Танкист Александр Большаков: Мне БТ-7 нравился больше, чем Т-34

Танкист Александр Большаков: Мне БТ-7 нравился больше, чем Т-34

Один из символов бронетанковой мощи страны Советов были танки серии БТ. До сих пор всех, кто видит кадры кинохроники с их участием, восхищают их скоростные и маневренные характеристики. (СМОТРИМ ВИДЕО единственного оставшегося на ходу танка БТ-7)

Танкист Александр Большаков: Мне БТ-7 нравился больше, чем Т-34В свое время автору довелось пообщаться с танкистом, который в далеком 1938 году начал службу на танках БТ-5 и БТ-7. Александр Иванович Большаков родился в 1918 году в селе Обшаровка Приволжского района Куйбышевской области. В Армию его призвали в августе 1938 года - в Песчанку, танковое подразделение под Читой. Впоследствии ему пришлось воевать с японцами на реке Халхин-Гол.

- Наше учебное подразделение было единицей танковой бригады, Она стояла в Монголии, а учили в Песчанке. Потом мы тоже попали за границу. Я должен был быть командиром танка. У командиров ставка в учебе была на овладение всеми специальностями. Чтобы, если нужно, я мог заменить и водителя.


- Что представляли собой учебные стрельбы?

- Стреляли по мишеням-щитам 1х1 с дистанции 600-800 метров. Чтобы произвести выстрел, обязательно останавливались, т.к. считалось, что сцепление могло сорвать отдачей. На БТ с ходу вообще стрелять запрещалось. Нужно было обязательно остановиться. Когда едем, я кричу механику: "Дорожка!", - заряжающему: "Заряжай!". Как только выстрел произведен, механик отпускает педаль, и пошел вперед, до следующего выстрела. Можно сказать, что все было доведено до автоматизма.

- Как часто занимались стрельбами?

- Часто, по программе командира роты. Например, упражнение по движущимся мишеням: Т-26 тянул мишень, по ней мы и работали. Если откровенно, полигон был знакомым, и стрелять было легко.

-Правда ли, что танкисты не любили стабилизаторы на БТ-7?

- В самом деле, сложные они для нас были, поэтому мы их отключали. Как? Сами не занимались, обращались к ремонтникам, там были специалисты по прицелам. Со стабилизатором нужно точно определить дистанцию, иначе наводи не наводи, пушка не выстрелит. А дистанцию определяли на глаз, помножишь в уме и получишь, сколько нужно.

- Много нареканий было по поводу трехскоростной коробки. Что та, якобы, была настолько сложной в обращении, что ее эксплуатировать мог только опытный механик-водитель. А неопытный, чтобы переключить, вынужден был даже останавливаться.

- Мы переключали на ходу эти трехскоростные коробки (четвертая скорость на ней задняя), я не помню, чтобы были какие-либо проблемы.

- Расскажите по зенитные пулеметы.

- ДТ ставили не на все танки. Но они у нас были, хотя тогда мы считали, что реально в летящий самолет попасть очень трудно. В принципе, это возможно, вот только какой ущерб нанесет оно, такое вот попадание...

- Радиостанции были на всех машинах или только на командирских?
- На БТ-7 на всех, БТ-71-ТК-1. Станции работали хорошо, но были громоздкими. Устанавливались в нише башни: с одной стороны приемник, с другой передатчик, а в середине "унформер", он электроэнергию вырабатывал.

Танкист Александр Большаков: Мне БТ-7 нравился больше, чем Т-34


- Насколько в БТ было тесно? Угорали от пороховых газов?

- Насколько, не знаю, но тесно. Развернуться негде, в бою гильзы летят, дым, дышать нечем. Вентиляции нет, вот на "тридцатьчетверке" вентиляция уже появилась. По поводу угорали или нет, вот, что мне вспомнилось. В году 43-м, зимой, мы танки в землю закапывали, устраивали "парники", чтобы они всегда теплыми были. Рыли ров глубиной 4 м, шириной 3,5 м и длиной 25 м. Загоняли танки по три штуки, накладывали настил из бревен, из брезента делали "ворота". И начинали внутри топить. В это время в Монголии морозы были под 60. А мы были в полной боевой: боекомплект, топливо и масло. Если что, готовы выехать по первому приказу. Правда, когда приказ пришел, вышел инцидент. Первым завели танк, который стоял последним. В результате экипажи двух первых машин угорели. Не насмерть - сознание потеряли.

-Кстати, какую максимальную скорость Вы выжимали на занятиях? И как много упражнялись в езде на колесах?

- На колесах мы очень мало ездили. А на гусеницах спокойно делали 65-70 км/час. Если говорить о плавности хода, то по кочкам, конечно, трясет. А по нормальной дороге все было хорошо. Часто даже высыпался во время марша.

- Танк от руля управлялся легко?

Танкист Александр Большаков: Мне БТ-7 нравился больше, чем Т-34


- Да, у меня особых проблем не было. Надо отметить, что я на БТ-7 6 лет служил. Из них полтора года на учебном танке. Мы два двигателя за это время сменили. Двигатель его мне запомнился надежным, по 450 часов отрабатывал. Помню, меняли двигатель в полевых условиях, что-то вроде практических занятий было. Подошла летучка, на ЗиС-5 кажется. Мастера сняли верхнюю броню моторного отделения, жалюзи, радиатор, краном убрали старый мотор. Кроме того, заменили коробку передач, отцентровали ее. Стали ставить новый двигатель и все остальное в обратном порядке. На поле мы приехали часов в 10 утра, а в 7 вечера танк уже был на готов. Механик Вася Паньков забрался в танк, проверил его, прогазовал. Потом говорит: "Давай обкатку сделаем". Все уселись на броню, и Вася начал на всех скоростях гонять. Меня их начальник спрашивает: "Ну как, претензии будут?" Я своему механику: "Мол, как?". А он: "Капризов нет". Подписали акт и рванули в парк боевых машин.

-Когда Вы узнали о предстоящих боевых действиях с японцами?

После "учебки" попал служить в 11-ю бригаду легких танков в городе Ундурхан. Город хоть и был третьим по величине в Монголии, но деревня деревней. Всего где-то полторы сотни строений, из них всего два десятка бревенчатых домов, остальные - большие юрты. Кстати, граница с Монголией была почти условной – лишь вспаханная контрольная полоса. Не было даже столбов с колючей проволокой. Лишь на переездах дежурили монгольские пограничники в нашей советской форме. В моем экипаже, кроме меня еще были парень из Саратова, башнер Иван Сатаров, и механик-водитель - украинец Вася Панькин. Личный состав жил в казармах, а боевые машины стояли в парках под брезентом, там же были маслогрейки - вода, масло, аккумуляторы. У меня танк был учебный, и его гоняли почти каждые сутки, а те, что на консервации, только обслуживали и почти не заводили. В первых числах июля сыграли боевую тревогу

-К месту боев передвигались, сняв гусеницы?

- 600 км, даже меньше, проехали на колесах. Всего в нашей колонне было около 200 танков. Чтобы пыль не мешала, шли несколькими маршрутами. Всего управились за 10 часов, с одной короткой остановкой на дозаправку.

- Какую максимальную скорость развивали?

- Те танки, что шли впереди, километров 50, а задние – по 70 давали. Ехали внутри машин с открытыми люками. Механики – в очках.

- Ощущение того, что едете на войну, было?

- Да нет, вообще-то насколько я помню, у меня было такое ощущение, что начались внеплановые учения.

- Вас сразу бросили в бой?

- Да, без пехоты. Вначале, не доехав до реки, вновь натянули гусеницы. Японцы уже заняли оборону, а у нас только разведчики пошли. Ну, какой обзор на БТ? Всего 15 градусов. Что из него увидишь? Даже толком не понимаешь, попал или нет. Механик мне говорит: "Впереди пушка!" Я стреляю. Пыль, гарь, продолжаем ехать вперед. И так всегда.

- Страх испытывали?

- Да какой страх… Это как работа. Солдат есть солдат. Может, глаза и боятся, а руки должны свое дело делать. Иначе нельзя.

- А когда вы наступали, видели, чтобы какой-то из соседних танков загорелся?

- Некогда смотреть было… Все больше старались обнаружить цели. Так что, я не помню, чтобы мы, атакуя, видели, чтобы в кого-то попали.

- Потери были сильные?

- В роте из 17 танков через полтора часа боя осталось 11 машин. Два экипажа залезли в реку. У Квашева механик-водитель погиб. Они, чтобы танк японцам исправным не достался, аккумулятор замкнули, плеснули бензина. И давай деру! В атаку практически каждый день ходили. Вели стрельбу с места и с ходу. Главная задача – уничтожать пехоту противника.

- Вас самих-то подбивали?

- Да, мелочи…Гусеницу разбили. Хорошо, что в топливный бак не попали. Мы сразу принялись заменять разбитый трак. Пехота нас охраняла, и поэтому управились быстро. И снова - в бой!

Танкист Александр Большаков: Мне БТ-7 нравился больше, чем Т-34


- Доводилось ли встречаться с японскими танками?

- Я их видел. На башнях у них нарисовано восходящее солнце – красное. Однако в бою с их стороны они не участвовали. Против нас была артиллерия и пехота. С танками пришлось столкнуться уже на равнине, за рекой Халхин-Гол.

- И много было этих танков?

- Да разве я увижу? Стреляешь по тому, что в прицеле. А попал ли…Я уж сейчас точно не помню, но, кажется, мы наступали, а они вели огонь с места. Но я не знаю, попал я из своей пушки в них или как…

-А Жукова Вы видели?

- Уже после окончания военных действий. В то время в нашу часть наехало много начальства. Среди них-то и был Георгий Константинович. Но разглядывать мне его особо не пришлось. Я тогда свой танк ремонтировал. А они все ходили, интересовались, высматривали.
- Помните начало войны, 41-й год?

- Боялись, что японцы воспользуются ситуацией и нападут на нас. На Западный фронт от нас брали пехоту, танкистов тоже брали. Но всегда оставляли на каждой машине механика и командира. Один раз на запад забирали и технику. Но сколько, я уже не помню. Часто были тревоги. Проверяли боеготовность. В 42-м году мы поехали на новое место дислокации. Якобы, чтобы японская разведка потеряла наш след. Стали располагаться на новом месте, но тут сообщили, что противник вскрыл место нашей дислокации, и нас вернули на зимние квартиры. В 43-м нас опять перебросили к границе. Придали двум стрелковым дивизиям. Потом я оказался в 25-й механизированной бригаде и до 44-го года прослужил там. У нас была очень напряженная боевая подготовка. Тактика, стрельбы, вождение, рыли капониры, тщательно следили за танками, чтоб они всегда были в боевой готовности.

- Как вы стали артиллеристом?

- В августе 44-го года со штаба армии пришла разнарядка: отправить в офицерскую школу города Балашов на переквалификацию четырех офицеров. Стали мы там осваивать Су-76. Первое, что бросилось в глаза – она открытая, ни потолка, ни зада, скорость маленькая. Предназначалась для сопровождения пехоты. Я ее хорошо водил. Управляется Су-76 не труднее БТ. У нее было два двигателя. Проблем с синхронизацией у меня в батарее не было. Только один случай. Я тогда в Калининграде служил. В 52-м году сыграли тревогу. Я выехал на первой машине. Смотрю, из машины командира взвода повалил дым. Оказалось, оторвался шатун от поршня, и этим шатуном повредило корпус мотора. Масло вылилось и загорелось. У наводчика Мерзлякова был огнетушитель. Из него он и сбил пламя. Потом мы его отремонтировали, машину отбуксировали в бокс и до нее не дотрагивались до тех пор, пока представитель из Горького, с завода не приехал. Долго разбирались, но все-таки доказали, что поломка произошла из-за заводского дефекта.

- С японцами еще раз сразились в 45-м?

-Да. 12 апреля 45-го мы стояли в Подмосковье. Командир нас вызвал и говорит: "Будем завтра грузиться". Завели моторы и поехали на станцию. Там специальная бригада механиков загоняла самоходки на платформы, а мы закрепляли их. Куда едем – не знали, писем писать не разрешали. Оказалось, что мы двинулись на Дальний Восток. Мы-то думали, что нам еще придется немного повоевать на Западном фронте. Я командовал первой батареей. Приехали. Поскольку самоходки зимой были окрашены в белый цвет, приказали счищать краску. В городе Бикин Хабаровского Края мы и расположились. Ближе к августу начали разведывать пути передвижения к границе. 8 августа, в дождь, пошли в сторону границы. Мы должны были поддерживать стрелковый батальон. Пять моих машин погрузили на паром. В самоходках остались только механики. Никак не могли высадиться на берег. Несколько раз садились на мель. Высадились только ночью. Куда стрелять – не знаем. Решили отвечать огнем на огонь. Боев практически не было. Японцы отступали. Время от времени случались мелкие стычки с их пехотой. Наша часть до Харбина не дошла, 2 сентября получил приказ остановиться, а 3-го пришел войне конец. Нас вернули обратно в Бикин, затем отправили в Комсомольск-на-Амуре. Где наш дивизион расформировали. Меня направили на Камчатку. Я там 5 лет служил в 34-м танко-самоходном полку.

- На Т-34 доводилось ездить?

- Тяжеловатые они, по сравнению с БТ. К тому же, управление отрегулировано, где как. Мне БТ больше нравился. После Камчатки я два года служил в Калининграде. В августе 53-го уволили по сокращению штатов. Вот такой была моя армейская жизнь.
Первоисточник: http://www.vestnik-rm.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 61
  1. Братец Сарыч 22 мая 2012 09:01
    БТ был достаточно хорошим танком для своего времени, не зря он на фото даже 44 года попадается, вроде и Маньчжурию входили на таких танках, а это все-таки уже 1945!
    Братец Сарыч
    1. Vadivak 22 мая 2012 09:39
      При прорыве блокады Ленинграда в 44 тоже использовались, правда ограниченно
      1. Kars 22 мая 2012 10:48
        Я думаю такое фото будет интересно.БТ сохранилтсь на дальнем востоке и приняли участие в Разгроме Квантунской группировки,А под Ленинградом,из за блокады и наличия Кировского завода даже Т-40 были боеготовые и приняли участия в боях.
        1. Vadivak 22 мая 2012 11:03
          Андрей я понял тут на БТ опирается янки. На шерман они похоже загрузили "Чи-ха"
          1. Kars 22 мая 2012 11:24
            Вадим тут БТ нет вообще.Это как илюстрация с кем БТ пришлось иметь дело на Японском фронте.Против них БТ был отличным современным танком.

            Японское танкостроение явно пасло задних.
            Насчет БТ то и немцы его активно использовали.
            1. 755962 22 мая 2012 12:26
              Но самым существенным новшеством, примененным в процессе модернизации танка БТ-7, смело можно назвать установку на него дизельного двигателя В-2, не имевшего аналогов в мире. Так на свет появилась дизельная модификация БТ-7М, внешне почти не отличимая от базового танка.
              755962
              1. Eugene 22 мая 2012 14:13
                Некоторое количество БТ (БТ-5 даже ЕМНИП) были оставлены на территории Монголии и Китая в качестве памятников, часть из них появилась во время кватунской операции из машин, что вышли из строя на марше.
                Eugene
              2. пришпек 22 мая 2012 22:43
                Ну вот опять! " не имевшего аналогв в мире" Не устану повторять - раз нет аналогов, значит ценность изделия весьма сомнительна. А вот, что пишет А.Б. Ширикорад в книге"Танковая война на восточном фронте" "До 1943г. В-2 был не в состоянии длительное время работать под большой нагрузкой. Следствием этого было то, чтообщий ресурс В-2 не превышал 100 моточасов на стенде, а на танке снижался до 40-70 часов. Двигатель М-17Т (БТ-5, БТ-7) пережил период детских болезней в начале 30-х . Тогда ресурс М-17Т не превышал 100 часов. После нескольких лет совершенствования ресурс вышел на приемлемый уровень - 300 часов. Но в этот момент был осуществлён переход на В-2 и своего рода шаг назад, к 100 часам моторесурса
                пришпек
            2. mind1954 24 мая 2012 02:29
              Есть же кадры кинохроники, где литовские союзники немцев
              идут в атаку с БТ, на котором нарисована белой краской
              свастика.
              mind1954
  2. AK-74-1 22 мая 2012 09:02
    Очень интересная статья. Всегда с удовольствием читаю воспоминания ветеранов. Спасибо автору и сайту за интересные публикации, которые популяризируют образ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. Также интересно объективное мнение людей непосредственно воеваших об оружии СССР и противника..
    1. spat 22 мая 2012 21:53
      Да,полностью согласен ! Кстати,очень увлекательно,без изменений разговорного стиля ветеранов,их воспоминания изложил в своих книгах Артем Драбкин,военный историк. Для интересующихся - книги "Я-ИСТРЕБИТЕЛЬ" , "Я ДРАЛСЯ С "ТИГРАМИ" , "Я ДРАЛСЯ НА Т-34" ,где поименно изложены автобиографии наших Героев.
      spat
  3. RedDragoN 22 мая 2012 10:01
    БТ был удачным и отлаженным в производстве танком. Колоссальная маневренность и скорость! Хорошее вооружение(на начало войны) и бронирование.
    Интересен тот факт, что его так и не сделали полностью гусеничным.
    1. Денис 25 мая 2012 14:23
      Цитата: RedDragoN
      Интересен тот факт, что его так и не сделали полностью гусеничным.

      ресурс гусениц тогда был ещё слишком мал,оттуда и тенденция где возможно идти колёсным ходом,беречь гусеницы
  4. sergey69 22 мая 2012 10:35
    БТ-7 прошел всю ВОВ. Последние 211 БТ-7 вместе с другими танками в сентябре1945г. приняли участие в разгроме Квантунской группировки японских войск. Некоторые из них прошли победным маршем по улицам освобожденного Харбина. В предвоенный период это был единственный серийный танк в мире , способный развивать скорость на гусеницах и колесах- 53 и 73 км/ч
    1. sergey261180 22 мая 2012 13:50
      Создавался он для блицкрига в европе по немецким автобанам, но война пошла не по плану.
      sergey261180
      1. Kars 22 мая 2012 13:58
        Интересно для чего же тогда свои крейсерские танки строили англичане?
        1. Kibb 22 мая 2012 14:09
          Цитата: Kars
          Интересно для чего же тогда свои крейсерские танки строили англичане?

          Для поддержки линкорных танков, это же общеизвестно wink
          Kibb
        2. viruskvartirus 23 мая 2012 12:03
          Что за машина?
          1. sergey261180 23 мая 2012 16:49
            Танк Cruiser Covenanter. По характеристикам похож на БТ. Только немного тяжелей, колесного хода нет.
            sergey261180
            1. viruskvartirus 23 мая 2012 17:33
              Спасибо! Теперь буду знать )
      2. Денис 22 мая 2012 14:29
        Цитата: sergey261180
        немецким автобанам, но война пошла не по плану.

        при цитировании указывайте автора
        и цитировать лучше кого-нибудь порядочней,не перебежчика резуна-3,14здуна
        1. sergey261180 22 мая 2012 20:46
          Другого нет. Разве что Мединский?
          sergey261180
        2. пришпек 22 мая 2012 22:46
          Ну например таких высокопорядочных авторов как Правдюк или Исаев laughing
          пришпек
      3. pinachet 22 мая 2012 20:28
        почитайте повесть "железный дождь",там описывается побег наших танкистов из плена на бт 7 .там четко написано что по асфальту шел не очень ,а вот по грунтовому проселку замечательно.
      4. Evrepid 23 мая 2012 11:06
        У Виктора Суворова такая мысль была в книге "Ледокол" вроде.
        Честно говоря, не в одном месте видел такое утверждение, единственно стоит поставить под сомнение его.
        Планов Генштаба не знаем, следовательно это гадание на кофейной гуще.

        Честно говоря и существовавшая доктрина: Война на чужой территории тоже не приносят опровержения этой мысли.
      5. smile 23 мая 2012 19:05
        sergey261180
        Пожалуйста выкиньте книжки Резуна на помойку - не портьте себе карму! Лучше прочтите - "Грызун "Как Виктор Суворов сочинял историю"". Помимо того. что авторы, используя фирменный стиль Резуна, поцитатно разоблачают умышленную ложь этого...недоделка, в книге масса технической информации и, что еще важнее, ссылок на то, где ее можно найти самостоятельно.
        1. sergey261180 25 мая 2012 12:11
          Почитал тут книжку Исаева А. В. "Антисуворов" в которй как пишет автор он опровергает утверждения В.Суворова(Резуна) по Второй мировой войне. Вот какие он делает выводы в конце.
          А.Исаев:"1. У СССР был только наступательный план «освобождения Европы». Выбрасываем. Планы наступательного характера были у большинства участников двух мировых войн, советский план ничем от них и планов России 1914 г. не отличался. Характер военного планирования СССР не является аргументом в пользу агрессивности." Ну да, наступательные планы Исаев А.В. называет оборонительными. То есть следуя его логике Гитлер оборонялся. Сперва он обороняля в Польше, потом во Франции, потом на Англию стал оборонятся и наконец оборонился на СССР в 1941 г. А мы 1941 г. получается наступали аж до Москвы! Так если рассуждать, можно вообще сказать: грабители когда отжимают у кого-нибудь телефон - обороняются! А мы их в тюрьму. Гитлера вот, оборонявшегося до самоубийства довели. Изверги! laughing
          Дальше читаю. А.Исаев:"7. Военные заводы СССР строились преимущественно в западных областях СССР для сокращения пути снабжения армии вторжения в Европе. Выбрасываем. Несмотря на исторически сложившуюся со времен царя-батюшки промышленную базу в Европейской части страны, заводы строились и на Урале, и в Средней Азии, и на Дальнем Востоке. Концентрации строительства новых заводов вблизи границ не наблюдается." А Суворов никогда не говорил, что за уралом не строилось заводов. Как раз наоборот постоянно упоминает хотябы Комсомольск на Амуре.
          А.Исаев: "5. В СССР строились «автострадные» колесно-гусеничные танки для автобанов Германии, неприменимые для территории СССР. Выбрасываем. В 20–30-х колесно-гусеничными танками увлекались в той или иной мере многие страны, танки Кристи были приняты на вооружение как наиболее подходящие для условий СССР." А кто говорил что они не применимые? Суворов пишет что на гусеницах они могли ездить по СССР.

          В 6-й главе А.Исаев приводит выдержку из книги Громыченко А. Очерки тактики танковых частей. М.: Государственное военное издательство, 1935. С. 101.
          А.Исаев: "Использование танков БТ предполагалось совсем в другом стиле. Танки в период, когда БТ поступал на вооружение, разделялись на три группы:
          «1. Группа непосредственного сопровождения пехоты (конницы), которая всегда действует в тесной зрительной связи с поддерживаемой пехотой (конницей); ее основные задачи: 1) проделывание проходов в проволочных заграждениях и 2) подавление или уничтожение на всем пути наступления пехоты (конницы) всех огневых точек и живой силы, задерживающих продвижение поддерживаемой пехоты (конницы), примерно с дистанции прямого выстрела (300–600 м).

          2. Группа дальнего сопровождения пехоты (конницы) действует в тактической и огневой связи с поддерживаемой пехотой (конницей); ее основные задачи: 1) подавление и уничтожение огневых средств, в первую очередь пулеметных батарей, расположенных в глубине обороны на обратных скатах и препятствующих своим огнем продвижению пехоты с дальних дистанций (2–3 км); 2) уничтожение противотанковых пушек и батарей в целях собственной самозащиты и открытия свободного пути идущим за нею танковым группам.

          3. Группа атаки дальних целей, находясь в тактическом взаимодействии со всем боевым порядком данного соединения, действует в глубине обороны противника; ее основные задачи: 1) подавление и уничтожение артиллерийских батарей для открытия свободного пути следующей за ней пехоте и остальным группам танков, а также в целях собственной самозащиты; 2) расстройство и уничтожение крупных резервов, штабов, узлов связи и тылов противника в целях парализования всех средств управления обороной и пресечения возможностей нанесения контрударов из глубины по продвигающейся пехоте». (Громыченко А. Очерки тактики танковых частей. М.: Государственное военное издательство, 1935. С. 101.)

          Поле деятельности первой группы находилось в 1,5–2 км от переднего края обороны, второй — в 2–4 км и третьей — в 4–8 км. Танки БТ должны были действовать во второй и третьей группах. Соответственно танки БТ должны были не нестись по автострадам, а прорываться в ходе прорыва обороны к артиллерийским батареям, штабам, узлам связи и уничтожать их огнем и гусеницами
          ." Вот последне выводы прям меня поразили. А.Исаев совместно с А. Громыченко предложил отправлять танки БТ с противопульным бронированием на подавление противотанковых батарей. Для чего тогда предпологалось использовать тяжелые танки КВ? Кстати Громыченко А. расстреляли в 1938 г.
          А.Исаев: "9. Гитлером была начата «Барбаросса» в ответ на концентрацию советских войск у границы. Выбрасываем. Это формальное объяснение начала боевых действий в ноте, поданной советскому правительству 22 июня. Согласно имеющимся документам Третьего рейха Гитлер напал на СССР с целью уничтожить единственного потенциального союзника Англии на континенте и тем самым вынудить Великобританию сдаться." Вот тут у Исаева как говорится те же яйца, только в профиль. Исаев пишет, что Гитлер напал на СССР, так как боялся что СССР станет союзником Англии, то есть боялся нападения СССР(обороны СССР по Исаеву). А Суворов пишет, что Гитлер напал на СССР, так как боялся что СССР нападет первым. Где разница? Что опроверг Исаев?
          А.Исаев:"11. РККА потерпела поражение летом 1941 г., поскольку готовилась наступать, и войска были сконцентрированы для наступления. Выбрасываем. Конфигурация и состав войск РККА у границы не отвечали ни обороне, ни наступлению. Причина поражения — это низкие плотности войск у границы вследствие незавершенности сосредоточения, развертывания и мобилизации. От планов эти факторы никак не зависели. Произошло это вследствие успешной кампании дезинформации и применения немцами новых технологий ведения начального периода войны." А Суворов что пишет? Пишет что Гитлер опередил Сталина. То есть Гитлер развернул армии и напал, а Сталин не успел. Что Исаев опроверг?
          sergey261180
          1. Kars 25 мая 2012 12:15
            Цитата: sergey261180
            А.Исаев совместно с А. Громыченко предложил отправлять танки БТ с противопульным бронированием на подавление противотанковых батарей


            А читать кто за вас будет?
            Цитата: sergey261180
            (Громыченко А. Очерки тактики танковых частей. М.: Государственное военное издательство, 1935. С. 101.)

            КВ и Т-34 в 1935 уже были?еще даже испанской войны не было.

            На этом с вами что то обсуждать можно прекращать.Учитись читать,анализировать,и думать.
            1. sergey261180 25 мая 2012 12:57
              Вот спросите у Исаева как он приплел книжку 1935 г. в 1941 год.
              sergey261180
              1. Kars 25 мая 2012 13:22
                Цитата: sergey261180
                Вот спросите у Исаева как он приплел книжку 1935 г. в 1941 год


                В упор читать не хотите?Книжка ..приплетена..для показа тактики применения БТ для которой ее и строили,после 1936 ни эта, ни тактика про которую врет резун для БТ уже была не применима.особенно с учетом прикращения выпуска запчастей к БТ,выработки моторесурсов---все сказки резуна про нападение СССР на германию в 1941 не стоят выеденого яйца.
                Один только маленький момент только 37 мм ..колотушек..у вермахта было 11 000 шт,несчитая всяких трофеев.
                1. sergey261180 25 мая 2012 13:51
                  Wikipedia:"Выпуск танка БТ-7М (заводской индекс А-7М или А-8) начался с декабря 1939 года. Внешне танк почти не отличался от БТ-7. Основное техническое различие заключалось в установке на танк дизельного двигателя В-2 вместо карбюраторного М-17Т. Жёсткость корпуса БТ-7М была повышена за счёт установки раскосов, в днище появился подмоторный люк, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра-пылеулавливателя. Большая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках. БТ-7М выпускался до конца 1940 года, некоторое время — даже параллельно с Т-34. Всего было изготовлено 706 экземпляров БТ-7М."
                  Про сказки о нападении давайте почитаем ещё раз у Исаева: "Как мы видим, со времени Первой мировой ничего принципиально не изменилось — как «плохие парни» в лице Германии, так и «хорошие парни» в лице Польши, Франции, Англии и даже Финляндии имели наступательные военные планы. Почему в этом ряду СССР должен был быть исключением? Советский Союз не был карликовым государством, которое могло рассчитывать только на то, чтобы дорого продать свою жизнь или дождаться, когда большие добрые дяди накостыляют обидчику. Соответственно и военное планирование носило наступательный характер, по крайней мере с 1938 года"
                  sergey261180
                  1. Kars 25 мая 2012 14:04
                    Цитата: sergey261180
                    Wikipedia:"Выпуск танка БТ-7М

                    Ну и что?
                    википедия
                    БТ-2 (БТ, Б-Т) — советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Первый танк семейства БТ («Быстроходные танки»). Выпускался серийно в 1931—1933 годах.

                    Дальше что?
                    А Т-34 кстате собирались снимать с производства из -за технических недостатков,даль ше то что?Это неговоря уже о том что дизель в 1039-42 был технически не надежный.
                    Цитата: sergey261180
                    как «плохие парни» в лице Германии, так и «хорошие парни» в лице Польши, Франции, Англии и даже Финляндии имели наступательные военные планы. Почему в этом ряду СССР должен был быть исключением? Советский Союз не был карликовым государством, которое могло рассчитывать только на то, чтобы дорого продать свою жизнь или дождаться, когда большие добрые дяди накостыляют обидчику. Соответственно и военное планирование носило наступательный характер, по крайней мере с 1938 года"


                    я не пойму вы всетаки не хотите читать и думать?
                    Цитата: sergey261180
                    Большая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках.

                    что так то сократить?веть могли и оставить---запас хода прям до берлина без дозоправки?
                    1. sergey261180 25 мая 2012 16:50
                      Опять танки не надежные!
                      Танкист Александр Большаков: "Двигатель его мне запомнился надежным, по 450 часов отрабатывал"
                      sergey261180
                      1. Kars 25 мая 2012 17:02
                        Да даже никакой внимательности---например про какой это двигатель?
                        Когда?в 1940? или в 1944?

                        По поводу БТ на дальнем востоке---там их холили и лилеяли 4 года,туда были отправленны все запчасти внутренних округов,так и снятые детали с машин не подлежащих востановлению.

                        Серийный выпуск БТ-7М был развернут на заводе № 183 лишь в декабре 1939 г. и продолжался до сентября 1940 г., до полного прекращения выпуска колесно-гусеничных танков в СССР. При приеме на вооружение БТ-7М считался одним из наиболее подвижных танков, обладавших наибольшим радиусом действия.

                        Однако ввиду еще недостаточно отработанного в серийном производстве дизеля В-2 танк БТ-7М оказался на практике менее надежным, чем БТ-7, укомплектованный бензомотором. Видимо, именно поэтому для НКВД в 1940 г. были заказаны танки БТ-7М с двигателем М-17Т.


                        про Т-34 но двигатель веть тот же
                        Улучшалось и качество работы смежников. Первые 300 орудий Ф-34 поступили на сборочный участок без выбраковки, траки Сталинградского тракторного завода (СТЗ), введенные в марте 1941 г., уже выдерживали не менее 2000 км пробега, дизель В-2 преодолел на стенде временной барьер в 100 часов,


                        так и хочетса сказать --учите мат часть.
                      2. sergey261180 25 мая 2012 17:50
                        Вот у А.Исаева про танки: "Логическим продолжением легенды о неуязвимости «KB» и «Т-34» стал тезис «все сломались». То есть неуязвимые танки не доехали до боя и были в подавляющем своем большинстве брошены из-за поломок. А уж если доехали бы, то, несомненно, разорвали бы тонкобронные «панцеры» в клочья. Одновременно такая теория стала средством «спасения лица» — быть побежденными бездушными механизмами несколько почетнее, чем потерпеть поражение в открытом бою. С другой стороны, это было перекладыванием вины с непосредственных участников боев на промышленность и комиссаров с «маузерами», заставлявших мехкорпуса наматывать на гусеницы сотни километров в маршах до вступления в бой. Однако если мы обратимся к документам соединений, то, например, в упоминавшейся выше 10-й танковой дивизии распределение потерь «Т-34» по их причинам было следующим. В графе «Разбито и сгорело на поле боя» числилось двадцать «Т-34», один танк вышел из строя при выполнении боевой задачи и остался на территории, занятой противником, три танка не вернулись с экипажами с поля боя после атаки, один «Т-34» был уничтожен на сборном пункте аварийных машин (то есть он скорее всего был подбит в бою, но не сгорел) в связи с невозможностью эвакуировать при отходе, шесть танков было оставлено при отходе по техническим неисправностям и невозможности восстановить и эвакуировать, и, наконец, один танк застрял с невозможностью извлечь и эвакуировать. Таким образом, из 32 потерянных дивизией танков «Т-34» почти две трети были боевыми потерями. Конечно, соотношение «подбили/бросили» варьировалось от соединения к соединению, но в целом около половины потерь было вследствие успешного поражения противником «неуязвимых» танков. Небоевые потери были на вполне адекватном для отступающей армии уровне. Во всяком случае, немецкие танковые части в 1943–1945 гг. также теряли немало техники вследствие невозможности ее эвакуировать и технических неисправностей. "
                        sergey261180
                      3. Kars 25 мая 2012 18:07
                        И?Что хотел сказать то?что то про боевые потери?Или про разные отмазки?я просто непойму.что то про Т-34?

                        Вывод: установка вооружения, оптика и укладка боекомплекта в танке Т-34 не удовлетворяют требованиям к современным боевым машинам.

                        Основными недостатками являются:

                        а) теснота боевого отделения;

                        б)слепота танка;

                        в)неуданно размещённая укладка боекомплекта.

                        Для обеспечения нормального расположения вооружения, приборов стрельбы и наблюдения и экипажа необходимо:

                        1) расширить габаритные размеры башни.

                        По 76-мм пушке

                        1. заменить щиток спускового механизма более совершенной конструкцией, обеспечивающей безотказность в работе;

                        2. рукоятку затвора оградить щитком или сделать складной;

                        3. снять ножной спуск, заменив его спуском на механизмах наводки.

                        По пулемётам ДТ

                        1. обеспечить возможность ведения раздельной стрельбы из пулемёта, спаренного с пушкой;

                        2. увеличить обзорность и меткость стрельбы пулемёта радиста установкой оптического прицела;

                        3. внешнюю часть пулемёта радиста и шаровую установку закрыть плотным чехлом для предохранения от загрязнения.

                        По механизмам наводки и прицелам

                        1. поворотный механизм (ручной) не пригоден, заменить новой конструкцией, обеспечивающей небольшие усилия и удобство работы;

                        2. обеспечить выборку люфта башни поворотным механизмом;

                        3. пусковой механизм электропривода поворота башни расположить так, чтобы он обеспечивал поворот с одновременным наблюдением за местностью;

                        4. заменить прицел ТОД-6 прицелом типа ТМФ со шкалой углов прицеливания в поле зрения.

                        По смотровым приборам

                        1. заменить смотровой прибор водителя, как явно непригодный, более совершенной конструкцией;

                        2. установить в крыше башни прибор, обеспечивающий круговой обзор из танка.

                        По укладке боекомплекта

                        1. укладка боекомплекта 76-мм пушки в кассетах непригодна. Следует укладку патронов расположить так, чтобы был одновременно доступ к целому ряду патронов. Уложенные патроны и пулемётные магазины следует обеспечить от проникновения пыли.

                        Рабочие места в боевом отделении

                        уменьшить габаритные размеры сидений; сиденье заряжающего сделать откидным.

                        Крепление башни

                        1. стопор башни по-походному непригоден, заменить более прочным;

                        2. уплотнить погон башни, не допуская проникновение воды в боевое отделение;

                        3. закрыть погон башни щитком.

                        Корпус танка и башня в данном выполнении не удовлетворительные. Необходимо увеличить размеры башни за счёт увеличения погона и изменения угла наклона броневых листов.

                        Полезный объём корпуса может быть увеличен за счёт изменения подвески ходовой части и упразднения бортовых колодцев.

                        Низко расположенные (260 мм) от грунта бронировки картеров бортовых передач понижают проходимость танка.

                        Расположение рации в корпусе танка является преимуществом сравнительно с размещением в башне. В этом случае упрощается монтажная схема (проводка минует ВКУ) и командир танка освобождается от обслуживания рации.

                        Монтаж рации выполнен неудовлетворительно по следующим причинам:

                        1. антенна в опущенном состоянии ничем не защищена от повреждений деталями и оборудованием возимыми на крыле, антенный ввод слишком длинен, конструкция и расположение рукоятки подъёмного механизма антенны не обеспечивает надёжного подъёма антенны;

                        2. умформер приёмника смонтирован под ногами радиста, токоведущая клемма повреждается и приёмник загрязняется.



                        Александр Александрович Морозов



                        Вот такой отчёт. Признаться, оторопь берёт – и такую машину назвали «шедевром мирового танкостроения»? И что характерно, речь ведь идёт не о прототипе, не об опытном образце, а о серийных боевых машинах. Впрочем, можно, конечно, сделать скидку на то, что это танки первой партии, что на «тридцатьчетвёрках» более поздних выпусков многие недостатки, указанные в отчёте, были устранены. Пушку Л-11 ведь заменили, в конце концов, на Ф-34! Что ж, всё верно. Однако если посмотреть когда и что устранялось, то картина не будет слишком уж благостной. Достаточно сказать, что с пушкой Л-11 успели выпустить 453 танка, то есть треть изготовленных до начала Великой Отечественной войны. К устранению многих других недостатков реально приступили лишь в первой половине 1942 года! Ну а в 1940 году об этом особенно никто не думал. Во всяком случае, такой вывод следует из отчёта «О проведении опытных работ на заводе № 183 в 1940 г.», составленного военным представителем ГАБТУ военинженером 3-го ранга Войковым. В нём, в частности, сообщалось: «…завод в течение 1940 г. очень мало занимался вопросами доводки машины А-34 и только с ноября месяца взялся за эти вопросы…



                        Обстрел из 45-мм противотанковой пушки производился с дистанции 50 м. Борта и подкрылки обстреливались под утлом 50° и 12° к нормали, нос и корма – по нормали к естественному положению корпуса. Испытаниями было установлено, что общая конструкционная прочность корпуса при его обстреле бронебойными снарядами калибра 45 мм в целом сохранена полностью и наблюдались лишь частичные разрушения швов при попадании снарядов около них, и только попадание 76-мм бронебойных снарядов вызывало незначительные разрушения швов и сколы небольшой протяжённости».

                        В целом всё ясно, комментировать тут нечего. Однако не следует преувеличивать неуязвимость броневой защиты танка Т-34. Обычно в пользу этой самой неуязвимости приводят отзывы противника о столкновениях с танками Т-34 летом 1941 года. Однако к этим отзывам (с некоторыми из них мы познакомимся ниже) следует относиться с известной долей критики. С одной стороны, по причине несколько избыточной их эмоциональности, а с другой – потому что в большинстве случаев в советской печати они приводились не полностью, то есть без конца. А конец, как правило, был один – советский танк Т-34 (или KB) подбивался. Если этого не могла сделать противотанковая артиллерия, то делала дивизионная или зенитная


                        Да просто в бою недостаточное количество, неудачное расположение и низкое качество приборов наблюдения приводили к потере зрительной связи между машинами и несвоевременному обнаружению противника. Осенью 1942 года в отчёте НИИ-48, сделанном на основании анализа поражений броневой защиты, отмечалось:

                        «Значительный процент опасных поражений танков Т-34 на бортовых деталях, а не на лобовых может быть объяснён или слабым знанием команд танков с тактическими характеристиками их бронезащиты, или плохим обзором из них, благодаря чему экипаж не может своевременно обнаружить огневую точку и сделать разворот танка в положение, наименее опасное для пробития его брони».


                        Целью этой книги не является подробное описание боевых действий с участием всех механизированных корпусов, дислоцировавшихся в приграничных округах. Нас интересуют только те корпуса и дивизии, на вооружении которых состояли танки Т-34. При всех отличиях все эти соединения объединяют общие обстоятельства. Неудачная дислокация, недоукомплектованность личным составом и материальной частью, недостаточная подготовка экипажей новых танков, нехватка запасных частей и ремонтно-эвакуационных средств резко снизили боеспособность механизированных корпусов. В ходе продолжительных маршей выходили из строя не только старые машины, но и новенькие Т-34. По вине неопытных механиков-водителей, а также по причине так и не устранённых заводами-изготовителями конструктивных недостатков «горели» главные и бортовые фрикционы, ломались коробки передач и т.д. Устранить многие поломки на месте не представлялось возможным. Обеспеченность же войск эвакуационными средствами была очень низкой. Тракторами мехкорпуса были обеспечены в среднем на 44%, включая машины,


                        Так лучше?
                      4. sergey261180 25 мая 2012 20:11
                        Ну да хреновые танки были. Только это не мешало уничтожать по 22 танка за раз при правильном применении: "Краткое описание подвига: «18 августа 1941 года танк старшего лейтенанта Колобанова стал в засаду… 19 августа в 14.00 дозорный доложил о движении танковой колонны на совхоз Войсковицы. С подходом головного танка противника к совхозу тов. Колобанов дал команду артиллеристу открыть огонь по первой и второй машинам, которые загорелись. Тов. Колобанов приказал уничтожить два последних танка, что и было выполнено артиллеристом. После этого тов. Колобанов корректировал стрельбу артиллериста по танкам… За это время экипажем было уничтожено 22 танка противника, а ротой тов. Колобанова было уничтожено 43 танка противника…»."
                        sergey261180
                      5. Kars 25 мая 2012 21:07
                        Цитата: sergey261180
                        Только это не мешало уничтожать по 22 танка за раз

                        Я так и не пойму что вы пытаетесь доказать?

                        то что вы пишите и приводите никак не подходит под теорию резуна.Колобанов был в обороне,значит выходит что КВ-1 это танк обороны,а не оружие агрессии.БТ как вы выдите не предназнвчались для автобанов Германии,БТ-7М имел плохоотработаный дизель и слабую броню,а немцы тысячи противотанковых пушек и ружей.Т-34 и КВ были не отработаны,и имели много недостатков.Экипажей готовых не было,тракторов не было,топливозаправщиков не было,а на БТ-7М при этом сокращают возимый запас топлива.Так что вся ..басня..резуна ..шита белыми нитками.
                      6. sergey261180 25 мая 2012 21:57
                        Шита та она может и шита, только вот в книге А. Исаева таже басня, только шита нитками другого цвета.
                        sergey261180
                      7. Kars 25 мая 2012 22:53
                        Непохоже---вы попытались привести цитаты---и все мимо.начиная от БТ заканчивая наступательными планами.
                        у меня хобби бронетехника----и по этой теме все доводы и доказательства резуна не состоятельны.В июне-июле 1941 бронетанковые части не могли провести операцию никакой мало мальской глубины.Так же само все развитие бронетехники не подтвержает мнения резуна.
                        Про англию -союзника СССР вы тоже ничего не понимаете,у Наполеона в 1812 были примерно теже геополитичиские мотивы что и у гитлера в 1941 -исключить россию/ссср из политического уровнения.
                      8. sergey261180 28 мая 2012 15:39
                        Все говорят от Суворова до Исаева что планы наступательные.
                        Вот кстати типичный автострадный танк современности: колесный ход, бронирование противопульное, пушка мощная. Чем не БТ?
                        sergey261180
                      9. Kars 28 мая 2012 15:57
                        Цитата: sergey261180
                        колесный ход, бронирование противопульное, пушка мощная. Чем не БТ?


                        странное сравнение танка для бедных современности,с колесногусеничным танком 30-х годов.
                      10. sergey261180 28 мая 2012 16:05
                        Это Ариете чтоли?
                        sergey261180
                      11. Kars 28 мая 2012 16:14
                        А почему чтоли ?он и есть.А так же такое тоже есть.
                      12. sergey261180 28 мая 2012 16:49
                        Заметьте, история странным образом повторяется. В 30-х наши купил БТ, а сейчас купили Кентавра.
                        sergey261180
                      13. Kars 28 мая 2012 17:09
                        врятли---Т-72 намного эфективней в паре с БМП-2 в том о чем ты пытаешь намекнуть чем это колесное недоразумение.
                      14. Альф 28 мая 2012 17:40
                        БТ купили с документами и начали выпускать У НАС, а итальянцев у нас только СОБИРАЮТ из тех машинокомплектов, которые пришлет берлускони. Не понравится ему что-то и тормознет он поставки деталей, что тогда табуреткин и к будет делать ?
                      15. Kars 28 мая 2012 17:46
                        Цитата: Альф
                        БТ купили с документами и начали выпускать У НАС


                        При этом так его переделав,что он от прототипа сильно отличаетса.
                        Цитата: Альф
                        а итальянцев у нас только СОБИРАЮТ

                        Кентавров?уже что приняли на вооружение?еще веть и не обкатали образцы.
                      16. Альф 28 мая 2012 22:07
                        Нет, Кентавров еще не закупили и я имел в виду ИВЕКО, но про джипы тоже говорили, что только посмотрят несколько (1775 !) штук и результат налицо. Боюсь, история с Кентаврами повторится.
      6. Landwarrior 24 мая 2012 08:15
        Цитата: sergey261180
        Создавался он для блицкрига в европе по немецким автобанам, но война пошла не по плану.

        А к чьим автобанам шведы примеривались? Вот, пожалте, шведский ЛАНДСВЕРК-30

        Пока сталь гартфильда не научились плавить- колесно гусеничными танка "переболела" вся Европа
      7. Leksander 14 июля 2012 22:17
        [quote=sergey261180]Создавался он для блицкрига в европе по немецким автобанам
        БТ начали строить раньше чем автобаны! Начитаетесь всяких перебежчиков и несёте несуразицу!
  5. vezunchik 22 мая 2012 10:45
    Очень хорошо, что такие статьи публикуют. Это воспитывает патриотизм и веру в себя. Хотелось пожелать редакции сайта, что б активнее раскручивали свой сайт
    особенно среди молодежи
  6. atos_kin 22 мая 2012 11:00
    "Да какой страх… Это как работа. Солдат есть солдат. Может, глаза и боятся, а руки должны свое дело делать. Иначе нельзя."

    Золотые слова. Низкий поклон НАСТОЯЩЕМУ СОЛДАТУ.
  7. rennim 22 мая 2012 11:22
    Хорошо что есть ещё те кто может рассказать о прошлой войне...А сколько ещё интересного ушло с ними в никуда. Мой дед тоже сражался три года с 41-го. Но сейчас мне спросить не у кого...А ведь он столько видел на передовой (служил на сорокопятке)...
  8. Денис 22 мая 2012 11:26
    хорошая машина для своего класса и времени
    хотя слышал сравнения теле"специалистов" с Т-V не в его пользу
    убогие,ещё бы с Т-90 сравнили
    хорошие-плохие,но Берлин то наверняка посещали и япошек потом нагибали
    а тигры-пантеры Москву?
    хотя бывали,как трофеи
    1. 755962 22 мая 2012 12:24
      Широко распространенное мнение мнение о том, будто танки БТ-7 к 1941 году устарели ошибочно. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно сравнить характеристики БТ-7 и немецких танков PzKpfw I и PzKpfw II, составлявшие около трети танкового парка верхмата.
      755962
      1. Kibb 22 мая 2012 12:40
        Все зависит от применения, но к сожалению он устарел и сравнивать его надо с Pz III или чехами. Нашим ответом был Т-50 который мог заменить и БТ и T26(хотя напрямую он танк сопровожения), но замена получилась на Т34
        Kibb
  9. Georg iv 22 мая 2012 12:34
    БТ нравилось больше, поскольку воевал с японцами. В тех условиях БТ отлично работал.
    С немцем эти штуки перестали прокатывать в скором времени.
    Georg iv
    1. ядро 22 мая 2012 15:35
      просто немцы по другому воевали, дело не в технике, а в тактике применения.
  10. Kostyan 22 мая 2012 16:53
    танк .. почти не бронирован..... горели как свечи.. ну впрочем у наших дуболомов все так было..... наклепали немеряно... это просто консервная банка... почти все сгорели до декабря 41-го..... короче хлам и мусор.....
    Kostyan
    1. Georg iv 22 мая 2012 17:31
      Конечно немеряно. Целых 5,3 тысяч штук!!!
      Т-34 (84 тысячи) такой себе мелкосерийник по сравнению с БТ.

      К тому же при правильной тактике исопльзования БТ довоевали до 43-го года. Они ещё Ленинград освобождали
      Georg iv
      1. Альф 27 мая 2012 22:11
        Т-34 было 61000 шт.
    2. Вот Блин 23 мая 2012 09:14

      Kostyan (8) BY Вчера,
      танк .. почти не бронирован..... горели как свечи.. ну впрочем у наших дуболомов все так было..... наклепали немеряно... это просто консервная банка... почти все сгорели до декабря 41-го..... короче хлам и мусор.....

      Ну, гуру и какой смысл в твоей писанине?Если любопытно прочти книгу "Смертельное поле"там есть воспоминания ветерана который воевал на БТ.И выжил и видел как горели немецкие танки.Все от умения и тактики зависит.
      Вот Блин
    3. Альф 23 мая 2012 16:27
      Конечно, броня Т-1 (9 мм) и Т-2(14 мм) намного толще, чем на БТ-7( 22 мм) , а броня Т-3( 30 мм) все равно противопульная и пробивалась 45-мм орудием обр.38 года, стоявшем на БТ-5/7 и Т-26. Немцы же не дуболомы, а супервоины. А насчет-горели ,как свечи, так у немцев на танках стояли такие же бензиновые двигатели, как и на Т-26, БТ-5/7 и только на БТ-7М был установлен дизель В-2.
      1. Kostyan 24 мая 2012 12:26
        еще раз говорю.... все эти консервные банки бт и иже с ними отстой... и немецкое тоже все г.. причем полное.... но только наши имея 1500 34-к и кв УМУДРИЛИСЬ их проср.....ть в бою с отсталым немецким г...м.... это говорит о нашей конченой тактике применения мехкорпусов да и ваще войск.... клейст с 800 танками уничтожил в корень, в щенд все мехекорпуса находящиеся на украине.. а их там было где-то 8!!!!!!!!!!!! вот и сделайте выводы.... тут поневоле подумаешь что наши охламоны дебильные а немцы убервоины.. или нет???? предательство?? тупость??? мы низшая раса??? что????
        Kostyan
        1. Evrepid 24 мая 2012 15:10
          Попытайтесь сами проанализировать что происходило.
          Кто какие действия выполнял, что и как было в истории.

          Посмотрите, кто (какая нация) привила немцам их скурпулезность и сколько времени это заняло.
          В общем разборки в стиле а у тебя рыльце больше в пуху подходят для детских садов.

          А нам надо учиться и еще раз учиться, перенимать все прогрессивное!
          Не новое, а именно прогрессивное!
        2. Альф 24 мая 2012 18:55
          Насчет низшей расы-не стоит равнять всех по себе.
  11. Borz 22 мая 2012 18:47
    Танк создавался согласно принятой в то время военной доктрины,быстрых прорыров,маршей.На противостояние с "тиграми" и "фердинандами" никто не расчитывал,у БТ(быстрого танка) совсем другие тактические задачи.А танк хороший.
    1. Денис 22 мая 2012 19:13
      Цитата: Borz
      На противостояние с "тиграми" и "фердинандами"

      маааааааааленкая поправка:а они тогда были!?!?!?
      1. Borz 22 мая 2012 19:56
        Да конечно же не было,написал так для образного сравнения.Можно сказать по другому:с более тяжёлыми и соответственно более бронированными танками.Не так выразился,думал,что это и так понятно.Сорри
  12. Mikhado 22 мая 2012 20:43
    Типичный танк своего времени, схема Кристи. Немецкие "чехи" 38 модели тоже были из них.
    Самый главный минус наших машин - плохой обзор и связь - не изжили и на т-34 и КВ, что делать - оптика и радио были тогдашним хайтеком и нам до Запада было в этом далеко в плане качества. Качественные пробелы компенсировали грубым количеством, что считается верным и оправданным в условиях тотальной войны.
    1. Альф 23 мая 2012 16:21
      Немцы в 1944 на Куммерсдорфе испытывали Т-34-85 и ИС-2 и сделали официальный вывод :Оптика не уступает цейссовской.
    2. Пупырчатый 23 мая 2012 22:27
      Хорошая оценка
  13. sapulid 22 мая 2012 20:48
    Танк создавался согласно принятой в то время военной доктрины,быстрых прорыров,маршей.На противостояние с "тиграми" и "фердинандами" никто не расчитывал,у БТ(быстрого танка) совсем другие тактические задачи.А танк хороший.
    Борз,ты о чем? если танк не гож для войны, на кой ляд его делать и содержать? Боевые слоны, тоже красиво смотрятся:)))
    sapulid
    1. Borz 22 мая 2012 21:35
      А разве я сказал что "не гож" для войны?Но априори в противостоянии тяжёлым танкам он не противник,ну это же ясно.Их примущество-броня+мощное орудие,а козырь БТ-это скорость+манёвренность.В любом случае спасибо за замечание,ведь только в споре рождается истина,не так ли?
  14. пришпек 22 мая 2012 23:12
    Как всегда патриоты- теоретики видят в нашей бронетехнике только её преимущества (огромная для танка максимальная скорость, возможность передвигаться на колёсном ходу) и в упор не видят её недостатки:
    "Ну какой обзор на БТ? Всего 15 градусов. Что из него увидишь? Даже толком не понимаешь, попал или нет..."
    пришпек
    1. Альф 23 мая 2012 16:32
      Часто на хронике видно, что немцы тоже шли в бой , постоянно выглядывая из башенного люка-вот у них-то обзор отличный.
      1. пришпек 24 мая 2012 22:44
        Танк есть танк и обзор из любого танка не как из кабриолета. А кто это выглядивал из немецкого танка? Командир или наводчик? Или может механник- водитель, а может все вместе? А может всё это было на марше, а не в бою? Кинте ссылочку пожалуйста, а то я что-то такой хроники не припомню.
        пришпек
        1. loft79 26 мая 2012 22:33
          Почитайте "Тигры в грязи" Отто Кариуса. Там по этому поводу очень хорошо описано.
          1. пришпек 27 мая 2012 17:56
            Опаньки! С каких это пор Отто Кариус на этом сайте стал пользоваться доверием? Нет, если вы настаиваете, то я конечно перечитаю. Только уже по названию книги видно, что Кариус воевал на "тигре"( в основном ) И сравнивать по обзорности "Тигр" и БТ нельзя. У первого командирская башенка с цейсовскими смотровыми приборами, У второго нет ни башенки ни цейса. Более того, отражающий элемент в наших смотровых приборах был даже не из стекла, а из полированной стали (Сейчас появятся "специалисты", которые скажут, что это хорошо) Но даже и в эти приборы командиру БТ смотреть не когда - он же и наводчик ( "Спецы" скажут, что и это хорошо) Ну да ладно, пойду "Кариеса" перечитывать. А вы, Loft79, перечитайте пока первое предложение из моего предидущего поста
            пришпек
            1. loft79 27 мая 2012 21:37
              Так я о том и писал, что даже при наличии командирской башенки, хорошей оптики и т. д., даже на тиграх командирам приходилось выглядывать из танка, что-бы оценить картину боя в целом. Тот пост был по поводу:

              "А кто это выглядивал из немецкого танка? Командир или наводчик? Или может механник- водитель, а может все вместе? А может всё это было на марше, а не в бою?"

              А с:

              "Как всегда патриоты- теоретики видят в нашей бронетехнике только её преимущества (огромная для танка максимальная скорость, возможность передвигаться на колёсном ходу) и в упор не видят её недостатки"

              Я и не спорил.
              1. пришпек 27 мая 2012 22:45
                Извиняйте, меня тут уже как -то не правильно понимают вот и бью по площадям
                пришпек
            2. Денис 28 мая 2012 19:24
              Цитата: пришпек
              сравнивать по обзорности "Тигр" и БТ нельзя.

              не только по обзорности,их сравнение вообще нетактично
              1. пришпек 31 мая 2012 23:30
                Цитата: " не только по обзорности, их сравнение вообще не тактично". Кнечно не тактично, я их и не сраиниваю. Просто Альф написал, что немцы шли в бой выглядывая из люков, а loft79 посоветовал почитать Отто Кариуса. Так вот "Тигр" и попал в мой пост, просочился наверное. А если серьёзно, то речь не о "Тигре", а о БТ. Вернее об одом из главных недостатков нашей БТТ- отсутствии хороших приборов наблюдения и невозможности командиру корректировать огонь и наблюдать за полем боя. И если в сравнении " Тигр" и БТ заменить на Т-III и Т-34( выпуска до 44г.) то ни чего не изменится, по прежнему наш танк слепой.
                пришпек
                1. loft79 1 июня 2012 00:26
                  По Pz-III и Т-34 согласен. Только не слепой, а почти слепой )
                  По Кариусу. Если не изменяет память, он там часто упоминает, что постоянно приходилось высовываться из башенки. Иначе в бою фиг че поймешь. Вспышки выстрелов ПТА и ПТР. Направления движения танков.
                  Поэтому и Кариус. (В голове отложилось) )
  15. R.Alex 23 мая 2012 09:57
    Приветствую всех! Решил к вам присоединиться. Статья оч.понравилась, особенно воспоминания ветерана. Считаю, что недостатки есть даже у самых совершенных моделелей, однако у БТ все же достоинств гораздо больше чем недостатков и для своего времени был отличный танк!
    R.Alex
  16. Chicot 1 23 мая 2012 23:28
    БТ-7 был отличным танком для своего времени. В начале войны он ничем не уступал немецкому "панцер-три". Но в отличии от него у БТ были ограниченные возможности для модернизации. И не в последнюю очередь это обуславливалось присутствием на машине колесного движетеля, который "съедал" необходимый (например) для увеличения бронирования вес...
    Кстати, немцы прозвали БТ-7 не иначе как "Микки-маус", из-за характерной формы башни и сходства открытых люков с ушами диснеевского героя...

    И танк-арт в тему - "БТ-7" от известного российского художника Андрея Жирнова...
    1. Альф 23 мая 2012 23:31
      Проводились испытания, на которых БТ-7, догруженный до 19 тонн в целях имитации более толстой брони, довольно резво бегал.
  17. некромонгер 24 мая 2012 01:46
    танк конечно хороший для 30х г.г. ,но сравнивать его с Т-34 в корне неправильно.
  18. mind1954 24 мая 2012 02:21
    Танкист пришедший в танковое училище в середине 30-х,
    потом оставленный там инструктором, участвовавший
    в "финской" и отечественной на Т-34 говорил, что БТ-7
    хорошая машина !
    mind1954
  19. Landwarrior 24 мая 2012 08:17
    Для Маньчжурии и Европейского театра- может и не плохая машина, но вот в Зимнюю войну они себя не очень показали.
    Гладкие "гузки" частенько проскальзывали на льду в подъем, да и узковаты они были для снежной целины.
    1. Андрей77 26 мая 2012 01:37
      Проблема с гусеницами - отдельный вопрос, ресурс у них тогда мизерный был. Хорошие гусеницы были изобретены позже. В то время гусеницы ценили и без нужды не ставили (ездили на колесах).
      1. Landwarrior 12 июня 2012 11:30
        Ну, это-то понятно. Я выше писал- пока не научились т.н. "сталь Гартфильда" по нормальному плавить искали способы экономии ресурса.
        Отсюда все колесно гусеничныве мутанты, грузовики-танковозы и т.п.
        ЗЫ: извиняюсь за поздний ответ, тока счас заметил. feel
  20. iulai 24 мая 2012 20:05
    на первом снимке вроде американский танк "валентайн"
    iulai
    1. Landwarrior 25 мая 2012 06:45
      Да не, там "Валентайнами" и не пахнет. БТха это
  21. LUXVIAGRGOOD 1 июня 2012 04:57
    aldara wart cream where can i buy aldara cream aldara online aldara basal cell carcinoma order aldara online http://buy-aldaraimiquimod.weebly.com aldara cream generic aldara cream reviews aldara condyloma aldara buy online purchase aldara [/url]http://buy-aldaraimiquimod.weebly.com aldara cheap buy aldara no prescription prescription aldara purchase aldara cream aldara reviews
    aldara wart cream buy aldara cream cheap aldara buy aldara without prescription order aldara online http://aldara-prescription.weebly.com aldara ointment buy aldara without prescription aldara imiquimod aldara genital wart imiquimod aldara cream [/url]http://whereto-buyimiquimod.weebly.com where to buy aldara cream aldara generic where to buy aldara aldara effectiveness aldara wart treatment
    aldara cream cost aldara reviews aldara cream 5 aldara online aldara prescription http://aldara-price.weebly.com aldara for warts aldara cream generic aldara information aldara molluscum aldara cream molluscum [/url]http://imiquimod-aldara.weebly.com generic aldara cream buy cheap aldara purchase aldara molluscum contagiosum aldara aldara imiquimod cream 5
    buy aldara cream aldara wart cream aldara cream molluscum aldara aldara warts http://aldara-cream5.weebly.com buy aldara cream aldara cream price aldara gel aldara sale aldara reviews [/url]http://aldara-online.weebly.com where can i buy aldara cream aldara cream buy aldara for plantar warts aldara cream reviews warts aldara
    imiquimod aldara aldara cream for skin cancer aldara uk aldara for genital warts aldara wiki http://aldara-creamprice.weebly.com buy generic aldara aldara for molluscum contagiosum aldara cream molluscum aldara molluscum contagiosum aldara 5 cream [/url]http://buyimiquimod-cream.weebly.com where to buy aldara cream buy aldara cream aldara cheap warts aldara aldara.com
    aldara dosage aldara gel aldara cream generic aldara effectiveness medicine aldara http://buyimiquimod-online.weebly.com aldara cream for genital warts aldara price aldara cheap aldara plantar warts how much does aldara cost [/url]http://prescription-aldara.weebly.com aldara treatment aldara imiquimod cream 5 aldara for molluscum contagiosum aldara buy aldara order
    LUXVIAGRGOOD

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня