Очень дорогая заправка. F-35 "дозаправился" на 2 млн. долларов

39
Командование Военно-морских сил США наконец-то подсчитало ущерб от неудачной дозаправки в воздухе истребителя F-35С, произошедшей еще 23 августа 2018 года. Согласно опубликованным данным, сам самолет получил повреждения на сумму не менее двух миллионов долларов, а топливозаправщик - от 50 до 500 тысяч, пишет "РГ" со ссылкой на Military.com.

Очень дорогая заправка. F-35 "дозаправился" на 2 млн. долларов




Согласно сообщению ВМС США, инцидент с истребителем пятого поколения F-35C произошел еще 23 августа во время учебного полета у побережья Вирджинии. Тогда во время дозаправки истребитель штангой топливопремника повредил корзину топливного шланга, после чего мелкие обломки конструкции вместе с топливом попали в бак F-35, в дальнейшем повредив двигатель. Самолет сумел совершить благополучную посадку на борт авианосца "Абрахам Линкольн", при посадке никто не пострадал. Также повреждения получил выступающий в роли топливозаправщика палубный штурмовик F/A-18 Super Hornet.

Несмотря на благополучную посадку, инцидент с F-35 оценивается командованием ВМС США как "несчастный случай первого класса" - это означает ущерб свыше 2 млн. долларов. Повреждения F/A-18 Super Hornet оценили как "несчастный случай класса С" - ущерб составляет от 50 до 500 тыс. долларов.

Основной причиной инцидента называется особенность расположения штанги топливоприемника на F-35. Она установлена так, что пилот ее просто не видит.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    11 сентября 2018 15:47
    Не устаю восхищаться особенностями конструкции этого чудо-самолета! Вот уж точно: "не имеющий аналогов в мире"!
    1. +5
      11 сентября 2018 16:10
      Вероятно, там все рассчитано на автоматику и электронику, которая иногда даёт сбой. Что даёт дополнительный шанс нашим самолетам в применении РЭБ-оружия
      1. +6
        11 сентября 2018 21:01
        Не представляю, КАК можно штангой топливоприёмника повредить корзину подачи топлива.
        Ведь эта корзина - попросту конус на длинном шланге, что свободно болтается. Как по ней штангой не тыкай, никак её не сломаешь.
        Скорее всего, промахнувшись, пилот наехал на корзину воздухозаборником. Вот тут да, если такую штуку затянет в турбину, как раз и будут те самые "осколки, повредившие двигатель".
    2. BRJ
      -12
      11 сентября 2018 22:20
      Цитата: Безликий
      Не устаю восхищаться особенностями конструкции этого чудо-самолета! Вот уж точно: "не имеющий аналогов в мире"!

      Вам бы своими "неимеющимианалоговвмире" разобраться lol
      Как там Су-57 поживает?))
      1. +1
        12 сентября 2018 09:13
        Сударь из края клена и двух океанов, Вы тему не переводите. Во-первых, в статье ни слова о Су-57, во-вторых, поживает он прекрасно, в-третьих, насколько прекрасно - не тема данной публикации, равно как и остальное наше вооружение.

        Ну и в-четвертых, как бы Су-57 не поживал, это не помешает ни мне, ни кому бы то ни было восхитится оригинальными конструктивными решениями, реализованными на f-35. Такое конструктивное решение, как установка штанг топливоприемника вне зоны видимости пилота не может оставить равнодушным и без ярких эмоций. тем более, что результат подобного - налицо))

        Напоследок. Логика "любой провал у них не провал, потому что у нас (по мнению комментатора) ещё хуже", конечно, имеет право на существование, как и любая другая. Вот только умозаключения по итогам использования подобной логики начисто лишены критериев и достоверности и, порой (как в данном случае) относимости к непосредственному предмету исследования, соответственно - не представляют какой-либо, даже научно-популярной ценности, применительно к исследуемому вопросу.
        А постенать, конечно, можно. Никто не запрещает.
  2. +10
    11 сентября 2018 15:48
    Палубный штурмовик-топливозаправщик?
    1. +4
      11 сентября 2018 20:55
      Цитата: Тралл
      Палубный штурмовик-топливозаправщик?

      "Су-24М оборудован системой дозаправки в воздухе с выдвижной штангой топливоприемником в носовой части фюзеляжа. Он может и сам выполнять роль заправщика при оснащении подвешиваемым под фюзеляжем агрегатом УПАЗ-А, позволяющим передавать в полете (в том числе ночью) заправляемому самолету до 9000 кг топлива."
      А F/A-18 будет посовременнее Су-24.
  3. +7
    11 сентября 2018 15:49
    "Она установлена так, что пилот ее просто не видит." - круто! Пилот должен открыть специальный лючок и на ощупь поймать и вставить заправочный шланг. При этом ему строго запрещено заниматься "карманным бильярдом" оставшейся рукой. (Из руководства по заправке в воздухе Ф-35) wassat
    1. 0
      11 сентября 2018 17:45
      Самолет сумел совершить благополучную посадку на борт авианосца "Абрахам Линкольн"
      ----------------------------
      Хоть и амер, но пилот отличный, а может и просто фартовый...
    2. +2
      11 сентября 2018 19:39
      Цитата: Yrec
      +4
      "Она установлена так, что пилот ее просто не видит." - круто!

      Это стэлс-технологии! laughing Если уж пилот не видит собственной заправочной штанги - чего уж там про какие-то РЛС говорить. wassat
    3. 0
      11 сентября 2018 20:46
      Как ее можно не увидеть? Другое дело пилоты ВВС которые заправляются с помощью штанги.
      1. +1
        11 сентября 2018 20:47
        https://img01.rl0.ru/57b134dcd892d4bc29894494cb71244d/c615x400/news.rambler.ru/img/2018/08/04222759.212239.8873.jpeg
  4. +9
    11 сентября 2018 15:52
    А пилот молодец ( пускай не наш ) - посадил, не катапультировался.
    1. +11
      11 сентября 2018 15:56
      Попробуй тут катапультироваться, когда вокруг тебя железа на 100 млн долларов)
      1. +2
        11 сентября 2018 16:00
        В такие секунды, мало кто думает о чужих деньгах, может ситуация была не критическая, так как была допущена посадка на авианосец.
    2. -1
      11 сентября 2018 16:38
      А пилот молодец ( пускай не наш ) - посадил, не катапультировался.

      Точнее автопилот и бортовой компьютер. Оба молодцы. А пилота комиссовали из ВВС из за хронической диареи.
      1. +1
        11 сентября 2018 18:36
        При повреждении движка (что указано в сатье), бортовой комп, дал информацию на авианосец и навряд ли бы американцы, рисковали бы авианосцем.
      2. 0
        11 сентября 2018 20:51
        А он и не служит в ВВС.
  5. +9
    11 сентября 2018 15:54
    особенность расположения штанги топливоприемника на F-35. Она установлена так, что пилот ее просто не видит.

    Как это не видит? Она у него под носом находится!
    1. +2
      11 сентября 2018 16:03
      А у всех модификаций она в одном месте находится?
      1. +7
        11 сентября 2018 16:08
        А у них два варианта как я понял. Либо такая вот штанга , либо топливоприемник за кабиной(в этом случае жесткая штанга на заправщике). В статье говорится о штанге на самолете приемнике. Так что... непонятно как он мог так промазать и почему эту штангу вдруг стало не видно.
        И потом.. с чего бы вдруг ее переносить, там же место ничем другим не используется.
        1. +13
          11 сентября 2018 16:29
          Ну здесь возможно немного так написали в статье..
          Возможно после пристыковки к корзине шланга топливозаправщика, кто то из пилотов ( Ф 35 или Ф 18) допустил значительное отклонение по скорости и шланг оторвало с мех повреждением корзины.
          После чего часть шланга могла попасть в воздухозаборник двигателя ( в саму топливную систему с керосином сомнительно, там есть фильтры..)
          За эту мою версию выступает ещё и то, что повреждение так же получил Ф 18 ( выступающий в роли палубного танкера), остатком шланга хлестким ударом по фюзеляжу ( как если везти машину на буксире, и лопается трос, наподобие...)
          Однозначно вина летчика, без вариантов...
          1. +1
            11 сентября 2018 16:35
            Да, это более реальный вариант повредить машину на 2 ляма... )))
          2. +5
            11 сентября 2018 16:49
            Да наверняка так и было.
            А то чушь какая то: обломки попали в бак, а потом в двигатель. Как?!?...
          3. 0
            11 сентября 2018 17:59
            Часть шланга попала в воздухозаборник? Да, и как без движка он посадку совершил....скорее всего двигатель был вообще не поврежден, а добавили так, для убедительности.
            1. +1
              11 сентября 2018 19:01
              Shahno

              А кто сказал что движок отказал?
              "Забоины" на лопатках, повышенная вибрация и тд и тп... ( вариантов масса), но в итоге все равно, движек в ремонт... Отделались "мелким" испугом...
              По компу выяснят, кто со скоростью набедокурил ( ну или спишут на "турбулентность").))))

              Ну или если ещё корзина прошлась по фюзеляжу Ф 35, то тоже можете представить себе повреждения, аля стелс -невидимки....
    2. 0
      11 сентября 2018 16:09
      Следующая статья похоже будет о том, что летчики не только имеют проблемы с дыханием, но и проблемы со зрением... laughing
    3. +9
      11 сентября 2018 17:41
      На видео интересней
  6. +2
    11 сентября 2018 16:02
    Всегда думал, что эта корзина неубиваемая,мало ли что может быть,и что посторонние предметы не могут попасть в топливо. А тут во оно как...
    1. +3
      11 сентября 2018 16:29
      Я тоже понять не могу, как её можно повредить в воздухе? Она же не закреплена жестко!
      1. +1
        11 сентября 2018 17:52
        Выше NN52 все подробно описал. hi
  7. 0
    11 сентября 2018 16:19
    Сделано на авось(с) - фирменный знак ВС США
  8. +2
    11 сентября 2018 16:19
    Ну вот, официальная причина для очередной доработки - перенесение штанги! Попил грядет?
  9. +2
    11 сентября 2018 16:27
    Цитата: Бультерьер
    ...и что посторонние предметы не могут попасть в топливо. А тут во оно как...

    И эти посторонние предметы, попали все же в топливо, пройдя через насосы и фильтры ещё и повредили двигатель. Вот оно как... laughing
    1. -1
      11 сентября 2018 16:31
      Ну ладно вам, невозможно так повредить трдд...это ж вам не форсунку на ДВС ушатать, там электроника не даст.
      1. 0
        11 сентября 2018 17:46
        Коллеги, я понимаю, конечно... мнение это хорошо. Если вы не согласны с комментом по тех. вопросу, аргументируйте. А то выглядет несколько странно(наверное, у вас есть за плечами опыт работы в конструировании авиаагрегатов и ТС, или прекрасное образование, может факи, а может фдла сгау, тогда вам точно не составит труда ответить).
      2. +2
        11 сентября 2018 19:53
        Цитата: Shahno
        Ну ладно вам, невозможно так повредить трдд...это ж вам не форсунку на ДВС ушатать, там электроника не даст

        Действительно, посторонние мех. примеси в топливе (не говоря уж о частицах) в двигатель попасть не могут. Максимум - это засорение фильтров и остановка двигателя.
        Если обломки корзины и куски шланга попали в воздухозаборник, то только забоины на лопатках компрессора - это просто везение. Обычно такое приводит к разрушению лопаток ВНА и 1-й ступени турбины компрессора... (Опять же - зависит от размеров и материала обломков)
        Напрасно минусуете Shahno... ИМХО
  10. 0
    11 сентября 2018 20:02
    Пустяки, для янкесов эти 2,5 лярда - пару минут работы печатного станка)
  11. 0
    12 сентября 2018 01:38
    News-Front|Яндекс Дзен
    F-35C Lightning II Joint Strike Fighter, взлетевший с авианосца USS Abraham Lincoln (CVN-72), получил повреждения во время выполнения упражнения по заправке в воздухе, что стало первым крупным полетным провалом модификации F-35, предназначенной для авианесущих кораблей.
    В ходе приема топлива от FH-18F Super Hornet пострадал двигатель F-35C из эскадрильи VFA 125. Обломки из штанги попали в силовую установку, что и привело к ее повреждению, заявил представитель военно-морской авиации.

    ...говорила мама - сиди дома... laughing