Рассказы об оружии. Бронекатер проекта 1125



Интересно, никак не ожидал, что при визите в музей смогу написать про корабли. Музей-то не в Санкт-Петербурге или Севастополе, а на Урале. Но факт, получилось.

Рассказ пойдет о речных бронекатерах проекта 1125, один из которых есть в музее, и мне любезно разрешили его обойти.




Интересна история этого проекта. Интересен и сам катер. На первый взгляд – ну жестянка, сделанная по принципу «я его слепила из того, что было». Почти, почти так. Но только почти.

История проекта началась 12 ноября 1931 года, когда командование еще Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ) утвердило техническое задание на создание двух типов бронекатеров.

Большой бронекатер (проект 1124), предназначавшийся для реки Амур, предполагалось вооружить двумя 76-мм орудиями, находящимися в двух танковых башнях.

Малый бронекатер вооружался одним 76-мм орудием в башне.

Также на бронекатерах планировалось осуществить установку двух лёгких башен (сходных по конструкции с башнями английского танка «Виккерс», прародителя Т-26) с 7,62-мм пулемётами.



Осадка большого бронекатера должна быть не более 70 см, а малого — не более 45 см. Корабли должны были удовлетворять железнодорожным габаритам СССР при перевозке по железной дороге на платформе.

В итоге были выбраны башни от танка Т-28 и бензиновые двигатели ГАМ-34.

ГАМ-34 – это авиационный двигатель Микулина АМ-34, тот самый, на котором экипажи Чкалова и Громова летали в США через Северный полюс.

ГАМ-34 в отличие от крылатого собрата был снащён реверс-редуктором, муфтой свободного хода, изменены система охлаждения (используется забортная вода) и выхлопная система.

Всего было построено 203 бронекатера проекта 1125.

Главным конструктором «проекта 1125» был Юлий Юльевич Бенуа.

Рассказы об оружии. Бронекатер проекта 1125


Проектирование катера и начало выпуска – 1936 год. И началось…

Время показало, что основные «фишки» проекта 1125, плоское дно с туннелем гребного винта, малая осадка и скромные массогабаритные характеристики, обеспечили бронекатерам к неплохим ходовым характеристикам высокую мобильность и возможность экстренной переброски железнодорожным транспортом.

Катера активно использовались на всех водных театрах Великой Отечественной и Второй мировой от Дальнего Востока до Германии и Австрии. Катера сражались на Волге, на Ладожском и Онежском озерах, на побережье Черного моря, Днепре, Дунае, Тиссе, Висле и Одере.



В целом проект 1125 оказался настолько удачен, что боевым заслугам некоторых представителей семейства реально могли бы позавидовать наши линкоры и крейсера.



Отдельно стоит сказать о вооружении.

Пушка.



Первоначально, как я упомянул выше, бронекатера проекта 1125 имели 76-мм танковую пушку образца 1927/32 года с длиной ствола 16,5 калибров в башнях танка Т-28. Но в начале 1938 года изготовление таких орудий на Кировском заводе прекращено.

С 1937—1938 годов этот же завод серийно производил 76-мм танковые пушки Л-10 с длиной ствола 26 калибров. Эти пушки установлены на некоторых бронекатерах в тех же башнях.

Учебное применение этих пушек показало, что небольшой угол возвышения (всего 25°) весьма неудобен. Танки предназначались в основном для уничтожения целей прямой наводкой, а речной бронекатер имел при стрельбе прямой наводкой большое непоражаемое пространство. Берега, лес, кустарник, строения, все это осложняло артиллеристам невысокого бронекатера стрельбу.

Чтобы облегчить жизнь своим и усложнить врагам, в 1939 году для бронекатеров была создана башня МУ, у которой расчетный угол возвышения составлял 70°. Однако испытания башни были признаны неудовлетворительными.

В конце 1938 года Кировский завод начал серийный выпуск 76-мм орудий Л-11. Конструктивно это та же пушка Л-10, но ствол удлинён с 26 до 30 калибров. В башню МУ стали устанавливать Л-11. Угол возвышения 70° не изменился, но пришлось усиливать башню, так как отдача у Л-11 по сравнению с Л-10 немного больше.

В 1942 году речные бронекатера проектов 1124 и 1125 начали оснащать пушками Ф-34 в башнях танков Т-34 с углом возвышения 25°. И эти пушки стали основным вооружением катеров на всю войну.



Кроме того, на некоторые катера устанавливались 76-мм зенитные пушки системы Лендера. Эти пушки устанавливались открыто, как средство ПВО.

Пулеметное зенитное вооружение устанавливалось в зависимости от того, что было в наличии. От трех-четырех 7,62-мм пулеметов ДТ (1 спаренный в танковой башне, 1 на рубке, 1 на капе машинного отделения и иногда 1 на носу) до четырех (2 спаренных) 12,7-мм пулемётов ДШК.







Минным оружием бронекатера оснащать не планировалось. Однако в первые дни войны, моряки Дунайской военной флотилии на катерах проекта 1125 смогли осуществить установку минных заграждений при помощи подручных средств. С весны 1942 года на кормовых палубах вновь строящихся бронекатеров осуществлялся монтаж рельсов и обухов для закрепления мин. Бронекатера проекта 1125 могли нести до шести мин типа «Рыбка».



Естественно, во время Великой Отечественной войны на бронекатерах прописались пусковые установки реактивных снарядов 24-М-8 с 24 82-мм или 16-М-13 с 16 132-мм реактивными снарядами М-8 и М-13, в общем сходными с 82-мм и 132-мм реактивными снарядами РС-82 и РС-132.



Броня. Бронекатер был «броне» весьма условно. «Речной танк» уступал (и значительно) танкам сухопутным. Бронирование было условно противопульным: борт 7 мм, палуба 4 мм, рубка 8 мм, крыша рубки 4 мм. Бронирование борта выполнялось с 16 по 45 шпангоут. Нижняя кромка «бронепояса» опускалась на 150 мм ниже ватерлинии.



Несмотря на то, что речные катера являлись кораблями прибрежной зоны, на некоторые (предназначенные для Онежской и Ладожской флотилий) устанавливали шлюпочные компасы. Это можно было считать навигационным вооружением.



Для радиосвязи на катера ставилась радиостанция «Ерш», для телеграфной и радиотелефонной связи между кораблями. Это была советская радиостанция того периода, то есть, условно связь на кораблях была.



Что можно сказать о боевом пути катеров проекта 1125? И много, и ничего. Основная битва, в которой катера действительно были очень полезны, это была Сталинградская битва.

Маршал Василий Иванович Чуйков — человек, непосредственно руководивший обороной Сталинграда, человек хорошо понимающий в военном деле, в своих мемуарах сказал так:

«О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия».

В светлое время суток бронекатера скрывались в многочисленных затонах и притоках Волги, прячась от налетов вражеской авиации и артиллерийского огня. Ночью начиналась работа – под прикрытием темноты катера доставляли в осажденный город подкрепления, одновременно совершая дерзкие разведывательные рейды вдоль занятых немцами участков побережья, оказывали огневую поддержку советским войскам, высаживали десанты в тылу врага и проводили обстрелы немецких позиций.



Цифры, говорящие о боевой службе катеров, если честно, вгоняют в шок. Особенно когда понимаешь, о чем идет речь. О маленьком плоскодонном катерке, броня которого весьма и весьма условна.

Но сводки и отчеты упорно свидетельствуют от том, что катера 2-го дивизиона переправили на правый берег Волги, в Сталинград, 53 тысячи бойцов и командиров РККА, 2000 тонн снаряжения и продовольствия. За это же время на палубах бронекатеров из Сталинграда было эвакуировано 23 727 раненых бойцов и 917 гражданских лиц.



2-й дивизион – это шесть корабликов…

На счету «речных танков» Волжской военной флотилии 20 единиц немецкой бронетехники, разрушили больше сотни блиндажей и дзотов, засчитано подавление 26 артиллерийских батарей.

И, конечно же, 150 тысяч бойцов и командиров РККА, раненых, мирных жителей и 13 000 тонн грузов, переправленных с одного берега на другой.



Потери составили 3 бронекатера.

Кстати, наш герой — из их числа. Катер под заводским номером 221 был заложен в Зеленодольске, на заводе №240 и введен в строй в августе 1942 года. Носил бортовые номера 76, 74, 34.

30 октября 1942 года был потоплен при налете немецкой авиации во время выгрузки раненых у Северного причала. Поднят 2 марта 1944 года, отреставрирован и является экспонатом музея в Верхней Пышме.







Кстати, катера настолько достали немцев, что те забросали акваторию реки морскими минами. Угадайте, кому пришлось выполнять после роль тральщиков?

Но часть катеров покинула Волгу уже летом 1943 года. По железной дороге катера отправились дальше, на Запад. Украина, Белоруссия, Венгрия, Румыния, Югославия, Польша, Австрия и Германия – где были реки, там отметились и катера проекта 1125.

ТТХ бронекатера проекта 1125:



Водоизмещение: 26,6 тонны.
Длина: 23 м.
Осадка: 0,6 м.
Двигатель: ГАМ-34 мощность 800 л.с.
Скорость максимальная: 19 узлов.
Дальность плавания: 200 миль.
Экипаж 10 человек.

Это как раз тот случай, когда мал золотник, да дорог.
Автор:
Роман Скоморохов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

44 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Ниточкин Офлайн
    Ниточкин 4 сентября 2018 05:33
    +4
    Микулинские ГАМ-34 ставились на торпедные катера Туполева. Г - глиссирующий.
    1. Curious Онлайн
      Curious 4 сентября 2018 07:39
      +13
      Первые серии катеров пр. 1124 и 1125 оснащались двигателями ГАМ-34БП. Большой БКА имел два двигателя, малый – один. Двигатель ГАМ-34 (глиссерный Александра Микулина) был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового авиационного двигателя АМ-34. В глиссерном варианте был добавлен реверс-редуктор для понижения числа оборотов и реверса. В качестве топлива использовался бензин Б-70.
      С 1942 года большинство БКА пр. 1124 и пр. 1125 оснащались импортными четырехтактными двигателями «Холл-Скотт» мощностью 900 л. с. и «Паккард» мощностью 1200 л. с. Эти двигатели были более надежны, чем ГАМ-34; но требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала и лучшего бензина (марки Б-87 и Б-100).

      В годы войны БКА с двигателями ГАМ-34 получили название 1124-1 и 1125-1, с двигателями «Холл-Скотт» – 1124-И и 1125-II, а с двигателями «Паккард» – 1124- III и 1125-III.
  2. orca77 Офлайн
    orca77 4 сентября 2018 06:36
    +23
    Маленькая правка. На фото Ю.Ю. Бенуа - дед. Инженер - архитектор, умер в 1929. Сын полный тезка умер в 1941. Внук - дважды полный тезка и является создателем данного бронекатера.
    http://www.barque.ru/img/articles3/yuliy_yulevich_benua.jpg
  3. san4es Офлайн
    san4es 4 сентября 2018 07:47
    +5
    hi Катера активно использовались на всех водных театрах Великой Отечественной и Второй мировой от Дальнего Востока до Германии и Австрии.
    Мониторы - бронированные артиллерийские низкобортные корабли с малой осадкой, предназначенные для обстрела береговых объектов и войск противника, уничтожения его кораблей в прибрежных районах и на реках... soldier
    1. Аристарх Людвигович 4 сентября 2018 09:52
      +12
      На Волге (г. Волгоград) близ острова Голодный в протоке Куропатка провели сложнейшую операцию по подъему Бронекатера БК № 31 проекта С-40 из состава Волжской военной флотилии, затонувшего в октябре 1942 года. Всего было построено только 8 катеров этого проекта. Вместе с кораблем погиб и его капитан — Никитин Павел Архипович, которому было всего 23 года. Вместе с ним были убиты старшины Колегов и Аникеенко и краснофлотец Черных. Ранено было пять человек. Вечная память Военным морякам.

    2. hohol95 Офлайн
      hohol95 4 сентября 2018 14:34
      +8

      Мониторы это всё же не бронекатера!
      Они являлись ядром военных речных флотилий.
      1. san4es Офлайн
        san4es 4 сентября 2018 15:07
        +1
        Цитата: hohol95
        ...Мониторы это всё же не бронекатера!

        ...У меня тоже были такие сомнения. По определению, вроде подходит под лёгкий монитор но, хотя бы ещё одной орудийной башни не хватает... hi
        1. hohol95 Офлайн
          hohol95 4 сентября 2018 16:03
          +3
          В ходе Второй мировой войны корабли (кроме монитора «Киров») участвовали в боевых действиях на реке Сунгари. Мониторы «Свердлов» и «Сун-Ят-Сен» удостоены гвардейского звания.
          В марте 1958 года все мониторы типа «Шквал» сдали в отдел фондового имущества для разборки на металлолом.
          На реках западной части СССР действовали мониторы проектов СБ-37 (6 штук) и монитор "Ударный".
        2. Alexey RA Офлайн
          Alexey RA 4 сентября 2018 17:35
          +4
          Цитата: san4es
          ...У меня тоже были такие сомнения. По определению, вроде подходит под лёгкий монитор но, хотя бы ещё одной орудийной башни не хватает...

          Не подходит. У монитора должно быть орудие крупного калибра ("корабль вокруг пушки"). Или полноценное бронирование.
          Например, британские М-15 - это мониторы. Несмотря на водоизмещение в 650 тонн. Потому как их делали "вокруг" 234-мм пушки.
          1. maximghost Офлайн
            maximghost 4 сентября 2018 19:27
            +2
            Ок. Мониторы типа Житомир (бывшие польские). Из орудий 3 ствола 76мм, броня 8-12мм. Но при это корабль относится к классу мониторов.
            Ваше определение слишком расплывчато.
            1. hohol95 Офлайн
              hohol95 5 сентября 2018 09:37
              +2
              Речные мониторы типа "Житомир" имели водоизмещение в 130 т, а бронекатера проекта 1124 - от 42 до 50 т, проекта 1125 - от 26 до 30 т!
              Советские речные мониторы проекта СБ-37 имели полное водоизмещение в 263 тонны!
              Румынский «Ion C. Bratianu» был создан с водоизмещением 750 тонн -

              Для разных рек были свои технические характеристики мониторов! Польские вооружались 3х75/76мм орудиями, а румынские (р. Дунай) 3х120мм орудиями!
              При этом польский монитор "Варшава" ТРИЖДЫ менял своё вооружение (водоизмещение от 110 т выросло до 126 т) -
              Вооружение в 1920 году - 2 х 105 мм, 5 тяжелые пулеметы
              С 1930 г. - 1 гаубица 100 мм, 2 х 75 мм, 4 тяжелых пулемета, мины.
              С 1938-1939, 3 х 75 мм, 4 тяжелых пулемета.
              С 1940 г. перевооружены в СССР 3 х 76,2 мм, и пулеметы.
              Броня 10-11 мм.
              Команда с 27 человек выросла до 34, а затем до 44 членов экипажа!
              И какой же это тогда скажите КАТЕР???
              1. maximghost Офлайн
                maximghost 5 сентября 2018 19:02
                +1
                Я и не говорил, что Житомир катер. Я говорил о расплывчатости определения монитора данное Алексеем РА, на примере - явный монитор под определение не подошёл.
                1. hohol95 Офлайн
                  hohol95 6 сентября 2018 10:57
                  0
                  Чем же польские мониторы не подходят под определение?
                  Первоначально их довольно сильно вооружили - 105мм орудия или 100мм гаубицы!
                  Только в 1938-1939 годах их модернизировали и видимо в целях уменьшения осадки перевооружили на 75мм пушки - в интернете указывается, что осадка при этом уменьшилась на 16мм!
                  Вот ВикиВики -
                  Монито́р (англ. monitor — «наблюдатель, контролёр») — класс низкобортных броненосных кораблей с мощным артиллерийским вооружением, преимущественно прибрежного или речного действия, для подавления береговых батарей и разрушения береговых объектов противника.
                  Характерными особенностями мониторов являлись: малая осадка, очень низкий надводный борт (всего 60 — 90 сантиметров), размещение немногочисленных тяжёлых орудий во вращающихся башнях с почти круговым обстрелом, мощное бронирование всей надводной части (бортов, палубы, башен).
                  1. maximghost Офлайн
                    maximghost 6 сентября 2018 19:23
                    +2
                    Читайте комент на который я ответил и мой комент внимательно и последовательно и всё станет ясно.
          2. san4es Офлайн
            san4es 4 сентября 2018 20:51
            +1
            Цитата: Alexey RA
            ...Не подходит....

            ...Ладно...Ваша правда. hi
            1. НИКНН Онлайн
              НИКНН 5 сентября 2018 17:38
              +3
              Цитата: san4es
              Цитата: Alexey RA
              ...Не подходит....

              ...Ладно...Ваша правда. hi

              Тут и ваша правда. По мне так чего собирался строить, Собрался строить монитор, построил, а уж что было тем и оснастил, но хотел же монитор. и позиционировал в БД так, Т-26 тоже танк, хотя потом и назвали легким, а создавался как танк прорыва...
              1. hohol95 Офлайн
                hohol95 9 сентября 2018 11:45
                0
                Британский Виккерс Е и его наследник советский Т-26 были лёгкими танками поддержки пехоты! Танками прорыва укрепленных полос обороны в СССР были Т-28 и Т-35!
      2. Дирижер Офлайн
        Дирижер 8 сентября 2018 02:56
        0
        Ниче сеебе , так это 130 мм, корабль то не развалится от выстрелов?
        1. Alexey RA Офлайн
          Alexey RA 8 сентября 2018 05:17
          +1
          Если Вы про "Шквалы", то на них исходно стояли четыре "унифицированные" башни - две с одним орудием 152/50 и две со спаркой 2х120/50. Так что 4х1-130/55 для них - это ещё мало. smile
          Причина же перевооружения на 130/55 проста - в ПМВ все корабли этого типа, кроме "Шквала" и "Смерча", были разоружены, а их орудия использованы, в частности, в береговой обороне на Балтике. Вернуть пушки обратно не удалось - вот и пришлось при восстановлении мониторов уже в советское время ставить на них то, что имелось.
  4. Narak-zempo Офлайн
    Narak-zempo 4 сентября 2018 07:55
    +3
    Мда, состояние экспоната, мягко говоря, оставляет желать, особенно внутри. Советская традиция ухода за музейной техникой, когда просто новые слои краски раз в несколько лет кладутся поверх старых...
    А ведь можно было действительно восстановить до ходового состояния.
    1. alstr Офлайн
      alstr 4 сентября 2018 10:12
      +2
      Там негде ходить ему ближайшее большое озеро в 10 км от музея.
      1. Narak-zempo Офлайн
        Narak-zempo 8 сентября 2018 09:40
        0
        Вот и сделали бы там филиал. Ещё 2-3 мелких исторических посудины - и можно зарабатывать себе добавочные средства для пополнения музейного фонда, устраивая покатушки.
  5. Alex_59 Офлайн
    Alex_59 4 сентября 2018 08:16
    +3
    Кстати, наш герой — из их числа. Катер под заводским номером 221 был заложен в Зеленодольске, на заводе №240 и введен в строй в августе 1942 года. Носил бортовые номера 76, 74, 34.
    Когда я осматривал катер у меня сложилось полное впечатление, что это реплика. Выглядит он так, что скорее некоторые детали настоящего катера использованы для постройки реплики. Но авторам конечно виднее...
    1. Есть всего 2 реплики проекта 1125. Неходовой, но с настоящим корпусом.

      И ходовой (но новострой) БК-73 проекта 1125 (хотя реальный БК-73 был проект 1124).
      1. Alex_59 Офлайн
        Alex_59 4 сентября 2018 15:29
        +2
        Цитата: Аристарх Людвигович
        Есть всего 2 реплики проекта 1125

        Где это такая красота имеется? Где посмотреть, вдруг мимо поеду?
        1. Цитата: Alex_59
          Где это такая красота имеется? Где посмотреть, вдруг мимо поеду?

          Вот ссылочка http://livinghistory.ru/topic/41093-replika-bronekatera-proekta-1125/page-42. Катер на месте не стоит, вроде стоял в Керчи.
    2. Banshee Офлайн
      Banshee 4 сентября 2018 14:13
      +6
      Нет, 100% не реплика.
      1. 3x3zsave Офлайн
        3x3zsave 4 сентября 2018 18:35
        +4
        Роман?! Не может быть! Вы очень редки в "комментариях". Спасибо за статью! Ну, и в принципе, отдельная благодарность за гражданскую позицию в других публикациях на ресурсе!
        P.S. Меж тем, отмечу, Ваши взгляды очень изменились за последний год.
  6. kvs207 Офлайн
    kvs207 4 сентября 2018 08:44
    +3
    Обзор замечательный, автору - спасибо.
    Я, одного не могу понять - зачем технику времён Отечественной красить в камуфляж? Как правило, окраска была однотонной и, кроме того, камуфляж мешает восприятию объекта к целом, тем брлее, что красят, как богина душу положит. Хорошо ещё, что не пиксельный камуфляж.
  7. bubalik Офлайн
    bubalik 4 сентября 2018 08:50
    +4
    Всем доброго времени суток hi
    ,,художественный фильм есть 1969 года «Где 042?» , о боевой работе малых бронекатеров и фронтовом быте экипажей,
  8. Улиточник N9 Офлайн
    Улиточник N9 4 сентября 2018 08:53
    +3
    У Владимира Першанина есть очень интересная книга о бронекатерах, так и называется "Бронекатера Сталинграда. Волга в огне". http://loveread.ec/view_global.php?id=23971
    https://libking.ru/books/prose-/prose-military/447513-vladimir-pershanin-bronekatera-stalingrada-volga-v-ogne.html
    Читаешь и просто жуть берет.... sad
  9. bubalik Офлайн
    bubalik 4 сентября 2018 09:38
    +3
    30 октября 1942 года был потоплен при налете немецкой авиации во время выгрузки раненых у Северного причала.

  10. Blue Fox Офлайн
    Blue Fox 4 сентября 2018 10:01
    +7
    Статье плюс, единственное, что немного поправлю, на фото, где изображён экипаж катера вокруг рубки в шлемофонах и кожаных шлемах виден не бронекатер, а торпедный катер типа Г-5. Это видно по характерному остеклению рубки и её форме и конечно же прицелу торпедной стрельбы.
  11. 1vlad19 Офлайн
    1vlad19 4 сентября 2018 10:06
    0
    Этот "броник" стит в Хабаровске на постаменте.
  12. Curious Онлайн
    Curious 4 сентября 2018 14:11
    +5
    Жаль, автор не показал подпалубные помещения.
    Жилые помещения имели высоту от настила пола до кромок под- палубного набора на БКА пр. 1124 – около 1550 мм, а на БКА пр. 1125 – около 1150 мм. Выпрямиться, встав во весь рост, было нельзя. Площадь самого большого 9-местного кубрика была меньше 14 м2 . Он был буквально забит рундуками, подвесными койками и складными столами. На малом БКА кубрик был только один, так что пришлось размещать подвесные койки в обоих пулеметных отсеках.
    1. Banshee Офлайн
      Banshee 4 сентября 2018 14:14
      +2
      Цитата: Curious
      Жаль, автор не показал подпалубные помещения.


      Извините, люк не под меня сделан. А с фототехникой вообще без шансов пролезть.
      1. Curious Онлайн
        Curious 4 сентября 2018 15:26
        +2
        Да, под палубой тесновато.
        1. Curious Онлайн
          Curious 4 сентября 2018 15:34
          +4
          В машинном отделении тоже.
  13. hohol95 Офлайн
    hohol95 4 сентября 2018 14:38
    +3

    На вид маленькие, вооружение не бог весть какое! А дел эти "броники" сотворили больше, чем многие громадные корабли! Честь и хвала их бесстрашным экипажам...
  14. hohol95 Офлайн
    hohol95 4 сентября 2018 15:05
    +9
    «РЕЧНЫЕ ТАНКИ ИДУТ В БОЙ» И.М.Плехов, С.П.Хватов
    «Было зарегистрировано немало случаев попадания снарядов в бензоотсеки, однако топливо, как правило, не возгоралось и не взрывалось благодаря тому, что сюда подавались отработавшие газы от двигателя.»
    Сайт Военный Альбом -

    Фотография подписана - Советский бронекатер №214 в Кенигсбергском канале после боя с немецким танком
    Но на форуме по поводу этой фотографии один из комментаторов под ником Lesnik приводит следующую информацию -
    На калининградском форуме есть информация, что катер вёл бой не с танком или САУ, а с зенитной батареей, причём затонул, часть экипажа погибла, а часть выбралась на берег и ещё пленила группу немцев.
    «… В операции по поддержке фланга армии 15 апреля 1945 г. В районе Кёнигсбергского канала . В момент операции находясь на верхней палубе корректируя огонь всех катеров несмотря на интенсивный огонь со стороны вражеских батарей оставался на верхней палубе, что способствовало точному ведению огня всех катеров. Прямым попаданием снаряда т. Цветков был убит .» «Павлов Нестер Павлович … Уничтожил 36 гитлеровцев, уничтожил два пулемётных расчёта противника. Участвовал в пленении группы немцев в количестве 28 человек.» « … Смело вёл катер в бой. Во время операции катер подвергался интенсивному артиллерийскому обстрелу .Несмотря на прицельный огонь и попадания в катер продолжал вести бой при этом уничтожил две батареи противника. Когда убило рулевого, встал на его место и продолжал управлять катером. В результате пяти попаданий катер потерял управление и затонул т. Задорожный был выброшен взрывной волной за борт. Выплыв на берег, который занят противником , возглавил оставшиеся в живых команду в пять человек, не имея оружия пленил 49 солдат противника. Вооружил трофейным оружием личный состав занял оборону, держал до подхода своих.»
    Источник: forum-kenig.ru/viewtopic.php?p=72605 2012 © kenig.org
  15. Curious Онлайн
    Curious 4 сентября 2018 17:05
    +2
    Хочу обратить внимание авторов на подбор иллюстраций. Невнимательность в этом вопросе все же отрицательно сказывается на качестве материала. Так на фото радиостанции представлена "Ерш Р". Это послевоенная разработка.
    "Ерш", входивший в систему радиовооружения РККФ "Блокада 2" выглядел иначе.

    Производил их Ленинградский телеграфный завод.Завод N 210 имени Козицкого (бывший петербургский завод Сименс и Гальске).
    1. 3x3zsave Офлайн
      3x3zsave 4 сентября 2018 18:58
      +6
      Виктор Николаевич, Вы тоже порой "косячите" (очень редко, но все же....). Да, это косяк реконструкторов и автора, поверившего оным. Но, согластесь, изделие сохранилось, было восстановлено, и ныне живёт в назидание. Отмечу, в Питере ничего подобного и рядом не дышало.
  16. serg.shishkov2015 Офлайн
    serg.shishkov2015 5 сентября 2018 06:09
    +2
    по данным с корабельного сайта-с РПУ-9 катеров. 4 катера ПВО в т.ч. 1 переделан из башенного- 3 катера с зениткой Лендера, 1 с 37-мм 70-К. БКА Калюжный в дополнении к 76-мм пушке и 5 пулемётам имел огнемёт неуказанной модели.
  17. Комментарий был удален.
  18. ZIS Офлайн
    ZIS 7 сентября 2018 09:09
    +1
    Не блестяще, в статье не отображена деятельность катеров в составе Днепровской - Пинской, Дунайской флотилий, а там чего только не было и десантные операции, и переправка, и обеспечение войск на плацдармах...