Есть ли жизнь без доллара?

33
Долго считалось аксиомой, что жить без доллара – это жить в полной изоляции, как Северная Корея или как СССР — за железным занавесом. Однако реальность всё чаще свидетельствует: это не совсем так, даже совсем не так.





Десятилетиями после Бреттон-Вуддса любая страна, готовая причислить себя к «цивилизованным», в надежде на финансовую и экономическую стабильность делала ставку на доллар. Статус американской валюты как фактически единственной резервной поддерживал глобальную финансовую систему со Второй мировой войны. На доллар оглядывался даже соцлагерь, в том числе и Советский Союз, который с удовольствием принимал «зелёные», например, от стран третьего мира.

Шарль де Голль попробовал пригнать к американским берегам корабль с долларами в обмен на натуральное золото, и это стоило ему президентского кресла. Потом как-то взбрыкнула Британия с её непотопляемым фунтом, но его тут же обрушили Джордж Сорос и Ко. Иран за один только намёк на отказ от долларовых расчётов по нефти тут же загнали под санкции.


Быть может, в основе долларизации России — симпатии её первого президента России к Джорджу Соросу?

В последнее время было несколько попыток уйти из-под жёсткого долларового пресса, но все они провалились. Но только по той причине, что протестующие, как правило, действовали в одиночку. Однако после того как Китай и Россия, сумев привлечь в качестве пока наблюдателей остальных членов БРИКС, взялись за разработку системы, конкурирующей со SWIFT (сообщество или ассоциация международных межбанковских электронных переводов), перспективу массового отказа от доллара уже вряд ли стоит считать такой уж фантастической.

Похоже, Федеральную резервную систему США подводит вера в собственную непотопляемость. Как ни странно, до сих пор эта вера подкрепляется отнюдь не экономической и даже не военной мощью США, а… не удивляйтесь, непомерными масштабами американского долга. Ведь по-прежнему считается, и не без оснований, что выступать против доллара – это себе дороже.

Всё дело в том, что за многие годы, а не только за последние семь десятилетий всесилия доллара, американская финансовая система фактически опутала весь мир колоссальной долговой сетью. При том, что чуть ли не все что-нибудь должны США, но и США должны по миру чуть ли не всем. Больше всего должны, конечно, собственному населению, но сейчас это уже не так важно.

От своих можно как-то откупаться, хоть годами, хоть столетиями. И даже не так важно, что штатовцы при случае могут спросить с любого за прошлые долларовые вливания. Важнее, что ещё и не оставят никаких шансов не то, чтобы вернуть хоть что-нибудь из старых долгов. Да что там вернуть, проценты не заплатят.

А ведь благополучие очень и очень многих финансовых институтов по всему миру построено как раз на американских процентах. Кризис 2008-2009 годов, когда рухнула всего пара камешков из монументальной долларовой долговой стены – пресловутые фонды Fannie Mae и Freddie Mac, продемонстрировал это достаточно ярко. Но в нынешней ситуации, пойдя на обострение политического противостояния сразу с несколькими потенциальными партнёрами, а заодно и на торговые войны с теми, с кем воевать вообще вряд ли стоило, США, можно сказать, сами напросились.

Под американскими санкциями сейчас оказываются всё больше и больше стран, и это фактически толкает их в объятия друг к другу. Пока интеграционные структуры вроде БРИКС или же нашего постсоветского ЕАЭС слишком слабы, а в экономическом плане во многом поверхностны. К тому же из-за внутренних противоречий они совсем не готовы к тому, чтобы выступить единым фронтом против того же доллара. Тем более что нет пока и реального финансового интереса. Опять же, себе дороже.

Объёмы сделок в масштабах того же ЕАЭС и уже тем более БРИКС пока просто мизерны по сравнению с оборотами, так или иначе завязанными на доллар, хоть через евро, хоть через юань. Пока расходы на организацию взаиморасчётов в собственных валютах существенно превышают потери на неизбежные конвертации в доллары и обратно — этот своеобразный долларовый оброк.

Но это только пока. Напомним, когда перспектива стремительного роста внутренних торговых оборотов в том же ЕАЭС была реальной, президенты Назарбаев и Лукашенко наперебой заговорили и о едином рубле, и об алтыне. Хладнокровие сохранял только президент России, который весьма трезво оценивал вклад евразийских расчётов в общие объёмы российской внешней торговли. К тому же он понимал, что при первых осложнениях братская дружба может оказаться, скажем так, и не очень братской. А на любые предложения России вести расчёты в российских рублях все наши союзники и сегодня неизменно отвечают отказом.

Тем не менее, в антидолларовом строю уже оказалось довольно много стран. О Северной Корее умолчим, но игнорировать тот же Иран или Венесуэлу, при всём американском давлении на них, будут далеко не все. Почти однозначно против доллара уже настроены финансовые системы Кубы, Судана, Зимбабве, Мьянмы и Демократической Республики Конго, но это, согласитесь слабая поддержка на случай действительно серьёзной валютной войны.

В отличие от этих стран с микроэкономикой, пока не в силах отказаться от долларовых доходов Китай, Пакистан и даже Иран, не говоря уже о Турции. Хотя именно Турция с её растущей, невзирая ни на что, экономикой, имеет для этого, пожалуй, наилучшие исходные позиции. И вряд ли, увы, пока можно причислять к антидолларовому фронту Россию, как это уже сделали некоторые зарубежные СМИ. Наши нефтегазовые контракты на годы вперёд – это миллиарды долларов и евро. Потребовать вместо них рубли вроде бы можно, но как их потом тратить будем? Неужели пенсии в сотни раз повысим? А ведь при обязательной в таком случае гиперинфляции именно так и будет.

Тем не менее, день за днём с подачи американской администрации, а значит, не без учёта мнения Федеральной резервной системы, ответственной за доллар, пополняются списки лиц, которых от долларового оборота фактически отстраняют. Речь о санкционных списках, в которые попадают не только граждане, но и бизнес-структуры в основном из тех стран, что перечислены выше. Но не только, уже начали попадать люди и банки из второго ряда – из числа тех, кто ведёт дела с представителями ряда первого.

Ситуация начинает напоминать снежный ком, который в конце концов способен поглотить просто всех. И можно ли такой ком остановить, вот в чём вопрос? Ведь известно, что любой, кто проводит транзакции через американский банк или просто рассчитывается в американских долларах, автоматически подпадает под действие американской законодательной системы. В связи с этим любые односторонние санкции, будь они против Ирана или России, ставят правительства всех остальных стран, а также компании, банки и частные лица перед дилеммой: либо вы приостанавливаете бизнес с теми, кто попал под санкции, либо вон из американской экономики – всё ещё номер один в мире.

Есть стойкое ощущение, что к противостоянию со всем миром не готов не столько американский истеблишмент, сколько американский бизнес. И будет ли всё это теперь стоить Дональду Трампу президентского кресла, пусть разбираются сами американцы, но то, что это не может не обойтись очень дорого доллару, сомнений не вызывает.



Впрочем, не стоит при этом сомневаться, что в ФРС работают профессионалы, способные извлечь пользу если не для доллара как такового, то для американских финансов из любой критической ситуации. Достаточно понять, что вполне возможное ослабление американской валюты лишь снизит ту же долговую нагрузку на бюджет США и вдобавок даст конкурентные преимущества американским производителям.

Остаётся напомнить, что у постреформенной России есть, между прочим, свой, и весьма успешный опыт жизни без доллара. Сегодня уже мало кто помнит, что стало едва ли не первым международным решением премьера Евгения Примакова после того, как его поставили во главе правительства. А это был разворот самолёта над Атлантикой. Самолёта, летевшего в Вашингтон за новыми американскими кредитами. Разумеется, долларовыми.

Есть ли жизнь без доллара?


Авторитетный «Коммерсантъ» в те дни оценил решение премьера в 150 миллиардов «зелёных». А страна между тем при Примакове не только в новые долги не стала залезать, а со всеми старыми, в том числе с советскими рассчиталась. Более того, спустя всего несколько месяцев после дефолта зашевелилась отечественная экономика, в которой первым делом расшили колоссальные «неплатежи», в том числе и валютные.

Ещё одним эффективнейшим средством, помогшим тогда подняться с колен российской промышленности и сельскому хозяйству, стал предельно жёсткий валютный контроль. Разительный контраст с нынешними решениями по валютной либерализации. Да, страна и после августа 98-го продолжала, и сейчас продолжает зарабатывать валюту в основном за счёт продажи нефти и газа. Но если двадцать лет назад внутренний оборот удалось в одночасье избавить от доллара и сделать исключительно рублёвым, то сегодня о таком приходится только мечтать.

Не так давно, в дни «крымского обострения» и войны на Донбассе, в США всерьёз подумывали о том, чтобы «изолировать» Россию от доллара. Кто-то из наиболее патриотичных думцев тут же обронил: «Вот был бы славный повод сказать американскому федеральному резерву «Спасибо!»



Хотя реальных оснований для эйфории тогда, увы, не было. Можно представить, сколько бы стоил «зелёный» на чёрном рынке в России. Но… не сошлось что-то у Федерального резерва. То ли смежники подвели, то ли Тель-Авив и Эр-Рияд в унисон заголосили: «Не-е-ет!»
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    12 сентября 2018 10:23
    Впрочем, не стоит при этом сомневаться, что в ФРС работают профессионалы, способные извлечь пользу если не для доллара как такового, то для американских финансов из любой критической ситуации. Достаточно понять, что вполне возможное ослабление американской валюты лишь снизит ту же долговую нагрузку на бюджет США и вдобавок даст конкурентные преимущества американским производителям.

    в России тоже работают такие же профессионалы, которые постоянно извлекают пользу для доллара в любых ситуациях.
    1. +3
      12 сентября 2018 10:50
      Цитата: Henderson
      в России тоже работают такие же профессионалы, которые постоянно извлекают пользу для доллара в любых ситуациях.

      Ага - профессионалы-сионисты ))
    2. +8
      12 сентября 2018 11:23
      В России просто руководят те, кто начиная с 90-го постоянно грабит страну и вывозя награбленное за рубеж, переводит его в доллары. Для них жизнь без доллара невозможна....
      1. +5
        12 сентября 2018 13:29
        Есть ли жизнь без доллара?
        ...всю жизнь без него обхожусь...навоз в сад,покупаю только на рубли. yes
        1. -1
          12 сентября 2018 14:09
          навоз можно и бесплатно, а когда нужно что-то дельное - готовьте доллары
    3. 0
      12 сентября 2018 15:32
      Вот в точку! Профессиналы, прошедшие, похоже, контроль именно в ФРС, КГБ отдыхает...
    4. 0
      12 сентября 2018 20:24
      Да только для себя, а не для страны
  2. +8
    12 сентября 2018 10:33
    Да, страна и после августа 98-го продолжала, и сейчас продолжает зарабатывать валюту в основном за счёт продажи нефти и газа
    ...Портовые сборы, кажется до 2016 начислялись в у.е...Сейчас, ставки данных сборов в рублях...и расчёт идёт в рублях...
  3. +1
    12 сентября 2018 10:34
    Да, в России полно " профессионалов", которые под предлогом санкций помогают "уронить" рубль, и это им было бы труднее объяснять, если бы американцы с санкциями не подсуетились...
  4. 0
    12 сентября 2018 10:54
    Что значит выступать против доллара себе дороже request Кто мешает олигархам хранить награбленное в другой валюте. А остальным долг и золото все равно не вернут. Просто не было страны с национальной валютой способной конкурировать с долларом. Вот юньань теперь подойдет. На расчетах золотом далеко не уедешь, на всех его не хватит.
  5. +12
    12 сентября 2018 10:54
    laughing В очень богатой еврейской семье старый Мойша поучает внука:

    - А теперь, Йосик, я открою тебе самый большой секрет нашего процветания. Однажды президент скажет, что не меняет бездарное правительство только потому, что "эти уже опытные" и "пережили кризисы". С этого момента ты должен быть настороже. Запомнил?
    - Запомнил, дедушка.
    - Потом глава этого самого правительства вдруг скажет, что всем советует держать деньги именно в рублях. Тут ты должен приготовиться, собрать все свои рубли в одну кучу. И даже занять их где только сможешь.
    - Хорошо, дедушка.
    - Ну а когда министр финансов начнёт успокаивать: "Не покупайте доллары. У правительства и ЦентроБанка есть все инструменты для обеспечения финансовой стабильности государства"...
    - Тут я должен успокоиться?
    - Идиёт! Именно в этот момент хватай всю эту кучу и срочно, слышишь, СРОЧНО беги в банк менять их на доллары! Это 100% означает, что хитрожопые поцы из правительства хотят всех кинуть и опять мутят кризис.
  6. +5
    12 сентября 2018 11:02
    А страна между тем при Примакове не только в новые долги не стала залезать, а со всеми старыми, в том числе с советскими рассчиталась. Более того, спустя всего несколько месяцев после дефолта зашевелилась отечественная экономика, в которой первым делом расшили колоссальные «неплатежи», в том числе и валютные.

    К сожалению - пока не видно у нас еще одного Примакова... Земля ему пухом...
    1. +2
      12 сентября 2018 19:43
      Примаков в то время приказал рассчитаться с долгами по денежному довольствию с военными до конца 1998 года. Оставалось 5(пять) недель и пять месяцев долга и каждую неделю нам выдавали деньги. Человек слова и дела был hi
    2. -1
      12 сентября 2018 22:12
      Цитата: helmi8
      К сожалению - пока не видно у нас еще одного Примакова... Земля ему пухом...
      Дак уехали Примаковы то. В Хайфу, Тель-Авив с пригородами, Иерусалим. В США много, Канаде. А из России то уезжат. Покидают значится. Миханы и осталися ...
  7. +1
    12 сентября 2018 11:08
    Ведь живем-же, не умираем. И до Второй мировой жили без него. И жили даже когда этой страны и в проекте не было.
    1. -2
      13 сентября 2018 00:44
      Вы не путайте жизнь и выживание.
  8. +7
    12 сентября 2018 11:24
    "Есть ли жизнь без доллара?"... есть ли жизнь без фуагра... конечно есть... только надо честно работать, а не рвать бабло и валить из страны... Евгений Примаков это доказал в современной истории, что надо думать о Родине, а не о том что выглядеть красиво в глазах американцев.
  9. +2
    12 сентября 2018 12:03
    Примаков, конечно, молодец, но нынешняя ситуация далека от той. Он бы не смог играть по этим правилам. Условия изменились и карт бланш ему бы не дали.
    1. +2
      12 сентября 2018 21:41
      Тогда ситуация гораздо хуже была!
  10. +3
    12 сентября 2018 12:32
    Потребовать вместо них рубли вроде бы можно, но как их потом тратить будем?

    Да вот этого то как раз бояться не надо. К этому стремиться нужно. Да, будем продавать за рубли, но где покупатель возьмёт эти рубли? Правильно - на валютном рынке. Суть этого варианта состоит в том, рубль станет международной конвертируемой валютой, а оператором всязки рубль-доллар-евро станет ЦБ РФ. Таким образом, отрезаются замысловатые операции с выводом валюты за рубеж ресурсодобывающих компаний. Да и остальных тоже. Хочешь заплатить крупную сумму за кордон - иди в банк, обосновывай траты и плати рублями. Дальше автоматическая конвертация по курсу и вперёд. Ну а если не смог обосновать....
    1. 0
      12 сентября 2018 14:15
      Цитата: Berkut24
      Хочешь заплатить крупную сумму за кордон - иди в банк, обосновывай траты и плати рублями. Дальше автоматическая конвертация по курсу и вперёд. Ну а если не смог обосновать....

      это автоматически приведет к расцвету черного валютного рынка и еще большему падению рубля. Со всеми вытекающими.
  11. +2
    12 сентября 2018 12:44
    Уход из под зелёного вынужденная мера.США готовят мир к новой глабальной бойне и во враги нас уже определили.Скорее всего это будет на украине после какой нибудь кровавой провокации на границе с Россией по сценарию 2008 года.Мы введём контингент,НАТО кинется защищать руину.И понеслось.Хотя могут организовать замес китай&япония по фолклендскому сценарию.
  12. -3
    12 сентября 2018 16:20
    Отказ от доллара приведет в нынешних условиях к необузданной эмиссии рубля и девальвации.
  13. +3
    12 сентября 2018 17:48
    В XIX веке и на водочную монополию долго не решались. Сейчас достаточно ввести жесткий контроль на американскую валюту и на самих "новых американцев" в РФ.
  14. +5
    12 сентября 2018 18:05
    Есть ли жизнь без доллара?

    Без доллара жизнь есть, с долларом нет.

    При Сталине объявленное золотое содержание рубля равнялось 0,222168 грамма чистого золота, т.е. рубли выпускались под уже совершённый труд и товары с каждым годом дешевели, в США же доллары выпускаются под обещанный труд (дутые казначейские векселя), поэтому инфляция заложена изначально, не все же "обещания" выполняются, н-р обещание погасить $21,475 трлн http://webdiscover.ru/v/22301 так и осталось обещанием, а "деньги" под эти "векселя" уже выпущены и потрачены.

    Отсюда и "Кощеевы яйца" доллара.
    Каждый вексель, под который выпускаются $, имеет свою доходность и срок погашения. Есть три вида "обеспечения" $:
    - Казначейские векселя (Treasury bills, T-bills) - краткосрочные до 1 года;
    - Казначейские билеты (Treasury notes) - от 1 года до 10 лет
    - Правительственные облигации (Treasury bonds) от 10 лет до 30 лет.

    Вот как раз последние для "обеспечения" доллара имеют самое важное значение. Последние торги по ним вчера остановились на обещанном доходе 3,09% более 10 лет и 3,06% для Treasury bonds на 20 лет.
    https://www.treasury.gov/resource-center/data-chart-center/interest-rates/Pages/TextView.aspx?data=longtermrate

    А теперь внимание, уровень инфляции в США приближается к 3,8%
    https://www.statbureau.org/ru/united-states/inflation-calculators?dateBack=2017-1-1&dateTo=2018-1-1&amount=1000

    А это значит, что все долгосрочные обязательства США теперь убыточные.
  15. 0
    12 сентября 2018 19:56
    Почти однозначно против доллара уже настроены финансовые системы Кубы, Судана, Зимбабве

    Небольшое примечание. Зимбабве отказалась от собственной валюты по причине её полной безнадежности заменив её как раз баксами.
    "12 апреля 2009 года стало известно о запрете оборота доллара Зимбабве. Вместо него жители страны стали использовать доллары США, фунты стерлингов Соединённого королевства, а также валюты соседних государств, имеющих более стабильную экономику."
    "4 мая 2016 года Резервный банк объявил о намерении выпустить обязательства в виде банкнот (англ. Zimbabwe Bond Notes) номиналом в 2, 5, 10 и 20 долларов. Необходимость выпуска обязательств вызвана нехваткой наличной валюты в обращении. В сообщении банка отмечается, что доллар США практически вытеснил из обращения другие валюты, используемые в рамках мультивалютной системы (рэнд, евро, фунт стерлингов, юань, пулу, австралийский доллар, индийскую рупию, иену). С 2009 года доля доллара США в денежном обращении увеличилась с 49 % до 95 %, а доля рэнда уменьшилась с 49 % до 5 %." Вики.
    Вполне себе добровольный выбор. Не рэнды, но баксы.
    Никак не похоже, что они "однозначно против доллара", скорее наоборот. Они внутри доллара причём практически без посредника в виде нац.валюты.
    Кстати, небезызвестный полковник почему- то тоже не был " однозначно против доллара", а хранил средства в баксах и немножко в евро, но никак не в нац.валюте.
    Глупый, сразу видно что не читал он правильных статей в рунете.
    1. +1
      13 сентября 2018 09:08
      4 мая 2016 года Резервный банк объявил о намерении выпустить обязательства в виде банкнот (англ. Zimbabwe Bond Notes) номиналом в 2, 5, 10 и 20 долларов. Необходимость выпуска обязательств вызвана нехваткой наличной валюты в обращении.

      Это означает, что если обычный доллар выпущен под казначейские обязательства со сроком погашения и % дохода, то Zimbabwe Bond просто напечатаны и скорее всего под обязательства Zimbabwe. Это как история с каменными деньгами фэи на о. Яп. http://zagadki-istorii.ru/dengi-2.html
      Когда немецкий чиновник поставил чёрные кресты на огромных каменных «деньгах» как принадлежность Германии и остров стал нищим, а потом они построили на острове дороги и инфраструктуру и он эти кресты стёр как их зарплата за труд и снова они себя почувствовали богатыми.
      Деньги - это только соглашение внутри общества использовать что-то в качестве средства оплаты...
  16. +2
    12 сентября 2018 20:53
    Вот Примаков в отличии от нонешних непотопляемых "министров" был личностью. А сегодняшнее правительство - "команда" саботажников и вредителей.
  17. +2
    12 сентября 2018 20:58
    Долой эту паршивую зелёную бумажку!
  18. +1
    12 сентября 2018 21:39
    А как статью минусануть за вот эту дебильную фразу:
    "Наши нефтегазовые контракты на годы вперёд – это миллиарды долларов и евро. Потребовать вместо них рубли вроде бы можно, но как их потом тратить будем? Неужели пенсии в сотни раз повысим? А ведь при обязательной в таком случае гиперинфляции именно так и будет".

    Это с какого перепуга будет гиперинфляция, автор, объясни? Монетизация нашего рынка занижена минимум в четыре раза. Об этом говорит, к примеру, тот же Глазьев. То есть мы можем увеличить денежную массу в несколько раз вообще без инфляции!
    1. +2
      13 сентября 2018 09:25
      ...мы можем увеличить денежную массу в несколько раз вообще без инфляции!

      Не сможем без инфляции, другое дело что из бюджета взяты 10,4 трлн рублей на санацию ПАО Банк "ФК Открытие", ПАО "Бинбанк", ПАО "Промсвязьбанк". Получился эффект «Великой депрессии» 1929-1933, когда искусственно в США создали нехватку наличных, а других в то время и не было, денег.
  19. 0
    15 сентября 2018 11:52
    Пока будет существовать теневое мировое правительство будет и существовать доллар.... Их состояние богатство и есть "золото валютные" резервы. Отказ от доллара и расчёт золотом за газ и нефть (энергоресурсам) приведет к третьей мировой войне.... hi
  20. 0
    18 сентября 2018 10:46
    Большая наличность долларов для одного государства-слабость,для другого-оружие.Во втором случае страна подводит базу под собственную валюту,и выбрасывает доллары на внешний рынок.Но разные мнения
    на это,мне напоминает закон для холостяка,который стирает ворот рубашки и лацканы рукавов,и считает,что
    рубашка в ажуре.При отсутствии конкуренции внутри,мы имеем грозную внешнюю.Мы меняем законы по
    понятиям, хотя существует Конституция,и нарушение любой статьи должно караться по закону,Очень жаль,что закона такого не придумали.Любое изменение или поправка в Конституции,должны публиковаться
    в СМИ.