Истребители шестого поколения: много оптимизма, а денег ещё больше

74
К настоящему времени всего несколько ведущих стран мира успели создать свои истребители пятого поколения. Однако это не мешает уже сейчас смотреть в будущее и искать способы создания принципиально новой авиационной техники. Уже ведется обсуждение вопросов разработки истребителей шестого поколения, и в некоторых случаях даже начаты реальные работы. Впрочем, пока результаты этих работ не подлежат разглашению. Поэтому целый ряд вопросов в контексте шестого поколения истребительной авиации на данный момент не имеет общепринятых ответов.

Общий список требований к истребителям пятого поколения, используемый специалистами разных стран, появился в недавнем прошлом и в течение некоторого времени являлся темой споров. К настоящему времени этот вопрос был решен, хотя и с некоторыми оговорками. Прямо сейчас идет формирование требований к новому поколению техники. Благодаря этому появляется прекрасная возможность изучать не только актуальные взгляды военных и авиастроителей, но и их изменение в разные периоды времени.



По официальным данным...

США реализовали два проекта истребителей пятого поколения и уже работают над принципиально новой техникой. В 2010 году стартовали работы по изучению вопросов создания шестого поколения. Чуть позже появились первые данные относительно облика гипотетического самолета, а вместе с ними и рисунки, показывающие технику в полете.

Истребители шестого поколения: много оптимизма, а денег ещё больше
Предполагаемый облик истребителя Boeing F/A-XX. Справа снизу - беспилотный вариант истребителя. Рисунок Boeing Company / boeing.com


Интересен тот факт, что сейчас в США параллельно прорабатываются сразу два перспективных истребителя. Один из них создается по заказу военно-морских сил и предназначен для замены палубных самолетов F/A-18E/F. Заказчиком второго являются военно-воздушные силы, которые уже сейчас задумываются о замене истребителя F-22, относимого к современному пятому поколению.

В дальнейшем несколько ведущих авиастроительных компаний неоднократно поднимали тему шестого поколения и оглашали свои планы в этой сфере. Утверждалось, что будущие самолеты по основным характеристикам будут выгодно отличаться от существующих, а кроме того, получат совершенно новые возможности. Прежде всего, рассматривался вопрос создания пилотируемой и беспилотной модификаций техники.

В области вооружения предлагалось использовать как существующие и перспективные ракетные системы, так и принципиально новые образцы. К примеру, до определенного времени утверждалось, что истребитель сможет нести боевой лазер, предназначенный для уничтожения воздушных или наземных целей. Впрочем, позже планы стали скромнее – лазеру отвели роль средства борьбы с ракетами противника.

Новейший российский истребитель пятого поколения пока лишь готовится к серийному производству и поступлению в войска, но промышленность уже занимается вопросами дальнейшего развития фронтовой авиации. Более двух лет назад стало известно, что в России начата проработка облика будущего истребителя шестого поколения. Тогда же были оглашены некоторые подробности и пожелания.

Впервые о создании российского истребителя шестого поколения в марте 2016 года рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он заявил, что компания «Сухой» представила некоторые идеи и решения в контексте будущего поколения. Вскоре эту тему затронул главком ВКС Виктор Бондарев. По его словам, работы уже идут, и перед конструкторами стоит несколько задач. В частности, планируется разработка истребителя в пилотируемом и беспилотном вариантах.

Главком также затронул тему модернизации перспективной техники. Оказалось, что за счет обновления отдельных элементов в рамках новых проектов существующий истребитель Т-50 / Су-57 вполне способен перейти из актуального пятого в новое шестое поколение. Получению таких результатов способствует высокий модернизационный потенциал машины.

В дальнейшем официальные лица и неназванные источники прессы неоднократно поднимали тему нового истребителя и дополняли общую картину. При помощи этих данных можно примерно представить, какие именно требования предъявляются к будущему шестому поколению.

Буквально пару месяцев назад Великобритания представила свой проект истребителя Tempest, нескромно отнесенный к шестому поколению. Согласно опубликованным данным, эта машина будет иметь множество признаков предыдущего пятого поколения, а решающим фактором для отнесения к более новой категории должна стать беспилотная модификация. Любопытно, что «Темпест», в отличие других проектов нового поколения, будет создаваться в рамках международной кооперации во главе с компанией BAE Systems.

Не так давно стало известно, что свой истребитель шестого поколения желает сделать и Китай. Тем не менее, китайские ученые и инженеры традиционно не спешат делиться информацией. Регулярно появляются различные отрывочные сведения, слухи и оценки, но на их основе пока невозможно составить полную и правдоподобную картину.

Вопрос требований

После длительных споров авиаконструкторы, военные и специалисты все же смогли сформировать общий список требований к истребителям пятого поколения. Сейчас наблюдаются схожие процессы, но теперь речь идет о шестом поколении. По всей видимости, обсуждения и споры будут продолжаться в течение нескольких следующих лет, но ряд основных признаков уже определен.


Вариант истребителя шестого поколения от Lockheed Martin под названием NGAD. Рисунок Lockheed Martin Corp. / lockheedmartin.com


Чаще всего в контексте следующего поколения упоминается возможность создания как пилотируемого, так и беспилотного самолета. Ожидается, что развитие средств дистанционного управления и автоматики позволит строить новые истребители в разной конфигурации, в том числе без человека на борту. При этом авиастроителям предстоит решить, как именно будут реализованы беспилотные возможности: будет ли самолет контролироваться удаленным оператором или сможет решать все задачи самостоятельно.

Планер истребителя шестого поколения должен иметь определенные преимущества перед существующими конструкциями. Прежде всего, необходима улучшенная малозаметность. При этом необходимо обеспечить устойчивость к аэродинамическим, механическим и тепловым нагрузкам на всех режимах полета. С определенного времени обсуждается возможность создания «гибкого» планера, способного изменять конфигурацию в соответствии с режимом. Эта концепция предусматривает использование несущих плоскостей изменяемой геометрии и схожую конструкцию оперения и фюзеляжа.

Особые требования к планеру, среди прочего, связаны с ожидаемым ростом скоростей. Согласно самым смелым оценкам, истребители шестого поколения смогут развивать гиперзвуковую скорость. Также от них могут потребовать сверхманевренность в широком диапазоне скоростей. Следует ожидать, что все подобные планы удастся реализовать только в беспилотных модификациях техники. Рост маневренности связан с увеличением перегрузок, и возможности человека ограничивают подобный потенциал техники.

Истребителю шестого поколения предстоит бороться с самолетами пятого, что предъявляет особые требования к бортовым средствам наблюдения и обработки данных. Никаких сомнений не вызывает необходимость использования радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой. При этом возможно использование нескольких антенных полотен для обзора разных секторов пространства. Самолет также должен иметь собственные средства радиотехнический разведки для обнаружения целей без раскрытия своего присутствия. РЛС следует дополнять оптико-электронными системами, работающими в разных диапазонах.

Российская промышленность в настоящее время работает над перспективными РЛС радиофотонного типа. От традиционных конструкций такое изделие отличается способом образования сигнала: его источником является связка лазера и т.н. фотонного кристалла. Утверждается, что РЛС нового типа будут компактнее и экономичнее существующих. За счет большей эффективности работы появится возможность существенно увеличить дальность обнаружения и сопровождения. Готовые изделия нового типа, пригодные для использования на авиационной технике, появятся через несколько лет. Их предлагается использовать на истребителях новых поколений и на перспективных БПЛА.

Для обработки данных, поступающих с многочисленных собственных датчиков и от внешних источников, самолету необходим развитый вычислительный комплекс. Применение мощных бортовых ЭВМ, в частности, обеспечит правильную работу элементов искусственного интеллекта. Электроника должна будет взять на себя часть обязанностей летчика, до минимума сократив нагрузку на него.

В будущем будет сохраняться и развиваться т.н. сетецентрическая структура войск, что следует учитывать при создании истребителей. Самолет нового поколения, подобно своим предшественникам, должен будет передавать данные о найденных объектах и принимать целеуказание из сторонних источников. При этом ожидается появление новых сетевых функций. Так, согласно некоторым оценкам, истребитель должен командовать соединением беспилотников, отличающихся упрощенным бортовым оборудованием, но несущих вооружение.

Темой активных обсуждений остается вопрос вооружения для шестого поколения. Очевидно, что для решения тех или иных задач самолеты смогут использовать управляемые ракеты и бомбы «традиционных» видов. Также возможно создание и внедрение совершенно новых систем, прежде всего вооружения т.н. направленной энергии. К примеру, в течение нескольких лет в США рассматривалась возможность оснащения самолета боевым лазером достаточной мощности. Однако позже стало известно, что современные технологии не позволяют создать такое оружие. В то же время, лазер достаточной мощности можно использовать в качестве средства активной защиты от ракет противника.

От концепции к реализации

Конструкторы нескольких ведущих стран уже приступили к проработке вопросов создания истребителя шестого поколения, но пока все подобные проекты далеки от финала. Даже Соединенные Штаты, запустившие подобные работы раньше всех, все еще, насколько известно, не успели выйти из стадии проработки облика техники и поиска оптимальных решений. Другие страны, по всей видимости, тоже заняты схожими работами и еще не могут обогнать США.

Перспективные проекты истребителей ожидаемо отличаются большой сложностью, дороговизной и т.д. При всем этом разработчики таких проектов и потенциальные заказчики новой техники составляют весьма оптимистичные планы. К примеру, США планируют завершить опытно-конструкторские работы по своему истребителю шестого поколения до конца следующего десятилетия. Первые серийные машины предполагается отправить в войска в начале тридцатых годов. Какой из истребителей раньше поступит на вооружение – для ВВС или для ВМС – пока остается только гадать.


Британский истребитель BAE Systems Tempest. Рисунок BAE Systems / baesystems.com


Сроки разработки российского проекта еще не уточнялись. Есть основания полагать, что в ближайшие годы разработка истребителя шестого поколения будет оставаться на стадии научно-исследовательских работ. Техническое проектирование следует ожидать не ранее первой половины двадцатых годов. Наиболее реалистичными сроками появления готовой техники является начало или середина тридцатых. Впрочем, реальный график может оказаться иным – как более смелым, так и не слишком оптимистичным.

Предварительная проработка и проектирование британского истребителя Tempest будут продолжаться до второй половины двадцатых годов включительно. На рубеже десятилетий планируется построить и испытать опытные образцы. Поставки серийной техники начнутся после 2035 года. Желаемое количество самолетов и сроки их передачи Королевским ВВС не уточнялись. Примечательно, что истребитель шестого поколения должен будет заменить самолеты Eurofighter Typhoon, относящиеся к четвертому. Британские военные решили не тратить время на пятое поколение и сразу перейти к следующему.

Достоверные сведения о планах китайских военных относительно шестого поколения пока отсутствуют. Вряд ли стоит переоценивать промышленность Китая и ждать скорейшее появление перспективного истребителя, но и иные критические оценки тоже могут не оправдать себя. По всей видимости, о существовании китайского истребителя шестого поколения станет известно только когда он выйдет на испытания или после этого.

Дела отдаленного будущего

Точные требования к истребителям будущего шестого поколения пока остаются предметом споров. Предлагаются те или иные идеи, часть которых может быть реализована сейчас или в ближайшие годы, тогда как другие оказываются чрезмерно сложными. Как следствие, итоговый облик будущих самолетов может не в полной мере оправдать нынешние ожидания. В то же время, некоторые идеи и решения способны оказаться настоящим сюрпризом для общественности.

В целом, несмотря на все споры и обсуждения, на данный момент очевидны и понятны несколько основных и общих особенностей истребителей шестого поколения. Совершенно ясно, что они будут крайне сложными в производстве и эксплуатации, а по стоимости превзойдут самолеты предыдущего поколения, пока удерживающие сомнительный рекорд. Как следствие, их придется выпускать в ограниченных количествах, являющимися компромиссом между желаниями и возможностями армий.

Кроме того, очевиден тот факт, что строительство реального истребителя шестого поколения является делом отдаленного будущего. Появление опытных образцов новых программ следует ждать не ранее следующего десятилетия, а серийное производство начнется еще позже.

Авиастроителям ведущих стран вновь предстоит столкнуться с самыми серьезными вызовами и проблемами. Только справившись с ними, удастся создать принципиально новую авиационную технику, которая сможет изменить облик военно-воздушных сил и существенно повысить их боеспособность. Однако для этого понадобится немало времени, денег и сил. По всей видимости, истребители шестого поколения действительно появятся в отдаленном будущем, но нам вряд ли удастся увидеть большое число типов такой техники и по-настоящему массовое их производство.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://iz.ru/
http://ria.ru/
http://bbc.co.uk/
https://news.usni.org/
https://globalsecurity.org/
http://armyrecognition.com/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://airwar.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -8
    14 сентября 2018 05:51
    Думаю, что с истребителем 6го поколения в России все уже понятно. Пришло время проэктировать 7е поколение, пока глупые американцы еще свое 5ое поколение напильником обрабатывают.
    1. +3
      14 сентября 2018 06:13
      Истребители шестого поколения: много оптимизма, а денег ещё больше
      не актуально... седьмое-восьмое поколение "работаем"...сделаем полторы штуки и сразу на девятое перейдём .
      1. +4
        14 сентября 2018 13:07
        Похоже автор статьи в полной прострации !!! У него есть понятие о истребителе 6-го поколения !!! И ему всё ясно с истребителем 5-го поколения...Интересно, а дураки 5-го поколения , а может 6-го, уже есть ?
        1. 0
          14 сентября 2018 15:12
          Автор четко определил основные требования к 6му поколению и четко описал, что 6е поколение должно быть очень сложным и очень дорогим... думаю в этом аспекте США равных не будет.
          1. +1
            14 сентября 2018 17:29
            Автор не имеет понятия о самолёте 6- го поколения , даже по меркам бульварных статеек, как и о самолёте 5- го поколения вообще...Самолёт 6-го поколения это тот же самолёт 5 -го поколения , но беспилотный и в рамках глобальной информационной системы, а 5-го, как переходный с пилотом ,и опять же, в рамках информационной системы одного из вероятных театров боевых действий ( например ,Европы). У нас нет таких систем, и нет даже концепции таких систем, и нам негде реализовывать возможности самолёта 5 - го поколения даже теоретически...Самолёт есть, а систем , в рамках которых он выполняет функции самолёта 5-го поколения у нас нет, и делать их не собираются, тогда зачем он нам нужен ?
            1. 0
              6 ноября 2018 12:00
              У нас нет таких систем, и нет даже концепции таких систем, и нам негде реализовывать возможности самолёта 5 - го поколения даже теоретически...Самолёт есть, а систем , в рамках которых он выполняет функции самолёта 5-го поколения у нас нет, и делать их не собираются, тогда зачем он нам нужен ?

              не устраивайте ор. Все есть. Другое дело, что сама система еще не реализована на таком уровне, который уже достигли в матрассии. И это прискорбно конечно
    2. +10
      14 сентября 2018 06:36
      В чем проблема? То, что сейчас называют четвертым поколением начали разрабатывать еще в 60х годах, когда МиГ21 и F4 только начали поступать в войска
  2. +5
    14 сентября 2018 07:50
    Всё упирается,в прочем как всегда,в практическую целесообразность.Реальный манёвренный бой осуществим на скоростях 500-700 км/ч,не более.А это даже не сверхзвук.При этом пилоты испытывают на виражах перегрузки до 12g.На сверх,тем более гиперзвуке аппарат может двигатся только по прямой и осуществлять манёвры в трубке траекторий этой прямой,ни о каких фигурах высшего пилотажа речи быть неможет.И кибермозги,ии, роботизация не панацея как подают некоторые СМИ.Аппарат попрост рассыплется от перегрузки,что уж там говорить о живых пилотах.Рассматривать суперскорости можно только с точки зрения быстроты прибытия к месту выполнения задачи,или убытия после выполнения задания.Особого смысла рассуждать на тему последующих покалений нет так как ещё доконца неясна судьба 5го.Единственное его преимущество перед 4м в малозаметности для систем самонаведения авиационных ракет воздух-воздух.Да и то,с появлением самонаведения по оптическому каналу и новыми станциями с АФР сие уже не актуально.В рамках существующих концепций воздушного боя навароты 5го покаления избыточны,самолёты крайне дорогие,перспективы применения туманны.
    1. +3
      14 сентября 2018 08:04
      .Реальный манёвренный бой осуществим на скоростях 500-700 км/ч,не более.

      С ума сошел, маневренный бой на таких скоростях, у тебя голова в задницу влезет, попробуй крутануть петлю на такой скорости или боевой разворот, я посмотрю как будешь выглядеть. Хоть посмотри какое лицо у Сергея Анохина, когда он на Лавочкине перегрузку +8 заложил, что с тобой будет на +12? На диване хорошо летать.
      1. +1
        14 сентября 2018 09:50
        Возьми калькулятор и посчитай,это первое.Манёвренный бой поршневика и реактивщика,не одно и тоже,тот-же угол и радиус разворота разный.Не путайте божий дар с яичницой,это два.Лучшие поршневики второй мировой,в самом конце,выдавали 700-850 км/ч.Средний человек способен выдержать в течении 3-5 секунд без потери сознания перегрузку в 15g,предел работоспособности современного пилота истребителя в противоперегрузочном обмундировании -7/+12g.Перегрузка которую испытывает пилот на боевом вираже 7-8g на скоростях 600-700 км/ч.Может быть и больше,если уменьшить радиус разворота до критических значений по крену и сваливанию,но так мало кто делает,боевой самолёт таки не спортивка.Это третье.Вконце концов откройте гугл,там полно инфы.
        1. -1
          14 сентября 2018 10:00
          Летчик-теоретик, ты в самолете когда нибудь сидел на пилотаже, ты знаешь как веки закрываются сами от перегрузки. Иди ка ты лучшее в Гугл, там и воюй на скорости 700.
    2. 0
      14 сентября 2018 08:22
      Цитата: синоби
      В рамках существующих концепций воздушного боя навароты 5го покаления избыточны,самолёты крайне дорогие,перспективы применения туманны.

      У Слепакова есть такая песня "А че так если нет". Т.е. что вы будете делать если в случае реального конфликта выяснится, что самолеты противника видят дальше и соответсвенно стреляют дальше, чем ваши самолеты. Помните как турецкий самолет сбил ваш самолет СУ? Ваш летчик даже не увидел тот Ф-16, который выпустил по нему ракету.
      1. +2
        14 сентября 2018 08:59
        Там как бы штурмовик был, он вообще для этого особенно не предназначен.
        1. 0
          21 декабря 2018 19:41
          Там был Су-24М - фронтовой бомбардировщик. Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5—6 аварий и катастроф, в частности, за период 1988—1992 годов разбились 27 самолётов. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации.
      2. AVM
        0
        14 сентября 2018 09:21
        Цитата: kiril1246
        Помните как турецкий самолет сбил ваш самолет СУ? Ваш летчик даже не увидел тот Ф-16, который выпустил по нему ракету.


        Истребитель сбил фронтовой бомбардировщик, который для воздушного боя вообще очень слабо приспособлен. Да и оснований ожидать атаку особо не было.
        Если Су-30СМ/Су-35/МИГ-35 выпустит по F-16 ракету без применения РЛС (наведение по ОЛС), то пилот F-16 тоже не увидит кто его сбил. СПРН запищит да уже поздно будет.
        Да и если по РЛС, не факт, что в Сирии пилоты не включают режим наведения - противника подраконить, и к этому могли привыкнуть в какой-то степени.
        1. -1
          14 сентября 2018 13:05
          Цитата: AVM
          Истребитель сбил фронтовой бомбардировщик

          Ну как бы для этого они и предназначены не? то есть в подготовки пилота-ФБ должны быть соответствующие навыки по своей защите. Ну или если это в принципе невозможно то тогда в пару ФБ нужно посылать истребители-защитники, а их не было...

          Цитата: AVM
          Да и оснований ожидать атаку особо не было.

          Ага, вылет видимо учебный был да? да на свое территории? да на родном полигоне? эххх а так хорошо звучит "не было оснований ждать атаку в боевом вылете" fool
      3. 0
        14 сентября 2018 09:56
        Очень смешно.Устаревший бомбер против истребителя пустившего ракету в спину из за ганицы.Обхохочешся.
        1. -4
          15 сентября 2018 12:27
          Сбит был модернизированный Су-24М2, приближающийся по своим характеристикам к Су-34
      4. 0
        4 ноября 2018 13:24
        В смысле ВАШ?
    3. +10
      14 сентября 2018 13:30
      Наш противник не рассматривает возможность маневренного боя , как такового, для этого он хочет уничтожать наши самолёты до своего обнаружения, а в случае обнаружения уходит... Для этого они сделали F-35 . С кем наши ВКС хотят вести реальный маневренный бой ? .Опять, как И-16 против Ме-109 ? Ну и какие были последствия, нам опять предлагают в ГШ такой сценарий? О какой концепции воздушного боя идёт речь?
  3. +2
    14 сентября 2018 08:29
    Сравниваю вид сверху истребителей 4-го, 5-го и 6-го поколения и вижу постепенное приближение к некоторому овалу и далее к форме летающей тарелки.
  4. -1
    14 сентября 2018 09:31
    Ни один ИИ не заменит пилота!
    1. +5
      14 сентября 2018 10:37
      0
      Ни один ИИ не заменит пилота!
      Современный нам да . Но не так уж давно до хрипоты спорили о возможности победы программы над гроссмейстером в шахматы . Всё к этому самому полноценному и неотягощённому ограничениями ИИ и идёт . Главный вопрос лишь сумеем ли мы сохранить в своих руках кнопку для его отключения в критически опасный и неизбежно придущий момент .
      1. -1
        14 сентября 2018 13:52
        Цитата: КВУ-НСвД
        Но не так уж давно до хрипоты спорили о возможности победы программы над гроссмейстером в шахматы

        В шахматах крайне ограниченный набор правил и задача лишь в том, чтобы перебрать все возможные комбинации. В реальной жизни набор правил неограниченный и решить вопрос перебором уже не выйдет.
        1. 0
          22 сентября 2018 20:27
          Ошибаетесь!Вопрос в размерности тех событий и вариаций которые находяться в ближайшем сопряжении. Другое дело как эти события развиваются далее по своим алгоритмам .Конечно в линейном варианте все так и есть.,а в системе координат все проще.Вообще любую математическую последовательность имеющюю неточную определенность или так наз бесконечность всегда можно преобразовать в алгоритмическую последовательность построения чисел.А если это сделать в виде радиальной системы записей то вообще количественными параметрами можно игнорировать .
    2. +4
      14 сентября 2018 13:31
      Глупости. Полностью беспилотные автономные автомобили уже могут ездить по дорогам, а ведь это куда более сложная информационная нагрузка, контроль за стремительно меняющейся окружающей средой. И это уже сейчас, при том, что информационные технологии и вычеслительные мощности растут в геометрической прогрессии.
    3. +1
      14 сентября 2018 13:34
      Где ? В могиле ? Полностью согласен...
  5. -3
    14 сентября 2018 11:04
    Самолеты 5-го поколения ещё толком не испытаны в боевых условиях. Какое 6-е поколение? Смешно.
    1. +2
      14 сентября 2018 12:38
      В России нет концепции самолёта 5- го поколения. В ГШ не знают , что с ним делать, и для чего он нужен вообще...Есть две позиции. Первая: самолёт 5 -го поколения лучше 4- го и какие - то 5 непонятных спорных признаков...Вторая: стройная и понятная. Самолёт 5 - го поколения элемент сетецентрической или разведовательно - информационной системы и сразу всё ясно с 5- ю необходимыми признаками...У нас таких систем нет, и они нам по-этому не нужны, их можно подавить системами РЭБ...Это концепция российских ученых мужей и теоретиков ГШ...Нам самолёты 5 - го поколения, с их точки зрения, вообще не нужны....И их не будет... Забудьте про Су-57, вместо них волшебные неимеющиеаналоговвмире системы РЭБ....Весь этот бред автора про 6-е поколение и его убогое понятие про решённую концепцию самолёта 5- го поколения и читать не хочется,,, Где и кто это решил и выяснил?..
      1. +3
        14 сентября 2018 17:39
        Цитата: okko077
        Забудьте про Су-57

        оооо laughing очередные похороны... ну что, норм.
        Цитата: okko077
        стройная и понятная. Самолёт 5 - го поколения элемент сетецентрической или разведовательно - информационной системы и сразу всё ясно с 5- ю необходимыми признаками.

        круто! то есть владельцам самолета не ясно, зато вам то все ясно. напомню что сами американцы до сих пор не могут определиться с применением. то это у них самолет 5 поколения, универсал, то самолет второй линии. на первой Ф18-15, ото и вовсе "тукано". все решить не могут. но при таких раскладах не понятно с чего это Ф-35 самолет 5 поколения если он функций 5 поколения не в состоянии выполнять и нужны старички с туканами?
        Цитата: okko077
        У нас таких систем нет,

        скажу вам по секрету, таких систем ни у кого нету. даже у американцев!
        1. +2
          14 сентября 2018 18:06
          Если вы не в теме и ничего не знаете о таких системах, то это не значит , что их нет...Такие системы есть , например , у Израиля. Он полностью контролирует обстановку на Ближнем Востоке, и его возможности существенно расширились, благодаря F35, который они доработали под свои системы. Причём скрытую разведку и контроль ситуации они осуществляют практически в реальном времени, а не так как некоторые с помощью разведчиков- корректировщиков и путём полёта с обнаружением облётчиков или после посадки БПЛА и извлечения карты памяти....Это в дополнение к их очень неплохим БПЛА...Свои секреты себе оставьте.....
          1. +2
            14 сентября 2018 18:17
            Цитата: okko077
            Такие системы есть , например , у Израиля.

            вы имеете в виду территорию Ливии с которой израильские самолеты атакуют объекты в Сирии? выдающаяся система! согласен. вообще отличное решение атаковать с территории сопредельного государства.
            Цитата: okko077
            Причём скрытую разведку и контроль ситуации они осуществляют практически в реальном времени, а не так как некоторые с помощью разведчиков- корректировщиков и путём полёта с обнаружением облётчиков или после посадки БПЛА и извлечения карты памяти....

            вы про учения в балтийском море ничего не слышали? финны там возмущались что дескать русские сделали то что НАТО так и не смогло сделать, а именно корректировку артиллерийского и ракетного огня с беспилотников. еще раз, это не российская пропаганда а финны писали.
            то что израильтяне хорошо справляются с палистинскими камнеметчиками это конечно круто, но вот в зону сирийских ПВО их беспилотники уже не ходоки. и что теперь? 5 поколение опять не работает?

            ПС
            чтоб "быть в теме" советую для начала прочитать американские и российские требования к 5 поколению. сравнить их и прикинуть удалось ли этого достичь.
            1. 0
              14 сентября 2018 18:31
              Назовите хоть одну систему, которая использует сигналы БПЛА для корректировки, и в которых эта корректировка предусмотрена и осуществляется...в нашей армии...Можете? Или только щёки надувать ?
              1. 0
                17 сентября 2018 17:16
                Цитата: okko077
                Назовите хоть одну систему, которая использует сигналы БПЛА для корректировки, и в которых эта корректировка предусмотрена и осуществляется...в нашей армии...Можете? Или только щёки надувать ?

                не щеки надувать, а подгузники стирать. и не я а финны wink
                вы видимо серьезно отстали от жизни. сейчас БПЛА используют и в войсках ЛДНР и украинцы и сирийцы и даже необразованные бабахи окапавшиеся в сирийской пустыне. не? не слыхали об этом?
                вы серьезно пытаетесь заявить что только истинным иудеям дано по координатам полученным с БПЛА садануть артиллерией??? если да то случай тяжелейший.... request

                так что там с 5 поколением? пройдемся на предмет соответствия?
            2. 0
              14 сентября 2018 19:17
              Цитата: SanichSan
              зону сирийских ПВО их беспилотники уже не ходоки

              Все то вы знаете, хотя путаете Ливан и Ливию. Территория Сирия фотрграфируется минимум раз в день, не редко 2 раза в день.
              1. +3
                14 сентября 2018 21:53
                А теперь внимание, вопрос.
                На какую высоту надо загнать беспилотник, что бы он за один проход срисовал Сирию?
                Вы хотя бы раскрывайте смысл комментариев... ))))
                1. 0
                  14 сентября 2018 23:30
                  Вы бредите уважаемый ? В Сирии должно быть около 3 позиционных районов и БПЛА там должны висеть постоянно в рамках каждого района с возможностью нанесения удара в реальном времени дежурными средствами в пределах каждого района... Это не только БПЛА , но и стационарные посты, самолёты разведчики и спутниковая информация .плюс РЛС обзора при необходимости... И всего этого у нас нет, нет не потому,что нет, а потому, что тупенькие генералы и не знают , как надо воевать....Не умеют, не доросли, а так всё есть ,всё раздельно, не системно и без оперативного управления и всё в прошедшем,а не а реальном времени... А им за этот " бардак" звёзды вешают... Просто слов цензурных не хватает , ну прям 41-й год получается опять....
                  1. 0
                    15 сентября 2018 03:39
                    Цитата: VO3A
                    И всего этого у нас нет,

                    Уважаемый вы имеете доступ к ГШ? ну или хотя бы к штабу нашей авиабазы в Сирии? тогда будьте любезны уважаемый Андрей представьтесь по званию и должности. В противном случае ваши слова это пропаганда против ВС РФ не имеющая к реальной жизни ни какого отношения.
                    1. 0
                      15 сентября 2018 11:10
                      тогда будьте любезны уважаемый Андрей представьтесь по званию и должности.

                      Переклинило ? Ну тогда, прежде чем задавать вопрос , положено представиться самому и спросить разрешение для обращения ... Забыли?
                      Нужно думать и анализировать, это совет сторонникам теории: у нас всё есть, но вы не знаете...Если есть , то работает и даёт результаты, если результатов нет , значит нет !!!
                  2. 0
                    18 сентября 2018 17:26
                    Цитата: VO3A
                    И всего этого у нас нет, нет не потому,что нет, а потому, что тупенькие генералы и не знают , как надо воевать....Не умеют, не доросли, а так всё есть ,всё раздельно, не системно и без оперативного управления и всё в прошедшем,а не а реальном времени...


                    Действительно, послушать Вас - так Вы бы там за два дня порядок навели. Кругом же одни глупенькие, при чем все и сразу.

                    Что ж самый умненький - то на форуме сидит, а не руководит операцией и не командует всеми? - собственного ума не хватает, или глупцы вокруг не способны его оценить?
                    1. 0
                      19 сентября 2018 00:56
                      Точно, как в 41 году....Вот оцениваете,только не так эмоционально,вон одного переклинило, смотрите осторожней....
              2. 0
                17 сентября 2018 17:34
                Цитата: kiril1246
                Территория Сирия фотрграфируется минимум раз в день, не редко 2 раза в день.

                сколько раз территория Израиля фотографируется в день, вообще подсчету не поддается! а если еще и китайцы на экскурсию приедут то вообще! у них по 3-4 фотика!

                а если серьезно, то что Израилю америкосы с своего спутника фото предоставляю иногда, совсем не новость, но спутник это не то что позволяет контролировать ситуацию.
                1. 0
                  19 сентября 2018 01:01
                  Вы отстали навсегда, там пи_ндосы всё видят, и как наш ИЛ-20 валили ,ещё и зямам подсказывали,что и откуда летит...Они там всё контролируют в реальном времени,только это им мало помогает,а вот нам вредяд по полной,а мы только умываемся и щёки подставляем...По-зтому и комментарии мои злые , от нашей тупости и нерадивости...Ведь всё у нас есть, только дураков и отсталых в руководстве , ну очень много....и у них одни успех, только не понятно где и какие ? И какой-то опыт они внедряют, только куда и кому?...
    2. +2
      14 сентября 2018 13:17
      Цитата: Krasnodar
      Самолеты 5-го поколения ещё толком не испытаны в боевых условиях.

      Тем не менее, некий технологический и теоретический задел уже появился, отсюда стремление спрогнозировать дальнейшее развитие. И далеко не факт, что прогнозы оправдаются.
  6. -1
    14 сентября 2018 12:16
    Если его планер и элементы двигателей будут производить с помощью 3D печати, его цена будет даже меньше, чем у нынешнего пятого поколения.
    1. -1
      14 сентября 2018 13:11
      Цитата: Вадим237
      с помощью 3D печати, его цена будет даже меньше

      Только вот реальная жизнь показала обратное, даже банальные рамки-каркасы в телефонах делают отливкой и фрезеровкой, а не печатью.
      1. -1
        14 сентября 2018 17:02
        Не сравнивайте производство телефонов и самолётов.
        1. -1
          15 сентября 2018 03:31
          Цитата: Вадим237
          Не сравнивайте производство телефонов и самолётов.

          то есть по вашему процесс изготовления лопатки турбины(например) и рамки телефона отличаются? Если да, тогда будьте любезны ответьте чем? А то умников развелось болтать про 3D принтеры, а на деле у данной технологии есть косяки которые не дают её использовать даже при изготовлении рамок, а уж про себестоимость я вообще молчу. Но куча людей твердят об печати на 3D. negative
          1. 0
            15 сентября 2018 11:57
            Вы лучше поинтересуйтесь как лопатки турбины изготавливают, а заодно что с помощью 3D принтеров делают для авиации на данный момент, например для турбовентиляторного двигателя GE9x тягой 48 тонн, "печатают" форсунки для камеры сгорания.
            1. +1
              16 сентября 2018 02:21
              Цитата: Вадим237
              Вы лучше поинтересуйтесь

              Вот сами и выполните своё пожелание, тогда узнаете что стоимость печати металлом запредельная и отлить а затем отфрезировать на ЧПУ выходит в тысячи раз дешевле. НО это мелочи, ибо при печати во первых идёт плохое качество требующее постобработку(есть исключения но там ещё больше нулей в себестоимости). во вторых даже это фигня по сравнению с главное проблемой в виде неоднородности кристаллической решетки готовой детали, которое приводит к ускоренному разрушению детали в процессах с частым изменением температурных и\или химических режимов.
              1. 0
                29 октября 2018 20:07
                Цитата: ProkletyiPirat
                по сравнению с главное проблемой в виде неоднородности кристаллической решетки готовой детали, которое приводит к ускоренному разрушению детали в процессах с частым изменением температурных и\или химических режимов.

                необходимо использовать рекристаллизационный отжиг,
                1. 0
                  30 октября 2018 20:20
                  Цитата: 123456789
                  необходимо использовать рекристаллизационный отжиг,

                  Так в том то и проблема что 3Dпечать+отжиг+сопутствующая обработка и контроль выходит дороже чем отливка чушки и фрезеровка на ЧПУ. Даже в тех отраслях где важна "фигуристость" детали и где вроде как именно 3D печать должна рулить, на деле она нифига не рулит ибо есть другие более дешёвые способы изготовления. Вот и получается что печать выгодна только лишь в одном случае, а именно изготовление штучных деталей, именно штучных, а не мелкосерийных. В тех же двигателях для авиации как оказалось 3D печать используют для изготовления экспериментальных или тестовых образов форсунок с последующим тестированием на стендах или внутри готового продукта, но там банально их списывают по графику в процессе ТО, т.е. 3D печать используют в исследовательских, а не производственных целях. (о чём собственно я и говорил в первом коменте этой ветке)
    2. +2
      14 сентября 2018 13:21
      Высоконагруженные элементы - тремя "Д"? Не смешите. Намотку углеволокна тоже принтером делать будете?
      Отдельные детали - ради бога, но вряд ли это приведёт к радикальному снижению стоимости.
      1. 0
        14 сентября 2018 17:14
        Лопатки турбины "выращивают" и проходят они десятки обработок поверхностей. Современные порошковые 3D принтеры, по металлу могут печатать деталь, с шероховатостью поверхности в 1 микрон Считаю что до 30ого года, сделают такие обрабатывающие центры, которые объединять в себя 3D принтер, станок с ЧПУ и печь для закалки, полное изготовление сложных и высокоточных деталей на одном станке.
        1. 0
          23 сентября 2018 08:52
          Вам стоило обратить внимание ,что лопатки должны решать задачи преобразования энергии потока воздуха в момент вращения . Современные же двигатели построены по принципу до наоборот-энергия взрыва топлива раскручивает ротор .Т.е лопатки не выполняют полноценно свою задачу . Проектирование и изготовление лопаток под условия высокотемпературных нагрузок , а тем более под условия высокой ионизации поверхности потоком воздуха в условиях которые используются сейчас и в условиях низкопотенциальной среды , не позволит перейти на гиперскорости.
  7. 0
    14 сентября 2018 12:23
    Должны быть наработки превышающие на порядок возможности самолетов 5 поколения.
    А рестайлинг в виде нового планера можно и сейчас в кино посмотреть.
  8. 0
    14 сентября 2018 12:55
    Короче всё кончится тем , что вместо самолёта появится долгожданная летающая тарелка с выходом в космос .И правительство подтвердит ,что давно занималось этими разработками ,но они было очень дороги.Делали мол несколько штук ранее .но только для себя !)
  9. -2
    14 сентября 2018 13:52
    Автору, Кириллу Рябову, респект и уважуха. Он совершенно верно всё описал. Только могу немного добавить. Чем различаются поколоения? А тем, что пепелац нового поколения должен в пух и прах уделывать немодернизированные борты предыдущего. Встаёт вопрос: за счёт чего новые пепелацы смогут превзойти 5 поколение? Один из возможных ответов - в скорости. Какая скорость будет достаточна, чтобы получить полную неуязвимость от существующих и перспективных средств поражения? Ответ: около 5М: ни одна РВВ не догонит, т.к. чтобы догнать ей придётся стать гиперзвуковой, и она потеряет цель в плазме. И отсюда вытекает, что разработка борта 6 поколения в России уже идёт полным ходом, т.к. это МиГ-41, у которого заявлена скорость 4,5М. Кроме того, на такой скорости аппарат может лететь на высотах, куда не могут, пока, "заглянуть" ЗУР наших вероятных партнёров: выше 40 км. Т.е. пролетая на высоте более 40 км на скорости 4,5М, наш пепелац будет абсолютно неуязвим для оппонентов, и при этом совершенно спокойно может класть на них бомбы и ракеты.
    1. +2
      14 сентября 2018 14:27
      Цитата: Tektor
      И отсюда вытекает, что разработка борта 6 поколения в России уже идёт полным ходом,

      ТАСС, 17.08.2017
      Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" скоро представит результаты работы над созданием истребителя пятого поколения МиГ-41. Об этом в пятницу сообщил гендиректор корпорации Илья Тарасенко.
      По его словам, это не мифический проект. Отвечая на вопрос о разработке самолета, Тарасенко заявил, что работы интенсивно ведутся под эгидой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в скором времени результаты будут представлены общественности.
      Как сообщалось ранее, на смену истребителю-перехватчику МиГ-31 будет создан новый самолет МиГ-41, который также носит название ПАК ДП - перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата.
      Экс-главком Воздушно-космических сил (ВКС) РФ, председатель комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктор Бондарев, опытно-конструкторские работы по его созданию планировалось начать с 2018 года.
      В свою очередь, Тарасенко сообщал, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по перспективному российскому перехватчику планируется начать "в ближайшее время", а его поставки Вооруженным силам РФ планируется начать в середине 2020-х годов.
      Помимо пилотируемого варианта этого самолета также рассматривается создание беспилотной машины.

      Кому как, а для меня из вышеприведенного текста вытекает, что ничем, кроме воровства и вредительства, г-н Тарасенко он заниматься не планирует.
    2. 0
      14 сентября 2018 14:27
      Для атаки на догонных курсах превышение скорости необходимо. Для атаки на встречных не обязательно. Раке а перехватчик может приходить в точку упреждения на гиперзвуке и снижая скорость наводится при помощи своец ГСН.
      Цель идушая на 4,5-5 М в любом случае будет ограниченна а маневре и её траэктория будет предсказуема.
      Высокая скорость это не панацея а просто дополнительные сложности и расходы для противника.
      1. 0
        14 сентября 2018 17:22
        У шестого поколения будут комбинированные двигатели трд + гпврд, фотонная РЛС, планер полностью из композиционных материалов и система газодинамического "пузыря" для уменьшения сопротивления потока воздуха и улучшения маневрирования на гиперзвуке.
      2. 0
        14 сентября 2018 17:44
        Цитата: garri-lin
        Высокая скорость это не панацея а просто дополнительные сложности и расходы для противника.

        а плесневелый "стелс" который при включенном радаре вообще не функционален, что это тогда?
        1. +1
          14 сентября 2018 20:51
          Стелс это камуфляж. Если его использовать правильно польза от него есть. Хотя она и сильно преувеличенна в СМИ.
          А вот дополнительные расходы направленные для нивелирования выгоды от "стелс"имеюшихся у противника, подсчитать можно уже сейчас.
          Стелс это расходы для противника ну и может сужение возможных тактик.
          1. 0
            17 сентября 2018 17:08
            Цитата: garri-lin
            Стелс это камуфляж.

            как вариант. но если стоимость этого камуфляжа многократно превосходит расходы противника на нивелирование этой угрозы? по моему это называется фиаско...
  10. +2
    15 сентября 2018 02:12
    По всей видимости, истребители шестого поколения действительно появятся в отдаленном будущем, но нам вряд ли удастся увидеть большое число типов такой техники и по-настоящему массовое их производство.
    Хмммм ! У 90-летнего ветерана -"днюха"...родные,соседи празднуют...да так,что разбивают зеркало...все в ужасе (7 лет "неприятностей"!)...лишь ветеран радуется ! Все к нему:чему тут радоваться ? Ответ:дык,ещё 7 лет жизни мне гарантированы ! wink
  11. -4
    15 сентября 2018 14:15
    Я предполагаю, что летчик в шестом окажется невостребованным.
    Сделать специализированный ИИ для истребителя не так сложно, как кажется.
    Расписать основные if-ы, а дальше дать софту самообучаться. Если уж с запредельно непонятной в смысле стратегии и тактики игрой Го комп уверенно справился, то с "лети быстро-стреляй издалека и метко" как-нибудь справится.
    Поэтому "шестерка" будет реактивный беспилотник стелс. Похожий по ТТХ на Ф-22, но более верткий (человека внутри нет).
    1. 0
      15 сентября 2018 15:35
      Вы сначала хоть проблему " свой- чужой" решите, и другие, которые сразу вырисовываются, а потом уже бредите своим ИИ.
      1. -2
        15 сентября 2018 19:47
        Мы проблемы ВВС решаем весьма успешно, раньше многих других. К нам на семинары-лекции приезжают десятки старших офицеров и глав ВВС многих стран для перенимания боевого опыта.
        И программированием ИИ Израиль тоже занимаемся очень плотно. Так-что, поживем - увидим. wink
        Успехов в разработке БИС. hi
        1. 0
          18 сентября 2018 01:38
          voyaka uh! Не БИС, а СБИС!
        2. 0
          22 сентября 2018 20:42
          ИИ не программируется ,что бы вам было понятно. ИИ осуществляет анализ относительно поставленных ориентиров как задач ,которые кстати так же меняются , в зависимосьи от изменения ситуации. Для полетов на высоких скоростях когда плотность изменяющихся событий становися более емкой то и анализ должен быть как метод работы с большими обьемами данных.Поэтому о И И рано говорить вообще .Все что есть на сегодняшний день это не машинный анализ .
    2. Комментарий был удален.
  12. 0
    22 сентября 2018 20:31
    Странно читать коментарии о перегрузках на гиперскоростях. Плазменная оболочка нивелирует силы притяжения , а поэтому человеку находящемуся в ЛА опасность не грозит. Другое дело что система ориентации относительно поверхности планеты должна работать . С этим инженеры еще столкнутся и задача не очень сложная
  13. 0
    23 октября 2018 11:31
    Не так давно стало известно, что свой истребитель шестого поколения желает сделать и Китай. Тем не менее, китайские ученые и инженеры традиционно не спешат делиться информацией. Регулярно появляются различные отрывочные сведения, слухи и оценки, но на их основе пока невозможно составить полную и правдоподобную картину.


    Отдать должное, а что вообще Китаем в авиастроении было построено на собственных разработках? Кажется мне, что кроме как честно купленного или же "не совсем честно" скопированного ровным счетом ничего.
  14. 0
    6 ноября 2018 12:22
    Если делать все дороже и дороже то седмое поколение уже будет "Звезда смерти" управляемая Дарт Вейдером и в одном екземпляре.
    А может бит лучше пойти наоборот и делать изделия меньше и дешевле в больших количествах?
  15. +1
    12 ноября 2018 19:42
    Очередное разводилово…. союз меча и орала, при нынешних темпах развития 6-е поколение нереально, это типа угрозы глобального потепления ,не стоит об этом париться

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»