Дальний Восток изнутри

52
На очередном Восточном экономическом форуме снова, в который уже раз, президентом РФ поднята тема развития Дальнего Востока. Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что одной из важнейших задач является решение демографической проблемы, которая все ещё негативно влияет на развитие региона.

В ходе дискуссий, развернувшихся по этому поводу, было сказано много слов и приведено много цифр. Выступающих было много – и московские министры, и московские эксперты, и даже местные губернаторы, давно имеющие недвижимость внутри Садового кольца. Не было, мне кажется, только одного – мнения простых дальневосточников. И я сейчас попробую этот недостаток исправить.





Как человек, родившийся, выросший и до сих пор проживающий на Дальнем Востоке, попробую представить вашему вниманию свой взгляд изнутри. Возможно, он будет немного предвзят и не очень объективен, но я уверен, что для полноты картины что-то подобное обязательно должно быть озвучено. В конце концов, цифры вы найдете в любом поисковике, а эмоции тех, о ком «проявляют заботу», всегда бесценны…

Итак, давайте поговорим о развитии Дальнего Востока, о демографии, миграции и о том, как бы нам сделать так, чтобы наступило полное благорастворение воздухов. А также немного о том, что уже в этом направлении делалось – благо предпринималось уже немало, просто корм был не в коня.

Наверное, самой большой проблемой дальневосточников является географическая оторванность от европейской части страны. Нет, все вроде бы нормально, и мы, в массе своей, ощущаем себя жителями России, а Москву считаем столицей. Но отчасти именно в этом и кроется проблема – за тысячи километров находятся не только родственники и друзья, но и карьера, возможности для более полной самореализации, действительно хорошее образование и (что иногда бывает критически важно) качественное здравоохранение. Нет, не пугайтесь, на Дальнем Востоке есть университеты и больницы. Но все это, как бы помягче сказать… В общем, хотелось бы лучшего – и для себя, и для своих детей.

При этом транспортное сообщение с «материком», как всем хорошо известно, очень дорогое. Да, сейчас действуют программы субсидирования, и иногда можно достать приемлемый по цене вариант перелета, но не всегда, не для всех и далеко не на всех направлениях. Но было бы наивно рассуждать о том, что авиаперелеты нужно сделать бесплатными или очень дешевыми – экономических законов никто не отменял, и какого-то здравого смысла в этом вопросе придерживаться все-таки стоит.

Но мало кто со стороны понимает, насколько разобщен сам Дальний Восток. Чтобы добраться даже из одного крупного города в другой, иногда нужно ждать несколько дней подходящего рейса, а то и лететь с пересадкой. Более того, в некоторых случаях пересадку придется делать в Москве – ещё недавно только так можно было добраться из Приморья до Чукотки, например.

Когда же речь заходит об относительно небольших населенных пунктах, положение становится совсем печальным. Иногда, чтобы выбраться оттуда на «большую землю», нужно сотни километров трястись на машине по проселочным дорогам ужасного качества, потом лететь самолетом местных линий, и только после этого у вас появится возможность сесть на рейс «Аэрофлота» или другой крупной компании, который доставит вас в конечный пункт путешествия.

Нет, будем откровенны – все не настолько плохо, как было лет двадцать назад, когда и местная авиация почти не летала, и прямых рейсов между даже самыми крупными городами дальневосточного региона часто попросту не было. Кое-что в этой области все-таки делается. Но пока ещё, увы, недостаточно. А самое главное, что сейчас, когда зарплата дальневосточников не сильно отличается от зарплаты в европейской части страны, транспортные расходы стали действительно серьезным бременем для бюджета любой среднестатистической семьи, которая хотела бы проехаться по России или отдохнуть на каком-нибудь зарубежном курорте.

Если откровенно, очень трудно сказать однозначно, как же можно было бы решить эту проблему. Разве что строительство высокоскоростной ж/д магистрали «Москва – Владивосток» могло бы тут помочь. Но давайте будем реалистами: такое пока под силу разве что Китаю, а мы до сих пор рассуждаем о том, как бы нам контейнеры за семь дней через страну прогнать. Поэтому пока остается только одно – дальнейшее субсидирование авиаперевозок и забота о том, чтобы жители дальневосточного региона зарабатывали немного больше.

Увы, но широко разрекламированная программа «Дальневосточный гектар» прогнозируемо закончилась пшиком. По итогам 2017 года желание получить этот гектар выразили 108 тыс. человек. Но почти 90% из них – сами дальневосточники. То есть из-за пределов ДВ желающих было чуть более десяти тысяч…

Почему люди не поддержали благой порыв правительства? А это очень просто: пусть кто-нибудь из правительства попробует прокормиться с одного дальневосточного гектара, и ему все сразу станет понятно. Нет, конечно, с гектара можно собрать достаточно картошки и капусты, чтобы семья не умерла с голоду. Но для рентабельного ведения хозяйства даже в климатически более благоприятных регионах желателен несколько больший земельный надел.

Такая скупость наших чиновников тем более странна, что свободных гектаров на Дальнем Востоке миллионы. Причем даже в регионах, пригодных для земледелия (Приморье, Амурской области, Хабаровском крае) их пока более чем достаточно. Возможно, московские теоретики программы пожалели своих дальневосточных коллег-чиновников – этак ведь раздай согражданам всю землю даром, что же они тогда китайцам в аренду сдавать будут? Но скорее всего, это просто от скудоумия.

От скудоумия же и разговоры о «продолжении» упомянутой программы. Вероятно, хозяевам «дальневосточных гектаров», успешно справившихся с первой частью квеста, могут в будущем выдать ещё по одному гектару! Правда, не очень ясно, как быть в тех случаях, когда расположенные поблизости гектары уже кем-то заняты или просто непригодны для использования. Но кого у нас интересуют такие мелочи, когда нужно перед президентом отчитаться?

Вероятно, очень помогло бы Дальнему Востоку наведение элементарного порядка в рыбной отрасли. Причем это вопрос настолько всеобъемлющ для региона, что его решение уже было бы мощнейшим локомотивом как минимум для четырех краев и областей.

Первое, о чем стоит упомянуть, – воровство. Ситуация, когда добывающее судно прямо в море перегружает рыбу на рефрижератор, а тот потом убывает в неизвестном направлении, является скорее нормой. Да и сами добывающие суда под разными благовидными предлогами норовят заглянуть сначала в корейский, японский или китайский порт, а только потом уже, налегке, зайти домой.

Говорить об объемах незаконного промысла довольно сложно – статистики такой нет, и в условиях круговой поруки она вряд ли когда-нибудь появится. Но судя по тому, что Китай стал мировым лидером по переработке минтая, сам его не добывая, похоже, что масштабы довольно велики.

Также мы видим усилия по созданию судостроительной верфи в городе Большой Камень. Но вот что интересно – раньше, в советские времена, почти весь юг Приморья был одним большим судоремонтным заводом. Два таких предприятия были в Находке (и они были полностью гражданскими, обслуживали как раз рыбаков и их смежников), был судоремонтный завод в поселке Ливадия, был в Славянке. Сколько их было во Владивостоке, сказать не рискну, ибо всех могу не упомнить. Их точно было несколько, во главе с гигантом «Дальзаводом», но частично они работали на ТОФ, и относить их полностью к рыбодобывающему комплексу все-таки нельзя.

Тем не менее, в судоремонте были заняты десятки тысяч человек. С семьями это уже изрядная доля населения Приморья. И всем, что примечательно, хватало работы, а корабли даже частенько на рейде в очередях стояли.

Сейчас же большинство этих предприятий занимается в основном тем, что сдают в аренду причальные стенки для перевалки различных грузов. Корпуса, в массе своей, порезаны на металлолом, плавдоки проданы китайцам, от огромных некогда коллективов остались небольшие штаты «эффективных менеджеров».

В последние годы вроде бы наметилась некоторая тенденция к оживлению судоремонта на местных верфях. Но масштабы пока настолько далеки от прежних, что и сравнивать, в общем, не стоит. Например, Приморский судоремонтный завод за весь 2017 год отремонтировал всего 40 судов – это примерно столько, сколько раньше одновременно стояло у его пирсов и в доках.

Вернуть промысловиков на родные предприятия и заставить их деньги работать на благо дальневосточного региона и всей России – задача чрезвычайно важная, потому что ни сейчас, ни в обозримом будущем в регионе не будет более очевидной и привлекательной для инвестиций отрасли, чем добыча и переработка рыбы.

Сделать это можно, например, посредством пересмотра самого принципа выделения квот на добычу морских ресурсов – выдавать их не просто на тоннаж флота или количество занятых, но в соответствии с определенным коэффициентом возврата. То есть чем больше денег на тонну биоресурсов предприятие потратило внутри страны, тем выше повышающий коэффициент и тем большую квоту оно получит на следующий год. И считать сюда, разумеется, не только налоги, но и зарплаты, выплаченные гражданам России, и деньги на судоремонт, проведенный на российских СРЗ, и прочие расходы, осуществленные в рамках производственной деятельности на территории РФ.

И если правительство и президент потратят на это хотя бы треть от тех усилий, которые тратятся ими на проведение очередного саммита, значительная часть проблем Дальнего Востока решится почти автоматически. А если параллельно заняться и наведением порядка в лесной отрасли, мы в короткий срок получим во всем дальневосточном макрорегионе хорошую базу для экономического роста.

Наверное, следует упомянуть ещё один момент, который я назвал бы вымыванием денег из региона. Что имеется в виду? Ну, например…

Представьте, что принимается решение что-то построить где-нибудь в Хабаровском крае. Как это делается сейчас? Правильно – подряд отдается московской фирме, которая под разговоры о дефиците кадров на Дальнем Востоке завозит на объект рабочих из Средней Азии или ещё из какого-нибудь региона бывшего СССР. В итоге, даже если объект построен, прибыль все равно останется в Москве, а зарплатный фонд увезут к себе домой ребята из солнечного Таджикистана.

Это ещё можно оправдать, когда на месте остается рентабельное предприятие, дающее местным жителям работу, а бюджетам – налоги. Но довольно часто это происходит и с жильем, и с объектами социальной инфраструктуры, и с дорогами. Да, все это нужно, все это востребовано, и все-таки было бы гораздо лучше, если бы деньги, выделяемые на такие проекты, хотя бы частично оседали в регионе в виде зарплат. Иначе та самая среда, о которой так пекутся на форумах наши власти, получается, как бы это помягче… Финансово стерильной, вот.

Но главная ошибка все-таки не в том, о чем говорилось выше. Вы спросите, а в чем же она?

Пожалуй, в том, что мы пытаемся решить проблемы какого-то региона, пусть даже такого большого и важного, как Дальний Восток, отдельно от проблем всей страны. Увы, так не бывает. И важным индикатором состояния дел где-нибудь на Камчатке будет не только то, сможет ли её житель слетать в отпуск в Москву, но и то, сможет ли москвич слетать на Камчатку, чтобы порыбачить.

Не решив базовых экономических и социальных проблем, мы вряд ли сможем построить рай в каком-то отдельно взятом регионе. А если мы формулируем свою заботу по принципу «лишь бы они там совсем не передохли», то грош нам всем цена.

Что же касается локомотивов роста, то на мой взгляд, не так уж важно, какой именно регион таким локомотивом станет. Важно, чтобы они вообще появились и смогли потянуть за собой остальные.

А Дальний Восток имеет все для того, чтобы хорошо жить. Осталось совсем немного – пару умных голов в правительство и поменьше словесной шелухи на форумах…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    13 сентября 2018 05:29
    Тема затронута серьезная! Дальний восток это 36% территории России с населением около 6,5 млн. Что есть чуть более 4% от всего населения страны. Дальневосточный гектар изначально была провальной программой так как выделить землю необеспеченую инфраструктуой это полный идиотизм! По рыбе... В последнее время рыбы все меньше и меньше чему виной РУЗы выставляемые из года в год в устьях рек. Что до браконьерства,так тут всё просто. Рыбопромышленик вынужден платить налог за ещё не выловленную рыбу согласно выданной квоте. Вот от туда и перегрузка на рефрежираторы или сразу заход в иностранные порты где можно получить живые деньги! Дошло до того что на местах рыбопродукция местных заводов стоит дороже чем в Москве. Про топливо и говорит не чего 49 рублей литр. Цены довольно высокие на всё! Заверение о том что средние зарплаты около 70 тысяч...- Все мы знаем как считают ее власти. В основном у многих она 30 тысяч. С работой довольно сложно некоторые районы центры превратились в сёла... Вобщем население с каждым годом все сокращается и сокращается и дело не в демографии!!! Люди просто бегут отсюдова... Все эти обещалки что слышали и от премьера и от президента только обещалки и ни кто им тут уже не верит
    1. +4
      13 сентября 2018 06:33
      Платится 10% от квоты и по итогу уже остальное, как работник рыбодобывающей компании говорю.
      Стоимость рассчитывается
      сельдь 200-400 руб за тонну в зависимости от района и сезона.
      минтай 2000 руб за тонну
      кальмар 500 руб за тонну
      сельдь иваси 10 руб за тонну
      макрорус 10 руб за тонну
      треска 3000 руб за тонну
      Вообщем все это можно найти на сайте Госкомрыболовства.
    2. +12
      13 сентября 2018 06:36
      Цитата: Nehist
      Все эти обещалки что слышали и от премьера и от президента только обещалки и ни кто им тут уже не верит

      Дык мантры про необходимость развития ДВ звучат все сроки Путина, он даже когда то там на Калине катался, толку то.
    3. +5
      13 сентября 2018 06:46
      Цитата: Nehist
      Тема затронута серьезная! Дальний восток это 36% территории России с населением около 6,5 млн. Что есть чуть более 4% от всего населения страны. Дальневосточный гектар изначально была провальной программой так как выделить землю необеспеченую инфраструктуой это полный идиотизм!

      Да полностью согласен с вами.Заводы заранее убыточны, так как не равиваетсяперерабатывающая промышленность. Выгоднее перегонять электроэнергию в КНР, чем развивать свою промышленность. Ещё в 90-е годы ХХ века на базе Бурейской ГЭС и Чалганского месторождения алюминиевы руд. Всё планровалось в 90-е 2000-е годы. http://www.protown.ru/russia/obl/articles/3377.html посмотрите по ссылке что есть только в Амурской области, а титаномагнетитовое на Куранахе. Лицензией на разведку и эксплуатацию Куранахского месторождения владеет ООО «Олекминский рудник» (Петропавловск, ГК). На базе месторождения, на северо-западе Амурской области, в 35 километрах от станции Олекма, построен Олекминский горно-обогатительный комбинат. Летом 2008 года запущена первая очередь ГОКа, вторая очередь начала работу в тестовом режиме в мае 2010 года.

      Источник: http://nedradv.ru/mineral/msb/?id_obj=2b219ecb2b4b2e7f0bac0bae700f2bad
      Copyright: nedradv.ru ДАМ принимал участие в тестовом запуске этого ГОК, так что в правительстве прекрасно нают об эти богатствах.
      1. +10
        13 сентября 2018 08:48
        Адольф Гитлер (запрещен в России ) в свое время говорил примерно следующее (не дословно, но почти): "...дороги, дороги и еще раз дороги-вот что двинет Германию вперед! Нужно каждое, самое малое селение, каждый фольварк, каждый немецкий дом, где бы он не находился, соединить между собой дорогами с твердым покрытием, независимым от погодных условий! Это придаст единение германской нации! Ни один немец, тогда, не будет чувствовать себя забытым и оторванным от остальной нации! Дороги! Это вены по которым потечет экономическая кровь рейха! У нас может не хватить денег и ресурсов чтобы построить новые селения и города в разных регионах Германии, создать там промышленные центры, развивать их культурно....., но мы можем дать людям беспроцентные ссуды и построить туда шоссе-дороги по которым трудолюбивые и предприимчивые немцы сами двинутся в эти места и все сами построят и организуют с нашей, естественно, помощью и поддержкой!" wink Приводить, в пример, слова этой одиозной личности, конечно же-оксюморон, но все же...
        1. +2
          13 сентября 2018 20:17
          Цитата: Monster_Fat
          .дороги, дороги

          читал такое..и...видел... в 1975 году изрядно поколесил по неметчине...шок,да,брусчатка-да,(военнопленные строили,едешь как по телам...((( узкие дороги,но- твёрдые, в любой угол заверни-не застрянешь... ну так и страна с копейку, попробуй в России с ее населением и территорией,асфальта наварить...вот и кормушка для ДРСУ. короче,ВСЕ В АВТОДОР ! ( остап бендер)
    4. 0
      13 сентября 2018 08:57
      Ну ну. За 30 тысяч в Хабаровске замучаешься специалистов искать. Только какие нибудь менеджеры в связной. Да и уезжают отсюда по массе причин,и финансовая не самая главная. Уехало очень много именно обеспеченных людей. Все дело в самом ритме жизни. Он там спокойный иногда до тошноты) климат не для всех.
  2. +3
    13 сентября 2018 05:30
    Так про гектар сразу было ясно. полная чушь. тут даже не прокормиться а освоить сей гектар .
    1. 0
      14 сентября 2018 13:56
      Про гектар можно сказать одно те кто эту идею продвигал полные профаны и таких в правительстве страны очень много.
  3. +20
    13 сентября 2018 05:42
    Про доступность: почему мне с ДВ слетать в Тайланд, там отдохнуть недельку и вернуться назад СТОЛЬКО ЖЕ стоит сколько слетать до Москвы и обратно без отдыха, а порой даже дешевле! Хотя расстояния практически одинаково! Я например пока не представляю свой отдых в Крыму потому как мне это обойдется в 1,5 раза дороже более комфортного отдыха в Китае, Тайланде или даже на Филлипинах! Вот Вам и доступность внутри страны..
    1. +1
      13 сентября 2018 05:52
      вопросик такой. а в Корею Южную ездят отдыхать?
      1. +9
        13 сентября 2018 06:01
        Да ездят. По крайней мере во Владивостоке довольно много предложений по турпутёвкам в Корею. Можно даже на своём автомобиле из Владивостока на пароме приплыть и кататься по стране. У нас с ними безвизовый режим, очень удобно.
        Но страна эта в целом дороже, чем Китай или Тайланд с Вьетнамом.
        1. 0
          13 сентября 2018 06:17
          спасибо за инфу.
      2. +6
        13 сентября 2018 06:04
        Сам не был, но есть народ кто катается. На работе коллега каждый год возит туда ребенка на лечение. Говорит вполне на уровне. Одно время даже паром с Владика туда ходил. Но Ю.Корея по климату конечно уступает и Южному Китаю и Тайланду и Вьетнаму. Но там по сезонам. Другой коллега на Гуам (США) летал. В Японию дорого.
        А в Крым и Сочи почти никто не едит, во всяком случае из тех кого я знаю - туда как в Японию...)))
        1. 0
          13 сентября 2018 06:18
          спасибо за инфу.
    2. +5
      13 сентября 2018 06:38
      Цитата: Tahtvjd2868
      Вот Вам и доступность внутри страны..

      Вам то хоть до Тая дешево, а нам с Новосиба во все стороны дорого, хоть на запад, хоть на восток...
      1. +2
        13 сентября 2018 07:41
        а на Байкал ? Кстати , много с Вашего региона на Иссык Куль (Киргизия) едут, правда или паровозом или автобусом.
        1. 0
          13 сентября 2018 12:44
          Цитата: Дирижер
          много с Вашего региона на Иссык - Куль (Киргизия) едут

          А что там, на Иссык Куле, наладили сервис, инфраструктуру, народ стал гостеприимней, милиция не обирает приезжих на вокзале, как раньше? Последние воспоминания от 2005 года, не добавляли оптимизма...
      2. +1
        13 сентября 2018 16:41
        вам с новосиба дорого? переезжайте к нам в якутск и вы осознаете что такое дорого hi
    3. +1
      13 сентября 2018 09:00
      Дело в количестве предложений. Чем их больше,тем всегда цена меньше. Конкуренция. А в Крым просто не едьте в сезон) конец августа и до столицы долететь спокойно в обе стороны можно за 18000 и там и народу меньше,и цены курортные опали. А погода суперская))) вообще летом туда ездить это себе нервную систему сажать,но это лично для меня уже)
      1. +1
        14 сентября 2018 13:07
        Крым - май и сентябрь. Великолепно! А если не на развлечение и купание, а на оздоровление - то с октября по апрель: тихо, спокойно, дёшево.
    4. +1
      14 сентября 2018 13:20
      +18
      Про доступность: почему мне с ДВ слетать в Тайланд, там отдохнуть недельку и вернуться назад СТОЛЬКО ЖЕ стоит сколько слетать до Москвы и обратно без отдыха

      - -это потому что экономика не по европейским стандартам, а по азитско-хитромудрым
  4. +8
    13 сентября 2018 06:00
    "И если правительство и президент потратят на это хотя бы треть от тех усилий, которые тратятся ими на проведение очередного саммита, значительная часть проблем Дальнего Востока решится почти автоматически" ...Вот это в точку. Затраты большие, блеск космический. На выходе подписываются контракты, которые и без "шелухи" были бы реализованы. ...
    п.с. В Крыму тоже 95й по 49.
    1. 0
      13 сентября 2018 07:43
      Извините а что значит фраза - В Крыму тоже 95й по 49? Регионы щуки?
      1. +1
        13 сентября 2018 16:42
        цена на бензин чтоли?
  5. +17
    13 сентября 2018 06:05
    Уже трое друзей уехали на ПМЖ в Питер. Недавно разговаривал, ещё двое собираются туда же в этом месяце. Один одногруппник уехал в Японию, ещё один в Канаду. Это всё, что нужно знать о жизни на ДВ. Достаточно на приморские разрушенные дороги посмотреть и сразу всё станет понятно, насколько комфортно тут жить.
    1. +2
      13 сентября 2018 06:19
      мдя, Питер , с его климатом , сложное место для житья, хотя может после ДВ и ничего .
      1. -1
        13 сентября 2018 09:01
        После нашей влажностив почти 100 процентов,там вполне комфортно)
  6. +5
    13 сентября 2018 06:25
    Полностью поддерживаю! Как житель Камчатки, могу добавить почти все крупные рыбодобывающие предприятия у нас либо полностью за москвичами, либо контрольный пакет. Да и средние по большей части так же. Если вам до 25 и старше 55 женщины, 60 мужчины. то да есть льготные билеты. Вот только их всегда не хватает почему-то.... Зимой еще ценник на авиабилеты нормальный а вот в сезон отпусков... цена с 22к-25к взлетает до 100к рублей, и что интересно и этих билетов может не быть на определенные числа.
    1. 0
      14 сентября 2018 13:24
      почти все крупные рыбодобывающие предприятия у нас либо полностью за москвичами


      та же беда в белгородской области, на днях посетил с официальным визитом. Ясные зори, Белые зори -выкуплены москвичами и успешно дерибанятся, ГОК тоже вроде под москвичей ушел, вишенка на торте -знаменитейшее с\х предприятие Горина (белгородцы знают) успешно разваливается, правда не москвичи рулят а зять Горинский.
      Тут как бы ДВ не прошлось подавать по частям разным соседям, раз р(г)усским не нужен...
  7. +4
    13 сентября 2018 06:52
    Проблем на ДВ много, одна из которых зарплата. ДВ коэффициенты используются работодателями как средство удержания зарплаты чуть выше МРОТ, и движения депутатов и правительства не видно по решению этой проблемы...
    1. +2
      13 сентября 2018 07:52
      Цитата: Letnab
      Проблем на ДВ много, одна из которых зарплата. ДВ коэффициенты используются работодателями как средство удержания зарплаты чуть выше МРОТ, и движения депутатов и правительства не видно по решению этой проблемы...

      Проблема одна капиталистическая система,которая априори несправедлива!Все остальные проблемы вытекают из этой,ключевой проблемы.Капитализм как система, корень зла и всех проблем.
      1. 0
        14 сентября 2018 13:25
        Проблема одна капиталистическая система,которая априори несправедлива
        канадцы бы с Вами поспорили равно и аляскинские индейцы
      2. 0
        14 сентября 2018 15:29
        Социалистическая уравниловка - ещё тот корень! Дифференциация зарплат сейчас очень значительная, нужно только уметь использовать имеющиеся возможности для увеличения личных доходов. Любой, с зарплатой выше средней, это подтвердит.
  8. +4
    13 сентября 2018 07:03
    Сейчас же большинство этих предприятий занимается в основном тем, что сдают в аренду причальные стенки для перевалки различных грузов. Корпуса, в массе своей, порезаны на металлолом, плавдоки проданы китайцам, от огромных некогда коллективов остались небольшие штаты «эффективных менеджеров».
    ....Да такая же фигня и по Азово-Черноморскому региону....У нас в городке местный СРЗ, так же продал свой плавдок, причалы сдает в аренду, филиал Звездочки уже не ремонтирует, на ремонт в Керчь, но теперь Залив занят заказами оборонного значения. Буксир или лоцманский катер с Таманского полуострова надо гнать, черт знает куда..
  9. +1
    13 сентября 2018 07:48
    Чтобы зажил нормальной жизнью дальний восток не достаточно пары умных голов!Нужен поворот на социализм,так и только так может зажить не только дальний восток ,но и вся Россия.А пока властвует капитал и его представители у рычагов управления страной не будет житья людям и страна так и будет в коленоприклонном положении находиться.
    1. +1
      13 сентября 2018 08:59
      Категорически поддерживаю! drinks
    2. -4
      13 сентября 2018 09:04
      Не находитесь) вставайте и топайте в светлое будущее. А с вашим социализмом я не крузаке как сейчас, а на ладе ездить должен буду. Так что ну его такое счастье)))
      1. 0
        16 сентября 2018 08:26
        Если кто то ездит на крузаке, то у кого то низкая зарплаты и пенсии
  10. +1
    13 сентября 2018 09:04
    Развитие любого региона, в том числе Д.Востока зависит не только от демографии, хотя она стоит на первом месте, но и от наличия работы с ХОРОШЕЙ оплатой, от развитой инфраструктуры (жилье, дороги, садики, школы, медучреждения, транспорт и т. д.), немаловажная составляющая культурно-развлекательного плана (театры, кинотеатры, библиотеки, спорткомплексы и прочее), т. е. чтобы было чем заняться человеку помимо работы и учебы, где могли-бы проводить свой досуг его дети. Ведь надаром говорится - от добра, добра не ищут. Вот почему многие рвутся в Москву и другие крупные города - наличие работы с достойной зарплатой (не везде правда), собственно все о чем я писал выше. И еще на мой взгляд важнейшая вещь, возможность не заморачиваясь получить кусок земли, желательно с инженерными сетями, для жилья, садоводства, фермерства и прочих нужд. У нас миллионы гектар пустуют или самые удобные места захвачены чиновниками, которые там ни хрена не делают, потому что ни ума, ни времени у них нет. Короче можно весь день на эту тему писать, чувствую начинаю заводиться, хватит на эту тему.
    1. 0
      14 сентября 2018 08:11
      Юрий.Вы сами же пишите про удобные места,которые захвачены чиновниками.Если вы думаете у нас
      исчезли чичиковы,то глубоко заблуждаетесь.
      1. +1
        14 сентября 2018 08:16
        А вы помните чем он закончил? Знаете, я долго живу и давно понял, сколько веревочке не виться, а конец будет, причем как правило плохой. Деньги, как и жадность никогда не приносили счастья.
        1. 0
          15 сентября 2018 07:21
          Юрий.Про деньги и жадность принимаю.Но, к сожалению,большинство живет сегодняшним днем.
  11. 0
    13 сентября 2018 09:56
    Разные есть мнения по поводу результатов Восточного экономического форума...
    1. -2
      13 сентября 2018 13:09
      Чисто из любопытства с кем Путин блины ел?) под водку?)
      1. 0
        14 сентября 2018 13:28
        с итальяшкой он одним вино пил крымское из хранилищь, царское еще. Большевиков пережило, гитлеровцев, СССР, дикие 90-е а вот путина с Берлускони -нет. Украинская прокуратура открыла дело.
        https://www.youtube.com/watch?v=kCb8Q8d9hJ0
  12. +4
    13 сентября 2018 11:37
    Хорошая статья...но только у руля России не государственный человек...и это все ставит по своим местам...было 18 лет лжи и обещаний...будет и еще...не питайте иллюзий
  13. -3
    13 сентября 2018 13:47
    Всё нормально с дальним востоком. Великий кормчий его уже продал китайцам. Так что через лет 10ть с народонаселением там будет всё в полном ажуре. Китайци уже на учениях аэродромы свои будущие осваивают.
  14. 0
    14 сентября 2018 08:26
    Я уверен в том,что если для простых граждан будет свободное перемещение,то и у чиновников отпадет
    рассуждение о медведе-хозяине тайги.Конечно, нам не подойдет пример Австралии,которая удерживает с
    желающих принять гражданство 10 тысяч на обратный проезд.Видимо голос простых людей тонет в хвалебных отчетах местных чиновников.Так будет до тех пор, когда чистой воды воровство и контрабанду
    отделят от бизнеса.
    1. +1
      14 сентября 2018 13:32
      "Россия щедрая душа" (с) а не Австралия, приятель из харькова пытался в рос консульстве по программе переселения соотечественников именно на дальный восток выехать, но увы, все за свой счет - суммы дикие, перспектив, как оказалось, ноль. Равно и знакомая оттуда же в Крыму не может росс гражданство получить -мурыжат всякой надуманной фигней, решила попробовать в Курске, с надеждой что там чиновники попроще. А если б были они бородатыми азиатами не владеющими кирилицей ужеб давно паспорта получили.
  15. +1
    16 сентября 2018 08:13
    Увы, но широко разрекламированная программа «Дальневосточный гектар» прогнозируемо закончилась пшиком. По итогам 2017 года желание получить этот гектар выразили 108 тыс. человек.


    Факт, местные одни ржут другие возмущаются, что такое гектар? в стране имеющей такие площади?, Дальневосточники говорят тут 10 гектар на человека мало, что бы дело начать, плюс где захочешь не дают, надо подмазать, дать денег сверху, короче бардак, сплошные откаты, а губернаторы белые и пушистые.
  16. 0
    16 сентября 2018 12:19
    Транспорт и связь. Транспорт и связь - вот ключевые звенья.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»