Military Review

Russia's strategic plan and deployment of troops on the eve of the 1812 war of the year. Part of 2

2
As already noted, despite the abundance of various projects, Emperor Alexander I did not consider it necessary even to inform army commanders about them. Bagration and Tormasov were in the dark about the plans of the emperor. This was even known to Napoleon Bonaparte, who informed Lieutenant-General Alexander Dmitrievich Balashov (he was sent by Alexander immediately after the start of the war to Napoleon with a letter containing a proposal to return to the pre-war status quo) in Vilna: “You cannot conduct military operations by military councils. All wars like this were unhappy. At 2- 3 I have a good thought like a flash of thought, in a quarter of an hour it is transmitted in the form of an order, in half an hour it is being carried out by advanced posts, and you (Russians) while Armfeld suggests, Bennigsen thinks, Barclay de Tolly - argues, Pfuh - objects, but collectively they do nothing, but only time is wasted. ”

As a result of the uncertainty and secrecy that prevailed in the Main Apartment, Bagration, Tormasov and Chichagov believed that the Russian army would conduct an offensive war as a whole, and not a defensive one. And the public opinion of the Russian Empire, accustomed to decades of brilliant victories of the Russian army, thought that the troops would wage an offensive war. In addition, some nobles feared that the French emperor would try to win the sympathies of the serf peasantry of Russia, starting a series of progressive reforms that he carried out in Europe. Governors received strict instructions not to arm the peasants.

St. Petersburg was still considered the most dangerous area. It was best prepared for war. On the Western Dvina were the fortifications of Riga, Dinaburg and Drissa. In this direction, military roads were built and a material and food base was created: three main stores - in Dinaburg, Driss, Disna, and two consumable stores - Shavli, Koltykian. Kiev direction was also well prepared. It was closed swamps Polesia. Military roads, Kiev fortifications, army shops were prepared. The main store was located in Kiev, and the subsidiary in Lutsk, Dubno, Ostrog, Zaslavl, Staro-Konstantinov, Zhytomyr, Slutsk, Pinsk and Mazyr.

The worst was prepared by the Moscow direction, which became the main one. It was closed by two rivers - the Berezina and the Dnieper and two fortresses - in Bobruisk and Smolensk. In addition, in Borisov created bridgehead. The main store was located in Borisov, and auxiliary warehouses in Grodno, Vilna and Slonim.

The main apartment and almost all the developers of military plans were mistaken in the forces and means possessed by the French emperor. Although the Russian agents who were in European yards, reported fairly accurate data on the forces of the enemy. Thus, the Russian ambassador to France, Alexander Kurakin, said that Napoleon had gathered enormous forces, the number of which reached 500 thousand. The Russian military diplomatic agent in Paris, Alexander Chernyshov, reported that the emperor Napoleon Bonaparte has at his disposal only French troops 300 thousand people, besides he is subject to the forces of the Rhine Union and other allied contingents. Similar information came from the Austrian and Prussian capitals.

According to the Russian Ministry of War on the 1 1810 October, Napoleon had in Europe: 181 infantry regiment, separate battalion 102 and 122 company, cavalry regiments 99, 17 4 individual squadrons and companies, 15 artillery regiments, battalions and separate 48 235 mouth. On 1 November, according to the ministry, France had 1 million 46 thousand people in the armed forces (of which up to 400 thousand in Spain). On 1 April 1812, the number of French troops was determined at 1,2 million. True, in Petersburg it was believed that for the war with Russia, Napoleon could use no more than 200-250 from such a large number of troops, thousand soldiers and officers. So thought Barclay de Tolly and Pfuhl. Bagration also believed that the enemy would have no more than 200 thousand soldiers. According to General Karl Tol, the forces of the French army should not have exceeded 220 thousand people. Bennigsen defined the enemy's army in approximately 170 thousand people. And the Swedish ruler suggested that Napoleon would hit Russia with 150-thousand. army.

As a result, a significant miscalculation in the forces and means of the enemy made all the assumptions and plans of the Main Apartment erroneous.

The location and composition of the troops

In February 1812, all troops assembled at the western border were divided into two armies. In early May, they received orders to advance to the border and settle down more concentrated. The first army occupied the front from Rossien to Lida in 200 km. It consisted of the 1 Infantry Corps under the command of Lieutenant General P.H. Wittgenstein - it was located at the Kaidana. It consisted of two infantry divisions - 5-I and 14-I, 1-I cavalry division, three Cossack regiments. The 2 Infantry Corps, under the command of Lieutenant General KF Baggovut, stood at Orzhishki. It consisted of 4-I and 17-I infantry divisions, Elizavetgrad hussars. The 3 th infantry corps of Lieutenant General N. A. Tuchkova was located at the New Troc. It consisted of the 1-I Grenadier Division, the 3-I Infantry Division, the Life Guard Cossack Regiment, the 1 Teptyarsky Regiment. The 4 Infantry Corps of Lt. Gen. P. A. Shuvalov was stationed at Olkenik. It included the 11-I and 23-I infantry divisions, Izyumsky hussars. The 5 Infantry Corps, commanded by Tsarevich Konstantin Pavlovich, stood at Sventsyan. It consisted of a Guards Infantry Division and the 1-I Cuirassier Division. The 6 th infantry corps of the General of Infantry D. S. Dokhturov was located at Lida. It included the 7-I and 24-I infantry divisions, Sumy Hussars. It was the first echelon of the 1 of the Western Army of M. B. Barclay de Tolly. In the second echelon there were three cavalry and one Cossack corps. The 1 reserve cavalry corps (consisting of two brigades), Lieutenant General F. P. Uvarov, was stationed at Vilkomir. The 2 reserve cavalry corps (two brigades), Lieutenant General FK Korf, was stationed at Smorgoni. The 3 Reserve Cavalry Corps (two brigades) under the command of Major General P.P. Palen - at Libiada. The Cossack corps general from the cavalry MI Platov was pushed to Grodno. Total army had 130 thousand bayonets and sabers with 550 guns. The army headquarters was located in Vilna.

The 2-I Western army under the command of P. I. Bagration occupied positions from Lida to Volkovysk with a length of 100 km. The 7 th infantry corps of Lieutenant General N. N. Rajewski became at the New Yard. In its composition were 26-I and 12-I infantry divisions, Ahtyrsky hussars. The 8 Infantry Corps of Lieutenant General M. M. Borozdin was stationed at Volkovysk. It consisted of the 2-I Grenadier Division and the 2-I Cuirassier Division. The 4 Cavalry Corps (two brigades) of Major General K. C. Sivers was located at Zelow. Cossack detachment N. I. Ilovaisky - from Bialystok. The 27 Infantry Division under the command of D. P. Neverovsky (it was formed in Moscow) was on the march and united with the 2 army in Novogrudok after the start of the war (July 3 1812). The 2-45 Thousands of bayonets and sabers with 50 guns were in the 270 of the Western Army. The army headquarters was located in Pruzhany.

The 3-I Western Army (reserve), commanded by A. P. Tormasov, was located in the Lutsk area. The Kamensky Corps (commanded by General of Infantry S. M. Kamensky) included the 18 Infantry Division and the Pavlograd Hussars. The Markov Corps (led by Lieutenant-General EI Markov) consisted of the 15 and 9 th infantry divisions of the Alexandria Hussars. The Osten-Sacken Corps (commander was Lieutenant-General F.V. Osten-Sacken) had the 11 Cavalry Division, three infantry brigades from various infantry divisions. The Lambert Cavalry Corps (commanded by Major General K. O. Lambert) as part of the 5 and 8 Cavalry Division. There were about 45 thousand people in the army with 168 guns. The army headquarters was located in Lutsk.

Russia's strategic plan and deployment of troops on the eve of the 1812 war of the year. Part of 2

Alexander Petrovich Tormasov.

In addition, there were two reserve corps: the 1, under the command of E. I. Meller-Zakomelsky, was stationed at Taranza and the 2 of FF Ertel, at Mazyr. In the area of ​​Riga there was a separate building of I. N. Essen (up to 18 thousand people). All in all, up to 220-225 thousand people and about 1 thousand guns were concentrated on the western border of Russia. It was not the whole army of Russia. Petersburg was forced to keep significant forces in other directions. So, against the Ottoman Empire was the Danube army of Admiral P.V. Chichagov (55 thousand people, 202 guns). In Finland, the corps of the Russian general F. F. Steingel (19 thousand, 102 guns) was located; in September it would be transferred to the Riga area.

The location of the Russian troops indicated that Petersburg did not know Napoleon’s plans and the direction of the main attack, trying to cover all directions. Nor were the data of the Russian agents in Western Europe on the strength of the French emperor's meaning. The isolated position of the armies created the danger of defeating each of them separately. Given the power of Napoleon’s Great Army, the early deployment of armies and their advancement to the border was not advisable. Moreover, this arrangement of the troops did not correspond to the adopted defensive plan. For a defensive war, it was advisable to place the troops farther from the border, pushing forward reconnaissance Cossack and cavalry units. The invasion of Napoleon’s troops revealed the main thrust of the enemy’s forces and would allow without haste (when it was not necessary to retreat, having the enemy behind, losing troops in rearguard battles, exhausting them with marches) to develop retaliatory measures. Advancing the enemy stretched his communications, detached from rear bases.

Therefore, the most experienced commanders Bagration and Bennigsen opposed such an arrangement of troops. They suggested, if the Russian troops were already deployed and focused (that is, they could conduct offensive operations), to use their position for a preemptive strike. At least carry out private operations against the isolated corps of Nei and Rainier. Alexander rejected these proposals. Barclay de Tolly believed that it was too late to move away from the western borders, since this would negatively affect the morale of the troops and the mood of the population. True, he did not object to the regrouping of the second army. Bagration pulled the troops to Volkovysk. From the front, he covered himself with Cossack units and a cavalry brigade of I. V. Vasilchikov.

As positive moments, it is necessary to note the speed of mobilization of the Russian army, the moral and material readiness of the troops for war. The army had a high morale, well-trained and battle-hardened officer corps, good artillery, and considerable material reserves.
Author:
2 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. rainer
    rainer 23 May 2012 09: 04
    +1
    Where are the sources?
  2. mr. bender
    mr. bender 23 May 2012 14: 17
    +1
    It would be nice if, in the same form, small but capacious articles, with illustrations, will cover the further course of events of that war. With a list of sources.
  3. CC-18a
    CC-18a 23 May 2012 23: 58
    +4
    Yeah ... our time of the great commanders and officers) Bagration, Tormasov ... and others.
    I read Napoleon’s memoirs, and the memoirs of soldiers who survived a campaign in Moscow ... everyone noted our skilled generals and officers, our officers were just a match for the French who beat all of Europe ... our active, courageous fearless on horseback, with our soldiers , often shared food with their soldiers ... not like the Austrians, Germans and British thick nobles sitting on pillows constantly drinking tea deep in the rear of their troops.

    The French were especially angry that our separate armies, which were located so directly as a specialist for encircling and destroying them, still did not fall into the environment, skillfully left when necessary and when they could have fierce rearguard fights.

    Then we won the year 1812 with the mind — skill and fortitude — steadfastness and training and strength — the melee of an ordinary soldier. Victory in all respects.

Стратегический план России и развёртывание войск в преддверии войны 1812 года. Часть 2

Как уже отмечалось, несмотря на обилие различных проектов, император Александр I не считал нужным даже ставить в известность о них командующих армиями. Багратион и Тормасов были в неведении о планах императора. Об этом знал даже Наполеон Бонапарт, который сообщил генерал-лейтенанту Александру Дмитриевичу Балашову (он был послан Александром сразу после начала войны к Наполеону с письмом, в которым содержалось предложение вернуться к довоенному статус кво) в Вильно: «Нельзя вести военных операций военными советами. Все ведённые подобным образом войны были несчастны. У меня в 2- 3 часа ночи как блеснёт хорошая мысль, через четверть часа она передаётся в форме приказа, через полчаса уже приводится в исполнение передовыми постами, а у вас (русских) в то время как Армфельд предлагает, Беннигсен – соображает, Барклай де Толли – рассуждает, Пфуль – возражает, а все вместе ничего не предпринимают, а только время теряют».

В результате неопределённости и скрытности, царившей в Главной квартире, Багратион, Тормасов и Чичагов считали, что русская армия будет вести в целом наступательную войну, а не оборонительную. Да и общественное мнение Российской империи, привыкшее к десятилетиям блестящих побед русской армии, думало, что войска будут вести наступательную войну. К тому же некоторые дворяне опасались, что французский император попробует завоевать симпатии крепостного крестьянства России, начав ряд прогрессивных реформ, которые он проводил в Европе. Губернаторы получали строгие предписания не вооружать крестьян.

Самым опасным направлением по-прежнему считалось петербургское. Оно было лучше всех подготовлено к войне. На Западной Двине были укрепления Риги, Динабурга и Дриссы. На этом направлении были устроены военные дороги и создана материальная, продовольственная база: три главных магазина – в Динабурге, Дриссе, Дисне, и два расходных – Шавли, Колтыкяны. Киевское направление также было хорошо подготовлено. Его закрывали болота Полесья. Были подготовлены военные дороги, Киевские укрепления, армейские магазины. Главный магазин располагался в Киеве, а вспомогательные в Луцке, Дубно, Остроге, Заславле, Старо-Константинове, Житомире, Слуцке, Пинске и Мозыре.


Хуже всех было подготовлено московское направление, которое и стало главным. Его закрывали две реки – Березина и Днепр и две крепости – в Бобруйске и Смоленске. Кроме того, в Борисове создали предмостное укрепление. Главный магазин располагался в Борисове, а вспомогательные склады в Гродно, Вильно и Слониме.

Главная квартира и практически все разработчики военных планов ошиблись в силах и средствах, которыми располагал французский император. Хотя русские агенты, находившиеся в европейских дворах, сообщали довольно точные данные о силах противника. Так, русский посол во Франции Александр Куракин сообщил, что Наполеон собрал огромные силы, численность которых достигает 500 тыс. человек. Русский военно-дипломатический агент в Париже Александр Чернышёв сообщал, что император Наполеон Бонапарт имеет в своём распоряжении только французских войск 300 тыс. человек, кроме того ему подчиняются силы Рейнского союза и другие союзные контингенты. Аналогичная информация поступала из австрийской и прусской столиц.

По информации русского военного министерства, на 1 октября 1810 года Наполеон имел в Европе: 181 полк пехоты, 102 отдельных батальона и 122 роты, 99 кавалерийских полков, 17 отдельных эскадронов и 4 роты, 15 артиллерийских полков, 48 отдельных батальонов и 235 рот. На 1 ноября, по данным министерства, Франция имела в вооружённых силах 1 млн. 46 тыс. человек (из них в Испании было до 400 тыс.). На 1 апреля 1812 года количество французских войск определяли в 1,2 млн. человек. Правда, в Петербурге считали, что для войны с Россией Наполеон сможет использовать из столь большого количества войск не более 200-250 тыс. солдат и офицеров. Так считал Барклай де Толли и Пфуль. Багратион также считал, что у противника будет не более 200 тыс. солдат. По мнению генерала Карла Толя, силы французской армии не должны были превысить 220 тыс. человек. Беннигсен определял армию противника в примерно 170 тыс. человек. А шведский правитель предположил, что Наполеон ударит по России с 150-тыс. войском.

В результате значительный просчёт в силах и средствах противника сделал все предположения и планы Главной квартиры ошибочными.

Расположение и состав войск

В феврале 1812 года все собранные на западной границе войска были разделены на две армии. В начале мая они получили приказ выдвинуться к границе и расположиться более сосредоточенно. Первая армия заняла фронт от Россиен до Лиды в 200 км. В неё входили 1-й пехотный корпус под командованием генерал-лейтенанта П. Х. Витгенштейна – он располагался у Кейданы. В его составе было две пехотные дивизии – 5-я и 14-я, 1-я кавалерийская дивизия, три казачьих полка. 2-й пехотный корпус под командованием генерал-лейтенанта К. Ф. Багговута стоял у Оржишек. В его составе были 4-я и 17-я пехотные дивизии, Елизаветградский гусарский полк. 3-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Н. А. Тучкова располагался у Новых Трок. В его состав входили 1-я гренадерская дивизия, 3-я пехотная дивизия, Лейб-гвардии Казачий полк, 1-й Тептярский полк. 4-й пехотный корпус генерал-лейтенанта П. А. Шувалова дислоцировался у Олькеник. В него входили 11-я и 23-я пехотные дивизии, Изюмский гусарский полк. 5-й пехотный корпус под командованием цесаревича Константина Павловича стоял у Свенцян. В его составе были гвардейская пехотная дивизия и 1-я кирасирская дивизия. 6-й пехотный корпус генерала от инфантерии Д. С. Дохтурова располагался у Лиды. В него входили 7-я и 24-я пехотные дивизии, Сумский гусарский полк. Это был первый эшелон 1-й Западной армии М. Б. Барклая де Толли. Во втором эшелоне были три кавалерийских и один казачий корпуса. 1-й резервный кавалерийский корпус (в составе двух бригад) генерал-лейтенанта Ф. П. Уварова стоял у Вилькомира. 2-й резервный кавалерийский корпус (две бригады) генерал-лейтенанта Ф. К. Корфа дислоцировался у Сморгони. 3-й резервный кавалерийский корпус (две бригады) под командованием генерал-майор П. П. Палена – у Либиады. Казачий корпус генерала от кавалерии М. И. Платова был выдвинут к Гродно. Всего армия имела 130 тыс. штыков и сабель при 550 орудиях. Штаб армии располагался в Вильно.

2-я Западная армия под командованием П. И. Багратиона занимала позиции от Лиды до Волковыска протяжённостью в 100 км. 7-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Н. Н. Раевского стал у Нового Двора. В его составе были 26-я и 12-я пехотные дивизии, Ахтырский гусарский полк. 8-й пехотный корпус генерал-лейтенанта М. М. Бороздина дислоцировался у Волковыска. В его состав входили 2-я гренадерская дивизия и 2-я кирасирская дивизия. 4-й кавалерийский корпус (две бригады) генерал-майора К. К. Сиверса располагался у Зелова. Казачий отряд Н. И. Иловайского – у Белостока. 27-я пехотная дивизия под командованием Д. П. Неверовского (её сформировали в Москве) была на марше и соединилась со 2-й армией в Новогрудке уже после начала войны (3 июля 1812 года). Во 2-й Западной армии было 45-50 тыс. штыков и сабель при 270 орудиях. Штаб армии располагался в Пружанах.

3-я Западная армия (резервная) под командованием А. П. Тормасова располагалась в районе Луцка. Корпус Каменского (под командованием генерала от инфантерии С. М. Каменского) имел в своём составе 18-ю пехотную дивизию и Павлоградский гусарский полк. Корпус Маркова (во главе с генерал-лейтенантом Е. И. Марковым) состоял из 15-й и 9-й пехотных дивизий Александрийского гусарского полка. Корпус Остен-Сакена (командующим был генерал-лейтенант Ф. В. Остен-Сакен) имел в своём составе 11-ю кавалерийскую дивизию, три пехотных бригады из различных пехотных дивизий. Кавалерийский корпус Ламберта (под командованием генерал-майора К. О. Ламберта) в составе 5-й и 8-й кавдивизий. В армии было около 45 тыс. человек при 168 орудиях. Штаб армии располагался в Луцке.

Стратегический план России и развёртывание войск в преддверии войны 1812 года. Часть 2

Александр Петрович Тормасов.

Кроме того, существовало два резервных корпуса: 1-й под командованием Е. И. Меллер-Закомельского дислоцировался у Таранца и 2-й Ф. Ф. Эртеля - у Мозыря. В районе Риги располагался отдельный корпус И. Н. Эссена (до 18 тыс. человек). Всего на западной границе России было сосредоточено до 220-225 тыс. человек и около 1 тыс. орудий. Это была не вся армия России. Петербург был вынужден держать значительные силы и на других направлениях. Так, против Османской империи стояла Дунайская армия адмирала П. В. Чичагова (55 тыс. человек, 202 орудия). В Финляндии располагался корпус русского генерала Ф. Ф. Штейнгеля (19 тысяч, 102 орудия), его в сентябре перебросят на рижское направление.

Расположение русских войск говорило о том, что Петербург не знал планов Наполеона и направление главного удара, стараясь прикрыть все направления. Не были осмысленны и данные русских агентов в Западной Европе о численности войск французского императора. Изолированное положение армий создавало опасность поражения каждой из них в отдельности. Учитывая мощь Великой армии Наполеона, раннее развёртывание армий и их выдвижение к границе не было целесообразным. К тому же такое расположение войск не отвечало и принятому оборонительному плану. Для оборонительной войны войска было целесообразно расположить дальше от границы, выдвинув вперёд разведывательные казачьи и кавалерийские части. Вторжение войск Наполеона раскрывало главное направление удара войск врага и позволило бы без спешки (когда не надо было отступать, имея за спиной противника, теряя войска в арьергардных боях, истощая их маршами) выработать ответные меры. Продвижение противника растягивало его коммуникации, отрывало от тыловых баз.

Поэтому против такого расположения войск выступали опытнейшие полководцы Багратион и Беннигсен. Они предлагали, если уж русские войска развёрнуты и сосредоточены (т. е. ими можно проводить наступательные операции), использовать их положение для превентивного удара. Хотя бы провести частные операции против изолированных корпусов Нея и Ренье. Александр отверг эти предложения. Барклай де Толли считал, что отходить от западных границ уже поздно, т. к. это негативно отразится на моральном состоянии войск и настроении населения. Правда, он не возражал против перегруппировки второй армии. Багратион стянул войска к Волковыску. С фронта он прикрылся казачьими частями и кавбригадой И. В. Васильчикова.

В качестве положительных моментов надо отметить быстроту мобилизации русской армии, моральную и материальную готовность войск к войне. Армия имела высокий боевой дух, отлично подготовленный и закалённый в боях офицерский корпус, хорошую артиллерию, значительные материальные запасы.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Rainger 23 мая 2012 09:04
    А где источники?
    Rainger
  2. mr. bender 23 мая 2012 14:17
    Было бы неплохо, если в такой же форме, небольшими, но ёмкими статьями, с иллюстрациями, будет освещен и дальнейший ход событий той войны. С указанием списка источников.
    mr. bender
  3. CC-18a 23 мая 2012 23:58
    Да уж... наше время великих полководцев и офицеров) Багратион, Тормасов... и другие.
    Читал воспоминания Наполеона, и воспоминания солдат выживших в походе на Москву... все отмечали искусных наших полководцев и офицеров, наши офицеры были как раз подстать французам которые били всю европу... наши активные смелые бесстрашные на коне, на передовой, со своими солдатами, часто разделяли еду со своими солдатами... не то что австряки, немцы и англичане толстые вельможи сидящие на подушках постоянно пьющих чай глубоко в тылу своих войск.

    Особенно злились францы что отдельные наши армии которые были расположены так прям как спецом для окружения и уничтожения их, всё таки не попадали в окружения, умело уходили когда надо а когда могли вели жёсткие арьергардные бои.

    1812 год мы тогда победили и умом - умением и силой духа - стойкостью и выучкой и силой - рукопашной обычного солдата. Победа по всем статьям.
    CC-18a

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня