В Новосибирске отреставрируют Ил-2, обнаруженный на Кольском полуострове

59
Поднятый со дна озера Кулонга в Мурманской области в августе этого года штурмовик Ил-2, будет доставлен 17 сентября в Новосибирский государственный технический университет, где займутся его реставрацией, сообщает "РГ" со ссылкой на пресс-службу ВУЗа.

В Новосибирске отреставрируют Ил-2, обнаруженный на Кольском полуострове




По словам доктора технических наук, профессора кафедры прочности летательных аппаратов университета Владимира Бернса, под руководством которого и пойдет реставрация штурмовика, обнаруженный в Мурманской области Ил-2 является единственным в мире сохранившимся самолетом одноместной версии. Полное восстановление самолета до летного состояния займет не менее четырех лет, после чего планируется использовать штурмовик в авиашоу и в авиасалонах по всему миру.



Ранее в Новосибирском государственном техническом университете уже восстановили до летного состояния два штурмовика Ил-2, которые уже участвуют в авиашоу по всему миру.

По данным фонда "Крылатая память Победы", занимавшегося подъемом самолета, на штурмовике летал командир 3-й эскадрильи 46 Штурмового авиаполка Северного флота капитан Александр Каличев. Он был подбит зениткой 22 августа 1943 года при штурмовке вражеского аэродрома Луостари, но смог дотянуть до своей территории и посадить самолет на поверхность озера. После того, как Каличев покинул самолет, Ил-2 затонул на глубине 18 метров. Каличев прошел всю войну и уволился из армии в звании подполковника в 1955 году.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    59 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +30
      15 сентября 2018 19:16
      Летчик Александр Иванович Каличев родился в 1909 году. С 10 мая 1942 года по 29 января 1943 года проходил службу в составе Военно-воздушных сил Черноморского флота, а с 29 января 1943 года — в составе Северного флота. Уволился из армии в 1955 году в звании подполковника. Награжден орденом "Красное Знамя", орденом Ленина, орденом "Отечественной войны 1 степени", медалью "За боевые заслуги", медалью "За оборону Кавказа", орденом "Красная Звезда" и орденом "Отечественной войны 2 степени".


      1. +3
        15 сентября 2018 22:30
        Аристарх, спасибо за подробности.
      2. -5
        15 сентября 2018 22:38
        Не порядошно ставить классы,за трагедию , к ВО это не относится.
        1. +17
          16 сентября 2018 02:32
          А нет трагедии. Лётчик жив. Дотянул до своих. Провоевал до Победы. Достойные награды, достойная служба.
          Самолёт вон даже его нашли. Подняли, снова жить будет!
          Радоваться надо!
      3. +1
        17 сентября 2018 06:47
        Только что трейлер с Илом проехал в ворота факультета ЛА мимо моего дома.
    2. +7
      15 сентября 2018 19:19
      Озёра полуострова ещё полны тайн, которые предстоит открыть.
      1. +27
        15 сентября 2018 19:29
        Недавно с аэродрома Жуковский в небо снова поднялся штурмовик Ил-2, который был восстановлен фондом «Крылатая память Победы» при поддержке ПАО «Ил». Этот самолет был поднят со дна озера Кривое в Мурманской области, где пролежал более 70 лет.
        1. +20
          15 сентября 2018 19:47
          Восстановленный в Новосибирске ИЛ-2 в 2018 году совершил перелет в Берлин для участия в авиашоу, чтобы порадовать местных дедов.
          1. +1
            15 сентября 2018 20:02
            Цитата: Аристарх Людвигович
            Восстановленный в Новосибирске ИЛ-2 в 2018 году совершил перелет в Берлин для участия в авиашоу, чтобы порадовать местных дедов.

            В Берлине у населения сработала генетическая память и увидев ИЛ-2 в небе, единовременно население германии стало откладывать кирпичи..
            1. 0
              17 сентября 2018 20:20
              пустить на них самый страшный бомбер По-2 - пусть порадуются жизни
    3. +3
      15 сентября 2018 19:20
      Красавцы! Вообще был не в курсе про одноместную версию ИЛ-2
      1. -1
        15 сентября 2018 19:23
        Сначала так делали,но потом стали спину прикрывать вторым пилотом с пулемётом,уж больно лёгкая мишень стала сзади для люфтваффенских летунов истребительных...
        1. +2
          15 сентября 2018 19:32
          Сначала летчики-штурмовики были против введения двухместных версий. Уж больно часто привозили с заданий мертвого стрелка (броннеспинка у летчика была, а стрелок был защищен гораздо хуже). Но затем проблему стали решать. Читал мемуары героя Советского Союза Емельянова. К сожалению не помню инициалов этого человека. В книге хорошо описаны будни наших летчиков с первого дня войны.
          1. +7
            15 сентября 2018 21:49
            Василий Борисович Емельяненко, гвардии старший лейтенант, Герой Советского Союза, в дальнейшем гвардии полковник
            До войны недоучившийся композитор, ведущий группы штурмовиков 7-го гшап, 88 боевых вылетов на штурмовку наземных войск, 2 сбитых самолёта, трижды сбит сам.
            В 1942 году будучи сбитым зенитным огнём, совершил вынужденную посадку в районе цели на вражеской территории, после чего был вывезен своим ведомым Михаилом Талыковым, севшим рядом и забравшим своего командира под огнём врага. Инспектор по технике пилотирования 230-й шад. Оставил прекрасные воспоминания "В военном воздухе суровом" (https://www.litmir.me/br/?b=60811&p=1)
          2. 0
            17 сентября 2018 06:07
            книга называется-В военном воздухе суровом,,, издана в середине 1980-х, переиздана в нулевые в сокращённом виде и под другим названием, за хорошую новость-спасибо! ещё один наш самолёт вернулся с той войны!
        2. +5
          15 сентября 2018 19:43
          Jolly oldster sailor

          Если комментируете на авиа тему, то надо быть точнее, а не нести чушь... Не второй пилот, а стрелок..
          1. -4
            15 сентября 2018 19:49
            Пардоньте,Димитрий,если задел тонкие струны души Вашей....А стрелок,не пилот разве?Тоже ведь лётчик,по-моему скромному мнению... hi
            1. +4
              15 сентября 2018 20:53
              Про мои струны.... Ну не вам...
              Стрелок то и потом на Ил 2 задом летал.... Не летчик....
            2. +7
              15 сентября 2018 20:57
              а кочегар на корабле - разве не штурман? странно....
            3. +4
              15 сентября 2018 21:14
              Цитата: Jolly oldster sailor
              А стрелок,не пилот разве?Тоже ведь лётчик,по-моему скромному мнению...

              Пилот - пилотирует, а летчик - летает.
              Как у нас когда то говорили:
              "Курица - не птица,
              вертолет - не самолет,
              стюардесса - не девица,
              правый летчик - не пилот"
              В экипаже есть штурманы, радисты, стрелки, операторы...это все летный состав, но пилот - это тот, кто УПРАВЛЯЕТ самолетом.
              1. +4
                15 сентября 2018 22:03
                это все летный состав, но пилот - это тот, кто УПРАВЛЯЕТ самолетом.


                Вот беда, а у нас не было ПИЛОТОВ. Командир был, правак был ( летчик-штурман ), борттехник был . А , вспомнил , был один "ПИЛОТ" - звали его АП-34Б. laughing Да не было в советской армии "пилотов", чё моду взяли у западников.
                1. 0
                  17 сентября 2018 06:43
                  Пилотки были, а пилотов не было?
            4. Комментарий был удален.
        3. +1
          16 сентября 2018 02:06
          Цитата: Jolly oldster sailor
          Сначала так делали,но потом стали спину прикрывать вторым пилотом

          Извините но второй пилот обычно сидит справа, как говорится наше дело правое-не мешать левому! А у ил два был стрелок.
        4. 0
          16 сентября 2018 21:12
          Сначала так делали,но потом стали спину прикрывать вторым пилотом с пулемётом,уж больно лёгкая мишень стала сзади для люфтваффенских летунов истребительных...

          На ИЛ-2 стрелок располагался, спиной к движению самолёта, позвольте узнать, как он пилотировал самолёт, или беря управление на себя ИЛ-2 становиля ЛА схемы "утка" с толкающим винтом?
      2. +2
        15 сентября 2018 21:34
        Первая модификация изначально была 2-х местной , вторым был стрелок. Но Сергею Владимировичу не удалось отстоять свою точку зрения на этот вопрос перед командованием ВВС РККА. По их настоянию в серию пошла одноместная версия, но с увеличенныи запасом бензина. Как результат, не защищенная задняя полусфера и неизбежные потери.
        1. +5
          15 сентября 2018 22:34
          По их настоянию в серию пошла одноместная версия,


          Неточность. Не было "настояния", просто двухместная машина тогда у Илюшина не получилась , не "влезала" в техзадание. Вот и пошла "одноместка". Интересное письмо Илюшина 12 февраля 1942 г. наркому авиапромышленности А.И.Шахурину "В отношении увеличения экипажа самолета Ил-2 до 2-х человек, особенно для самолета с мотором АМ-38, считаем нецелесообразным и ненужным, " Вот вам и настояние сверху.
        2. +4
          16 сентября 2018 02:48
          Цитата: sso-250659
          +1
          Первая модификация изначально была 2-х местной , вторым был стрелок. Но Сергею Владимировичу не удалось отстоять свою точку зрения на этот вопрос перед командованием ВВС РККА. По их настоянию в серию пошла одноместная версия, но с увеличенныи запасом бензина
          Незнаете историю создания самолёта Ил-2. так и не несите околесицу. Одноместный Ил-2 создан чисто по инициативе С.В. Ильюшина. Причём имеется только одно письмо подписанное замнаркома НКАП А.С. Яковлевым, которое узаконивало проведение госиспытаний одноместной версии. Та ахинея что написана в википедии
          Военные потребовали увеличить дальность полета, скорость и потолок, облегчить самолет и для этого убрать кабину стрелка. Сколько ни бился Ильюшин, доказывая необходимость на борту воздушного стрелка, который будет прикрывать заднюю полусферу от истребителей противника, ничего не помогало.

          Он писал в ЦК, а 7 ноября 1940 года сам отнес письмо на имя Сталина. В начале декабря его вызвали в Кремль.

          -Товарищ Ильюшин, военные считают что надо делать одноместный штурмовик, сказал Сталин.(Феликс Чуев. Ильюшин)

          ни имеет ни какого документального подтверждения.Нет ни одного такого письма Записка Есть письмо от наркома обороны С.К.Тимошенко за №10057,от 16.05.1940естьписьма от начальника ВВС Я.В.Смушкевичаот 24 и 29.05.1940. Но ни водном из этих документов не говорится про одноместную версию.Постановление КО при СНК СССР от 26.06. 1940 придписывало выпустить войсковую серию из десяти самолётов БШ-2АМ-35(бронированный штурмовик,двухместный. с мотором АМ-35).Но даже установка более мощного АМ-38 не спааласитуацию, а тут еще П.О. Сухой со со своим ОБШ М-71,который был на конечной стадии проектирования,причём данные в этот самолёт заложенны выше чем у Ильюшина.Так же начались разработки штурмовиков от Кочеригина-ОБШ М-81ТК,ОПБ М-90, Дубровина -ОШ-АМ-35,ОКБ Микояна ПБШ-1...И получилось что С.В. Ильюшин оказался в щекотливой ситуации. с одной стороны военные требуют срочно привести лётные данные БШ-2 в соответствие с ТТТ, предъявленные к данному самолёту. Да ещё и с ДБ-3ф такая же история. недодаёт того что записанно в ТТТ. С другой стороны С.В. Ильюшин понимал что довести данные самолёты "правильным путём" процесс очень трудоёмкий и длительный. Более того приказом НККАП за №612 от 2.11.1940года директор завода №39 т.Соколов и Главный конструктор ОКБ т.Ильюшин обязывались освободить не позднее 1.12.1940 года все площади завода №39 занимаемые ОКБ. В этой связи был найден простой выход, переделать БШ-2 в одноместный вариант, ауж потом, по мере совершенствования двигателя вернутся к его двухместной версии.Существование ЦКБ-57 было узаконено накануне(1) его первого вылета 11.10.1940 года подписанное замНКАП по опытному строительству и науке А.С.Яковлевым.
          1. +4
            16 сентября 2018 02:58
            Идём далее. Содержание данного приказа вызывает недоумение по ряду причин. Как можно было в один и тот же день, передать один и тот же самолёт на испытания в одно- и двухместном вариантах. В приказе заделана подпись Шахурина,наркома НКАП, но подпиасн он А.С. Яковлевым, третье лицо табели о рангах в НКАП. Он же и завизировал этот приказ. В тексте данного приказа не указан номер Постановления КО при СНК, " во исполнение" которого должен был выйти данный приказ. А номер постановления является неотъемлемой частью любого приказа по НКАП изменяющего ТЗ конструктору, и ни как не мог быть "случайно забыт"...
            В общем,этим приказом НКАП прикрыл самовольство Ильюшина. Вот и всё
    4. +3
      15 сентября 2018 19:34
      Я, конечно, не возражаю, но лёгкое изумление у меня всё-таки осталось. В августе сбили самолёт и он приводнился на покрытое льдом озеро..... Неужели там такое бывает?
      1. +2
        15 сентября 2018 20:05
        Очепятка вышла, текст пришлось подправить hi
      2. 0
        16 сентября 2018 03:00
        Цитата: Вкд Двк
        Он был подбит зениткой 22 августа 1943 года при штурмовке вражеского аэродрома Луостари, но смог дотянуть до своей территории и посадить самолет на поверхность озера.

        пожалуйста читайте внимательно что написано в статье
        Он был подбит зениткой 22 августа 1943 года при штурмовке вражеского аэродрома Луостари, но смог дотянуть до своей территории и посадить самолет на поверхность озера.

        про покрытое льдом озеро нет ни одной буквы.
    5. +4
      15 сентября 2018 19:36
      Да уж - сохранность на удивление ...да же краска не совсем облезла - видно дно торфяное и вода всегда ледяная ..да и не разбился , а сел ... Так что восстановление не доставит особых проблем . А реальные восстановленные и летающие много ценнее реплик , так что ждём на авиашоу ...
      1. +1
        16 сентября 2018 16:10
        КВУ-НСвД,так для информации:дно каменистое,вода по хим.составу-практически дистиллят,(чайнику 20 пет,ни разу от накипи не чистил.От меня до Кулонги километров восемь.А самолётов у нас в больших озёрах порядочно притоплено,потому,что у летчиков особого выбора не было-либо скала,либо озеро,ровных площадок у нас просто нет.
    6. +2
      15 сентября 2018 19:41
      Есть фотографии, которые могут рассказывать одну большую историю. Этот кадр из той серии.
    7. +2
      15 сентября 2018 19:47
      Цитата: КВУ-НСвД
      а уж - сохранность на удивление ...да же краска не совсем облезла

      Да уж, бронекорпус то понятноЮ а вот крылья действительно сохранились хорошо.
    8. +4
      15 сентября 2018 19:51
      Да просто слов чувствам нет - блин. Они ведь за нас, не просто за Сталина, он их просто настроил,тех кто в критический момент жил - простите, те кто отдал душу и не важно как,даже закусочек ПОБЕДЫ ,приклоняюсь.
    9. -2
      15 сентября 2018 20:09
      участвуют громко сказано. в основном стоят на захолустных аэродромах
      1. 0
        16 сентября 2018 10:53
        Аэродром Чкаловского завода в Новосибирске - захолустный?
    10. +5
      15 сентября 2018 20:53
      Штурмовка аэродрома... Практически самоубийство, особенно по меркам начала войны.
      И летали. И штурмовали. Герои!

      Вечная память всем, кто взлетел навсегда.
    11. +1
      15 сентября 2018 20:56
      У нас в Самаре на постаменте стоит,тоже с болот поднятый с тех мест примерно...Странно их только в тои районе и находят, видимо немцы много именно там сбили...
      40- тыс их сделанно было
      1. +1
        16 сентября 2018 00:14
        Да нет, скорее климат позволяет в воде лучше им сохраняться
      2. 0
        16 сентября 2018 02:50
        36 тыс. за время войны. На 2-х емнип заводах.
        В Самаре он стоит, и стоит хорошо!
        Всё равно, слегка грызёт...
        Сделали его на "отье..." Ненастояще. Крылья - ни закрылков, ни элеронов; УБТ - просто полдюймовка...
        В Самаре, блин, настоящие "Тигры" делают, которые Pz.VI, натуральные и на ходу, а свою, родную, тем более - самарскую, легенду - слабо что ли?
        Абыдна, знаишь...
        request
    12. +2
      15 сентября 2018 23:03
      Служил в этих местах, суровый климат однако! 200-я бригада сила, десятка, девятнадцатый! Была ещё 198-я кадрированная, автопарк её помню, и кучу птиц!
    13. +2
      15 сентября 2018 23:30
      с большим приветом приветствую эту новость.Ильюшки были желанным хлебом для нашей наступающей штурмовой пехоты.Где Ил-2.там гроза на позициях,однимсловом---выжженный коридор.По нему и добирались наши гвардейцы до города Берлин.По пластунски шли,иногда открываясь до тельняшек..Но только вперёд.Их вёл в бой труд и вот этих вот рабочих,фрезеровщиков,бухгалтеров,табельщиков,служба ОТК,Литейкама-ма....основа всево,сплав ты моя люба,любо варганить тебя до подобающего состояния,....Ил-2 вот он....в этих цехах его производили и смотрите как он гордо,,ДА, ГОРДО,штурмует свои небеса.Слава им,великим помощникам пехоты....упс...сервер видео не даёть скинуть,но ОНО есть,привет Страна,я твой тонкий колллосссок!https://www.youtube.com/watch?v=f3Q3vnskzHs


      https://youtu.be/3hv9Vv0ZSVI
    14. 0
      16 сентября 2018 02:39
      Цитата: Jolly oldster sailor
      Пардоньте,Димитрий,если задел тонкие струны души Вашей....А стрелок,не пилот разве?Тоже ведь лётчик,по-моему скромному мнению... hi

      На военном сайте парень сидит. Уже ни фига не со вчерашнего дня.
      Комментирует!
      Похоже, общий уровень половины местных экспертов.
    15. +3
      16 сентября 2018 05:19
      Горжусь земляками, которые делают такие классные дела.
      Восстанавливая самолёт, они восстанавливают историю, для наших потомков!
      Офигеть, настоящий военный самолёт, который принимал участие в реальных боях!
      1. +2
        17 сентября 2018 08:55
        Цитата: Ретвизан 8
        +3
        Горжусь земляками, которые делают такие классные дела.
        Восстанавливая самолёт, они восстанавливают историю, для наших потомков!
        Офигеть, настоящий военный самолёт, который принимал участие в реальных боях!

        Присоединяюсь! ГНТУ - это бывший НЭТИ... Молодцы, ребята!!!
    16. +1
      16 сентября 2018 06:57
      Цитата: Гиви_49
      Василий Борисович Емельяненко, гвардии старший лейтенант, Герой Советского Союза, в дальнейшем гвардии полковник
      До войны недоучившийся композитор, ведущий группы штурмовиков 7-го гшап, 88 боевых вылетов на штурмовку наземных войск, 2 сбитых самолёта, трижды сбит сам.
      В 1942 году будучи сбитым зенитным огнём, совершил вынужденную посадку в районе цели на вражеской территории, после чего был вывезен своим ведомым Михаилом Талыковым, севшим рядом и забравшим своего командира под огнём врага. Инспектор по технике пилотирования 230-й шад. Оставил прекрасные воспоминания "В военном воздухе суровом" (https://www.litmir.me/br/?b=60811&p=1)

      Спасибо за поправку. Читал эту книгу еще в детстве и поэтому был неточен. Воистину, Василий Борисович выдающийся человек!
    17. 0
      16 сентября 2018 08:18
      Хорошее дело делают ребята!
    18. 0
      16 сентября 2018 09:43
      Всем доброго времени суток!
      Меня вот заинтересовала такая вещь - что за странные "узоры" на бронестеклах фонаря???


      Просто трещины??? Но почему такие симметричные???
      Может кто подскажет???
      1. Комментарий был удален.
      2. +1
        16 сентября 2018 13:15
        Конструкция такая
      3. +1
        16 сентября 2018 13:22
        Это не узоры и не трещины, это визир Васильева ВВ-1.

        Предназначен для прицеливания по воздушным целям, по наземным целям при применении ракетного оружия, по наземным целям при применении бомб.

        Здесь подробнее https://il2sturmovik.ru/news/300/dnevnik-razrabotchika-154/
        1. 0
          16 сентября 2018 19:12
          Вы бы сами внимательно почитали ссылку что привели-на фото именно конструкция бронестекла(составное оно) , а ВВ-1 это круги, да и на носили их на более поздних модификациях
          1. 0
            16 сентября 2018 23:07
            Вы правы, это составное стекло. Несколько лет назад заинтересовался ВВ-1, нигде не нашел ни инструкции, ни описания.
            Думаю, приведенная на снимке модификация оснащена ВВ-1. На месте кронштейна похоже два обрезиненных АЗС.
            Вот и стойка
          2. 0
            16 сентября 2018 23:14
            Фото не приложилось
            https://www.yaplakal.com/forum2/topic1826652.html на первом снимке четко видна стойка мушки.
      4. 0
        16 сентября 2018 22:51
        В отмену своего комментария от 13:22 - это расслоение составных бронестекол, которые выполнялись из отдельных секторов, чтобы при попадании пули в один сектор трещины не распространялись за пределы сектора.
        Метки ВВ-1 наносились на собранное лобовое стекло.
    19. 0
      16 сентября 2018 14:28
      Отличная новость! Еще один Ил вернется в небо)))
      Почитал в комментариях дискуссию про лётчиков, пилотов и стрелков и как-то сразу вспомнилось: "Будешь ты стрелком-радистом, а в душе пилот. Будешь ты летать со свистом... Задом наперёд)))"
    20. +2
      16 сентября 2018 18:24
      Читал, что в одноместной версии штурмовика ИЛ-2 пилоты сами устанавливали оглоблю торчащую в направлении задней полусферы. Оглобля имитировала пулемет и отпугивали вражеские истребители.
      1. 0
        16 сентября 2018 18:33
        Кажется в фильме про академика Королева был этот эпизод.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»