Калашников – настоящий мировой бренд

36
Компания «Ижмаш», являющаяся производителем автоматов «Калашникова», планирует продавать под маркой самого популярного в мире оружия и другие изделия, включая сувениры и даже одежду. Любой бренд в первую очередь определяется продукцией, которая под ним производится и реализуется. Сегодня атрибутами бренда «Калашников» выступают технологичность, безотказность, надежность. Данные атрибуты могут свободно использоваться для целого ряда высокотехнологичной продукции, считает гендиректор НПО «Ижмаш» Максим Кузюк. При этом он подчеркнул, что продукция, производимая под данным брендом, не должна быть дешевой и простой.

Сделка по приобретению эксклюзивных прав на использование бренда «Калашников» «Ижмашем» пока что намечена на конец лета 2012 года. В настоящий же момент права на бренд «Калашников» принадлежат семье известного конструктора-оружейника. Они уже достаточно давно лицензировали изготовление непрофильных товаров под данным легендарным именем. Так с 1995 года «Глазовский ликероводочный завод» занимается производством одноименной водки. При этом подарочный экземпляр представляет из себя стеклянную копию автомата АК-47 в натуральную величину, вмещающую около 3 литров традиционного русского напитка. У немецкой фирмы MMI есть право на выпуск зонтов, часов и прочих товаров повседневного потребления под данным брендом. Отечественная компания Rinzo занимается продажей игрушечных автоматов Калашникова, которые собираются на китайских заводах. В 2006 году «АвтоВАЗ» даже имел в планах создание внедорожника под маркой «Калашникова», но данный проект не реализовали.

По словам генерального директора НПО «Ижмаш» Максима Кузюка, такое непрофессиональное управление известным именем может навредить бренду. В настоящее время НПО «Ижмаш» занимается ведением переговоров с Михаилом Тимофеевичем Калашниковым по поводу оказания услуг профессионального управления брендом. Для реализации такого управления необходимо, чтобы «Ижмаш» эксклюзивно представлял бренд «Калашников» на рынке и имел все возможности для ведения самостоятельной политики его использования. Брендологи оценивают потенциальную стоимость бренда «Калашников» очень высоко – на уровне таких брендов как Apple. В настоящее время реальная стоимость бренда составляет 10 млрд. долларов, а потенциальная может вырасти до 100-150 млрд. долларов, считает Александр Еременко, представляющий компанию BrandLab.

«Ижмаш» хочет поднять эффективность использования бренда «Калашников»

АК – Автомат Калашникова уже довольно давно является символом мастерства отечественных оружейников, средством получения хорошего дохода сначала советского, а затем и российского государства, проводником мировой политики. В постсоветские годы семье Михаила Тимофеевича Калашникова, которому в этом году исполняется 93 года и который продолжает участвовать в создании новых стрелковых изделий, удалось закрепить за собой бренд «Калашников», использование которого подразумевает получение финансовой компенсации.

Использовала слово «Калашников» в сочетании с графическим изображением автомата, а также его обозначением в выпускаемой военной продукции, и группа компаний «Ижмаш», которая занималась выпуском «калашей» разных модификаций, снайперской винтовки Драгунова (СВД), Автомата Никонова (АН-94), пистолет-пулемета «Бизон-2», охотничьих и спортивных винтовок, а также десятка других наименований продукции. Однако заветное слово не смогло перевесить ни стиль работы топ-менеджмента концерна, ни стремительно стареющего оборудования, часть которого была вывезена еще из побежденной фашистской Германии.

В итоге уже к началу 2011 года концерн «Ижмаш», который к тому моменту состоял из 32 отдельных юрлиц, накопил долгов на 19 млрд. рублей, а зарплату рабочим не платили по несколько месяцев. При этом расходы концерна только на содержание высшего управленческого персонала достигали 7%, а загрузка высокотехнологичного производственного оборудования едва доходила до 20%. Все это привело к появлению на предприятии антикризисного десанта, который был высажен госкорпорацией «Ростехнологии». Антикризисное руководство резонно решило, что проще и эффективнее образовать новый оружейный концерн, чем реанимировать старый и решительно приступило к действиям.
Калашников – настоящий мировой бренд

На руинах старого «Ижмаша» появилось новое предприятие – НПО «Ижмаш», куда были переведены все необходимые специалисты (одновременно с этим количество управленцев сократили сразу на 25%). Уровень загруженности высокопроизводительного многофункционального оборудования на вновь образованном предприятии удалось в течение года поднять до 70%. Зарплату работникам выплатили, а ее средний размер вырос с 12 до 14,5 тыс. рублей. Дела предприятия не ухудшились даже на фоне официального отказа военных от закупок в ближайшие несколько лет АК-74. На предприятии создали новый опытный образец – АК-12, на платформе которого в будущем собираются создать около 20 моделей оружия не только военного, но и гражданского назначения. В настоящее время на предприятии начаты работы по проектированию перспективных снайперских комплексов. Ведется активная модернизация.

Достаточно интересных результатов НПО «Ижмаш» удалось достичь в области развития экспорта своего гражданского оружия. Оказалось, что «калаш» на планете узнаваем не только в виде автоматов АК различных серий. Не меньшей известностью среди иностранных покупателей пользуются и так называемые «гражданские» версии автомата Калашникова – карабины семейства «Сайга». Так, к примеру, карабины «Сайга», имеющие нарезной ствол могут использовать патроны 7,62х39,223 Rem, 5,6х39, 7,62х51 (308 Win), 9х53R. Карабины «Сайга-12», обладающие гладким стволом, созданы под дробовой и пулевой патрон 12-го калибра (в том числе и знаменитый «Магнум») с длиной гильзы до 76 мм. В настоящее время приобрести карабины «Сайга-12» изъявили желание полицейские США, Австралии и Польши. А общий объем экспорта продукции гражданского назначения «Ижмаша» в США увеличился за год сразу на 50%. В это же время ижевский концерн прорабатывает вопрос постройки в Индии полноценного завода по выпуску автоматов Калашникова и их гражданских версий.

Следуя по пути развития, топ-менеджмент предприятия собирается получить и права на сам бренд «Калашников». По мнению руководства НПО «Ижмаш», данный зонтичный бренд способен, особенно за рубежом, сделать всю линейку нынешней и будущей продукции предприятия более узнаваемой. Так, чтобы в оружейном магазине где-нибудь в Монтевидео или в Нью-Йорке продавцу не приходилось разбирать «Сайгу», для того чтобы продемонстрировать покупателю, что это тот же самый надежный российский «калаш», только скрывающийся в «гражданской» одежде. Достаточно было бы сказать, что данное оружие – это «Калашников». «В том случае, если бы права на бренд стали принадлежать «Ижмашу», мы смогли бы с большей эффективностью его развивать и поддерживать, обеспечивая семье легендарного конструктора гарантированный доход. Расширяя использование данного бренда, мы бы уделили большое внимание высокотехнологичной продукции, которая хорошо соответствует ценностям, заложенным в бренде «Калашников», – считает генеральный директор НПО «Ижмаш».

При этом стоит отметить тот факт, что реакция семьи Михаила Калашникова на данное предложение пока неизвестна. Но есть информация о том, что члены семьи знаменитого конструктора ранее уже выражали свое недовольство тем, что ряд производителей товаров, применяющих бренд «Калашников», продают и производят под данным брендом продукты очень низкого качества. Помимо этого, имеет место и проблема несанкционированного использования бренда, даже непосредственно в самом Ижевске. Справиться с данной проблемой «малыми силами» в условиях существующего российского законодательства фактически невозможно. В свою очередь «Ижмаш» готов предложить семье конструктора гарантированный доход.

Это происходит не потому, что «Ижмаш» крупная компания, за которой помимо прочего стоят еще и «Ростехнологии». Бренд – это всегда целая индустрия. К примеру, итальянская оружейная компания Berеtta, занимающаяся выпуском пистолетов и охотничьих ружей, производит под своим брендом также специализированную одежду и различные аксессуары для охоты. Все это позволяет получать от бренда стабильный доход. Сегодня доход идет от продажи охотничьих ружей, завтра от продажи непосредственно пистолетов, послезавтра – от туристов, которые с охотой разбирают спальные мешки и рюкзаки перед своим походом в лес. С этой точки зрения российский бренд может работать не хуже итальянского. По крайней мере, в Италии еще никто не додумался до того, чтобы разливать итальянское вино в специальные сосуды по форме напоминающие пистолеты, тогда как наш стеклянный АК-47, наполненный водкой, уже достаточно давно продается на рынке.

Использованы источники:
www.expert.ru/2012/05/21/kalash---eto-kruto/?n=66995
www.kapitalrus.ru/index.php/news/news_brendologi_ocenivayut_potencialnuyu_stoimost_marki_kalashnikov_na_urov/
www.lifenews.ru/news/92056
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    36 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +3
      23 мая 2012 07:36
      приятно слышать,кстати водку Калашников выпускают уже давно
      1. -1
        23 мая 2012 08:52
        Цитата: maksim
        кстати водку Калашников выпускают уже давно

        сам то пил эту водку? в настоящее время испортилась! голова утром с нее болит! но подарочный , там говорят чей то хорошее делают, но три литра я не осилю!
        1. фидель
          -10
          23 мая 2012 10:38
          Водка "калашников"? what Тоесть скоро ещё появятся и майки с кедами одноимённого брэнда?... laughing
          Яркий образец того, как распространённое на Западе явление можно довести до полного абсурда в условиях российского рынка!
          1. 755962
            0
            23 мая 2012 14:33
            Цитата: фидель
            Тоесть скоро ещё появятся и майки с кедами одноимённого брэнда?...

            Похоже что так.Банкротящийся Ижмаш под маркой автомата «Калашникова» будет продавать дорогую одежду
            Производитель автоматов «Калашников» компания «Ижмаш» планирует продавать под маркой самого популярного оружия в мире дорогую одежду.

            Об этом рассказал гендиректор компании Максим Кузюк. Его компания намерена заняться консолидацией бренда, которым сейчас, по словам, управляют неэффективно. Сделка по покупке эксклюзивных прав на использование бренда «Калашников» «Ижмашем» намечена на конец лета.

            На данный момент права на бренд «Калашникова» принадлежат семье известного конструктора – они давно лицензируют производство непрофильных товаров под легендарным именем. С 1995 года «Глазовский ликероводочный завод» производит водку «Калашников».

            У немецкой компании MMI есть права на выпуск часов, зонтов и прочих товаров повседневного потребления под именем конструктора. Российская компания Rinzo продает игрушечные автоматы Калашникова, собранные на китайских заводах. В 2006 году «АвтоВАЗ» даже планировал разработать под брендом «Калашникова» внедорожник, но проект не был реализован. http://shturmnovosti.com/view.php?id=37549
    2. ЯРЫЙ
      +14
      23 мая 2012 07:39
      Нежелание развиваться и пребывание в ленивом состоянии покоя-вот что демонстрирует "Бренд Калашников"
      Ни грамма необновляясь оставив все как есть с момента первой модели , давя своим "Брендом" действительно современные модели стрелкового оружия , все то хорошее что нес "Калашников" полвека сводится к нулю.
      Необходимо что б о качестве и нужности в войсках стрелкового оружия , о решении запускать в производство новых образцов - выдавали свое ГЛАВНОЕ заключение служащие поучавствовавшие в деле от рядового до капитана-И НЕ ВЫШЕ!!! recourse what
      1. Igorboss16
        +1
        23 мая 2012 16:39
        да дело не только в этом , все новые разработки наших оружейников постоянно упираются в стену непонимания со стороны как чиновников так и военных руководителей под предлогом у нас типа" и старых автоматов достаточно, а ваши новые почти ничем не отличаются" навесного оборудования почти нету , пора хотя бы колиматорными прицелами оснастить войска , да и полные возможности по стрельбе из автоматов так и не раскрыты потому что не хотят переучивать инструкторов по новым методикам владения оружием , поэтому то и образовался некий застой , но и конечно не могу порадоваться что только у нас изготовляют такое надёжное стрелковое оружие
      2. 0
        24 мая 2012 05:26
        ЯРЫЙ - интересно, а немецкие станки после 2011 ода ешо работают, али нет ? ... судя по статье, новоявленная контора ещё более начинает делать крен в сторону МЕДИА проектов (сколько удачливых предыдущих топ-менеджеров перекочевало в неё с предыдущих "руин"?). Могу поспорить, что бардельеро с выпуском логотипных маек , трусов, водяры и других подобных высокотехнологичных девайсов ( надо организовать банк с логотипом "КАЛАШ") этой конторой будет идти по нарастающей до тех пор, пока всю эту рукоблудствующую свору не отпинают и она начнёт заниматься своим прямым ДЕЛОМ - сделает лучший автомат 21 века.
        P.S. в своё врем очень многие управленцы орали о том, что им крайне мешают в развитии всякие непрофильные довесы предприятия ( подсобные хозяйства, дет. сады и т. д. )... сия контора обрастает чем-то подобным...
    3. Dust
      +11
      23 мая 2012 08:05
      Да уж, водку проще выпускать и спекулировать на старых заслугах Михаила Тимофеевича!
      1. Atlon
        +3
        23 мая 2012 11:25
        Цитата: Dust
        Да уж, водку проще выпускать и спекулировать на старых заслугах Михаила Тимофеевича!

        Представьте... Водка Apple laughing
        1. Дмитрий23RUS
          +4
          23 мая 2012 11:50
          C яблочным вкусом?
      2. KORVIN
        0
        24 мая 2012 00:38
        Как бы эти Киса и Ося не раздели МихалТимофееча на старости лет до нитки!А то под видом эффективного управления брендом подписать бумажечку заставят а потом окажется что старик свою фамилию на открытке написать не сможет без отчислений Кузюку и Ко..
    4. Gocha Kurashvili
      +2
      23 мая 2012 08:18
      Михаил Тимофеевич лоббирует новый автомат... Так что не хороните марку... Хотя согласен с тем, что нужно рассматривать и сравнивать все потенциальные образцы. В России много умельцев.
      1. +5
        23 мая 2012 09:02
        Цитата: Gocha Kurashvili
        Михаил Тимофеевич лоббирует новый автомат...

        согласен, Михаил Тимофеевич в свое время попил крови конструкторам Ижмаша ой ой! С час никто уже не скажет сколько идей было загублено на корню, так что петь дифирамбы Калашниову очень не хочется. Даже Сайгу он несколько лет не давал изгатавливать, автомат Никонова тоже тормозил всеми силами, так что сам Калашников личность неоднозначная! Хотя признаю что АК лучший автомат в настоящее врем в мире!
    5. PabloMC
      +12
      23 мая 2012 08:35
      Спасибо за статью автору.

      Отдел маркетинга Ижмаша реально недалёкий......
      А семья без предпринимательской жилки...

      Рынок детского игрушечного оружия колоссален!!!!!!!
      Я затрахался ездить по московским игрушечным магазинам,чтоб найти КАЧЕСТВЕННУЮ модель автомата своему сыну для уличных пацанских баталий!

      И знаете, что на рынке представлено?
      Верно..... море китайского неакчественного фуфла, которое я уже зарёкся покупать!!!
      Срок эксплуатации таких игрушек одна неделя....

      В результате длительных поисков (не скажу,что объехал всю Москву, но прилегающие район прошерстил и плотно поискалпо интернету) купил сыну испанскую копию винтовки М4 за 2000 рублей.
      Непатриотично, зато полностью из аллюминиевого сплава! В руках держать приятно.

      Ижмаш мог бы легко через свой интернет магазин продавать тысячи таких качественных копий своих изделий.
      1. Игорек
        +2
        23 мая 2012 08:43
        Цитата: PabloMC
        Ижмаш мог бы легко через свой интернет магазин продавать тысячи таких качественных копий своих изделий.


        В армии есть резиновая техника,теперь будут еще и игрушечные автоматы.
      2. +4
        23 мая 2012 09:28
        Цитата: PabloMC
        Я затрахался ездить по московским игрушечным магазинам,чтоб найти КАЧЕСТВЕННУЮ модель автомата своему сыну для уличных пацанских баталий!

        Просто заехали бы в любой оружейный магазин, там копий оружия, даже по весу, ну просто завались. Хоть ППШ, хоть Абакан.
      3. +3
        23 мая 2012 09:47
        согласен , аналогичная проблема, автомат ребенку хватает на одну войнушку во дворе! китайский ширпотреб!
        1. Дмитрий23RUS
          +2
          23 мая 2012 11:51
          Страйкбольный купи. Хоть ппш, хоть пулдемет максим=)
          1. 0
            24 мая 2012 00:26
            Тот же страйк по бренду для ижевцев - золотое дно. Требуй свою долю от страйковіх копий, и весь брендобизнес.
            1. DrekerexeN
              0
              24 мая 2012 20:18
              А они не лопнут? lol Там же только в Китае больше 10 производителей... А одну конкретную фирму так вообще, засудить можно...
    6. Игорек
      +11
      23 мая 2012 08:37
      Новые антикризисные эффективные менеджеры пришли,теперь вместо автоматов будут выпускать сувениры,водку и т.д. и т.п.

      Скоро на авиационных предприятиях начнут выпускать подгузники "Сухой".
    7. _Igor_
      -1
      23 мая 2012 08:48
      В 2006 году «АвтоВАЗ» даже имел в планах создание внедорожника под маркой «Калашникова», но данный проект не реализовали.
      для автоваза это не решаемо))))
      Брендологи оценивают потенциальную стоимость бренда «Калашников» очень высоко – на уровне таких брендов как Apple. В настоящее время реальная стоимость бренда составляет 10 млрд. долларов, а потенциальная может вырасти до 100-150 млрд. долларов
      если выплатят Михаилу Тимофеевичу Калашникову это будет по людски и вполне достойно +++
      В это же время ижевский концерн прорабатывает вопрос постройки в Индии полноценного завода по выпуску автоматов Калашникова и их гражданских версий.
      не стоит выносить за пределы страны
      Михаил Тимофеевич Калашников это достояние страны и такойже символ страны как водка и матрешки))) по хорошему если кому и должен пренадлежать бренд так это государству, а оно уже может передать в бессрочную аренду НПО «Ижмаш»


      Цитата: PabloMC
      Рынок детского игрушечного оружия колоссален!!!!!!!

      ++++
    8. schta
      +1
      23 мая 2012 09:06
      я видел ножи "Калашников". гражданские, стилизованные под милитари, в кейсах, все дела.
    9. 0
      23 мая 2012 09:06
      Я вообще то не понял, бренд "Калашников" где то зарегистрирован? Поясните кто знает.
      1. Yarbay
        +2
        23 мая 2012 09:12
        Насколько я знаю права на использование бренда куплена одной компанией у Калашникова!
      2. чукапабра
        +1
        23 мая 2012 16:07
        Представители "НПО "Ижмаш"" (Ижевский машзавод, основной акционер - "Ростехнологии") ведут переговоры с семьей знаменитого конструктора Михаила Калашникова о передаче прав на бренд "Калашников" для наиболее эффективного управления им, сообщает в четверг пресс-служба предприятия.
        По ее данным, в настоящее время "Ижмаш" имеет право лишь на использование слова "Калашников" в сочетании с графическим изображением автомата и его обозначением в выпускаемой военной продукции.
        "Подобная ситуация никак не влияет на работу предприятия. Но если бы права на бренд перешли "Ижмашу", мы смогли бы более эффективно его поддерживать и развивать, обеспечивая гарантированный доход семье Михаила Тимофеевича Калашникова", - цитируются в сообщении слова генерального директора НПО Максима Кузюка.

        хочет забрать, да кто ж отдаст? Для лучшего испольсования,Кем ? Владельцы( т.е. семья) продаст на запад( например) и заводу ещё придйится платить за использование имени. Патриоты - всё на продажу!!!!!
    10. Ванёк
      +3
      23 мая 2012 09:27
      Калашников - настоящий мировой бренд

      Михаил Тимофеевич - легенда.
    11. ZLU
      ZLU
      +2
      23 мая 2012 09:50
      Автомат Калашникова без сомнений стоящая вещь, но блин нужно двигаться и дальше а не восхволять былые заслуги и достижения. А то...
    12. +1
      23 мая 2012 10:20
      Cold Steel, Boker выпустили ножи АК-47, АК-74. Этот самый настоящий мировой брэнд надо срочно оформлять как полагается и купоны стричь.
    13. Одесситка
      0
      23 мая 2012 11:32
      Ну,умничка-челвек good ,не чего не скажешь
    14. +1
      23 мая 2012 12:12
      Давно пора подобные бренды выдвигать... good
    15. 0
      23 мая 2012 12:56
      Интересно, а владельцы бренда выставят претензии Мозамбику и Зимбабве, а то те эксплуатируют изображение.
      1. +1
        23 мая 2012 14:43
        Это Мозамбик и Зимбабве выставят счета за рекламу дорогой одежды wink
        1. 0
          23 мая 2012 15:50
          Точно! А реклама на столь высоком уровне дорогого будет стоить.
    16. PabloMsk
      0
      23 мая 2012 14:47
      Дмитрий23RUS,
      Цитата: Дмитрий23RUS
      Страйкбольный купи. Хоть ппш, хоть пулдемет максим=)


      Купил бы, да пацанятам пока они не по размеру и весу :)
      Страйкбольные модели для подростков уже....
    17. Spartak
      +2
      23 мая 2012 15:07
      Будет просто очень обидно если на этом какой-нибудь прохвост наживет себе состояние. Можно ведь и оружейное дело поддержать, помочь ветеранам и участникам. Я не знаю. Да много чего можно сделать. Главное делать с умом.
      А в том, что продукция под брендом Калашников будет очень популярна, можно даже не сомневаться.
    18. 0
      23 мая 2012 16:02
      Дома лежит такой же как на фото (не пробовал), только производства Польша. Обидно. Русская водка конечно не украинская, но тоже не плохая.
      1. Мимопроходящий
        0
        23 мая 2012 16:31
        Цитата: atos_kin
        Русская водка конечно не украинская, но тоже не плохая.

        Украинская лучшая? Это Немиров что-ли? Может когда-то и была хороша, но вот сколько не привозили в последнее время из Украины, не то. Водка из России лучше любой другой. Причем из России, это значит откуда угодно, но не из Московской области, в которой под видом водки разливают керосин-ацетоновую смесь.
        1. orient
          0
          23 мая 2012 23:44
          Так под Москвой и "Немировскую медовую перцем" производят...
    19. radikdan79
      +3
      23 мая 2012 18:13
      друзья, дело ведь не в водке и шмотках под именем Калашников. просто действительно в данный момент это имя используют все кому не лень! а ведь в первую очередь это символ надежности! не зря же АК заслужил репутацию безотказного, надежного и простого оружия! и когда под именем Калашникова продают всякое г...но, мне просто очень не приятно.
    20. 0
      23 мая 2012 23:44
      Пофиг, что будут делать под брендом.., главное чтобы про основу не забывали...
      Глядишь и водка SS-18 появится, а ля Сатана...
    21. KORVIN
      0
      24 мая 2012 00:43
      Обращение Кузюка к М.Т.Калашникову:-Слушь старина мы устали наживаться на твоей гениальной конструкции,оказалось что для этого ее приходится производить,давай ты подпишешь вот тут и мы будем просто наживаться на твоем имени....

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»