ТАКР "Новороссийск"

34
Январь 1996 г. Имея всего 14 лет от роду, ТАКР "Новороссийск" продан южнокорейской компании на слом, уведён в порт Пусан и впоследствии разобран на металлолом.



История появления третьего советско­го авианосного крейсера не совсем обычна. Поначалу его строительство во­обще не предусматривалось. Более того, параллельно с разработкой проекта ПКР 1143 в СССР проводились исследования по созданию классических авианосцев с самолетами катапультного старта и по­садки на аэрофинишеры (НИР «Ордер»). Но с назначением в 1976 году на пост министра обороны Д.Ф. Устинова, известного сторонника самолетов вертикаль­ного взлета и посадки (СВВП), основные усилия по-прежнему было решено напра­вить «на дальнейшее совершенствование кораблей — носителей СВВП». По­становлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 февраля 1977 года была утверждена постройка третьего (срок сда­чи — 1979 г.), а также четвертого ПКР (срок сдачи — 1982 г.) с некоторыми из­изменениями (увеличение численности ЛАК до 30, отказ от торпедного вооружения) и максимальным использованием докумен­тации головного корабля (проект 1143М).

ТАКР "Новороссийск"


При разработке сокращенного тех проекта 1143М предполагалось, что на треть­ем ПКР уже будут базироваться перс­пективные СВВП Як-38П (истребители), заменена гидроакустика и, впервые в ­отечественном флоте, будет предусмотрено размещение на борту десанта в упрощен­ных условиях (сроком на 10 — 15 суток), а также возможность приема на ВПП и временное базирование на верхней па­лубе тяжелых транспортных вертолетов.




Корабль планировалось назвать «Баку», согласно традиции давать авиа­несущим кораблям названия, унаследо­ванные от лидеров эсминцев — в честь столиц союзных республик. Но по пред­ложению Министра обороны СССР А.А.Гречко крейсер получил наименование «Новороссийск». 24 июня 1975 года его зачислили в списки кораблей ВМФ СССР. В данном случае официально не было никакой преемственности в названии крейсера с черноморским линкором «Но­вороссийск» (бывшим «ДжулиоЧезаре»). Судя по всему, Главное политуправление и прочие «инстанции» руководствовались географической «привязкой» имени ко­рабля к «Малой земле» — названию ши­роко распропагандированной в те годы книги тогдашнего генсека ЦК КПСС.

Сокращенный техпроект 1143М (глав­ный конструктор — А.В.Маринич) был разработан в январе и утвержден ВМФ и МСП в июле 1975 года. 30 сентября состоялась закладка корабля (С-103) на стапеле «0» ЧСЗ.

На крейсере предусматривалось бази­рование 28 СВВП Як-36М (Як-38) и/или вертолетов Ка-252ПЛ и двух спасатель­ных вертолетов Ка-252ПС. ГАС «Орион» заменялась на автоматизированный гидроакустический комплекс (АГАК) «Поли­ном», а торпедное вооружение упраздня­лось. За счет уменьшения зазоров меж­ду летательными аппаратами в ангаре их число было увеличено до 24-х. Еще шесть машин находились на технической пози­ции полетной палубы (правый борт), об­ходной мостик в районе правого борта выполнялся на 1,2 м ниже по высоте, чем на ТАКР проекта 1143. При необходимо­сти в ангаре с некоторыми ограничения­ми размещались все 30 ЛАК.



С учетом замены гидроакустики и упразднения торпедного вооружения ко­рабль оснащался новой системой управ­ления противолодочным оружием «Пур­га». Навигационный комплекс «Салгир» заменялся на более современный, мо­дернизированный образец — «Салгир-V». Кроме того, проектом предусматрива­лась возможность установки на борту, уже при постройке корабля, резервной РЛС общего обнаружения и целеуказания «Топаз-IV» (по завершении ее испытаний и отработки на БРК «Бедовый»). Объе­мы помещений на 5-й палубе, получен­ные в результате отказа от торпедного во­оружения, использовали для оборудова­ния дополнительных трехъярусных куб­риков личного состава и десанта на 90 человек с вооружением и запасами.

Корабль оснащался БИУС «Аллея-2К» (сбор, обработка, хранение и отобра­жение информации в рамках обеспече­ния флагманских функций соединения в составе девяти надводных кораблей), а также опытным образцом радиолокаци­онного комплекса «Подкат» —для обна­ружения малоразмерных целей типа «крылатая ракета» с малой ЭПР, следу­ющих на малых высотах (до 100 м) на дальности до 33,7 км (с возможностью автоматического сопровождения целей, определения параметров движения, вы­работки и выдачи данных целеуказания на 15 средств ПВО самого ТАКР и кораб­лей соединения). Это должно было по­высить возможности ПВО-ПРО крейсера в новых условиях. Наконец, прежние активные успокоители качки 89-1 заме­нялись на более совершенные 89-3 с увеличенной площадью бортовых рулей.

Еще одним отличием «Новороссийска» стала форма передней кромки так называ­емого малого спонсона, расположенного в нос от угловой палубы — на ней отсутство­вал характерный для «Киева» и «Минска» двойной уступ, вызывавший сильное забрызгивание и образование вихревых воз­душных потоков над полетной палубой. На верхней палубе корабля установили (прав­да, уже в Севастополе) выравнивающие устройства (ВУ) — три вертикальных экра­на для спрямления воздушных потоков.

Комплексы радиоэлектронного, артиллерийского и ракетного вооружения, а также ГЭУ поначалу предполагалось со­хранить такими же, что и в проекте 1143. Однако уже в ходе постройки корабля решили внести ряд усовершенствований. Так, в связи с принятием на вооружение ВМС США летом 1977 года новой мало­высотной противокорабельной ракеты «Гарпун», Невское ПКБ по поручению руководства МСП и командования ВМФ срочно подготовило предложения по модернизации кораблей проектов 1143 и 1143М с целью повышения их боевой ус­тойчивости. Выяснилось, что для успеш­ного решения поставленной задачи тре­буется прежде всего увеличение глуби­ны зоны ПВО корабельных соединений с усилением корабельного зенитного и ра­диоэлектронного вооружения. Возмож­ные объемы работ на третьем и четвер­том «кречетах», с учетом времени на соз­дание новых образцов вооружения и сроков сдачи самих кораблей, обсужда­лись на специальном совещании у Глав­кома ВМФ. Для усиления ПВО третьего ТАКР его предполагалось оснастить дву­мя строенными модулями новейшего ЗРК «Кинжал» (взамен ЗРК БД «Оса-М») и ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик» (вместо АК-630М), а также РЛК «Подкат» (вместо РЛС «Топаз-IV»), Тре­бовалось доработать и радиоэлектрон­ное вооружение, и средства связи кораб­ля — главным образом, из-за изменения состава его авиационного и ракетно-артиллерийского вооружения. Объемы для реализации этих мер получили за счет исключения погреба запасных ПКР «Ба­зальт». С учетом корректировки тех. проекта по принятым изменениям спуск «Но­вороссийска» переносился на 1978 год.

Но изменения проекта коснулись не только систем ПВО. Попутно было при­нято решение обеспечить на корабле базирование уже 36 летательных аппара­тов*, в том числе разрабатываемых палубных истребителей вертикального взлета и посадки Як-41, штурмовиков Як-38 и вертолетов Ка-252 трех модифика­ций (ПЛО, ПС и РЛД), а также оборудо­вать на ВПП три газоотводных устройства (ГОУ) — для защиты покрытия полетной палубы от раскаленных до 1200° струй газов при вертикальном старте Як-41.



Кроме того, требовалось увеличить на 50% запасы авиатоплива. Шахты ГОУ, закрытые в верхней части жаропрочны­ми газодинамическими решетками, пре­дусматривались под стартовыми позициями № 3, 4 и 5, имели переменный диа­метр 3 — 5 м и проходили от полетной палубы вниз и далее под угловую палу­бу (спонсон) за борт. Имелись сложнос­ти с выработкой конструктивного реше­ния и выбором материала для этих ре­шеток, а также термостойкого покрытия полетной палубы. Эти переделки повлек­ли за собой перенос срока сдачи кораб­ля с 1979-го на 1982 год.

За исключением ряда отличий по со­ставу и размещению антенных постов РЛС и средств РЭБ, внешний вид ТАКР проекта 1143М изменился незначитель­но, хотя перепланировка общего распо­ложения была весьма существенной и охватывала порядка 1000 (до 40% обще­го числа) помещений, в которых по ре­зультатам повторной корректировки про­екта предстояло провести «по живому» демонтажные и монтажные работы.

Техпроект 11433 (первоначально 1143.3; главный конструктор В.Ф. Аникиев) был разработан в декабре 1977 года и утвержден в мае 1978-го, когда фор­мирование корпуса «Новороссийска» на стапеле уже завершалось — смонтиро­вали даже все шахты ГОУ, закрыв их ре­шетками. 26 декабря 1978 года ТАКР был торжественно спущен на воду и постав­лен на достройку


Стрельба ЗРК "Шторм" ТАКР "Новороссийск"


Тем временем, отношение к ГОУ про­должало оставаться неоднозначным. Проведенные в Жуковском эксперимен­ты не давали оснований для особого оп­тимизма по поводу их применения. В кон­це концов, согласно совместному реше­нию МАП, МСП, ВМФ и ВВС СССР от 10 октября 1979 года, шахты и решетки ГОУ, «как не оправдавшие своего назначения по результатам испытаний», были де­монтированы, а помещения, через кото­рые они проходили, восстановлены по первоначальному проекту, что также по­влекло массу дополнительных переде­лок.

Но на этом проблемы не закончились. Из-за отставания по срокам разработки и изготовления головных образцов, пре­дусмотренных проектом ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик», «Новороссийск» этого оружия не получил. Вместо него смон­тировали проверенные 30-мм автоматы АК-630М, при этом к штатным для его предшественников ЗРК «Оса-М» реши­ли не возвращаться — в итоге корабль остался вообще без систем ПВО ближ­ней дальности!

Вследствие проблем с созданием но­вых самолетов авиагруппу третьего ТАКР пришлось комплектовать из Як-38 (поз­же заменены на Як-38М). Отчасти это компенсировалось наличием более со­вершенных вертолетов второго поколе­ния— Ка-27. Кроме того, на «Новорос­сийске» могли базироваться перспектив­ные ЛАК и вертолеты массой до 15 т, приниматься на палубу (без размещения в ангаре) для оперативной доставки гру­зов или десанта вертолеты Ми-8, Ми-14 и даже Ми-6 массой до 37 т. Также име­лась возможность запуска двигателей от корабельной системы электроснабже­ния. Полный запас авиатоплива состав­лял 1500 т, наибольший —до 1650 т.

Швартовные испытания ТАКР «Ново­российск» (бортовой номер 137) проходи­ли с 1 сентября по 27 декабря 1981 года. 24 ноября состоялось заселение экипажа, сформированного на базе 7-й ОПЭСК в Североморске. 5 января 1982 года корабль
ушел в Севастополь, где до 25-го числа проходил докование для очистки и окрас­ки подводной части и юстировки оборудования. С 29 января по 12 апреля «Ново­российск» успешно прошел заводские хо­довые испытания (главный ответственный сдатчик Г.И.Журенко, командир — капитан 1 ранга Б.П. Черных). В самом начале ис­пытаний на корабле вышел из строя турбонаддувочный агрегат ТНА-3 одного из главных котлов, что ставило под угрозу срыва своевременную сдачу крейсера. Обычно замена этого агрегата требует нескольких месяцев, но в данном случае заводчане уложились в несколько дней. Аварийный ТНА через временные выре­зы переместили в ангар, а оттуда — на верхнюю палубу. Уникальная операция завершилась, когда с находившегося в достройке ТАКР «Баку» в обратном поряд­ке был доставлен аналогичный ТНА-3.

Госиспытания «Новороссийска» прохо­дили на полигонах боевой подготовки ЧФ с 12 апреля по 28 мая, с перерывом для участия в параде кораблей, посвященном Дню Победы. 12 мая ТАКР вышел на по­лигон — испытывался стрельбой одиночной ракетой и двухракетным залпом удар­ный комплекс «Базальт-11433» (ПУ № 1,2 и 6). В обоих случаях мишени — БКЩ (69x13 м) и мишень пр. 1784 были пора­жены прямыми попаданиями на дально­сти 88 км. Комиссия отметила случаи по­вреждений легких конструкций на палу­бе корабля из-за воздействия факелов стартовых ускорителей ракет.


Пуск крылатой ракеты Базальт с ТАКР "Новороссийск"


Арткомплексы АК-726 и АК-630М были испытаны стрельбой по МКЩ, мишени РМ-15, макетам плавающих мин и ими­тированной воздушной цели, а установ­ки РБУ-6000 — на предельных углах на­ведения по идущей на корабль практи­ческой торпеде 53-56. Успешно прошли испытания стрельбой и также были при­няты комиссией 140-мм комплекс поста­новки ложных целей ПК-2 и противоло­дочный комплекс РПК-1.

20 — 27 мая состоялись 11 стрельб УЗРК «Шторм» по парашютным мишеням М-6, морской цели (БКЩ) и радиоуправляемой мишени Ла-17М. Правда, сразу в трех случаях были отмечены факты ухо­да с заданной траектории и падения в воду выпущенных из носовой ПУ ракет — как следствие общего конструктивного недо­статка. Комиссия рекомендовала увели­чить секторы стрельбы, особенно в режи­ме «низколетящая цель», для чего был увеличен угол старта ЗУР в вертикальной плоскости. Повторная стрельба после вы­полнения этих работ была зачтена.

За время госиспытаний СВВП Як-38 и Як-38У выполнили с корабля 112, верто­леты Ка-27 — 108, Ка-25 — 51, Ми-6 — 10 и Ми-8—139 полетов, включая преду­смотренные для обеспечения испытаний. К сожалению, не обошлось без аварии — в апреле упал на палубу вертолет Ка-27, один матрос был убит обломком винта.




28 мая «Новороссийск» прибыл в Ни­колаев и был поставлен к набережной Большого ковша ЧСЗ на ревизию и окрас­ку. По заключению комиссии, программа госиспытаний была выполнена полностью; в качестве дополнения лишь рекомендовалось определить возможность взлета и посадки в ночных условиях груп­пы в составе четырех вертолетов
при ско­рости воздушного потока до 20 м/с, бор­товой качке до 10° и килевой —до 3°.

Кроме того, комиссией не был принят АГАК «Полином» (его приемка ожидалась только в декабре 1982 года на головном атомном ракетном крейсере проекта 1144 «Киров» постройки Балтийского ССЗ). На корабле также не был установлен комплекс заводки на посадку летательных аппаратов «Привод-СВ» (позже от его установки на «Новороссийске» вообще отказались). Ко­миссия отметила, что при осадке корабля кормой менее 8,8 м подъемно-опускное устройство ПОУ-3 не обеспечивает надеж­ную выборку «буксируемого тела» (опуска­емой антенны) ГАС. Даже при отсутствии волнения на море эта операция требова­ла много времени. Также отмечалось, что на работе РЛС «Подкат» отрицательно ска­зываются такие факторы, как затенение зон видимости надстройками ТАКР, помехи вследствие переотражения сигналов и ис­кажение диаграмм направленности обеих расположенных на боковых стенках над­стройки антенн.

В числе менее значительных, но дос­таточно любопытных и курьезных заме­чаний были и такие, как, например, установка на бачках пресной воды запор­ных клапанов, из-за чего имелись слу­чаи заливания кают водой (во избежа­ние этого рекомендовалось в дальней­шем установить самозакрывающиеся клапаны — так, кстати, и было сделано на предыдущих кораблях).

12 августа было завершено устране­ние замечаний, а два дня спустя состоя­лось подписание приемного акта. С мо­мента закладки до сдачи корабля про­шло 6 лет, 10 месяцев и 14 дней.



15 августа 1982 года на ТАКР «Ново­российск» торжественно подняли Воен­но-морской флаг, и корабль перешел в Севастополь. 24 ноября ТАКР был зачис­лен в состав ТОФ и начал подготовку к переходу на Тихий океан (с предвари­тельным заходом в Североморск для участия в торжествах по случаю 50-ле­тия Северного флота). В один из осен­них дней, во время стоянки у Угольной стенки, на «Новороссийск» внезапно об­рушился сильный шквал — корабль уда­лось удержать на месте лишь благода­ря помощи подошедшего буксира. Позже выяснилось, что буксир повредил ти­тановый обтекатель ГАС «Полином», и ТАКР пришлось ставить в док для про­ведения ремонта. К 24 декабря экипаж сдал все курсовые задачи, и «Новорос­сийск» был зачислен в состав кораблей постоянной готовности.

Здесь важно отметить, что в период проведения испытаний крейсера нача­лась англо-аргентинская война, и ее пер­вые уроки подтвердили правоту специа­листов о необходимости усиления ПВО-ПРО кораблей. «Новороссийск» в этом отношении уступал даже «Киеву» и «Минску». Несмотря на возможность с помощью РЛС «Подкат» заблаговремен­но обнаруживать воздушные цели, особенно атакующие крылатые ракеты, крейсер не имел огневых средств для их поражения — оставался лишь выход транслировать полученные данные на корабли охранения.


"Минск" и "Новороссийск" базировались на Тихом океане. В 1991 г. "Минск" начали готовить к переходу на судостроительный завод в Николаев для ремонта (не работало 50% двигательной установки крейсера). 31 августа 1992 г. на "Минске" спустили флаг ВМФ и уже в октябре крейсер прибыл к месту консервации (в отстой) в бухту Постовая в Советской Гавани. 20 октября 1995 г. "Минск" уведен буксиром в Южную Корею для разделки на метал. А в 1998 г. ТАКР "Минск" перепродан китайской компании и после проведения комплекса работ с 27.09.2000 г. используется в качестве музея и развлекательного центра в порту Шэньчжэнь (район Гонконга). Второй китайский музей ВМФ СССР! Помните реплику одного из ведущих в "Дне радио", обращенную в коридор?

По "Новороссийск" 1990 г. проходил двухгодичный ремонт;
28 января 1991 г. - проходил испытания после ремонта, сдела некоторые задачи, но полностью возвратить корабль в строй после ремонта не удалось...
Май 1991 г. - корабль выведен в отстой решением Главкома ВМФ СССР. Точка.
Январь 1993 г. - при нахождении в отстое на корабле в машинном отделении случился пожар.
30 июня 1993 г. - ТАКР "Новороссийск" разоружен и исключен из состава ВМФ России.
Январь 1996 г. - ТАКР "Новороссийск" продан южнокорейской компании на слом, уведён в порт Пусан и впоследствии разобран на металл...

Последние из могикан:

Слева - "РИГА" (в будущем "ВАРЯГ", проданный Китаю), справа "ТБИЛИСИ" (в будущем "АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ")
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    23 мая 2012 07:34
    Такое могли сделать только предатели своей Родины!
    1. Йошкин Кот
      +2
      23 мая 2012 09:44
      гм, а погубленная программа Российского императорского флота постройка линкоров? большевичками погубленная, немцам продали готовые корпуса на металлолом
      1. 755962
        +10
        23 мая 2012 10:24
        Какая короткая судьба.И опять начало 90-х послужило печальным концом.
      2. +10
        23 мая 2012 11:02
        Цитата: Йошкин Кот
        м, а погубленная программа Российского императорского флота постройка линкоров? большевичками погубленная,

        Простите, но Вы как бы не совсем в курсе, о чем пишете.
        Корпуса-то у нас были, это Вы верно сказали. И броня была. А вот артиллерии - не было (царь-батюшка своевременное создание 356-мм пушек на "Измаилы" ниасилил, так что имелись только закупленные в Англии - в количестве 8 штук, чего не хватало даже на оснащение одного корабля) По ходовой имелось только 2/3 котлов и турбин от требуемых на 1 корабль. Так что для того, чтобы достроить хотя бы один "Измаил" требовалась сущая малость - по сути создать производство силовых (при царе-батюшке выпускалась далеко не вся номенклатура) освоить выпуск 356-мм орудий (царь-батюшка с трудом осилил аж 1 опытное орудие) освоить производство 356-мм башен (для чего требовались новые, более крупные чем имевшиеся для производства 12-дм орудий станки которых в России не было. Как впрочем и станкостроения) .
    2. +17
      23 мая 2012 10:01
      Впервые вопрос о продаже двух тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) «Минск» и «Новороссийск» встал в 1992 году. Тогда, в ходе официального визита в Пекин президента России Бориса Ельцина, китайская сторона предложила продать им корабли. Борис Николаевич посоветовал китайцам подготовить официальный запрос, что китайцы и не преминули сделать. Но информация о готовящейся сделке века, способной повлиять на стратегический паритет сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, попала в прессу. Дело получило международный резонанс, и российскому правительству пришлось отказаться от далеко идущих планов.

      Вторично вопрос о возможной продаже «Минска» и «Новороссийска» был поднят в апреле 1993 года. Тогда с предложением выкупить у России списанные авианосцы обратилась американская компания World Business Network Inc. По какой-то причине и эта сделка сорвалась.

      Не исключено, что сыграла в этом определенную роль и жесткая, непримиримая позиция тогдашнего командующего ТОФ адмирала Хватова, который буквально «костьми лег», чтобы не допустить продажи советских авианосцев. Не исключено, что именно упорное нежелание Хватова способствовать «сделке века» и стало, в действительности, причиной его позорной отставки. Не за гибель трех матросов на острове Русском наказали адмирала – нашли повод убрать, потому что мешал продавать за бесценок дорогостоящую государственную собственность, ключевые звенья обороны Державы.

      Дело сдвинулось с мертвой точки после того, как в апреле 1994 года при посредничестве АО «Компас» между Центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей (ЦУМР и ВЭС) Министерства обороны РФ и южнокорейской компанией Young Distribution Corp. начались переговоры о продаже авианосцев. И закончились «успешно» – уж больно высокопоставленные «многозвездные» чины в этот раз курировали процесс продажи гордости Отечества.

      ТОФ, на балансе которого числились авианосцы, никакого отношения к «сделке века» не имел. Продажей по личному распоряжению Павла Грачева занималось совместное предприятие «Компас-1», учредителями которого стали с российской стороны фирма «Компас», а с южнокорейской – «Янг дистрибьюшн». Фирму «Компас», в свою очередь, учредили бывший начальник тыла ТОФ Махонин, бывший начальник Генштаба СССР Моисеев и бывший командующий ВМФ СССР Чернавин. Также посредниками в сделке выступили бывший начальник тыла ВМФ СССР адмирал Сидоров и бывший начальник главного управления эксплуатации и ремонта ВМФ адмирал Алпатов.

      6 октября 1994 года между ЦУМР и ВЭС и южнокорейской компанией были заключены контракты 148/8/11014051 и 148/8/11014049. «Минск» продали за 4 миллиона 583 тысячи долларов США, «Новороссийск» же оценили в 4 миллиона 314 тысяч долларов. Фактически – по цене черного лома (!!!).

      Но то была не продажа – самая настоящая афера. С большой буквы – Афера. Как явствует из аналитической справки, подготовленной Владимиром Дёгтевым, последним оперативным работником контрразведки ТОФ, курировавшим «Минск», это была невиданная доселе попытка контрабанды. В общей сложности на кораблях не были демонтированы и оставались на штатных местах в пригодном для эксплуатации состоянии:

      - МР-700 (РЛС «Фрегат») – радиолокационная станция воздушной, надводной обстановки, обнаружения целей (совершенно секретно);
      - МР-105 РЛС – станция управления стрельбой корабельной зенитной установки (секретно);
      - «Аллея-2» – автоматизированная система сбора и обработки информации целеуказания и выработки рекомендаций для использования средств ПЛО и ПВО (совершенно секретно);
      - МНРА, привод СВ – автоматизированная радиотехническая система ближней навигации и посадки самолетов (вертолетов) (секретно);
      - «Салгир-1143» - навигационный комплекс (совершенно секретно).

      Кроме того, на кораблях в целости и сохранности были обнаружены:

      - ракетный противолодочный комплекс «Вихрь» (секретно);
      - корабельный зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» (секретно).

      Полностью: http://www.zanarod.ru/gazeta07-55-2010_04.htm


      Минск:


      Киев:



      Новороссийск (сейчас в Корее):





      вот так....
      1. +12
        23 мая 2012 10:49
        Большой Вам плюс и за великолепные фото и за инфу. Что вместе с ТАВКРом мы продали туеву хучу секретнгого оборудования я знал, а вот чего конкретно - нет. Еще раз спасибо !
    3. 703-ий
      +15
      23 мая 2012 10:12
      И эти предатели носили адмиральские погоны.
      В Севастополе в то время самыми обеспеченными стали адмиралы и бандиты.
      Такой дерибан шёл, что страшно вспомнить.


      По данным из открытых источников, за период перестройки только с 1991 по 1997 годы списаны и проданы на металлолом 629 боевых кораблей российского флота. Для сравнения: за период Второй мировой войны Советский Союз потерял 365 кораблей и подводных лодок. В стране шла повальная приватизация, армия и флот недополучали денег из госбюжета и фактически были предоставлены сами себе. В условиях новой российской демократии, которую многие трактовали как безнаказанность и вседозволенность, флотское командование использовало разные возможности для заработка. Само списание кораблей проводилось с грубыми нарушениями регламента.
      Авианосец "Минск", списанный в 1993 году, продан Китаю и переделан в парк развлечений. travel.webshots.com
      Во-первых, вывод корабля из состава ВМФ зачастую был необоснованным. Ярчайшие примеры - авианосцы "Минск" (срок службы - 15 лет, переоборудован в парк развлечений "Мир Минска" в городе Шэньчжэнь, КНР) и "Новороссийск" (срок службы - 11 лет). Списывались раньше разумных сроков и корабли с меньшим водоизмещением: например, БПК проекта 1134б "Ташкент", БПК проекта 1155 "Адмирал Захаров". Особенно сильно пострадал некогда грозный Тихоокеанский флот: за годы негласной кампании по списанию судов на металлолом ТОФ сократился на 136 кораблей, которые могли еще долго находиться в составе. Численность расформированных экипажей составила 15207 человек, из них 2266 офицеров.

      Во-вторых, по сведениям некоторых военно-морских экспертов, в ряде случаев продажа единиц техники на металлолом велась по ценам ниже рыночных. К тому же фактическая сторона дела нередко расходилась с документацией. Порой доходило до смешного: по документам на один корабль продавались сразу несколько судов. Так, в 1994 году под видом МРЗК пр. 861 "Ильмень" продано девять десантных кораблей (БДК пр.1171 – 3, БДК пр.775 – 5, МДК пр.771 – 1), четыре сторожевых корабля (СКР пр.1135 - 1, СКР пр.159 – 3), три малых противолодочных корабля (МПК пр.1124 - 2, МПК пр.204 - 1), три морских тральщика (МТ пр.254 – 2, МТ пр.266 – 1), один МРК пр.1234, шесть подводных лодок: (ПЛ пр.641 – 3, пр.690 – 1, пр.629а – 1, пр.651 – 1), две плавбазы ПЛ (ПБ пр.1886) и два корабля специального назначения (ОИС пр.861). Общий тоннаж этой флотилии составил более 55 тысяч тонн.
      Мало того, что флот лишался боевых кораблей - страна лишалась денег. По некоторым оценкам, с каждого крупного корабля Вооруженные силы теряли до нескольких сотен тысяч, а в ряде случаев и миллионов долларов.

      В-третьих, ряд контрактов с покупателями военных судов "якобы на слом" включали в себя пункт, согласно которому в течение месяца после заключения сделки продавец был обязан раскрыть некоторые технические подробности проданных судов. Такие плавсредства продавались не "на иголки". Пример - морской сухогрузный транспорт "Аргут". Источник ЦВМП сообщил, что судно выведено из состава ТОФ в 1996 году (возраст – 6 лет) и продано по цене металлолома, но в 2005 году оно выполняло коммерческие рейсы под названием Afiya. Известен и порт приписки: Валлетта, Мальта, и собственник: AFIYA SHIPPING CO. LTD.

      В 90-е годы военно-морскому флоты России (некогда второму по мощи и численности после ВМС США) был нанесен серьезный, практически непоправимый урон. По словам адмирала Валентина Селиванова, который в 90-е годы был начальником Главного штаба ВМФ, за этот период Россия потеряла до 85% надводных кораблей, подводных лодок и боевых самолетов.
      1. +17
        23 мая 2012 10:34
        Борт 703! Спасибо огромное за столь подробную информацию.
        Я лично наблюдал всех этих красавцев в Севастополе, а потом просто о..евал, когда слышал, что очередной ТАКР продан на слом...
        Есть такое понятие - "измена Родине", которое надо применять ко всем "коммерсантам", участвовавшим в распиле оборонной мощи страны!
        И без срока давности!
        1. 703-ий
          +10
          23 мая 2012 10:44
          TRex
          Согласен . К стенке уродов.
          Я сам жил в Севастополе в то время.
          Если интересно то новый сайт о флоте.
          http://blackseafleet-21.com/
        2. pribolt
          +4
          23 мая 2012 12:11
          Присоединяюсь должны ответить.Все "комерсанты" ,но особенно жестко стоит наказать военных "комерсантов" am
  2. Dust
    +9
    23 мая 2012 07:35
    Да, было время...
    Какие огромные средства были вложены в строительство флота и как бездарно ими распорядились!
    1. SerGL
      +9
      23 мая 2012 08:22
      Упрощенно говоря, если бы был далеко в океане наш островок с чем-то особо ценным - существование океанского авианосного флота не вызывало бы сомнений даже для ничего не смыслящего в морском деле политика.

      А так получается, что каждому вновь заступающему на должность руководителю (руководЯтелу) приходится доказывать необходимость существования для России океанского флота.

      И когда доказать не удается, флот в очередной раз гибнет.

      Может в школе специальный предмет на тему необходимости флота ввести?..
      1. Dust
        +5
        23 мая 2012 08:38
        А может потому и гибнет, что не особо нужен?
        В реале же только существование Российской Америки оправдывало существование флота, но именно тогда существующему флоту обеспечить ее развитие и оказалось не под силу...
        Да и достойно защитить Дальний Восток, в принципе, тоже...
        1. 0
          23 мая 2012 12:55
          Цитата: Dust
          только существование Российской Америки оправдывало существование флота

          а на Балтике и Чёрном море воевали на зафрахтованных папуасских пирогах?
          там флот свою нужность не доказал
      2. Kibb
        +2
        23 мая 2012 12:26
        Цитата: SerGL
        Может в школе специальный предмет на тему необходимости флота ввести?..

        Это как в Германии в конце 19 века?
        Цитата: Dust
        А может потому и гибнет, что не особо нужен?

        Вот с этим бы определились и отпала бы половина вопросов о нужности авианесущих кораблей
  3. +4
    23 мая 2012 08:44
    Очень грустно всё это читать.Думается,этот класс кораблей мог быть востребован и сегодня(при доработке средств ПВО).Тем более,что в создании кораблей в советское время конструкторы придерживались хорошей традиции - универсализма.
  4. +6
    23 мая 2012 08:56
    Цитата: Dust
    А может потому и гибнет, что не особо нужен?

    Полагаю, что Флот гибнет по противоположным причинам. Он нужен России, но не нужен нашим "заклятым друзьям".
  5. 77bor1973
    +4
    23 мая 2012 09:12
    просто на ТОФ для этих кораблей не было причалов а офицеры с семьями жили там-же ,вот он промучился на рейде ,выработал свой ресурс и его с лёгким сердцем сплавили в Корею,а обстановка в стране позволяла это сделать с лёгкостью!
    1. Tirpitz
      +2
      23 мая 2012 10:01
      Тоже читал об этом. У нас всегда все делается задом на перед. Интересно, а под мистрали хоть будет инфраструктура? Или тоже к 2020 г спишем в Китай.
      1. Цитата: Tirpitz
        Или тоже к 2020 г спишем в Китай.

        Зачем? Погоним во Францию на ремонт под вопли "Эти криворукие русские вконец испоганили современную импортную технику!", потратим еще пару миллиардов зелени на капиталку... crying
  6. borisst64
    +11
    23 мая 2012 09:48
    Наши отцы корячились, работали, колбасу по талонам получали, чтобы вот такие красавцы-корабли были у страны. И в результате кучка предателей все псу под хвост спустила. И мало кто сомневается что карманчик набили.
  7. М.Пётр
    +10
    23 мая 2012 09:59
    Без слёз такие репортажи читать, смотреть нельзя. sad

    А вообще в 90-ые предатели руководили страной.
    Сейчас бы хоть что то было, можно было бы и переделать под вполне нормальный авианосец уже. Опыт Викрамандитьи же есть... Ээххх! recourse
  8. sergiosenin
    +7
    23 мая 2012 10:15
    читаю и плачу. Боря гори в аду !!!!!
    1. tut ya
      +2
      23 мая 2012 11:18
      Из бори героя сделали- "де..мократизатор"
  9. Eugene
    +5
    23 мая 2012 10:32
    Читаю и тоже сердце кровью обливается... 14 лет судну... могли бы еще до середины 20ых ходить минимум, при должной модернизации или можно продать бы было как Горшкова.
  10. +15
    23 мая 2012 10:46
    Большое спасибо за статью. Статья хорошая, и кое-чего из написанного в ней я раньше не знал.
    Совершенно солидарен с теми, кто жалеет о былом могуществе ВМФ СССР, о прекрасных и могучих кораблях тех времен. У самого сердце кровью обливается. Но...давайте посмотрим правде в глаза. В разгроме флота виноваты те, кто своими безумными либеральными реформами обрушил экономику страны, кто допустил "парад суверенитетов", кто в погоне за длинным рублем и личной властью развалил державу. И раз уж это было сделано и финансирование наших ВС упало ниже плинтуса - то наши ТАВКРы "Киев", "Минск", "Новороссийск" да и "Баку" были обречены на гибель, и спасти их было невозможно.
    Вот, допустим, не стали бы продавать "Новороссийск"... а дальше то что? эксплуатировать его практически невозможно - корабль требует ремонта, а у РФ денег не хватало даже на содержание "Кузнецова". Ну хорошо, допустим, не стали бы продавать, не стали бы эксплуатировать а заморозили до лучших времен. А дальше-то что? Представим себе, что "Новороссийск" никуда не делся, а стоит себе в бухте Постовая прямо сейчас. И что с ним делать?
    Самолетов для него нет - Яки давно уже бы выработали свой ресурс, а новых производить не будут, самолет давно снят с вооружения (да и, прямо скажем, хреновый это был самолет) Конечно же, был у нас и более интересный Як-141 да только на какие шиши прикажете его дорабатывать и в серию запускать? Взамен ПАК-ФА? При том, что как ни крути но Як-141 уступал любому современному самолету невертикального взлета, даже в момент создания, не говоря уже о сегодняшнем дне?
    В общем, авианесущий крейсер превратился бы в обычный вертолетоносец с сильно устаревшей ПВО и старым ударным ракетным вооружением. Его конечно можно было бы модернизировать, поставить новую ходовую, новейшие ЗУР и ПКР, радары и БИУС, но...смысл? Какие задачи будет решать сорокатысячетонный ракетный крейсер - вертолетоносец во флоте РФ? Можно конечно сказать, что такой корабль в одиночку будет стоить всех четырех "Мистралей" вместе взятых, и это будет правильно, в теории лучше бы "Мистралевские" деньги потратить на модернизацию собственных кораблей - но Вы же понимаете, что никто этого делать не стал бы. Вон у нас стоят атомные красавцы ТАРКРы - и что, кто-то всерьез их ремонтировать собирается? Нет, мы лучше "ужжжасные" Мистрали закупим. crying
    Можно рассмотреть вопрос модернизации ТАВКР по типу "Горшкова" с оснащением ТАВКР Мигами -29К. Но... Влупив в проект не менее чем 2,5 млрд зелени на выходе получили бы недоавианосец, да и то не сейчас, а лет через... Считайте сами - "Горшкова" сдаем индусам в 2012 году, потом вроде как надо ставить "Кузнецова" на модернизацию - по слухам она должна занять лет пять, ибо похоже там в корпусе "Кузьмича" новый авианосец строить будут - с новой силовой, расширением ангара и как бы не катапультами... В общем, сколько-то лет это займет, причем такая модернизация все же приоритетнее перестройки "Новороссийска" - а параллельно работать на двумя ТАВКР у нас попросту мощностей нету. Но даже если "Кузнецову" вместо перестройки делать обычную капиталку, то все равно раньше 2014-2015 года приступить к восстановлению и модернизации "Новороссийска" не получилось бы. И закончили бы ее году эдак в 2017 в лучшем случае. К этому времени кораблю исполнится (если считать с момента спуска на воду) 39 лет ! Сколько он еще прослужит пока корпус разваливаться не начнет? Лет 10-15? Или целых 20?
    Тогда не проще ли вместо того, чтобы отдать 2,5 если не все 3 млрд зелени и получить недоавианосец на 20 лет (ни катапульт, ни самолетов ДРЛО, а Миг-29К неплох сегодня, но на роль перспективного основного самолета палубной авиации никак не тянет - слабоват-с, для этого сейчас палубный ПАК ФА разрабатывается) потратить 6 млрд зелени и построить с нуля полноценный авианосец который прослужит лет так 50?
    Так что, на мой взгляд, в текущей реальности ТАВКРы были обречены.
    И тем не менее, тех кто продал этот корабль необходимо судить и расстрелять. Потому что продали они первоклассный ТАВКР аж за 4 млн долл (современный фрегат Горшков стоит в пределах 450 млн долл) По слухам - настолько торопились откат получить, что даже не сняли с ТАВКРа секретные системы - управление оружием, связь и т.п.
    1. Eugene
      +3
      23 мая 2012 11:53
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Можно рассмотреть вопрос модернизации ТАВКР по типу "Горшкова" с оснащением ТАВКР Мигами -29К. Но... Влупив в проект не менее чем 2,5 млрд зелени на выходе получили бы недоавианосец, да и то не сейчас, а лет через... Считайте сами - "Горшкова" сдаем индусам в 2012 году, потом вроде как надо ставить "Кузнецова" на модернизацию - по слухам она должна занять лет пять, ибо похоже там в корпусе "Кузьмича" новый авианосец строить будут - с новой силовой, расширением ангара и как бы не катапультами...

      Согласен, я в своем посте в основном сетовал на то, что на слом отправили за даром и деньги в карман, можно было тем же индусам или китайцам продать после модернизации, потому как муки с перестройкой Горшкова это из-за отсутствия специалистов втч, это ж позор!У нас получается можно зараз лишь один авианесущий корабль делать...
    2. 0
      24 мая 2012 19:49
      Андрей, но, ведь, вместо "недоавианосцев" можно бы было вернуться к теме проекта УДК 11780, что на базе "Новороссийска" не потребовало бы особых затрат, и, во всяком случае, намного дешевле покупки "Мистралей". Мне, лично, жаль и легкие крейсера типа "Свердлов", возможно, из них могли получиться лёгкие авианосцы по примеру американских "Independence" или вертолётоносцы. Вообще же, например, из эсминцев Первой мировой лучше получались суперминоносцы-сторожевики во Второй мировой, чем эсминцы (уже недоэсминцы).
      1. 77bor1973
        +1
        25 мая 2012 09:07
        совершенно верно, во вторую мировую и все ведущие морские державы перестраивали ,либо линкоры, либо крейсеры под авианосцы,правда это лучше делать во время формирования корпуса ,а у нас и корпуса подходящего нет ,разве что "Адмирала Ушакова" использовать...
  11. vostok
    +3
    23 мая 2012 11:58
    Корабли не продали, а пропили, как и все остальное! Ох уж этот Ельцин , всю страну разбазарил!
    1. black_eagle
      +2
      23 мая 2012 13:28
      Ну в принципе разбазаривал не только Ельцин, куда "Варяг" ушел, я думаю, сам знаешь, к нему Ельцин отношения не имел, самое обидное даже не то что продали, а то что если бы даже не продали то сгнило бы нафиг как никому не нужное!
      1. red 11
        +1
        23 мая 2012 21:56
        тогда все продавали
        и варяг и су-33
        тогда все продавалось. Даже дружба с Россиией и то продали......
  12. +6
    23 мая 2012 19:57
    В статье небольшая неточность. По официальной советской терминологии Тяжелые авианесущие крейсера именовались ТАВКР.

    Очень интересная статья, шикарный графический материал
  13. +6
    23 мая 2012 21:37
    С трудом дочитал статью, тяжело на душе.
  14. red 11
    0
    23 мая 2012 21:52
    нахрена мистрали покупаем? если есть технологии создания таких кораблей...
    1. -1
      23 мая 2012 22:08
      Цитата: red 11
      нахрена мистрали покупаем

      новый НЭП,ключевые слова-распил и откат
    2. 0
      23 мая 2012 22:22
      да потому что нет мощностей а какие есть уже заняты со специалистами тоже
  15. +6
    23 мая 2012 22:46
    Кравчука и Шушкевича на КОЛ, Ельцина достать из могилы, перемолоть и высыпать в выгребную яму, там же поставить памятный знак -- "Помните, предательство -- никогда не остается безнаказанно"...
  16. mind1954
    +1
    24 мая 2012 03:10
    Так разошлись с этими продажами, что продали какие-то
    уникальные вспомогательные корабли, которые потом
    искали по всем портам мира, чтобы выкупить обратно !!!
    1. 0
      24 мая 2012 10:27
      а что нашли? вон сколько проданного китайцы модернизируют и в строй