Готовность Су-30СМ к боям с тактической авиацией США: критический просчёт или выверенный шаг Минобороны?



Для сотен тысяч патриотически настроенных обозревателей российских новостных и военно-аналитических ресурсов, в особенности «Военного обозрения», прошедшее лето превратилось в период настоящей пытки для нервной системы, вызванной неожиданным разрушением воздушных замков относительно скорейшего обретения оперативной боевой готовности первыми эскадрильями перспективных авиационных комплексов 5-го поколения Су-57 с последующим запуском их крупносерийного производства, а также поступления в танковые бригады и полки передовых основных боевых танков Т-14 «Армата». Небывалый резонанс вперемешку с потоком гневных эмоций у блогеров и комментаторов вызвали заявления первого заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике и инновационному развитию Сергея Гутенева и правительственного куратора оборонно-промышленного комплекса России Юрия Борисова, в которых высокопоставленные чиновники отметили, что запуск полноценных производственных линий на базе КнААЗ/КнААПО и «Уралвагонзавода», а также возведение с нуля сервисных линий по обслуживанию серийных изделий данных типов (ПАК ФА и «Арматы») достаточно сильно ударит по российской казне, не говоря уже о средствах, необходимых для выпуска нескольких сотен единиц подобной техники.

И всё это несмотря на то, что, к примеру один уникальный ОБТ Т-14 на базе универсальной тяжёлой гусеничной платформы «Армата», обладающий эквивалентной стойкостью от БОПС порядка 1000 мм в лобовой проекции и высочайшей удельной мощностью в своём классе, имеет среднюю цену около 4 млн. долларов, что почти в 2 раза дешевле «Леклерка», имеющего в 1,7 раза худшую бронезащищённость и обитаемую башню. Аналогичная ситуация складывается и с Су-57, который, при наличии турбореактивных двухконтурных форсажных двигателей со всеракурсной системой отклонения вектора тяги АЛ-41Ф1 (в будущем более тяговитых ТРДДФ 2-го этапа «Изделие 30») и более совершенным (чем у F-22A) трёхсторонним бортовым АФАР-РЛК Н036 «Белка», имеет стоимость около 70—90 млн. долларов, что почти в 3 раза дешевле именитого «Раптора» и соответствует стоимости сырого F-35A, отличившегося массой технологических недоделок, а также неспособного реализовывать в БВБ элементов сверхманевренного пилотажа (кроме «Кобры Пугачёва» с неполным углом разворота в плоскости тангажа, да и то лишь благодаря высокопроизводительной компьютеризированной ЭДСУ).


Естественно, такое положение дел не могло привести к полному согласию экспертов и обозревателей, осведомлённых в технических вопросах, с точкой зрения Гутенева и Борисова, тем более, когда цена одного только Су-35С переваливает за 50 млн. долларов, подбираясь к стоимости ПАК ФА. Последний же однозначно превосходит Су-35С как по возможностям БРЛС Н036 (азимутальная зона обзора в 270 градусов против 120 градусов у Н035 «Ирбис-Э»), так и по минимальной эффективной поверхности рассеяния в 0,3—0,4 кв. м., благодаря чему пилоты F-22A «Raptor» смогут обнаружить Су-57 на дистанции всего 150—170 км (Су-35С: 300—350 км), не принимая во внимание пассивный многоэлементный комплекс радиотехнической разведки «Раптора» — AN/ALR-94, эффективный лишь при работе с радиоизлучающими целями противника.

Позднее градус недовольства немного снизился благодаря заявлению заместителя главы оборонного ведомства РФ Алексея Криворучко, который на выступлении в рамках проходящего в Кубинке Международного военно-технического форума «Армия-2018» анонсировал контракт на поставку СВ России 132 ОБТ Т-14 и БМП Т-15 на платформе «Армата», которых вполне хватит для достойного усиления сразу нескольких танкоопасных направлений на европейском ТВД, к примеру, за счёт усиления этими машинами танковых бригад и полков, уже имеющих на вооружении ОБТ Т-90А. Но здесь, опять же, речь идёт не о каком-либо новом контракте, а об уже заключённой в конце 2015 года сделке между МО и «Уралвагонзаводом» на поставку сухопутным войскам РФ опытно-войсковой партии машин. Так что ничего нового сказано не было. По Су-57 ситуация остаётся на том же уровне: в ближайшие полтора—два года оперативную боевую готовность обретёт опытно-войсковая эскадрилья из 12 многофункциональных авиационных комплексов, которая в случае эскалации конфликта может «сделать погоду» лишь на одном воздушном направлении европейского ТВД.

На фоне вышеуказанных обстоятельств возникает вопрос: на какие многоцелевые истребители Воздушно-космических сил будет возложен наиболее широкий спектр боевых задач, относящихся к завоеванию превосходства в воздухе (ДВБ, воздушный бой на средних дистанциях/СВБ, а также БВБ)? Учитывая тот факт, что противник будет применять многофункциональные малозаметные истребители 5-го поколения F-22A и F-35A/B/C, а также глубоко усовершенствованные варианты F-15C «Eagle», F-15E «Strike», F-16C Block 40/42/50/52, «Рафали» и «Тайфуны» поколения «4++», оснащённые радиолокационными комплексами (в соответствующем порядке) AN/APG-77, AN/APG-81, AN/APG-63(V)2, AN/APG-82(V)1, AN/APG-83 SABR, RBE-2AA и, наконец, «Captor-E», логично полагать, что целесообразнее привлечь к воздушным боям Су-35С, оснащённые наиболее высокоэнергетическими БРЛС Н035 «Ирбис-Э», способными обнаружить F-22A на удалении 150—160 км, «Рафаль» и «Тайфун» — 270—300 км, и, наконец F-15C — 400—450 км.

Тем не менее, несмотря на выдающиеся качества данной РЛС, Минобороны, а также командования ВКС и ВМФ России продолжают склоняться к закупке двухместных многофункциональных истребителей поколения «4++» Су-30СМ. В то время как строевые части морской авиации ВМФ России, а также ВКС получили по меньшей мере 104 истребителя Су-30СМ (общий заказ может составить более чем 150—160 машин), количество поступивших на вооружение ВКС Су-35С составляет лишь 71 ед. с общим заказом на 98 машин (в соответствии с двумя контрактами). Изначально может показаться, что упор на Су-30СМ является очередным бездумным решением нашего оборонного ведомства, продиктованным его более низкой ценой в 40—45 млн. долларов, ведь Су-30СМ имеет массу недостатков в сравнении с Су-35С.

Во-первых, это наличие в 2 раза более слабого по дальностным возможностям бортового радара Н011 «Барс», средняя мощность которого в 3,3 раза меньше, чем у «Ирбиса» (1,5 против 5 кВт), а мощность режима непрерывного подсвета — в 2 раза (1 против 2 кВт): за счёт этого дальность обнаружения цели с ЭПР 0,07 кв. м (малозаметный истребитель F-22A) составляет лишь 70 км, а обычного истребителя поколения «4++» «Рафаль» — 135 км. Во-вторых, это отсутствие оптико-электронного комплекса обнаружения атакующих ракет с разнесённой апертурой 101КС «Атолл», предназначенного для пеленгования приближающихся ЗУР и ракет воздушного боя, а также выдачи их угловых координат на МФИ пилотов. В-третьих, это на 18% более низкая скорость (2125 км/ч против 2500 км/ч), что при полной подвеске позволяет разгоняться лишь до 1750—1800 км/ч (далеко не лучший показатель в случае необходимости перехвата цели на догонных курсах).

Но если ещё раз внимательно взглянуть на оперативно-тактические реалии, относящиеся к европейскому ТВД, а также иные тактико-технические качества Су-30СМ, то данный выбор МО, ВКС и ВМФ можно назвать технически и экономически выверенным решением. И причин этому несколько.

В первую очередь это зона оперирования звеньев и эскадрилий Су-30СМ морской авиации и ВКС, которая будет находиться преимущественно в радиусе действия радиостанций-терминалов обмена тактической информацией о воздушной обстановке, размещённых на самолётах ДРЛОиУ А-50У. Данные терминалы работают в декаметровом, метровом и дециметровом диапазонах волн (в частотном диапазоне от 2 до 1215 МГц) и позволяют поддерживать с пилотами тактической авиации как голосовую связь на частотах от 30 до 400 МГц, так и обмен тактическими данными на частотах от 0,96 до 1,215 ГГц по защищённому сетецентрическому радиоканалу. Следовательно, отсутствие столь мощного бортового РЛК на борту Су-30СМ будет с лихвой компенсироваться получением целеуказания от А-50У, который будет обнаруживать цели на удалении 150—200 км (применительно к «Раптору») и 400—450 км (применительно к «Рафалю» или F-16C), а затем передавать их координаты лётчику и оператору Су-30СМ.

В обозримом будущем данные задачи будут возложены на перспективный «воздушный радар» А-100 «Премьер», который в данный момент готовят к государственным испытаниям специалисты Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Бериева. Благодаря этому Су-30СМ получат возможность ведения дальнего боя даже с выключенным БРЛК (применяя ракеты с активными радиолокационными ГСН РВВ-СД), что станет отличным подспорьем в сокрытии своего присутствия в определённом участке воздушного пространства. Также радиолокационная информация может быть получена экипажем Су-30СМ от аналогичного наземного терминала НКВС-27; в таком случае, источником целеуказания могут выступать наземные радиолокационные комплексы типов «Гамма-С1», «Противник-ГЕ», «Небо-М» и т.д. Более того, экипаж сразу нескольких Су-30СМ сможет получать радиолокационную информацию и от Су-35С, оснащённого многодиапазонным комплексом связи С-108. Такая «сетецентрическая связка» в разы увеличит боевые возможности ИАП даже без помощи А-50У или А-100.


Обзорный радиолокационный комплекс «Гамма-С1» является одним из немногих радаров в своём классе, который работает в сантиметровом диапазоне, предоставляя потребителям информацию о воздушной обстановке в наиболее высоком разрешении


Во-вторых, если в ДВБ и боях на средних дистанциях одолеть противника не удаётся, то для победы в «собачьей свалке» с «Раптором» или высокоманевренным F/A-18E/F «Super Hornet», наш Су-30СМ располагает полным комплектом «плюшек», имеющихся в арсенале Су-35С. Это два двухконтурных турбореактивных форсажных двигателя АЛ-41ФП суммарной тягой в 25600 кгс, при нормальной взлётной массе в 24000 кг обеспечивается тяговооружённость в 1,07 кгс/кг, что при коэффициенте аэродинамического качества в 11,2 ед., нагрузке на крыло в 387,1 кг/кв. м и наличии системы всеракурсного отклонения вектора тяги с угловой скоростью 15 град/с позволяет машине осуществлять неустановившиеся развороты с угловой скоростью более 45 град/с, выполняя сложнейшие фигуры «Кобра Пугачёва» и «Чакра Фролова».

Этого вполне достаточно для достижения превосходства и над «Супер Хорнетом», и над «Раптором»; дело остаётся лишь за оптико-электронным прицельно-навигационным комплексом ОЛС-30, сверхманевренными ракетами малой дальности РВВ-МД или авиационной пушкой ГШ-30-1. Более того, наличие в составе экипажа оператора систем (штурмана-оператора) заметно увеличивает боевые возможности машины благодаря распределению задач и снижению утомляемости экипажа. Самой последней приятной новостью стала информация от специалистов Уфимского моторостроительного производственного объединения (ОДК-УМПО), которые в материале для конкурса «Авиастроитель года» сообщили о запуске работ по ремоторизации Су-30СМ на более тяговитые двигатели АЛ-41Ф-1С, реализующие тяговооружённость в 1,2 кгс/кг, а это значит, что одна из самых распространённых в ВКС и морской авиации России двухместных «Сушек» сможет доминировать над большинством истребителей стран НАТО даже без использования форсажного режима; естественно, будем ожидать увеличения скорости и разгонных качеств строевых машин.

Источники информации:
https://politexpert.net/119422-uluchshenie-su-30sm-rossiiskii-istrebitel-poluchit-novyi-dvigatel
https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/su-30sm/
http://airwar.ru/enc/fighter/su35bm.html
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=21881&p=2
Автор:
Евгений Даманцев
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

64 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. merkava-2bet Офлайн
    merkava-2bet 13 сентября 2018 05:48
    +10
    Вот очередная интересная статья,сравнение,главное не перегнуть палку,и свои проблемы увидеть.Спасибо.
    1. Сергей985 Офлайн
      Сергей985 13 сентября 2018 06:07
      +14
      Смущает, что даже А-50У Раптора только на дальности 150-200км. увидит. То есть сам А-50У под удар попадает. Раптор его намного раньше увидит, благодаря работающему радиолокатору на нашем самолете.
      1. xtur Офлайн
        xtur 13 сентября 2018 09:40
        +1
        Недавно проходила информация, что на Су-30* собираются менять двигатель, и ставить тот же, что и на Су-35*.

        После этого и возможности РЛС сильно увеличиваются, и маневровые характеристики. Да и степень унификации между сушками возрастает
        1. silver_roman Офлайн
          silver_roman 13 сентября 2018 11:35
          +3
          простите,а как замена двигателя поможет РЛС?
          1. xtur Офлайн
            xtur 13 сентября 2018 16:34
            0
            >а как замена двигателя поможет РЛС?

            увеличивается мощность двигателя, соответственно увеличивается и доля энергии, отбираемая для генерации электричества. Типа возможности РЛС на Су-30 ограничиваются доступной электрической мощностью генератора.
            1. Henderson Офлайн
              Henderson 13 сентября 2018 18:05
              0
              То есть без включения форсажа РЛС всегда работает так себе?
              1. xtur Офлайн
                xtur 13 сентября 2018 19:37
                0
                Вот ссылка на бмпд, где я всё это почерпнул:
                https://bmpd.livejournal.com/3326515.html
                1. Piramidon Офлайн
                  Piramidon 14 сентября 2018 13:11
                  0
                  Цитата: xtur
                  Вот ссылка на бмпд, где я всё это почерпнул:
                  https://bmpd.livejournal.com/3326515.html

                  Сходил по вашей ссылке. Про связь дальности РЛС с мощностью двигателя ничего там не написано.
            2. spectr Офлайн
              spectr 13 сентября 2018 20:22
              0
              Увеличение энергетики автоматом не приведет к увеличению дальности, если запас по дальности не заложен изначально при конструировании. А такое маловероятно. Поэтому для улучшения характеристик локатора его придется дорабатывать или ставить новый.
              1. xtur Офлайн
                xtur 13 сентября 2018 22:29
                +2
                спасибо за разъяснение.

                тем не менее, вполне может быть так, что утверждение о том, что основным ограничителем существующей РЛС является доступная ей энергия, о большом потенциале существующей РЛС на Су-30 в целом соответствует реальности, и вполне возможно главный затык был именно в доступной энергии для РЛС.
                Понятно, что то, что изначально не было заложено в её конструкцию, получить невозможно, но вполне возможно, что за счёт лёгкой и дешевой модернизации РЛС, вместе с увеличением энергии, можно получить, скажем 80 % функционала РЛС Су-35
                Это вполне оправданный вариант модернизации, если, конечно, он реален
                1. Henderson Офлайн
                  Henderson 14 сентября 2018 10:59
                  -1
                  Мощность АЛ-41 выше чем АЛ-31 всего лишь на 15%. Мощность РЛС Су-35 выше в три с лишним раза. Нестыковочка однако.

                  Цитата: xtur
                  за счёт лёгкой и дешевой модернизации РЛС, вместе с увеличением энергии, можно получить, скажем 80 % функционала РЛС Су-35

                  так не бывает. Увеличение энергии означает изменение системы охлаждения, это тащит за собой изменение конструкции решетки, по факту получаем асболютно новый радар. С ценой Ирбиса, только хуже по всем параметрам из за устаревшей электроники.
      2. тезей Офлайн
        тезей 13 сентября 2018 15:53
        +1
        Забавно. Это вы сам на А -50 Раптора пасли. И сами удостоверились в том , что Раптор вас , увы, раньше засек. Здорово. Поделитесь с публикой своими личными наблюдениями. Неужели не летали лично. И не видели работающего радиолокатора. Вот дела. Тогда не трындите.
        1. Pavil144 Офлайн
          Pavil144 14 сентября 2018 10:05
          +1
          Раптору да и другим истребителям чтобы обнаружить цель нужно включить рлс ( исключение ДРЛО или олс) при вкл рлс он сразу делается видимым хоть стелс хоть ни стелс.
      3. Piramidon Офлайн
        Piramidon 14 сентября 2018 13:16
        0
        Цитата: Сергей985
        Смущает, что даже А-50У Раптора только на дальности 150-200км. увидит

        На А-100 хотят довести дальность обнаружения воздушных целей до 1000 км.
    2. kjhg Онлайн
      kjhg 13 сентября 2018 07:11
      +6
      Скорее, попытка понять, на какой сценарий боевых действий рассчитывают наши военные, закупая заведомо более слабый истребитель Су-30СМ, по сравнению с западными F-22 и F-35, а также нашими Су35 и Су-57.
      1. Сергей985 Офлайн
        Сергей985 13 сентября 2018 08:11
        +1
        Похоже, что от безысходности из-за финансов и проблем с электронными компонентами(особенно по Су-57). Наследие 90-х.
      2. Михаил Зубков 13 сентября 2018 11:02
        +3
        Основной авиатехникой противника (НАТО и др.около типа шведов) являются старые Ф-ки 15, 16, 18, Миражи-Рафали-Торнадо-Гриспены, которых Су-30СМ (и Су-27) будет гонять, догонять и сбивать без проблем. Проблемы возможны только с Ф-ками 22 и 35, но по ним должны работать перехватчики МиГи-31, и в перспективе 35 и 41.
        1. silver_roman Офлайн
          silver_roman 13 сентября 2018 11:37
          +4
          забудьте про МиГ-41. это сказка....
          МиГ-31 вообще не должен работать по Ф-22. У них совершенно другое предназначение.
          С Ф-22 и 35 как раз обязаны бороться су-30см , 35с , Миг-29 и модификации.
          1. Romario_Argo Офлайн
            Romario_Argo 13 сентября 2018 11:51
            +1
            Ф-22 и 35 как раз обязаны бороться су-30см , 35с , Миг-29 и модификации

            согласен, но есть очень важное НО (!)
            все наши Су-35С, Су-30СМ, Миг-29 будут и
            в большинстве случаев работают в зоне наших РЛС
            ЗРК типа С-400, С-300В4, РТР Москва-1, ЗГ РЛС сопряжённых с АСУ.
            наши истребители могут вообще не включать БРЛС
            * это более длинная рука наших ЗРК, ЗУР 40Н6 это 400 км то РВВ-БД + 300 км = 700 км
            1. silver_roman Офлайн
              silver_roman 13 сентября 2018 12:39
              +1
              РТР Москва-1

              что это такое?
              ЗГ РЛС - это, как я понял, загоризонтная ? Типа Воронежа-дм что ли? так они не предназначены для наблюдения в ближайших зонах, у них есть слепые зоны.
              ЗУР 40Н6 это 400 км то РВВ-БД + 300 км = 700 км

              это я вообще не понял. Во-первых РВВ-БД еще нет как минимум на вооружении,а как максимум и в реальном виде. был макет и не более. О испытаниях тоже ничего не слышно.
            2. красноярск Офлайн
              красноярск 13 сентября 2018 20:34
              +4
              Цитата: Romario_Argo
              Ф-22 и 35 как раз обязаны бороться су-30см , 35с , Миг-29 и модификации

              согласен, но есть очень важное НО (!)
              все наши Су-35С, Су-30СМ, Миг-29 будут и
              в большинстве случаев работают в зоне наших РЛС
              ЗРК типа С-400, С-300В4, РТР Москва-1, ЗГ РЛС сопряжённых с АСУ.
              наши истребители могут вообще не включать БРЛС
              * это более длинная рука наших ЗРК, ЗУР 40Н6 это 400 км то РВВ-БД + 300 км = 700 км

              А Вы попробуйте поставить себя на место полосатых. Что Вы сделаете в первую очередь? Прежде всего, Вы, учитывая 3-4-х кратное преимущество в кол-ве самолетов, выделите отдельную группу для уничтожения всех А-50 и А-100 хоть на земле, хоть в воздухе. Далее очередь наступает наземных РЛС. И остаются наши СУ-30 и МИГи без их поддержки. Будут они воевать? Несомненно. В ВОВ И-15, И-153, И-16 тоже воевали против Ме-109. И героически погибали. Ведь даже СУ-35С "увидит" Ф-22 с расстояния в 150 км., а СУ-30 и того меньше. А Ф-22 увидит СУ-35-го за 300 км. Этим все сказано.
              На мой взгляд из погреба - Россию готовят к поражению в предстоящей неядерной войне не вооружая армию СУ-57, Т-14 и пр. Т-15, "Ракушками" и пр., и пр., и пр.
              А скупой, как говорится - платит дважды.
              1. Dali Офлайн
                Dali 13 сентября 2018 23:49
                +4
                Цитата: красноярск
                А Вы попробуйте поставить себя на место полосатых


                Ну увидели они на расстоянии 300км и что?
                1) А теперь приведите характеристики ракет воздух-вохдух, которые с расстояния 300км собьют наши Су-30СМ, СУ-35С, Миг-29СМТ ...
                2) А наши будут наверное спокойно ожидать обнаружив ракетную атаку?
                3) А расскажите нам физику процесса обнаружения на расстоянии 300км ... может вы увидите, что при этом теже фу22 не такми уж невидимыми станут ...
                4) А скажите нам сколько сегодня в строю фу22?
                5) А разве наземные РЛС голенькими стоят ... ?
                6) А не приведете ли нам состав этого 3-4 кратно преимущества(к стати в 3 или 4 раза всё таки ... как-то разница очень существенная)?
                7) А кто вам сказал, что Су-57 и T-14 в армии нашей не будет ... вам из генштаба докладывают ... а вот мне докладывают, что Су-57 и Т-14 будут и такими, что матрасники смешаются(преувеличил малость ... а вдруг нет ...)

                зы
                Заробитчанам в Красноярске для размышления и не только им ... laughing
                Думаешь А ... это так просто ... (ну скажи какую нить гадость, а то скучно как-то ... laughing )
                1. красноярск Офлайн
                  красноярск 15 сентября 2018 08:55
                  0
                  Цитата: Dali

                  1) А теперь приведите характеристики ракет воздух-вохдух, которые с расстояния 300км собьют наши Су-30СМ, СУ-35С, Миг-29СМТ ...

                  А самому найти эти данные слабо?
                  Цитата: Dali

                  2) А наши будут наверное спокойно ожидать обнаружив ракетную атаку?

                  Да, нет конечно. Они будут выписывать всякие там "блинчики", "кобры", "чакры"
                  Цитата: Dali

                  3) А расскажите нам физику процесса обнаружения на расстоянии 300км ... может вы увидите, что при этом теже фу22 не такми уж невидимыми станут ...

                  СУ-35С видит Фу-22 с расстояния 150км.
                  Фу -22 видит СУ-35С с расстояния 300-350км.
                  Эти данные не я придумал. Еще вопросы есть?
                  Цитата: Dali
                  4) А скажите нам сколько сегодня в строю фу22?

                  Вы - лентяй?
                  Цитата: Dali
                  5) А разве наземные РЛС голенькими стоят ... ?

                  Этим вопросом вы подтвердили, что без их (наземных РЛС) поддержки нашим СУ и МИГам бороться с ФУ и ФИ будет очень и очень....
                  Цитата: Dali

                  6) А не приведете ли нам состав этого 3-4 кратно преимущества(к стати в 3 или 4 раза всё таки ... как-то разница очень существенная)?

                  А какая Вам разница Вас бьют 3 или 4 мерзавца?
                  Цитата: Dali

                  7) А кто вам сказал, что Су-57 и T-14 в армии нашей не будет ... вам из генштаба докладывают ...

                  Да, Ю.Борисов. Потому, что то количество которое будет, все равно, что их нет.
                  Цитата: Dali

                  Заробитчанам в Красноярске для размышления и не только им ... laughing

                  Не удержался таки, укусил. Но... Промашка вышла. У недалеких всегда так. Не заробитчанин я, и Краснояск мой родной город.
                  1. spectr Офлайн
                    spectr 16 сентября 2018 12:07
                    0
                    Цитата: красноярск
                    Этим вопросом вы подтвердили, что без их (наземных РЛС) поддержки нашим СУ и МИГам бороться с ФУ и ФИ будет очень и очень....

                    Еще во времена СССР во Вьетнаме так и было. Наши самолеты работали при поддержке систем ПВО. Думаю сейчас ничего не изменилось и на ПВО возлагаются очень большие надежды.
                    пс:
                    У ПВО меня девиз всегда забавлял. "Сами не летаем и другим и другим не даем"
        2. инженер74 Офлайн
          инженер74 13 сентября 2018 11:49
          +1
          Воевать будет то, что не сгорит на земле, после удара по авиабазам, а здесь возможны варианты.
          Без оценки выживаемости техники - опять сферический конь в вакууме.
          ИМХО.
          1. Romario_Argo Офлайн
            Romario_Argo 13 сентября 2018 12:38
            0
            Воевать будет то, что не сгорит на земле, после удара по авиабазам

            для начала пускай преодолеют многокупольность С-400/С-300ПМ/ПМ-1/ПМ-2, С-300В4, Бук-М2/М3, Тор-М2/М1, ЗРПК Панцирь/Тунгуска под автоматизацией АСУ.
            Восток-2018 показал уже - автоматика рулит
        3. Лекс. Онлайн
          Лекс. 15 сентября 2018 07:43
          +1
          Ага как орешки щёлкать будут а те в поддавки будут играть.У лётчиков сша приличная подготовка и мальчиками для битья они не будут
      3. Мих1974 Офлайн
        Мих1974 14 сентября 2018 04:03
        +2
        Не согласен, сделалось ощущение что решили "добрать количеством" при нехватке средств. То есть подозрение что где то придется именно много бомбить, ну возможно немножко сбивать БПЛА именно поэтому и Су-30. То есть война против НАТО без ЯО не рассматривается ибо только для такого случая нужна большая групировка для "выпиливания" вражеских "невидимок". А вот "мочилово" против неадекватов вроде Укрии где будет "быстро" выпилена именно истребительная авиация и после этого придется делать и бомбежку и прикрытие от "неизвестных ударных БПЛА".
        Возможно ожидается или планируется "Сирия 2.0", не могу даже предположить где или против кого, но явно не против США или НАТО.
        Я понимаю что генералы должны "рассматривать варианты войны против вероятного противника", но ведь уже и Путин открытым текстом сказал - "жахнем ядерным оружием, сразу и без разборов и нам не сдался Мир без России", а война между США и Россией не может быть "мы просто пошутили", это будет война на уничтожение одной из сторон (или обоих).
  2. Zaurbek Офлайн
    Zaurbek 13 сентября 2018 08:50
    +1
    Нужно делать двух местный вариант Су-35С и выпускать массово вместо Су-34/30....а Су-35С заменит Су-57....Если учесть, что один из з3х заводов перейдет на выпуск МС-21, то вместо 45-50 (Су-30/34/35С) будет выпускаться 30-35шт, а переход с Су-35С на Су-57, скорее всего, снизит производительность. А модернизированный Су-30 будет универсальной машиной ВМФ/ПВО/ Тактическая авиация.
    1. Сергей985 Офлайн
      Сергей985 13 сентября 2018 09:07
      +4
      Выбор заводов не особо велик. Если разворачивать серийное производство Су-57(если все же преодолеют все препятствия и запустят), спад по количеству самолетов серьезный будет.
      1. Zaurbek Офлайн
        Zaurbek 13 сентября 2018 09:11
        +1
        Ну банально завод перейдет с серийного выпуска 4го на 5е поколение (вместе с поставщиками) ...серийное производство -50% трудностей.
      2. Ros 56 Офлайн
        Ros 56 13 сентября 2018 09:29
        +3
        А требования будут как в 41 году, не сделал, к стенке. Точно спада не будет. soldier
        1. Alexey RA Офлайн
          Alexey RA 13 сентября 2018 14:43
          +1
          Цитата: Ros 56
          А требования будут как в 41 году, не сделал, к стенке. Точно спада не будет.

          Хе-хе-хе... в те времена и наоборот было: не справившегося директора снимали с должности и... отправляли на другой завод. А директора того завода переводили на освободившееся место.
          ...приказом по XVIII ГУ НКОП от 1 января 1939 г. "…за неоднократное и грубое нарушение сметно-финансовой дисциплины на заводе замдиректора (№ 24 - М.М.) тов. Борисова П.А. освободить от занимаемой должности и использовать на менее ответственной работе. Указать директору завода № 24 Борисову на допущенное нарушение финансово-сметной дисциплины.".
          13 января приказом НКОП №16/к принимается решение "…1. Тов. Борисова И.Т. с работы директора завода № 24 снять; 2. Тов. Соколова Д.М. назначить директором завода № 24, освободив его от работы директором завода №20."
          И, как конец этой череды приказов, 20 января И.Т. Борисов был назначен директором… завода №20!
          Таким образом все грозные разносы и приказы свелись к одному, - директора, не справившегося с работой на одном авиазаводе, назначили директором другого авиазавода.

          © Михаил Мухин. Советская авиапромышленность накануне ВОВ.
      3. Genry Офлайн
        Genry 13 сентября 2018 11:49
        0
        Цитата: Сергей985
        Выбор заводов не особо велик.

        Площадей достаточно. Тем более , что сейчас пытаются объединить мощности в несколько крупных корпораций для лучшего использования уникального оборудования. И вопрос будет только в месте (цехе) окончательной сборки.
        И главный вопрос, который сейчас решается, это сбалансированность производства военных и гражданских самолётов, соотношение которых определяется военной напряженностью. Пока гражданское производство очень сильно отстаёт от военного. А ведь это резерв для военной продукции при ведения крупных войн и простаивать в мирное время он не должен.
        1. Мих1974 Офлайн
          Мих1974 14 сентября 2018 04:11
          0
          Странные слова пишете, какие могут быть
          при ведения крупных войн и простаивать в мирное время он не должен
          какая такая война может быть или вернее "должна быть" нужной России что бы загружать свои заводы, как минимум уже и у США даже кончились "противники" против которых они могут Воевать и тем самым "оправдать" свой ВПК?
          На самом деле в России нужны самолетостроительные заводы даже без вопросов "что мы будетм делать в мирное время"? Как минимум нам надо полностью (ну большую часть) сменить авиацию, возможно если Мир "посыпется" то уже России придется "занять место США" в виде Мирового Полицая и "принуждать к миру" направо и налево. ))
  3. Ros 56 Офлайн
    Ros 56 13 сентября 2018 09:27
    -1
    По моему одна из лучших статей, прочел с удовольствием.
    1. Genry Офлайн
      Genry 13 сентября 2018 11:32
      +5
      Всего лишь очередная статья с хитрым упадочническим вывертом...
      Оборонная промышленность не обязана выполнять хотелки диванных экспердов, у которых кое-где подгорает из-за ихних фантазий.
      Ложка важна к обеду....
  4. Jurkovs Офлайн
    Jurkovs 13 сентября 2018 09:29
    +6
    Просто война на носу. Воевать придется тем что есть, тем более что это не хуже чем у супостата. Осваивать новые изделия некогда, на сегодня главное привести в порядок то что есть.
    1. Zaurbek Офлайн
      Zaurbek 13 сентября 2018 09:51
      0
      Для этого и пытаются запускать МиГ-35 с АФАР и другими приблудами.
    2. spectr Офлайн
      spectr 16 сентября 2018 12:18
      0
      Пока не будет никакой войны. Главным врагом запада объявлен Путин и его команда. Похоже сейчас ставку сделали на усиление санкций и 2024 год, когда в стране будут выборы президента. Поэтому читал разные статейки, где все сводится к двум путям: либо изменят законодательство, либо Путин покинет пост раньше срока и выдвинет приемника. Причем время выберет так, что альтернативы его человеку просто не окажется.
  5. Alexey-74 Онлайн
    Alexey-74 13 сентября 2018 10:10
    0
    Думаю МО РФ знает что делает, и дело не только в финансовых трудностях, а обзор неплохой плюс автору за попытку объяснить.
  6. Anchonsha Онлайн
    Anchonsha 13 сентября 2018 10:13
    0
    Ну вот либерастам и ответ на их надменные стоны о том, что Россия все гонит на ВПК, а не повышает жизненый уровень населения. Как будто ентих либерастов, типа Собчачки или пьяного Ефремова, так заботит российский простой люд. Спасибо спецам в наших войсках, что находят выход между плохим и не совсем хорошим вооружением, но которое позволяет поддерживать безопасность нашей страны. Можно наклепать тысячи СУ-50, "Армат", которые будут красоваться и бездействовать, и остаться без порток, а можно сэкономить,но с умом и применить новые технологии обнаружения и уничтожения противника
    1. aiden Офлайн
      aiden 13 сентября 2018 20:47
      +1
      Есть еще понимающие люди, куда деньги уйдут с пенсионной рефлрмы. Для них лучше жить небогато, но уверенным в своей бещопасности, чем богато, но в картонной коробке, окруженной стадом шакалов
  7. Larum Офлайн
    Larum 13 сентября 2018 10:37
    -2
    В принципе, все толково, деньги решают.
    Но хвастались, хвастались.... шапками закидывали и закидывают...
  8. MrFox Офлайн
    MrFox 13 сентября 2018 10:57
    +3
    Как насчет парировать работу F-22/35 в паре с дроном?
    "Фирма Kratos приступает к полетным тестам дрона XQ-58. Система предназначена для использования в качестве расходуемого дрона, несущего боезапас и управляемого с F-35, F-22 и сходных машин. Таким образом F-22/35 не нужно входить в область возможного обнаружения"
    F-35 не для воздушных боев, а работает в качестве летающей платформы. Сейчас мы становимся свидетелями того, как она будет использоваться.
    Похоже, не все это услышали, а зря
    1. Сергей985 Офлайн
      Сергей985 13 сентября 2018 12:13
      0
      Там не так все просто. По большому счету оператор нужен для дрона, то есть не одноместный самолет, в отличии от 22 и 35.
    2. Мих1974 Офлайн
      Мих1974 14 сентября 2018 04:16
      +1
      Проблема борьбы
      работу F-22/35 в паре с дроном
      лешаются за пол часа lol правда многие сочтут это "слишком радикальным", я говорю об - ядерном ударе по стране запускающей F-22/35 в паре с дроном good .
      ДА я радикальный "маньяк" wassat , я считаю - ВошьОбком должен быть разрушен.
  9. NordUral Офлайн
    NordUral 13 сентября 2018 11:07
    +1
    Бог его знает, где правда, а где наведение тумана. Поживем - посмотрим. Но сомнения не оставляют.
  10. silver_roman Офлайн
    silver_roman 13 сентября 2018 11:34
    +1
    Это два двухконтурных турбореактивных форсажных двигателя АЛ-41ФП

    у су-30см стоит АЛ-31Ф1(точную маркировку не помню), который существенно более слаб в сравнении с АЛ-41.
    Ну а про дальность обнаружения цели я вообще молчу. Там просто сказки про 400-450 км обнаружения.
    Единственное,с чем может стоит согласиться, так это то, что в направлении ЕС , наши ВКС будут работать не далеко от границ где есть РЛСки и станции наведения, подсветки и сопровождения целей. А вообще су-30 см требует модернизации... как минимум по радару и по движкам.
  11. Робин - Бобин 13 сентября 2018 11:50
    +3
    Интересно , а кто нибудь из этих диванных экспертов типа Даманцева участвовал в разработке видов оружия ? А соберут ТТХ из прессы и давай рассуждать , если бы да кабы fellow . Кто ж реально расскажет про все возможности своего вооружения .
  12. SVD Офлайн
    SVD 13 сентября 2018 14:30
    0
    Вот интересно - сравнивают стоимость СУ-57 со стоимостью F-35, но откуда у нас такая стоимость при зарплатах на порядок меньше чем в США?
    1. Roma-1977 Офлайн
      Roma-1977 14 сентября 2018 13:42
      0
      Стоимость взята от балды. Вероятно, это оценочная стоимость, взятая из западной периодики. Типа "экспортной цены" или "цены, рассчитанной по ППС".
  13. тезей Офлайн
    тезей 13 сентября 2018 15:45
    +2
    Давайте подходить к данному вопросу с формальной логикой. Про мигогерцы и прочие технические сравнения это и вправду интересно. И только. Вопрос не в том у кого эти мигогерцы и тяговооруженность лучше. Вопрос в том, что дальше будет.Полетят ли Минитмены и РС-18. Думаю, что буржуины в США никак не захотят подобного. Нет у них методов против Сатаны.А по сему и не надо сопли распускать. Бывало. что и вальюнтарист Хрущев открыто Мелкобритании заявлял, что несколько термоядерных боеголовок отправят их в небытие , было это в 1956г. и очень подействовало. А , что изменилось. Термоядерные боеголовки в наличие есть и достаточно. Очень сомневаюсь, что холенные господа с Уолл Стрита желают сгореть в ядерном пожаре. Стало быть надо этим господам четко сказать, что их ждет в случае нападения на вооруженные силы РФ. Хватит миндальничать. Пора все обозначить как есть, что бы понимали как бы партнеры , что Лондон , Париж, Рим, Берлин всего лишь четыре цели, а они даже погибших не смогут похоронить. Ужасно все это, но правда.
    1. Сергей985 Офлайн
      Сергей985 13 сентября 2018 17:17
      0
      Путин уже это на весь мир озвучил.
    2. Avior Офлайн
      Avior 14 сентября 2018 09:45
      -2
      Очень сомневаюсь, что холенные господа с Уолл Стрита желают сгореть в ядерном пожаре.

      А вы хотите сгореть в ядерном пожаре?
      А хотите , что б ваши дети сгорели в ядерном пожаре?
      А власть в России хочет сгореть в ядерном пожаре, по вашему?
  14. Turist1996 Офлайн
    Turist1996 13 сентября 2018 19:27
    +1
    Да как так то?!
    Опять Даманцев вычислен по заголовку к статье...
    Евгений, или стиль меняйте или гражданство!!!/
  15. Turist1996 Офлайн
    Turist1996 13 сентября 2018 19:34
    0
    Евгений Даманцев:
    "Куча каких то технических характеристик - куча каких то непонятных данных не пойми о чём - глубокомысленные выводы"
    И вишенкой на торте: яркий и кричащий заголовок к статье!
    А по факту - унылое говно! Что котируется одним штампом - "УГ".
  16. Santor Офлайн
    Santor 13 сентября 2018 21:00
    +1
    Прочитав заголовок сразу не глядя определяю афтара - Евгений Даманцев. Ну я же не лентЯй, я сразу пошел по всем ссылкам откуда почерпнуты такие невероятные точные данные..... Покрутив так и эдак первоисточники пришел к выводу что автор всех сентенций некто Артур Колчин с сайта политэксперт.нет, вещающего аж с туманного Южно-Сахалинска. Остальные первоисточники - посты пользователей форумов и блоггеров. И пошло и поехало обсуждение:))))))) Одни на А50 летали у оператора за спиной стояли, другие под столом у Шойгу сидели, третьи в виде наволочки на постели Путина.....
    1. Avior Офлайн
      Avior 14 сентября 2018 09:42
      -3
      а еще в сми массово присутствуют или присутствовали такие важнейшие источники информации как "Мордовский вестник" или агенгство "Анна-ньюс" из Абхазии- по всем мировым проблемам...
  17. Revival Офлайн
    Revival 14 сентября 2018 00:42
    0
    Я так понял что если по какой то причине А50 не присутствует то расчет МО что рухнет?
  18. Робин - Бобин 15 сентября 2018 08:23
    0
    Цитата: Turist1996
    0
    Да как так то?!
    Опять Даманцев вычислен по заголовку к статье...
    Евгений, или стиль меняйте или гражданство!!!/
    Как в песне : Я милого узнаю по походке ... С вами совершенно согласен .
  19. kit88 Офлайн
    kit88 15 сентября 2018 21:18
    0
    оптико-электронным прицельно-навигационным комплексом ОЛС-30

    Да ни какой он не "навигационный" и не "прицельно-навигационный". Нет в нем навигации. Просто Оптико-Локационная Станция, предназначена для поиска и сопровождения воздушных целей в ИК диапазоне, определения координат и измерения дальности.
  20. zyzx Офлайн
    zyzx 16 сентября 2018 16:33
    0
    Весь парк современных истребителей,современные системы ПВО приземлят в первый день настоящей войны,дальше мы на поршневые ИЛ-2,ЛаГГ,МиГ,ЛА пересядем,их можно тыщами делать,а столько и понадобится. Да и когда ИЛ-2 ПТАбами Абрамс закидает,он так же гореть будет как и тигир и пентера.
  21. Love is Офлайн
    Love is 19 сентября 2018 08:22
    0
    Думаю, что наличие огромного гражданского флота в странах нато, сподвигнет их запустить тысченку другую на автопилоте в наше пространство. Создадут такой засвет, что не поймешь кого сбивать. А учитывая их способности могут превратить лайнеры в носители. Вот тогда будет нам задачка. Система может упасть.