Новости проекта «Охотник-Б»: выкатка, подлеты и шестое поколение

У России пока отсутствуют беспилотные летательные аппараты тяжелого класса, но работы по созданию такой техники уже ведутся. Более того, согласно последним сообщениям, основной проект в этой области уже готовится к началу нового этапа. В последние недели стало известно о завершении строительства первого опытного образца и начале наземных проверок. Речь идет об аппарате с рабочим обозначением С-70, созданным в рамках научно-исследовательской работы «Охотник-Б».

В течение нескольких месяцев, начиная с прошлого года, промышленность и источники прессы не оглашали какие-либо данные о ходе проекта «Охотник-Б». Длительное молчание было нарушено в конце минувшего июня. О последних событиях вокруг нового БПЛА сообщило информагентство «Интерфакс» со ссылкой на неназванный источник. Оказалось, что к настоящему времени проект продвинулся достаточно далеко и уже перешел на очередной важнейший этап.

По данным источника, Новосибирский авиационный завод уже завершил строительство первого опытного аппарата С-70. Кроме того, состоялась выкатка этой машины. Теперь специалисты авиационной промышленности осуществляли необходимые наземные проверки, после которых можно было приступить к летным испытаниям.




Также «Интерфакс» сообщил о примерных сроках проведения первого полета. Согласно данным конца июня, это событие было запланировано на следующий 2019 год. Более подробные сведения источник информагентства не привел.

20 июля информагентство ТАСС опубликовало любопытные данные о перспективах проекта «Охотник-Б». Неназванный источник в оборонной промышленности рассказал, что новый беспилотник в будущем может стать прототипом принципиально нового истребителя, который будет относиться к шестому поколению. При этом официальные подтверждения подобной информации на тот момент отсутствовали.

Источник ТАСС напомнил, что признаки шестого поколения истребителей пока не сформированы, но определенные их черты уже известны. Главными признаками такой техники станет отсутствие пилота на борту и возможность самостоятельного решения боевых задач в автономном режиме. Утверждается, что с точки зрения автономности, достигнутой при помощи элементов искусственного интеллекта, новейший «Охотник-Б» вполне способен стать прототипом будущего истребителя.

В конце июля ТАСС писало, что перспективный С-70 сможет самостоятельно выполнять взлет, полет по указанному маршруту с выполнением поставленной задачи и посадку. В то же время, автоматике пока не собираются давать функции принятия решения на применение оружия. Такое решение останется за человеком.

23 августа информагентство ТАСС опубликовало новые сведения о ходе проекта «Охотник-Б» и его дальнейших перспективах. Информация о БПЛА была получена от анонимного источника в авиационной промышленности. Он поделился данными в кулуарах международного военно-технического форума «Армия-2018». Следует отметить, что никакие материалы по изделию С-70 на выставке не демонстрировались.

По данным источника ТАСС, опытный «Охотник-Б» уже проходит наземные испытания, в том числе выполняет руление по взлетно-посадочной полосе. На будущий сентябрь запланированы первые тесты с подлетами. В ходе этих работ планируется проверить взлетно-посадочные характеристики аппарата. Ему предстоит выполнять разбег, подниматься в воздух на небольшую высоту и тут же садиться. За счет таких подлетов испытатели смогут определить реальное поведение БПЛА и проверить работу бортовых систем на определенных режимах.

Пока же специалисты заняты наземной проверкой различных электронных систем аппарата. Полноценные летно-конструкторские испытания стартуют в следующем году. Как и ранее, более точная информация пока не приводится. В каком месяце состоится первый полет «Охотника-Б» – неизвестно.

Следует напомнить, что параллельно с перспективным беспилотником разрабатывается боевая нагрузка для него. Весной было объявлено, что концерн «Техмаш», создающий и выпускающий широкую номенклатуру вооружений, приступил к разработке специализированного оружия для тяжелых БПЛА. Изучается вопрос создания систем ближнего боя, а также разнообразных ракет и бомб.

***

По известным данным, научно-исследовательская работа «Охотник-Б» стартовала в 2011 году в соответствии с заказом министерства обороны. Головным исполнителем работы является компания «Сухой». Целью проекта является создание перспективного беспилотного летательного аппарата тяжелого класса, способного решать разведывательные и ударные задачи. При этом машина должна иметь высокие летно-технические характеристики и сниженную радиолокационную заметность, а также отличаться высокой автономностью работы.

Согласно информации прошлых лет, строительство первого опытного образца БПЛА с последующими его испытаниями было запланировано на вторую половину текущего десятилетия. К 2020 году или чуть позже машину планировалось принять на вооружение. Последние новости позволяют говорить о некотором отставании от графика. Первый полет должен состояться в следующем 2019 году, вследствие чего принятие на вооружение может произойти только в начале двадцатых годов.

До определенного времени какие-либо сведения о проекте, раскрывающие его технические особенности, отсутствовали. В прошлом году в открытых источниках появилась фотография из сборочного цеха Новосибирского авиационного завода, на которой был изображен ранее неизвестный летательный аппарат. Подпись к фотографии прямо указывала, что это опытный образец по НИР «Охотник-Б». При этом достоянием общественности стал только внешний вид тяжелого БПЛА. В области характеристик и возможностей по-прежнему приходилось полагаться на оценки и прогнозы.

Единственная известная фотография показывает летательный аппарат схемы «летающее крыло». Он получил крыло большой стреловидностью, над которым находится рудиментарный фюзеляж с лобовым воздухозаборником. Задняя кромка крыла выполнена в виде ломаной линии с треугольным участком в центральной части. Используется трехточечное шасси с носовой опорой. Силовая установка построена на основе турбореактивного двигателя (либо двигателей).

По разным данным и оценкам, аппарат С-70, созданный в ходе НИР «Охотник-Б», имеет взлетную массу не менее 10 т и не более 20 т, что позволяет относить его к новому для нашей армии классу тяжелых беспилотников. Максимальная скорость полета может достигать 1000 км/ч или более. Характерный внешний вид указывает на высокое аэродинамическое совершенство конструкции, а также на малозаметность для радиолокационных средств наблюдения. Таким образом, готовый «Охотник-Б» сможет показывать весьма высокую дальность и продолжительность полета при сниженных рисках обнаружения противником.

Согласно доступной информации, «Охотник-Б» сможет выполнять разведывательные и ударные задачи. Для первых он должен нести блок развитой оптико-электронной аппаратуры, которая может использоваться в разных целях. С ее помощью можно вести разведку, а также осуществлять навигацию и поиск целей для удара. Кроме того, штатный лазерный дальномер, традиционно входящий в состав аппаратуры слежения, может использоваться для управления высокоточным оружием.

Из известных сведений следует, что С-70 сможет наносить удары по наземным объектам. Для этого он должен будет нести ракеты и бомбы, как неуправляемые, так и высокоточные. Требования относительно малозаметности для средств обнаружения противника могут привести к использованию внутреннего грузоотсека. Следует отметить, что использование внутренней подвески неоднократно фигурировало в различных слухах вокруг «Охотника-Б».

Как будет выглядеть номенклатура совместимых вооружений – неизвестно. Вполне возможно, что тяжелый БПЛА, имея солидный запас грузоподъемности, сможет брать на борт значительную часть существующих авиационных средств поражения. При этом, насколько известно, ведется разработка специального вооружения для такой техники. Впрочем, промышленность пока не вдавалась в подробности и не сообщала, чем перспективное оружие будет отличаться от существующего.

Судя по информации в прессе, особый интерес в проекте «Охотник-Б» представляют системы управления. Современные БПЛА в большинстве своем используют дистанционное управление, а их бортовая автоматика способна решать только ограниченные задачи, не отличающиеся особой сложностью. Прежде всего, на бортовую электронику возлагаются задачи простого пролета по заданному маршруту. В новом российском проекте, от которого требуются принципиально новые возможности, предусматриваются элементы искусственного интеллекта. Таким образом, С-70 сможет не только выполнять навигацию и самостоятельно проходить по маршруту, но и вести наблюдение, искать необходимые объекты и т.д. Несмотря на высокую степень автоматизации основных процессов, решение о применении вооружения по-прежнему будет оставаться за оператором. Решение подобных вопросов пока не спешат отдавать автоматике.

***

Следует отметить, что «Охотник-Б» не является первой отечественной попыткой создания тяжелого БПЛА, способного вести разведку и наносить удары. Кроме того, этот проект нельзя считать единственным в своем роде. В прошлом году руководство российской самолетостроительной корпорации «МиГ» рассказало о старте собственного проекта подобного рода. В целом, РСК «МиГ» прорабатывает вопрос создания целой линейки беспилотников с разными характеристиками и возможностями. Предлагается разработать образцы с взлетной массой от 1 до 15 т. Наиболее крупные из них могут считаться конкурентами С-70 «Сухого».

Проекты фирм «Сухой» и «МиГ» находятся на ранних стадиях, причем дальше продвинулась НИР «Охотник-Б». Согласно последним данным, в ближайшее время опытный аппарат С-70 начнет совершать подлеты, а в следующем году выполнить настоящий полет. Когда то же проделает его возможный конкурент от РСК «МиГ» – пока не уточнялось. Более того, все еще не до конца ясно, получат ли развитие проекты корпорации «МиГ» и дойдет ли эта техника до серии.

Согласно имеющимся планам и оценкам, не позднее начала двадцатых годов воздушно-космические силы России смогут принять на вооружение перспективный разведывательно-ударный БПЛА тяжелого класса, созданный компанией «Сухой». Таким образом, в армии впервые появится беспилотный летательный аппарат, способный не только вести разведку, но и уничтожать обнаруженные объекты. На данный момент изделия с такими возможностями у российских вооруженных сил отсутствуют.

Новости последних месяцев показывают успех отечественных авиастроителей в деле создания совершенно новой техники в интересах вооруженных сил. Стоит признать, что в сфере ударных БПЛА имеет место самое серьезное отставание от зарубежных стран, но, похоже, эта ситуация постепенно изменяется. Более того, появляется повод считать, что новые отечественные проекты в скором будущем позволят не только догнать конкурентов, но и опередить их по ряду показателей.


По материалам сайтов:
http://interfax.ru/
http://tass.ru/
http://rg.ru/
https://lenta.ru/
https://bmpd.livejournal.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Bmpd.livejournal.com
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

21 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. БАБА ШУРА Офлайн
    БАБА ШУРА 30 августа 2018 06:20
    +4
    "Характерный внешний вид указывает на высокое аэродинамическое совершенство конструкции, а также на малозаметность для радиолокационных средств наблюдения."
    Вертикальные стабилизаторы? Да еще и прямые? Вы серьезно?
    1. IGOR GORDEEV Офлайн
      IGOR GORDEEV 30 августа 2018 07:31
      0
      Цитата: БАБА ШУРА
      Вертикальные стабилизаторы? Да еще и прямые? Вы серьезно?

      На корявом фото (в инете поищите) из якобы сборочного цеха предполагаемого БПЛА отсутствуют вертикальные стабилизаторы.
    2. seos Офлайн
      seos 30 августа 2018 07:35
      +1
      Не вижу проблем, прямых углов то на этих стабилизаторах нет ... ну есть сбоку зона отражения, которую можно обнаружить только с воздуха, причем неизвестны характеристики материала стабилизатора ...
      Основная цель такого беспилотника не быть обнаруженным с земли.
    3. saturn.mmm Офлайн
      saturn.mmm 30 августа 2018 11:47
      +1
      Цитата: БАБА ШУРА
      Вертикальные стабилизаторы? Да еще и прямые? Вы серьезно?

      Они складываются.
    4. Айболит Офлайн
      Айболит 30 августа 2018 12:09
      -1
      Вертикальные стабилизаторы? Да еще и прямые? Вы серьезно?

      аэродинамическое совершенство конструкции=Аэродинамическое качество это отношение подъёмной силы к лобовому сопротивлению (или отношение их коэффициентов) в поточной системе координат при данном угле атаки.
      K(α)=Cx(α)/Cy(α)

      Вертикальные стабилизаторы то тут при чём?
      у «3М» («М-6») К=18-19
      В-1В и Ту-160>19
      Schleicher ASH 25 имеет значение 57


      а аэродинамическое качество F-22 на уровне 10 единиц вроде бы с "не вертикальными стабилизаторами"
      Да и складные они вроде бы по задумке
      1. Topgun Офлайн
        Topgun 30 августа 2018 15:55
        +1
        1 на вертикальные (любые) стабилизаторы что воздух не натыкается? (это по поводу всей той вашей бестолковой простыни)
        2 то что есть вертикальные стабилизаторы печально не от того что качество аероплана ниже, а то что не смогли электронную систему сделать которая бы могла управлять пепелацом без них, вот вся соль (я далек от того что уже не могут спроектировать летающее крыло без стабилизаторов которое сносно ведет себя в воздухе, если дело не в электронных мозгах а в аеродинамике то тогда вообще "полный северный пушной зверек" ибо такой компетенцией раньше то владели...)
        1. Айболит Офлайн
          Айболит 30 августа 2018 16:39
          -2
          Цитата: Topgun
          1 на вертикальные (любые) стабилизаторы что воздух не натыкается? (это по поводу всей той вашей бестолковой простыни)

          Василий, "вежливый" вы наш, впрочим от каакла из Чернигова я и не ожидал другого.
          1.Не "натыкается",воздух. Да сопротивление киль оказывает, но..(см. п.2)
          2.вертикальные они или хвостовое, установленное с развалом, на мидель не играет роли
          а развал лишь для уменьшения заметности

          "это по поводу всей той вашей бестолковой простыни"...
          перелопатив
          https://topwar.ru/index.php?do=lastcomments&userid=171196
          толку не нашёл ни на мизер.
          Одна злоба
          Цитата: Topgun
          2 то что есть вертикальные стабилизаторы печально не от того что качество аероплана ниже, а то что не смогли электронную систему

          Вы лучше мозг в кулак (или что там) сожмите и прочитайте о,чём моя простыня. Причём тутваш мусор про соль,электронику и аЕродинамику?
        2. Ros 56 Онлайн
          Ros 56 1 сентября 2018 09:20
          0
          Уважаемый Вася, если ни хрена не смыслишь в авиации, ну в крайнем случае, в принятой в авиации терминологии, то воздержись от комментариев на эту тему, да еще с таким пафосом. Во первых стабилизатор, это горизонтальная аэродинамическая плоскость, предназначенная для сохранения устойчивого положения самолета по тангажу. А в общем случае, неважно самолет или ракета, стабилизатор обеспечивает сохранение направления движения летательного аппарата. Вертикальная плоскость на самолете называется киль. hi
    5. VO3A Офлайн
      VO3A 30 августа 2018 15:34
      +3
      Статья пустая и большая... Основная проблема не в БПЛА, а в наземных системах обеспечивающих покрытие, позволяющее обмениваться информацией и управлять БПЛА в реальном времени.. Устойчивость и помехозащищённость этих каналов обмена информации..Да и наземных систем мало, требуется и глобальная космическая система...Наши наземные системы обеспечивают дальность до 120 км... Это мало для ударного БПЛА.. Этот радиус перекрывают наземные средства поражения...Тогда зачем ударный БПЛА.. Применение БПЛА и использование в БИС у нас не отработано, да и систем таких нет... Нужно сосдавать БИС, нужно учиться контролировать позиционный район круглосуточно и поражать обнаруженные цели в реальном времени. Ничего этого нет, а это первая самая простая ступень развития БИС... Зачем делать новые БПЛА, если они работают в ручном режиме и не выдают информацию ни в какие системы?
  2. Larum Онлайн
    Larum 30 августа 2018 08:48
    +3
    бесконечные новые проекты.... на которые потом нет денег.
    Но радует, что хоть есть.
    1. Henderson Онлайн
      Henderson 31 августа 2018 16:12
      +2
      тех, кто с них кормится, конечно радует
  3. andrewkor Офлайн
    andrewkor 30 августа 2018 08:53
    0
    Я так понял ,что"Охотник-Б" это развитие "Охотника-А",а об этом что-нибудь известно?
  4. RS.Fom Офлайн
    RS.Fom 30 августа 2018 11:01
    0
    Сомнительная актуальность!
  5. Siberia 9444 Офлайн
    Siberia 9444 30 августа 2018 11:09
    +1
    Он вроде вот такой
  6. margo2000 Офлайн
    margo2000 30 августа 2018 14:51
    +7


    2 июля 2011 года истребитель F/A-18 Hornet приземлился на палубу авианосца «Дуайт Д. Эйзенхауэр» в полностью автоматическом режиме с использованием программного обеспечения управления полётом, предназначенного для БПЛА X-47B - ничего не напоминает?
    1. БАБА ШУРА Офлайн
      БАБА ШУРА 30 августа 2018 15:24
      +2
      И это правильное "совершенство". А зачем кили у "Б", не понятно. ... если это не истребитель.
      1. asmarty Офлайн
        asmarty 30 августа 2018 23:26
        0
        Затем что при больших углах атаки интерцепторов не хватит, при порыве ветра например.

        Вот как здесь, интерцептор открыт, это видно, но его не хватило что бы крен компенсировать.

    2. Стройбат запаса 30 августа 2018 16:32
      +10
      Первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме и без экипажа на борту. БЦВМ «Бисер-4».
      Ничего не напоминает? laughing
  7. Smac111 Офлайн
    Smac111 30 августа 2018 16:36
    -2
    Красивая вещь, да и убойная наверное
  8. сталевар Офлайн
    сталевар 31 августа 2018 09:49
    0
    Похоже технология Бурана утеряна, если создают что-то новое.
  9. bratchanin3 Офлайн
    bratchanin3 31 августа 2018 16:30
    0
    Хорошая информация от автора - благодарю. Появление такого аппарата сулит многое.