Военное обозрение

Копировать и строить. Чужие наработки в авиационной технике

12
Разработка новой авиационной техники, соответствующей актуальным требованиям, всегда была достаточно сложной задачей. По этой причине конструкторам приходится заручаться поддержкой коллег из других организаций, в том числе зарубежных. Порой такая поддержка осуществляется на взаимовыгодной основе, но известны и иные примеры. В целом разработчики самолетов и другой техники стремятся решить поставленные задачи и для этого порой готовы делать специфические шаги.


Одним из самых распространенных способов использования чужого опыта является заключение контракта на лицензионное производство техники: со сборкой из поставляемых комплектов или при полностью самостоятельном строительстве. Кроме того, есть вариант с покупкой технологий или документации о том или ином конструкторском решении. Наконец, можно попросту скопировать доступный зарубежный образец, полученный теми или иными путями.


Опытный Як-141 в Фарнборо, 1992 г. Фото Wikimedia Commons


Рассмотрим известные примеры подобного подхода к созданию новых образцов авиационной техники, имевшие место в последние десятилетия. Истории такого рода представляют определенный интерес и показывают несколько примечательных тенденций.

Честный контракт

На первый взгляд, идея сотрудничества с зарубежными организациями может быть интересна лишь не самым развитым в промышленном отношении странам. Однако на практике к этому могут прибегать и лидеры рынка. Так, известно, что компания Lockheed Martin при разработке одного из последних проектов приняла во внимание зарубежный опыт. Впрочем, речь шла не о прямом копировании технических решений.

В восьмидесятых годах советская авиационная промышленность создала перспективный палубный истребитель Як-41, позже получивший обозначение Як-141. Главным элементом нового проекта была особая силовая установка, обеспечивавшая вертикальный взлет и горизонтальный полет. В ходе испытаний специалисты столкнулись с определенными проблемами, но в целом новые агрегаты отвечали требованиям. После завершения доводки новый самолет с особой силовой установкой должен был поступить на вооружение.

Однако проект так и не вышел из стадии опытно-конструкторских работ. Потеря одного из опытных образцов и многочисленные негативные последствия распада СССР привели к фактической остановке проекта. Дальнейшая судьба Як-141 оказалась под вопросом. В течение некоторого времени фирма «Яковлев» пыталась продолжать разработку, но самолет уже не имел реальных перспектив. Официально проект закрыли в 2003 году; фактически он остановился несколькими годами ранее.


Серийный F-35B совершает посадку на палубу десантного корабля. Фото US Navy


В 1992 году самолет Як-141 впервые показали зарубежной публике, это произошло на авиасалоне в Фарнборо. Машина ожидаемо заинтересовала иностранных специалистов, и вскоре этот интерес перерос в полноценное сотрудничество. В начале девяностых годов американская компания Lockheed присоединилась к программе Joint Strike Fighter, целью которой являлось создание перспективного истребителя с рядом особых черт. Одна из модификаций будущего JSF должна была отличаться возможностью вертикального взлета и посадки. Поиск наиболее эффективного варианта подъемно-маршевой силовой установки занял определенное время и не обошелся без привлечения зарубежных специалистов.

В первой половине девяностых годов компании «Локхид» и «Яковлев» договорились о сотрудничестве и обмене опытом. По понятным причинам, американские специалисты проявляли особый интерес к силовой установке советского / российского самолета Як-141. Им удалось договориться о передаче документации по этой части проекта. Кроме того, согласно некоторым источникам, международный договор предусматривал участие российских специалистов в разработке американского проекта. Параллельно шло изучение идей и решений, ранее предлагавшихся различными американскими компаниями.

Конечным итогом работ середины девяностых годов и последующего периода стало появление истребителя F-35B, ныне выпускаемого серийно и поставляемого заказчикам. По определенным причинам, этот самолет имеет некоторое сходство с Як-141 – прежде всего, с точки зрения компоновки. При этом, однако, авторы проекта JSF не стали просто копировать советские / российские решения, хотя, очевидно, и приняли их во внимание.

Силовая установка истребителя Як-141 включала три двигателя, решавшие две задачи. В хвосте фюзеляжа помещался турбореактивный подъемно-маршевый двигатель Р-79В-300 с поворотным соплом. Позади кабины располагались два подъемных двигателя РД-41. При вертикальном взлете и посадке двигатели должны были работать вместе; в горизонтальном полете РД-41 выключались и закрывались подвижными створками. Истребитель F-35B комплектуется двигателем Pratt & Whitney F135-PW-600, имеющим поворотное сопло и отдельный подъемный вентилятор с приводом от вала. В горизонтальном полете вентилятор не используется.


Турбореактивный двигатель Pratt & Whitney F135-PW-600 со всеми дополнительными устройствами. Фото Wikimedia Commons


Проект F-35B показывает, что в некоторых ситуациях стоит обращаться за помощью к зарубежным коллегам, но не всегда следует в точности копировать их наработки. Учитывая отечественный и зарубежный опыт, компания Lockheed Martin разработала свой собственный вариант подъемно-маршевой силовой установки, отвечающей требованиям заказчика. Кроме того, она смогла довести его до серийного производства и эксплуатации в нескольких армиях мира.

Контракт и копия

Как известно, китайская промышленность совершенно не стесняется перенимать чужой опыт и даже открыто копировать зарубежные образцы. Особенно ярко подобные методики развития своей авиации проявились в случае с истребителями семейства J-11. Взяв за основу зарубежную технику, китайские специалисты уже создали целый ряд собственных образцов.

В 1996 году был подписан очередной контракт на поставку российских истребителей семейства Су-27 зарубежной стране. На этот раз заказчиком выступили военно-воздушные силы Китая, нуждавшиеся в современной технике. Согласно подписанному договору, российская сторона должна была передавать китайским коллегам в лице компании Shenyang Aircraft Corporation самолеты Су-27СК в виде сборочных комплектов. Задачей SAC была сборка готовой техники с последующей ее передачей военным. Контракт предусматривал поставку 200 комплектов.

Су-27СК китайской сборки получили местное обозначение «Шэньян» J-11. Впоследствии его дополнили литерой «A» Первый самолет такого типа поднялся в воздух в конце 1998 года, но дальнейшие работы заметным образом затянулись. Полномасштабную сборку серийных машин удалось наладить только через два года. До 2003-го включительно компания «Сухой» отправила в Китай чуть более сотни сборочных комплектов, после чего поставки прекратились. Заказчик отказался принимать следующие комплекты, сославшись на тот факт, что Су-27СК / J-11A более не отвечают актуальным требованиям ВВС НОАК.

Копировать и строить. Чужие наработки в авиационной технике
Су-27СК российского производства из состава ВВС НОАК. Фото Airwar.ru


Через несколько лет стало известно, что Shenyang Aircraft Corporation запустила производство нового истребителя J-11B. Фактически он являлся копией Су-27СК с некоторыми изменениями в конструкции и составе бортового оборудования. Одним из самых серьезных изменений стала замена двигателя. Вместо российских АЛ-31Ф были использованы изделия WS-10A местного производства. Как вскоре выяснилось, китайские двигатели не могут соперничать с российскими по своим эксплуатационным характеристикам и ресурсу, что приводит к серьезным проблемам.

Несмотря на заметные изменения базового самолета, новый истребитель J-11B являлся нелицензионной копией Су-27СК. Этот факт привел к спорам на международном уровне и обмену недружественными заявлениями. В свое время утверждалось, что выпуск самолетов без лицензии может привести к сокращению военно-технического сотрудничества. В частности, Россия отказывалась продавать Китаю новые истребители в малых количествах во избежание их использования в качестве образца для копирования.

Впрочем, китайская сторона, несмотря на все споры, продолжала выпуск своей версии Су-27СК. Кроме того, в дальнейшем на базе J-11B были созданы несколько новых моделей, в том числе палубные истребители J-15, при разработке которых тоже применялись зарубежные наработки.

По данным справочника The Military Balance за 2018 год, в настоящее время военно-воздушные силы Китая имеют на вооружении 20 истребителей Су-27СК российской сборки и 95 самолетов J-11A, изготовленных по лицензии. Также имеется 110 машин J-11B, в том числе учебно-боевой модификации. Морская авиация располагает 72 истребителями J-11B. Также имеется два десятка самолетов J-15, представляющих собой палубную модификацию исходного J-11B.


Shenyang J-11B морской авиации Китая. Фото US Navy


Копия без контракта

Практика показывает, что для копирования современной техники не обязательно подписывать соглашения с другой страной. Более того, можно даже не иметь теплых отношений со страной происхождения желаемого образца. Одной из самых громких новостей 2011 года стал перехват Ираном американского разведывательного беспилотного летательного аппарата. Иранские специалисты изучили этот трофей и через несколько лет представили его копию.

Напомним, в начале декабря 2011 года БПЛА RQ-170 Sentinel производства компании Lockheed Martin совершал разведывательный полет над западной частью Афганистана. Во время полета оператор потерял связь с машиной. В течение некоторого времени после этого судьба беспилотника оставалась неизвестной. Через несколько дней иранское телевидение рассказало о ситуации с аппаратом. Оказалось, что БПЛА без видимых повреждений попал в руки иранской армии. Такие новости стали поводом для весьма активных обсуждений, участники которых пытались установить, каким образом новейший RQ-170 мог достаться Ирану.

Высказывались самые разные версии, прежде всего связанные с применением систем радиоэлектронной борьбы. Особое распространение получила версия об использовании одного из комплексов РЭБ российской разработки. Впрочем, на официальном уровне такие предположения не подтверждались и не опровергались. Как именно иранские военные смогли захватить целый БПЛА – до сих пор не уточнялось.

Узнав о попадании беспилотника в чужие руки, официальный Вашингтон потребовал вернуть его. Тегеран отказался передавать аппарат хозяевам. Кроме того, иранское командование заявило, что местная промышленность тщательно изучит имеющийся RQ-170 и создаст его копию. Военные также уточнили, что иранский вариант «Сентинела» будет превосходить оригинал по всем основным параметрам. Через несколько месяцев иранское командование напомнило о таких планах, но военное ведомство США усомнилось в возможности их выполнения.


Американский БПЛА RQ-170 Sentinel. Фото Medium.com


В мае 2014 года иранские средства массовой информации опубликовали первые изображения перспективного БПЛА Saegheh, созданного на основе американской машины. Через несколько месяцев, в конце осени того же года, стало известно, что этот аппарат поднялся в воздух и проходит испытания. По очевидным причинам, Иран не спешил разглашать подробности своего проекта, что привело появлению различных подозрений и версий.

Ориентировочно в 2016 году изделия Saegheh поступили в серию и вскоре попали в войска. По разным данным, планировалось строительство полсотни таких аппаратов. Иранские копии RQ-170 уже используются для решения реальных задач. Так, несколько месяцев назад Израиль утверждал, что его ПВО смогло перехватить один из иранских беспилотников, совершавших полет над его территорией. Демонстрировались фрагменты разрушенной машины.

К сожалению, достоверно известен только внешний вид иранского беспилотного аппарата, что не позволяет в полной мере оценить степень копирования зарубежной техники. В связи с этим имеют место разные оценки, причем не всегда положительные. Потенциал иранской промышленности действительно позволяет скопировать некоторые технические решения американского проекта, однако в прочих областях наблюдается серьезное отставание. В частности, есть все основания для сомнений в том, что Saegheh может сравниться с RQ-170 Sentinel по характеристикам разведывательной аппаратуры, а также приборов связи и управления. Что примечательно, реальная информация о таких особенностях двух проектов еще долго не сможет стать достоянием общественности: и США, и Иран не заинтересованы в разглашении технических подробностей двух важнейших проектов.

Разные пути к цели

Покупка лицензии на производство образца зарубежной разработки, копирование чужих изделий без соответствующего разрешение или создание своих проектов с оглядкой на иностранные давно является нормой для всех сфер оборонной промышленности, в том числе и для авиастроения. Можно найти десятки или даже сотни примеров такой деятельности, позволяющей в кратчайшие сроки получить требуемую технику или оружие, сократив отставание от зарубежных конкурентов.


Иранские беспилотники Saegheh в сборочном цеху. Фото Defence-blog.com


В то же время, копирование идей или готовых изделий не является панацеей и не решает все проблемы. В некоторых ситуациях следует не копировать, но изучать и принимать во внимание основные идеи, чтобы использовать их при создании новых проектов. Именно такой подход применялся при разработке силовой установки для истребителя F-35B. Китайские инженеры, создавая свой J-11B, сначала собирали готовый образец зарубежной разработки, но позже изменили его конструкцию в соответствии со своими требованиями. Иранская промышленность в проекте Saegheg, похоже, предприняла попытку, как минимум, внешнего копирования доступного образца с применением доступных технологий и материалов.

Как показывают рассмотренные примеры, результат копирования и переработки зарубежных образцов прямо зависит от потенциала предприятий, занимающихся этим делом. К примеру, технологические ограничения привели к тому, что самолеты J-11B уступают Су-27СК по характеристикам двигателей, а Saegheh не может считаться полноценным конкурентом базового RQ-170. В то же время, изучение чужих наработок приводит к быстрому и удобному получению опыта без необходимости проведения длительных исследовательских и конструкторских работ, а значит, положительным образом сказывается на потенциале промышленности.

Несмотря на определенную сложность и ограниченный потенциал, копирование и доработка готовых образцов, а также использование «подсмотренных» решений остается одним из основных методов создания перспективных проектов. При этом, имея отличающуюся мотивацию, его используют как развивающиеся, так и развитые страны. А это означает, что в самом ближайшем будущем мы обязательно узнаем об очередной попытке копирования зарубежной авиационной техники.

По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
https://globalsecurity.org/
http://armyrecognition.com/
http://english.chinamil.com.cn/
https://nationalinterest.org/
http://lockheedmartin.com/
http://airforcetimes.com/
https://timesofisrael.com/
Автор:
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Николай Р-ПМ
    Николай Р-ПМ 17 сентября 2018 05:47 Новый
    +15
    Тема статьи неичерпаема: чего только стоит история сайдувиндера и разработанной с использованием его фрагментов к-13, доведение до ума цельнометаллических лопастей ми-4 после изучения образцов лопастей, попавших в результате вынужденной посадки s-55, история dc-3 и его лицензионной версии ли-2, история b-29 и ту-4. Участие аэроспасяль/еврокоптер/аэрбас хелиптерс в вертолетных программах Китая, Индии, Южной Кореи, Румынии и ЮАР позволило быстро получить этим странам довольно сносные образцы техники (правда в последнее время вертолеты пума и сделанные с оглядкой на него отметились чередой катастроф...)
    Бывшие декан моего факультета часто говорил, что инженер должен быть технической обезьяной и быть готов к ОБОСНОВАННОМУ и ВДУМЧИВОМУ копированию технических решений с оглядкой на технологические возможности своей отрасли. Это позволит экономить время и в итоге оперативно отреагировать на появление у противника/конкурента приемущества.
    1. Удав КАА
      Удав КАА 18 сентября 2018 00:45 Новый
      +3
      Цитата: Николай Р-ПМ
      инженер должен быть технической обезьяной и быть готов к ОБОСНОВАННОМУ и ВДУМЧИВОМУ копированию технических решений с оглядкой на технологические возможности своей отрасли. Это позволит экономить время и в итоге оперативно отреагировать на появление у противника/конкурента приемущества.

      Это правильно. Ибо это экономит время и деньги! Янки воспользовались документацией по Як-141. Ю.И. Борисов заявил, что выдано задание на проектирование и создания нового СВВП для наших авианесущих кораблей. Думаю нам следует воспользоваться наработками янкесов по F-35, чтобы создать подобную или лучше машину. (Если, конечно же, у нас есть такие или лучше технологии).
      ИМХО.
    2. Комментарий был удален.
  2. Magic Archer
    Magic Archer 17 сентября 2018 07:38 Новый
    0
    По теме БПЛА мы отстаём ,поэтому копирование идеальный выход из сложившейся ситуации.Было бы не плохо заполучить тот же Сентинел у иранцев.И тогда бы может свой Сентинел уже был бы в небе.Но...воз и ныне там
  3. Strashila
    Strashila 17 сентября 2018 07:47 Новый
    +3
    Цитата: Николай Р-ПМ
    Бывшие декан моего факультета часто говорил, что инженер должен быть технической обезьяной и быть готов к ОБОСНОВАННОМУ и ВДУМЧИВОМУ копированию технических решений с оглядкой на технологические возможности своей отрасли. Это позволит экономить время и в итоге оперативно отреагировать на появление у противника/конкурента приемущества.

    для ознакомления... не более. Понять суть... но изготовить, много препятствий... фактически все придется делать с нуля после тщательного ознакомления... самому, будучи работая конструктором приходилось этим заниматься. Важна идея и принцип работы, а вот сможете вы все это изготовить на своей технологической базе... это совершенно другой вопрос. И самое основное... понять... оно вам надо...???
    1. Zaurbek
      Zaurbek 17 сентября 2018 08:40 Новый
      +1
      Когда то, с чем ты ознакамливаешься на пару тройку поколений впереди..лучше сразу копировать (если образец в руках)
    2. venik
      venik 17 сентября 2018 09:05 Новый
      +7
      Цитата: Strashila
      для ознакомления... не более. Понять суть... но изготовить, много препятствий...

      ===========
      Ребята! Не спорьте! Вы ОБА правы!!! Некоторые решения МОЖНО и НУЖНО копировать (чтобы "не изобретать велосипед" - например - удачные компоновочные решения), некоторые - трудно и не НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА!!! Некоторые просто НЕ ВОЗМОЖНО (по крайней мере без коренной перестройки технологий и т.д.).....
      В любом случае - знакомство с зарубежными образцами - ВСЕГДА полезно!!!
  4. Snakebyte
    Snakebyte 17 сентября 2018 11:53 Новый
    0
    Конечным итогом работ середины девяностых годов и последующего периода стало появление истребителя F-35B, ныне выпускаемого серийно и поставляемого заказчикам. По определенным причинам, этот самолет имеет некоторое сходство с Як-141 – прежде всего, с точки зрения компоновки. При этом, однако, авторы проекта JSF не стали просто копировать советские / российские решения, хотя, очевидно, и приняли их во внимание.

    То, что приняли во внимание - безусловно. Хотя прототип двигателя и подъемной системы был готов "в металле" за месяц до подписания контракта с КБ Яковлева. Ценность представляли результаты практических испытаний на режиме висения.
  5. ИванИванов
    ИванИванов 17 сентября 2018 12:11 Новый
    +1
    Стырить у "партнера" не грех, важно в чьих интересах, остальное - лирика
  6. Svetlana
    Svetlana 17 сентября 2018 16:40 Новый
    0
    Согласно сообщениям, идеи создания «летающих тарелок», созданных по предложенной капитаном Рольфом Шрифером (Rolf Schriever), возникли весной 1941-го года.

    На рисунке - «Летающая тарелка» Шрифера, вид сзади. Можно разглядеть три двигателя, которые служили для привода диска, два двигателя для горизонтального полёта и три стойки служившие в качестве шасси.
    Дальнейшим развитем летающих дисков стал Высотный разведчик-автожир «Флюгегельрад-Ш».

    На новой элементной базе летающая тарелка может выглядеть так:
    1. Вадим237
      Вадим237 17 сентября 2018 17:00 Новый
      0
      Такая схема не прокатит, придётся поставить ещё одно кольцо с ротором, вращающегося в противоположную сторону, чтобы стабилизировать центробежные силы и уменьшить число лопастей на обоих роторах, так как большое количество лопастей, как на первом рисунке, приводит к торможению воздушного потока и уменьшению подъёмной силы.
      1. Svetlana
        Svetlana 17 сентября 2018 18:57 Новый
        0
        Ещё одно кольцо с ротором, вращающегося в противоположную сторону ставить не обязательно,т.к. противоположный вращению лопастей момент уносится реактивным вихревым (как у торнадо) потоком воздуха, а не передаётся центральной части диска с кабиной пилотов. Но в сверхзвуковом варианте ещё одно кольцо с ротором возможно, т.к. 2 крыла биплана способны гасить ударную волну на сверхзвуке.
        Чем больше суммарная площадь лопастей,тем больше подъёмная сила. Для компенсации силы лобового сопротивления большого количества лопастей применяют двухконтурные ТРД большой тяги, аналогичные ПД-14. Их выгоднее размещать как можно дальше от оси вращения, т.е. ближе к выдвижным лопастям - так будет больше момент силы M=F*R. Поэтому часть сжатого воздуха от компрессоров вертикальных ТРД можно отводить по воздуховодам в форсажные камеры сгорания с тангенциальными соплами, установленные на периметре вращающейся части дисколёта.
  7. gridasov
    gridasov 23 октября 2018 18:38 Новый
    0
    Вы просто не понимаете физику процесса поэтому гадаете ,что нужно , а что нет.