От нового российского самолёта будут проблемы у НАТО

16
По заказу воздушно-космических сил России создаются не только боевые самолеты, но и машины специального назначения, призванные решать особые задачи. Такие проекты ожидаемо привлекают внимание зарубежной прессы, причем ее интересует едва ли не каждая новость о ходе работ. На днях американское издание The National Interest обратило внимание на перспективный российский проект самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-100 «Премьер».

Новая статья о российской технике за авторством постоянного автора издания Дэйва Маджумдара была опубликована 11 сентября. Она получила заголовок «This New Russian Plane Could Cause Some Serious Problems for NATO» – «Этот новый российский самолет может создать проблемы для НАТО». Подзаголовок материала предупреждал: не забывайте о важности самолетов дальнего радиолокационного обнаружения.



В начале статьи Д. Маджумдар указывает, что российские воздушно-космические силы в ближайшем будущем начнут получать новейшие самолеты ДРЛОиУ типа «Бериев А-100». Передача первой машины этого типа войскам должна состояться в конце 2020 или в начале 2021 года. Новый самолет обзора и управления должен расширить возможности российской боевой авиации. В частности, с его помощью планируется завоевывать и сохранять превосходство в воздухе. В подобных миссиях А-100 будет взаимодействовать с многофункциональными истребителями Су-30СМ и Су-35С.



Новые самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-100 должны будут дополнить, а затем заменить имеющиеся машины типа А-50. Согласно доступным данным, подписание контракта на серийное производство и поставку новейшей техники состоится в следующем году. The National Interest ссылается на публикацию российского информагентства ТАСС от 8 сентября. В ней приводилось заявление президента Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря на тему сроки реализации проекта А-100. Глава ОАК рассказал прессе, что в настоящее время ведется обсуждение условий будущего контракта с Минобороны. Готовое соглашение появится в самом конце текущего года, либо уже в 2019-м.

Д. Маджумдар отмечает, что в контексте проекта А-100 присутствуют несколько мнений. Так, переговоры по будущему контракту запланированы на конец текущего года, но авиастроительная промышленность уже представляет примерные сроки начала строительства техники. В тот же день, 8 сентября, информагентство ТАСС со ссылкой на неназванный источник в отрасли сообщило о возможном времени появления серийных самолетов А-100. Источник указал, что первые такие машины можно будет передать заказчику в 2020-2021 годах.

Автор The National Interest приводит краткое описание новейшего российского самолета дальнего радиолокационного обзора, составленное на основе доступных данных. Он пишет, что перспективный А-100 должен стать заменой для А-50, отличающейся наличием ряда серьезных преимуществ. Новый самолет ДРЛОиУ строится на основе военно-транспортной машины Ил-76МД-90А, которая, в свою очередь, является глубокой модернизацией достаточно известного Ил-76МД. Предыдущие самолеты семейства Ил-76 производились в Ташкенте, однако тот авиазавод теперь является собственностью независимого государства. Новые Ил-76МД-90А строятся на предприятии «Авиастар-СП» в российском Ульяновске.

В официальной информации от компании-производителя указывается, что самолет новой модификации имеет несколько серьезных отличий от предшественника. Вместо старых двигателей Д-30КП2 теперь применяются современные ПС-90А-76. Кроме того, самолет получает обновленное крыло и усиленное шасси. Все эти новые элементы существенно изменяют характеристики самолета.

В рамках проекта А-100 высокие характеристики нового самолета-платформы Ил-76МД-90А объединяются с возможностями современной радиоэлектронной аппаратуры. Согласно доступным данным, главным элементом бортового оборудования нового самолета является специальная радиолокационная станция, разработанная концерном радиостроения «Вега» в рамках опытно-конструкторской работы «Премьер-476».

Известно, что новая РЛС использует смешанный принцип сканирования. По данным российской государственной корпорации «Ростех», в составе станции имеется активная фазированная антенная решетка с механическим поворотом. Сканирование в вертикальной плоскости осуществляется электронным способом. При этом антенна механически вращается вокруг своей оси, за счет чего обеспечивается горизонтальное сканирование. Один оборот антенны занимает 5 с.

Д. Маджумдар отмечает, что по принципу работы радиолокационной станции и ее антенного устройства российский самолет А-100 с комплексом «Премьер-476» похож на американскую машину Northrop Grumman E- 2D Advanced Hawkeye схожего назначения.

В сообщениях «Ростеха» также приводились основные сведения о возможностях и характеристиках перспективного самолета дальнего радиолокационного обнаружения. А-100 оснащается мощной обзорной РЛС и высокопроизводительными вычислительными системами, что дает ему особые возможности. Самолет способен следить за воздушной обстановкой в радиусе нескольких сотен километров на всех направлениях. Обеспечивается поиск, обнаружение и сопровождение воздушных целей с одновременной выдачей целеуказания системам противовоздушной и противоракетной обороны.

Согласно данным от официальных российских источников, появление самолетов обнаружения и управления, относящихся к новому поколению, повышает потенциал войск, а также упрощает управление ими. А-100 сможет играть роль воздушного командного пункта, осуществляющего контроль за работой воздушных, наземных, морских и смешанных группировок войск.

Д. Маджумдар отмечает, что благодаря новой РЛС перспективный самолет А-100 будет иметь серьезные преимущества перед существующими аналогами в виде А-50 и А-50У. Новая аппаратура должна обеспечивать более эффективное слежение за воздушными и наземными объектами. В то же время, пока остается без ответа вопрос о соотношении характеристик российской и зарубежной техники. В частности, А-100 можно было бы сравнить с американским самолетом того же класса E-3 Sentry.

Американский автор не исключает, что А-100 может иметь преимущества перед E-3. Они, прежде всего, должны быть связаны с типом примененной радиолокационной станции. Самолеты E-3G Block 40/45 оснащаются РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой с электронным вертикальным сканированием и механическим поворотом по азимуту. Российский самолет несет более совершенную активную решетку.

Согласно доступным данным, ВКС России эксплуатируют 15 самолетов А-50 и 4 А-50У. Д. Маджумдар предполагает, что российское командование намерено со временем заменить все эти машины более новыми и совершенными А-100. Впрочем, он высказывает определенные сомнения. Дело в том, что для замены существующей техники необходимы соответствующие темпы строительства новой. В этой ситуации особое значение приобретает способность промышленности быстро выполнить новый заказ, отличающийся особым графиком производства.

***

Напомним, работы по созданию перспективного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления, предназначенного для замены существующих машин типа А-50, стартовали в 2006 году. К выполнению опытно-конструкторской работы с шифром «Премьер» были привлечены концерн радиостроения «Вега» и некоторые другие предприятия. Работы по теме «Премьер» продолжались в течение нескольких лет и привели к появлению требуемой аппаратуры с необходимыми характеристиками и возможностями.

В конце 2013 года заказчик в лице министерства обороны распорядился прекратить ОКР «Премьер» в пользу новой работы «Премьер-476». Суть нового проекта состояла в перенесении разработанного многофункционального бортового радиотехнического комплекса от «Веги» на иную платформу. В качестве последней было предложено использовать новейший военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, также известный под неофициальным названием Ил-476. Готовый самолет со специальным оборудованием должен был получить обозначение А-100.

В начале октября 2014 года ульяновское предприятие «Авиастар-СП» начало летные испытания очередного серийного самолета Ил-76МД-90А, который бал заказан в качестве будущего носителя аппаратуры «Премьер». В ноябре того же года эту машину передали Таганрогскому авиационному научно-техническому комплексу для перестройки по проекту А-100. Параллельно велась сборка летающей лаборатории А-100ЛЛ – самолета А-50 с некоторыми радиоэлектронными устройствами новых типов. С его помощью предполагалось отработать взаимодействие новых систем, проверить их работу на разных режимах и т.д.

Первый полет летающей лаборатории состоялся 26 октября 2016 года, однако в ходе этих испытаний бортовая аппаратура не использовалась. Первый испытательный вылет с работающим бортовым комплексом оборудования состоялся 24 апреля 2017 года. После проведения ряда испытаний А-100ЛЛ и завершения сборки первого А-100 начался новый этап проверок. В середине ноября прошлого года состоялся первый полет самолета ДРЛОиУ А-100 в полной комплектации. По известным данным, испытания этой машины продолжаются до сих пор. По их результатам будет решаться вопрос о дальнейшей судьбе проекта.

Согласно планам отдаленного прошлого, реальные результаты ОКР «Премьер» должны были появиться в середине этого десятилетия. Так, первые серийные А-100 на базе сравнительно старой платформы должны были поступить в войска уже в 2016 году. Однако смена базового самолета, позволившая повысить основные характеристики комплекса, привела к изменению графика. Впрочем, такие обстоятельства не влияют на общие планы военных и промышленности.

Согласно последним сообщениям официальных лиц, в самое ближайшее время – в течение нескольких следующих месяцев – должны завершиться переговоры министерства обороны и Объединенной авиастроительной корпорации, по результатам которых будет подписан контракт на серийное производство новых самолетов. Источники в промышленности не так давно указывали, что первый серийный А-100 по новому контракту может быть поставлен в 2020 или 2021 году.

Какое количество новых самолетов дальнего радиолокационного обнаружения будет заказано для воздушно-космических сил – пока не уточнялось. Так же остаются неизвестными стоимость отдельной машины и будущего контракта в целом. Что касается сроков строительства и замены существующей техники новыми образцами, то и в этом случае приходится полагаться на оценки и прогнозы.

Так или иначе, ситуация с проектом А-100 является поводом для сдержанного оптимизма. Опытно-конструкторские работы близки к своему завершению, и в ближайшее время должен появиться контракт на серийное производство такой техники. По его результатам в течение нескольких лет стартует процесс замены устаревающих машин.

Статья «This New Russian Plane Could Cause Some Serious Problems for NATO»:
https://nationalinterest.org/blog/buzz/new-russian-plane-could-cause-some-serious-problems-nato-31067
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    19 сентября 2018 06:26
    А у самолета стоит защита от подлых "партнеров" ?
    1. +5
      19 сентября 2018 08:31
      Цитата: Examenatornick
      А у самолета стоит защита от подлых "партнеров" ?

      Такая же, как у ИЛ 20. Если начальник чудак на букву М, добра не жди.
  2. +8
    19 сентября 2018 06:28
    На днях американское издание The National Interest

    дальше можно не читать, ссылка на американский филиал ТВ Звезда более чем моветон...
    1. +3
      19 сентября 2018 07:07
      Полностью согласен hi как только вижу ссылку на это издание и на Маджумдара то сразу понятно какого характера будет статья.Этот Дейв клепает статьи со скоростью звука lol
    2. +2
      19 сентября 2018 08:29
      Скорее не тв Звезда, а ren tv laughing
  3. 0
    19 сентября 2018 07:43
    Нам кровь из носа нужен аналог хоккая, гонять такую махину далеко не всегда нужно, а меньше у нас нет.
  4. Комментарий был удален.
  5. +2
    19 сентября 2018 07:45
    После событий со сбитым Илом заголовок выглядит несколько комично.
  6. +1
    19 сентября 2018 09:52
    А почему "Премьер", а не "Президент"? Название что, до 2012 выбирали?
    1. +1
      19 сентября 2018 13:29
      Цитата: Narak-zempo
      А почему "Премьер", а не "Президент"? Название что, до 2012 выбирали?

      Это они на будущее замахнулись - видимо планируют сдать первую серийную машину между четвёртым и пятым сроками ВВП. smile
    2. 0
      20 сентября 2018 18:58
      Цитата: Narak-zempo
      А почему "Премьер

      Может потому, что "Премьер" в переводе на русский - "первый", ассоциативно верно, то есть первый обнаруживает, наводит, грубо - руководит. Может это имелось ввиду.
  7. -1
    19 сентября 2018 10:33
    НАТО пора закупать памперсы!!!! А после самых масштабных наших учений им пора распуститься и пойти помидоры выращивать.
  8. 0
    19 сентября 2018 23:17
    Новая статья о российской технике за авторством постоянного автора издания Дэйва Маджумдара

    Имя Дэйва Маджумдара надо ставить вначале названия статьи.
    Тогда не будет бездарно потраченного времени.

    Прим. Dave Majumdar тот который без очков, то есть справа , если смотреть спереди...Для человека, который слева-Dave конечно авторитет.
    Не понятно почему российская пресса все время его перепечатывает , ссылается.
    Ну пурга 100%
  9. 0
    22 сентября 2018 17:11
    Он не будет такой же лёгкой мишенью, как Ил-20?
  10. 0
    26 сентября 2018 19:07
    Цитата: Nix1986
    Нам кровь из носа нужен аналог хоккая, гонять такую махину далеко не всегда нужно, а меньше у нас нет.

    Нет, не Хокая, а шведского Saab с фиксированным полотном ФАР вдоль самолета и взлетным весом около 30 тонн. Сделать, к примеру, на базе Ил-112 или Ан-26.
  11. 0
    27 октября 2018 03:27
    Двигатели ПС-90 давно надо было поставить, ещё в 90-х
  12. 0
    11 ноября 2018 15:35
    Любые проекты МО РФ создают проблемы для NATO. Нужно иметь просто железные яйца, чтобы досмотреть до конца очередной мультик МО РФ про планы новых разработок оборонки России )))).

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»