Рассказы об оружии. Морской бронекатер проекта 161 тип «МБК»



Все или ничего. Вот так можно сказать, полазив по этому кораблику. Я вам под конец расскажу про него одну историю, просто закачаетесь. Поняв, что за чудо придумали наши корабелы во время войны, остается только восторгаться и восхищаться!

Знакомьтесь: морской бронекатер типа «МБК» (все уже поняли, как тип расшифровать, правда?), он же бронекатер проекта 161, он же «шхерный танк».




Вот, наверное, последнее стоит перевести, да?

Шхе́ры — это чисто балтийский термин. Придуман еще викингами вроде бы, так называется архипелаг, состоящий из мелких скалистых островов, разделённых узкими проливами и покрывающих значительную часть прибрежной морской полосы, окаймляя берега фьордового типа.

Шхеры – это Балтика. Балтика – это шхеры. Именно отсюда пошел термин «шхериться», то есть заползти в какую-то дыру между скалами и не отсвечивать до поры до времени.

Кто придумал это плавучее чудо, мне найти не удалось. Мы придумали, русские, советские. Понятно, что в Ленинграде, поскольку все построенные катера сошли с Адмиралтейских верфей и отправились служить в рядах Балтийского флота.



За период 1943-1944 годов было изготовлено и введено в строй 20 кораблей.

Катера принимали участие в десанте в Мерекюла 14-17 февраля 1944 года, Выборгской наступательной операции 10-20 июня 1944 года, Моонзундской десантной операции 27 сентября — 24 ноября 1944 года и Земландской наступательной операции 13-25 апреля 1945 года.

Рассказы об оружии. Морской бронекатер проекта 161 тип «МБК»


Ну и «по мелочам» занимались различными полезными делами типа проводки своих подводных лодок и затруднение работы чужих. Катер был совершенно небыстр, но от налета бомбардировщиков противника вполне мог отпинаться своими силами. А тратить торпеду на такое – это в первую очередь навлечь на свою голову кучу выговоров за трату боеприпасов.

Давайте познакомимся с ТТХ.

Тип «МБК» — это морской бронированный артиллерийский катер со стальным корпусом. Предназначался для действий в прибрежной зоне мелководного (читай: Балтийского) моря.



Водоизмещение: 157,8 т.

Размеры (длина х ширина х осадка): 26,2 х 5,2 х 1,28 м.

Мощность силовой установки: 2400 л. с. (2 бензиновых двигателя Packard 4M-2500-W-12 мощностью 1200 л.с.

Скорость полного хода: 13 узлов.

Дальность плавания: 450 морских миль.



Вооружение: 2 х 76,2-мм танковые пушки в танковых башнях, 1 х 37-мм зенитная автоматическая пушка, 3 х 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК (или пулеметы Кольта того же калибра).



Экипаж: 38 человек.

Бронирование.
Цитадель: борт – 50 мм, палуба – 30 мм.
Оконечности: борт – 14 мм, палуба – 12 мм.

Пройдемся по кораблю.




"Сорокапятка" здесь в качестве универсалки: и по самолетам должна, и по всему остальному.



Два ДШК — ну тоже дело, вообще, зенитных стволов много не бывает.



"Главный калибр"



Рубка. Стоит зайти.



Место рулевого и командира корабля. Ну очень тесно, реально чувствуешь себя как в танке.



Хозяйство рулевого: компас и штурвал.



Чувствуется — "взрослый" корабль, хоть и маленький. реально компАс, а не кОмпас.



Машинный телеграф



Чудо техники: вместо трубок-"орала" — вполне себе этакое МФУ.





Приборная панель



А это за спиной у командира и рулевого, в самом темном углу, место штурмана.


Реально, хоть катер и прибрежной зоны действия, но морской. Потому штурман — весьма полезен. А уж в шхерах и тем более.


Идем на корму.





Шлюпка. Основное спасательное средство. Были в комплекте еще и жилеты, и пояса, но в условиях холодной Балтики это, скорее всего, единственное нормальное средство спасения. Вот только как туда 38 человек поместить...


Кран-балка шлюпки


Далее на корме только вооружение.








Вот на эту пушку иногда крепились направляющие реактивных снарядов калибром 82-мм.



37-мм автомат. Реальная ПВО.



Условный боезапас к автомату, благо, патроны он потреблять умел.



Глубинные бомбы. Много катер их не брал, но в условиях мелководья Балтики их особо много и не требовалось.




«Шхерные танки», «Блокадные броненосцы», «Катерные линкоры» — как только не называли эти кораблики. Между тем все прозвища были весьма дружелюбные. И неспроста.



В отличие от настоящих линкоров и крейсеров, этим малышам стоять на приколе не приходилось. Малая заметность позволяла подойти максимально близко и чуть ли не в упор вести огонь по противнику в прибрежной зоне.

Впоследствии часть катеров была довооружена установками для пуска РС-82. Направляющие обычно ставили на кормовое 45-мм орудие и использовали механизмы и прицелы пушки для наведения реактивных снарядов.

В целом, несмотря на откровенно небольшую скорость, «шхерные танки» получились удачными кораблями. А малую скорость компенсировала незаметность. Недаром из 20 катеров только 2 катера (БК-504 и БК-508) были уничтожены, остальные мало того, что встретили победу, последний из катеров этого типа был списан со службы в 1989 году!



Теперь об обещанной истории.

Дело происходило 20 июня 1944 года, при проведении Выборгской наступательной операции. Было принято решение о высадке десанта на острова Бьеркского архипелага, так как имевшиеся там силы финнов угрожали действиями на фланге и в тылу наших войск.

Это был день сюрпризов. Первый пришлось «словить» нашим морякам, поскольку на отражение десанта немцы бросили все, что имелось в наличии. В том числе 4 миноносца серии «Т».



Это были не эсминцы, а именно миноносцы, скорее, разожранные торпедные катера дальнего действия, водоизмещением 1700 тонн, с дальностью хода в 2400 миль, скоростью в 30-33 узла и довольно солидным вооружением из 4-х пушек 105 мм, зенитных установок 20 мм и 37-мм торпеды, мины и глубинные бомбы – в ассортименте.

В целом операция «Охота на дроздов» мыслилась немцам легкой прогулкой со стрельбой. Под дроздами, видимо, имелись наши десантные катера. Ага, щазз...

Сюрпризом для немцев стало присутствие в охранении четырех МБК. Когда силы фактически увидали друг друга, наши бронекатера и катера-дымзавесчики поставили дымы и десант начал срочно совершать маневр отхода. Логично, не так ли?

Кроме катера БК-503, под командованием В. Колесника, на котором была сбита антенна снарядом с миноносца Т-31. Приказа на отход Колесник поэтому не принял, и продолжал следовать прежним курсом в дыму. Пока фактически не налетел на Т-31.

Картина та еще. Вывалившись из дымовой завесы буквально в паре кабельтовых друг от друга, Т-31 и БК-503 вступили в бой. Если это можно было назвать боем.

И снова посыпались сюрпризы. Немцы с удивлением узнали, что углы склонения их пушек не дают возможности вести огонь по советскому бронекатеру. И четыре 105-мм пушки в данной ситуации ни о чем. Катер оказался в "мертвой зоне" немецких орудий.

Наши моряки, открыв огонь из всего, что было, узнали, что броня немецкого миноносца не по зубам 76-мм пушкам Ф-34.

Вроде бы пат… А вот нет!

Катер Владимира Колесника был как раз из тех, где устанавливали пусковые направляющие для реактивных снарядов. И по приказу командира комендор кормового 45-мм орудия старшина первой статьи Григорий Бышанов выпустил все шесть имевшихся РС-82 в направлении Т-31.

Да, наши РС – это не то оружие, где про точность. Но здесь дистанция была настолько мала, что три из шести снарядов попали в кормовую часть, вызвав там пожар и что-то повредив. Т-31 заметно сбавил ход.

Дальше на сцене, реально удивив немцев, появились остальные три МБК, присоединившись к празднику жизни под названием «русские своих не бросают», открыв огонь по Т-31 и болтающемуся неподалеку Т-30.

Сделано это было не просто так, целью было отвлечь внимание немцев. И пока продолжался этот карнавал, два вызванных по радио торпедных катера из отряда капитана третьего ранга Осипова, а именно торпедные катера лейтенанта Бушуева и старшего лейтенанта Тароненко вогнали в Т-31 две торпеды.

Две торпеды – это серьезный аргумент даже для эсминца. Что говорить о миноносце водоизмещением 1700 тонн? Т-31 водоизместился и затонул.

Остальные три немецких корабля предпочли уйти, и операция была успешно проведена.

Кстати, Т-31 стал первым крупным кораблем, потопленным советским флотом в той войне в открытом бою. Из двух.

А на следующий день "пляску смерти" устроил экипаж БК-505 старшего лейтенанта В. Налетова. Прикрывая высадку десанта, экипаж БК-505 вступил в бой с четырьмя немецкими десантными баржами.

Немецкая БДБ – это не просто баржа для перевозки десанта, все БДБ типа MFP имели весьма сильное вооружение. Это 1-2 пушки (в зависимости от модификации) калибром 75, 88 или 105 мм, и 1-4 зенитки калибром 20 или 37-мм.



Так что МБК Налетова пришлось изрядно поработать, пока не прилетела наша авиация и не прогнала немцев. Но факт, что один катер, пусть и бронированный, смог противостоять четырем немецким баржам, каждая из которых как минимум, не уступала ему по вооружению.

В целом на счету «броняшек», может, и не так много операций, как хотелось бы, но на фоне общего бездействия флота в целом катера принесли, с моей точки зрения, огромную пользу.

Воистину, мал золотник, да дорог.

Источники:
Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928-1945.
Трубицын С. Б. Миноносцы и эскортные корабли Германии (1926-1945).
Черников И. А. Младшие братья крейсера «Киров».
Автор:
Роман Скоморохов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

38 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Monster_Fat Офлайн
    Monster_Fat 12 сентября 2018 15:38
    +9
    Вообще-то, еще во время Первой мировой войны Эссен высказался в том смысле, что благодаря своим природным качествам русские сражаются на малых кораблях намного успешнее, чем на больших и самую главную роль в этом играет то, что русское начальство,".... панически боясь потерь среди больших кораблей, старается вообще, их уберечь от любых боевых столкновений, зато свой москитный флот абсолютно не жалеет бросает его в огонь без всякой жалости и эксплуатирует без продыха, в то время, как главные силы флота отстаиваются в своих гаванях, без всякого действия......".
  2. Alexey RA Офлайн
    Alexey RA 12 сентября 2018 16:20
    +8
    Кто придумал это плавучее чудо, мне найти не удалось.

    Встречал упоминание, что разработку пр. 161, оптимизированного под условия блокадного Ленинграда, вели на "Судомехе" (там же, где проектировали БМО).
    Оптимизация на всех кораблях "блокадных" проектов (тендеры, БМО, ТЩ пр. 253Л и МБК) заключалась в максимальном упрощении обводов, максимальном использовании плоских поверхностей и минимальном применении гибки. Короче - максимальная аппроксимация кривых ломаными линиями. Потому как в условиях блокадного города проще было нарезать пластин и сварить многоугольник, чем выгнуть нечто шарообразное.
  3. hohol95 Онлайн
    hohol95 12 сентября 2018 16:53
    +10
    Какая же была толщина бортовых листов миноносца если их не пробили снаряди пушки Ф-34?
    1. Ponchik78 Офлайн
      Ponchik78 12 сентября 2018 17:23
      +6
      Вообще непонятный момент. На Т-ках броня отсутствовала.
    2. Alexey RA Офлайн
      Alexey RA 12 сентября 2018 18:26
      +6
      Цитата: hohol95
      Какая же была толщина бортовых листов миноносца если их не пробили снаряди пушки Ф-34?

      Вы ещё спросите - какова вероятность попадания из орудия МБК в морском бою. Танковая башня, ПУАО нет, стабилизации нет, качающаяся платформа - и нужно с одного движущегося корабля попасть по другому.
      1. hohol95 Онлайн
        hohol95 12 сентября 2018 19:50
        +5
        Свой вопрос я адресовал автору статьи впечатлившись его фразой -
        Наши моряки, открыв огонь из всего, что было, узнали, что броня немецкого миноносца не по зубам 76-мм пушкам Ф-34.

        Сами же немцы отрицали попадания снарядов в миноносец!
      2. Saxahorse Офлайн
        Saxahorse 12 сентября 2018 22:08
        +4
        Цитата: Alexey RA
        Вы ещё спросите - какова вероятность попадания из орудия МБК в морском бою.

        Это на два то кабельтова да не попасть? Даже из древних дульнозарядных еще во времена парусников попадали, да так что щепки летели :)
        1. Alex_59 Офлайн
          Alex_59 13 сентября 2018 08:03
          +1
          Цитата: Saxahorse
          Это на два то кабельтова да не попасть? Даже из древних дульнозарядных еще во времена парусников попадали, да так что щепки летели :)

          Вот вас то там не было, вы бы уххх!
          Во времена парусников попадали так что щепки летели при несколько иных исходных условиях. Становились борт к борту в 150-200 метрах на шпринг (т.е. неподвижно) и садили всем бортом. И так часа три-четыре.
          А тут скорее всего на волнении да на взаимных скоростях (миноносец-то вваливал не хило при желании) К тому же немецкий миноносец имел весьма приземистый силует, у него только надстройка существенные размеры имеет, а в корму высота борта мала. Плюс скорее всего если наши 76-мм снаряды и попадали в немца, то вряд ли ему какой-то серьезный урон наносили. Слабоват 76-мм калибр против такого жирного корабля как "Эльбринг". Чтоб его таким способом замучать надо наверное с сотню попаданий добиться.
  4. senima56 Офлайн
    senima56 12 сентября 2018 17:36
    +2
    Спасибо автору! Хорошая статья!
  5. CTABEP Офлайн
    CTABEP 12 сентября 2018 18:05
    +5
    Пару "сорокопяток" автор в списке вооружения забыл указать.
    Интересный катер, правда мне тоже не понятна история с тем, что не пробивал миноносец. 76-мм фугас в надстройках должен был по-идее делов наворотить, там брони не было. Да и в 15-мм борт попадание офс бесследно не должно пройти (хотя мб т.к. дыры не видно было - экипаж посчитал, что броня и не пробивает?)
  6. Alexey RA Офлайн
    Alexey RA 12 сентября 2018 18:21
    +5
    Это был день сюрпризов. Первый пришлось «словить» нашим морякам, поскольку на отражение десанта немцы бросили все, что имелось в наличии. В том числе 4 миноносца серии «Т».

    В бою приняли участие 2 ММ - Т-30 и Т-31.
    Кроме катера БК-503, под командованием В. Колесника, на котором была сбита антенна снарядом с миноносца Т-31. Приказа на отход Колесник поэтому не принял, и продолжал следовать прежним курсом в дыму. Пока фактически не налетел на Т-31.
    Картина та еще. Вывалившись из дымовой завесы буквально в паре кабельтовых друг от друга, Т-31 и БК-503 вступили в бой. Если это можно было назвать боем.

    По официальной версии боя немецкие ММ приняли советские СКА за ТКА - и немедленно отвернули, ведя огонь на отходе. Наши катера также начали отход - ввиду подавляющего превосходства противника. С учётом скорости МБК в 13 узлов, догнать уходящие ММ они вряд ли смогли бы.
    Сделано это было не просто так, целью было отвлечь внимание немцев. И пока продолжался этот карнавал, два вызванных по радио торпедных катера из отряда капитана третьего ранга Осипова, а именно торпедные катера лейтенанта Бушуева и старшего лейтенанта Тароненко вогнали в Т-31 две торпеды.

    Опять же по официальной версии ТКА атаковали после отхода СКА и МБК. Более того, атаковали они трижды.
    К сожалению, командир дивизиона ТКА, отказавшись от принципа массирования сил, решил атаковать ММ всего одним из трёх своих отрядов. Атака была отбита артогнём ММ, попаданий достигнуто не было. Затем атаковал второй отряд - с тем же результатом. Немецкие ММ активно отбивались, что заставляет усомниться в степени их повреждений огнём МБК..
    Немцы отошли, но через некоторое время вновь попытались прорваться к о. Нерва. И лишь тогда, в третьей атаке, катерники вышли на цели всем составом (у кого оставались торпеды), причём с двух сторон. Эта атака завершилась успехом - двум катерам удалось "взять в клещи" ММ Т-31 и потопить его.
    1. Alexey RA Офлайн
      Alexey RA 12 сентября 2018 19:35
      +2
      Цитата: Alexey RA
      Атака была отбита артогнём ММ, попаданий достигнуто не было. Затем атаковал второй отряд - с тем же результатом.

      Уточню - торпедных попаданий с нашей стороны достигнуто в первых двух атаках не было. Немцы в ТКА таки попадали.
  7. bubalik Офлайн
    bubalik 12 сентября 2018 19:25
    +3
    из отряда капитана третьего ранга Осипова


    1. Alexey RA Офлайн
      Alexey RA 12 сентября 2018 19:40
      +1
      М-да... ну, с одним ММ типа "Т-31" всё ясно - сам Т-31 катерники Осипова действительно отправили на дно ночью 20 июня 1944 года.
      Но какие же ещё 3 ММ типа "Т-31" были потоплены под личным руководством тов. Осипова?
  8. hohol95 Онлайн
    hohol95 12 сентября 2018 20:31
    +6
    Первоначально в состав вооружения этих "шхерных мониторов" должны были входить МИНОМЁТЫ! Но от них отказались ради усиления ПВО катеров!

    Младшие братья крейсера «Киров» или история морского бронетанкера
    1987. Номер журнала «Катера и Яхты»
    Вот несколько фактов из блокадной хроники коллектива адмиралтейцев, которому была поручена постройка шхерных мониторов.
    Зимней ночью 1942 г. конструктор В. К. Дурнев упал на улице — на пути с работы — и подняться не смог. Только утром, собираясь хоронит умерших, обнаружили, что в нем еще теплится дыхание. Его доставили в стационар, с огромным трудом вернули жизнь. Однако едва Дурнев начал ходить, он из стационара исчез. Нашли его за чертежным столом. Вернуться конструктор отказался, заявив: «Я здесь нужен — у нас новый заказ...»
    Кузнецу К. Д. Абанину в начале воины шел 64-й год, он уже был пенсионером. Однако старый и больной человек эвакуироваться не согласился, а пришел в родной цех, чтобы заменить ушедших на фронт.
    Немолод был и К. Ф. Терлецкий — участник первой мировой войны, главный строитель верфи. Константин Филиппович всегда оказывался там, где не ладилось, где требовался совет опытного человека. И как бы ни было тяжело, считал долгом побывать на разбросанных чуть ли не по всему городу площадках, где бригады адмиралтейцев ремонтировали и вооружали корабли. Городской транспорт не работал — выручал Терлецкого велосипед; на нем же он ездил в поисках материалов и запчастей, доставлял чертежи, а то и мелкие детали. Он стал одним из организаторов работ по освоению новых заказов.
    Судосборщика А. Рыжкова привезли в цех на детских саночках. Двигаться он не мог и, сидя на стуле, руководил новичками-подростками. занявшими место отцов. Во всем огромном корпусном цехе едва ли насчитывалось тогда 200 человек, да при том добрые три четверти их составляли впервые пришедшие на завод женщины.
    «Все, кто держался на ногах, работали без выходных, по 11 часов в две смены, — вспоминает ветеран-адмиралтеец М. Г. Волков,— и больно смотреть было на молоденьких девушек и ребят, которые в обеденный перерыв мгновенно засыпали от усталости тут же, где работали».
    Имеющихся сил для выполнения нового заказа Военного совета явно не хватало, а рассчитывать на приток новых рабочих уже не приходилось.
    Единственным выходом из создавшегося положения было привлечение к постройке «МБК» самих моряков. В числе первых оказались краснофлотцы с «Кирова». Это и дало основание называть построенные с их помощью маленькие, но такие нужные флоту корабли «младшими братьями» легендарного крейсера.

    Катера строились в очень тяжёлых условиях и были далеки от идеалов! Но экипажи этих катеров доказали, что и на таких корабликах краснофлотцы способны творить настоящие боевые чудеса!
  9. bubalik Офлайн
    bubalik 12 сентября 2018 20:35
    +2
    А на следующий день "пляску смерти" устроил экипаж БК-505 старшего лейтенанта В. Налетова. Прикрывая высадку десанта, экипаж БК-505 вступил в бой с четырьмя немецкими десантными баржами



    ,,может кому то будет интересно hi
    1. Alexey RA Офлайн
      Alexey RA 13 сентября 2018 11:06
      +2
      ЕМНИП, Налётов начинал службу на торпедных катерах.
      Ещё в советские времена читал воспоминания катерника-балтийца, прослужившего на ТКА с довоенных времён до Победы - так там упоминался командир ТКА Налётов, который впоследствии стал командиром бронекатера и прикрывал у Бьёрке наш десант от финских ТКА. Причём как командир ТКА Налётов описывался не с лучшей стороны.
      Вообще, мемуары те были знатные - там и катера волнового управления (на которых автор начинал службу), и атаки на немецкие корабли в Рижском заливе (в первой из них торпеды не сошли - проверка пороховых выталкивателей экипажем не проводилась, и их капсюли окислились до зелени и срабатывать отказались), и самый страшный враг катерника в 1941 - самолёт "Арадо", и неудачные бои с немецкими "люрсенами", и противокатерные мины со стеклянными поплавками, и "бензиновый голод" в 1944, когда тылы флота отстали и пришлось брать в долг бензин у армейцев, упирая на то, что без ТКА им десантную операцию не провести.
  10. Cannonball Офлайн
    Cannonball 12 сентября 2018 20:58
    +5
    Несколько замечаний к статье:

    1. Катера проекта 161 в годы Великой Отечественной войны относились к классу бронекатеров. В 1946-м переклассифицированы в малые канонерские лодки, в 1949-м - в морские бронекатера.

    2. Стандартное вооружение - 2х76,2-мм Ф-34 в танковых башнях от Т-34, 1х37-мм 70К; 2(3)х12,7-мм ДШК или Colt.
    На части катеров устанавливались 2х82-мм миномета или 2х45-мм пушки 21К, либо их комбинацию.

    3. На предложенном фотоснимке пулемёты ДШК представлены как зенитные, однако малая высота пулемётных тумб и отсутствие зенитных прицелов на пулемётах вызывает большое сомнение в их эффективности (в данном исполнении) в качестве средств ПВО. Скорее всего данные пулемёты предназначены для стрельбы не по воздушным (ну разве что по целям на бреющем полёте), а по морским и береговым.

    4. Также вызывает большие сомнения повествование об установке пусковых установок 82-мм реактивных снарядов на 45-мм орудии 21К. Мне подобные технические извращения ранее не встречались. Куда реальнее выглядит пусковая установка 82-мм реактивных снарядов М-8-М вместо 45-мм орудии 21К, аналогично "миномётным" бронекатерам проектов 1124 и 1125.

    5. 45-мм орудия 21К хоть и считались универсальными, но в качестве зенитных были малоэффективными, поэтому их по возможности меняли на более эффективные зенитные автоматы и пулемёты калибра 37-12,7 мм.

    6. Начиная с одиннадцатого корабля серии стали устанавливать дизели General Motors мощностью по 500 л.с.
    что позволило, увеличив на 30% дальность плавания, в три раза снизить рас­ход взрывобезопасного и дешевого топлива.
    1. bubalik Офлайн
      bubalik 12 сентября 2018 21:13
      0
      Cannonball Сегодня, 21:58
      Доброго времени суток hi
      ,,,но как бы то ни было, а самолеты сбивали,,

      1. Cannonball Офлайн
        Cannonball 13 сентября 2018 00:21
        +2
        Известны случаи сбивания самолётов из ПТР и танковых пушек, однако ни танки, ни противотанковые ружья зенитными орудиями не являются.

        Серьёзными недостатками 45-мм пушек 21К (в том числе модификации 21КМ) являлись небольшая, по сравнению с зенитными автоматами, скорострельность (до 25 выстрелов в минуту) и отсутствие на 45-мм снарядах дистанционного взрывателя. Так что цель могла быть поражена только прямым попаданием, что при резко возросших скоростях самолётов в 1930 — 40-е годы стало делом трудно достижимым. Следствием этих недостатков стала низкая зенитная эффективность орудий. Фактически эти пушки не могли обеспечивать эффективную ПВО корабля.
        По этой причине уже в ходе Великой Отечественной войны по мере поступления в войска и на флот 37-мм автоматов 70К отечественного производства, а также орудий «Эрликон» (20-мм) и «Бофорс» (40-мм), получаемых по ленд-лизу, началась повсеместная замена на кораблях 45-мм орудий 21К на них.

        Кстати, на выложенных Вами материалах нет ни слова о 45-мм пушках 21К.
        Бомбардировщик вполне могли подбить из 37-мм автомата 70К или 12,7-мм пулемётов, а бой с кораблями противника мог вестись только 76,2-мм танковыми пушками Ф-34.
        1. Nikolaevich I Офлайн
          Nikolaevich I 14 сентября 2018 01:12
          +1
          Цитата: Cannonball
          Серьёзными недостатками 45-мм пушек 21К (в том числе модификации 21КМ) являлись небольшая, по сравнению с зенитными автоматами, скорострельность (до 25 выстрелов в минуту) и отсутствие на 45-мм снарядах дистанционного взрывателя.

          Хотелось бы заметить по этому поводу следующее:осколочные снаряды были снабжены взрывателями с режимом самоликвидации (8-11 сек. ). Остаётся прикинуть : нельзя ли использовать это для воздушного подрыва снаряда на определённой высоте ?!
          1. Cannonball Офлайн
            Cannonball 14 сентября 2018 20:10
            0
            Максимальная досягаемость по высоте у 21К - 6000 м, у 21КМ - 7000 м. Начальная скорость снаряда 760 м/с. Теоретически на максимально достижимой высоте это могло бы сработать, однако как правило самолеты летали не выше 5000 м, так что режим самоликвидации снаряда тут вряд ли бы помог.
    2. Nikolaevich I Офлайн
      Nikolaevich I 13 сентября 2018 03:25
      +1
      Цитата: Cannonball
      4. Также вызывает большие сомнения повествование об установке пусковых установок 82-мм реактивных снарядов на 45-мм орудии 21К.

      Сомнения весьма обоснованы !
      Цитата: Cannonball
      Мне подобные технические извращения ранее не встречались.

      Мне тоже...потому и поддерживаю вас...
      Цитата: Cannonball
      5. 45-мм орудия 21К хоть и считались универсальными, но в качестве зенитных были малоэффективными...

      И всё же из них пытались сбивать вражеские самолёты. Как-то я читал мемуары одного военкора...в них присутствует случай сбития самолёта из "сорокопятки",установленной на ...подлодке .
      1. Cannonball Офлайн
        Cannonball 13 сентября 2018 20:07
        +1
        Безусловно на счету 21К могли быть сбитые самолёты, более того, в 30-е годы, начале 40-х 45-мм пушка 21К была самым многочисленным корабельным зенитным орудием. Но то было вынужденной платой из-за отсутствия достаточного количества более эффективных зенитных автоматов калибра 20-37 мм.
        1. Alexey RA Офлайн
          Alexey RA 14 сентября 2018 11:10
          +1
          Цитата: Cannonball
          Безусловно на счету 21К могли быть сбитые самолёты, более того, в 30-е годы, начале 40-х 45-мм пушка 21К была самым многочисленным корабельным зенитным орудием. Но то было вынужденной платой из-за отсутствия достаточного количества более эффективных зенитных автоматов калибра 20-37 мм.

          Дык... а у кого из "грандов" они были - эффективные автоматы? У англичан был пом-пом с его малыми начальной скоростью снаряда и эффективной дальностью (ибо нечего экономить и делать МЗА под боеприпас начала века) - и пришлось им уже в войну менять его на "бофорс". Американцы 10 лет допиливали "чикагское пианино" - и начали его выпуск в аккурат к моменту принятия решения о его неэффективности и переходе на тот же "бофорс" (причём выпуск "чп" шёл такими черепашьими темпами, что в 1941 в гнёзда 28-мм МЗА ставили 76-мм пушки). Немцы... а у немцев до 1943 года корабельного 37-мм МЗА не было вообще. smile
          1. Cannonball Офлайн
            Cannonball 14 сентября 2018 20:27
            0
            Германская 3,7-cm SK C/30 массово производилась с 1934-го года, 2-cm автомат Rheinmetall MG C/30 - в 1937-м, 2-cm автомат Rheinmetall MG C/38 - с 1939-го.
            1. Alexey RA Офлайн
              Alexey RA Вчера, 13:06
              0
              Цитата: Cannonball
              Германская 3,7-cm SK C/30 массово производилась с 1934-го года

              Несмотря на то, что ув. Кофман назвал 3,7-cm SK C/30 автоматом, данное орудие является полуавтоматом с ручным заряжанием по одному снаряду.

              То есть - это немецкая 21-К. smile
              1. Cannonball Офлайн
                Cannonball Вчера, 21:03
                0
                Даже при одинарном заряжании скорострельность "немки" - 30-40 выстрелов в минуту при 25 выстрелах максимум у "сорокопятки". Дополнительным плюсом "немки" является возможность создания спаренных установок.
    3. Alexey RA Офлайн
      Alexey RA 13 сентября 2018 11:12
      +1
      Цитата: Cannonball
      4. Также вызывает большие сомнения повествование об установке пусковых установок 82-мм реактивных снарядов на 45-мм орудии 21К. Мне подобные технические извращения ранее не встречались.

      В журнале "Гангут" было несколько статей по корабельным установкам РС и, ЕМНИП, в одном из вариантов ПУ использовались штатные тумбы от 45-мм орудий 21-К, на которые крепились сборки направляющих.
      1. Cannonball Офлайн
        Cannonball 13 сентября 2018 20:21
        +1
        Даже если и были такие варианты, то самого орудия там уже не было. А значит они стояли "вместо", а не "на".
  11. Даос Офлайн
    Даос 12 сентября 2018 22:20
    +4
    На корме у него не "глубинки" а МБДШ в гнёздах. Для глубинок всё таки бомбосбрасыватели нужны...
  12. Saxahorse Офлайн
    Saxahorse 12 сентября 2018 22:20
    +4
    Это были не эсминцы, а именно миноносцы, скорее, разожранные торпедные катера дальнего действия, водоизмещением 1700 тонн, с дальностью хода в 2400 миль, скоростью в 30-33 узла и довольно солидным вооружением из 4-х пушек 105 мм,

    Водоизмещение 1700 тонн это вполне полноценные эсминцы того времени. У советских проекта 7 или 7у точно такое же. Правда вооружение получше, 130 мм пушки.

    Вывалившись из дымовой завесы буквально в паре кабельтовых друг от друга, Т-31 и БК-503 вступили в бой.


    Немцы с удивлением узнали, что углы склонения их пушек не дают возможности вести огонь по советскому бронекатеру. И четыре 105-мм пушки в данной ситуации ни о чем. Катер оказался в "мертвой зоне" немецких орудий.


    Наши моряки, открыв огонь из всего, что было, узнали, что броня немецкого миноносца не по зубам 76-мм пушкам Ф-34.


    Пара кабельтовых это 300-400 метров. Какая такая мертвая зона на 400м ? Какая такая "броня" на миноносце? laughing

    Это просто классическая морская байка, в стиле "Дачная поездка сержанта Цибули"
  13. Curious Онлайн
    Curious 12 сентября 2018 23:38
    +2
    "Кто придумал это плавучее чудо, мне найти не удалось. "
    Эскизный проект морского бронекатера для Балтийского флота пр. 161 выполнялся под руководством Ю. Ю. Бенуа. На основе эскизного проек­та разработкой рабочей документации для серийной постройки "шхер­ных мониторов" занималось Конструкторское бюро Адмиралтейского завода (№194).
  14. Cannonball Офлайн
    Cannonball 13 сентября 2018 01:00
    +2
    Если уж быть более дотошным, то следует учесть, что в том бою с двумя миноносцами Кригсмарине со стороны Балтфлота участвовало 28 вымпелов:
    Высадку на Нерву морских пехотинцев с семи тральщиков прикрывал 1-й гвардейский дивизион торпедных катеров Балтфлота под командованием капитана 2-го ранга С. А. Осипова в качестве ближнего прикрытия. В дивизионе было 14 катеров, в том числе 4 катера типа Д-3, 8 типа Г-5 и 2 типа Ш-4. Дальнее прикрытие десанта осуществлял «Истребительный отряд охраны водного района» под командованием капитана 1-го ранга Е. А. Гуськова. Отряд состоял из 10 катеров-малых охотников типа МО-4 и 4 морских бронекатеров типа МБК («шхерные мониторы» или малые канонерские лодки).


    Так же следует отметить, что артиллерийский бой миноносцев и сторожевых катеров закончился в пользу немецкой стороны. Артиллерийским огнём противника были повреждены МО-106, флагманский катер дивизиона охотников, и два бронекатера - БК-503 и БК-505.

    И только последующие торпедные атаки дали положительный результат. Но и тут нашим тоже досталось.
    В первой атаке на миноносцы участвовали катера ТК-53, ТК-63 (типа Г-5) и ТК-153 (типа Ш-4). Выпущенные ими 6 торпед прошли мимо цели, все катера получили повреждения от ответного огня с миноносцев. Наиболее пострадал ТК-63, в который попало 3 снаряда (вероятно, малого калибра). Вторая атака также окончилась неудачно. Выпущенные торпеды не попали в цель, катера ТК-101 и ТК-103 (оба типа Г-5) были повреждены вражеским огнём.

    Около полуночи 20 июня Т-30 и Т-31 вновь приблизились к Нерве. На этот раз Осипов приказал атаковать противника одновременно всем своим катерам, у которых не было серьёзных повреждений и оставались торпеды. Катера под прикрытием дымовых завес шли в атаку двумя группами, зажимая миноносцы «в клещи». На этот раз артиллерийский огонь миноносцев, вынужденно распределённый на многие цели, оказался неэффективным. Два торпедных катера (оба типа Д-3): ТК-37 (командир ст. лейтенант В. Тараненко) и ТК-60 (командир лейтенант В. А. Бушуев) сумели прорваться с двух бортов на близкую дистанцию к миноносцу Т-31 и выпустить торпеды. Две из них в 0.03 поразили миноносец (по др. данным, попала только торпеда с ТК-37). Корабль получил тяжелые повреждения и в 0.30 затонул в точке с координатами 60°16’N, 28°17’O. Второй немецкий миноносец Т-30 поспешил покинуть место боя, не оказав помощи гибнущему Т-31.
  15. Brylevsky Офлайн
    Brylevsky 13 сентября 2018 04:17
    +3
    Цитата: Даос
    На корме у него не "глубинки" а МБДШ в гнёздах. Для глубинок всё таки бомбосбрасыватели нужны...

    Специально искал в комментах, обратит ли кто-нибудь внимание на отсутствие бомбосбрасывателей для "глубинных бомб", или нет. Конечно же, это никакие не бомбы, а дымовые шашки...От себя добавлю, что поиском подводных лодок занимались другие катера - "морские охотники". Вот они-то имели в качестве главного оружия глубинные бомбы и, самое главное, шумопеленгаторную станцию. Автору простительна эта неточность, потому что он не моряк. Ставлю вам плюс за наблюдательность.
  16. ВохаАхов Офлайн
    ВохаАхов 13 сентября 2018 08:38
    +1
    Немного про бой с немецкими миноносцами. Страна (читатель) должна знать своих героев. В атаке на миноносец Т-31 принимали участие торпедные катера ТКА №37 и №63. На миноносце по разным данным погибло от 82 до 105 моряков. Ещё 6 взято в плен.
  17. ser56 Офлайн
    ser56 14 сентября 2018 15:28
    +1
    "что броня немецкого миноносца не по зубам 76-мм пушкам Ф-34."
    МН был бронирован? Что курил автор bully
  18. kloss Офлайн
    kloss Вчера, 07:35
    0
    НЕ нашел упоминание о 45-мм пушке, которая имеется в музее на катере