Красная морская авиация в Гражданскую войну

13
Потеря передовых баз морской авиации на Балтийском и Черном морях и Школы морской авиации в г. Баку в результате событий 1917-1918 г., а также пожар Центрального авиационного склада в Петрограде в 1917 г. привели к уничтожению большей части технического имущества и самолетов морской авиации. К середине 1918 г. от численно сравнительно большой русской морской авиации эпохи Первой мировой войны, имевшей в своем составе до 150 действующих гидросамолетов, мало что осталось. Из инфраструктуры - сохранились лишь Школа морской авиации в Ораниенбауме, Школа воздушного боя в Красном Селе, испытательная станция и неработающий авиационный завод в Петрограде.

Но разворачивающаяся на целом ряде фронтов Гражданская война потребовала срочной мобилизации всех сил – в т. ч. морской авиации. Так, организованные для защиты Республики красные озерные и речные флотилии, требовали для обеспечения успешности их боевых действий наличия качественной воздушной разведки – и, соответственно, наличия в их составе авиации. Задача формирования гидроавиационных частей для флотилий была возложена Высшим военным советом на Управление морской авиации. Последнее и приступило к их созданию.



Базами новых формирований служили: для гидроотрядов - воздушный дивизион Особого назначения в Ораниенбауме и для истребительных отрядов - Школа воздушного боя в Красном Селе.

Несмотря на острый недостаток материально-технических ресурсов и самолетов, благодаря высокому революционному энтузиазму летного состава морской авиации, необходимые части были сформированы в указанный Высшим военным советом срок и отбыли на фронты - на Архангельское направление, на р. Каму и на р. Волгу.

Появление на фронтах гидросамолетов в значительной мере облегчило боевую деятельность речных и озерных флотилий и подняло боевое настроение их личного состава. Белые летчики, позволявшие себе, вследствие отсутствия воздушного противодействия, снижаться для пулеметного обстрела и бомбометания по красным судам до минимальных высот, почти буквально «садясь на мачты» кораблей, стали действовать осторожнее.



Зимой 1918 - 19 гг. в соответствии с директивой морского командования для каждой военной флотилии должен был быть сформирован гидродивизион в составе двух гидроотрядов и одного истребительного отряда.

Но непрерывное формирование новых отрядов морской авиации в 1918 г. привело к тому, что был исчерпан весь наличный запас гидросамолетов и подготовленный кадр летчиков. Общее положение Советской Республики к этому моменту было очень неблагоприятным - как для организации производства новых самолетов, так и для открытия новой школы морской авиации. В то же время пополнений (как в материальной части, так и в летном составе) ждать было неоткуда, авиационный завод в Петрограде не работал, а существовавшая тогда в Нижнем Новгороде Школа морской авиации бездействовала, передав большую часть своего имущества на формирование Волжского дивизиона.



Однако, несмотря на весьма ограниченные возможности и незначительные ресурсы, ценой чрезвычайных усилий, при материальной поддержке командования Балтийского флота и Петрокоммуны удалось частично наладить работы по выпуску новых гидросамолетов на авиазаводе в Петрограде и там же (на Гутуевском острове) организовать (за счет самолетов испытательной станции) вторую школу морских летчиков.

Заводом к 1 января 1919 г. было изготовлено (из оставшихся запасов полуфабрикатов и готовых изделий) около 30 единиц гидросамолетов типа М-9. Школа же к концу навигации 1918 г. допустила к самостоятельным полетам первую группу учеников-летчиков.



В результате этой работы морская авиация имела к навигации 1919 г. в своем составе 52 действующих гидросамолета и 21 самолет-истребитель.

В 1919 г. Гражданская война достигла апогея.

Морская авиация вместе с Красным флотом и Красной армией принимала активное участие в отражении белых армий на Северном и Петроградском фронтах, на Волге, на Каспийском море, на Онежском озере и на Днепре. Боевая деятельность в этот период протекала в весьма тяжелых (во всех отношениях) условиях. Изношенные моторы и материальная часть, острый недостаток горючего, заменяемого различными, подчас весьма недоброкачественными, смесями из разных суррогатов, чрезвычайно увеличивали возможность вынужденных посадок на сушу и в расположении противника.

Оторванность на продолжительное время от культурной и политической жизни, недостаток продуктов питания, приводившие летный состав к необходимости продолжительное время питаться одним черствым хлебом, поджаренным на касторовом масле, отсутствие необходимой летной одежды - результатом чего нередко было отмораживание во время полетов конечностей тела, - все это создавало исключительно тяжелые бытовые условия для жизни летного состава. Однако энтузиазм и в этом вопросе приходил на помощь личному составу морской авиации, позволяя с успехом выполнять возложенные на него командованием оперативные задания.



Боевая деятельность морской авиации в этот период выражалась в выполнении различных оперативных задач по обслуживанию речных и озерных флотилий и в самостоятельных боевых действиях по наземному и воздушному противнику.

В зависимости от тех или иных условий оперативной обстановки и района боевых действий отрядами морской авиации выполнялись различные задачи - начиная от одиночных полетов в разведывательных целях и до групповых бомбардировочных налетов в составе 18 самолетов, а также воздушных боев с превосходящим (по количеству и боевым качествам самолетов) воздушным противником.

Интенсивность боевой деятельности частей морской авиации на отдельных фронтах в течение 1919 г. выражается в следующем количестве налетанных боевых часов и сброшенных бомб:

На Северном фронте - налетано 345 часов, сброшено 2 тонны бомб;
на Петроградском фронте – налетано 196 часов, сброшено более 7,5 тонн бомб и до 1,2 тонны стрел;
на р. Волге – налетано 1200 часов, сброшено более 10 тонн бомб и до полутоны стрел;
на Каспийском море – налетано 435 часов, сброшено до 4,1 тонн бомб;
на Онежском озере – налетано 76 часов, сброшено до полутонны бомб;
На р. Днепре – налетано 180 часов, сброшено 655 кг бомб.

Всего за данный период времени налетано свыше 3000 боевых часов и сброшено около 32,8 тонн бомб и свыше 1,6 тонны стрел.

К началу 1920 г., когда в результате победоносного наступления Красной армии зимой 1919 г. были ликвидированы Северный и Восточный фронты, а с началом навигации Каспийская флотилия ликвидировала своего противника на Каспийском море, и лишь на Южном фронте сохранился крымский ТВД, - вся морская авиация была сосредоточена на Черном и Азовском морях. На Азовском море активная деятельность созданной там флотилии ставила перед морской авиацией задачу осуществить разведку вплоть до Керченского пролива. Изношенные моторы и самолеты гидрочастей, а также полное отсутствие плавучих средств для оказания помощи самолетам в случае посадки в открытом море, обусловливали большой риск при столь далеких полетах в открытое море, требуя от летного состава, привыкшего за предыдущий период Гражданской войны к речным операциям, высоких моральных качеств.

В результате разведывательной деятельности морской авиации, Азовская флотилия, своевременно предупреждаемая о появлении флотилии противника, дважды нанесла ему серьезные поражения в артиллерийских боях 10 и 14 августа у Кривой и Обиточной Косы.

Боевая деятельность морской авиации за этот же период на Черном море выражалась в разведках побережья и районов моря на Херсонском, Очаковском и Одесском направлениях и бомбардировочных действиях по судам противника. Особенно характерна была бомбардировочная деятельность морской авиации по судам противника у Очаковской крепости. Все обстрелы Очаковской крепости крупной артиллерией с судов и барж противника (в том числе и линкора «Генерал Алексеев») отражались исключительно гидросамолетами. Имевшиеся в Очакове береговые батареи, вооруженные 130-мм орудиями не могли состязаться с 12-дюймовыми орудиями обстреливавшего Очаков линкора «Генерал Алексеев».

За все время операций на Черном и Азовском морях самолетами морской авиации было налетано 1300 боевых часов и сброшено 10,6 тонн бомб.

Наш краткий и неполный обзор боевой деятельности морской авиации в ходе Гражданской войны в 1918-20 гг. далеко не полностью отражает ее огромное боевое значение и обширность и разноплановость применения в боевой обстановке Гражданской войны. Но и приведенных отрывочных данных, на наш взгляд, достаточно, чтобы дать должную оценку той роли, которую она сыграла на всех фронтах – причем в исключительно тяжелых условиях.



33 тонны сброшенных в расположении противника бомб и около 5000 налетанных боевых часов свидетельствуют о той колоссальной боевой работе и пользе, которую морская авиация оказала своими действиями красным речным и озерным флотилиям в 1918-1920 гг. во время Гражданской войны в России.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    19 сентября 2018 05:54
    Рад этой статье . Спасибо .Особенно словам-----Победоносное наступление Красной Армии
    1. +6
      19 сентября 2018 06:33
      сто лет ,Морским Лётчикам ! круто. soldier
      1. +4
        19 сентября 2018 12:44
        официально 102 года, на самом деле даже больше
  2. +8
    19 сентября 2018 07:38
    Важный этап развития отечественной морской авиации, вопреки всему.
    Через тернии - почти к звездам)
  3. +5
    19 сентября 2018 09:38
    Стрелы убийственная штука, намморе наверно не меньше чем на суше.
    Спасибо за статью!
  4. BAI
    0
    19 сентября 2018 10:01
    Возможно я ошибаюсь, но все изображенные на фото крупным планом самолеты - не гидросамолеты, а обычные, причем по тексту статьи внимание акцентируется на гидросамолетах.
    1. +7
      19 сентября 2018 10:36
      по тексту статьи внимание акцентируется на гидросамолетах.

      К сожалению ошибаетесь - по тексту статьи речь идет о всех самолетах морской авиации, а не только гидросамолетах. Цитирую:
      Зимой 1918 - 19 гг. в соответствии с директивой морского командования для каждой военной флотилии должен был быть сформирован гидродивизион в составе двух гидроотрядов и одного истребительного отряда.
      или
      В результате этой работы морская авиация имела к навигации 1919 г. в своем составе 52 действующих гидросамолета и 21 самолет-истребитель.

      наверное невнимательно читали тест.
      Это раз.
      А сами хайрулинско-кондратьевские фото, если обратили внимание, демонстрируют именно самолеты морской авиации - и к ним имеются соответствующие подписи. Ничего лишнего. Это два.
      Статья - о морской авиации, а не о гидросамолетах.
      1. +7
        19 сентября 2018 14:42
        Брутан
        Стрелы убийственная штука

        Так точно, и вот технология их применения - между прочим с очень интересным комментарием

        BAI
        но все изображенные на фото крупным планом самолеты - не гидросамолеты, а обычные

        ???
        А разве на фото № 3 не гидросамолеты??
        Сказано ж - "Общий вид плавбазы "Коммуна" и буксирного парохода "Самородок". На палубе "Коммуны" - летающие лодки Григоровича М-5 и М-9.
        А что такое М-5 и М-9 как не гидросамолеты? Кстати прекрасные машины, изюминка русской императорской гидроавиации. М-9 получилась очень удачной по своим мореходным и летным качествам. Она стала самой известной конструкцией Григоровича не только за предыдущие, но и за последующие годы его работы в области авиации. По ходатайству Морского генерального штаба России авиаконструктор был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. Двухместная лодка М-9 с отличной мореходностью позволяла применять гидросамолет в боевых условиях и в открытом море. На взлете и посадке свободно преодолевалась волна высотой 0,5 м. М-9 в основном применялась для воздушной разведки, патрулирования в море, бомбометания по кораблям и береговым объектам.
        Одних только М-9 построили около 500 единиц.
  5. +2
    19 сентября 2018 16:40
    Автору признательность за малоизвестную, а потому и интересную тему: становление советской гидроавиации.
    В тоже время и упрек: приведена чистая статистика сброшено столько-то бомб и стрел и всё. А ведь, самолетами управляли люди и у них были имена. Или автор пишет:"организовать вторую школу морских летчиков",а у школы был начальник, были инструктора! Кто те люди, что стояли у истоков русской и советской морской авиации? Они заслуживают, чтобы их помнили
    1. +8
      19 сентября 2018 16:50
      Спасибо!
      В статье сделана попытка проследить ТЕНДЕНЦИИ развития отечественной морской авиации, увидеть ее специфику. Приводятся известные далеко не широкому кругу лиц факты. Поэтому-то и важно сколько
      сброшено столько-то бомб и стрел
      и сколько действовало эскадрилий.
      самолетами управляли люди и у них были имена. Или автор пишет:"организовать вторую школу морских летчиков",а у школы был начальник, были инструктора! Кто те люди, что стояли у истоков русской и советской морской авиации? Они заслуживают, чтобы их помнили

      Естественно. Но и не все сразу. Мы и оговорились в статье:
      Наш краткий и неполный обзор боевой деятельности морской авиации в ходе Гражданской войны в 1918-20 гг. далеко не полностью отражает ее огромное боевое значение и обширность и разноплановость применения в боевой обстановке Гражданской войны.

      А значит...
      Простор для дальнейших исследований good
  6. +1
    19 сентября 2018 16:47
    Цитата: BAI
    Возможно я ошибаюсь, но все изображенные на фото крупным планом самолеты - не гидросамолеты, а обычные, причем по тексту статьи внимание акцентируется на гидросамолетах.

    По крайней мере на 1 и втором фото изображены бипланы на колесах, а не на поплавках вот ВАI и говорит про обычные самолеты. Хотя и обычный биплан мог использоваться как морской бомбардировщик или разведчик, но взлетал с суши
    1. +2
      20 сентября 2018 01:52
      Цитата: vladcub
      По крайней мере на 1 и втором фото изображены бипланы на колесах, а не на поплавках вот ВАI и говорит про обычные самолеты. Хотя и обычный биплан мог использоваться как морской бомбардировщик или разведчик, но взлетал с суши

      Святослав! Вы правы,но не во всём. До сих пор используется в авиации амфибийная схема, то есть самолёты морской авиации летать как на колёсном шасси с береговых аэродромов, так и ставиться на поплавки и использовать для полётов достаточно подходящую водную поверность.
      [center][/center
      Этот самолёт для примера, а экссперименты с поплавками проводидились ещё до ПМВ
  7. 0
    28 октября 2018 13:59
    Состав Морской Авиации Морских Сил Республики в сентябре 1918 г.

    Авиационный отдел при управлении кораблестроения РКВМФ (с 1918 г.) — Москва.

    Петроградская и Нижегородская ШМА, Красносельская МШВБ.

    Воздушная бригада особого назначения на Балтике — 27 самолётов;
    Волжский гидроавиаотряд (дивизион) — 7 самолётов;
    Каспийский гидроавиаотряд — 6 самолётов;
    Онежский гидроавиаотряд — 6 самолётов;

    Северный воздушный дивизион: Беломорский и Камский (Пермский) гидроавиаотряды — 21 самолёт;
    Саратовский гидроавиаотряд — 2 самолёта;
    Онежский гидроавиаотряд — 6 самолётов.