Авианосные амбиции Китая: «России такие технологии пока и не снились»

Несмотря на серьезные успехи наших боевых кораблей, участвующих в контртеррористической операции на Ближнем Востоке, очевидно, что пока наши морские амбиции ограничены. В силу принципа разумной достаточности и скромности (в сравнению с нашими противниками) военного бюджета мы сконцентрировались на строительстве и модернизации ракетоносцев – как субмарин, так и надводных.



В последние годы ВМФ России пополнился плеядой фрегатов — умеренно дорогих, небольших, оснащённых самым современным оружием, обладающих при этом прекрасной мореходностью, до малых ракетных кораблей.


Возможно, этого достаточно для «демонстрации флага» и защиты прибрежных морей, нашей, по большому счету, сухопутной страны, но для доминирования океанских просторов этого явно недостаточно.



Иное дело — Китай, чьи геополитические и экономические интересы, а также нарастающее противостояние в Южно-Китайском море, вынуждают превращаться его в морскую державу с мощным военным флотом, способном контролировать значительные океанские акватории.



То есть сегодня военно-морское строительство становится одним из главных приоритетов Пекина, в котором, конечно, важное место занимает создание и развитие авианесущих кораблей.

На днях китайское издание «Цзиньжи Тоутяо» сообщило, что пилоты морской авиации КНР овладели технологией ночных посадок и взлетов с палубы авианосца.

Авианосные амбиции Китая: «России такие технологии пока и не снились»


Американские специалисты, как указывает «Цзиньжи Тоутяо», перевод публикации, которой представляет ИноСМИ, утверждали, что для освоения этой техники китайцам потребуются долгие годы, однако они уложись в шесть лет.

Суть новой технологии не раскрывается, указывается только, что система посадки автоматическая, что «позволило снизить моральное напряжение пилотов» и обеспечить одинаково эффективные действия палубной авиации в любое время суток. Благодаря использованию вспомогательных устройств участие человеческого фактора, а, следовательно, и возможных ошибок, с ним связанных, сведено до минимума, так же, как и уровень требований к мастерству пилота.



Также издание с гордостью подчеркивает: «России такие технологии пока и не снились, им остается только с завистью смотреть на своих восточных братьев».

Впрочем, если учесть, что для «западных братьев» китайцев, то есть для нас, этот вопрос в настоящий момент не слишком актуальный, в силу того, что единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» находится на ремонте, хвастовство издания едва ли обоснованно.



Отметим также и то, что в настоящий момент в составе ВМС КНР находится только один авианосец, который выполнен по той же схеме, что и российский «Кузя» (как ласково именуют его моряки) со всеми присущими ему недостатками. Вернее, так: китайский авианосец «Ляонин» построен на базе недостроенного советского авианесущего крейсера «Варяг», проданного Украиной.



Второй китайский авианосец, построенный с использованием аналогичной схемы, спущен на воду в апреле 2017 года, и, как предполагается, будет введен в состав ВМФ КНР в 2020 году. Согласно китайской традиции, флот дает кораблям имена только перед постановкой на вооружение, так что пока второй авианосец — Тип 001А («Ляонин» является Типом 001).

Новый китайский авианосец, по крайней мере, внешне, является явной копией советского аналога, и отличает его от «Адмирала Кузнецова» и «Ляонина» только набор антенн радаров на командном «острове». Одной из главных его проблем является отсутствие катапульты, вместо которой используется стартовый трамплин, что накладывает серьезные ограничения на взлетную массу самолетов.



Так, «Цзянь-15», истребитель J-15, являющийся по сути, копией советского Су-33, прототип и документацию которого китайцы получили от Украины вместе с «Варягом», не могут взлетать с полным вооружением или же вынуждены подниматься с минимальным запасом топлива (самолет дозаправляют уже в воздухе, сразу же после взлета).

Все это, конечно создает серьезные ограничения для возможностей авианосной группы. Опыт боевого применения «Адмирала Кузнецова» в сирийской войне подтвердил, что взлет без катапульт не позволяет воспользоваться вместимостью самолетов в полной мере, и при нанесении ударов по наземным целям это создает большие трудности.

Так что понятна логика журналистов «Цзиньжи Тоутяо», предпочитающих сравнивать свои достижения на этом направлении с российскими. Ведь даже при освоенной технологии ночных посадок и взлетов китайские авианосцы пока что едва ли способны на равных соперничать с американцами.



Впрочем, помимо американцев, есть авианосцы и других у китайских соперников в Южно-Китайском море. Так, двумя авианосцами располагает Индия. Один из них — флагман ВМФ Индии «Викрамадитья», бывший тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», прошедший глубокую модернизацию на верфях Северного машиностроительного предприятия в Северодвинске.

Другой исторический соперник Китая, Япония, имеет в составе флота «вертолетные эсминцы», которые предназначены для перевозки вертолетов и самолетов короткого или вертикального взлета. Кроме того, Япония начала работы по переоборудованию в авианосец самого крупного вертолетоносца класса «Идзумо», который сможет нести Ф-35Б (морского исполнения), которые, по расчетам Токио, обеспечат ему беспрецедентное доминирование в воздухе и на море.



Все это, в свою очередь, заставляет Пекин интенсифицировать работы по развитию своей авианосной флотилии. В Шанхае уже ведутся работы над созданием третьего китайского авианосца Type 002. Параллельно с этим идет проектирование атомного авианосца Тип 003 водоизмещением 100 тысяч тонн. Оба новых типа будут оборудованы катапультами.



А в конце следующего десятилетия Пекин рассчитывает иметь в своем составе четыре или пять авианосцев.

Помимо создания авианосцев, идет интенсивная работа по развитию ударного подводного флота и эсминцев с управляемым ракетным оружием, которые составят ордера китайским авианосцам.



Как заявляют в Пекине, возможной задачей авианосных групп будет «обеспечение прорыва флота Китая через первую цепь островов, включающую Японию, Тайвань, Южную Корею и Филиппины, и установление влияния Китая в западной части Тихого океана.

Задачи, несомненно, не из простых, и в их контексте сравнение собственных достижений с российскими, чьи планы по строительству нового авианосца «Шторм» пока что весьма туманны, выглядит пропагандистским приемом.
Автор:
Борис Джерелиевский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

35 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Vard Офлайн
    Vard 4 сентября 2018 12:07
    +19
    "Также издание с гордостью подчеркивает: «России такие технологии пока и не снились, им остается только с завистью смотреть на своих восточных братьев»." В девяносто первом году в Челябинске создана система для автоматической посадки самолётов на авианосец... Стырили поди, а теперь гордятся... в 1978 принимал участие в разработке системы стабилизации судов на подводных крыльях... Насколько в курсе, ни чего подобного никому повторить не удалось
    1. андрей юрьевич 4 сентября 2018 12:13
      +9
      Цитата: Vard
      0
      "Также издание с гордостью подчеркивает:
      не люблю читать Джерилевского,так что и комментировать не стану,автор так себе.
      1. НасРать Офлайн
        НасРать 4 сентября 2018 12:26
        0
        Текст не о чем.. много фото.. Что хотел сказать автор?
        По этой теме можно диссертации писать, а здесь одна "вода"(каламбур)...
      2. Sunjar Офлайн
        Sunjar 4 сентября 2018 15:27
        +1
        Автор забыл таки напомнить, что НОАК в серьезных войнах не участвовало и их вооружение (да хоть те же самолёты) тоже не принимали такой вызов, как наша техника и вооружение. Сравнение с США тоже уместно, те активно своё вооружение применяют. Что же это такой крутой Китай свои современные вундервафли в Сирию не пускает, а только всего грозится вот скоро, совсем скоро, еще чуть-чуть и направит свои силы в Сирию. Там бы и поглядели смогли бы налетать их самолёты столько же, сколько и наши. Пускай бы их военные провели с десяток блестящих операций. Одно дело на своих словах и на словах экспертов быть крутыми, а другое дело быть такими на практике. Ведь это же была бы крупная политическая победа. Смотрите мы реально крутые, а наше оружие одно из лучших покупайте его. Где всё это? Даже теперь, когда и воевать-то не с кем и риски минимальные, всё равно не подключают свои войска и вооружение.
        1. Alber Офлайн
          Alber 4 сентября 2018 20:32
          +2
          Цитата: Sunjar
          крутой Китай свои современные вундервафли в Сирию не пускает, а только всего грозится вот скоро, совсем скоро, еще чуть-чуть и направит свои силы в Сирию.

          в Сирию Китаю можно несколько "маленьких" отрядов пехоты по 20-30 миллионов бойцов запустить и они без всякой авиации, морских и прочих сил зачистят, профильтруют и поставят в стране всех раком, в том числе и в ближайших регионах
        2. NordOst16 Офлайн
          NordOst16 7 сентября 2018 12:10
          -1
          Ну а российская армия в каких серьёзных конфликтах в последний раз участвовала? ВРВ, Корейская, Вьетнамская войны?
  2. Плотник 2329 Офлайн
    Плотник 2329 4 сентября 2018 12:16
    0
    По партийной ли линии, или по служебной, но главред этого "тоутяо" будет как-то наказан.
    Потому как умные и весомые люди в КНР должны понимать, что у "раджи на Севере" есть, и может в случае плохого поведения, прилететь такое, что ни одному китайцу в самом страшном китайском сне и не снилось.
    1. Теренин Офлайн
      Теренин 4 сентября 2018 16:03
      +3
      Цитата: Плотник 2329
      в КНР должны понимать, что у "раджи на Севере" есть, и может в случае плохого поведения, прилететь такое, что ни одному китайцу в самом страшном китайском сне и не снилось.

      Очевидно верят, что при такой тренировки в них ни одна ракета не попадет laughing
  3. Altona Офлайн
    Altona 4 сентября 2018 12:21
    +3
    Сапоги на моряках смущают. Видимо это часть парадной формы у них. У нас же только береговые носят вроде иногда. А так ботинки или "прогары". Насчет "технологий, которые не снились" так и задачи пока не ставились. А если задача будет поставлена, то и наши специалисты сделают.
    1. Удав КАА Онлайн
      Удав КАА 4 сентября 2018 22:55
      +2
      Цитата: Altona
      Сапоги на моряках смущают. Видимо это часть парадной формы у них. У нас же только береговые носят вроде иногда. А так ботинки или "прогары".

      Нормально носили подводники-дизелисты. Особенно в зимнее время, когда на ходовом посту в ограждении рубки стоишь...только сапоги и спасали.
  4. lucul Онлайн
    lucul 4 сентября 2018 12:22
    +2
    Ну вот , и ещё одни перестают вкладывать деньги не в гос.облигации США , а вкладывают в свой флот . ))
    1. dumkopff Офлайн
      dumkopff 5 сентября 2018 19:04
      +1
      Ничего, что у Китая в составе ЗВР почти 850 млрд. в американских казначейских облигациях?
  5. EvilLion Офлайн
    EvilLion 4 сентября 2018 12:36
    0
    Скучные китайцы, хвалятся много, толку мало.
  6. alstr Офлайн
    alstr 4 сентября 2018 13:05
    +1
    "Также издание с гордостью подчеркивает: «России такие технологии пока и не снились, им остается только с завистью смотреть на своих восточных братьев»."
    Надо вместо слова технологии подставить слово "деньги". Вот тогда будет все адекватно.
    Были бы деньги (точнее их выделение, так то они есть) и авианосцы появились бы у России.
    1. bessmertniy Офлайн
      bessmertniy 4 сентября 2018 13:36
      +3
      Не только денег не хватает. Людей тоже. Высокой квалификации и на такую технику. Но Китаю тоже завидовать нечего - строить придется долго и дорого, а будут ли они себя оправдывать трудно сказать, поскольку в гонку помимо сегодняшних владельцев авианосцев могут включиться и другие.
    2. Клаус Офлайн
      Клаус 4 сентября 2018 13:39
      +12


      Вот они, деньги. Вот они, авианосцы России...
      1. Yarhann Офлайн
        Yarhann 4 сентября 2018 23:15
        -2
        ога взять все и поделить ... проходили уже 100лет назад
      2. Дикий хорёк Офлайн
        Дикий хорёк 5 сентября 2018 00:17
        0
        Ну, так ведь демократия, капитализм и Рынок! К которому все так стремились когда-то. А писать про разграбление Страны, во времена Развала, даже как-то пошло уже и не оригинально. И увы, стрелять таких надо было раньше, лично мне (это моё мнение и я его не навязываю, просто делюсь) кажется, что сейчас это только мечты, любые действительно эффективные меры по "закручиванию гаек" невозможны: мгновенно пойдут митинги, "зашевелятся партнёры" и многое прочее. Так что это свершившийся акт Истории, который не изменить, как часто про него не вспоминай.
      3. EvilLion Офлайн
        EvilLion 5 сентября 2018 08:45
        -4
        Ну так народ хотел джинсы. Народ получил джинсы и все причитающееся. Теперь никаких претензий, яхты куплены по закону. Ну были в 90-ые такие законы.
        1. Клаус Офлайн
          Клаус 5 сентября 2018 11:24
          +5
          Вы на народ-то не грешите... Вообще, что-то частенько стала звучать избитая фраза, де-скать, народ захотел - народ получил. Это иллюзия, что народ решает такие глобальные вещи. Беловежские соглашения подписывал не народ! Народ на референдуме 70% за сохранение СССР высказался.
          1. Клаус Офлайн
            Клаус 5 сентября 2018 11:27
            +3
            И вообще, удивительная позиция: с одной стороны - виноват во всем народ, а с другой - "не надо раскачивать яхты..."
  7. Ros 56 Офлайн
    Ros 56 4 сентября 2018 13:56
    +1
    Куда вы без России денетесь, на юанях далеко не улетите, и с катапультами всласть налюбитесь без наших инженеров. Скопировали, это не значит, что создали конструкторскую школу, это всего навсего ремесленники. Так что не кажи гоп, пока не перепрыгнешь.
  8. Andrew3000 Офлайн
    Andrew3000 4 сентября 2018 14:39
    -2
    Интересно, как теперь называется китайский авианосец "Пи Пи Ся"
  9. svp67 Офлайн
    svp67 4 сентября 2018 14:47
    -1
    Также издание с гордостью подчеркивает: «России такие технологии пока и не снились, им остается только с завистью смотреть на своих восточных братьев».
    Не удивлюсь, если у этой технологии советские корни
  10. Santor Офлайн
    Santor 4 сентября 2018 15:31
    +11
    Источником автор выбрал ядовито желтый якобыкитайский портал, территориально расположенный в..Франкфурте-на Майне. Сам Борис Джевелевский ведет сайт vpk-news.ru , позиционирующий себя как якобыроссийский, но расположенный территориально в ... Правильно, в Сан-Франциско. Для меня это не источник информации. Китайцские СМИ , которые я мониторю, НИКОГДА не печатали что либо оскорбительное в адрес России и российских вооруженный сил. Это не их стиль и почерк. Посему полемизировать с якобыроссийским троллем сидящим за Большой Лужей не вижу смысла.
    1. Плотник 2329 Офлайн
      Плотник 2329 4 сентября 2018 21:40
      +2
      Ну вот, хоть нашёлся умный человек, и ясность внёс.
      А то я на них огрызнулся со злости, а потом призадумался: а с какой это они целью? Рановато вроде им перед нами хвастать... Да и ни к чему особо.
      Ну а тут оказывается вон чего.
      Внимательнее надо модераторам быть с авторами статей.
      1. Нормаль ок Офлайн
        Нормаль ок 4 сентября 2018 22:42
        +2
        Цитата: Плотник 2329
        Внимательнее надо модераторам быть с авторами статей.

        Джереливский, - это наше всё. Он регулярно вангует о наступлении ВСУ, а это любимая тема.
  11. shubin Офлайн
    shubin 4 сентября 2018 19:04
    +2
    Иронизировать можно сколько угодно, но китайцы за годы своей «перестройки» сделали главное- вывели свою экономику на первое место в мире, ну а остальное, как говорится, купят.
  12. Нормаль ок Офлайн
    Нормаль ок 4 сентября 2018 22:41
    +1
    В последние годы ВМФ России пополнился плеядой фрегатов — умеренно дорогих, небольших, оснащённых самым современным оружием, обладающих при этом прекрасной мореходностью,

    Назовите пожалуйста поимённо всю эту "плеяду".
    1. Клаус Офлайн
      Клаус 7 сентября 2018 11:46
      0
      умилила фраза "прекрасная мореходность"... парусники 18 века тоже обладали прекрасной мореходностью, и что?
      Надо говорить о целях и задачах. У нас стратегические задачи океанского флота, или тактические, москитного. Бороздить океанские просторы в любой точке мира, или каботажное плавание около границ.
      1. Клаус Офлайн
        Клаус 7 сентября 2018 11:50
        0
        Если бы в Атлантике дежурила АУГ ВМС РФ, думаю, что спеси у американцев было бы гораздо меньше
        1. Клаус Офлайн
          Клаус 7 сентября 2018 11:53
          0
          Думаю, что хватило бы двух мощных полноценных АУГ: в Атлантике и Тихом океане. А на СФ, вобщем-то правильно, развивать боевой ледокольный и подводный флот
  13. Apollo Офлайн
    Apollo 7 сентября 2018 22:38
    0
    Цитата: Vard
    ." В девяносто первом году в Челябинске создана система для автоматической посадки самолётов на авианосец... Стырили поди, а теперь гордятся...

    А что сами-то на печи сидим?
  14. Лара Крофт Офлайн
    Лара Крофт 9 сентября 2018 20:20
    0
    Как заявляют в Пекине, возможной задачей авианосных групп будет «обеспечение прорыва флота Китая через первую цепь островов, включающую Японию, Тайвань, Южную Корею и Филиппины, и установление влияния Китая в западной части Тихого океана.
    Задачи, несомненно, не из простых

    Если ни сказать больше, невыполнима для НОАК....
    Противостоять американцам в тех средах (против ПЛАРК/НК УРО и истребителей ПВО/истребителей-штурмовиков) НОАК не способен, да и ВВС США (находящиеся на Филиппинах, РК, Японии, Таиланде и Австралии) всегда поддержат свои ВМС, цепь китайских о-вов (в т.ч. искусственных) будет уничтожена ВМС или захвачена КМП США и ее союзниками....
    Однако выбора у КНР нет, как выносить свою оборону на дальние подступы к своей стране....
    Если США увидет быстрорастущие возможности ВМС КНР, то он свяжит НОАК, каким-нибудь военным конфликтов с Индией или внутренней дестабилизацией обстановки в Уйгурском АО...
    1. Santor Офлайн
      Santor 15 сентября 2018 10:12
      0
      Ну Уйгурский район они им постоянно трепят, не помню что бы там было спокойно.... По остальномук - раньше да, а сейчас я бы подумал.... На бумаге флот США выглядит внушительно, а в реале они не могут сейчас финансово содержать те группировки, которые у них были ранее... Многое законсервировано, в том числе и самолеты на базах в Филиппинах. тем более Президент Дуарте заверил народ что к 22 году ни однгого иностранного солдата не будет на филиппинской земле. Местные амеров ненавидят. Демонтаж планируется на 19 год если американцы не сделают там военный переворот. Там сейчас на всех базах охрана 170 человек, в Сингапуре 170, 240 персонала в Таиланде, 170 обслуги охраны в Австралии, 500 человек на Диего-Гарсия в Индийском океане но зато 50200 на Окинаве и в Йокосуке (Япония). На данный момент тигра пока бумажный.