Военное обозрение

Британский истребитель «Tempest» — показуха?

21
Европа бросает вызов Штатам


Европейский оборонно-промышленный комплекс заслуживает уважения. Хотя бы потому, что в эпоху воинственно-пацифистских (уж извините за такой каламбур) политиков он умудряется быть у всех на слуху. Британская BAE Systems — хорошая тому иллюстрация. Впрочем, не одна она. Вспомним знаменитый «контакт века» (MRCA), в рамках которого индийцы намеревались получить фантастические по современным меркам 126 истребителей новой постройки. Тогда французский Dassault Rafale и общеевропейский Eurofighter Typhoon обошли не только российский МиГ-35, но и американские F-16IN Super Viper и F/A-18E/F Super Hornet. Победил, как мы знаем, «Рафаль», но опять же, Typhoon, в отличие от других претендентов, имел все шансы одержать верх. C'est La Vie, как говорят французы.

Впрочем, важно отметить, что список конкурсантов не включал пятое поколение. Индия не является партнером США в рамках программы F-35 и рассчитывать на какие-то преференции в данном случае, конечно, не может. А ведь сейчас пятое поколение уже, можно сказать, вступило в силу. И теперь уже самим немцам и французам в будущем пришлось бы летать на американских «Лайтнингах II», если бы не одно «но». Политические пути США и Евросоюза постепенно расходятся. В мире меняется баланс сил, меняются приоритеты. Видимо, чтобы обезопасить себя, а также, конечно, чтобы поддержать родные компании, в апреле прошлого года Франция и Германия подписали соглашение, предполагающее в том числе создание истребителя нового поколения. Главной скрипкой станет Dassault Aviation, а сама концепция получила название Système de combat aérien futur, или SCAF. Истребитель будущего должен сменить Dassault Mirage 2000 и Dassault Rafale в ВВС Франции, а также Panavia Tornado и Eurofighter Typhoon в Люфтваффе.

А как же Британия? Находящаяся пока еще формально в составе ЕС (ожидается, что страна покинет Европейский союз 29 марта 2019 года) Великобритания была едва ли не единственной в Европе, кто ранее очень рьяно проталкивал новое поколение. Еще в 90-е BAE Systems работала над программой FOAS (Future Offensive Air System), которую закрыли в 2005-м. Тогда намеревались создать перспективный боевой самолет на замену Tornado GR.4 в Королевских ВВС. В «железе» на момент закрытия успели построить лишь макет. Потом вынашивали общеевропейский проект (Британия, Франция, Германия и другие) создания не то пятого, не то шестого поколения, не то ударного БПЛА. И вот теперь, когда новое соглашение готово и манит, словно аппетитное блюдо, британцев к столу просто не позвали. И они решили сделать что-то свое. По крайней мере, на словах.



Что нам показали

Представленный на авиасалоне Фарнборо в июле этого года макет британского (с некоторыми оговорками) истребителя нового поколения Tempest очень долго не уходил с повестки дня. Расскажем вкратце. Англичане будут не одни: кроме британских BAE Systems, Rolls Royce и MBDA UK, в проекте под названием Team Tempest участвует итальянская Leonardo. Ведущая роль, конечно, за Британией: без нее проект не появился бы никогда. Франко-немецкие планы создать истребитель нового поколения весьма серьезные (впрочем, это все равно только планы), так что вряд ли другие страны захотели тратиться на создание аналога.

Обозначение «Tempest», нужно полагать, выбрали не случайно. Здесь прослеживается связь с известным британским истребителем заключительного этапа Второй мировой Hawker Tempest — можно сказать, одним из символов британской мощи. На проект намерены потратить 2,7 миллиарда долларов до 2025 года. Самолет должен появиться как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах. Истребитель выполнен по схеме «бесхвостка»: он имеет два отклоненных в стороны киля, а также два двигателя. Макет демонстрирует «модный» беспереплетный фонарь, который должен способствовать улучшению малозаметности на серийной боевой машине. В целом самолет должен соответствовать высочайшим критериям малозаметности. В его конструкции хорошо заметны и другие важные черты технологии «стелс».

Позже стало известно, что истребитель хотят оснастить виртуальным кокпитом. Его элементы будут добавляться в поле визуального восприятия летчика с помощью нашлемного дисплея, причем отображаемую информацию можно будет настраивать в широких пределах. Концепт виртуального кокпита, представленного BAE Systems, предполагает почти полный отказ от приборов в привычном виде. В кабине пилота хотят установить лишь один многофункциональный сенсорный дисплей, но он должен включаться только при отказе системы дополненной реальности.



Леди хочет удивить мир

На этом новости о проекте, в общем-то, заканчиваются. Что неудивительно, если учесть, что он на ранней стадии реализации, а до появления серийной версии может пройти несколько десятков лет. Впрочем, высока вероятность того, что серийный истребитель никогда не появится. Причин тому несколько.

Потенциально гигантская цена

Современные истребители-невидимки — невероятно дорогое удовольствие. Стоимость программы разработки F-35 нередко сознательно или по ошибке преувеличивают. Однако даже указываемая в открытых источниках сумма в 55 миллиардов долларов может кого угодно «отрезвить». Разработка F-22, кстати, обошлась более чем в 60 миллиардов долларов. Конечно, такие суммы сильно бьют даже по экономике США. К слову, согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира, военные расходы Штатов в 2017 году составили 610 миллиардов долларов, в то время как британские за озвученный период достигли 47. Туманный Альбион пропустил вперед не только Россию, но и Францию. А также ряд других стран. В целом же реалии таковы, что истребитель пятого поколения (не говоря уже о шестом) могут разработать и запустить в серию только самые передовые с экономической точки зрения страны мира.

Риски технологического плана

Одних финансов, впрочем, будет недостаточно: для «британца» может быть ощутимее другая проблема. На сегодня серийные стелсы есть только у США и КНР. Японcкий ATD-X «заглох», у российского Су-57 судьба неопределенная, во всяком случае, если говорить о крупносерийном производстве. Все потому, что создание истребителя нового поколения — не только гигантские деньги, но также и огромные технологические трудности, связанные в том числе с внедрением пресловутой технологии стелс. В то же время бывшая владычица морей не имеет не только опыта строительства полноценных стелсов, но также и опыта самостоятельного строительства современных истребителей, как таковых. Последняя чисто британская разработка — «Харриер». Он родом из 60-х. В случае с «Тайфуном» Британия была просто участником программы, хотя и одним их самых значимых.

Отсутствие видимых целей и задач для программы

Истребители холодной войны должны были сражаться за господство в небе. Современные истребители сражаются прежде всего за превосходно на рынке оружия. «Tempest» не вписывается ни в один из этих сценариев. Реальной воздушной угрозы для Британии нет, а потеснить на рынке вооружений американцев или конкурирующих европейцев у нее, скорее всего, не выйдет. Еще один важный момент: если перспективный европейский SCAF призван удовлетворить потребности ВВС целого ряда стран Европы, то Tempest, вероятно, заинтересует только Королевские ВВС. Однако потратить десятки миллиардов фунтов стерлингов на разработку, чтобы в итоге построить несколько десятков машин для своих ВВС, — полный абсурд. Тем более что у американцев всегда можно закупить новую партию F-35. Или перспективные истребители, которые Lockheed Martin хочет построить на базе «Раптора».



Презентация макета «Темпеста» могла преследовать несколько целей. Возможно, таким путем британские компании в очередной раз хотели заявить о себе, чтобы, например, вписаться в программу Système de combat aérien futur. Или же побудить британских политиков переосмыслить отношение с Францией и Германией для более тесного сотрудничества в целом ряде оборонных проектов. Но едва ли речь идет о реальной разработке британского боевого самолета. Вероятнее всего, в будущем мы вообще не увидим новых «национальных» истребителей из европейских стран. Даже гипотетический развал ЕС, скорее всего, ничего в данном случае не изменит.
Автор:
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. svp67
    svp67 10 сентября 2018 05:45
    0
    Да, уж...он конечно полетит. Но не далеко, так как бюджет не резиновый, а все деньги уйдут на покупку Ф-35. Иначе американцы поступить не могут. Им же надо как то затраты отбивать.
    1. Вишневая девятка
      Вишневая девятка 10 сентября 2018 08:45
      +1
      Цитата: svp67
      Им же надо как то затраты отбивать.

      Цитата: Дырокол
      К сожалению каждое новое поколение оказывается гораздо дороже предыдущего, это закономерно

      Парадоксально, но это не так.
      Стоимость пингвина - и разработка, и цена за единицу - по сравнению с Тайфуном вполне умерена. Если учитывать, что пингвин - это три самолета, то эта программа вообще заметно дешевле (Тайфун, говорят, одной Британии обошелся в >20 млрд "еще тех" фунтов).
      С другой стороны, пингвин во многом впитал в себя технологии таких дорогущих самолетов, как Раптор, а до него - F-117 и B-2.
      1. sib.ataman
        sib.ataman 10 сентября 2018 11:00
        +3
        Зря вы сомневаетесь в доводах автора. Родить свой собственный самолёт переступив через поколение, да ещё с экономикой из сферы услуг!.. Даже китайская версия покрыта мраком тайны и секретности (видимо, не так всё однозначно!).
        1. Вадим237
          Вадим237 10 сентября 2018 11:35
          -2
          Этот ихний проект воздушнокосмического беспилотного самолёта намного круче
      2. Андрей из Челябинска
        Андрей из Челябинска 10 сентября 2018 17:12
        0
        Цитата: Вишневая девятка
        Парадоксально, но это не так.

        Это так, и ничего парадоксального тут нет.
        Цитата: Вишневая девятка
        Если учитывать, что пингвин - это три самолета

        После какой бутылки?:)))
        Цитата: Вишневая девятка
        Тайфун, говорят, одной Британии обошелся в >20 млрд "еще тех" фунтов

        Да. Только не разработка, а разработка, закуп и эксплуатация самолетов:)))
        1. Вишневая девятка
          Вишневая девятка 10 сентября 2018 17:42
          +1
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Это так, и ничего парадоксального тут нет.

          Это так, с учетом всего пройденного пути c 81-го года.
          Цитата: Андрей из Челябинска
          После какой бутылки?:)))

          Четыре, если быть точным. F-15E, F-16, F-18, AV-8B. Идут разговоры об использовании пингвина вместо А-10, но это уже перебор, ИМХО.
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Да. Только не разработка, а разработка, закуп и эксплуатация самолетов:)))

          ЕМНИП, 20 ярдов выплачено до первого полета. Весь цикл вдвое дороже. Но это не точно.
          1. Андрей из Челябинска
            Андрей из Челябинска 11 сентября 2018 07:51
            0
            Цитата: Вишневая девятка
            Четыре, если быть точным. F-15E, F-16, F-18, AV-8B.

            Метод подсчета понятен. Тогда Еврофайтер-Тайфун представляет собой по меньшей мере 8 самолетов:
            Торнадо, Ягуар, Фантом 2, F-104 ASА Старфйтер, AV-8B, Альфа Джет, Хок, Буканир... Кого я позабыл? laughing
            Цитата: Вишневая девятка
            ЕМНИП, 20 ярдов выплачено до первого полета.

            Насколько я помню 20 ярдов - это окончательно утвержденная стоимость программы
            Цитата: Вишневая девятка
            Это так, с учетом всего пройденного пути c 81-го года.

            Да хоть как учитывай
            1. Вишневая девятка
              Вишневая девятка 11 сентября 2018 11:15
              0
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Тогда Еврофайтер-Тайфун представляет собой по меньшей мере 8 самолетов

              Хариер лишний, Тайфун его не заменяет. Американцы лишние, европейские правительства их разработку, кажется, не финансировали. Но идею Вы поймали.
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Насколько я помню 20 ярдов - это окончательно утвержденная стоимость программы

              Первая ссылка eurofighter typhoon program cost ведет на
              https://www.defense-aerospace.com/dae/articles/communiques/FighterCostFinalJuly06.pdf
              где пишут
              Немцы - 21 млрд евро в т. ч. 6 разработка.
              Лайми - 19млрд фунтов на все.
              Испанцы - 9 млрд на все.
              Но цифры старые, так что это неточно.
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Да хоть как учитывай

              Если пингвин сейчас действительно идет по 85М, то это дешевле Рафаля и Тайфуна (по ценам MMRCA).
              1. Андрей из Челябинска
                Андрей из Челябинска 11 сентября 2018 13:11
                0
                Цитата: Вишневая девятка
                Хариер лишний, Тайфун его не заменяет

                В Англии - очень даже заменяет, они с появлением Тайфуна вывели его из состава ВВС
                Цитата: Вишневая девятка
                Американцы лишние, европейские правительства их разработку, кажется, не финансировали.

                Не лишние, так как у европейцев эти самолеты на вооружении состояли и были заменены Тайфуном:)
                Цитата: Вишневая девятка
                где пишут
                Немцы - 21 млрд евро в т. ч. 6 разработка.
                Лайми - 19млрд фунтов на все.

                О чем и речь - 20 ярдов это вместе с самолетами
                Цитата: Вишневая девятка
                Если пингвин сейчас действительно идет по 85М, то это дешевле Рафаля и Тайфуна (по ценам MMRCA).

                Полагаю, тут сравниваются разные вещи - 85М - это только стоимость самого самолета ЕМНИП MMRCA это другое, но вот тут проверять надо. Но 85М - это перспективная цена на которую 35-ый может быть выйдет при большой серии
                1. Вишневая девятка
                  Вишневая девятка 11 сентября 2018 14:15
                  0
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  В Англии - очень даже заменяет, они с появлением Тайфуна вывели его из состава ВВС

                  Как скажете.
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Не лишние, так как у европейцев эти самолеты на вооружении состояли и были заменены Тайфуном:)

                  Я не считаю ситуацию аналогичной замене пингвином ИБ ВВС, ИБ ВМС и ИБ КМП.
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  О чем и речь - 20 ярдов это вместе с самолетами

                  Возможно, но цифры старые.
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Но 85М - это перспективная цена на которую 35-ый может быть выйдет при большой серии

                  Уже и 80 говорят
                  https://breakingdefense.com/2018/09/israel-keeps-eyes-on-f-35bs-lockheed-boeing-battle-it-out-for-fighters-choppers/
                  Су-30 для Мьянмы стоили порядка 67, ЕМНИП. Но там тоже, вроде, с барахлишком.
  2. Дирижер
    Дирижер 10 сентября 2018 07:11
    -1
    Да уж. просто крик отчаяния Британский - мы тое взрослые мальчики, пустите нас поиграть в войнушку.
  3. Дырокол
    Дырокол 10 сентября 2018 07:24
    0
    Илья абсолютно прав, Tempest не имеет будущего, а европейское военное авиастроение ожидает кризис. Лет 20 еще будут актуальны Тайфун, Рафаль и Гриппен, но пятое поколение чисто за США. А если еще вспомнить в каких жутких муках рождался Тайфун... К сожалению каждое новое поколение оказывается гораздо дороже предыдущего, это закономерно. Патриоты смеясь над стоимостью F35 как то не замечают того, что на пример Су27 оказался гораздо дороже Су-15 и МиГ23. В связи с этим количество стран производящих боевые самолеты стремительно снижается, а ведь когда то в числе них были Аргентина и Югославия...
    1. EvilLion
      EvilLion 10 сентября 2018 09:03
      +1
      И что? ОЧЕНЬ, просто АНОМАЛЬНО дорогим удовольствием представлялась когда-то программа F-X. И что? F-15 полетел, размножился и добился успеха.

      Аргентина производила примитивный легкий ударный самолет, Югославия тоже. И как раз сейчас довольно много стран, которые могли бы построить даже полнофункциональный low-end истребитель, пусть и с использованием части импорта, в первую очередь двигатель от МиГ-29 или F/A-18. Ну и радар. Китай только что очередную версию МиГ-21 выкатил, уж его-то построить не вопрос. И что-то мне подсказывает, что подобная мелочевка будет только плодиться. Главное, чтобы было где достать авионику с моторчиками. Всякие китайцы и даже иранцы рано или поздно создадут достаточно надежные образцы и того и другого. И если сейчас за мотором придется идти в США или Россию, ну может в ЕС, а там еще посмотрят, продавать, или нет, то "локальные державы", и даже Китай, который хоть сколько его развивай, всё-равно торгашеская деревня, научившись в движки, могут оказаться менее щепетильны.
      1. Дырокол
        Дырокол 10 сентября 2018 21:46
        0
        Цитата: EvilLion
        И как раз сейчас довольно много стран, которые могли бы построить даже полнофункциональный low-end истребитель

        Вот именно, могли бы, но не делают ибо это очень дорого.
    2. просто экспл
      просто экспл 10 сентября 2018 09:23
      +1
      да уже писали во времена создания Ф-35 что вхождение еропейских стран в этот проект убьет европейскую военную авиаотрасль .
  4. Улиточник N9
    Улиточник N9 10 сентября 2018 08:31
    -3
    На проект намерены потратить 2,7 миллиарда долларов до 2025 года.

    Да... У нас "народное достояние" подарило курдам(которые, затем, "вдруг" оказались не легитимными) 2 млрд. долларов и уже вбухало в питерскую "сосульку" больше 1,5 млрд долларов (еще не закончили-и еще вбухивать надо), практически за свой счет кладет вторую ветку газопровода в Европу.... Да-а....богатая страна Россия.... winked
  5. Larum
    Larum 10 сентября 2018 09:42
    -1
    А нафига делать? Концепт есть, т.е. технологии приблизительно ясны. И харэ.
    Англы от РФ почти дальше всех, а против индейцев и старых достаточно. И F закупили и еще купят.
  6. voyaka uh
    voyaka uh 11 сентября 2018 14:29
    +2
    Не потянут. Ни технологически, ни финаново.
    BAE Systems лучше сосредоточиться на разработке новых ракет: ВВ, крылатых, ЗУР, ПКР. В той области они рассекают. И давно пора начать делать БПЛА.
    А новый истребитель? - провалят дело.
  7. kos2cool4u
    kos2cool4u 9 ноября 2018 06:48
    0
    Не хочу обижать англичан, но с учетом уровня инженерного образования в стране....конструкторы в Англии закончились еще в 80-х, да и сумрачный британский гений никто не отменял)))))...
  8. zombee
    zombee 3 марта 2019 13:28
    0
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Метод подсчета понятен. Тогда Еврофайтер-Тайфун представляет собой по меньшей мере 8 самолетов:
    Торнадо, Ягуар, Фантом 2, F-104 ASА Старфйтер, AV-8B, Альфа Джет, Хок, Буканир... Кого я позабыл?

    сопвич Пап))
  9. октоген
    октоген 11 августа 2019 16:47
    0
    У меня такое впечатление, что авиатехнику в британии конструируют наркоманы)))) Уж больно все у нагло-саксов выходит уродливым.