Военное обозрение

Виктор Талалихин – герой советской авиации

34
18 сентября 1918 года, ровно 100 лет назад, родился будущий легендарный советский летчик и герой войны Виктор Васильевич Талалихин. Далеко не каждый человек удостаивается чести остаться в людской памяти и спустя целый век после своего рождения. Виктор Талалихин относится именно к таким людям, хотя и прожил он всего 23 года. Что это за возраст по сегодняшним меркам? Его ровесники только-только университеты заканчивают, а Виктор Талалихин в свои 23, трагически уйдя из жизни, получил всесоюзную известность. Ведь именно он одним из первых в советской авиации провел ночной воздушный таран, на своем истребителе И-16 атаковав немецкий самолет-бомбардировщик Heinkel He 111.


Это произошло в ночь на 7 августа 1941 года в небе над Москвой. Самолет лейтенанта И. Ташнера из 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры люфтваффе был сбит благодаря настоящему герою Талалихину. Наш И-16, в свою очередь, упал в лесу в районе деревни Степыгино (сейчас это городской округ Домодедово), а сам Виктор Талалихин, получивший ранение, тем не менее, смог спуститься в речку Северку и выжить. Впоследствии он провел еще несколько успешных боев, сбив пять немецких самолетов.

Виктор Талалихин – герой советской авиации


Виктор Васильевич Талалихин был самым обычным советским парнем – типичным представителем своего поколения, «сталинского». Именно «плюс-минус» ровесники Талалихина строили важнейшие объекты советской промышленности, несли на себе всю тяжесть индустриализации и коллективизации, героически сражались в годы Великой Отечественной войны. Виктор родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии в рабочей семье. Взрослели тогда рано и уже в 1933 году, в пятнадцатилетнем возрасте, Виктор устроился рабочим на Московский мясокомбинат, где в следующем году окончил фабрично-заводское училище и затем работал шпикорезом и мясообвальщиком в сырьевом цехе.

Однако, как и многие парни его возраста, Витя Талалихин грезил небом и мечтал о романтичной и сложной профессии военного летчика. Ведь тогда, в 1930-е годы, был самый пик развития и популяризации советской авиации. Вся страна знала имена прославленных летчиков, а молодежь стремилась равняться на них и получать связанные с авиацией профессии. Не стал исключением и Виктор Талалихин, который тоже мечтал о карьере летчика, тем более, что в авиации к этому времени уже служили его два старших брата.

Уже в сентябре 1935 года он записался в планерный кружок мясокомбината – такие кружки в то время действовали при многих советских предприятиях. Ведь именно рабочий класс считался кузницей кадров для армии, флота, органов безопасности советского государства. В октябре 1936 г. комсомол дал Виктору Талалихину путевку в аэроклуб Пролетарского района Москвы, где молодой человек в июне 1937 года и совершил первый самостоятельный полет на самолете У-2. Все же уникальная система отбора и подготовки кадров была в Советском Союзе в сталинское время! Ведь любой рабочий паренек имел все шансы проявить свои способности и таланты и стать военным летчиком или подводником, конструктором ракет или разведчиком. На примере Талалихина мы видим, что планерные кружки существовали даже на таких сугубо гражданских предприятиях как мясокомбинат, и молодые рабочие имели возможность определиться с будущей профессией и, проявив склонность к летному делу, уже всецело посвятить себя авиации.

В декабре 1937 г. Виктор Талалихин поступил и в декабре 1938 г. окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в Борисоглебске Воронежской области. Это военное учебное заведение было одним из первых, готовивших летчиков-истребителей, разведчиков и бомбардировщиков для Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота. В числе самых знаменитых выпускников школы был Валерий Павлович Чкалов и, конечно, молодые курсанты очень гордились тем, что им довелось учиться в «школе Чкалова», а в декабре 1938 года учебное заведение действительно переименовали в военное училище имени Валерия Чкалова.

Виктор Талалихин выпустился из Борисоглебской школы в звании младшего лейтенанта и с квалификацией летчика-истребителя. Он был распределен на должность младшего летчика в 3-ю авиационную эскадрилью 27-го истребительного авиационного полка ВВС Московского военного округа. В это время Виктор летал на И-153. Вскоре пришлось ему получить и первое боевое крещение – две эскадрильи полка перебросили на Карельский перешеек для участия в советско-финской войне, где включили в состав 152-го истребительного авиационного полка.



По официальным данным, во время советско-финской войны Виктор Талалихин, числившийся начальником связи 3-й эскадрильи 80-го авиаполка, совершил 47 боевых вылетов и лично сбил 3 самолета ВВС Финляндии, за что получил орден Красной Звезды. Однако в ряде современных публикаций этот эпизод в жизни прославленного летчика подвергается сомнению. Например, авторы публикации в «Совершенно секретно» ссылаются на документы авиационных частей, участвовавших в советско-финской войне. Согласно этим документам, 3-я эскадрилья, в составе которой служил Талалихин, не провела ни одного боя из-за того, что на том участке фронта, за который отвечал авиаполк, отсутствовала авиация противника. Но летчики эскадрильи, тем не менее, регулярно совершали боевые вылеты – только в качестве штурмовой авиации, подавляя огневые точки противника. Во время одного из таких вылетов погиб друг Талалихина младший лейтенант Гумар Аюпов. Именно благодаря действиям советских летчиков тогда была предотвращена гибель целой стрелковой дивизии и действовавшего вместе с ней оперативного полка войск НКВД.



После того, как весной 1941 г. Виктор Талалихин окончил курсы командиров звеньев, он был назначен командиром авиационного звена 1-й авиационной эскадрильи формирующегося 177-го истребительного авиационного полка. Это назначение не было неожиданностью – 177-м полком командовал Михаил Королев, сослуживец Виктора Талалихина по Финляндии. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Младший лейтенант Виктор Талалихин, служивший в 177-м полку, входившем в состав 6-го истребительного авиационного корпуса Московской зоны ПВО, с первых месяцев войны стал принимать участие в боевых действиях.

Герой Советского Союза полковник авиации Марк Лазаревич Галлай, служивший в начале войны летчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО Москвы, вспоминал о Талалихине:

«Главное же, что запомнилось из беседы с этим спокойным, вежливым, серьезным пареньком, был, конечно, не его орден, а какая-то острая внутренняя нацеленность на то тяжелое дело, которое предстояло [70] делать всем нам, — на войну. Разумеется, в нашем разговоре не фигурировали какие-либо торжественные декларации или пышные слова. Это выяснилось с первых же дней войны; лучше всего воюет не обязательно тот, кто в мирное время громче всех декларировал свою воинственность и жажду подвигов...».

Возможно, именно эти качества и позволили Талалихину пойти на очень смелый поступок – воздушный таран. Тут надо отметить, что воздушный таран – русское изобретение. Первым в мире на воздушный таран пошел штабс-капитан Петр Нестеров – прославленный русский летчик, автор знаменитой «мертвой петли». 8 сентября 1914 года в районе Львова Петр Нестеров направил свою машину на таран тяжелого австрийского самолета, которым управляли опытные летчики Франц Малина и барон Фридрих фон Розенталь. К сожалению, 27-летний штабс-капитан Нестеров погиб.

Первый в мире ночной таран также совершил наш военный летчик - 28 октября 1937 года в небе над Барселоной летчик-интернационалист Евгений Степанов (Эву Хеньо), сражавшийся на стороне испанских республиканцев, атаковал итальянский самолет - бомбардировщик SM-81. Интересно, что при проведении ночного тарана Евгений Степанов остался жив.

Во время Великой Отечественной войны первый воздушный таран провел в небе над аэродромом Млынов в районе Дубно советский летчик старший лейтенант Иван Иванов. 22 июня 1941 года, около 4:25 утра, Иван Иванов атаковал немецкий бомбардировщик. При проведении тарана 31-летний советский летчик погиб, но был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза. Впрочем, в первый день войны было совершено еще несколько воздушных таранов - в 5:15 младший лейтенант Леонид Бутерин погиб в небе над Станиславом (ныне – Ивано-Франковск), атаковав немецкий «Юнкерс».

В 6 утра 22 июня еще один советский летчик, так и оставшийся неизвестным, протаранил на своем У-2 немецкий «Мессершмитт», а в 10 утра 22 июня летчик Петр Рябцев также протаранил немецкий самолет в небе над Брестом. Всего только в первый день Великой Отечественной войны советские летчики 19 раз таранили самолеты противника, а за все время войны пилоты советской авиации провели более 600 воздушных таранов. Во многом именно удивительный героизм советских летчиков позволил нам достойно противостоять люфтваффе в воздухе, хотя первоначально гитлеровская Германия и имела серьезные преимущества.

В ночь с 6 на 7 августа 1941 года командование полка получило сигнал тревоги, после чего истребитель И-16, который пилотировал младший лейтенант Талалихин, был поднят в воздух и вылетел на перехват вражеских самолетов, летевших на бомбардировку Москвы. Над деревнями Добрыниха и Щеглятьево Московской области Талалихин обнаружил следовавший на высоте 4800 м. самолет He-111 лейтенанта И.Ташнера.

Младший лейтенант Талалихин уверенно стал сближаться с вражеским бомбардировщиком. Поймав немецкий самолет в прицел, советский летчик открыл огонь, но и немец оказался не из простых – он мастерски увернулся и попытался оторваться от советского истребителя. В ответ Талалихин развернулся и снова открыл огонь по немецкому самолету. Лейтенант Ташнер, пилотировавший немецкий самолет, увеличил скорость и стал снижать свою машину. Талалихин опять ударил по немцу из пулемета и смог поразить правый мотор бомбардировщика.

Но Не-111 продолжал полет. У советского летчика, тем временем, кончились патроны и у Талалихина не оставалось иного выхода, кроме как пойти на таран. Стрелок бомбардировщика вел ответный огонь по советскому истребителю и Талалихин был ранен в руку, но не уклонился от тарана и, подойдя к хвосту немецкого самолета, нанес винтом по нему удар. Не-111 был сбит. Сам Талалихин выбросился из поврежденного истребителя с парашютом и попал в неглубокое озеро, где его увидели местные жители и помогли ему выбраться. В деревне Степыгино младшего лейтенанта перевязали, а затем доставили на У-2 в штаб полка. Там и стало известно о подвиге летчика. Советское командование тогда уделяло особое внимание подобным проявлениям отваги и доблести военнослужащих, поскольку пример Талалихина и многих других героев мог вдохновлять миллионы советских солдат и мирных граждан на фронтовые подвиги.

Уже 8 августа 1941 г. за совершенный таран младший лейтенант Виктор Талалихин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. 2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин лично вручил младшему лейтенанту Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Примечательно, что И-16, на котором летчик совершил таран, был обнаружен лишь спустя 73 года после описываемых событий – в июне 2014 г., в лесном массиве в 20 км. от Москвы.



Получив самую высшую награду советского государства, младший лейтенант Талалихин продолжал нести службу в составе своего авиационного полка в должности заместителя командира авиационной эскадрильи. Когда командир эскадрильи, получив ранение, выбыл из строя, Талалихин стал исполнять обязанности комэска. Он провел еще несколько успешных воздушных боев. Но жизнь большинства летчиков – истребителей в первые годы войны была очень недолгой. Обычно летчик-истребитель погибал в пятом – шестом боевом вылете, летчик – штурмовик – в десятом боевом вылете. Воздушный таран был смертельным для каждого третьего летчика, решившегося на его применение, поэтому пойти на таран, особенно на ночной, означало рисковать очень серьезно. Каждый летчик, решавшийся на воздушный таран, с полным на то правом может быть назван настоящим героем.



Младший лейтенант Виктор Талалихин погиб в воздушном бою в небе над Подольском 27 октября 1941 года, спустя чуть более месяца после своего 23-летия. Уже после войны, в 1948 году, его навечно включили в списки 1-й авиационной эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка. Как и ряд других выдающихся советских летчиков, Талалихин вошел в «пантеон» советских героев. Именем героя были названы улицы во множестве городов Советского Союза, небольшой город в Домодедовском районе Московской области, ряд школ, технологический колледж в Москве (в котором функционирует музей Виктора Талалихина).
Автор:
Использованы фотографии:
http://www.mikoyan.ru
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. bubalik
    bubalik 18 сентября 2018 08:52
    +3
    Над деревнями Добрыниха и Щеглятьево Московской области Талалихин обнаружил следовавший на высоте 4800 м. самолет He-111 лейтенанта И.Ташнера.


  2. XII легион
    XII легион 18 сентября 2018 09:27
    +6
    Звезда отечественной авиации
    Спасибо!
  3. BAI
    BAI 18 сентября 2018 09:54
    +3
    Безусловно - таран, это героизм. Немцев он категорически не устраивал, т.к. размен один к одному, а в случае бомбардировщика один к нескольким привел бы к мгновенному исчезновению немецкой авиации, т.к. у ВВС РККА было численное преимущество.
    Но, смотрим:
    У советского летчика, тем временем, кончились патроны

    и
    подойдя к хвосту немецкого самолета, нанес винтом по нему удар

    Почему нельзя было подойти "к хвосту немецкого самолета" имея патроны?
    1. hohol95
      hohol95 18 сентября 2018 10:26
      +7
      А немецкие бортстрелки во время боя шоколадки из аварийного запаса жевали?
      К тому же такую крепкую машину, как HE-111 одними шкасами сбить было трудновато .
      1. BAI
        BAI 18 сентября 2018 13:00
        +2
        Хотите сказать у немцев тоже патроны кончились, и поэтому истребитель смог подойти?
        1. hohol95
          hohol95 18 сентября 2018 13:59
          +2
          А смерть бортовых стрелков от огня И-16 в расчёт не берётся?
          1. BAI
            BAI 18 сентября 2018 14:09
            +2
            При экипаже 5 (или 7 человек - в зависимости от модификации) и конструктивно предусмотренной возможностью перемещаться членам экипажа в кабинах во время полета - не берется.
            1. hohol95
              hohol95 18 сентября 2018 14:29
              +1
              Том всё и дело - в модификациях истребителя и бомбардировщика!
              В количестве их огневых точек!
    2. Вован 73
      Вован 73 19 сентября 2018 10:19
      0
      Все зависит от типа ишака на котором летал Таллалихин.
      Шкас, калибра 7,62 уже в Испании был слабым средством воздействия на первые мессера, а уж такая крепкая машина как хейнкель 111, с его развитой системой бронезащиты двигателей и экипажа оставляла мало шансов на поражение его пулеметами винтовочного калибра. А пушечных ишаков тип 24 и выше, было выпущено относительно мало.
      1. Alexey RA
        Alexey RA 19 сентября 2018 10:24
        +1
        Цитата: Вован 73
        Все зависит от типа ишака на котором летал Таллалихин.

        Тип 29. Вооружение - 2 ШКАС и 1 БС.
    3. svp67
      svp67 8 декабря 2018 09:01
      0
      Цитата: BAI
      Безусловно - таран, это героизм.

      Безусловно
      Цитата: BAI
      Немцев он категорически не устраивал,

      Вы уверенны?Пришло время, а это 1944 год и они то же взяли таран "на вооружение"
      "Алвин Боерст, немецкий капитан Гастелло, направил свой "юнкерс" 30 марта 1944 года на русский танк, будучи подбитым огнем советской зенитки. Фюрер наградил Алвина Боерста посмертно Мечами к его рыцарскому Кресту.
      Частыми были тараны немецких асов и на Западном фронте, где американцы господствовали в воздухе. Немцам приходилось таранить своими "мессерами" американские "Мустанги". Ас Вальтер Даль 13 июля 1944 года уничтожил тараном бомбовоз В-17, тяжелый самолет ВВС США. Не всегда тараны заканчивались гибелью немецких пилотов. Юный пилот Хуберт Хеккман тараном снес кабину американского "мустанга", а потом спасся при помощи парашюта. Капитан Вернер Герт считался в рейхе признанным виртуозом таранного удара. Он сбил таким опасным способом три американских самолета во время отражения налетов бомбардировщиков на города рейха. А вот Вилли Максимовичу посчастливилось поразить семь вражеских машин. Доблестный ас погиб в воздушном бою над военно-морской базой Пилау весной 1945 года"

      Цитата: BAI
      Почему нельзя было подойти "к хвосту немецкого самолета" имея патроны?
      Ответить

      Видимо в слабости 7,62-мм патрона по отношению к конструкции "дубового" "Хенкеля"
  4. Blue Fox
    Blue Fox 18 сентября 2018 10:18
    +1

    Герой Советского Союза В. Талалихин у обломков сбитого им под Москвой бомбардировщика
    Источник: waralbum.ru
  5. bubalik
    bubalik 18 сентября 2018 10:48
    +1
    Вот что интересно: почему ст.лейтенанта Петра Еремеева (заместителя командира эскадрильи 27-го ИАП того же 6-го ИАК ПВО ), за сбитый тараном ночью с 28 на 29 Июля 1941 Ю-88 не представили к награде? А Виктора Талалихина на следующий день уже к ГСС представили?
    1. Корсар0304
      Корсар0304 19 сентября 2018 10:30
      +1
      Выверты судьбы и истории.. Ну и решимости и пробиваемости командования, конечно.
  6. Хозяин Трилобита
    Хозяин Трилобита 18 сентября 2018 10:55
    0
    Да, мужества и воли к победе нашим летчикам хватало. А вот боевого мастерства - не всегда. Судя по всему, стрелковая подготовка Талалихина оставляла желать лучшего - сделать три захода на одиночный бомбардировщик противника, полностью израсходовать боекомплект двух ШКАСов и одного БСа и не суметь при этом сбить... Учитывая то, что Талалихин был не новичком в авиации, не желторотым пацаном из ЗАПа, это говорит о существенных, прямо вопиющих недостатках в боевой подготовке летчиков.
    Тем более восхищает мужество и готовность к самопожертвованию, которое эти летчики демонстрировали в стремлении победить лучше подготовленного, более мастеровитого и опытного противника, обладающего более совершенной техникой.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 18 сентября 2018 13:20
      +3
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Судя по всему, стрелковая подготовка Талалихина оставляла желать лучшего - сделать три захода на одиночный бомбардировщик противника, полностью израсходовать боекомплект двух ШКАСов и одного БСа и не суметь при этом сбить... Учитывая то, что Талалихин был не новичком в авиации, не желторотым пацаном из ЗАПа, это говорит о существенных, прямо вопиющих недостатках в боевой подготовке летчиков.

      Дык... в общем эту проблему обрисовал ещё Смушкевич на совещании в декабре 1940.
      В этом году, несмотря на то, что Военно-Воздушные Силы налетали больше, чем в прошлом году, мы имеем в процентном отношении очень серьезное сокращение по ночной подготовке, по высотной подготовке и по полетам в облаках, т. е. по самым сложным видам боевой подготовки.
      Лучше обстоит дело в войсках Дальневосточного Фронта и Забайкальского округа, главным образом, потому, что они имели возможность больше давать налета, имея горючее. ДВФ имеет налет свыше 100 часов на летчика, по ЗабВО — свыше 70 часов налетов на летчика, а некоторые внутренние округа имеют 35 — 40 часов на летчика. Причем в среднем такой налет бывает из года в год. Однако мы не можем сейчас сказать, какие полки и эскадрильи приготовлены целиком для действий ночью, для действий в облаках.
      Так как ежегодно вливаются в строй молодые летчики и наша программа равняется на этот молодняк, то начинаем учебу снова по программе первого года службы. Это не совсем правильно, ибо в строю много стариков, они немного растут на обучении молодых летчиков, но незначительно.

      Кроме того, в области огневой подготовки мы не добились того положения, чтобы авиация использовала полностью фотокинопулемет, ибо без этого нельзя обучать воздушному бою. Относительно воздушных стрельб. Мы учим стрельбе по конусам на скоростях 200 — 250 [км в час], ибо на больших скоростях отрываются конуса. Таким образом, получается, что мы не создаем настоящей боевой обстановки.
      © Я. В. Смушкевич, генерал-лейтенант авиации, помощник начальника Генерального штаба по ВВС. "Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г."

      А частности на том же совещании обрисовал товарищ Новиков, заявивший, что с имеющимся в полках количеством учебных машин и постоянными перебоями с поставками бензина в летний период даже поддержание классности лётчиков становится непосильной задачей.
    2. hohol95
      hohol95 18 сентября 2018 14:10
      +2
      Вы считаете, что в ночи даже летней очень легко сбить столь крепкий аппарат, как НЕ-111 всего то одним крупнокалиберным пулемётом и двумя винтовочного калибра?
      И откуда известен тип И-16 на котором летал Талалихин?
      И нет информации о действиях вражеских бортовых стрелков...
      1. Хозяин Трилобита
        Хозяин Трилобита 18 сентября 2018 18:59
        0
        Цитата: hohol95
        И откуда известен тип И-16 на котором летал Талалихин?

        Самолет нашли, как справедливо отмечено в статье, это был И-16 тип 29.
        Цитата: hohol95
        И нет информации о действиях вражеских бортовых стрелков...

        Как нет?
        Стрелок бомбардировщика вел ответный огонь по советскому истребителю и Талалихин был ранен в руку,

        Цитата: hohol95
        Вы считаете, что в ночи даже летней очень легко сбить столь крепкий аппарат, как НЕ-111 всего то одним крупнокалиберным пулемётом и двумя винтовочного калибра?

        Боевые самолеты вообще сбивать не легко. Тем не менее, именно это и есть работа истребителя. Нужно знать куда стрелять, с какого расстояния, с какого ракурса. Одного боекомплекта на один самолет должно было хватить по-любому. Значит либо не попадал (не умел стрелять), либо попадал не туда куда надо (не знал матчасть противника).
        Сказанное нисколько не умаляет продемонстрированного Талалихиным личного мужества и воли к победе.
        1. Alexey RA
          Alexey RA 18 сентября 2018 19:02
          +2
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Значит либо не попадал (не умел стрелять), либо попадал не туда куда надо (не знал матчасть противника).

          Есть ещё третий вариант - оружие отказало или было повреждено огнём стрелков бомбардировщика. На месте падения И-16 поисковики нашли:
          Поразило количество сгоревших патронов. Остатки боекомплекта пулемета БС насчитывали около 160 штук, пулемета ШКАС – не менее 450 штук. Гильзы встречались хаотично по всему раскопу, а так же в лентах, которые находились в раздавленных патронных коробках.
    3. Альф
      Альф 18 сентября 2018 14:21
      +2
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Да, мужества и воли к победе нашим летчикам хватало. А вот боевого мастерства - не всегда. Судя по всему, стрелковая подготовка Талалихина оставляла желать лучшего - сделать три захода на одиночный бомбардировщик противника, полностью израсходовать боекомплект двух ШКАСов и одного БСа и не суметь при этом сбить...

      А Вы сами попробуйте на своей машине ночью погоняться за другой машиной при полном отсутствии света, особенно если та машина будет активно вилять.
    4. Alexey RA
      Alexey RA 18 сентября 2018 18:34
      +2
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Судя по всему, стрелковая подготовка Талалихина оставляла желать лучшего - сделать три захода на одиночный бомбардировщик противника, полностью израсходовать боекомплект двух ШКАСов и одного БСа и не суметь при этом сбить...

      А вот тут вопрос очень интересный.
      Дело в том, что в 2104 году писали, что поисковики нашли место падения самолёта Талалихина (совсем не там, где стоял памятный знак):
      Номер на детали полностью соответствовал номеру из архива – 2921570. Заводской номер самолета! Теперь все сомнения были развеяны – истребитель И-16 (тип 29) №2921570 был списан после тарана, пилот – Виктор Талалихин.

      И в обломках было обнаружено:
      Поразило количество сгоревших патронов. Остатки боекомплекта пулемета БС насчитывали около 160 штук, пулемета ШКАС – не менее 450 штук. Гильзы встречались хаотично по всему раскопу, а так же в лентах, которые находились в раздавленных патронных коробках. В раскопе обнаружили и несколько мелких искореженных деталей пулемета БС.
    5. bubalik
      bubalik 19 сентября 2018 18:17
      0
      это говорит о существенных, прямо вопиющих недостатках в боевой подготовке летчиков.

      ПРИКАЗ О МЕРАХ ПО БОРЬБЕ С АВАРИЙНОСТЬЮ В ЧАСТЯХ ВВС ОКРУГОВ И ЗАПАСНЫХ АВИАПОЛКАХ

      № 005 4 января 1942 г.
      За период с 1.07 по 15.12.1941 г. во внутренних округах и запасных авиаполках произошло 337 катастроф и 586 аварий. При этом погибло 604 человека личного состава и разбито 747 самолетов.

      Рост аварийности не прекращается потому, что многие командиры частей стали равнодушно относиться к самому факту летных происшествий, не принимая решительных мер к ее предупреждению. Расхлябанность и разгильдяйство, безответственность и халатность приводили и продолжают приводить к бессмысленному и варварскому уничтожению материальной части.,,,,
  7. Вова Кабаев
    Вова Кабаев 18 сентября 2018 13:57
    0
    "окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в Борисоглебске Воронежской области".

    А то бы подумали, что в Париже 2-я Борисоглебская школа, или в Токио...
    Спасибо, автор, просветил!
  8. hohol95
    hohol95 18 сентября 2018 14:49
    +2
    Сто сталинских соколов. В боях за Родину
    Федор Яковлевич Фалалеев
    Герой Советского Союза майор Гудков Д. В.
    Таран разведчика Ю-88
    11 сентября 1943 г. в 9.00 я с ведомым Шлыковым дежурил на самолетах Як-1 в готовности номер 1. С КП командира группы передали, что на высоте 3000 м летит разведчик в направлении Палласовки. Нам дали сигнал немедленного вылета — ракету. Взлетели в зону перехвата — севернее ст. Палласовка.
    Через три минуты после взлета на высоте 2000 м я увидел выше себя примерно на 1000 м разведчика Ю-88, который летел с курсом 180° вдоль железной дороги. Пошли на сближение. Вскоре за хвостом разведчика появилась полоса черного дыма, видимо, экипаж заметил нас и теперь уходил с набором высоты, включив моторы на полную мощность. Лишь спустя 10 минут мы сблизились с ним.
    С дистанции 400300 м я открыл огонь на поражение стрелка. У меня израсходовались боеприпасы и отказало оружие. Теперь разведчик мог уйти безнаказанно, получив нужные разведданные. Нет! Упустить нельзя. Хотя бы ценой собственной жизни я решил таранить Ю-88. Но как? Этого я не знал.
    Явилась мысль выскочить вправо из-под плоскости разведчика и с левым разворотом сверху ударить носом своего самолета в фюзеляж разведчика. Так я и сделал. Перед тараном я не снизился, а догнал на параллельных курсах разведчика и подошел вплотную к нему. В последние секунды в моей памяти запечатлелось: высота 5000 м, скорость по прибору 450 км/час. При ударе меня выбросило из кабины. Я благополучно приземлился на парашюте и вернулся в свою часть.
    Разведчик Ю-88, разбитый на две части, упал в двух километрах от ст. Кайсацкая Казахской ССР, Астраханской железной дороги.
    ВЫВОДЫ
    1. Хорошо организованное оповещение позволило своевременно произвести вылет и встретить разведчика.
    2. Поспешно и почти бесцельно израсходованный боекомплект заставил применить таран.
    3. Прием был крайне рискованным и при отсутствии опыта в производстве тарана послужил причиной потери своего самолета.

    Даже на Як-1 было сложно сбить немецкий бомбардировщик!
    И сам пилот признаётся в собственной плохой стрельбе!
    Более успешно действовал Герой Советского Союза гвардии капитан Климов П. Д.
    Этому способствовала хорошая связь и сильное вооружение его истребителя «Киттихаук» Р-40 с 6 пулемётами калибра 12,7 мм!
    30 октября 1942 года меня в паре с молодым летчиком на самолетах «Киттихаук» подняли в воздух с задачей не допускать самолеты-разведчики в район порта. Набрав высоту 5000 м и установив радиосвязь с землей, мы приступили к патрулированию.

    В итоге был отражён налёт двух девяток .Ю-88! Капитан Климов сбил 2 и подбил 1 Ю-88!
    Его ведомый ОГНЯ НЕ ОТКРЫВАЛ...
    Однако результат мог быть значительно лучшим, если бы мой ведомый, видя отсутствие истребителей противника, также атаковал Ю-88 и если бы я не потерял из виду всю группу, увлекшись преследованием одного Ю-88.
  9. BAI
    BAI 18 сентября 2018 16:27
    +2
    Хейнкель, конечно, живучий самолет. Вот так он получил от зенитки и смог сесть на свой аэродром.
    1. bubalik
      bubalik 18 сентября 2018 19:36
      0
      Хейнкель, конечно, живучий самолет

      - Товарищ командир, что с вами?
      - Краску давай…
      - Какую краску?
      - Звездочки малевать!
      - А-а! Я сейчас, мигом достану!
      - «Достану». Вечно у тебя… свою надо иметь!
      - Сколько рисовать? Две?

      - Две… тут одного пока завалишь — запаришься…(с)
  10. WapentakeLokki
    WapentakeLokki 18 сентября 2018 19:26
    -2
    Интересно услышать мнение по поводу данного боя со всеми геймерами ИЛ-2 ? А в данной игре уничтожение бомберов не есть что-то неординарное и значит..либо игра полное профанация воздушного боя или...Талалихин просто не умел вести воздушный бой а это и подойти на короткую дистанцию ,сберегая БК и не начиная вести огонь с 500 м, и стрелять не по крестам на плоскости а ..хотя-бы по радиаторам движков а они у Хе-111 свисают с низу и совсем не защищены и...В общем парень сжёг весь БК (что не есть гут) и сумел протаранить фрица и уцелеть самому(в отличии от ,например Нестерова) что есть Здорово и в конце-концов покрывает всё что мог но не сделал Талалихин.
    1. Альф
      Альф 18 сентября 2018 21:17
      +2
      Цитата: WapentakeLokki
      либо игра полное профанация воздушного боя или..

      Сомневаетесь ?
      Цитата: WapentakeLokki
      Интересно услышать мнение по поводу данного боя со всеми геймерами ИЛ-2 ?
      Я люблю играть в Call of Duty, хотите расскажу как надо воевать ?
      Может хватит в игрушки играть ?
      Цитата: WapentakeLokki
      Талалихин просто не умел вести воздушный бой а это и подойти на короткую дистанцию ,сберегая БК и не начиная вести огонь с 500 м , и стрелять не по крестам на плоскости а ..хотя-бы по радиаторам движков а они у Хе-111 свисают с низу и совсем не защищены и...

      Обратите внимание на один ЛЮБОПЫТНЫЙ момент-это происходило ночью. Ночью "очень легко" подойти к самолету вплотную и разобрать, "где у него радиаторы". Попробуйте выйти безлунной ночью на улицу и определить, кто идет вам навстречу-сосед Димка или Сашка.
      1. Alexey RA
        Alexey RA 19 сентября 2018 11:12
        +2
        Цитата: Альф
        Я люблю играть в Call of Duty, хотите расскажу как надо воевать ?

        Хихикс... можно ещё спросить многочисленных нынче спецов по танковым боям. Они точно расскажут - как правильно держать или давить "банан" на Химмельсдорфе. laughing
        1. WapentakeLokki
          WapentakeLokki 19 сентября 2018 19:07
          0
          И зачем тогда во всех развитых странах всё шире применяют виртуальный тренажер для отработки навыков как в вождения транспортных и боевых юнитов как наземных(надводных)так и воздушных а ИЛ-2 ,к вашему сведению,весьма и весьма реалистичен(на сегодняшний момент развития виртуальной реальности).Да можно посмеяться над игрой но...это не объясняет факт ...Талалихин не смог сбить Хе-111.Для любопытных-можно поднять статистику ночников Люфтваффе(да у них были ,как это не обидно для ВВС РККА лучшие истребители но и Ланкастеры это не Хе)а там в одну ночь 43-го были сбиты за один вылет сразу 5 (ПЯТЬ ) ланкастеров(и БК хватило и таранить не пришлось) - неувязочка однако..или нет???
          1. Alexey RA
            Alexey RA 24 сентября 2018 10:32
            0
            Цитата: WapentakeLokki
            Для любопытных-можно поднять статистику ночников Люфтваффе(да у них были ,как это не обидно для ВВС РККА лучшие истребители но и Ланкастеры это не Хе)а там в одну ночь 43-го были сбиты за один вылет сразу 5 (ПЯТЬ ) ланкастеров(и БК хватило и таранить не пришлось)

            Для любопытных можно поднять тактико-технические характеристики ночников люфтваффе. И попытаться найти одноместный ночной истребитель с пулемётным вооружением,который к тому же ищет цели исключительно визуально, без наведения с земли.
            1. WapentakeLokki
              WapentakeLokki 28 сентября 2018 19:53
              0
              А обратимся-ка к истокам ночного боя.Испания 1935г истребитель И-15 против Ju-52 за штурвалом Советский лётчик Серов и...сбитый Юнкерс а затем другой.Подробности не помню только сам факт ночного перехвата.
              P.S. Ночные лётчики были элитой ВВс и поэтому в дневные бои их не пускали-берегли и...Как погиб Талалихин а <<Младший лейтенант Виктор Талалихин погиб в воздушном бою в небе над Подольском 27 октября 1941 года, спустя чуть более месяца после своего 23-летия>> а не был он ночным асом а такого можно и днем в небо жалко его ведь Герой ССР но таких много.Печалька но... факт
    2. Alexey RA
      Alexey RA 19 сентября 2018 11:12
      0
      Цитата: WapentakeLokki
      В общем парень сжёг весь БК (что не есть гут)

      Не сжёг - оружие просто перестало стрелять. На месте падения И-16 поисковики нашли:
      Остатки боекомплекта пулемета БС насчитывали около 160 штук, пулемета ШКАС – не менее 450 штук.
  11. bubalik
    bubalik 18 сентября 2018 19:27
    +1
    ,,,вот читаешь журнал боевых дествий ( 6 иак), первые месяцы войны,,почти каждую неделю тараны..
    ,,только за август вместе с Виктором Талалихиным было еще два тарана


    Алексей Катрич совершил первый в мире высотный таран,на высоте 8000м.
    А вот двойной таран