Хорошо забытое старое. Российской системе образования требуется советская

50
Хорошо забытое старое. Российской системе образования требуется советскаяСудя по тому, что Андрей Александрович Фурсенко из кресла министра образования и науки угодил в помощники президента Российской Федерации, на высшем уровне его восьмилетняя деятельность признана если не идеальной, то приемлемой. В частности, сочтена приемлемой и его концепция, пересказанная множеством журналистов в разных выражениях, но в целом сводимая к мысли: не обязательно воспитывать творцов, а надо прежде всего научить людей эффективно пользоваться плодами чужого творчества. Хотя судя по моим многолетним наблюдениям, без собственного творческого потенциала трудно использовать даже подробно документированные возможности.

Новый министр Дмитрий Викторович Ливанов успел отметить первый же день на новом посту обширным интервью, где также хватает спорных заявлений. Так, слова «троечнику нечего делать в техническом ВУЗе» скорее всего продиктованы классической формулой «талантливый — во всём талантлив», хотя на практике талант чаще всего сосредоточивается на одной тематике, почти не интересуясь прочими сферами деятельности. Весьма спорно и намерение развивать Единый государственный экзамен как основное средство отбора в ВУЗы, пренебрегая и аттестатом как средством текущей оценки знаний и работоспособности, и олимпиадами как средством выявления ориентированности на конкретный род занятий. Правда, на мой взгляд многие недостатки ЕГЭ можно устранить, поручив составление заданий мастерам по сочинению вопросов для интеллектуальных игр: там давно отработаны и методы проверки понимания (а не знания), и многие средства выявления неправомерного доступа к вопросам (ЕГЭ стал мощнейшим инструментом коррупции прежде всего вследствие возможности заполнения бланков не самим экзаменуемым). Но даже при всех этих доработках ЕГЭ может быть лишь одним из множества инструментов решения столь сложной задачи, как оценка пригодности молодых людей, находящихся лишь в начале многосложного пути развития, к продвижению по этому пути, да ещё на конкретном направлении.

На мой взгляд, все странности постсоветского развития — точнее, опускания — отечественного образования связаны прежде всего с тем, что его велено воспринимать как одно из направлений сферы обслуживания. Отсюда и непомерное изобилие частных ВУЗов (в том числе и откровенно дипломостроительных), и упор на факты и рецепты вместо теории (тот же Фурсенко, в частности, заявил, что в школе высшую математику не изучал, отчего не стал глупее — что породило ехидный комментарий «некуда было спускаться», хотя по доступным мне сведениям он как учёный не ниже нынешнего среднего уровня).

Как известно, нет ничего практичнее хорошей теории. В частности, смысл образования становится очевиден, если взглянуть на него через марксизм.

Сколько ни объявляют трудовую теорию стоимости устаревшей, сколько ни рекламируют плоды субъективистской фантазии вроде концепции предельной полезности — старая истина остаётся непреложной: источник всех богатств — труд, мера стоимости всех вещей — общественно необходимое (то есть обычное на данной стадии развития общества) количество труда с учётом его сложности. Кстати, по моим наблюдениям, теория предельной полезности верна только в тех случаях, когда пересказывает своими терминами результаты, уже полученные трудовой теорией стоимости.

Труд — дело рук и мозгов человека. Чем сложнее труд, тем выше при прочих равных условиях ценность созданного человеком. Чем выше и разнообразнее образование, тем сложнее может быть труд, посильный каждому человеку в отдельности и всему обществу в целом.

Выходит, образование — отрасль производства. И не простого, а производства главных средств производства — людей.

Соответственно и подходить к образованию нужно, как к любому другому производству. В частности, рассматривать самих учащихся не как заказчиков, а как продукцию. Потребитель же этой продукции — всё хозяйство страны.

Кстати, именно нашей страны, а не партнёров по печально знаменитому болонскому процессу. Всякий желающий повыгоднее продаться на зарубежный рынок труда вправе сделать это за свой счёт. Но государственное образование надлежит затачивать под наши собственные потребности, а не под западноевропейский стандарт — даже если тот когда-нибудь каким-то чудом окажется в свою очередь заточен под потребности тамошнего производства, а не под либеральное желание иметь по всей Европе людей с идентичными дипломами, получивших эти дипломы просто за усидчивость.

Итак, продукция образования — люди, способные к высококвалифицированному труду. Причём в наших условиях именно высота квалификации рабочей силы может компенсировать многочисленные объективные ограничения других направлений конкуренции — от дешевизны рабочей силы до компактности производства. Соответственно учебные программы должны определяться не расчётами допустимой нагрузки (в молодости допустимо куда больше, чем могут предположить методисты преклонных лет), а полнотой результата.

Правда, облегчить учёбу можно — и нужно! — опорой на теорию. Как отметил ещё четверть тысячелетия назад энциклопедист Клод Адриен Жан-Клод-Адриенович Швайцер, известный в переводе своей фамилии на латынь как Хельвеций, знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. На запоминание формулы уходит куда меньше сил, чем на заучивание тысяч выводимых из неё результатов; на освоение теории — куда меньше сил, чем на запоминание сотен выводимых из неё формул. Конечно, техникой вывода тоже надо овладеть — но на это также уходит куда меньше сил, чем на любые фактоцентрические курсы обучения.

Обучение, опирающееся на теорию, полезно ещё и тем, что сфера производства очень динамична. Человек, натасканный на конкретный набор рецептов, становится бесполезен, как только в сфере его деятельности хоть что-то изменится. Человек же, знакомый с теорией, легко — и чаще всего без помощи со стороны — разберётся, как изменить эти рецепты. Соответственно в качестве средства производства такой человек несравненно долговечнее и гибче.

Можно ещё долго перечислять конкретные подробности оптимальной системы образования. Но вряд ли это нужно. Ведь такая система уже известна. Появилась она первоначально в Германии в эпоху её бурной индустриализации — в середине XIX века. А до совершенства доведена в нашей стране в эпоху нашей — несравненно более бурной — индустриализации. Доведена именно потому, что сама индустриализация нуждается именно в таком образовании.

Сейчас мы много рассуждаем о реиндустриализации, модернизации, прочих технологических прорывах. Но в то же самое время наша система образования развивается в направлении, напрочь исключающем любые усовершенствования хозяйства. Пока не возродим систему образования, сложившуюся у нас в середине XX века, ни о каких производствах, кроме отвёрточных, даже мечтать не придётся. А когда восстановим её и на её основе начнём действительно совершенствовать своё хозяйство — потребности хозяйства подскажут, в каком направлении дорабатывать обучение.

Кстати, немецкий опыт показывает: в определённой мере такая система обучения возможна даже без социализма. Хотя скорее всего наивысшего совершенства образование — как и вся страна — достигнет только после построения нового планового хозяйства на основе новых информационных технологий. Но начинать возрождение старательно опорочиваемой образовательной системы позднесталинских времён нужно уже сегодня. Не исключено, что новый министр образования, много лет руководивший московским институтом стали и сплавов, напрямую ориентированным на потребности производства, может после избавления от модных либеральных предрассудков всерьёз заняться столь практичной производственной задачей.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. mind1954
    +19
    24 мая 2012 07:57
    Давно уже предлагаю в интернете опубликовать учебники советской
    школы 60-х годов, чтобы можно было сравнить с ними современные
    достижения в образовании !?
    1. +24
      24 мая 2012 08:04
      В ходе всех реформ не удалось создать ничего похожего по качеству на советскую систему образования. Не пора ли прекращать эти эксперементы над нашими детьми.
      1. CC-18a
        +12
        24 мая 2012 10:18
        Цитата: Dmitriy69
        В ходе всех реформ не удалось создать ничего похожего по качеству на советскую систему образования.

        Такой цели и не ставилось.

        Забыли чтоли? В 90ые года народ вопил что образование советские плохое а вот у пин*досов отличное образование... ну преклонялись перед амерами не только по образованию но и в любой теме, это ещё подпитывалось нашими либералами предателями и правительством ельцина.
        В 2000 году по накатаной ещё кричали что образование советское не нужно а нужно западное, я лично хорошо всё помню, сми страны ещё были подконтрольны иностранцам так что вопили будь здоров и народ многие клюнул(
        Тогда же и разработали реформы именно под западные образцы, эта долбаная реформа как раз была сделана в угоду толпы(народу) и вопреки преподавателям. Щас почему то все прекрасно всё позабыли, сами просили сами получили но винят снова гос-во... у гос-ва много канешь косяков но по правде говоря реформа не в их числе это косяк общественности.
        бакалавры, специалисты это же не наша система а именно американская.

        Вообщем на самом деле, реформа проведена достаточно чётко и без ошибок, другое дело что вектор реформы был в сторону "как на западе" - что изначально ошибка, народ обманули, насмотревшись голивудских фильмов сидя на кухне многие почему то решили что на западе образование отличное(
        Вообщем сейчас это ЕГЭ эти разделения высшего образования на 3 категории углублённости, кароче практически всё по западному сделано и сделано хорошо, другое дело что западное образование ховно а советское это идеал практически.

        Для справки Фины реформировали своё образование и взяли за основу Советское образование, через пару лет Финское образование было отмечено как самое лучшее на планете.

        Ещё отмечу, на западе нам твердили что если мы сделаем реформу образования под их стандарты то наши дипломы будут котироваться у них в странах... мы сделали реформу, запад от своих обязательств как обычно отказался.

        Народ просто желаю вам сначала всю тему доскональна изучить а потом винить кого то или обсуждать, если изучите вопрос то гос-во винить не будите.
        1. Черчилль
          +6
          24 мая 2012 15:51
          Тема конечно интересная.И говорить о ней можно сколь угодно долго,но если человек не способен к самообразованию,к саморазвитию,если его не тянет к самосовершенству,то никакая система ему не поможет!!! А по-настоящему обучабельных,по моему глубокому убеждению,всегда было не больше 20 процентов,то есть - каждый пятый! И задача государства и жизненная необходимость не упустить именно этого пятого,потому как другим,блатным,послушным,его не заменишь!
          Ну а диплом о "высшем образовании" - на самом деле является всего лишь букварём,по получении которого настоящее образование лишь начинается.Образование - это жизнь,вся жизнь!
          Через десяток лет после окончания ВУЗа,полученные знания наполовину уже не актуальны,а на вторую половину вообще ахинейны! И если человек,эти десять околачивал бананом груши,то в дальнейшем он обречен всё глубже и глубже погружаться в ахинею!..
          К примеру,я ещё помню времена,когда теория дрейфа континентов считалась чудовищной ересью!
          1. Вадим555
            +3
            24 мая 2012 18:09
            Цитата: Черчилль
            И говорить о ней можно сколь угодно долго,но если человек не способен к самообразованию,к саморазвитию,если его не тянет к самосовершенству,то никакая система ему не поможет!!!


            Немного с Вами несогласен.
            При советской форме обучения,всётаки заставляли получать хоть какой то уровень знаний.Да и неприлично было,когда оставляли на второй год и учителя не только двойки,но и единыцы ставили.
            А уж если ребёнок "не тянул",то были спецшколы.
            1. +3
              25 мая 2012 01:05
              Пока ребенок не осознает, что необходимо учиться не ради эфемерных оценок, а для того, чтобы в дальнейшем ощущать себя полноценным человеком, его НАДО ЗАСТАВЛЯТЬ учиться! И делать это должны родители! Школа - это всего лишь инструмент для получения знаний. Еще один важный момент - профессия Учителя низложена до того уровня, когда является одной из самых непрестижных, хотя этого быть не должно. Учитель сегодня практически бесправен перед лицом малолетних хамов и наглецов. И даже если в классе встретится все 1-2 таких, то постоянные унижения учителей с их стороны не прибавляют последним авторитета и в глазах остальных учеников. А это, в свою очередь, снижает мотивацию у детей. Вспомните себя, очень сложно серьезно воспринимать человека, не имеющего авторитета в твоих собственных глазах. Профессия "Учитель" - синоним "неудачник"! И это отвратительная ситуация, которую должно менять государство! Прежде всего, повышением заработной платы!
              Я имел возможность видеть как сержант "полиции" лет 20-22 унижал пожилого профессора университета, который уж как минимум на порядок умнее, образованнее и человечнее. И все потому, что профессор в глазах этого сержанта лох, ездит на старой Ниве и получает зарплату раза в 3 ниже, чем он. ЭТО НОРМАЛЬНО??? Пока профессии Учителя не вернут былой престиж, пока ЗНАНИЯ, а не достаток и связи родителей будут оказывать определяющее влияние на социальный статус человека, мы не будем иметь социального развития общества. Сейчас миром правит , к сожалению...
          2. CC-18a
            +6
            24 мая 2012 19:40
            Вы правы, я помню слова своих учителей и преподавателей, и передам своим детям.
            Выучившись в школе ты приходишь в институт и первым делом там говорят.
            "Забудьте всё то что вас учили в школе!" И начинают переучивать выбивая школьную программу и вдалбливая новую институтскую программу.
            НО в институте самые мудрые и пожилые преподаватели всегда мне говорили.
            "Как только устроишься на работу забудь всё чему мы вас учили, всему учись заново".
            Многие канешь подумают что вот оно ахиллесова пята образования заставляют бесполезное учить, но это не так, так могут думать лишь неграмотные и не умные люди.
            Школа - институт учат не знаниям, не формулам, не зубрёжке... нас учат Учиться!!! Вот кто это понял и принял вот они истинно умные! пусть даже троешниками будут. Нас учат учится чтоб когда закончив школу или институт мы пошли на работу и научились!!! работать и во всём везде в любой работе или хобби мы смогли научится делать всё что понадобиться. И в этом главном аспекте образования нет равных советской системе.

            Как вы писали, тока 20% могут стать обучаемыми, и именно всеохватывающая система ссср могла задействовать все эти 20% и выдернуть их к дальнейшему развитию. В то же время узкоспециализированная система западная охватывает узкую линейку.
            Математически и очень грубо это примерно так:
            СССР = 100%* (1*0,2)
            сша = 100%* (0,1*0,2)(0,1*0,2)(0,1*0,2)(0,1*0,2)(0,1*0,2)(0,1*0,2)(0,1*0,2)(0,1*0,2)(0,1*0,2
            )(0,1*0,2)(0,1*0,2)
            всего то раздробили единицу абитуриентов на 10 подклассов, а результат выходит совсем другой. Понимаю что многие заметят что между скопками правильно должно быть + а не множитель, однако замечу в контексте разговора играет роль не чисто мат правила а концепция теории вероятности где каждое событие 0,1 происходит с вероятностью 0,2 и все 10 событий происходят параллельно.... кароче не суть но в целом отражает ситуацию по которой из советской модели из 5 людей 4 балбеса отсеиваются сразу, а в западной из 5 человек 4 балбеса идут дальше в вузы где зубрят и ничего не понимают и как правило мы Рождённые в СССР смотря на них говорим "нууу тууупыыыееее". Хотя не они виноваты в этом а их правительство.
            1. Вадим555
              +2
              24 мая 2012 20:44
              Цитата: CC-18a
              Школа - институт учат не знаниям, не формулам, не зубрёжке... нас учат Учиться!!!


              Плюсище!
            2. KamikadZzzE
              +3
              25 мая 2012 00:18
              CC-18a,
              Согласен с Вами на все100. Ум либо есть-либо нет. Образование дает лишь знания,из которых пригодится всего лишь 2-3 %,остальные % учат думать
            3. Fox 070
              +2
              25 мая 2012 05:04
              Цитата: CC-18a
              Школа - институт учат не знаниям, не формулам, не зубрёжке... нас учат Учиться!!!

              Цитата: Краснодарец
              Пока ребенок не осознает, что необходимо учиться не ради эфемерных оценок, а для того, чтобы в дальнейшем ощущать себя полноценным человеком, его НАДО ЗАСТАВЛЯТЬ учиться! И делать это должны родители!

              Хотелось многое сказать по этому вопросу, но, честное слово, парни, вы все сказали за меня! Будто с языка сняли! Единственное, что мне остается - поставить огромный плюс обоим! drinks
        2. +3
          24 мая 2012 16:42
          Цитата: CC-18a
          В 90ые года народ вопил ....


          когда говрят "народ вопил" это значит толпа и было, а Народ такую ахинею ни когда не глаголил
          1. CC-18a
            0
            24 мая 2012 19:48
            народ это масса, народ может что угодно вопить увы это правда так было всегда так будет всегда(
            Вот у нас были протесты оппозиции, им долго вдалбливали бред полный против России и против Путина... прошли митинги 1,2,3... так или иначе многие задумались и плюнули на оппозицию прозрели так сказать, а ведь когда то были в оппозиции.
            Народ ахинею глаголил, и не только по образованию... незнаю как вы но я в 90ые года жил и немного помню тот бред который был в головах у людей.
            Да чё там недавно кризис был в 2008-2009... у нас в городе кинули слух что банки закроют и деньги не выдадут, на след день весь город снял деньги со своих счетов... а ты гришь ахинею не глаголит... глаголит ещё как да ещё и ахинеей занимается, тогда к чести сказать банков за 2 дня выдали сумму равную полугодовалому обороту, это десятки инкассаторских машин к нам в город приехало тонны налички привезли, народ потом незнал что делать) и главное Народ ничего путного не смог придумать и обвенил гос-во) вот так всегда сами косячат и сами потом белые пушистые ага. Я пытался многих переубедить доказывал фактами думаешь слушал кто? нет... вот это народ - толпа она не слушает разум НИКОГДА.
            1. александр hjcnjd
              -1
              25 мая 2012 00:15
              Я биофизик в этом году закончу универ.Заодно пошёл учиться по доп.квалификации преподаватель.Преподавал на практике физику 8 классу.Но если заниматься качественно педагогикой, то эта работа очень сложная и тяжёлая, забирает много сил и времени .Кстати о зарплатах: 3 категория примерно 5 тыс. месяц, 2 категория примерно 6 тыс., 1 категория примерно 7 тыс., высшая вроде 8300.Кстати, содержание зэка обходится государству в месяц 6300р.В общем картина маслом: убиваться за 5 тыс. в месяц с возможной перспективой получать 8 тыс. в месяц я не хочу, а тянуть с детей деньги за репетиторство, тоже не хочу.Мне тогда кусок в горло не полезет.В общем, может это и цинично, но преподавать я точно не буду, кроме меня обо мне никто не позаботится.И кто создал такую ситуацию? Конечно, Путин.Или может это я, такой нехороший у власти 12 лет?
              Цитата: CC-18a
              вот так всегда сами косячат и сами потом белые пушистые ага
              так это я 12 лет гробил образование.Я убирал часы на математику.Какой вы однако самокритичный "народ - это масса".А новое заявление нового министра, что троешники в технических вузах не нужны.Чудно, дело фурсенко не умрёт.Но вы правы это всё против Путина полный бред.Что представитель массы "царь добрый это бояре злые?"
              1. CC-18a
                0
                25 мая 2012 00:35
                александр hjcnjd твои тролль слова лживы от первой буквы до последней.
                Кышь отсюда!
        3. +1
          24 мая 2012 23:57
          Цитата: CC-18a
          Забыли чтоли? В 90ые года народ вопил что образование советские плохое а вот у пин*досов отличное образование... ну преклонялись перед амерами не только по образованию но и в любой теме, это ещё подпитывалось нашими либералами предателями и правительством ельцина.

          Ну что вы, уважаемый, все, кто более менее в теме, никогда не делали подобных утверждений. Наоборот, отмечали узость западного образования, делающего специалиста заложником специальности, не имеющим возможности адаптации к изменившимся условиям профессиональной деятельности, кроме как повторного обучения. Советские специалисты, обладающие базовыми, фундаментальными знаниями в своей области, самостоятельно перенастраивались и схватывали новую специфику в своей профессии, практически не нуждаясь в курсах переобучения.
          А может быть у наших просто мышление более гибкое? Но и это, я думаю, результат того же советского образования.
    2. +8
      24 мая 2012 08:06
      А сравнивать и не надо. Все прекрасно понимают( а именно те кто учился в советское время) что советское образование лучше. Но взятки, легкие деньги для когото лучше.
      1. +12
        24 мая 2012 08:19
        А по моему мнению автор прав в одном-мы учим инженеров под конкретное производство и по сути заменили само понятие инженер на понятие хорошо обученный рабочий...Советская система позволяла любому выпускнику ВУЗа адоптироваться на любом предприятии в течение нескольких месяцев и стать там действительно инженером..Сейчас мы получаем людей с дипломами,не более того..
        1. +5
          24 мая 2012 08:25
          Узкоспециализированный специалист - это узко-мыслящий работник. Кому это нужно?Это нужно руководителям-недоучкам и больше никому.
          1. +10
            24 мая 2012 09:02
            Думающий человек, в принципе, потенциально опасен не только для своего непосредственного руководства, но и для пастухов, которые рулят 7-ми миллиардной массой "человеков универсальных" - идеальных жителей "общества потребления", которое нам так активно навязывают сильные мире сего.
            1. vpm
              vpm
              +2
              24 мая 2012 17:32
              Коммерциализация образования делает узкую специализацию очень выгодной для всей учебной отрасли - платишь, получаешь узкую специализацию на которую сейчас есть спрос, устраиваешься на работу - проблем не создаешь корпоративной машине ненужными экспериментами, так как а пределы заданной программы не суешься. Идеальный работник - потребитель образовательных услуг.
        2. +3
          24 мая 2012 12:42
          older,
          Согласен на все 100! Закончил Корабелку в 80-х. Обучали именно так как пишет автор!
          Главное, как нас учили, не заучивание формул, а понимание их физического смысла. Теперь с благодарностью вспоминаю свой Вуз, во всех сферах жизни помогает быстро адаптироваться и при желании стать профессионалом в выбранной сфере деятельности.
      2. +7
        24 мая 2012 11:18
        Цитата: tronin.maxim
        А сравнивать и не надо. Все прекрасно понимают( а именно те кто учился в советское время) что советское образование лучше. Но взятки, легкие деньги для когото лучше.


        Среднее образование получил в соетской школе, вышку-ВУ и впоследствии техвуз
        заочно тоже при горбостройке Отличником не был но и троек тоже не хватал.Как то наткнулся в инете на предложение сдать ЕГЭ
        и вопросы. Так вот выбрал гуманитарные историю и литературу и получил оценку хорошо 39 правильных из 42 по истории и 10 из 12 по литературе.
        Если интересно себя проверить ссылка My Webpage
    3. ЯРЫЙ
      +6
      24 мая 2012 09:10
      ПРОЦЕСС ОГЛУПЛЕНИЯ МАСС (как говорил Штирлиц) ПРОДОЛЖАЕТСЯ! wassat
      А то что флагман этого процесса приближен еще ближе к центру власти- о чем же это говорит ??? what angry
    4. +2
      24 мая 2012 16:38
      ну ладно можно и не 60-х а попозже
      а вообще главное что давало Советское образование, это умение обучаться, наш мог всегда перестроиться и натаскаться на новое
      другой вопрос, что понимать это начинаешь толькос годами, это смешно но знание геометрии мне пригдилось спустя лет 10 после школы, а вроде ну на хрена в обычной жизни теорема Пифагора или длинна окружности.
      1. 755962
        +2
        24 мая 2012 22:40
        Ученье-СВЕТ!А не ученье-чуть свет,на работу.........Анатолий Вассерман Золотой Человечек.Искренне верит ,что Союз возродиться ..У меня сын растёт .В этом году закончил 3-й класс.Недавно был на родительском собрании,там прямо говорят о сокращении часов по основным предметам ...Грустно.Ещё грустнее когда такой предмет как "Истоки" (история нашего государства) вообще хотят убрать из учебного процесса...Что за....
        1. KamikadZzzE
          +1
          25 мая 2012 00:24
          Можно и по другому УЧЕНЬЕ--СВЕТ,А НЕУЧЕНЫХ --ТЬМА
  2. +1
    24 мая 2012 08:03
    В ходе всех реформ не удалось создать ничего похожего по качеству на советскую систему образования. Не пора ли прекращать эти эксперементы над нашими детьми.
  3. Ash
    Ash
    +8
    24 мая 2012 08:07
    Просто Ливанов не знает что такое содержать семью на 12000 рублей в месяц.К чему это я?Ах да!К тому, что наша страна движется к кастовой системе общества.
    1. +10
      24 мая 2012 08:22
      Да знает он...Только по статистике и по опросам каким нибудь СРЕДНЯЯ зарплата инженера или преподавателя уже давно за 30-40000 перевалила...А по мнению чиновников,те кто получает меньше просто не хотят работать..Вот такая вот ситуёвина...Сравни среднюю зарплату в любом регионе с тем о чем докладывает губернатор этого региона...Горько...
      1. 0
        24 мая 2012 11:10
        Зарплату учителей хавают директора школ, оттуда и такие цифры
  4. Gocha Kurashvili
    +5
    24 мая 2012 08:26
    С образованием нужно срочно что то решать!!!! Срочно!!! Референдум!!! То, что сейчас творится в России с образованием это диверсия!
  5. Ванёк
    +11
    24 мая 2012 08:27
    Учёного учить - только портить.

    Верните советское образование.

    Верните учебники на которых вся школа училась. Сейчас каждый год новый учебник. А раньше помните? Учебники как по наследству переходили.
    - Мне Иванова который в "Б" классе.
    - А мне Петровой из "Г"

    Верните тетрадки в клетку и линейку (по Русскому были), а не эти которые с ответами. (племяшь учится, знаю).
    1. +8
      24 мая 2012 11:16
      Верните учебники на которых вся школа училась. Сейчас каждый год новый учебник
      , это значит всех министров кто откаты с новых учебников получает голодом заморить что-ли??? wink ,2000руб в год за учебники с человека Х 1000 человек в школе = 2 млн. в год с каждой школы, деньги не малые. Раньше было образование ради обучения, сейчас образование это обуза для бюджета и кормушка для остальных.
  6. ANTURAG
    +3
    24 мая 2012 08:29
    Статье плюс. Но кроме самой систимы образования, как объекта, есть еще субъекты этой системы - преподавательский состав- вот от него образование может зависеть даже больше чем от самой системы. Кадры решают все а их нет!
  7. +3
    24 мая 2012 08:34
    С этими реформами образования уже выросло не одно поколение болбесов. И им строить их будущее. Какое оно у них будет с таким образованием где берут взятки за каждый экзамен в институтах. Незнаешь предмет, ничего, плати за четверку или пятерку N-ую сумму и вот вам специалист по окончании учебы.
    1. +1
      24 мая 2012 11:17
      И им строить их будущее
      еще и нас кормить на пенсии
  8. +14
    24 мая 2012 08:53
    Статье безусловный плюс!

    Новый министр Дмитрий Викторович Ливанов успел отметить первый же день на новом посту обширным интервью, где также хватает спорных заявлений. Так, слова «троечнику нечего делать в техническом ВУЗе» скорее всего продиктованы классической формулой «талантливый — во всём талантлив», хотя на практике талант чаще всего сосредоточивается на одной тематике, почти не интересуясь прочими сферами деятельности.

    Немного добавила бы к этой фразе Вассермана, с которой безусловно согласна.
    В технических ВУЗах, как кузнице кадров для производства, в том числе, среди троечников часто скрываются гениальные производственники. Молодые люди, которые не очень любят зубрить лекции, чертить тушью на ватмане, красиво и витиевато расписывать курсовые...
    НО у них золотые руки и уникальный мозг, который с одного взгляда и минуты работы механизма может определить что, где и почему не так работает как надо.
    И лишать производство ТАКИХ!!! работников - преступление. А они на 99 % скрываются под маской троечников.
    1. IGR
      IGR
      +5
      24 мая 2012 10:37
      Уважаемой Юле +!
      Необходимо сравнить сколько стоит и длится обучение инженера ( в т.ч. медика) и гуманитария (экономиста, юриста).
      Смысл в основном в том, что к 5, 6-му курсу и медики и инженера в большинстве своем троечники - качественные, умные и пластичные приспособленцы (приличное слово - сам такой) из-за большого объема теории и практики.
      Со второй группой напротив - повышение своей квалификации возможно только после 5-10 лет конкретной работы на конкретном месте, т.е. наличия практики.
      ИМХО: сокращаем госфинансирование на затратные специальности. Пусть производство само за них платит. А страна оставляет за собой подготовку недорогих менеджеров- комиссаров. Экономия налицо. А с медициной полная (_!_)!
    2. +10
      24 мая 2012 10:50
      Добрый день Юлия. Ох как я с вами согласен. Только сейчас приходится бегать по таму же самому УГТУ-УПИ и уговаривать не отчислять талантливых ребят, к сожалению не всех есть возможность перевести на целевое обучение, нам к сожалению государство оплачивает только ограниченное колличество мест. Да и уровень образования сильно упал, человека забираеш с института, а потом приходится его доучивать, а если точнее развивать любознательность и объемное мышление, потому что сейчас все образование инженера сводится к 2-х мерным схемам и человеку сложно понять как это будет в комплексе работать и даже просто как это будет в "железе" выглядеть. Так что таланты сейчас приходится днем с огнем искать. Зато появилось огромное количество менеджеров, экономистов, юристов и т.д.
      1. Вадим555
        +1
        24 мая 2012 18:24
        Цитата: Паровоз
        Добрый день Юлия. Ох как я с вами согласен.


        Полность присоединяюсь!

        Юленька это Вам love
  9. mitya
    +1
    24 мая 2012 09:18
    Полностью согласен с автором, а вот то что новый министр образования собирается сократить бюджетные места несогласен. Потому что наличие не бюджетных мест наоборот только повысит уровень неграмотности молодёжи т.к., знание того что ты заплатишь и можешь не ходить на лекции как раз и ведёт к тому что учат в институтах не инженеров а менеджеров. ИМХО.
  10. Братец Сарыч
    +4
    24 мая 2012 09:30
    Судя по карьере нового министра, то на положительные изменения рассчитывать не приходится!
    Он был заместителем Фурсенки и очень настойчиво продвигал все эти тупые новации, причем, став ректором, именно он разрабатывал и концепцию изменения образования. пропихивал глубоко порочную в технических вузах систему бакалавр-магистр, не по делу наскакивал на Академию наук (они, конечно, давно мышей плохо ловят, но наскок был именно не по делу) - развал только продолжится, по моему мнению...
    1. +4
      24 мая 2012 09:53
      судя по тому,что прежние остались в роли советников-курс на дибилизацию продолжится
  11. +7
    24 мая 2012 10:11
    Ливанов - верный продолжатель дела Фурсенко.
    А вообще судя по тому, что совершенно анологичные процессы проходят в других бывших республиках СССР, по тому что для изучения истории в России выбираются антирусские учебники, можно сделать вывод, что на самом деле образованием в России руководит не Кремль, а добренькие дяди из госдепа.
    1. IGR
      IGR
      +5
      24 мая 2012 10:44
      Наши реформаторы — это люди, переведенные с английского на ломаный русский.

      Л.В. Шебаршинов
  12. +7
    24 мая 2012 11:01
    Все эти реформы по западному образцу кроме злобы ничего вызвать не могут. Опять у нас в стране внедряют то, что не работает! Парни, я в Штатах когда был, там мальчик 11ти лет только начинал учить таблицу умножения!
    Более того - наши студенты инъяза в Анкоридже подрабатывали тем, что были репетиторами по математике для американских студентов - математиков
    Далее - я лично в 1993 году переводил доклад одного американского профессора про Магаданский Пединститут (доклад писался для американцев, но наши получили его копию), так вот там он написал, что уровень магаданских студентов 2 го курса физмата равен уровню американцев, уже закончивших ВУЗ и работающих по профессии 2 - 3 года!
    ЗАЧЕМ эти "искперды" и министры уничтожают нашу советскую школу?
    Вассерман, кстати, замечательно провел грань между тупым запоминанием чужих плодов и собственной способностью мышления. Пытаться наших детей перевести на тупое запоминание - это, между прочим, преступление против Бога, Который дает человеку таланты и разум, а не хочет видеть его тупым роботом.
  13. 916-й
    +7
    24 мая 2012 11:02
    Кто-то из классиков марксизма-ленинизма высказался в том смысле, что чтобы сделать большой прыжок вперед, надо немного отойти назад для разгона. Наше образование не то чтобы делает шаги назад для разгона, оно целеустремленно и последовательно, по-крабьи, движется куда-то в бок, взяв на вооружение западные стандарты, адаптированные под местный чиновничий беспредел.

    К современной ситуации в системе образования как нельзя лучше подходит известная поговорка:
    Кто умеет - тот делает;
    Кто не умеет - тот учит тех, кто умеет, как надо делать;
    Кто не умеет учить - тот учит как надо учить тех, кто умеет делать

    Еще есть в школах и ВУЗах учителя и преподаватели, которые знают свои предметы, педагогику и методику преподавания. Но они практически вытеснены новой волной учителей и преподавателей, получивших некачественное образование в ВУЗах современного типа. Эти сеятели разумного, доброго, вечного слабо знают свои предметы, а тем более методику преподавания, т.к. сдавали зачеты и экзамены по тарифу, где каждая оценка стоит определенное количество дензнаков.

    Здесь весьма кстати пришлась западная система тестирования и контроля знаний - ЕГЭ в России, ЕНТ (Единый Национальный Тест) - в Казахстане, заменяющая живое общение преподаватель-ученик (в котором ученик, не дай бог!, уличит преподавателя в невежестве), на обезличенное и формализованное заполнение тестов. Сейчас все силы и время учеников и преподавателей уходят на тупую дрессировку и натаскивание в написании тестов (через день!). Время на обучение элементарно не остается! Зато довольны чиновники от образования, они, такие же неучи, в своей стихии – подстегивают школы к неуклонному повышению тестовых показателей и с чувством выполненного долга рапортуют об этом наверх по цепочке. Цепочка упирается в министров, которые надувают щеки и рапортуют премьер-министрам и президентам о невиданном прогрессе на ниве образования. Те, в свою очередь, высоко оценивают эффективность современной системы образования.

    Не остаются в стороне и насквозь коммерческие ВУЗы – они проявили инициативу и ввели дифференцированный вступительный тариф: чем меньше ЕГЭшный или ЕНТшный балл у абитуриента, тем больше для него стоимость обучения. Если абитуриент двоечник, но у него есть бабки, то нет проблем – плати и добро пожаловать в университеты и академии, образованные на базе бывших советских ПТУ и техникумов.

    Все довольны, все смеются внутри системы образования. Круг замкнулся, система воспроизводит саму себя, правда на все более низком качественном уровне. Спираль развития, направленная вниз. Зато сколько бабок можно выкачать из этой системы – немеряно! А это главное для функционеров от образования.

    Как разорвать порочный круг? На мой взгляд, один из возможных путей – это создание ведомственных школ, техникумов, ВУЗов при наукоемких производствах и научных центрах, независимых от министерства образования и испытывающих дефицит квалифицированных кадров. В сложившейся ситуации, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
  14. -3
    24 мая 2012 11:35
    А вот мне видится, что в оценках советской школы есть существенная доля того, что называют: воспоминания о романтической молодости.
    Много и нам сомнительного грузили, в первую очередь - обшествознание, целевая трактовка истории. Абсолютное большинство не могло освоить даже алгебры и тригогометрии, а не то что мат. анализа; механики, а не то что электричества и магнетизма; и т.д. А проверка знаний - написание контрольных, на которых 80% учеников списывали у 20% - !
    Большинство тогда не могло и думать о продолжении обучения в ВУЗе. Но и из тех, кто поступал - малая часть могла понять теорию, ориентироваться в практическом применении знаний. В огромном количестве НИИ работали толпы, выполняя рутинную работу "от звонка - до звонка" без намёка на работу по призванию. Призвание - вот это основное, что искалось в толпе, для чего обучалась вся масса. Это очень дорогой способ поиска талантов.
    Теперь ВУЗы служат и поиску талантов и удовлетворению "моды" (как написал автор: Отсюда и непомерное изобилие частных ВУЗов (в том числе и откровенно дипломостроительных)). Добавим к этому: "желающих повыгоднее продаться на зарубежный рынок труда" и получим массу потиворечивых требований к государственному образованию от разных групп и слоёв.
    Для одних, требуемый жизнью объём знаний, постоянно растёт, для других (для большинства) всё упрощается, систему образования следует реформировать, точно нельзя говорить об удовлетворённости тем, что было 30 лет назад, прежний средний уровень не устраивает никого.
    Тем сложнее искать новый путь, чем меньше ищущих образования по призванию. С ЕГЭ дали возможность подавать одновременно в несколько ВУЗов и все этим воспользовались легкомысленно и радостно - проблема!
    А лишить людей из глубинки даже шанса на поступление кто решится?!
    Реформа назреет, но будет, думаю, жёстче. Раньше надо определяться с призванием, раньше надо взрослеть!
    1. Братец Сарыч
      +1
      24 мая 2012 12:11
      Отсутствие денег лишает возможности учиться в престижном вузе - например в Москве только на квартиру многие тысячи уходят, не говоря уж о харчах! А если подрабатывать, то качество обучения падает, особенно, если вуз серьезный...
      Если сравнивать с Западом, то именно в СССР взрослели раньше - в 21-22 подавляющее большинство уже заканчивали институт и шло на производство, а на Западе в таком возрасте многие еще в институт не поступали!
      1. 0
        24 мая 2012 12:27
        ну и что вы опровергли своим комментом?
        где в моём комментарии оглядка на запад?
        Вы про старое, а я про выводы из старого опыта, про то что сейчас следует думать о будущем .
    2. +3
      24 мая 2012 18:29
      Коршун
      Где ж вы учились-то?
      Я окончил школу в Клайпеде и поступил в Вуз перед развалом страны. Из класса в 32 человека в Вузы поступило 28. Доучились 26. В соответствии со своим образованием работали все, кто уехал из Литвы и не подался в бандюки.
      Списать на школьных экзаменах, и тем более, на вступительных экзаменах в вузе было практически невозможно (хотя в школе пара асов нашлась и они смогли часть заданий частично выполнить при помощи шпаргалок - этим гордились). Сравнивая свои школьные знания и навыки (а главное - программу) с нынешними впадаю в ступор, так как мне неясно, почему примитивизация которая внедряется в систему нашего образования считается прогрессом. И нет у меня никаких романтических воспоминаний, просто поверьте.
      1. 0
        24 мая 2012 20:11
        Когда я учился, то были ещё ПТУ и техникумы, ребята уходили туда после 8кл., понимая, что больше им не нужно в школе сидеть, из двух классов оставался один. Из тех кто окончил 10 кл. - чуть больше половины поступили в ВУЗы (Физфак, МГИМО, МЭИ, МАИ, МИФИ и др.), а это был высокий результат (школа московская, не специализированная). Так вот требования тогда при поступлении в ВУЗ должны бы быть ниже, чем требуется сейчас, согласны?
        (ваш пример - не очень удачен, вам достался период падения престижа образования, много в то время было челноков, торговцев, брокеров с дипломами и в ВУЗах сумятица была).
        Если хотите предложить просто вернуться к прежнему, то приготовтесь к жёстким объяснениям с большинством, мол: их удел не гнаться за мнимым престижем в виде диплома настоящего ВУЗа, а ПТУ или курсы по стрижке собак.
  15. Одесситка
    +2
    24 мая 2012 12:53
    Возможно дело в том,что за модель образования взята смстема западного образца-учиться нужно школьнику,а не учителю.В советские времена,преподаватели стремились ''вдолбить'' в головы учащимся весь преподаваемый материал по предмету,а в настоящее время-учеба дело добровольное.Прочитали материал на уроке,и дальше их не волнует,что осталось в головах учеников.Отсюда и дегродация.Считать,писать умеешь-значит умный! fellow
  16. DavidLinch2012
    +4
    24 мая 2012 13:06
    Добрый день всем.
    Так уж сложилось, что одним из видов бизнеса, которым мы занимаемся, является платный "частный" детский сад. Необходимость в этом созрела, т.к. у моего племянника в детском саду уволились оба воспитателя и группа 4-5 летних детей с 08-00 до 18-00 находилась с одной! нянечкой. О каком образовательном процессе может идти речь в таких условиях?
    В советское время я при поступлении в школу умел читать, писать и считать.
    В нашем саду по-мимо занятий чтением, счетом, рисованием и различными детскими пособиями, типа "квадратов Никитина", также происходит обсуждение гимна России, флага России, понятия России (в том числе и старое доброе "С чего начинается Родина"). И 9 мая у нас всегда будет "Днем Победы"!
    По "квадратам Никитина". Детишки 5 лет показывают результаты, на 4-5 уровнях сложности, превосходящие мои!
    При везении в школе с учителями, заложенные навыки правильного поиска и овладения информацией дают отличные результаты.

    Но самое главное в статье уважаемого Анатолия - отсылка к К. Марксу и "трудовой теории стоимости". Вопрос "частной собственности на орудия труда и средства производства" и вытекающего из него "общества потребления" не потерял своей остроты со времен К. Маркса.
    1. 916-й
      +3
      24 мая 2012 14:06
      Хорошим делом (язык не поворачивается сказать бизнес) занимаетесь,
      DavidLinch2012. Бог Вам в помощь и поменьше подводных камней! Особо отмечу обращение к методике Никитина, сейчас мало кто вспоминает этого советского новатора.
  17. +4
    24 мая 2012 14:01
    Советское образование было универсальное. По себе знаю. Из любой ситуации можно выйти
  18. +1
    24 мая 2012 15:00
    Цитата: Pilot200809
    Советское образование было универсальное. По себе знаю

    - слабое доказательство!
    Может, 300 лет назад вы были бы божеством для Эйлера, но время бежит и ...
    А во-вторых - универсальность является компромиссным решением функций, качества, цены. (Кому-то нужен китайский мультитул?)
  19. +5
    24 мая 2012 15:17
    " Батенька, ваша тройка по математике в 1978 году - это золотая пятёрка в 2012 году!" - так сказал старый педагог федерального университета!
  20. escobar
    +2
    24 мая 2012 15:51
    У меня дочь сейчас сдает экзамены.Вспоминаю нашу былую подготовку к экзаменам- это серьезный труд. А сейчас учителя для галочки работают и на экзамене уводят проверяющих чаю попить,пока все не спишут с шпаргалки и...... знания соответствующие!!
  21. Asket49
    0
    24 мая 2012 17:20
    "Пока не возродим систему образования, сложившуюся у нас в середине XX века, ни о каких производствах, кроме отвёрточных, даже мечтать не придётся. А когда восстановим её и на её основе начнём действительно совершенствовать своё хозяйство — потребности хозяйства подскажут, в каком направлении дорабатывать обучение."
    К этому можно добавить только одно: дай Бог, чтобы слова толкового человека дошли до тех, кто принимает решения.
    1. +2
      24 мая 2012 20:47
      Цитата: Asket49
      дай Бог, чтобы слова толкового человека дошли до тех, кто принимает решения.

      Дойдёт, подожди, когда страна наполнится полуумками,когда остатки Советского поколения вымрут, вот тогда и опомнятся.
  22. +3
    24 мая 2012 22:38
    именно троешники становятся хорошими руководителями, отличники только исполнителями. Такова правда...высшее образование в России изжило себя- взятки, склоки преподователей, борьба за кусок с малом привели к тому , что выпускники вузов практически не имеют базы знаний. такова правда. я кадровик и повседневно сталкиваюсь с этим.
  23. -1
    24 мая 2012 23:24
    Цитата: DavidLinch2012
    Так уж сложилось, что одним из видов бизнеса, которым мы занимаемся, является платный "частный" детский сад

    Хорошее дело делаете, удачи вам!
  24. +1
    25 мая 2012 02:30
    Неплохо было бы вместо болотных митингов о смене всех и вся (то есть ни о чем) устроить выступления против разрушения нашей системы образования. А на этих выступлениях требовать отмены ЕГЭ и привлечения к суду всех ЕГЭшных вдохновителей. Судить их как вредителей. Правда статьи такой больше нет. А жаль
  25. Ash
    Ash
    0
    25 мая 2012 06:11
    Сегодня озвучили результаты вновь составленного международного рейтинга образования.Из 63 стран Россия в четвертом десятке.А в числе лидеров Китай, Бразилия и Польша.
  26. 0
    27 мая 2012 15:13
    советское образование было на порядок выше современного,щас смотрю чему моего ребенка учат в школе,волосы дыбом встают порой.
    А учебники по каким учат никакой цензуры даже не проходят,никакого контроля со стороны государства,как это было в советское время.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»