Военное обозрение

О, этот старый камбуз!

76
Да, хочется поговорить о камбузе, потому что это более весомая вещь, чем сухопутные аналоги. Реально, еще древние римляне или греки, путешествовавшие по своему плоскому миру, были бы со мной согласны в плане того, что на суше все проще. А с триремы или любой другой посудины хрен ты куда денешься.




Между тем кухня, то есть камбуз на корабле – это не старое дело. Люди плавали по морям сотнями лет, а вот готовить на них еду начали сравнительно недавно. Те же древние греки и римляне, путешествовавшие вдоль берегов, на ночь обязательно приставали к берегам и там разводили огонь и готовили себе пищу.

А сам камбуз появился много позже. И сразу обрел жутковатую славу. Чего стоят названия «Чистилище», «Комната страха», «Царство скверны».

О, этот старый камбуз!


Доподлинно известно, что камбузов не было и на судах Колумба. Каких-то там 400 лет тому назад. Ежедневной раздачей пищи, занимались провиантмейстер, называемый также засольщиком, и баталер, ведающий бочонками с водой, вином и бренди.

Чем кормились матросы? В зависимости от состояния кармана судовладельца.

Сухари. Это была основа. Понятно, что на деревянных парусниках печей для выпечки хлеба не предусматривалось, а если бы и были, сколько бы пришлось тащить с собой угля и дров? Так что да, морские сухари.

Здоровенные ломти, такие твердые, что их едва удавалось разбить молотком. В зависимости от муки, используемой для их изготовления, сухари различались по виду и по вкусу. Английские были светлыми, так как выпекались из пшеницы и кукурузы.

Шведский «кнекброд», "хрустящий хлеб" за свою твердость и конфигурацию получил название "оселок", поскольку имел форму бублика. Немецкие "кналлеры" ("трескуны") выпекались из ржи и были излюбленным сортом сухарей у моряков.

Кроме того, имелись также особые сухари двойной закалки. Для самых далеких путешествий. Их называли также бисквитами, что по-французски означает: "печенные дважды".

Но даже высушенные до предела, до звона, сухари, в условиях моря-океана, под действием постоянной сырости быстро плесневело. Или привет черви и прочие простейшие. И это несмотря на то, что уже в 18 веке сухари начали укупоривать в банки.

В таких случаях пораженные червями сухари просто слегка размачивались морской водой и снова пропекались в обычной печи. Ну как бы получались те же сухари, но с мясной приправой в виде печеных червей. Приятного, так сказать, аппетита.

Вообще корабельный сухпай состоял из простейших вещей, которые не требовали особых условий хранения. Вяленое или соленое мясо, соленое сало, сухари, твердый сыр, растительное масло, алкоголь, сушеные овощи, уксус.

Кстати, уксус – это был не приправа, а средство обеззараживания. Приправой было вино, пока не прокиснет и превратится в уксус, и чуть позже (через 300 лет) – ром или аквавит.

Кстати, рецептик такой под ром могу подкинуть. Британский. Назывался десерт «собачье пирожное». Был весьма популярен на флоте Ее Величества королевы Виктории.

Сухари, точнее, их остатки, растирали в мелкую крошку, далее в крошку добавляли сало и сахар, перетирали в ступке (например, для табака) и разбавляли все это водой. Получалось жирновато-сладковатая паста, которой дали довольно диковинное название "собачье пирожное".

Есть мнение, что морской пудинг произошел именно от «собачьего пирожного», поскольку ну есть что-то общее в рецептах.

Приготавливался пудинг из муки, сахара, изюма и топленого сала, замешанных на воде. Затем это тесто закладывалось в парусиновую сумку. Сумку завязывали, прикрепляли к ней опознавательную бирку и вместе с пудинговыми сумками других бачков опускали в большой камбузный котел. Но это появилось тогда, когда на кораблях прочно приписались котлы для приготовления пищи.

Ну, вообще, лет 400 назад на корабле редко варили еду, а съедобную и того реже. Первое изобретение для камбуза — это открытый очаг с кирпичным подом, засыпанным песком. Обычно подвешивался один котел, в котором и готовилось едово.

Самым распространенным рецептом была полукаша-полупохлебка (в зависимости от количества воды, которую можно было на блюдо потратить) их крупы и солонины.

Можно было варьировать. Горох, чечевица, перловка, бобы, рис, просо – в зависимости от региона. И солонина. Можно было добавить при наличии оливкового и иного масла.

На кораблях старых времен была такая должность – бачковой. Это по-своему несчастный человек, в обязанности которого входило получение на некоторое число матросов пищи и – самое главное – мясной порции.

Ром баталер выдавал лично каждому матросу. Как говорится, ром – это святое.

А вот кок в морском фольклоре не пользовался авторитетом. Даже наоборот, прозвища, которыми награждали его, обычно были более чем обидными.



Но тут стоит просто разобраться в том, почему кок был осуждаемой фигурой. Наверное, стоит ради справедливости отметить, что корабли того времени не отличались огромными размерами и были реально ограничены в грузоподъемности.

Каким был камбуз в условиях вечной нехватки пресной воды?

Грязное, зловонное помещение, посередине которого стояла кирпичная плита. На остальной площади размещались кухонные столы, колоды для рубки дров и разделки мяса, бочки и баки, котлы, полки с горшками, поленницы дров, мешки и запасы провизии.

И посреди всего этого ада царствовал кок. Точнее, пытался что-то такое приготовить. Понятно, что в подавляющем большинстве случаев для команды также готовили всего одно блюдо. И не лучшего качества.

Отсутствие воды порождало антисанитарию. Отсутствие нормальных условий хранения порождало толпы крыс. Ну и так далее.

Кок на парусном корабле был фигурой одиозной. Неуважаемой, проклинаемой, часто коков топили (по глупости в основном), но положения дел это не улучшало. Понятно, что шеф-повар из ресторана не пойдет служить коком на парусник.

Тем не менее, кое что готовили. Приведу несколько рецептов в довесок к «собачьему пирожному» и гороху с солониной.

Кстати, на второй день после гороха с солониной вполне могли подать солонину с горохом. Морской юмор, да. И одновременно реалия жизни.

Русские корабельные щи.

Берем котел. Он у нас один, потому все делаем в нем. Для начала валим в котел свиное сало, квашеную капусту, репчатый лук, морковь и корень петрушки и все это обжариваем.

Рыбу (вообще неважно какую, какую смогли поймать) рубим на куски и тоже слегка обжариваем в этой красоте.

Затем добавляем воду и доводим до кипения. Добавляем растительного масла, соли, перца и в принципе зовем бачковых. Щи готовы.

Нормально? Ну знающие скажут – есть можно. Соглашусь. А как насчет потажа? Ладно, его на десерт оставим.

Похлебка.

Берем котел, забрасываем в него сало или масло и лук. Много лука. Есть чеснок – много чеснока. И полезно, и надо будет запах отбить. Обжариваем. До румяного цвета.

Потом заливаем воду и кидаем куски солонины. Не очищая и не вымачивая, ибо вода – это ценность. И так сойдет. Варим час-полтора.

Когда солонина разварится до состояния, что ее можно жевать, идем в баталерку и берем мешок. Неважно с чем. Горох, чечевица, перловка. Любое, что можно сварить. Засыпаем, как есть, с червями и личинками, нечего белком разбрасываться. Варим!

Потом самое сложное. Надо взять из запасов перца и лаврухи и добавить ровно столько, чтобы отбить запах. Все, норм. Еда готова.

Понятно, что при таком «меню» приход цинги — вопрос времени. И тогда в бой идет еда, которую легко мог проглотить любой цинготник с кровоточащими деснами и шатающимися зубами.

Лабскаус.

Говорят, рецепт от викингов еще пришел. Не верю, этим бравм парням проще было пришибить заболевшего, недели так заморачиваться.

Берем пайку солонины и развариваем. Это часа 2-3. Разваренную солонину мелко-мелко режем, добавляем также мелко порезанную соленую селедку и растираем пестиком в ступке. В получившееся нечто валим от души перца (соли там уже достаточно), разбавляем водой и ромом. Первое – чтобы можно было проглотить, второе – чтобы не воняло так.

Правда, стоит отметить, что лабскаус вопроса избавления от цинги не решал совершенно. В море солонина все равно постепенно протухала и воняла как покойник. Да, когда при Наполеоне в обиход вошли мясные консервы, их не зря в британском флоте прозвали "дохлый француз".

Ну и конечно, потаж. Самое проклинаемое блюдо каперов, пиратов и чайных клиперов. Блюдо готовилось, когда запасы провизии подходили к концу, а пополнить их возможности не было.

Потаж готовился очень просто. Брался котел воды, куда закидывалось все, что оставалось на борту. Крысы, червивые сухари, червивая мука, объедки, рыбьи хвосты и так далее.

Обычно за приготовлением потажа следовал бунт команды, но…

Мир парусных кораблей несколько отличался от цивилизованного мира. И в первую очередь – едой.

Горячая пища на парусниках доставлялась с камбуза в кубрик команды именно в бачках. Из них же и если, поскольку миски на корабле – та еще роскошь. Во время еды каждый матросик поочередно запускал ложку прямо в общий бачок. Тот, кто не выдерживал ритма и лез вне очереди, получал ложкой по пальцам или по лбу.

В целом, все так санитарно и гигиенично, что слов нет.



Но это половина апельсина! Ладно, качество еды. А как насчет качества воды? Понятно, что чаще всего команда получала дешевые и не совсем доброкачественные продукты. Солонина, бобы, крупы, сало… Но и вода, которую в основном набирали в лучшем случае, из потровых колодцев, а в худшем – из ближайших речек, тоже не была подарком.

Главное – ее не хватало. И она довольно быстро портилась в единственной на то время таре – деревянных бочках.

Учитывая, что самым распространенным консервантом была соль, то и вопрос съедобности соленого мяса тоже не стоял. Просто потому, что его по-хорошему надо было вымачивать все в той же пресной воде. Которой напрочь не хватало, и которая к тому же быстро портилась, особенно в жарких широтах.

С каждым месяцем плавания вода становилась все более густой и вонючей. В дальнейшем деревянные водяные цистерны были заменены железными. Однако до сих пор вода на корабле считается ценностью: человек может неделю, а то и больше преодолевать голод, но ежедневно должен выпивать некоторый минимум воды.

В целом же приготовление еды на кораблях прежних времен было делом не самым забавным и благодарным. И тут даже не в кораблях и коках дело.

Точнее, в основном, в кораблях. Еще точнее, как я уже заметил – в их размерах. Если у нормального и любящего людей кока нет должного количества кухонной посуды, то никакими карами не заставить его творить чудеса. А нехватка воды сводит на нет все мечты о «вкусной и здоровой» пище.

Я вот не знаю, как у англичан было с их традиционным «файв-о-клоком», то есть, вечерним чаем на кораблях. Наверное, это был не самый вкусный напиток. Повторяющий то, что было на обед, только в разбавленном виде.

Плюс постоянная экономия воды.

На судах Васко да Гама при плавании в Индию на каждого матроса полагалось в день:

— 680 граммов сухарей;
— 453 грамма солонины;
— 1 литр воды,
— 40 граммов уксуса,
— 20 граммов масла оливкового,
— лук, чеснок, сушеные и свежие овощи.

Наверное, потому Васко да Гама вернулся обратно. А вот пример еще одного рациона. Матроса английской экспедиции на транспорте "Баунти", которая закончилась мятежом и высадкой капитана:

— 3 килограмма 200 граммов галет;
— 1 фунт солонины (450 грамм);
— 160 граммов вяленой рыбы;
— 900 граммов гороха или круп;
— 220 граммов сыра;
— вода, ром.

Могу для сравнения привести паек русского матроса времен Екатерины Второй. С «Баунти» в одно время фактически.

Русскому матросу на месяц полагалось:
— 5,5 кг мяса говяжьего в виде солонины или свежего;
— 18 кг сухарей;
— 4 кг гороха;
— 2,5 кг гречки;
— 4 кг овса;
— 2,5 кг масла;
— более 0,5 кг соли;
— 200 г уксуса;
— 3,4 л водки (28 чарок).

Потаж на русских кораблях не варили…

Источники:
Чекуров М. В. Так гласил морской закон.
http://shipsondesk.info/publ/istorija/zhizn_na_korable/korabelnaja_kukhnja/5-1-0-68.
Автор:
76 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. тасха
    тасха 17 сентября 2018 06:03
    +11
    А вот кок в морском фольклоре не пользовался авторитетом.


    Разве что одноногий Джон Сильвер из "Острова сокровищ"... Правда у Флинта он был квартирмейстером, вторым человеком после капитана... У такого не закапризничаешь, скажет на ужин - потаж, значит потаж.. Поэтому Джим Хокинс деликатно обходит тему питания на "Испаньоле": "Я не стану описывать подробности нашего путешествия...." wink
    1. Titsen
      Titsen 17 сентября 2018 07:05
      +1
      Да практически по любому вопросу жизни на старинном судне в открытом море можно ставить крест...

      Да ещё на Севере..

      Но жили же как то и дожили!
    2. Mik13
      Mik13 17 сентября 2018 07:47
      +12
      Цитата: тасха
      Разве что одноногий Джон Сильвер из "Острова сокровищ"... Правда у Флинта он был квартирмейстером, вторым человеком после капитана...

      Джон Сильвер был не квартермейстер, а quartermaster - квартермастер (мастер - командир палубы) - командир квартердека. И (по большинству версий) - командир абордажной команды.
      1. тасха
        тасха 17 сентября 2018 08:41
        +2
        Джон Сильвер был не квартермейстер, а quartermaster - квартермастер


        Версия интересная, но спорная... Ведь Джон потерял ногу до службы у Флинта и, согласитесь, вести абордажную команду на костыле - маловероятно.. Скорее он всё-таки был именно интендантом (в первую очередь занимался дележом награбленного имущества) и следил за дисциплиной на борту.. "Одни боялись Пью, другие — Билли Бонса. А меня боялся сам Флинт..."..
        1. Mik13
          Mik13 17 сентября 2018 08:53
          +3
          Цитата: тасха
          Версия интересная, но спорная...

          Разумеется. Тем более, что специалистов по истории парусного флота можно по пальцам одной руки пересчитать, а специалистов по истории пиратских кораблей, КМК, сейчас вообще нет. Пираты так-то деятельность свою особо не документировали и мемуаров не писали.
          Однако, слово квартирмейстер, которое мы знаем, в армию попало из немецкого языка (quartiermeister). Английское же слово quartermaster имеет несколько иное происхождение. Между прочим, капитана на торговых судах кое-где до сих пор называют именно "мастер".
          Да и потом, с чего бы самому Флинту опасаться баталера, то есть каптерщика?
          1. тасха
            тасха 17 сентября 2018 09:24
            +2
            Да и потом, с чего бы самому Флинту опасаться баталера, то есть каптерщика?

            Не был он каптёрщиком, он был очень страшным и беспощадным пиратом wink
            Может быть он был рулевым, и находился на квартердеке...Современные квартирмейстеры (мне так привычнее) флота США занимаются штурманскими делами..

            Есть же например, звание суперинтендат в полиции.. Но банки с тушёнкой он не заготавливает..
            1. Reptiloid
              Reptiloid 17 сентября 2018 14:34
              +3
              Цитата: тасха
              Да и потом, с чего бы самому Флинту опасаться баталера, то есть каптерщика?

              Не был он каптёрщиком, он был очень страшным и беспощадным пиратом wink
              Может быть он был рулевым, и находился на квартердеке...Современные квартирмейстеры (мне так привычнее) флота США занимаются штурманскими делами..
              Есть же например, звание суперинтендат в полиции.. Но банки с тушёнкой он не заготавливает..

              ...... Как там у Высоцкого : хотели кока, а съели Кука...
              Читал в дневниках лейтенанта Унковского, он был с Михаилом Петровичем Лазаревым на судне ""Суворов"".Так они,когда были в Рио-де-Жанейро---были рады-радёшеньки закупить большой груз лимонов---против цинги!
              1. урман
                урман 17 сентября 2018 14:56
                +7
                А я вот когда судьба заносит на вахту , в родное заполярье.
                Жру чеснок, с пряниками и ссгущёнкой.
                И блин так вкусно, ну дома по просьбе жены, не смог этого повторить laughing
                Вот же казус? И смех и грех laughing
                1. Reptiloid
                  Reptiloid 17 сентября 2018 16:57
                  +3
                  Цитата: урман
                  А я вот когда судьба заносит на вахту , в родное заполярье.
                  Жру чеснок, с пряниками и ссгущёнкой.
                  И блин так вкусно, ну дома по просьбе жены, не смог этого повторить laughing
                  Вот же казус? И смех и грех laughing

                  Дааа, Заполярье, оно такое!..Правда, я до него чуть-чуть не добрался. С родителями 5 лет, на Севере, в геологоразведке..при СССР ещё..Грыз как яблоко лук и лимон! И ту же кислую капусту из бочки!
                  У меня было блюдо, толчёное печенье, замешанное на сгущёнке! Готовить прямо перед употреблением, а то ""закаменеет""! Сам придумал!!!
                  1. jjj
                    jjj 17 сентября 2018 19:40
                    +3
                    Берешь соленую трещину. Она аж сухая - соль всю влагу высосала. Заливаешь кипятком. Минут через пять достаешь кусочки рыбы. Приправляешь постным маслом и луком. С черным хлебом. Раньше я еще и бутылку водки под это дело уговаривал. А теперь - не пью
                    1. sxfRipper
                      sxfRipper 19 сентября 2018 09:21
                      0
                      Берешь соленую трещину.
                      Ой!!! Ну зачем так душу травить! laughing
                      Когда-то квадратика такой трески хватало на пару кружек пива, а вобла неовно курила в сторонке! drinks
  2. амурец
    амурец 17 сентября 2018 07:04
    +10
    Мир парусных кораблей несколько отличался от цивилизованного мира. И в первую очередь – едой.
    Горячая пища на парусниках доставлялась с камбуза в кубрик команды именно в бачках. Из них же и если, поскольку миски на корабле – та еще роскошь.
    ЕМНИП,вот тогда появилась на кораблях традиция снимать пробу. Так на желудке своего капитана команда проверяла годность приготовленной пищи.А вот как готовили пищу в Приамурских гарнизонах и на пароода Амуро-Уссурийской казачьей флотилии. "Кета в мешке

    В ту же осень я наглядно ознакомился с тем, как легко и ловко искушенные в царской службе приамурские военачальники втирали очки никому и ничему не верившей «птице».
    Выше уже говорилось о баснословном ходе кеты в низовьях Амура и Уссури. В «сезон» кета стоила гроши, и неудивительно, что она делалась в это время основой питания и населения, и войск, расположенных в крае. Поэтому, когда в сентябре 1899 года Гродеков затеял ряд инспекторских смотров войск Приамурья, он в каждой воинской кухне обязательно натыкался на рыбный суп.
    Господа ротные, батальонные и полковые командиры отлично знали «туркестанские» вкусы грозного генерала. В дни его посещений в котлы валилось столько луку, лаврового листа и красного перца, что обыкновенный смертный, неосторожно хватив ложку солдатского супу, долго стоял с выпученными глазами, ловя воздух широко открытым ртом. Кроме того, в суп клалось такое количество чумизы[54], что он скорее походил на кашицу, а у «хозяйственных» командиров деревянная ложка могла стоять в нем.
    Таким образом, со стороны гродековского вкуса рыбный суп не оставлял желать ничего лучшего.
    Однако этот суп доводил генерала до крайних пределов раздражения.
    Однажды высокое начальство пожелало прикинуть рыбные пайки на весах, но это оказалось невозможным.
    — Рыба сильно разваривается, ваше превосходительство, и разрезать ее на пайки никак невозможно.
    — Но для чего же ее разваривать до такой степени, ведь подают же в ресторанах рыбу порциями?
    — Так точно, подают, ваше превосходительство, но не в ухе, а сваренную на пару, и опять же не кету. Кета уж такая рыба, ваше превосходительство, что или будет сыровата, или развалится, особенно если ее варить в большом котле и с крупой. Как начнет кашевар мешать крупу в котле веселком, так рыба и разваливается, а если не мешать, то крупа обязательно пригорит ко дну котла, ваше превосходительство.
    — Однако должен же солдатик знать, сколько он чего получает. Как же он может это проконтролировать, не получая определенного пайка?
    — Кета, осмелюсь доложить, ваше превосходительство, дешева, и мы имеем возможность покупать ее из расчета значительно большего, чем фунт на человека.
    Дмитрий афанасьевич Луманов. Жизнь моряка. В этой книге Лухманов очень интересно пишет о жизни и быте моряков парусного флота. Роман ,спасибо и рарешите добавить о том как снабжалась армия в Маньчжурии
  3. Дирижер
    Дирижер 17 сентября 2018 07:06
    +1
    Интересная статья. а первое фото так просто зависть, такой камбуз. С водой ,да , засада была, разбавляли ее всяким вкусными напитками . Отчет , по плаванию корабля ВМС США , млин забыл название , конец 18 или англо амеровская война начало 19 века , в набег корапь пошел, так там приходилось по подсчетам , примерно 10 литра крепкого алкоголя на рыло в сутки , а воду они обратно привезли. А сам как то 2 суток жидкость не пил , к концу 2-х суток было очень не приятно .
    1. jjj
      jjj 17 сентября 2018 19:42
      0
      С водой и на берегу было плохо. Поэтому на севере Европы появилось - пиво, а на юге - вино
      1. Кот_Кузя
        Кот_Кузя 18 сентября 2018 01:30
        +1
        Чушь. Северная Европа один из самых увлажненных регионов мира, и там обилие рек и озер. Пиво же варили просто как хмельной напиток, чтобы было чем веселиться на пирах.
        1. Felix99
          Felix99 20 сентября 2018 07:25
          0
          Давно ли вы пили сырую воду из ирландского или немецкого болота? Пиво варили именно с целью сварить. Кроме пива есть другие аналоги, как квас.
          1. Кот_Кузя
            Кот_Кузя 21 сентября 2018 09:35
            -1
            А не проще ли просто прокипятить воду, нежели варить пиво?
            1. Felix99
              Felix99 19 октября 2018 07:18
              0
              Пищевая ценность воды - 0 кк. Затратить труд и средства на подогрев абсолютно бесполезной жидкости? Кроме того прокипяченная вода в бурдюке или емкости все равно пропадет. Пиво, квас после ферментации получают свойства длительного хранения, что полезно на войне, в пути или просто для сохранения питательных свойств пищи. Наличие кислот, спирта и пищевых дрожжей в пиве предохраняло его от приобретения вредных для человека микроорганизмов.
              1. Слесарь
                Слесарь 25 ноября 2018 18:49
                0
                Цитата: Felix99
                Пищевая ценность воды - 0 кк. Затратить труд и средства на подогрев абсолютно бесполезной жидкости?

                Эта "бесполезная" жидкость ,плавно приобретает ценность золота ,и чем дальше в "лес " тем дороже,в океане негде набрать свежей или хотя-бы просто пресной воды !!
                1. Felix99
                  Felix99 27 ноября 2018 09:17
                  0
                  По мере протухания на борту корабля она стазу теряет ценность. Для того чтобы пить эту воду в нее добавляли ром, чем обеззараживали, но вкус отвратительный оставался. Чтобы отбить отвратительный вкус стали добавлять лимон, специи.
  4. Magic Archer
    Magic Archer 17 сентября 2018 07:32
    +2
    Интересную тему Роман затронул!Обе статьи проглотил с удовольствием!Жду добавки! good
  5. Mik13
    Mik13 17 сентября 2018 07:36
    +1
    Кислая (квашеная) капуста в рационе избавляет от цинги. Витамина С в ней поменьше, чем в цитрусовых, но достаточно.
    1. Пеший
      Пеший 17 сентября 2018 10:00
      +4
      Лук и чеснок в натуральном виде не жареные тоже хорошее средство от цинги.
      1. 3x3zsave
        3x3zsave 17 сентября 2018 11:02
        +4
        И то и другое в чистом виде много не съешь. Наверно поэтому в РИф пользовалось популярностью такое блюдо как "мурцовка", смесь из крошечного хлеба с луком, направленная подсолнечным маслом.
      2. Rzzz
        Rzzz 22 сентября 2018 22:16
        +1
        В натуральном - да. Но ты сохрани его в натуральном без холодильника на жаре и влажности. Капуста же в квашенном виде (а это консервация молочной кислотой, витамин С сохраняется отлично) может храниться долго без холодильника.
        Этот продукт пришёл от викингов. Они в своих морских походах проблем с цингой не имели.
    2. Reptiloid
      Reptiloid 17 сентября 2018 14:42
      +3
      Цитата: Mik13
      Кислая (квашеная) капуста в рационе избавляет от цинги. Витамина С в ней поменьше, чем в цитрусовых, но достаточно.

      Лейтенант Унковский, будучи вместе с М. П . Лазаревым в кругосветке на ""Суворове"", писал, что команда делала заготовки...хвойного экстракта по пути, в северных широтах! Тоже против цинги!
  6. Avior
    Avior 17 сентября 2018 08:39
    +3
    В российском военном флоте конца 19-начала 20 века питание осуществлялось артельно, как у казаков каких- нибудь.
    На корабле был ревизор (на больших- штатный), который заведовал деньгами и другими хозвопросами, но закупки провианта он производил с артельщиками от команды.
    Именно так, например, закупили известное мясо на Потемкин- с участием артельщиков. smile
    В кают- компании также был выбранный офицер, который занимался снабжением питания для офицерского состава, об этом упоминает, например, Станюкович в Путешествии на Коршуне.
    А вот как описан прием пищи на Коршуне у Станюковича (Станюкович был в походе на корвете Калевала с 1862 года)
    Перед обедом, то есть в половине двенадцатого часа, когда не без некоторой торжественности выносилась на шканцы в предшествии баталера большая ендова с водкой и раздавался общий свист в дудки двух боцманов и всех унтер-офицеров, так называемый матросами "свист соловьев", призывавший к водке, ...
    В эту минуту баталер кричит:
    - Андрей Ковшиков!
    - Яу! - отвечает Ковшиков сипловатым голосом.
    И, снявши фуражку, подходит к ендове. Лицо его в это мгновение принимает серьезно-напряженное и несколько торжественное выражение. Слегка дрожащей от волнения рукой зачерпывает он полную чарку и осторожно, словно бы драгоценность, чтобы не пролить ни одной капли, подносит ее ко рту, быстро и жадно пьет и отходит.
    ..он ведет его вниз.
    Там уже разостланы на палубе брезенты, и матросы артелями, человек по десяти, перекрестившись, усаживаются вокруг деревянных баков, в которые только что налиты горячие жирные щи...
    Когда бак со щами был опростан, артельщик вынул из него большой жирный кусок солонины, разрезал его на мелкие куски и свалил крошево обратно. Все ели мясо молча и не спеша, видимо стараясь не опередить один другого, чтобы всем досталось поровну...
    Затем принесли пшенную кашу и полили ее маслом....
    После обеда, когда подмели палубу и раздался обычный свисток, и вслед за ним разнеслась команда боцмана "отдыхать!", - все стали располагаться на отдых тут же на палубе, и скоро по всему корвету раздался храп
  7. Дирижер
    Дирижер 17 сентября 2018 09:08
    +1
    Дрготовили, друг , еще при СССР на дизелюхах служил, так там коки готовили отменно , сам он в теорпедистах был, так со службы пришел , РЯХА!!!
  8. Дирижер
    Дирижер 17 сентября 2018 09:10
    +1
    По быту и и экономическим отношениям читаем Эсквемелина.
  9. Alecsandr
    Alecsandr 17 сентября 2018 10:07
    +19
    Сам ,во время практики, подвизался на ниве кока на ПТС-150 проекта 697. Старого кока по причине пьянства списали на берег,а мне ,как самому молодому курсанту,команда настойчиво "рекомендовала" взять его обязанности на себя.Так и совмещал обязанности матроса заодно и кока.Взмолился перед командой " Я же готовить не умею!"Команда сказала: " Не умеешь-научим ! Не хочешь-заставим!" Да и помогать поначалу будем кто свободен. Раза два помогли а потом сам. Первый раз сварил уху из сазанов.Команда весь бачок слопала а потом показывает мне лягушачью лапу.А это что ,неужто ты нам лягуху скормил.Клялся и божился что нет.Чуть до слёз не довели.Оказалось прикол .Зато от души посмеялись.Камбуз был маленький и тесноватый но всё,от газовой плиты до бачков и ложек поварёшек,блестело как котовы яйца.Грязи и всякого непотребства на судне не терпели .Всё драили и чистили и красили без конца.Как говорил капитан название " Мирный" многому обязывает." Мирный " и " Восток" Антарктиду открыли. Вот так мне в жизни пришлось побывать коком.Но нет худа без добра. Всё в жизни пригодится.Теперь могу сготовить что хочешь.Не хуже заправского повара и, буквально ,всё-от борща и до выпечки.Просто проявился интерес к приготовлению пищи .И стараюсь сварить от души и вкусно когда приходиться кашеварить. Надо стараться всё сделать как лучше а хуже само выйдет.
    1. Alecsandr
      Alecsandr 17 сентября 2018 16:32
      +5
      Особенно члены команды любили бесконечно пить чай так называемым " Сыпком" У каждого своя эмалированная кружка в которую заливается крутой кипяток и сыпется горстка чая.Немножко постоит и чай готов.Это сродни чифиру.Назывался этот процесс " Чайку пофыркать" И когда проходишь по судну обязательно встретишь кого -нибудь с кружкой.Чайник всё время на плите находился в режиме подогрева.Но это было давно в советское время.Тогда и чай был индийский со" слониками" Вкусный и ароматный и особенно хорошо его было пить на палубе на свежем ветерке.Да были времена .А теперь-моменты и пиши комменты.
  10. Curious
    Curious 17 сентября 2018 13:46
    +6
    "Горячая пища на парусниках доставлялась с камбуза в кубрик команды именно в бачках. Из них же и если, поскольку миски на корабле – та еще роскошь. Во время еды каждый матросик поочередно запускал ложку прямо в общий бачок. Тот, кто не выдерживал ритма и лез вне очереди, получал ложкой по пальцам или по лбу"
    Бачкование сохранилось на флоте до семидесятых годов XX века, как минимум. На кораблях проектов 68к, 68бис, 30бис ВМФ СССР бачкование предусматривалось изначально. На 159 или 35 проекте изначально была предусмотрена столовая команды,но за счет увеличения штатной численности корабля,перевода старшин сверхсрочной службы в середине 70-ых в мичмана эти помещения были переделаны в жилые каюты и система питания в результате вернулась к бачковой.
    1. domnich
      domnich 17 сентября 2018 21:39
      +3
      Цитата: Curious
      Бачкование сохранилось на флоте до семидесятых годов XX века, как минимум.


      До 1982 года служил на корабле, укомплектованном в/с срочной службы. Бачковые были без вариантов. Думаю, что такая система сохранялась как минимум до середины 90-х, когда произошел окончательный переход на комплектацию экипажей вспомогательных судов вольнонаемным составом. К середине 10-х годов военнослужащих срочной службы не стало и на боевых кораблях. Тогда уж точно система бачковых ушла в историю… А на крейсерах в начале 70-х на практике и сам был бачковым (наряд по очереди и вне очереди).
      1. Curious
        Curious 17 сентября 2018 21:54
        +4
        Я потому и написал "как минимум". Просто то, что до середины семидесятых - знал точно, дальше надо было в литературу заглядывать.
  11. DimerVladimer
    DimerVladimer 17 сентября 2018 14:20
    +3

    Камбуз ТАВКР Киев (после продажи в Китай, фото сделано в 2016 году в Тяньцзине).
    Для представления, как далеко шагнул камбуз со времен парусного флота - тестомешалки, электрические котлы, духовые шкафы, холодильники.
    1. Rzzz
      Rzzz 22 сентября 2018 22:22
      0
      Котлы, кстати, не электрические, а паровые. Между двойными стенками подаётся перегретый пар от главных котлов.
  12. Кот_Кузя
    Кот_Кузя 17 сентября 2018 14:42
    +3
    В эпоху парусных кораблей не готовили еду на камбузе, так как тогдашние корабли были деревянными, и зажигать огонь на них было безумием, тем более при постоянной качке. Это во-первых. Ну и во-вторых, тогда на вес золота был каждый кубический фут пространства, и тратить это пространство на дрова было неразумно, гораздо практичнее и рациональнее вместо дров взять побольше воды и продуктов. Так что морячки тогда во флотах всех стран питались только всухомятку: сухарями, солониной, сушеными овощами и фруктами, сыром, галетами, салом, растительным маслом.
  13. Серый брат
    Серый брат 17 сентября 2018 14:45
    +3
    Прочитал про "корабельные щи" и жрать захотел)))
  14. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 17 сентября 2018 14:48
    +8
    1.Сухари, точнее, их остатки, растирали в мелкую крошку, далее в крошку добавляли сало и сахар, перетирали в ступке (например, для табака) и разбавляли все это водой. Получалось жирновато-сладковатая паста, которой дали довольно диковинное название "собачье пирожное"
    Матросы иногда растирали галеты в крошку,смешивали с салом и сахаром,добавляли немного морской(!) воды (реже-пресной)...высушивали на солнце в форме лепёшек или "колбасок" и получали сладковато-солёное кушанье,именуемое "собачьим печеньем";т.к.оно напоминало внешним видом собачий кал...
    2.Хранение питьевой воды... Да,это было Проблемой парусного флота ! Но мореплаватели вовсе не "ждали" покорно,когда протухнет вода "сама собой",как можно подумать... Ещё в античные времена в воду добавляли винный уксус и хранили воду на судах в тростниковых бочках,которые некоторым образом выполняли роль термосов...Так что,к деревянным(дубовым) и железным бочкам надо приписать и тростниковые,зачастую обмазанные глиной,бочки ! Кстати,неплохо бы отметить,что в античные времена съестные припасы и воду перевозили в амфорах (своего рода,глиняных бочках).Есть мнение некоторых специалистов,что ряд продуктов питания и вода(вино,масло) в амфорах сохранялись дольше...На античных гребных судах на ночь вывешивали на борт овечьи шкуры,которые намокали от испарения с моря.Утром выжимали из шкур пресную воду.Часто моряки во времена парусного флота добавляли к пресной воде небольшое кол-во морской воды .Собирали и дождевую воду... От винного уксуса "рукой подать" до лимонного сока... Считается,что "официально" лимонный сок стали добавлять в воду в английском флоте в конце 18 в. ; но эпизодические случаи были и гораздо раньше. Применялись и иные способы сохранения и восстановления воды : а) фильтрование через речной песок ,б)через "специальный" фильтр из шерсти,губки,древесный уголь,в)через селитру...Флотские офицеры могли позволить себе кипячение воды,хранение воды в серебряной ёмкости или в бочонок клали серебряные предметы,монеты... Так же было известно,что вода в бочонках из морёного дуба могла сохраняться месяцами,но стоил морёный дуб очень дорого и это могли позволить себе очень состоятельные флотские офицеры ! Капитаны с деньгами старались купить болотную воду из особых торфяных болот...такая вода хранилась в 2-3 раза дольше!
    3.Борьба с цингой...Тоже "химичили",как могли...Джеймс Кук перед дальними плаваниями запасался квашеной капустой...а как-то запасся лимонами (правда,ряд историков сомневаются в этом случае...).Использовались и индийские специи. Например,Васко да Гама в индийской экспедиции потерял в 1495 г. на пути в Индию ок.сотни людей из 160...(где-то так...).На обратном же пути (1498 г.) всего лишь одного...Есть версия,что благодаря индийской провизии,щедро сдобренной специями...
    4. В море солонина все равно постепенно протухала и воняла как покойник. Да, когда при Наполеоне в обиход вошли мясные консервы, их не зря в британском флоте прозвали "дохлый француз". А какая связь между солониной и "тушёнкой" ?Да нет связи ! Французские мясные консервы получили у англичан такую нелестную характеристику из-за того,что нашлись жуликоватые коммерсанты,которые во время массовых закупок консервов использовали подпорченное мясо...
    1. vladcub
      vladcub 20 сентября 2018 17:23
      0
      Николаевич,где можно прочесть это?
  15. урман
    урман 17 сентября 2018 14:56
    +2
    Цитата: урман
    А я вот когда судьба заносит на вахту , в родное заполярье.
    Жру чеснок, с пряниками и ссгущёнкой. и салом
    И блин так вкусно, ну дома по просьбе жены, не смог этого повторить laughing
    Вот же казус? И смех и грех laughing
  16. hohol95
    hohol95 17 сентября 2018 16:37
    +4
    Кухня русского флота 07.08.2012 Георгий Осипов
    ...Бывало и похуже: великий французский мореплаватель Луи Антуан де Бугенвиль, старший современник Крузенштерна и Лисянского, писал: «На обед мы ели крыс, и они показались нам очень вкусными». Понятно: крыса – это как-никак мясо, а до того французам приходилось вкушать кожаные мешки из-под муки...
    Матросу русского флота в конце XVIII века надлежало получать в месяц: мяса говяжьего (свежего или солонины) – 5,5 килограммов, сухарей – 18 , гороху – 4, гречневой крупы – 2,5, овса – 4, масла – 2,5 килограмма, соли – чуть более 0,5 килограмма, уксуса – полкружки, водки – 28 чарок (около трёх с половиной литров). Любопытно, что продукты выдавались на неделю, и каждый мог распоряжаться ими по своему усмотрению.
    Что, конечно, не добавляло порядка и чистоты на камбузе и в кубриках.
    Подобная «самодеятельность» прекратилась лишь при Екатерине Великой – был установлен строгий порядок приёма пищи: завтрак с 7.00 до 7.30, обед – с 12.00 до 12.30, ужин – с 19.00 до 19.30.
    А кто на большом корабле для матроса – царь, бог и батька-командир? До капитана высоко, до офицерской кают-компании, где на столе хрусталь, серебро и прочее – далеко. Разумеется, боцман – старший унтер-офицер, чаще всего выбившийся из тех же матросов.
    Ему полагалось особая «строчка» в морском рационе: картошка по-боцмански появилась на столах явно в те времена, когда «второй хлеб» начал становиться на судах вполне привычным блюдом. Всё просто: картошку отваривали, отваривали и только что выловленных кальмаров, резали их кольцами, перемешивали и от души посыпали укропом и поливали маслом.

    Бифштекс из акулы по-матросски
    700 г мяса акулы, 300 г сырокопчёной грудинки, пол-лимона, 2-3 дольки чеснока, молотый чёрный перец, тёртый мускатный орех, кулинарный жир или топлёное свиное сало для жарки во фритюре, соль по вкусу
    Куски мяса подготовленной акулы (без кожи) отбить, нарезать полосками толщиной 2-2,5 см, посыпать перцем, мускатным орехом, тёртым с солью чесноком, сбрызнуть лимонным соком. Каждый кусок акулы обернуть тонкой и длинной полоской грудинки, проколоть деревянной шпажкой, охладить в течение 20-30 минут, а затем обжарить во фритюре.
    Перед подачей шпильку вынуть, бифштекс положить на тарелку, украсить кружочками лимона и розочкой из сливочного масла, посыпать молотым красным перцем. К бифштексу подать жареные или отварные овощи.
    Гречка по-флотски
    300-400 г гречневой крупы, 250 г фарша, 1 луковица, 1морковь, соль, перец по вкусу
    Гречневую крупу промыть под холодной водой, налить воду на 2-3 см выше уровня крупы и поставить на газ. Лук измельчить, морковь натереть на тёрке.
    На сковороде нагреть подсолнечное масло, обжарить лук, морковь до золотистого цвета. Добавить фарш и жарить вместе до готовности. Как только гречка будет готова, содержимое сковороды, где жарился фарш с овощами, перемешать с гречкой.
    — Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!
    1. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 18 сентября 2018 03:36
      +2
      Цитата: hohol95
      Гречневую крупу промыть под холодной водой, налить воду на 2-3 см выше уровня крупы и поставить на газ.

      На газ ? На камбузе? Круто ! good
      Что-то мне напомнил этот рецепт... what Ах да ! Вот это:[Я пожаловался на бедность нашей раскладки на ужин. Тогда он, подсев ближе, открыл мне свой секрет: - Оставляйте от обеда немного мяса, а если сможете сэкономить на цене сена, то прикупите из фуражных лишних фунтов пять, заведите противень - да и поджарьте на нем нарубленное мясо с луком, кашицу варите отдельно, а потом и всыпайте в нее поджаренное мясо.
      Так я и поступил. Вскоре, на зависть другим эскадронам, уланы 3-го стали получать вкусный ужин. (граф П.Игнатьев)
      hi
      P.S.Кстати, почём нонче акулье мясо...и на каком рынке дешевле ?
      1. 3x3zsave
        3x3zsave 18 сентября 2018 08:46
        +2
        Ну что тут сказать? Это рок преследующий всех служивых людей от начала времён. "Очень хочется есть и очень хочется спать". Даже Игнатьева он не миновал.
      2. hohol95
        hohol95 18 сентября 2018 09:23
        0
        Акулы, скаты купить оптом - цена за кг, объявления
        fishnet.ru
        Филе голубой акулы 1+ 
        Размерный ряд: 1+
        Дата производства: ноября 2017
        Вес упаковки: 25 кг
        Вид: Акулы, скаты
        Продукция: Свежемороженая, мороженая рыба и морепродукты
        320 руб./кг
        Москва
        Производитель - Китай!
        И так далее, и тому подобное...
        1. Nikolaevich I
          Nikolaevich I 18 сентября 2018 10:34
          +1
          Цитата: hohol95


          Филе голубой акулы

          Были ж раньше времена... и акулы,как акулы...А сейчас и акулы-голубые ! request
      3. hohol95
        hohol95 18 сентября 2018 09:37
        0
        На газ ? На камбузе? Круто !

        Топите соломой - топите соломой! Хоть "сушёными удобрениями".
        У меня дом газифицирован!
        1. Nikolaevich I
          Nikolaevich I 18 сентября 2018 10:30
          0
          Цитата: hohol95
          У меня дом газифицирован!

          Хорошо устроились ! А не аукнется вам со стороны обездоленных газовой плиткой "срендевековых" моряков ? belay
          1. hohol95
            hohol95 18 сентября 2018 10:45
            0
            "Средневековые" моряки - могут выбрать вид топлива и разновидность плита на свой вкус и кошелёк!
            Хотят готовить на электроплите - никто не запрещает! Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (в простонародье РОСТЕХНАДЗОР) будет только рада!
            Они и так после прошлогодних взрывов газа в жилых домах предложили перевести на электрические плиты все дома в Российской Федерации! И естественно убрать газовые коммуникации из домов!
  17. Curious
    Curious 17 сентября 2018 17:58
    +6
    Цитата: Кот_Кузя
    В эпоху парусных кораблей не готовили еду на камбузе, так как тогдашние корабли были деревянными, и зажигать огонь на них было безумием, тем более при постоянной качке. Это во-первых. Ну и во-вторых, тогда на вес золота был каждый кубический фут пространства, и тратить это пространство на дрова было неразумно, гораздо практичнее и рациональнее вместо дров взять побольше воды и продуктов. Так что морячки тогда во флотах всех стран питались только всухомятку: сухарями, солониной, сушеными овощами и фруктами, сыром, галетами, салом, растительным маслом.

    Казалось бы, в эпоху интернета, прежде чем писать, можно почитать, чтобы не дезинформировать людей.

    Это камбуз 104-пушечного линейный корабль первого ранга Королевского флота Великобритании Victory. Заложен 23 июля 1759 года, спущен на воду 7 мая 1765 года. Принимал участие во многих морских боях, в том числе и в Трафальгарском сражении, во время которого на его борту был смертельно ранен адмирал Нельсон. После 1812 года не принимал участия в боевых действиях, а с 12 января 1922 года находится на постоянной стоянке в самом старом морском доке в Портсмуте. В настоящее время корабль приведён в то состояние, в котором он был во время Трафальгарского сражения, и превращён в музей, который является одной из главных достопримечательностей Портсмута.
    Как видите - и печь есть, и огонь есть. Более того, уже в то время печь была оборудована опреснителем. Интересно устройство вертела, который приводится во вращение дымовыми газами.
    1. Кот_Кузя
      Кот_Кузя 18 сентября 2018 01:41
      +1
      Тоже мне, сравнили самые большие корабли того времени, да еще 19-го века, с кораблями 15-18 вв. К вашему сведению, корабли первого ранга не уходили далеко от берегов Европы, они даже в Вест-Индию не плавали. Так что на таком корабле могли себе позволить роскошь в виде готовки пищи на огне, так как особого смысла запасаться водой и продуктами не было. К тому же на таких кораблях плавали командующие флотами, как например, Горацио Нельсон. Не будут же адмиралы и старшие офицеры питаться всухомятку как какая-то матросня. Вот вы серьезно полагаете, что на кораблях да Гамы, Колумба и Магеллана, Дрейка и Кука готовили еду на огне?
      1. Ратник2015
        Ратник2015 27 сентября 2018 20:58
        +2
        Цитата: Кот_Кузя
        Вот вы серьезно полагаете, что на кораблях да Гамы, Колумба и Магеллана, Дрейка и Кука готовили еду на огне?

        Да, именно так ! Это было ещё с эпохи Генриха Мореплавателя, когда начались длительыне вояжи, и было решено, что без очага на корабле не обойтись, ибо без горячей пищи несколько месяцев - и команда взбунтуется !
  18. ТермиНахТер
    ТермиНахТер 17 сентября 2018 18:27
    0
    В советском ВМФ бачковая система использовалась до 50 - ых годов, а на малых кораблях и еще позже.
    1. jjj
      jjj 17 сентября 2018 19:49
      +2
      Отдельно наряд на камбуз, отдельно бачковые на раздаче
  19. hohol95
    hohol95 17 сентября 2018 19:48
    0
    Люди плавали по морям сотнями лет, а вот готовить на них еду начали сравнительно недавно. Те же древние греки и римляне, путешествовавшие вдоль берегов, на ночь обязательно приставали к берегам и там разводили огонь и готовили себе пищу.

    Уважаемый автор! А чем тогда питались скандинавы-викинги плывя в Исландию или в Гренландию?
    Берегов для ночёвки в тех краях нет. Неужели только сухим пайком они обходились?
    1. Curious
      Curious 17 сентября 2018 23:15
      +4

      Это музей корабля Васа (Vasa), Стокгольм, остров Юргорден (Швеция). Корабль спущен на воду в 1628 году.
      Вокруг восстановленного корабля Васа выстроено 3 этажа, позволяющее его обойти и осмотреть с различных сторон. В музее кроме самого корабля можно увидеть – скелеты экипажа, восковые фигуры, патриотическая атрибутика, картины, изображающие самого короля, несколько древних пушек и множество моделей корабля Васа.
      На модели, в центре, помещение, обложенное красным кирпичом, в котором на очаге в котле готовят еду.
      У драккаров трюмов не было и костры разводить было негде. Так что вполне возможно, что и на сухомятке путешествовали.
      1. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 18 сентября 2018 03:15
        +2
        Цитата: Curious
        У драккаров трюмов не было и костры разводить было негде. Так что вполне возможно, что и на сухомятке путешествовали.

        Не исключено....Не буду спорить о драккарах,но у античных мореплавателей в "почёте" была прибрежная "манера" плавания(предпочитали плыть вдоль побережья,не упуская из вида береговую черту...) .В таких случаях,если не было каких-либо препятствий,действительно приставали к берегу и готовили еду,ночевали...Так что...сухомяткой могли и не "страдать".
        1. Кот_Кузя
          Кот_Кузя 18 сентября 2018 05:29
          +2
          Цитата: Nikolaevich I
          у античных мореплавателей в "почёте" была прибрежная "манера" плавания(предпочитали плыть вдоль побережья,не упуская из вида береговую черту...)

          Не только античные мореплаватели, но даже вплоть до 15 века европейцы предпочитали совершать каботажное плавание. Например, для португальцев многие годы был непреодолимой преградой мыс Бохадор на территории современного Марокко. Этот мыс глубоко выдавался вглубь океана, и даже на удалении 5 км от материка, глубина океана составляла всего 2 м. Португальские мореплаватели боялись терять из вида берег, ходили легенды, что за мысом Бохадор море населяют чудовища, а погода такая жаркая, что кипит океан. С 1424 по 1433 гг португальский принц Энрике Мореплаватель отправил 15 экспедиций для обхода мыса Бохадор, но все они заканчивались провалом: команды кораблей поворачивали назад, из боязни потерять землю из виду и заблудиться. И лишь в 1434 г португалец Жил Эаниш со своей командой первым пересек этот мыс. Можно даже вспомнить первую экспедицию Колумба: она вышла из Канар 16 сентября, и достигла Америки 12 октября, за 26 дней, но за это время команда корабля уже была на грани бунта из-за страха невозможности вернуться обратно домой. И лишь после открытия Америки, европейские моряки перестали бояться плавать в открытом океане и пересекать их. Так, например, в 1497 г итальянский капитан на английской службе Джон Кабот пересек Атлантику и открыл Северную Америку. В том же 1497 г Васко да Гама, идя в океан, зная о встречных течениях и ветрах у атлантического побережья Южной Африки, двинулся на юго-запад и углубился в Атлантический океан, лишь после экватора повернув снова на юго-восток. Прошло более трёх месяцев, прежде чем португальцы вновь увидели землю, достигнув землю в районе нынешнего Кейптауна.
          Просто поразительно, как викинги плавали из Норвегии в Исландию, Гренландию и дальше на Ньюфаундленд, не имея таких простейших инструментов так компас и секстант.
          1. Curious
            Curious 18 сентября 2018 07:25
            +2

            Учёные предполагают существование у викингов трёх видов навигационных приборов: горизонтная доска, солнечный компас, световая доска (сумеречная доска).
            На горизонтной доске отверстиями помечены месяцы походов. С одной стороны — положения восхода солнца, с другой — положения заката. Колышком помечался текущий месяц. Сделав один замер колышком (на закате или рассвете), можно определить север, отметив середину расстояния между соответствующим противоположным отверстием для текущего месяца.

            На диске солнечного компаса заранее отмечались траектории движения тени от солнца в течении дня для различных месяцев. Соответственно, сделав замер в определённое время дня и сопоставив длину тени с измерениями, можно было определить север.

            Световая доска является комбинацией горизонтной доски и солнечного компаса. Измерения производятся на базе тени от широкого гномона в центре прибора, сопоставляя их с предварительно нанесённой гномической линией. Эта доска была особенно эффективна в купе с «солнечным» камнем на закате или рассвете, а также в течении 50 минут, когда солнце скрыто за горизонтом.
            1. Кот_Кузя
              Кот_Кузя 18 сентября 2018 07:52
              +3
              Что-то слишком сложно для неграмотных викингов, да еще во времена "Темных веков". Тем более в Северной Атлантике часто бывает пасмурная погода, когда не видно солнца на небе.
      2. Ратник2015
        Ратник2015 27 сентября 2018 21:00
        +1
        Цитата: Curious
        У драккаров трюмов не было и костры разводить было негде. Так что вполне возможно, что и на сухомятке путешествовали.

        Драккар - это лёгкая набеговая ладья, не для дальних рейсов. А вот для плаваний к Оркнейям, в Исландию, Гринландию и даже в Винланд (Америку, район Лабрадора) викинги использовали "кнорры" ! намного больше, с высокими бортами, куда и скот, и много добра грузили.
        1. Curious
          Curious 27 сентября 2018 21:11
          0
          Вы знаете,в музее кораблей викингов в Осло кроме даккаров выставлены вещи, найденные на этих кораблях. Есть там и котелки. Так что вполне возможно, что еду готовили прямо на корабле.
          1. Ратник2015
            Ратник2015 5 октября 2018 22:54
            0
            Цитата: Curious
            Вы знаете,в музее кораблей викингов в Осло кроме даккаров выставлены вещи, найденные на этих кораблях. Есть там и котелки. Так что вполне возможно, что еду готовили прямо на корабле.

            Мне кажется что это просто - с одной стороны обязательная деталь погребения (куды ж без посуды то "там" ?), а с другой стороны - на драккарах ведь в основном были каботажные плавания, поэтому скорее всего просто причаливали на берегу и варили еду уже на берегу...
    2. Reptiloid
      Reptiloid 18 сентября 2018 09:57
      +2
      Цитата: hohol95
      Уважаемый автор! А чем тогда питались скандинавы-викинги плывя в Исландию или в Гренландию?Берегов для ночёвки в тех краях нет. Неужели только сухим пайком они обходились?

      Наверно брали с собой скотину, по возможности, хоть сколько, какую-нибудь, как впрочем, и все мореплаватели. Совсем недавно читал об этом в воспоминаниях Крузенштерна, Лисянского и Унковского. Они упоминают о свиньях, овцах и быках. Вспоминается, что во времена Робинзона Крузо моряки брали с собой скотину и птиц. Таким образом козы попали на Азорские о-ва. Кстати, интересный факт. На Галапагосах козы мутировали, приспособившись пить морскую воду. В то же время в обратный путь брали с собой идеальные живые консервы---слоновых черепах. На Сейшелах они были вообще изведены. Потом их туда, уже в XXв.с Галапагосов завозили специально, в экологических целях.
  20. garri-lin
    garri-lin 17 сентября 2018 21:05
    +7
    Читаю цикл статей с огромным удовольствием. Но сегодня есть одно НО!!!!! И но большое!!! Абсолютно не согласен с утверждением что на всех парусных судах камбузы были грязными. В море для уборки и личной гигиены в те времена использовалась морскай, забортная вода. а её количество неограниченно. Так что думаю санитарные условия на камбузе зависили не от количества воды а от воли капитана.
  21. andrey-ivanov
    andrey-ivanov 18 сентября 2018 07:36
    +3
    Между прочим, капитана на торговых судах кое-где до сих пор называют именно "мастер".

    Да не кое-где, а практически везде. Даже в crew list пишут "master" , а не "captain".
    Спасибо за статью. Прочёл с интересом.
    А по поводу размеров тогдашних парусников... Побывал как-то в городке Бриксхэм, что на юге Англии. Из достопримечательностей - реплика корабля "Golden Hind" небезизвестного Френсиса Дрейка в качестве музея. Так вот...Откровенно говоря , был поражён размерами посудины снаружи (ну очень небольшая), а внутри особенно (ещё меньше соответственно). Многие современные яхты побольше будут. После танкера дедвейтом в 100 с лишним тыс. тонн, представить себе путешествие на край света на таком судёнышке ну очень проблематично. А ведь ходили же ! И когда представляешь себе всё это небольшое пространство внутри судна, забитое припасами, реально понимаешь, что нужно быть или сумашедшим на всю голову, или очень смелым человеком, чтобы отправиться черт знает куда за море на таком плавсредстве.
  22. andrey-ivanov
    andrey-ivanov 18 сентября 2018 08:04
    +1
    У меня было блюдо, толчёное печенье, замешанное на сгущёнке! Готовить прямо перед употреблением, а то ""закаменеет""!

    На срочке это называли "дембельская каша", а если это всё ещё закатать в полиэтилен или пергамент и в морозилку, а потом получившуюся "колбасу" порезать да с чаем....
    1. Кот_Кузя
      Кот_Кузя 18 сентября 2018 08:20
      +2
      Помнится, в детстве так делали кобаски: печенье пропускали через мясорубку, замещивали со сгущенкой, лепили колбаски и клали в морозильник. Получалось очень вкусно.
      1. andrey-ivanov
        andrey-ivanov 18 сентября 2018 08:44
        +2
        Ничего не изменилось - по прежнему вкусно smile
      2. Reptiloid
        Reptiloid 18 сентября 2018 10:08
        +1
        Цитата: Кот_Кузя
        Помнится, в детстве так делали кобаски: печенье пропускали через мясорубку, замещивали со сгущенкой, лепили колбаски и клали в морозильник. Получалось очень вкусно.

        Да ведь, а про колбаски-то я забыл! Надо будет сделать в выходные. Может угощу кого???!!!
  23. Avior
    Avior 18 сентября 2018 09:04
    0
    если уж об армейских рецептах, то по восресеньям была "мешанка"- два желтка, пару капель чая, сахар и сливочное масло- взбить в кружке и намазать на хлеб- не было ничего вкуснее.
    дома уже много лет никак не попробую сравнить впечатления smile
  24. vladcub
    vladcub 20 сентября 2018 17:14
    0
    Главное- ее не хватало. И она довольно быстро портилась в единственной на то время таре-деревянных бочках" я вспомнил фильм:" Остров сокровищ",(1938 г.выпуска), с детства люблю, помните : Джени залезла в пустую бочку и послушала разговор пиратов? Или" 15 летний капитан :кок Негоро ( пират) говорит :" ни капли воды. Бочки со вчерашнего дня стоят пустые"
  25. pafegosoff
    pafegosoff 22 сентября 2018 17:42
    +1
    Очень познавательно, спасибо. Кстати, автор "Цусимы" Алексей Силыч Новиков-Прибой служил баталером 1-й статьи (уважаемый человек!) О нём знал даже Плеве и докладывал о нём Николаю Второму. Ну, уж, а командующий Тихоокеанским флотом Рождественский тем более знал баталера...
  26. loha
    loha 24 сентября 2018 07:17
    0
    "Берем пайку солонины и развариваем. Это часа 2-3. Разваренную солонину мелко-мелко режем, добавляем также мелко порезанную соленую селедку и растираем пестиком в ступке. В получившееся нечто валим от души перца" А не шикарно ли, тогда перец по цене золота шел..
    1. Ратник2015
      Ратник2015 27 сентября 2018 21:03
      +1
      Цитата: loha
      А не шикарно ли, тогда перец по цене золота шел..

      Да ладно вам, не преувеличивайте. Тем более приправы были дёшевы при обратных рейсах из колоний...
  27. Слесарь
    Слесарь 25 ноября 2018 18:52
    0
    На судах Васко да Гама при плавании в Индию на каждого матроса полагалось в день:

    — 453 грамма солонины;

    Русскому матросу на месяц полагалось:
    — 5,5 кг мяса говяжьего в виде солонины или свежего; ---я правильно понял ,что наших матросов кормили мясом в три раза меньше ?