет кому спросить с них за "благонамеренный( якобы "из лучших побуждений и упований" wink )распил" немаленьких бюджетных средств в "процессе" разработки дивной "новой техники"?!