Военное обозрение

Нет достойного «Лидера»: Россия рискует остаться без атомного суперэсминца

81
Приоритеты развития флота


Если не брать в расчет атомную подлодку пятого поколения «Хаски» и авианосец будущего, самым амбициозным проектом для ВМФ РФ является таинственный атомный эсминец. В народе корабль проекта 23560 давно известен под обозначением «Лидер».

Немного о будущем флота в целом. Чтобы понять перспективы данного проекта, нужно посмотреть и на другие приоритеты развития. Еще в январе текущего года Владимир Путин объявил об утверждении государственной программы вооружений на 2018-2027 годы. В Минобороны заявили, что на ее реализацию предусмотрено 20 триллионов рублей, из них 19 триллионов пойдут на закупки, ремонт и разработку вооружений, военной и специальной техники, а один триллион — на строительство соответствующей инфраструктуры. Некоторые эксперты назвали программу «достаточно сбалансированной». Впрочем, она и правда без явных перекосов и уж тем более без перекосов в сторону ВМФ. Тем не менее, флот должен получить новые лодки проектов 885 и 955, новые крупные надводные корабли, вооруженные «Калибрами», а также вертолетоносцы, на которых будут базироваться новейшие Ка-52К «Катран».

При этом с «Лидером» всё очень неоднозначно. Планируется, что сначала Северная верфь построит два новых вертолетоносца и лишь затем приступит к постройке атомных эсминцев. Стоит отметить, что начало производства второго вертолетоносца наметили на в 2022 году с поставкой его флоту в 2026-м. Несложно подсчитать, когда флот получит (или правильней сказать, не получит) суперэсминец. Конечно, можно ожидать корректировок по времени, однако вряд ли они будут в сторону ускорения темпов разработки и строительства эсминцев проекта 23560.



Силовая установка

Строго говоря, кроме жесткой конкуренции за распределение финансовых потоков, проект эсминца «Лидер» может столкнуться с другими, даже более серьезными трудностями. Сразу стоит оговориться, что детально параметры корабля неизвестны на сегодняшний день. Однако то, что мы сейчас знаем, позволяет сделать ряд важных выводов. Напомним, что о завершении эскизного проектирования атомного эсминца стало известно в июле 2017 года. Согласно представленным тогда данным, разработку эскизного проекта перспективного корабля закончили в 2016 году: к началу позапрошлого года эскизный проект был готов на 60 процентов, а к концу 2016 года специалисты завершили его полностью.

Предполагается, что водоизмещение корабля составит 14 тысяч тонн (ранее также указывали 17,5 тысячи тонн). В длину он будет достигать 200 метров, а в ширину — 20. Экипаж составит 250–300 человек. Примечательно, что в последнее время эсминец все чаще упоминают именно в качестве корабля с атомной энергетической установкой, хотя еще несколько лет назад, очевидно, активно рассматривали и другие варианты.

Но и на данном этапе всё не настолько однозначно, как может показаться на первый взгляд. На то есть свои причины. Ядерная силовая установка имеет очевидные преимущества: это прежде всего неограниченная дальность плавания и высокая крейсерская скорость хода, обусловленная отсутствием необходимости экономить топливо. У всего зачастую есть обратная сторона, это как раз такой случай. Дело в том, что эксплуатировать корабли с ядерными силовыми установками при прочих равных дороже, чем корабли с обычными силовыми установками. Всего один пример. Американские атомные ракетные крейсера типа «Вирджиния» были не просто дорогими, а очень дорогими в обслуживании. Годовые эксплуатационные расходы атомохода оказались на порядок выше расходов на эксплуатацию знаменитой «Тикондероги»: 40 миллионов долларов против 28-ми. Именно поэтому все «Вирджинии» американцы отправили на покой раньше времени, после окончания холодной войны. Кстати, на новом эсминце США, «Замволте», установлены две газотурбинные установки Rolls-Royce Marine Trent-30. Делать атомоходы из «Арли Бёрков» тоже никто не будет, да и вряд ли такая модернизация возможна, в принципе. Ведь ядерная силовая установка, кроме прочего, имеет существенные габариты.



Это может показаться парадоксальным, но, несмотря на озвученные достоинства ЯСУ, применить их на практике в случае с «Лидером» почти невозможно. Кругосветные вояжи на новых эсминцах делать никто не собирается: по сути, корабль будет выполнять все те функции, которые худо-бедно выполняют современные корабли этого класса. Резко повысить тактический потенциал военно-морского флота можно, если построить новые авианосцы. Но «массовый» переход на ядерные силовые установки, скорее всего, ни даст ничего, кроме дополнительной головной боли.

И следует учесть, что Россия — не Америка. У нее нет интересов во всех точках Земли, задача контролировать Мировой океан не ставилась. Не совсем понятно и то, зачем ядерная силовая установка боевой единице, которая будет работать в плотной связке с другими кораблями, имеющими обычные двигатели (с соответственной зависимостью от их возможностей). Мы уже не говорим о рисках аварий и связанных с ними международных скандалах.

Вооружение

Другой важный аспект — вооружения. Но он достаточно размыт и не определен. Пока нет точных характеристик, не имеет, например, смысла детально вдаваться в вопросы противовоздушной обороны «Лидера». Предполагается, что в качестве ударного вооружения корабль получит 64 ячейки УКСК, предназначенные для ракет «Калибр», «Оникс», а также «Циркон». Конечно, гиперзвуковая ракета с дальностью около 400 километров смотрится заманчиво. Однако сейчас «Циркон» только проходит испытания. Чем они завершатся, неизвестно. Как мы знаем, наведение гиперзвуковой ракеты на цель связано с рядом фундаментальных трудностей, которые, судя по всему, не могут в полной мере решить даже США.

Выходит, что проект нового корабля сильно зависит от технологий, которых пока не существует. За это, кстати, недавно очень критиковали перспективную американскую подлодку «Колумбия». В то же время создавать настолько сложный и дорогой корабль, не имея «вундерваффе» в лице гиперзвукового «Циркона», смысла, пожалуй, и вовсе нет. Ведь сама по себе ядерная силовая установка не делает корабль «убийцей авианосцев». Для эффективного боевого применение в этом случае ему понадобится воздушное прикрытие и хорошая защита от атак вражеских субмарин. Словом, все то, без чего не может действовать любой другой эсминец.



Санкции нам на пользу?

К вышеупомянутым трудностям может добавиться еще одна, которую рассмотрели эксперты Центра анализа стратегий и технологий в докладе «Риски выполнения ГПВ-2027, связанные с нехваткой современных конструкционных материалов». В военном кораблестроении сталь является пока что главным конструкционным материалом (92%). В будущем ее смогут потеснить композиты, но когда именно это произойдет, неизвестно. Из-за санкций ситуация в металлургии, в частности, в производстве спецсталей, ухудшается, а рассчитывать на поставки из-за рубежа зачастую не приходится вовсе. По мнению специалистов аналитического центра, данные трудности представляют собой один из самых недооцененных рисков новой программы вооружений, которые, очевидно, в той или иной степени могут затронуть проект перспективного эсминца «Лидер». Однако при наличии настолько серьезных концептуальных противоречий до производства кораблей дело может вовсе не дойти.

Не покидает чувство, что проект атомного эсминца преследует какие-то свои, очень странные цели. Далекие от нужд и чаяний флота РФ. Все это отнюдь не прибавляет шансов на скорое рождение нового гиганта. Россию, к слову, на Западе и так нередко критикуют за использование «линкоров XXI века» в лице атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан». Не секрет, что многие эксперты воспринимают их как своего рода «мамонтов», которым уже давно пора на покой. Но это немного другая тема для дискуссии.
Автор:
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Дирижер
    Дирижер 17 сентября 2018 05:12 Новый
    +2
    Шумят по проекту этого эсминца, словно демократы на площади.
    1. андрей юрьевич
      андрей юрьевич 17 сентября 2018 05:45 Новый
      +10
      "додемократили" страну...судороги начались с "неимеющиманалогов" вооружением.
      1. НИКНН
        НИКНН 17 сентября 2018 16:00 Новый
        +7
        Как мы знаем, наведение гиперзвуковой ракеты на цель связано с рядом фундаментальных трудностей, которые, судя по всему, не могут в полной мере решить даже США.
        Во как belay Ну чего нам остается делать? Подождем пока США решат, а уж потом мы начнем... sad
    2. Chertt
      Chertt 17 сентября 2018 07:03 Новый
      +11
      Огорчает зацикленность наших Экспертов, на США. По сути дела, на вчерашнем дне
      Американские атомные ракетные крейсера типа «Вирджиния» были не просто дорогими, а очень дорогими в обслуживании

      Делать атомоходы из «Арли Бёрков» тоже никто не будет

      Россия — не Америка. У нее нет интересов во всех точках Земли,
      1. bayard
        bayard 17 сентября 2018 12:40 Новый
        +17
        г.Донецк.
        Огорчает скорее то , что современные "эксперты" похоже не имея ни военного образования , ни опыта работы в ВПК берутся за ЛЮБЫЕ темы и не раскрыв их стенают "всёпропало" ...
        Эсминцы с ЯЭУ актуальны лишь в связке с атомным-же авианосцем для совместной автономной службы в океанской зоне . Когда у нас ожидается закладка авианосцев ? Ответ - когда новые ЯЭУ будут отработаны на новых-же ледоколах "Лидер" . Строить их будут на дальневосточной "Звезде" , которая сама ещё строится ... Это всё перспектива ... но не значит , что конструктора должны сидеть без дела , их задача как раз рождать новые идеи и инженерные решения , держать себя в тонусе до лучших времён .
        У современного военного судостроения утрачены многие компетенции , утрачены кадры НАСТОЯЩИХ КОРАБЕЛОВ ... просто по возрасту . А восстанавливать эти компетенции придётся поэтапно , от простого к сложному : корветы , фрегаты(как вам темпы их ввода ?) , газовые турбины(!!!-краеугольный камень) , "Полимент-Редут"(доведён-ли до ума на "Горшкове" ...
        Не атомные монстры нужны флотам России , а корветы , фрегаты , МРК , тральщики(!) , буксиры , ДЭПЛ , десантные корабли , патрульная и противолодочная авиация . Когда-же пойдут свои турбины , для решения задач в дальней морской и океанской зоне будут строить "СуперГоршковых" , модернизируют БПК снарядив их "Калибрами" и "Ониксами" ... А там и лучшие времена настанут(промышленность научится строить быстро , качественно , компетентно ... и будут на это всё деньги в бюджете).
        1. Удав КАА
          Удав КАА 17 сентября 2018 13:30 Новый
          +13
          Цитата: bayard
          Огорчает скорее то , что современные "эксперты" похоже не имея ни военного образования , ни опыта работы в ВПК берутся за ЛЮБЫЕ темы и не раскрыв их стенают "всёпропало"

          Хорошее и главное по делу замечание! good
          Но я по сути сомнений г-на Легата:
          1. Где строить ЯЭМ. Строить "Лидеры" будут, скорее всего, на Севмаше, когда закончат с 885М, 955М. Для этого уже нарабатываются компетенции на модернизации крупных НК.
          На "Звезде" будут строить НК с ГТУ, т.к. тащить ядерный реактор через всю страну...и потом тлаживать его на краю земли вдали от Питера, ну не комильфо вообще! А местных спецов по ЯЭУ на ДВ нет...
          2. О ядерной энергетике. ЯЭУ, в отсутствии баз и пунктов МТО по всему шарику (в отличии от янки) -- это единственное средство не зависеть от танкеров-бункеровщиков, которые при ведении БД будут не помощью, а обузой боевым единичкам. Их нужно будет охранять и прикрывать-оборонять.
          3. О действиях ЯЭМ. Корабли с ЯЭУ только тогда могут на 100% использовать свое преимущество в скорости и автономности, когда они действуют в составе однородных по энергетике группах. Это наглядно показала КУГ янки, в составе 3-х единиц (включая атомный АВМ !), совершившая кругосветный поход со средней скоростью 25 (!) узлов. Кто еще, кроме атомоходов, сегодня на такое способен!?
          4. О вооружении ЯЭМ. Ну, кроме того, что они будут (вне всяких сомнений) носителями Цирконов, они, по заявлениям наших бонз, будут еще и функцию океанског ПРО выполнять получив оморяченный С-500. И эта миссия будет даже поважнее, чем "убийство" авианосцев, т.к. время реакции на Трайденты из Норвежского моря в 3-6 раз короче, чем на Минитмены из метрополии.
          5. О спецстали для НК. Да полноте фантазировать! Это не для ПЛ сталь с пределом текучести 80-100 кг/кв мм нужна. А для НК требования поскромней. Да и легирующие присадки все у нас есть для ее выплавки. Структура импорта не показывает поставки стали из стран ЕЭС и США. Оттуда все больше машины и механизмы везут, а не "сырье" и материалы...
          Для интереса посмотрел, кто такой ЛЕГАТ (автор).
          Интересно и остро пишет, но не на военную тематику. Поэтому, не следует начинать там, где не особенно разбираешься. Хотя за статью ему огромное спасибо!
          1. bayard
            bayard 18 сентября 2018 00:00 Новый
            +2
            г.Донецк.
            Отличный пост уважаемый Каа .
            Я видимо неясно изъяснился насчёт "Звезды" - там будут строить а\ледоколы "Лидер" , на которых отработают ЯЭУ , которые затем будут использованы на авианосцах , которые видимо будут строиться там-же . Причём номера 1-2 , скорее будут строить в Питере , а вот 3-4 уже на "Звезде" ... если звёзды нам помогут . Вот для этих-то красавцев в эскорт и пойдут "Лидеры" и модернизированные "Орланы" ... и до двух многоцелевых АПЛ на ордер .
      2. xtur
        xtur 17 сентября 2018 14:39 Новый
        +15
        он просто безграмотный :
        >Годовые эксплуатационные расходы атомохода оказались на порядок выше расходов на эксплуатацию знаменитой «Тикондероги»: 40 миллионов долларов против 28-ми.

        28 по сравнению с 40 меньше примерно в 1.5 раза, но никак не на порядок. Человек делающий такие ошибки не имеет права рассуждать на более сложные материи
      3. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
        Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ 17 сентября 2018 15:53 Новый
        +3
        Когда самая большая подлодка России шла открыто между Данией, Швецией на парад в Питер гейропейцы просто охренели от её размеров.



        Вот и надо делать подводный флот, а потом в нужном месте всплывать и демонстрировать флаг.

        Пусть пока американцы думают, что НА море они самые крутые.

        bully


  2. RusKosTen
    RusKosTen 17 сентября 2018 05:52 Новый
    +32
    Я извеняюсь, но еще не успев прочитать статью мне бросилось в глаза вот это:

    Никого не смутитило что под "Адмиралом Нахимовым" нарисован контур 1164, а не 1144? Или я что-то пропустил?
    И когда это у нас ввели класс кораблей "линейных крейсеров" вместо ТАРК?
    1. Комментарий был удален.
    2. тлауикол
      тлауикол 17 сентября 2018 06:56 Новый
      +6
      Просто уровень статьи
    3. Mik13
      Mik13 17 сентября 2018 07:10 Новый
      +15
      Это не единственная ошибка.
      Всего один пример. Американские атомные ракетные крейсера типа «Вирджиния» были не просто дорогими, а очень дорогими в обслуживании. Годовые эксплуатационные расходы атомохода оказались на порядок выше расходов на эксплуатацию знаменитой «Тикондероги»: 40 миллионов долларов против 28-ми.

      На порядок - это в 10 раз. В данной ситуации было бы 280 млн против 28. А с текущими цифрами это не "на порядок" даже в двоичной системе исчисления...
      1. Kuroneko
        Kuroneko 17 сентября 2018 08:31 Новый
        +14
        Я бы ещё добавил, что праведное негодование автора насчёт ЯСУ (расписываемое чуть ли не на полстатьи) немножко не по теме. У нас просто по сути и нет выбора из вариантов силовых установок. Даже своим фрегатам китайские движки ставим (или продаём корпуса без движков всяким Индиям), что уж говорить о более крупных кораблях? А вот по корабельным ядерным установкам, слава Богу, до сих пор всё хорошо - делать не разучились и с надёжностью всё норм.
      2. OldMichael
        OldMichael 17 сентября 2018 09:37 Новый
        +2
        Исчисление — метод решения определённого класса задач (дифференциальное, интегральное и др. исчисление). Система счета по некоторому основанию (2, 10, 16, …) — двоичная, десятичная и т.д. система счисления.
      3. Симаргл
        Симаргл 17 сентября 2018 10:21 Новый
        +1
        Но так круто: "на порядок"!!! Звучит!
        Не то, что какая то "треть"
    4. faiver
      faiver 17 сентября 2018 10:08 Новый
      +1
      это результат модернизации Нахимова lol
    5. Варага
      Варага 17 сентября 2018 12:25 Новый
      +6
      Абсолютно солидарен с Вами. Так и есть. При том, что крейсеры проекта 1164 "Атлант" не имеют атомной силовой установки. Тут автор здорово "попутал" берега.
    6. yehat
      yehat 17 сентября 2018 14:05 Новый
      +2
      когда это у нас ввели класс кораблей "линейных крейсеров" вместо ТАРК?

      в 1907 году ввели
      забили на броненосцы, ТАРК, авианосцы и ввели линейные крейсеры bully
    7. unBEARable
      unBEARable 23 сентября 2018 00:51 Новый
      +1
      Ну это просто в мире Петр Великий называют бэтлкрузер, т.е. линейный крейсер по-нашему. В Джейне, например.
  3. Дирижер
    Дирижер 17 сентября 2018 06:55 Новый
    -2
    Так мы скоро введем класс Броненосцы с цирконами и вулканами .
  4. Дирижер
    Дирижер 17 сентября 2018 06:56 Новый
    +2
    а москиты будут противоминной ракетной артиллерией .
  5. тлауикол
    тлауикол 17 сентября 2018 07:01 Новый
    +2
    Почему то никто из фантастов и урапатриотов не говорит о том, как они такие корабли с Питерских верфей выводить будут — ЗСД что ли разберут?
    1. Дирижер
      Дирижер 17 сентября 2018 07:28 Новый
      0
      Петра Великого вывели же.
      1. тлауикол
        тлауикол 17 сентября 2018 07:33 Новый
        +5
        Цитата: Дирижер
        Петра Великого вывели же.

        А потом ЗСД построили. Раньше Устинов, Крузенштерн заходили в Неву. Теперь как? Ещё имеют наглость сказки рассказывать про Лидеры.
        1. Грац
          Грац 17 сентября 2018 07:45 Новый
          +3
          а на дальнем востоке для кого Путин открывал вчера новую судоверфь?
          1. тлауикол
            тлауикол 17 сентября 2018 07:54 Новый
            +4
            Для газовозов и танкеров. А тут Северная верфь. В принципе, достроить Лидер и в Калининграде можно. Но что то я не верю в этот проект уже
            1. bayard
              bayard 18 сентября 2018 00:14 Новый
              +1
              г.Донецк.
              Вы внимательно слушали слова Путина ? Он сказал , что "не только военные корабли" , но и гражданские суда "супер" класса(супертанкеры , с\газовозы ...). Строить новый Тихоокеанский флот будут на Д.Востоке ... но у нас ведь ещё три флота остаётся , поэтому и Северная верфь , и Калининград , и Североморск\Северодвинск , и крымские верфи со временем ...
              1. тлауикол
                тлауикол 18 сентября 2018 04:59 Новый
                +3
                недостроенная еще ССК «Звезда» уже имеет заказы на 26 крупных судов. и ни одного военного ! это лет на 20 канитель
                Восточная верфь ремонтом занимается, а строит мелочь - погракатера
                Амурцы один корвет 11лет строили.
                говорить то можно что угодно..
                1. bayard
                  bayard 18 сентября 2018 09:49 Новый
                  +1
                  Во время предыдущего посещения "Звезды" Путин высказал надежду , что "Адмирала Лазорева" будут модернизировать именно там . На днях подписано постановление о строительстве на "Звезде" линейки атомных ледоколов типа "Лидер" ...
                  Это задачи .
                  Так-же ходят упорные слухи о возможном заказе 8-и фрегатов "Тип-053" в Китае(корпусов без насыщения вооружением) для ТОФ . А авианосцы на "Звезде" ... это вторая половина 20-х в лучшем случае .
      2. тлауикол
        тлауикол 17 сентября 2018 07:44 Новый
        0
        Хотя, 1164 пройдет - там 50м пролет, а Лидер без надстроек потащат что ли ?
    2. Кукуруза
      Кукуруза 17 сентября 2018 10:02 Новый
      -2
      А в чем проблема ЗСД?
      Она достаточно высокая и ничуть не мешает проходу даже морским сухогрузам и большим пассажирским круизным лайнерам.
    3. alstr
      alstr 17 сентября 2018 10:14 Новый
      0
      А зачем такие большие корабли на Балтике?
      Поэтому строить их надо или на Дальнем Востоке или на Севере.
      Т.е. вопрос в том, чтобы создавать судостроительные и судоремонтные мощности для постройки крупных судов именно там. При этом надо понимать, что это будет дорого (все таки погодные условия и там и там не айс)
      1. Alexey RA
        Alexey RA 17 сентября 2018 15:39 Новый
        +3
        Цитата: alstr
        А зачем такие большие корабли на Балтике?

        А затем, что проще построить их в Питере. а затем переводить на другие флоты.
    4. Alexey RA
      Alexey RA 17 сентября 2018 15:38 Новый
      +3
      Цитата: тлауикол
      Почему то никто из фантастов и урапатриотов не говорит о том, как они такие корабли с Питерских верфей выводить будут — ЗСД что ли разберут?

      А в чём проблема? Парусник "Мир" прошёл же?
      1. тлауикол
        тлауикол 17 сентября 2018 16:16 Новый
        +2
        емнип , последние два года он зимовал снаружи request в Морской канал и Малую Неву не заходил
      2. Удав КАА
        Удав КАА 17 сентября 2018 19:29 Новый
        +3
        Цитата: Alexey RA

        А в чём проблема? Парусник "Мир" прошёл же?

        Центральный пролет ЗСД всего 52 (!) метра в просвете. Если Лидер , как ПЛ, перейдет в "позиционное положение", -- тогда, пожалуй, пройдет! laughing
        Поэтому, энергетическая установка, как и для ПЛА, будет транспортироваться на Севмаш и там, с божьей помощью, устанавливаться на корабле. Опыт такой работы есть. Это наиболее рационально по логистике, нежеле через всю страну тащить ее на "Звезду", которая еще только строится. На ДВ мастеров нет, оснастки -- тоже и опыта тоже нет.
        1. Alexey RA
          Alexey RA 17 сентября 2018 19:37 Новый
          0
          Цитата: Удав КАА
          Центральный пролет ЗСД всего 52 (!) метра в просвете. Если Лидер , как ПЛ, перейдет в "позиционное положение", -- тогда, пожалуй, пройдет!

          Значит - как всегда, частичная разборка:

          пр. 21631 со снятым обтекателем РЛС (временно закреплён на корме).
          1. Удав КАА
            Удав КАА 17 сентября 2018 22:12 Новый
            +3
            Цитата: Alexey RA
            Значит - как всегда, частичная разборка:

            А балтийские проливы проходить под дизелями? как "Киров" в свое время? Но тогда он шел в "полной сборке". А здесь придется полотна АФАР устанавливать, монтировать, настраивать и сдавать...А полигонов таких, как на Севере, на Балтике нет. Или вы предлагаете гнать корабль на Север и там доводить его до "оперативной" готовности? Так у нас вся Северная верфь будет в командировке...
            1. тлауикол
              тлауикол 18 сентября 2018 05:48 Новый
              +4
              есть еще вариант - не будет никакого Лидера
            2. Alexey RA
              Alexey RA 18 сентября 2018 19:16 Новый
              +2
              Короче, дешевле будет разобрать и поднять злополучный пролёт ЗСД. smile
              А потом попросить поднять ещё и Эресуннский мост, у которого высота пролёта - 57 м.
  6. venik
    venik 17 сентября 2018 07:39 Новый
    +13
    "...Из-за санкций ситуация в металлургии, в частности, в производстве спецсталей, ухудшается, а рассчитывать на поставки из-за рубежа зачастую не приходится вовсе. ....."
    ===========
    Вот тут, честно говоря не совсем понятно..... Как "санкции" могут повлиять на выплавку "спецсталей"??? Нет, я не спорю - могут и влияют... Но как?? "Буржуи" не хотят легирующие присадки поставлять??? Какие? Вольфрам - все равно в Китае покупаем.... "Редкие земли"? Так с каких пор они в Эвропе завелись?? Чего у "буржуинов" есть такого, чего в принципе нет в России??? request
    1. pru-pavel
      pru-pavel 17 сентября 2018 09:17 Новый
      +3
      Да ничего у них нет. Это они сами в России все покупают. Россия себе сама все производит ещё и на экспорт может экспортировать излишки всего.
    2. МорякЧФ
      МорякЧФ 17 сентября 2018 09:21 Новый
      +2
      Отвечу вам,у них есть возможность надавить на "уважаемых людей" в нашей стране вот и всё,
    3. S-Kerrigan
      S-Kerrigan 17 сентября 2018 10:18 Новый
      +1
      Но как??

      Я это вижу примерно так: промка требует рынков сбыта - нет покупателя, нет металлургических заводов (ибо не будет же завод просто тратить колоссальные энергии просто так, процесс выплавки ЕМНИП останавливать никогда нельзя).

      Соот-но, идет расчет на то, что заводы просто умрут.
      1. Black Sniper
        Black Sniper 17 сентября 2018 11:39 Новый
        +1
        А как же домны и мартены останавливают на ППР (планово-профилактические работы) , а затем заного линии запускают?! hi
    4. владимир1155
      владимир1155 19 сентября 2018 09:15 Новый
      +2
      проблему санкций можно сформулировать так, поскольку западные партнеры нашей продажной "элиты", раздевают эту "элиту", то элита начинает раздевать народ чтобы наворовать и компенсировать конфискованное партнерами, и не вооружения не остается денег...Несмотря на санкции никто неотменяет субординацию и подчиненость отечественной "элиты", западу, живой пример это бюджетное правило, когда половина неятяных доходов отправляется в США и ЕС, и налоговый "маневр", когда ради снижения и отмены вывознях пошлин на сырье (чтобы партнерам нефть обхрдилась дешевле) поднимают налоги в РФ уже до 103 процентов с рубля добавочной стоимости, а кто будет делять металл себе в убыток, вот и нет спецсталей, дизелей .....вот вам и запланированрованное разрушение ВСЕЙ промышлености в РФ по заказу запада
  7. Larum
    Larum 17 сентября 2018 09:39 Новый
    +7
    Да все понятно с этим проектом.
    !) Пошуметь, что он самый-самый, сделать набороски проекта
    2) ничего не делать, так как 1н корабль в поле не воин и денег нет
    3) за меньшие деньги сделать немного бронекатеров/фрегатов, которые смогут пройти чуть по морю, спрятаться в реке/бухте и вмазать ракетами вдаль. Ни скорости, ни устойчивости, ни вертолетов им не нужно. Только оборона от захвата и авиации. Дешево и сердито.

    Таже история и с авианосцами, и с СУ-57м, и частично с арматами
  8. BAI
    BAI 17 сентября 2018 09:42 Новый
    +6
    Борисов уже сказал - новейшее вооружение России не нужно. Нет задач для него. Чего после этого удивляться.
    1. Tektor
      Tektor 17 сентября 2018 11:13 Новый
      +1
      Борисов так не говорил. Он витиевато заявил, что у нас возникли проблемы с импортными поставками, и поэтому, мы сейчас не можем сделать более 12 Су-57 и 130 Армат. Ростех заявил, что полностью импорт сможет заместить в 2020 году. Вот только тогда и появятся возможности по серийному производству новых образцов.
      1. spektr9
        spektr9 17 сентября 2018 12:32 Новый
        +5
        Ростех заявил, что полностью импорт сможет заместить в 2020 году. Вот только тогда и появятся возможности по серийному производству новых образцов.

        Очередные сказание о том времени когда сможем все ....
  9. faiver
    faiver 17 сентября 2018 10:07 Новый
    +4
    Стоит отметить, что начало производства второго вертолетоносца наметили на в 2022
    - а первый уже начали строить? lol
  10. alstr
    alstr 17 сентября 2018 10:22 Новый
    +3
    И еще про размер. Преимущество ЯСУ в размере перед обычной силовой установкой в том, что ЯСУ дает большую мощность по сравнению с обычными котлами при одинаковых размерах. На 30-40 процентов минимум
  11. Комментарий был удален.
  12. петрович1952
    петрович1952 17 сентября 2018 10:39 Новый
    +2
    Почитал коментарии спецов. А как же денег нет но вы держитесь?За какие шышы будем строить и из чего?
  13. Tektor
    Tektor 17 сентября 2018 11:09 Новый
    -4
    Нам нужно за 10 ближайших лет построить первые 4 Лидера, чтобы не потерять существующие возможности по присутствию в дальней океанской зоне. Это только чтобы не отстать... от самих себя. И пока основной надеждой выступает супер Горшков 22350М 6500 т водоизмещением, который надо строить здесь и сейчас. Так как Горшков уже прошёл госы, то расширение боекомплекта и силовой установки для супер Горшкова не должно занять много времени, вероятно, что вообще произойдёт автоматически. И у нас появится рука в дальней океансой зоне.
  14. Вальдемар
    Вальдемар 17 сентября 2018 11:27 Новый
    0
    То что ситуация мутная очень - понятно. И больше ничего.
  15. Джек О’Нилл
    Джек О’Нилл 17 сентября 2018 11:33 Новый
    +1
    Нет достойного «Лидера»: Россия рискует остаться без атомного суперэсминца

    А сколько сейчас эсминцев в строю? Два?
    Так то мы не то что "рескуем", а действительно скоро останемся без эсминцев...
    1. faiver
      faiver 17 сентября 2018 12:16 Новый
      +2
      А сколько сейчас эсминцев в строю? Два?
      - мало того что всего два, так и еще какого поколения? американские однокашники Сарычей уже либо проданы, либо розданы нищим, либо распилены на металл..
    2. владимир1155
      владимир1155 19 сентября 2018 09:06 Новый
      +1
      никакого риска остатться без ненужных кораблей эм, но есть определенный риск остаться без крайне необходимых тральщиков и ПЛ
  16. Варага
    Варага 17 сентября 2018 12:20 Новый
    +5
    "Петр Великий" и "Адмирал Нахимов" - это крейсеры одного проекта. Проект 1144 "Орлан". Так почему же на картинке, приведённой автором, "Адмирал Нахимов" имеет очертания крейсера проекта 1164 "Атлант" (Варяг, Маршал Устинов, Москва, Украина)?!.. Ведь это же очевидно для сведущего человека.
    1. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
      Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ 17 сентября 2018 15:46 Новый
      +3
      Видимо, автор сам не рисовал картинки.

      hi
      1. Чичиков
        Чичиков 17 сентября 2018 18:41 Новый
        +5
        Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
        Видимо, автор сам не рисовал картинки.

        Продавец! Почему такие маленькие куриные яйца?
        А мы что, несем их? Мы их продаем!
  17. Пижон
    Пижон 17 сентября 2018 12:23 Новый
    +6
    ВО! Возьмите на работу корректора! Ну не возможно же читать! am
  18. Protos
    Protos 17 сентября 2018 12:39 Новый
    +4
    У нас есть более насущные задачи кроме создания эсминца с АСУ, который не сможет ходить половиной проливов и заходить в 3\4 портов!
    Да и приоритетное направление сейчас Средиземка и ЧФ!
    1. yehat
      yehat 17 сентября 2018 14:12 Новый
      +4
      вместо мега-проектов атомных псевдолидеров, стоит задуматься над банальной реализацией кораблей эскорта с ПВО и ПЛО направленностью, оснащенных не китайскими двигателями и 10 -летней давности комплексами, а нафаршированных так, чтобы каждому командиру Арли Берка завидно было.

      Нужно разрабатывать свои энергетические установки, свои новейшие радары, улучшить или заменить систему управления огнем, возможно, стоит задуматься над созданием, кроме цирконов, недорогой аля-гарпун противокорабельной ракеты с нормальными ттх, наконец, требуется очень много работы над ракетами ПВО большой дальности, чтобы они были не в потенциале и не номинально, а реально и чтобы можно было израсходовать штук по 200 в год, не исчерпав склады до нуля.
      1. Alexey RA
        Alexey RA 17 сентября 2018 16:01 Новый
        +5
        Цитата: yehat
        вместо мега-проектов атомных псевдолидеров, стоит задуматься над банальной реализацией кораблей эскорта с ПВО и ПЛО направленностью, оснащенных не китайскими двигателями и 10 -летней давности комплексами, а нафаршированных так, чтобы каждому командиру Арли Берка завидно было.

        Так это и получится "Лидер". smile
        Проектируя такие корабли мы опять пойдём по скользкой дорожке ВМФ СССР, когда проектирование по принципу "впихнуть всё самое лучшее в один корпус и сделать универсал" приводило к несоразмерному раздуванию водоизмещения и малосерийности в постройке (усугублявшейся размазыванием кораблей тонким слоем по двум-трём флотам). Кто сейчас помнит, что 1164 начинался всего лишь как "слегка усовершенствованный" 1134Б? wink
        1. yehat
          yehat 17 сентября 2018 17:14 Новый
          -1
          я не говорил, что впихивать надо все, но корабль с ракетами без радара или с торпедами без сонара бесполезен. А учитывая реалии ПВО нужно оснащать все корабли, даже надувные лодки по максимуму.
      2. Немчинов Вл
        Немчинов Вл 20 сентября 2018 14:01 Новый
        0
        согласен с - yehat (Сергей) 17 сентября 2018 14:12 , и на мой взгляд, это доработка до требований современного уровня пр. 11560 (с 24 ВПУ под "Калибр/Оникс"), где в ГТУ пробовать использовать в качестве маршевых турбин М-70 ФРУ, а форсажных М-90 ФР, и главное научить работать ЗРК "Форт" (дальней ПВО/ПРО) и самообороны "Панцирь-М", в связке с МФ РЛС "Заслон".
  19. Alexey RA
    Alexey RA 17 сентября 2018 15:34 Новый
    +7
    Ядерная силовая установка имеет очевидные преимущества: это прежде всего неограниченная дальность плавания и высокая крейсерская скорость хода, обусловленная отсутствием необходимости экономить топливо.

    ЯСУ имеет главное преимущество - она есть. И её наша промышленность может гарантированно сделать.
    Ибо про ситуацию с ГТД и дизелями писали уже неоднократно. sad
    1. yehat
      yehat 20 сентября 2018 14:22 Новый
      0
      ситуация с ГТД не является неразрешимой. Этим просто надо заниматься и есть не мало гражданских кораблей, где может понадобиться новая ГТД. Даже китайцы вполне заинтересованы покупать турбины, изготовленные по российским технологиям.
  20. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
    Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ 17 сентября 2018 15:44 Новый
    +3
    Ведь ядерная силовая установка, кроме прочего, имеет существенные габариты.


    Уже есть новое поколение компактных ядерных реакторов, которые можно быстро заменять вместе с биозащитой одним блоком. Быстро - относительно обычных сегодняшних месяцев требуемых для перезагрузки ядерного топлива. Вот от паровой турбины - никуда пока не денешься.

    https://topwar.ru/uploads/posts/2018-09/thumbs/1537124313_621500-native_v0_1.jpg


    "Цирконы" используют те же самые пусковые установки, что и ракеты серии "Калибр-НК".
    Так что заявлены "Адмирал Нахимов" и "Пётр Великий" как первые носители "Цирконов", но "Цирконы" можно будет устанавливать и на корветы и прочие малые ракетные корабли, где уже сейчас есть "Калибры".
  21. Вадим237
    Вадим237 17 сентября 2018 16:43 Новый
    +3
    Сейчас логично строить: пограничные катера, МРК, буксиры, танкеры, корабли снабжения корветы, фрегаты а так же стратегические АПЛ - по насыщённости флота этими, приступать к эсминцам, вертолётоносцам, БДК и уж потом к авианосцам.
    1. Варага
      Варага 17 сентября 2018 19:21 Новый
      +2
      Слова не мальчика, но мужа. Подписываюсь под каждым словом.
    2. Грица
      Грица 18 сентября 2018 11:59 Новый
      +1
      Надо научиться сначала строить корыта типа Мистраля, а потом о суперлидерах грезить.
  22. Oden280
    Oden280 17 сентября 2018 17:35 Новый
    0
    Автор не учитывает эксплуатацию корабля в Арктике, где нет возможности обслуживания сложного корабля. А если учесть, что Арктика есть место развёртывания наших ПЛАРБ, то цена вопроса становится другой.
  23. mvg
    mvg 18 сентября 2018 10:51 Новый
    +1
    А что за дебильная картинка в статье? Где черт ногу сломит, и 1144 Орлан и 1164 Атлант, хотя Нахимов не Атлант никак. И расхождение в ЯЭУ. автор где ее надыбал? Опять в "Мурзилке"?
  24. Berkut24
    Berkut24 18 сентября 2018 11:07 Новый
    +2
    Дело в том, что эксплуатировать корабли с ядерными силовыми установками при прочих равных дороже, чем корабли с обычными силовыми установками. Всего один пример. Американские атомные ракетные крейсера типа «Вирджиния» были не просто дорогими, а очень дорогими в обслуживании. Годовые эксплуатационные расходы атомохода оказались на порядок выше расходов на эксплуатацию знаменитой «Тикондероги»: 40 миллионов долларов против 28-ми.

    Последнее дело сравнивать цены и расходы с американсцами. Во-первых уже появились не перезагружаемые ЯЭУ с пожизненным запасом топлива. Во-вторых у нас за всеми "турбинами и дизелями" ходит танкер обеспечения. На его затраты в расчёт не берём?
    Во-вторых, уже были случаи, когда наши военные корабли не пускали на дозаправку в порты. И в этом случае это уже не вопрос цены.
    Ведь ядерная силовая установка, кроме прочего, имеет существенные габариты.

    Это какого поколения реакторы рассматриваются? А запас топлива и масла для альтернативы не учитывается? А ничего, что для корабля такой размерности одной двигательной установкой не отделаешься?
    Мы уже не говорим о рисках аварий и связанных с ними международных скандалах.

    Запросите справку с МО о штрафах по утечкам ГСМ в международных портах.
    Кругосветные вояжи на новых эсминцах делать никто не собирается: по сути, корабль будет выполнять все те функции, которые худо-бедно выполняют современные корабли этого класса.

    Гениально! Русские решили построить корабли дальней морской зоны для замены стареющих единиц прибрежной зоны... Прибрежной - потому что со стареющими механизмами и уже устаревшим вооружением, особенно собственной ПВО от берега далеко не уйдёшь. С Северного флота или с ТОФ в Сирию - это не вояж?
    В то же время создавать настолько сложный и дорогой корабль, не имея «вундерваффе» в лице гиперзвукового «Циркона», смысла, пожалуй, и вовсе нет. Ведь сама по себе ядерная силовая установка не делает корабль «убийцей авианосцев».

    Всем хочется иметь Вундерваффе. Пока его дождёшся - либо флот сгниёт. либо война закончится. Поражением. Поэтому все "умные" делают универсальные пусковые комплексы, и пока кораль бороздит водную гладь успевают сменится 2-3 поколения вооружения. И корабль имеет всегда новое и актуальное. Проекты, которые создавались под конкретную ракету устаревали к моменту постройки. Вот сейчас такие единицы и доживают свой век.
    Россию, к слову, на Западе и так нередко критикуют за использование «линкоров XXI века» в лице атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан».

    Нас критикуют за Т-90, Т-14, МИГ-35, СУ-57... критикуют но боятся. нам теперь из дома не выходить и ничего не делать? Кому понравится плавучий арсенал, способный выносить групповые цели?
  25. Alexap
    Alexap 18 сентября 2018 15:31 Новый
    +1
    "Годовые эксплуатационные расходы атомохода оказались НА ПОРЯДОК выше расходов на эксплуатацию знаменитой «Тикондероги»: 40 миллионов долларов против 28-ми." Автор, Вы гуманитарий?
  26. владимир1155
    владимир1155 19 сентября 2018 09:03 Новый
    0
    автор прав, нет задач , тогда и корабль не нужен, как впрочем и ав и ветолетоносец, что нужно это наращивапть ПЛ и тральщики строить в ускоренном порядке
  27. Cannonball
    Cannonball 22 сентября 2018 16:24 Новый
    +3
    Один корабль, пусть даже и очень хороший, это прежде всего цель. Одну цель поразить гораздо проще, чем несколько. Поэтому в современном мире гораздо эффективнее построить три-четыре фрегата или корвета, могущих быть носителями самого современного оружия, чем один супер-пупер эсминец или крейсер. Время больших военных кораблей безвозвратно ушло. Как авиация поставила крест на суперлинкорах, так та же авиация и противокорабельные ракеты большого радиуса действия поставили крест на боевых вымпелах большого и очень большого водоизмещения. Даже авианосцы в виду появления множества относительно недорогих малотоннажных фрегатов и корветов с ПКР дальнего действия становятся весьма уязвимыми, по-сути - жертвенными "золотыми" баранами и не более. Годны разве что пугать "папуасов" и радовать "шумеров".
  28. Wizzzard
    Wizzzard 25 сентября 2018 13:08 Новый
    -1
    В заголовке статьи пара опечаток. Следовало убрать кавычки и заглавную "Л", и тогда читалась бы уже в заголовке реальная проблема:

    "Нет достойного лидера."
  29. ups
    ups 14 октября 2018 06:40 Новый
    0
    Жесть, "Славу ""Нахимовым" назвали и это ни кто не заметил.
    Ну а далее, да плевать мне на минусы, но время гигантов прошло, авианосцы и эсминцы идут в топку, так как будущий МИГ 31 сможет отправить любой подобный подобный корабль на дно.