ТАКР "Новороссийск"

Январь 1996 г. Имея всего 14 лет от роду, ТАКР "Новороссийск" продан южнокорейской компании на слом, уведён в порт Пусан и впоследствии разобран на металлолом.

ТАКР "Новороссийск"


История появления третьего советско­го авианосного крейсера не совсем обычна. Поначалу его строительство во­обще не предусматривалось. Более того, параллельно с разработкой проекта ПКР 1143 в СССР проводились исследования по созданию классических авианосцев с самолетами катапультного старта и по­садки на аэрофинишеры (НИР «Ордер»). Но с назначением в 1976 году на пост министра обороны Д.Ф. Устинова, известного сторонника самолетов вертикаль­ного взлета и посадки (СВВП), основные усилия по-прежнему было решено напра­вить «на дальнейшее совершенствование кораблей — носителей СВВП». По­становлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 февраля 1977 года была утверждена постройка третьего (срок сда­чи — 1979 г.), а также четвертого ПКР (срок сдачи — 1982 г.) с некоторыми из­изменениями (увеличение численности ЛАК до 30, отказ от торпедного вооружения) и максимальным использованием докумен­тации головного корабля (проект 1143М).


ТАКР "Новороссийск"


При разработке сокращенного тех проекта 1143М предполагалось, что на треть­ем ПКР уже будут базироваться перс­пективные СВВП Як-38П (истребители), заменена гидроакустика и, впервые в ­отечественном флоте, будет предусмотрено размещение на борту десанта в упрощен­ных условиях (сроком на 10 — 15 суток), а также возможность приема на ВПП и временное базирование на верхней па­лубе тяжелых транспортных вертолетов.

ТАКР "Новороссийск"

ТАКР "Новороссийск"


Корабль планировалось назвать «Баку», согласно традиции давать авиа­несущим кораблям названия, унаследо­ванные от лидеров эсминцев — в честь столиц союзных республик. Но по пред­ложению Министра обороны СССР А.А.Гречко крейсер получил наименование «Новороссийск». 24 июня 1975 года его зачислили в списки кораблей ВМФ СССР. В данном случае официально не было никакой преемственности в названии крейсера с черноморским линкором «Но­вороссийск» (бывшим «ДжулиоЧезаре»). Судя по всему, Главное политуправление и прочие «инстанции» руководствовались географической «привязкой» имени ко­рабля к «Малой земле» — названию ши­роко распропагандированной в те годы книги тогдашнего генсека ЦК КПСС.

Сокращенный техпроект 1143М (глав­ный конструктор — А.В.Маринич) был разработан в январе и утвержден ВМФ и МСП в июле 1975 года. 30 сентября состоялась закладка корабля (С-103) на стапеле «0» ЧСЗ.

На крейсере предусматривалось бази­рование 28 СВВП Як-36М (Як-38) и/или вертолетов Ка-252ПЛ и двух спасатель­ных вертолетов Ка-252ПС. ГАС «Орион» заменялась на автоматизированный гидроакустический комплекс (АГАК) «Поли­ном», а торпедное вооружение упраздня­лось. За счет уменьшения зазоров меж­ду летательными аппаратами в ангаре их число было увеличено до 24-х. Еще шесть машин находились на технической пози­ции полетной палубы (правый борт), об­ходной мостик в районе правого борта выполнялся на 1,2 м ниже по высоте, чем на ТАКР проекта 1143. При необходимо­сти в ангаре с некоторыми ограничения­ми размещались все 30 ЛАК.

ТАКР "Новороссийск"


С учетом замены гидроакустики и упразднения торпедного вооружения ко­рабль оснащался новой системой управ­ления противолодочным оружием «Пур­га». Навигационный комплекс «Салгир» заменялся на более современный, мо­дернизированный образец — «Салгир-V». Кроме того, проектом предусматрива­лась возможность установки на борту, уже при постройке корабля, резервной РЛС общего обнаружения и целеуказания «Топаз-IV» (по завершении ее испытаний и отработки на БРК «Бедовый»). Объе­мы помещений на 5-й палубе, получен­ные в результате отказа от торпедного во­оружения, использовали для оборудова­ния дополнительных трехъярусных куб­риков личного состава и десанта на 90 человек с вооружением и запасами.

Корабль оснащался БИУС «Аллея-2К» (сбор, обработка, хранение и отобра­жение информации в рамках обеспече­ния флагманских функций соединения в составе девяти надводных кораблей), а также опытным образцом радиолокаци­онного комплекса «Подкат» —для обна­ружения малоразмерных целей типа «крылатая ракета» с малой ЭПР, следу­ющих на малых высотах (до 100 м) на дальности до 33,7 км (с возможностью автоматического сопровождения целей, определения параметров движения, вы­работки и выдачи данных целеуказания на 15 средств ПВО самого ТАКР и кораб­лей соединения). Это должно было по­высить возможности ПВО-ПРО крейсера в новых условиях. Наконец, прежние активные успокоители качки 89-1 заме­нялись на более совершенные 89-3 с увеличенной площадью бортовых рулей.

Еще одним отличием «Новороссийска» стала форма передней кромки так называ­емого малого спонсона, расположенного в нос от угловой палубы — на ней отсутство­вал характерный для «Киева» и «Минска» двойной уступ, вызывавший сильное забрызгивание и образование вихревых воз­душных потоков над полетной палубой. На верхней палубе корабля установили (прав­да, уже в Севастополе) выравнивающие устройства (ВУ) — три вертикальных экра­на для спрямления воздушных потоков.

Комплексы радиоэлектронного, артиллерийского и ракетного вооружения, а также ГЭУ поначалу предполагалось со­хранить такими же, что и в проекте 1143. Однако уже в ходе постройки корабля решили внести ряд усовершенствований. Так, в связи с принятием на вооружение ВМС США летом 1977 года новой мало­высотной противокорабельной ракеты «Гарпун», Невское ПКБ по поручению руководства МСП и командования ВМФ срочно подготовило предложения по модернизации кораблей проектов 1143 и 1143М с целью повышения их боевой ус­тойчивости. Выяснилось, что для успеш­ного решения поставленной задачи тре­буется прежде всего увеличение глуби­ны зоны ПВО корабельных соединений с усилением корабельного зенитного и ра­диоэлектронного вооружения. Возмож­ные объемы работ на третьем и четвер­том «кречетах», с учетом времени на соз­дание новых образцов вооружения и сроков сдачи самих кораблей, обсужда­лись на специальном совещании у Глав­кома ВМФ. Для усиления ПВО третьего ТАКР его предполагалось оснастить дву­мя строенными модулями новейшего ЗРК «Кинжал» (взамен ЗРК БД «Оса-М») и ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик» (вместо АК-630М), а также РЛК «Подкат» (вместо РЛС «Топаз-IV»), Тре­бовалось доработать и радиоэлектрон­ное вооружение, и средства связи кораб­ля — главным образом, из-за изменения состава его авиационного и ракетно-артиллерийского вооружения. Объемы для реализации этих мер получили за счет исключения погреба запасных ПКР «Ба­зальт». С учетом корректировки тех. проекта по принятым изменениям спуск «Но­вороссийска» переносился на 1978 год.

Но изменения проекта коснулись не только систем ПВО. Попутно было при­нято решение обеспечить на корабле базирование уже 36 летательных аппара­тов*, в том числе разрабатываемых палубных истребителей вертикального взлета и посадки Як-41, штурмовиков Як-38 и вертолетов Ка-252 трех модифика­ций (ПЛО, ПС и РЛД), а также оборудо­вать на ВПП три газоотводных устройства (ГОУ) — для защиты покрытия полетной палубы от раскаленных до 1200° струй газов при вертикальном старте Як-41.

ТАКР "Новороссийск"


Кроме того, требовалось увеличить на 50% запасы авиатоплива. Шахты ГОУ, закрытые в верхней части жаропрочны­ми газодинамическими решетками, пре­дусматривались под стартовыми позициями № 3, 4 и 5, имели переменный диа­метр 3 — 5 м и проходили от полетной палубы вниз и далее под угловую палу­бу (спонсон) за борт. Имелись сложнос­ти с выработкой конструктивного реше­ния и выбором материала для этих ре­шеток, а также термостойкого покрытия полетной палубы. Эти переделки повлек­ли за собой перенос срока сдачи кораб­ля с 1979-го на 1982 год.

За исключением ряда отличий по со­ставу и размещению антенных постов РЛС и средств РЭБ, внешний вид ТАКР проекта 1143М изменился незначитель­но, хотя перепланировка общего распо­ложения была весьма существенной и охватывала порядка 1000 (до 40% обще­го числа) помещений, в которых по ре­зультатам повторной корректировки про­екта предстояло провести «по живому» демонтажные и монтажные работы.

Техпроект 11433 (первоначально 1143.3; главный конструктор В.Ф. Аникиев) был разработан в декабре 1977 года и утвержден в мае 1978-го, когда фор­мирование корпуса «Новороссийска» на стапеле уже завершалось — смонтиро­вали даже все шахты ГОУ, закрыв их ре­шетками. 26 декабря 1978 года ТАКР был торжественно спущен на воду и постав­лен на достройку

ТАКР "Новороссийск"

Стрельба ЗРК "Шторм" ТАКР "Новороссийск"


Тем временем, отношение к ГОУ про­должало оставаться неоднозначным. Проведенные в Жуковском эксперимен­ты не давали оснований для особого оп­тимизма по поводу их применения. В кон­це концов, согласно совместному реше­нию МАП, МСП, ВМФ и ВВС СССР от 10 октября 1979 года, шахты и решетки ГОУ, «как не оправдавшие своего назначения по результатам испытаний», были де­монтированы, а помещения, через кото­рые они проходили, восстановлены по первоначальному проекту, что также по­влекло массу дополнительных переде­лок.

Но на этом проблемы не закончились. Из-за отставания по срокам разработки и изготовления головных образцов, пре­дусмотренных проектом ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик», «Новороссийск» этого оружия не получил. Вместо него смон­тировали проверенные 30-мм автоматы АК-630М, при этом к штатным для его предшественников ЗРК «Оса-М» реши­ли не возвращаться — в итоге корабль остался вообще без систем ПВО ближ­ней дальности!

Вследствие проблем с созданием но­вых самолетов авиагруппу третьего ТАКР пришлось комплектовать из Як-38 (поз­же заменены на Як-38М). Отчасти это компенсировалось наличием более со­вершенных вертолетов второго поколе­ния— Ка-27. Кроме того, на «Новорос­сийске» могли базироваться перспектив­ные ЛАК и вертолеты массой до 15 т, приниматься на палубу (без размещения в ангаре) для оперативной доставки гру­зов или десанта вертолеты Ми-8, Ми-14 и даже Ми-6 массой до 37 т. Также име­лась возможность запуска двигателей от корабельной системы электроснабже­ния. Полный запас авиатоплива состав­лял 1500 т, наибольший —до 1650 т.

Швартовные испытания ТАКР «Ново­российск» (бортовой номер 137) проходи­ли с 1 сентября по 27 декабря 1981 года. 24 ноября состоялось заселение экипажа, сформированного на базе 7-й ОПЭСК в Североморске. 5 января 1982 года корабль
ушел в Севастополь, где до 25-го числа проходил докование для очистки и окрас­ки подводной части и юстировки оборудования. С 29 января по 12 апреля «Ново­российск» успешно прошел заводские хо­довые испытания (главный ответственный сдатчик Г.И.Журенко, командир — капитан 1 ранга Б.П. Черных). В самом начале ис­пытаний на корабле вышел из строя турбонаддувочный агрегат ТНА-3 одного из главных котлов, что ставило под угрозу срыва своевременную сдачу крейсера. Обычно замена этого агрегата требует нескольких месяцев, но в данном случае заводчане уложились в несколько дней. Аварийный ТНА через временные выре­зы переместили в ангар, а оттуда — на верхнюю палубу. Уникальная операция завершилась, когда с находившегося в достройке ТАКР «Баку» в обратном поряд­ке был доставлен аналогичный ТНА-3.

Госиспытания «Новороссийска» прохо­дили на полигонах боевой подготовки ЧФ с 12 апреля по 28 мая, с перерывом для участия в параде кораблей, посвященном Дню Победы. 12 мая ТАКР вышел на по­лигон — испытывался стрельбой одиночной ракетой и двухракетным залпом удар­ный комплекс «Базальт-11433» (ПУ № 1,2 и 6). В обоих случаях мишени — БКЩ (69x13 м) и мишень пр. 1784 были пора­жены прямыми попаданиями на дально­сти 88 км. Комиссия отметила случаи по­вреждений легких конструкций на палу­бе корабля из-за воздействия факелов стартовых ускорителей ракет.

ТАКР "Новороссийск"

Пуск крылатой ракеты Базальт с ТАКР "Новороссийск"


Арткомплексы АК-726 и АК-630М были испытаны стрельбой по МКЩ, мишени РМ-15, макетам плавающих мин и ими­тированной воздушной цели, а установ­ки РБУ-6000 — на предельных углах на­ведения по идущей на корабль практи­ческой торпеде 53-56. Успешно прошли испытания стрельбой и также были при­няты комиссией 140-мм комплекс поста­новки ложных целей ПК-2 и противоло­дочный комплекс РПК-1.

20 — 27 мая состоялись 11 стрельб УЗРК «Шторм» по парашютным мишеням М-6, морской цели (БКЩ) и радиоуправляемой мишени Ла-17М. Правда, сразу в трех случаях были отмечены факты ухо­да с заданной траектории и падения в воду выпущенных из носовой ПУ ракет — как следствие общего конструктивного недо­статка. Комиссия рекомендовала увели­чить секторы стрельбы, особенно в режи­ме «низколетящая цель», для чего был увеличен угол старта ЗУР в вертикальной плоскости. Повторная стрельба после вы­полнения этих работ была зачтена.

За время госиспытаний СВВП Як-38 и Як-38У выполнили с корабля 112, верто­леты Ка-27 — 108, Ка-25 — 51, Ми-6 — 10 и Ми-8—139 полетов, включая преду­смотренные для обеспечения испытаний. К сожалению, не обошлось без аварии — в апреле упал на палубу вертолет Ка-27, один матрос был убит обломком винта.

ТАКР "Новороссийск"

ТАКР "Новороссийск"


28 мая «Новороссийск» прибыл в Ни­колаев и был поставлен к набережной Большого ковша ЧСЗ на ревизию и окрас­ку. По заключению комиссии, программа госиспытаний была выполнена полностью; в качестве дополнения лишь рекомендовалось определить возможность взлета и посадки в ночных условиях груп­пы в составе четырех вертолетов
при ско­рости воздушного потока до 20 м/с, бор­товой качке до 10° и килевой —до 3°.

Кроме того, комиссией не был принят АГАК «Полином» (его приемка ожидалась только в декабре 1982 года на головном атомном ракетном крейсере проекта 1144 «Киров» постройки Балтийского ССЗ). На корабле также не был установлен комплекс заводки на посадку летательных аппаратов «Привод-СВ» (позже от его установки на «Новороссийске» вообще отказались). Ко­миссия отметила, что при осадке корабля кормой менее 8,8 м подъемно-опускное устройство ПОУ-3 не обеспечивает надеж­ную выборку «буксируемого тела» (опуска­емой антенны) ГАС. Даже при отсутствии волнения на море эта операция требова­ла много времени. Также отмечалось, что на работе РЛС «Подкат» отрицательно ска­зываются такие факторы, как затенение зон видимости надстройками ТАКР, помехи вследствие переотражения сигналов и ис­кажение диаграмм направленности обеих расположенных на боковых стенках над­стройки антенн.

В числе менее значительных, но дос­таточно любопытных и курьезных заме­чаний были и такие, как, например, установка на бачках пресной воды запор­ных клапанов, из-за чего имелись слу­чаи заливания кают водой (во избежа­ние этого рекомендовалось в дальней­шем установить самозакрывающиеся клапаны — так, кстати, и было сделано на предыдущих кораблях).

12 августа было завершено устране­ние замечаний, а два дня спустя состоя­лось подписание приемного акта. С мо­мента закладки до сдачи корабля про­шло 6 лет, 10 месяцев и 14 дней.

ТАКР "Новороссийск"


15 августа 1982 года на ТАКР «Ново­российск» торжественно подняли Воен­но-морской флаг, и корабль перешел в Севастополь. 24 ноября ТАКР был зачис­лен в состав ТОФ и начал подготовку к переходу на Тихий океан (с предвари­тельным заходом в Североморск для участия в торжествах по случаю 50-ле­тия Северного флота). В один из осен­них дней, во время стоянки у Угольной стенки, на «Новороссийск» внезапно об­рушился сильный шквал — корабль уда­лось удержать на месте лишь благода­ря помощи подошедшего буксира. Позже выяснилось, что буксир повредил ти­тановый обтекатель ГАС «Полином», и ТАКР пришлось ставить в док для про­ведения ремонта. К 24 декабря экипаж сдал все курсовые задачи, и «Новорос­сийск» был зачислен в состав кораблей постоянной готовности.

Здесь важно отметить, что в период проведения испытаний крейсера нача­лась англо-аргентинская война, и ее пер­вые уроки подтвердили правоту специа­листов о необходимости усиления ПВО-ПРО кораблей. «Новороссийск» в этом отношении уступал даже «Киеву» и «Минску». Несмотря на возможность с помощью РЛС «Подкат» заблаговремен­но обнаруживать воздушные цели, особенно атакующие крылатые ракеты, крейсер не имел огневых средств для их поражения — оставался лишь выход транслировать полученные данные на корабли охранения.


"Минск" и "Новороссийск" базировались на Тихом океане. В 1991 г. "Минск" начали готовить к переходу на судостроительный завод в Николаев для ремонта (не работало 50% двигательной установки крейсера). 31 августа 1992 г. на "Минске" спустили флаг ВМФ и уже в октябре крейсер прибыл к месту консервации (в отстой) в бухту Постовая в Советской Гавани. 20 октября 1995 г. "Минск" уведен буксиром в Южную Корею для разделки на метал. А в 1998 г. ТАКР "Минск" перепродан китайской компании и после проведения комплекса работ с 27.09.2000 г. используется в качестве музея и развлекательного центра в порту Шэньчжэнь (район Гонконга). Второй китайский музей ВМФ СССР! Помните реплику одного из ведущих в "Дне радио", обращенную в коридор?

По "Новороссийск" 1990 г. проходил двухгодичный ремонт;
28 января 1991 г. - проходил испытания после ремонта, сдела некоторые задачи, но полностью возвратить корабль в строй после ремонта не удалось...
Май 1991 г. - корабль выведен в отстой решением Главкома ВМФ СССР. Точка.
Январь 1993 г. - при нахождении в отстое на корабле в машинном отделении случился пожар.
30 июня 1993 г. - ТАКР "Новороссийск" разоружен и исключен из состава ВМФ России.
Январь 1996 г. - ТАКР "Новороссийск" продан южнокорейской компании на слом, уведён в порт Пусан и впоследствии разобран на металл...

Последние из могикан:
ТАКР "Новороссийск"

Слева - "РИГА" (в будущем "ВАРЯГ", проданный Китаю), справа "ТБИЛИСИ" (в будущем "АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ")
Первоисточник: http://azlok.livejournal.com


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 34
  1. MrFYGY 23 мая 2012 07:34
    Такое могли сделать только предатели своей Родины!
    1. Йошкин Кот 23 мая 2012 09:44
      гм, а погубленная программа Российского императорского флота постройка линкоров? большевичками погубленная, немцам продали готовые корпуса на металлолом
      Йошкин Кот
      1. 755962 23 мая 2012 10:24
        Какая короткая судьба.И опять начало 90-х послужило печальным концом.
        755962
      2. Цитата: Йошкин Кот
        м, а погубленная программа Российского императорского флота постройка линкоров? большевичками погубленная,

        Простите, но Вы как бы не совсем в курсе, о чем пишете.
        Корпуса-то у нас были, это Вы верно сказали. И броня была. А вот артиллерии - не было (царь-батюшка своевременное создание 356-мм пушек на "Измаилы" ниасилил, так что имелись только закупленные в Англии - в количестве 8 штук, чего не хватало даже на оснащение одного корабля) По ходовой имелось только 2/3 котлов и турбин от требуемых на 1 корабль. Так что для того, чтобы достроить хотя бы один "Измаил" требовалась сущая малость - по сути создать производство силовых (при царе-батюшке выпускалась далеко не вся номенклатура) освоить выпуск 356-мм орудий (царь-батюшка с трудом осилил аж 1 опытное орудие) освоить производство 356-мм башен (для чего требовались новые, более крупные чем имевшиеся для производства 12-дм орудий станки которых в России не было. Как впрочем и станкостроения) .
    2. Гражданский 23 мая 2012 10:01
      Впервые вопрос о продаже двух тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) «Минск» и «Новороссийск» встал в 1992 году. Тогда, в ходе официального визита в Пекин президента России Бориса Ельцина, китайская сторона предложила продать им корабли. Борис Николаевич посоветовал китайцам подготовить официальный запрос, что китайцы и не преминули сделать. Но информация о готовящейся сделке века, способной повлиять на стратегический паритет сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, попала в прессу. Дело получило международный резонанс, и российскому правительству пришлось отказаться от далеко идущих планов.

      Вторично вопрос о возможной продаже «Минска» и «Новороссийска» был поднят в апреле 1993 года. Тогда с предложением выкупить у России списанные авианосцы обратилась американская компания World Business Network Inc. По какой-то причине и эта сделка сорвалась.

      Не исключено, что сыграла в этом определенную роль и жесткая, непримиримая позиция тогдашнего командующего ТОФ адмирала Хватова, который буквально «костьми лег», чтобы не допустить продажи советских авианосцев. Не исключено, что именно упорное нежелание Хватова способствовать «сделке века» и стало, в действительности, причиной его позорной отставки. Не за гибель трех матросов на острове Русском наказали адмирала – нашли повод убрать, потому что мешал продавать за бесценок дорогостоящую государственную собственность, ключевые звенья обороны Державы.

      Дело сдвинулось с мертвой точки после того, как в апреле 1994 года при посредничестве АО «Компас» между Центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей (ЦУМР и ВЭС) Министерства обороны РФ и южнокорейской компанией Young Distribution Corp. начались переговоры о продаже авианосцев. И закончились «успешно» – уж больно высокопоставленные «многозвездные» чины в этот раз курировали процесс продажи гордости Отечества.

      ТОФ, на балансе которого числились авианосцы, никакого отношения к «сделке века» не имел. Продажей по личному распоряжению Павла Грачева занималось совместное предприятие «Компас-1», учредителями которого стали с российской стороны фирма «Компас», а с южнокорейской – «Янг дистрибьюшн». Фирму «Компас», в свою очередь, учредили бывший начальник тыла ТОФ Махонин, бывший начальник Генштаба СССР Моисеев и бывший командующий ВМФ СССР Чернавин. Также посредниками в сделке выступили бывший начальник тыла ВМФ СССР адмирал Сидоров и бывший начальник главного управления эксплуатации и ремонта ВМФ адмирал Алпатов.

      6 октября 1994 года между ЦУМР и ВЭС и южнокорейской компанией были заключены контракты 148/8/11014051 и 148/8/11014049. «Минск» продали за 4 миллиона 583 тысячи долларов США, «Новороссийск» же оценили в 4 миллиона 314 тысяч долларов. Фактически – по цене черного лома (!!!).

      Но то была не продажа – самая настоящая афера. С большой буквы – Афера. Как явствует из аналитической справки, подготовленной Владимиром Дёгтевым, последним оперативным работником контрразведки ТОФ, курировавшим «Минск», это была невиданная доселе попытка контрабанды. В общей сложности на кораблях не были демонтированы и оставались на штатных местах в пригодном для эксплуатации состоянии:

      - МР-700 (РЛС «Фрегат») – радиолокационная станция воздушной, надводной обстановки, обнаружения целей (совершенно секретно);
      - МР-105 РЛС – станция управления стрельбой корабельной зенитной установки (секретно);
      - «Аллея-2» – автоматизированная система сбора и обработки информации целеуказания и выработки рекомендаций для использования средств ПЛО и ПВО (совершенно секретно);
      - МНРА, привод СВ – автоматизированная радиотехническая система ближней навигации и посадки самолетов (вертолетов) (секретно);
      - «Салгир-1143» - навигационный комплекс (совершенно секретно).

      Кроме того, на кораблях в целости и сохранности были обнаружены:

      - ракетный противолодочный комплекс «Вихрь» (секретно);
      - корабельный зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» (секретно).

      Полностью: http://www.zanarod.ru/gazeta07-55-2010_04.htm


      Минск:


      Киев:



      Новороссийск (сейчас в Корее):





      вот так....
      1. Большой Вам плюс и за великолепные фото и за инфу. Что вместе с ТАВКРом мы продали туеву хучу секретнгого оборудования я знал, а вот чего конкретно - нет. Еще раз спасибо !
    3. 703-ий 23 мая 2012 10:12
      И эти предатели носили адмиральские погоны.
      В Севастополе в то время самыми обеспеченными стали адмиралы и бандиты.
      Такой дерибан шёл, что страшно вспомнить.


      По данным из открытых источников, за период перестройки только с 1991 по 1997 годы списаны и проданы на металлолом 629 боевых кораблей российского флота. Для сравнения: за период Второй мировой войны Советский Союз потерял 365 кораблей и подводных лодок. В стране шла повальная приватизация, армия и флот недополучали денег из госбюжета и фактически были предоставлены сами себе. В условиях новой российской демократии, которую многие трактовали как безнаказанность и вседозволенность, флотское командование использовало разные возможности для заработка. Само списание кораблей проводилось с грубыми нарушениями регламента.
      Авианосец "Минск", списанный в 1993 году, продан Китаю и переделан в парк развлечений. travel.webshots.com
      Во-первых, вывод корабля из состава ВМФ зачастую был необоснованным. Ярчайшие примеры - авианосцы "Минск" (срок службы - 15 лет, переоборудован в парк развлечений "Мир Минска" в городе Шэньчжэнь, КНР) и "Новороссийск" (срок службы - 11 лет). Списывались раньше разумных сроков и корабли с меньшим водоизмещением: например, БПК проекта 1134б "Ташкент", БПК проекта 1155 "Адмирал Захаров". Особенно сильно пострадал некогда грозный Тихоокеанский флот: за годы негласной кампании по списанию судов на металлолом ТОФ сократился на 136 кораблей, которые могли еще долго находиться в составе. Численность расформированных экипажей составила 15207 человек, из них 2266 офицеров.

      Во-вторых, по сведениям некоторых военно-морских экспертов, в ряде случаев продажа единиц техники на металлолом велась по ценам ниже рыночных. К тому же фактическая сторона дела нередко расходилась с документацией. Порой доходило до смешного: по документам на один корабль продавались сразу несколько судов. Так, в 1994 году под видом МРЗК пр. 861 "Ильмень" продано девять десантных кораблей (БДК пр.1171 – 3, БДК пр.775 – 5, МДК пр.771 – 1), четыре сторожевых корабля (СКР пр.1135 - 1, СКР пр.159 – 3), три малых противолодочных корабля (МПК пр.1124 - 2, МПК пр.204 - 1), три морских тральщика (МТ пр.254 – 2, МТ пр.266 – 1), один МРК пр.1234, шесть подводных лодок: (ПЛ пр.641 – 3, пр.690 – 1, пр.629а – 1, пр.651 – 1), две плавбазы ПЛ (ПБ пр.1886) и два корабля специального назначения (ОИС пр.861). Общий тоннаж этой флотилии составил более 55 тысяч тонн.
      Мало того, что флот лишался боевых кораблей - страна лишалась денег. По некоторым оценкам, с каждого крупного корабля Вооруженные силы теряли до нескольких сотен тысяч, а в ряде случаев и миллионов долларов.

      В-третьих, ряд контрактов с покупателями военных судов "якобы на слом" включали в себя пункт, согласно которому в течение месяца после заключения сделки продавец был обязан раскрыть некоторые технические подробности проданных судов. Такие плавсредства продавались не "на иголки". Пример - морской сухогрузный транспорт "Аргут". Источник ЦВМП сообщил, что судно выведено из состава ТОФ в 1996 году (возраст – 6 лет) и продано по цене металлолома, но в 2005 году оно выполняло коммерческие рейсы под названием Afiya. Известен и порт приписки: Валлетта, Мальта, и собственник: AFIYA SHIPPING CO. LTD.

      В 90-е годы военно-морскому флоты России (некогда второму по мощи и численности после ВМС США) был нанесен серьезный, практически непоправимый урон. По словам адмирала Валентина Селиванова, который в 90-е годы был начальником Главного штаба ВМФ, за этот период Россия потеряла до 85% надводных кораблей, подводных лодок и боевых самолетов.
      703-ий
      1. TRex 23 мая 2012 10:34
        Борт 703! Спасибо огромное за столь подробную информацию.
        Я лично наблюдал всех этих красавцев в Севастополе, а потом просто о..евал, когда слышал, что очередной ТАКР продан на слом...
        Есть такое понятие - "измена Родине", которое надо применять ко всем "коммерсантам", участвовавшим в распиле оборонной мощи страны!
        И без срока давности!
        1. 703-ий 23 мая 2012 10:44
          TRex
          Согласен . К стенке уродов.
          Я сам жил в Севастополе в то время.
          Если интересно то новый сайт о флоте.
          http://blackseafleet-21.com/
          703-ий
        2. pribolt 23 мая 2012 12:11
          Присоединяюсь должны ответить.Все "комерсанты" ,но особенно жестко стоит наказать военных "комерсантов" am
          pribolt
  2. Dust 23 мая 2012 07:35
    Да, было время...
    Какие огромные средства были вложены в строительство флота и как бездарно ими распорядились!
    Dust
    1. SerGL 23 мая 2012 08:22
      Упрощенно говоря, если бы был далеко в океане наш островок с чем-то особо ценным - существование океанского авианосного флота не вызывало бы сомнений даже для ничего не смыслящего в морском деле политика.

      А так получается, что каждому вновь заступающему на должность руководителю (руководЯтелу) приходится доказывать необходимость существования для России океанского флота.

      И когда доказать не удается, флот в очередной раз гибнет.

      Может в школе специальный предмет на тему необходимости флота ввести?..
      SerGL
      1. Dust 23 мая 2012 08:38
        А может потому и гибнет, что не особо нужен?
        В реале же только существование Российской Америки оправдывало существование флота, но именно тогда существующему флоту обеспечить ее развитие и оказалось не под силу...
        Да и достойно защитить Дальний Восток, в принципе, тоже...
        Dust
        1. Денис 23 мая 2012 12:55
          Цитата: Dust
          только существование Российской Америки оправдывало существование флота

          а на Балтике и Чёрном море воевали на зафрахтованных папуасских пирогах?
          там флот свою нужность не доказал
      2. Kibb 23 мая 2012 12:26
        Цитата: SerGL
        Может в школе специальный предмет на тему необходимости флота ввести?..

        Это как в Германии в конце 19 века?
        Цитата: Dust
        А может потому и гибнет, что не особо нужен?

        Вот с этим бы определились и отпала бы половина вопросов о нужности авианесущих кораблей
        Kibb
  3. Borz 23 мая 2012 08:44
    Очень грустно всё это читать.Думается,этот класс кораблей мог быть востребован и сегодня(при доработке средств ПВО).Тем более,что в создании кораблей в советское время конструкторы придерживались хорошей традиции - универсализма.
  4. Дублер 23 мая 2012 08:56
    Цитата: Dust
    А может потому и гибнет, что не особо нужен?

    Полагаю, что Флот гибнет по противоположным причинам. Он нужен России, но не нужен нашим "заклятым друзьям".
  5. 77bor1973 23 мая 2012 09:12
    просто на ТОФ для этих кораблей не было причалов а офицеры с семьями жили там-же ,вот он промучился на рейде ,выработал свой ресурс и его с лёгким сердцем сплавили в Корею,а обстановка в стране позволяла это сделать с лёгкостью!
    77bor1973
    1. Tirpitz 23 мая 2012 10:01
      Тоже читал об этом. У нас всегда все делается задом на перед. Интересно, а под мистрали хоть будет инфраструктура? Или тоже к 2020 г спишем в Китай.
      Tirpitz
      1. Цитата: Tirpitz
        Или тоже к 2020 г спишем в Китай.

        Зачем? Погоним во Францию на ремонт под вопли "Эти криворукие русские вконец испоганили современную импортную технику!", потратим еще пару миллиардов зелени на капиталку... crying
  6. borisst64 23 мая 2012 09:48
    Наши отцы корячились, работали, колбасу по талонам получали, чтобы вот такие красавцы-корабли были у страны. И в результате кучка предателей все псу под хвост спустила. И мало кто сомневается что карманчик набили.
    borisst64
  7. М.Пётр 23 мая 2012 09:59
    Без слёз такие репортажи читать, смотреть нельзя. sad

    А вообще в 90-ые предатели руководили страной.
    Сейчас бы хоть что то было, можно было бы и переделать под вполне нормальный авианосец уже. Опыт Викрамандитьи же есть... Ээххх! recourse
    М.Пётр
  8. sergiosenin 23 мая 2012 10:15
    читаю и плачу. Боря гори в аду !!!!!
    sergiosenin
    1. tut ya 23 мая 2012 11:18
      Из бори героя сделали- "де..мократизатор"
      tut ya
  9. Eugene 23 мая 2012 10:32
    Читаю и тоже сердце кровью обливается... 14 лет судну... могли бы еще до середины 20ых ходить минимум, при должной модернизации или можно продать бы было как Горшкова.
    Eugene
  10. Большое спасибо за статью. Статья хорошая, и кое-чего из написанного в ней я раньше не знал.
    Совершенно солидарен с теми, кто жалеет о былом могуществе ВМФ СССР, о прекрасных и могучих кораблях тех времен. У самого сердце кровью обливается. Но...давайте посмотрим правде в глаза. В разгроме флота виноваты те, кто своими безумными либеральными реформами обрушил экономику страны, кто допустил "парад суверенитетов", кто в погоне за длинным рублем и личной властью развалил державу. И раз уж это было сделано и финансирование наших ВС упало ниже плинтуса - то наши ТАВКРы "Киев", "Минск", "Новороссийск" да и "Баку" были обречены на гибель, и спасти их было невозможно.
    Вот, допустим, не стали бы продавать "Новороссийск"... а дальше то что? эксплуатировать его практически невозможно - корабль требует ремонта, а у РФ денег не хватало даже на содержание "Кузнецова". Ну хорошо, допустим, не стали бы продавать, не стали бы эксплуатировать а заморозили до лучших времен. А дальше-то что? Представим себе, что "Новороссийск" никуда не делся, а стоит себе в бухте Постовая прямо сейчас. И что с ним делать?
    Самолетов для него нет - Яки давно уже бы выработали свой ресурс, а новых производить не будут, самолет давно снят с вооружения (да и, прямо скажем, хреновый это был самолет) Конечно же, был у нас и более интересный Як-141 да только на какие шиши прикажете его дорабатывать и в серию запускать? Взамен ПАК-ФА? При том, что как ни крути но Як-141 уступал любому современному самолету невертикального взлета, даже в момент создания, не говоря уже о сегодняшнем дне?
    В общем, авианесущий крейсер превратился бы в обычный вертолетоносец с сильно устаревшей ПВО и старым ударным ракетным вооружением. Его конечно можно было бы модернизировать, поставить новую ходовую, новейшие ЗУР и ПКР, радары и БИУС, но...смысл? Какие задачи будет решать сорокатысячетонный ракетный крейсер - вертолетоносец во флоте РФ? Можно конечно сказать, что такой корабль в одиночку будет стоить всех четырех "Мистралей" вместе взятых, и это будет правильно, в теории лучше бы "Мистралевские" деньги потратить на модернизацию собственных кораблей - но Вы же понимаете, что никто этого делать не стал бы. Вон у нас стоят атомные красавцы ТАРКРы - и что, кто-то всерьез их ремонтировать собирается? Нет, мы лучше "ужжжасные" Мистрали закупим. crying
    Можно рассмотреть вопрос модернизации ТАВКР по типу "Горшкова" с оснащением ТАВКР Мигами -29К. Но... Влупив в проект не менее чем 2,5 млрд зелени на выходе получили бы недоавианосец, да и то не сейчас, а лет через... Считайте сами - "Горшкова" сдаем индусам в 2012 году, потом вроде как надо ставить "Кузнецова" на модернизацию - по слухам она должна занять лет пять, ибо похоже там в корпусе "Кузьмича" новый авианосец строить будут - с новой силовой, расширением ангара и как бы не катапультами... В общем, сколько-то лет это займет, причем такая модернизация все же приоритетнее перестройки "Новороссийска" - а параллельно работать на двумя ТАВКР у нас попросту мощностей нету. Но даже если "Кузнецову" вместо перестройки делать обычную капиталку, то все равно раньше 2014-2015 года приступить к восстановлению и модернизации "Новороссийска" не получилось бы. И закончили бы ее году эдак в 2017 в лучшем случае. К этому времени кораблю исполнится (если считать с момента спуска на воду) 39 лет ! Сколько он еще прослужит пока корпус разваливаться не начнет? Лет 10-15? Или целых 20?
    Тогда не проще ли вместо того, чтобы отдать 2,5 если не все 3 млрд зелени и получить недоавианосец на 20 лет (ни катапульт, ни самолетов ДРЛО, а Миг-29К неплох сегодня, но на роль перспективного основного самолета палубной авиации никак не тянет - слабоват-с, для этого сейчас палубный ПАК ФА разрабатывается) потратить 6 млрд зелени и построить с нуля полноценный авианосец который прослужит лет так 50?
    Так что, на мой взгляд, в текущей реальности ТАВКРы были обречены.
    И тем не менее, тех кто продал этот корабль необходимо судить и расстрелять. Потому что продали они первоклассный ТАВКР аж за 4 млн долл (современный фрегат Горшков стоит в пределах 450 млн долл) По слухам - настолько торопились откат получить, что даже не сняли с ТАВКРа секретные системы - управление оружием, связь и т.п.
    1. Eugene 23 мая 2012 11:53
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Можно рассмотреть вопрос модернизации ТАВКР по типу "Горшкова" с оснащением ТАВКР Мигами -29К. Но... Влупив в проект не менее чем 2,5 млрд зелени на выходе получили бы недоавианосец, да и то не сейчас, а лет через... Считайте сами - "Горшкова" сдаем индусам в 2012 году, потом вроде как надо ставить "Кузнецова" на модернизацию - по слухам она должна занять лет пять, ибо похоже там в корпусе "Кузьмича" новый авианосец строить будут - с новой силовой, расширением ангара и как бы не катапультами...

      Согласен, я в своем посте в основном сетовал на то, что на слом отправили за даром и деньги в карман, можно было тем же индусам или китайцам продать после модернизации, потому как муки с перестройкой Горшкова это из-за отсутствия специалистов втч, это ж позор!У нас получается можно зараз лишь один авианесущий корабль делать...
      Eugene
    2. Per se. 24 мая 2012 19:49
      Андрей, но, ведь, вместо "недоавианосцев" можно бы было вернуться к теме проекта УДК 11780, что на базе "Новороссийска" не потребовало бы особых затрат, и, во всяком случае, намного дешевле покупки "Мистралей". Мне, лично, жаль и легкие крейсера типа "Свердлов", возможно, из них могли получиться лёгкие авианосцы по примеру американских "Independence" или вертолётоносцы. Вообще же, например, из эсминцев Первой мировой лучше получались суперминоносцы-сторожевики во Второй мировой, чем эсминцы (уже недоэсминцы).
      1. 77bor1973 25 мая 2012 09:07
        совершенно верно, во вторую мировую и все ведущие морские державы перестраивали ,либо линкоры, либо крейсеры под авианосцы,правда это лучше делать во время формирования корпуса ,а у нас и корпуса подходящего нет ,разве что "Адмирала Ушакова" использовать...
        77bor1973
  11. vostok 23 мая 2012 11:58
    Корабли не продали, а пропили, как и все остальное! Ох уж этот Ельцин , всю страну разбазарил!
    vostok
    1. black_eagle 23 мая 2012 13:28
      Ну в принципе разбазаривал не только Ельцин, куда "Варяг" ушел, я думаю, сам знаешь, к нему Ельцин отношения не имел, самое обидное даже не то что продали, а то что если бы даже не продали то сгнило бы нафиг как никому не нужное!
      black_eagle
      1. red 11 23 мая 2012 21:56
        тогда все продавали
        и варяг и су-33
        тогда все продавалось. Даже дружба с Россиией и то продали......
        red 11
  12. SWEET_SIXTEEN 23 мая 2012 19:57
    В статье небольшая неточность. По официальной советской терминологии Тяжелые авианесущие крейсера именовались ТАВКР.

    Очень интересная статья, шикарный графический материал
  13. Юра 23 мая 2012 21:37
    С трудом дочитал статью, тяжело на душе.
  14. red 11 23 мая 2012 21:52
    нахрена мистрали покупаем? если есть технологии создания таких кораблей...
    red 11
    1. Денис 23 мая 2012 22:08
      Цитата: red 11
      нахрена мистрали покупаем

      новый НЭП,ключевые слова-распил и откат
    2. zadorin1974 23 мая 2012 22:22
      да потому что нет мощностей а какие есть уже заняты со специалистами тоже
  15. PSih2097 23 мая 2012 22:46
    Кравчука и Шушкевича на КОЛ, Ельцина достать из могилы, перемолоть и высыпать в выгребную яму, там же поставить памятный знак -- "Помните, предательство -- никогда не остается безнаказанно"...
  16. mind1954 24 мая 2012 03:10
    Так разошлись с этими продажами, что продали какие-то
    уникальные вспомогательные корабли, которые потом
    искали по всем портам мира, чтобы выкупить обратно !!!
    mind1954
    1. Гражданский 24 мая 2012 10:27
      а что нашли? вон сколько проданного китайцы модернизируют и в строй

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня