Рассказы об оружии. Малый плавающий танк Т-37А

59
В предыдущем материале рассказывалось о танкетке Т-27. В недоработках, которые были выявлены при эксплуатации этой машины, и попытках устранения их произошло рождение нового класса малых плавающих танков как продолжение идей легкобронированного гусеничного разведывательного танка.

Главное – оружие. Для просто эффективного использования оружия (пусть всего лишь пулемета 7,62-мм) оно должно размещаться в башне кругового вращения. Ну и заодно решили, что разведывательная машина просто обязана уметь плавать.





И да, в 1933 году на вооружение БТВ РККА под названием "малый плавающий танк Т-37А" была принята совершенно новая машина.

Танк имел клепаный (или сварной) герметичный корпус из катаных броневых листов. Трансмиссия располагалась в передней части корпуса, механик-водитель располагался слева, командир (он же стрелок) — справа по ходу движения.

Двигатель – все тот же автомобильный "Форд-АА" как у Т-27, располагался сзади, вдоль оси танка.

Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам крепились поплавки, заполненные пробкой.



Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом, маневрирование — рулем. При этом лопасти гребного винта могли поворачиваться, обеспечивая таким образом реверс хода на плаву.

За время серийного производства было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37 ТУ с радиостанциями, а также 75 так называемых "химических" танков с огнеметной установкой.

Как так быстро наши конструкторы смогли поставить армии новую машину?

Помогли и на этот раз коварные англичане.

В конце 1930 года на уже известной нам английской фирме Vickers Armstrong разработали проект легкого плавающего танка. Первоначально новая машина именовалась в документах, как "Vickecrs-Carden-Loyd amphibious tank". Танк-амфибия.

Рассказы об оружии. Малый плавающий танк Т-37А


Танк имел клепаный корытообразный корпус и башню с пулеметом, заимствованную у 6-тонного Vickers Model А. Плавучесть машины обеспечивалась за счет водоизмещения корпуса и установленных вдоль его бортов массивных поплавков из бальсы. Да-да, той самой древесины из Южной Америки, из которой через 20 лет построил свой знаменитый плот «Кон-Тики» Тур Хейердал.

Но танк ко двору Его Величества не пришелся. Поэтому фирма Vickers как и в случае с 6-тонным танком Vickers Model А, рассчитывала на зарубежные заказы из стран "второго мира". И покупатели нашлись, пусть и не в таком количестве, как хотелось бы.

Восемь танков были приобретены руководством Управления механизации и моторизации РККА и в 1932 году танки прибыли в СССР. А прибыв, были распределены на полигон НИБТ в Кубинку и по заводам. С целью вдумчивого изучения.

Тут надо отметить, что покупка английских танков выглядит сегодня как некая страховка. «В Англии ружья кирпичом не чистють», потому там все лучше.

На самом-то деле, когда «Викерсы» прибыли в Советский Союз, у нас уже полным ходом шли испытания образцов ТРЕХ танков данного направления, Т-33, Т-41 и Т-37. Поэтому говорить о том, что большинство технических решений первых отечественных плавающих танков было скопировано у «Викерса» несколько глупо. А мы и не станем уподобляться глупцам.

На деле новая машина была симбиозом трех образцов. Было решено, что танк по компоновке будет аналогичен Т-41, но с подвеской от Т-37. От «Викерса» была позаимствована плавучая часть.



11 августа 1932 года, еще до изготовления опытного образца, на вооружение Красной Армии был принят новый легкий плавающий танк, получивший обозначение Т-37А.

Естественно, не обошлось без проблем. У заводов-изготовителей опыт работы с Т-27 уже был, но можно согласиться с тем, что Т-37А был изрядно сложнее танкетки.

Почти сразу, с начала выпуска, танки стали подвергаться модернизациям. Например, у машин второй и последующих серий появился волноотражающий щиток на носу, а поплавки над гусеницами заменили плоские надгусеничные полки с пробковым наполнителем.

Была увеличено бронирование бортов с 8 мм до 10 мм. Начиная с 1935 года на танках Т-37А стал использоваться штампованный кормовой лист корпуса (до этого его гнули на специальном прессе), передний лист башни стал крепиться на болтах, а надгусеничные поплавки стали изготавливать пустыми, без набивки их пробкой (такие корпуса в документах того времени иногда назывались "безпоплавковыми").

В ходе серийного производства танки Т-37А оснащались двумя типами корпусов и башен — клепаным и сварным. Первый тип изготавливался на Подольском крекинго-электровозном заводе имени Орджоникидзе и был наиболее массовым. Во время приемо-сдаточных испытаний все танки, догруженные до полной боевой массы и с экипажем из двух человек, совершали 25-километровый марш на подмосковное Медвежье озеро, здесь проходили испытании на плаву.



Между прочим, к некоторым вопросам оснащения Т-37А подошли более серьезно, чем у Т-27. Например, радиофикация. На танки устанавливали рацию 71-ТК.



Первые два Т-37А с радиостанциями были готовы осенью 1933 года и участвовали в ноябрьском параде на Красной площади. Поручневая антенна устанавливалась на надгусеничных полках.

Всего было изготовлено 643 радийных танка Т-37А. Для того времени — цифра!

В 1935 году в конструкторском бюро завода "Компрессор", там же, где работали и с Т-27, разработали комплект съемной химической аппаратуры для танка Т-37А.

Это был уже не просто адаптированный для танка ранцевый огнемет, а полноценный комплект, позволявший как метать огонь, так и ставить дымовую завесу, в зависимости от того, чем заправить емкости комплекта.



Химический комплект состоял из резервуара емкостью 37 литров, баллона сжатого воздуха (3 литра), редуктора, брандспойта с резиновым шлангом, зажигательным приспособлением и горелкой, трубопровода для дымопуска. Масса всей аппаратуры составляла 89 кг. При полной зарядке резервуара огнесмесью можно было произвести 15 выстрелов на дальность до 25 метров.

Брандспойт установки размешался на верхнем наклонном переднем листе корпуса справа и за счет шарнирного соединения имел углы наведения от -5 до +15 градусов по вертикали и 180 градусов по горизонтали. Для производства выстрела или дымопуска была введена ножная педаль, которая находилась у командира танка.

Вся аппаратура были изготовлена съемной, она могла устанавливаться на Т-37А с минимальными переделками. После проведения испытаний были изготовлено 75 таких танков (34 в 1935-м и 41 в 1936 годах). В документах того времени эти танки походили как "Т-37 химические". Однако эксплуатация химических Т-37А оказалась недолгой — уже в 1938 -1939 годах большая часть оборудования с них была демонтирована. По состоянию на 1 апреля 1941 года в Красной Армии числилось всего 10 Т-37 химических, из них 4 находились на складах.

Работали над Т-37А и в плане доставки танков по воздуху посадочным способом. Таким образом предполагалось использовать эти машины в составе воздушно-десантных подразделений, для захвата различных объектов в тылу противника. Доставку танков предполагалось осуществлять путем их подвески под фюзеляжем бомбардировщиков ТБ-3. Следует отметить, что во время полета экипажи Т-37А находились не в танках, как пишут некоторые источники, а в самолете. После посадки танкисты отцепляли машину от подвески и шли в бой.



Также пробовали сбрасывать танки сразу на воду. Для предохранения танка при ударе о воду под днищем машины монтировались специальные амортизирующие приспособления различных типов: дубовые брусья, брезентовый экран с сосновыми рейками и еловый лапник. В ходе испытаний был проведен сброс на воду трех Т-37А с различными вариантами амортизации, из которых наиболее удачным оказался вариант с еловым лапником.



Тем не менее, все три танка получили серьезные повреждения днища при ударе о воду и затонули. Поэтому дальнейшие эксперименты по сбросу на воду Т-37А были прекращены.

ТТХ легкого плавающего танка Т-37А.



Боевая масса, т: 3,2
Экипаж, чел: 2

Количество выпущенных, шт: 2566



Размеры
Длина корпуса, мм: 3730
Ширина, мм: 1940
Высота, мм: 1840



Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса, мм: 8
Днище, мм: 4
Крыша корпуса, мм: 4
Лоб башни, мм: 8
Маска орудия, мм: 8



Вооружение:
Пулемёт ДТ 7,62-мм



Подвижность
Мощность двигателя, л. с: 40
Скорость по шоссе, км/ч: 40
Скорость по воде, км/ч: 6
Запас хода по шоссе, км: 230



Боевое крещение танки получили в ходе конфликтов на Дальнем Востоке. Но использовались они там весьма ограничено и нельзя сказать, что эффективно. В ходе боев на р. Халхин-Гол с мая по октябрь 1939 г. было потеряно 17 машин.



Т-37А приняли участие в "освободительном" походе РККА в Западную Украину и Белоруссию в составе стрелковых и кавалерийских частей как машины поддержки и разведки. В эпизодических боестолкновениях с польскими войсками танки показали себя не очень. О действиях танков-амфибий в ходе польской кампании говорилось, что они, как машины разведки, не соответствуют поставленным им задачам. В ходе всей операции они не успевали за танками Т-26, которые быстроходными точно не назовешь. Танки Т-37А в ходе маршей часто выходили из строя, отставали даже от пехотных подразделений.

Пришлось Т-37А принять участие в боевых действиях с Финляндией. Самая, с моей точки зрения, глупая попытка применения танков-амфибий, поскольку время года просто сводило на нет все достоинство плавающего танка.



В целом в условиях специфичного ТВД на Карельском перешейке маломощные, слабобронированные и легковооруженные плавающие танки показали себя неважно. Корпуса танков разрушались от взрыва противопехотных мин, броня пробивалась огнем противотанковых ружей. Почти везде танки-амфибии несли тяжелые потери и часто выходили из строя по техническим причинам.

А дальше была Великая Отечественная…



Стоит напомнить, наверное, что ту войну бронетанковые войска РККА встречали механизированными корпусами. Громоздкими и плохо управляемыми, но в составе каждого корпуса должны были быть по штату 17 плавающих танков. Хотя где-то их не было вообще, а где-то больше чем нужно.



По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной Армии имелось 2331 танк Т-37А. Далеко не все эти машины пребывали в боевой готовности, значительное количество было в ремонте или резерве. Основная масса танков была потеряна в первый же месяц боев. Главным образом, танки бросали или подрывали свои же экипажи из-за поломок и неисправностей. Лишь в считанных случаях, при грамотном использовании, этим машинам удавалось оказать эффективную поддержку нашей пехоте.



Вся проблема заключалась именно в том, что толково использовать плавающий танк надо было уметь. Если же ознакомиться с нашими (да и немецкими) мемуарами, становится понятно, что бросать Т-37А в контратаку, поддерживая пехоту – просто идиотизм. Т-37А хороши против пехоты и мотоциклов, например, но абсолютно бесполезны, если у противника была хотя бы одно 37-мм орудие или танк с 20-мм пушкой.

Так что неудивительно, что к весне 1942 года Т-37А в боевых частях осталось очень мало. Но на Ленинградском фронте Т-37А держались достаточно долго, примерно до конца 1943 года. Там, в Ленинграде, имелась возможность ремонта машин на местных предприятиях.

На Ленинградском фронте была проведена одна из двух проведенных за всю войну операций (вторая проводилась в 1944 году на Карельском фронте), в которой плавающие танки использовались для форсирования водной преграды и захвата плацдарма на противоположном берегу.

Одна из двух вышеназванных операций — операция по форсированию Невы началась ночью 26 сентября 1942 года. В первом эшелоне шла рота ОЛТБ — 10 машин. В 4.30 танки спустились к воде, при этом один из них сломался, а у двух других при маневрировании слетели гусеницы (позднее их эвакуировали в тыл). Оставшиеся семь машин вошли в Неву и устремились к левому берегу.

Немцы, заметив переправу, осветили реку ракетами и открыли сильный артиллерийский, минометный и пулеметный огонь по танкам. В результате на левый берег вышло всего три танка. Но из-за того, что пехота 70-й стрелковой дивизии задержалась с переправой, все три машины были быстро подбиты. Их экипажи попытались вплавь переправится на правый берег, но в воде были расстреляны противником и погибли.

Дольше всего Т-37А провоевали на Карельском фронте. К лету 1944 года все оставшиеся в строю Т-37А, а также машины, переданные с Ленинградского фронта, были сведены в 92-й отдельный танковый полк. В ходе подготовки к наступлению в Карелии, командование фронта приняло решение использовать этот полк "для форсирования реки Свирь и захвата плацдарма с целью обеспечения переправы остальных войск". Эта операция стала вторым (и самым удачным) эпизодом, в котором плавающие танки использовались для переправы через водную преграду.



Совместно с 92-м танковым полком, имевшим к 18 июля 1944 года 40 Т-37А и Т-38, должен был действовать 275-й отдельный моторизованный батальон особого назначения (ОМБОН), насчитывавший 100 автомобилей-амфибий Ford GPA, полученных из США по программе ленд-лиза.

Операция началась утром 21 июля 1944 года. Началу переправы через реку Свирь предшествовала мощная артиллерийская подготовка, длившаяся 3 часа 20 минут. За 40 — 50 минут до окончания артогня 92-й танковый полк занял исходные позиции.

Одновременно на берег реки вышли 338, 339 и 378-й гвардейские тяжелые самоходно-артиллерийские полки (63 ИСУ-152). Танки и автомобили-амфибии с десантом автоматчиков и саперов, начали переправу еще до окончания артиллерийской подготовки. Ведя огонь из пулеметов с хода, машины быстро достигли противоположного берега. При поддержке огня тяжелых самоходных полков, ведущих огонь прямой наводкой по ДЗОТам и огневым точкам противника, плавающие танки преодолели проволочные заграждения, три линии траншей и при поддержке десанта с автомобилей-амфибий завязали бой в глубине захваченного плацдарма.



Мощная артиллерийская подготовка и внезапность атаки плавающих танков и автомобилей-амфибий не позволили противнику использовать все огневые средства и обеспечили быстрый захват правого берега реки Свирь на фронте до 4 километров. При этом потери 92-го танкового полка составили всего 5 машин. В дальнейшем, по мере переправы стрелковых частей и расширения плацдарма, к вечеру 23 июля на правый берег Свири переправили танковую бригаду, танковый полк и четыре самоходно-артиллерийских полка, которые расширили и углубили прорыв.

Операция по форсированию реки Свирь стала последним известным эпизодом участия советских плавающих танков в Великой Отечественной войне.

Итог. Итог, скажем так, нерадостный. Идея была хороша. Танк получился. Но правильно применить плавающие танки удалось всего ДВА раза за 4 года войны. Из них один раз – успешно.

У меня в заключение такой вопрос будет. Мне удалось послушать несколько рассказов солдат, штурмовавших (другого слова нет) Днепр. Насколько могли облегчить эту сентябрьскую операцию в 1943 году сотня танков-амфибий?





Сотня пулеметов и сотня бронекоробок, вокруг которых можно было бы построить оборону на том берегу Днепра. Причем, броня и пулеметы были в состоянии сами переправиться на тот берег.

Увы, этого не произошло, а Свирская операция стала единственной успешной за войну.

В современных (особенно в современных) мнениях очень часто Т-37А и остальные подобные танки весьма критикуемы за тонкую броню и слабое оружие. Ну тут ничего не скажешь, какое время, такие и «эксперты».

Главное достоинство Т-37А – это умение форсировать водные преграды без посторонней помощи. Именно переплыть реку/озеро, вцепиться гусеницами в противоположный берег, поддержать пехоту огнем и броней (да, мало, но значительно лучше, чем ничего) – вот основная по моему мнению, задача малого плавающего танка.



Почему эти танки не стали в руках командиров РККА оружием, думаю, распространяться не стоит. Просто не понимали, в чем ценность и как ею можно эффективно воспользоваться. Увы.

Поэтому вместо броска через водную преграду с выходом в тыл, танки бросались в сухопутные лобовые атаки на противника. После чего довольно быстро закончились.

А когда начались именно наступательные операции, через многочисленные реки европейской части, вот тут бы и использовать амфибии, но их уже не было.

Вот такая история вроде бы слабого и в дым неудачного танка. На самом деле – вполне себе нормального, но в прямых руках и под управлением светлой головы.



Источники:
Барятинский М. Б. Амфибии Красной армии.
Коломиец М. В. Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40;
Коломиец М. В. «Чудо-оружие» Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40.
Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937.
Мерецков К. А. На службе народу.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -14
    20 сентября 2018 06:13
    Абсолютно ненужный танк. Зачем он был нужен? Опыт войн показал, что танк обязательно должен иметь пушечное вооружение, как минимум 76-мм калибра, чтобы в комплекте был эффективный осколочно-фугасный снаряд. Для переправы через реку танк не должен плавать, достаточно иметь средства подводного пересечения рек. А для разведывательной машины, достаточно колесного движителя, так как разведчик это не танк, идущий по взрыхленному воронками, усеянному противопехотными минами полю боя, к тому же колесный движитель гораздо тише, нет лязга гусениц, а шумомаскировка - это одно из главных свойств разведывательной машины. Плюс еще, разведывательная машина должна нести в себе отделение разведчиков, ведь мехвод или командир машины не пойдут же ползком в разведку.
    1. -1
      20 сентября 2018 11:54
      с такой броней танк не нужен , нужен был плавающий бтр на его базе, надо было удлинить корпус и сделать сверху надстройку
      1. +3
        20 сентября 2018 12:24
        Насколько могли облегчить эту сентябрьскую операцию в 1943 году сотня танков-амфибий?
        Безусловно при массовом применении могли облегчить. На сколько? Тут зависит как и было сказано от грамотности применения. Но исключительно на момент форсирования и думаю все 100 закончили бы только одной этой операцией, но польза была бы полагаю не малая. Эта первая волна могла бы обеспечить переправы других средств для расширения плацдарма с много меньшими потерями.
      2. +2
        20 сентября 2018 12:29
        Цитата: Грац
        с такой броней танк не нужен , нужен был плавающий бтр на его базе, надо было удлинить корпус и сделать сверху надстройку

        Покажите хоть один такой БТР 2МВ, LVT прошу не упоминать, это средство для доставки пехоты на берег.
      3. +3
        20 сентября 2018 15:28
        Цитата: Грац
        с такой броней танк не нужен , нужен был плавающий бтр на его базе, надо было удлинить корпус и сделать сверху надстройку

        И получить БТР со скоростью пехотинца. Ибо больше с движком ГАЗ было не выжать.
        Все довоенные и первые послевоенные отечественные попытки сделать БТР упирались в отсутствие компактного движка мощностью 120-150 л.с. У нас было 76-85 л.с.... и дальше сразу 140 л.с. на тяжёлом и габаритном ГАЗ-203. А за ним - сразу В-2 с его 465 л.с.
    2. +5
      20 сентября 2018 12:05
      Цитата: Кот_Кузя
      как минимум 76-мм калибра

      Т-II,Т-III, Матильда, М-3 Стюарт...
      Цитата: Кот_Кузя
      Для переправы через реку танк не должен плавать,

      Для первой волны десанта лучше такой танк, чем Т-34, Пантера, Шерман..но на другом берегу.
      Цитата: Кот_Кузя
      разведывательная машина должна нести в себе отделение разведчиков

      БА-64, Динго, 222 нормальные броневики для разведки.
      76-мм орудие+десант.. Еще бы противоснарядную броню(а вдруг танки встретятся), а если бы еще и летать умели...
      1. +3
        20 сентября 2018 16:06
        Цитата: Альф
        Т-II,Т-III, Матильда, М-3 Стюарт...

        О да... особенно хорошо вписывается в понь-цепцию "танк обязательно должен иметь пушечное вооружение, как минимум 76-мм калибра" первая "Матильда" - "самка". smile Причём это даже не разведчик, а полноценный пехотный танк.
        1. +1
          20 сентября 2018 16:41
          Цитата: Alexey RA
          "Матильда" - "самка".

          Прошу прощения, про Матильду Мк-1 я забыл, спасибо, что напомнили ! hi Действительно, танк для битья лбом в ПТО. laughing
    3. +4
      20 сентября 2018 15:54
      Цитата: Кот_Кузя
      Опыт войн показал, что танк обязательно должен иметь пушечное вооружение, как минимум 76-мм калибра, чтобы в комплекте был эффективный осколочно-фугасный снаряд.

      Опыт каких войн показал это на 1932 год?
      Цитата: Кот_Кузя
      Для переправы через реку танк не должен плавать, достаточно иметь средства подводного пересечения рек.

      Какие средства подводного пересечения рек в 1932 году? У нас только в 1939 смогли добиться незатекания горючей жидкости из бутылок в МТО танков!
      Цитата: Кот_Кузя
      А для разведывательной машины, достаточно колесного движителя

      Хотите послать в разведку ФАИ? Или БА-20? Это всё, что наша может довоенный СССР.
      Для нормальной колёсной БРМ (с 3-4 разведчиками) нужны полный привод, мощный автомобильный движок и высокопрофильная резина. У нас не Африка - у нас на испытательной трассе БА-11 увяз по фары.
      Когда СССР сделал первые ШРУС? Где взять движок хотя бы в 90 л.с.? Когда наша промышленность пообещала сделать аналог "Шур-Грип" или "Граунд-Грип"?
      А главное - где это всё в 1932 году?
    4. +1
      20 сентября 2018 17:34
      легко судить спустя 80 лет....
    5. 0
      23 августа 2019 04:37
      Сами то читаете, что пишите? ОПЫТ ВОЙНЫ! Если бы все знали где упадут, то в стране бы не было соломы.
  2. +3
    20 сентября 2018 09:45
    hi ...Спасибо. Видео к статье.Т-37А на ходу... soldier
    1. +2
      21 сентября 2018 08:44
      Саня, приветствую hi Дополню твоё видео. В сериале "...И танки наши быстры!" была серия под названием "Маленькие купальщики" великой армии". Она обзорная и там упомянуты многие образцы плавающей бронетехники.
      [media=https://www.youtube.com/watch?v=UKtwqyh6cK0]
      1. +1
        21 сентября 2018 09:48
        hi ...Серёг...Спасибо
        1. +2
          21 сентября 2018 09:58
          Саня, ты весь сериал посмотри. Это первый отечественный телеобзор бронетехники.
          ЗЫ. Почему то видео не вставилось.
          1. +1
            21 сентября 2018 10:39
            - ...Ладно Серёг hi
            ... по-мне, веселее на этом гонять по воде: smile

            1. +1
              21 сентября 2018 11:14
              Это конечно не танк, вода для него - родная стихия. Да и по суше может. Этакий плавающий танк наоборот. good
              ЗЫ. С пятницей drinks
  3. +2
    20 сентября 2018 10:01
    Вдобавок к изложенным автором случаям боевого применения плавающих танков этого типа ( Т-37А и Т-38) хочу добавить участие роты танков из 339-го танкового батальона 90-й стрелковой дивизии при поддержке десанта в составе батальона 173-го стрелкового полка той же дивизии при форсировании реки Тайпалеенйоки ( Вуоксы) в районе Кивиниеми ( Лосево) в начале декабря 1939-го. Тогда танкам и десанту на понтонах пришлось форсировать реку выше достаточно известных Лосевских порогов, однако течением понтоны и танки вынесло в район порогов. Из 12-ти танков участвующих в переправе 1 запутался в проволоке, 4 село днищем на камни у своего берега и только 3 поплыло сопровождать десант. Из них один перевернулся о крупный камень и затонул , а два не смогли выбраться на берег занятый противником из-за корки льда и валунов, потом их также отнесло на пороги и они затонули. Экипажи спаслись ночью доплыв до своего берега. Пехоте также не повезло, часть понтонов утонуло, часть перевернулось, 114-ть пропавших без вести из которых 30 потом захватили финны в плен после того .как у десантников кончились патроны через двое суток, обмороженными.
    Твардовский "Переправу" писал как раз о этих событиях - "Переправа, переправа, Берег левый, берег правый..."
    1. 0
      20 сентября 2018 19:00
      Очень малоизвестная и интересная информация. Спасибо!
  4. -1
    20 сентября 2018 12:00
    Танк не был нормальным, он не мог перевести через реку даже пару человек десанта да и сам мог плыть только при тихой воде, любое малое волнение и танк шел ко дну, это вам не ПТ-76, посмотрите фото плывущего танка в статье. Днепр большая река и шансов у Т-37 там не каких.
    1. 0
      20 сентября 2018 12:31
      Цитата: Пеший
      он не мог перевести через реку даже пару человек десанта

      Он для этого не предназначался, покажите хоть одну фотку 2МВ, где на плавающем танке в момент заплыва сидит десант.
      Может быть Т-37 был неидеален, но после него, через Т-38, был создан Т-40, действительно прекрасная машина.
      1. +1
        20 сентября 2018 15:19
        Может быть Т-37 был неидеален, но после него, через Т-38, был создан Т-40, действительно прекрасная машина.

        Спорное утверждение.
        Да Т-40 был вооружён лучше, плавал лучше! Но годился он только для тех же целей, что и его предшественники! Охрана и сопровождение!
        На части командирских танков предусматривалась установка двусторонней дуплексной (в отличие от симплексной на Т-38) телефонно-телеграфной радиостанции типа 71-ТК-З завода № 203 с дальностью речевой связи при отсутствии помех до 16 км с места – вполне достаточной для разведывательной машины. Внутренняя связь была светосигнальная (трехцветные лампы).

        Опять же не все танки были радиофицированы
        На 1 июня 1941 года распределение Т-40 в военных округах было следующим: Московский военный округ – Т-40 радийный и линейный, 2 Т-40 учебных; Приволжский военный округ – 2 Т-40 радийных и 10 Т-40 линейных; Орловский военный округ – Т-40 линейный; Ленинградский военный округ – один Т-40 линейный; Западный особый военный округ – 30 Т-40 линейных; Киевский особый военный округ – 70 Т-40 линейных и 14 Т-40 радийных. Всего по РККА: 113 линейных, 17 радийных и 2 Т-40 учебных.

        17 радиофицированных на 113 линейных - для разведки маловато!
        А в единственном описываемом бою Т-40 против Pz.I советский танк так и не смог из своего ДШК пробить броню немецкой башенной "танкетки" .
        1. 0
          20 сентября 2018 15:54
          Цитата: hohol95
          Но годился он только для тех же целей, что и его предшественники! Охрана и сопровождение!

          Так легкие танки как раз для этого и создавались, а не для атак "стенка на стенку".
          1. +2
            20 сентября 2018 16:00
            С этим я согласен!
            Но для форсирования водных преград в СССР были только такие танки и всё! Отсутствовали моторизованные средства переправы пехоты и артиллерии!
            По этому, как средства первого броска через водную преграду без поддержки других родов войск они были обречены на гибель!
            Операция на реке Свирь удалась благодаря артиллерийской поддержке ( 63 ИСУ-152) и использования американских плавающих автомобилей (100 автомобилей-амфибий Ford GPA - 275-й отдельный моторизованный батальон особого назначения (ОМБОН)) переправивших пехотные части через реку!
            1. 0
              20 сентября 2018 16:40
              Цитата: hohol95
              С этим я согласен!
              Но для форсирования водных преград в СССР были только такие танки и всё! Отсутствовали моторизованные средства переправы пехоты и артиллерии!

              Так, если я правильно помню, в других странах, может, за исключением США, дела обстояли точно также.
              1. +1
                20 сентября 2018 16:50
                Только в Японии был плавающий танк Type 2 Ki-Ni, но он предназначался для поддержки морских десантов. В пару к танку японцы создали плавающий бронетранспортер «Ка-тсу».
                А у нас были только ТАНКИ, у американцев только БТР-ы!

                В остальных странах плавающие танки не использовались во время Второй мировой по причине их отсутствия! Брали обычные танки и пытались их приспособить для десантных операций! Пример - американский "Шерман" с разными "приблудами в День Д! Или попытка создать немцами плавающий танк на база Pz.38(t)/
              2. +3
                20 сентября 2018 16:56
                Германская идея плавающего танка -

                Но реки в СССР их танки форсировали по ДНУ с помощью соответствующих устройств!
        2. 0
          20 сентября 2018 20:12
          hohol, справедливости ради надо сказать,что у немцев тоже не все танки были с рациями
          1. 0
            20 сентября 2018 20:15
            Справедливости ради приведите модели немецких танков на которые не устанавливались средства связи!
          2. +3
            21 сентября 2018 11:00
            Цитата: vladcub
            hohol, справедливости ради надо сказать,что у немцев тоже не все танки были с рациями

            ЕМНИП, согласно приложению к первому тому Йенца ситуация с радиостанциями на немецких танках была такая: обычные линейные машины танковых взводов имели только радиоприёмники; радиопередатчики ставились на танки командиров от взвода и выше, на все танки разведподразделений и на все танки, входившие в подразделения управления и штабы.
            Сделано это было для исключения "засорения эфира" сообщениями от линейных машин с последующей потерей управления.
            1. 0
              21 сентября 2018 14:29
              На советских же линейных машинах не было и радиоприёмников! Только флажки...
  5. 0
    20 сентября 2018 12:05
    Операция началась утром 21 июля 1944 года

    ,, а не Июня?
  6. 0
    20 сентября 2018 13:38
    Одна из двух вышеназванных операций — операция по форсированию Невы началась ночью 26 сентября 1942 года.

    Отдельный легкотанковый батальон был сформирован 14 августа 1942 года из машин Т-37А и Т-38, отремонтированных на ленинградских заводах и переданных из расформированных разведывательных батальонов армий Ленинградского фронта. Всего в ОЛТБ имелось 31 танков Т-37А и Т-38, однако они были «очень сильно изношены и к плаванию на воде непригодны».


    Кроме того, со дня формирования и вплоть до 7 сентября батальон находился на исходных позициях в составе 55-й армии, выполняя задачу усиления стрелковых дивизий огнем с места. Поэтому времени на сколачивание подразделений и штаба ОЛТБ совсем не было, личный состав был слабо обучен вождению танков на суше и совсем не имел представления о действиях на воде.

    Из 31 машины олтб были отобраны 10 относительно новых танков Т-38 с лучшими экипажами: все боевые машины были тщательно проверены и подготовлены к плаванию, а танкисты тренировались в вождении танка на воде. Каждый экипаж проплыл пять раз на своей машине через озеро Коркинское (в составе одиночного экипажа, взвода и роты) и два раза — через Неву (в составе взвода). Во время тренировок 2 танка утонули (один в озере и один в реке), наскочив «на подводные предметы», но через два дня были эвакуированы и вновь вошли в строй.
    Немцы, заметив переправу, осветили реку ракетами и открыли сильный артиллерийский, минометный и пулеметный огонь по танкам.

    ,,,как не заметить если с 02:00 началась массированная артиллерийская обработка переднего края обороны противника,,,
    по оперативным сводкам 70 СД переправилось не 3,а 6 танков,,,
  7. +2
    20 сентября 2018 15:17
    Пришлось Т-37А принять участие в боевых действиях с Финляндией. Самая, с моей точки зрения, глупая попытка применения танков-амфибий, поскольку время года просто сводило на нет все достоинство плавающего танка.

    На начало войны льда на реках ещё не было.
    Только в 15.00 капитан Зыкин с комиссаром батальона Маркеловым лично повели машины парковой роты к переправе. Выяснилось, что привезенные к переправе резиновые лодки использовать невозможно, так как все они были посечены осколками. Под постоянным артиллерийским огнем финнов к реке пробились машины 7-го понтонного батальона, и совместными усилиями саперов и понтонеров переправа началась. К 18.00 на северный берег реки переправились две роты 15-го стрелкового полка. В 18.00 было приказано переправу прекратить. Стрелки закрепились в так называемой роще Пярссинена на противоположном берегу реки. 3-й батальон 28-го пехотного полка капитана Карла Лагерлефа попытался сразу же сбросить их в реку, но потерпел неудачу. Тогда в дело был брошен полковой резерв, 2-й батальон капитана Мауно фон Шрове. Бой длился всю ночь с 6 на 7 декабря и только к утру финны рапортовали об окончании зачистки рощи. По советским архивным данным, роты 222-го и 15-го полков удерживали как рощу Пярссинена, так и Школьную рощу.
    На переправе №2 саперы, несущие на себе резиновые лодки, уже на подходе к реке попали под фланговый пулеметный огонь из ДОТ в устье оврага Муста-оя и понесли тяжелые потери. Несмотря на это, саперы упорно выполняли свою работу. Многие лодки были расстреляны из ДОТ на середине реки. Из 20 лодок целыми остались три. Саперы потеряли 17 человек ранеными и двух убитыми. В 18.00 переправа №2 также была прекращена.
    На переправе №3 частям удалось переправиться на противоположный берег, также после тяжелых потерь.

    А потом "плавунцам" уже некуда было деваться. Плавающие танки штатно состояли на вооружении тех же стрелковых дивизий - и участвовали в боях вместе со своими соединениями. Есть вода, нет воды - разведка всегда нужна. А в орб - те самые Т-37.
  8. 0
    20 сентября 2018 15:25
    Зато известно, когда к этой теме всё-таки вернулись – в самом начале 1943 года. Дело в том, что на Дальневосточном фронте к 1 июля 1941 года находилось 288 Т-37 и 155 Т-38. Небольшая часть этих танков осенью-зимой 1941 года отправилась с дальневосточными частями на запад, но большинство плавающих танков осталось на месте постоянной дислокации.

    Идея поднять огневую мощь танков-разведчиков была материально подкреплена тем, что после прекращения производства Т-60 остался задел по пушкам ТНШ. В качестве исполнителя задания по перевооружению был назначен ремзавод №105, до 1941 года носивший название «Государственный авторемонтный завод № 105 имени Л. М. Кагановича» в Хабаровске. Это предприятие, после войны занимавшееся машиностроением, кстати, существует до сих пор и носит имя ПАО «Дальэнергомаш»


    5 января 1943 года в адрес директора ОКБ-15 Б. Г. Шпитального пришло письмо из ГБТУ КА (Главного бронетанкового управления Красной армии, созданного в 1942 году в результате реорганизации ГАБТУ). Согласно ему, ремзавод №105 получал заказ на перевооружение четырёхсот танков Т-37 и Т-38. Поскольку существовал риск того, что в башню Т-38 не поместится штатная коробка с лентой для ТНШ, предусматривалась возможность использования магазинного питания. Представители ГБТУ просили Шпитального выделить специалистов из ОКБ-15 и направить их в Хабаровск.
    Надо сказать, что информация с Дальнего Востока приходило, мягко говоря, нечасто. О том, когда именно были закончены работы по проектированию установки ТНШ в Т-37 и Т-38, информации нет никакой. Зато можно с уверенностью говорить о том, что с этим непростым заданием ремзавод №105 успешно справился. Установка более мощной пушки увеличила боевую массу танка всего на 100 килограмм, что позволило сохранить его плавучесть. Ремзавод провел и испытания, которые показали вполне удовлетворительные результаты.


    https://warspot.ru/7036-metamorfozy-amfibii-razvedchika
  9. +1
    20 сентября 2018 16:13
    В качестве трофеев финны захватили 29 танков Т-37А!
    1. +1
      20 сентября 2018 16:44
      Цитата: hohol95
      В качестве трофеев финны захватили 29 танков Т-37А!

      А потом стали думать, что с ними делать.
      Одной из особенностей финских БТВ являлось то, что финские БТВ на 100% состояли из трофейной техники и на 80% из советской.
      1. +2
        20 сентября 2018 16:51
        Цитата: Альф
        Одной из особенностей финских БТВ являлось то, что финские БТВ на 100% состояли из трофейной техники и на 80% из советской.

        Но-но-но... свои "Виккерсы" финны честно купили. smile
      2. 0
        20 сентября 2018 17:05
        У вас тавтология в процентах!
        А французские Рено FT-17 использовавшиеся, как пулемётные ДОТы?
        А британские "6-ти тонные" Виккерсы?
        А полученные во время Войны-Продолжения от немцев танки Pz.IV и самоходки StuG?
        1. 0
          21 сентября 2018 15:24
          Цитата: hohol95
          У вас тавтология в процентах!

          Так я и имел ввиду, что "не свои".
          1. 0
            21 сентября 2018 15:27
            Вы написали, что 100% техники было трофейными!
            Из этих 100% - 80% техника советского производства!
            20% у кого добыли горячие финские парни?
            У шведов? Норвежцев? Или ещё у кого то?
  10. +3
    20 сентября 2018 16:46

    В том же 1932 году параллельно с Т 37А в Техническом отделе ЭКУ ОГПУ разработали проект колесно-гусеничного плавающего танка ПТ-1 (ведущий конструктор — Н.А.Астров).
    Корпусу машины придали форму, обеспечивавшую хорошую остойчивость и малую величину сопротивления при движении на плаву. Для создания запаса плавучести были предусмотрены дополнительные водоизмещающие емкости по бортам корпуса. По периметру корпуса располагалась поручневая антенна радиостанции 71-ТК-1. Башня — цилиндрической формы, с небольшой кормовой нишей, в которой находилась часть боекомплекта пушки. 45-мм пушка 20К образца 1932 года была спарена с пулеметом ДТ. Еще два таких же пулемета разместили в шаровых установках по бортам башни; четвертый ДТ — в шаровой установке в лобовом листе корпуса справа. Стволы пулеметов защищались кожухами, видимо, для избежания попадания воды внутрь танка при движении на плаву. Боекомплект пушки состоял из 88 выстрелов, пулеметов — из 3402 патронов.

    В кормовой части корпуса располагались карбюраторный двигатель М-17Ф мощностью 500 л.с. и агрегаты силовой передачи: главный фрикцион сухого трения, коробка передач с механизмом поворота, в качестве которого использовался двойной дифференциал, две коробки отбора мощности на гребные винты и две бортовые передачи.
    При массе 14,2 т боевая машина развивала на гусеничном ходу скорость 62 км/ч, на колесном — 90 км/ч, на плаву — 6 км/ч. Экипаж танка состоял из 4 человек. Максимальная толщина брони — 10 мм.
    Осенью 1932 года ПТ-1 продемонстрировали руководителям партии и правительства во главе со Сталиным.
    После 1934 года работы по танку прекратили.
    1. +2
      20 сентября 2018 17:07
      Жаль из бронеавтомобиля БАД-2 не "выросла" серия десантных амфибийных автомобилей закупаемых потом в США!
      1. +2
        20 сентября 2018 21:14
        Были еще ПБ-4 на базе того же Форд-Тимкен и ПБ-7 на базе ГАЗ-ААА. Все было привязано к автомобильной базе и создавалось под другие задачи.
        1. +2
          20 сентября 2018 21:27
          В том то и дело! Создавались плавающие танки и бронеавтомобили, а о моторизованном амфибийном транспорте для пехоты и артиллерии никто не думал! А жаль...Потом пришлось сколачивать плоты и выискивать лодки для переправ через водные преграды!
          ...Для этого ими привезена малая надувная лодка "штурмовка", однако Катасонов уговаривает Холина взять плоскодонку у меня в батальоне. "Клевые тузики!" шепчет он.
          Вот черти - пронюхали! В батальоне пять рыбачьих плоскодонок - мы их возим с собой уже третий месяц. Причем, чтобы их не забрали в другие батальоны, где всего по одной лодке, я приказал маскировать их тщательно, на марше прятать под сено и в отчетности об имеющихся подсобных переправочных средствах указываю всего две лодки, а не пять.

          Богомолов В. О. "Иван"
          1. +2
            21 сентября 2018 11:08
            Цитата: hohol95
            В том то и дело! Создавались плавающие танки и бронеавтомобили, а о моторизованном амфибийном транспорте для пехоты и артиллерии никто не думал! А жаль...Потом пришлось сколачивать плоты и выискивать лодки для переправ через водные преграды!

            Для моторизованного амфибийного транспорта нужны... правильно - тот же самый полный привод и мощный движок. Иначе этот транспорт завязнет на границе воды и суши. Как увязали те же Т-37 и Т-38.
            Поэтому, за неимением вышеперечисленного РККА использовала моторизованные понтонные парки (тяжёлый Н2П, легкие понтонные парки МПА- 3 и НЛП). Проблема была в том, что базой для этих парков были те же самые неполноприводные ГАЗ и ЗИС - так что парки на марше иногда отставали даже от пехоты.
            1. +1
              21 сентября 2018 14:26
              Точно так! Производить полноприводные авто и запасные части для них было некому и негде! ЛБ-62 не стали на ГАЗе выпускать. Всеми возможными способами от него уворачивались!
              Создать создали, а произвести не смогли!
              1. +1
                21 сентября 2018 15:32
                Цитата: hohol95
                ЛБ-62 не стали на ГАЗе выпускать. Всеми возможными способами от него уворачивались!
                Создать создали, а произвести не смогли!

                Сдаётся мне, что как и любой бронеавтомобиль, производство ЛБ-62 было завязано на серийное производство гражданских шасси. В случае ГАЗ - это грузовик ГАЗ-63 (довоенная полноприводная двухтонка). Без серийных ГАЗ-63 о ЛБ-62 можно было даже не думать.
                1. 0
                  21 сентября 2018 15:40
                  В том то и дело! Специально шасси для военной техники никто делать не хотел!
                  А свою же разработку ГАЗ-62 (63) сами же на конвейер не поставили!
                  И никто ответственности за это не понёс...
                  1. +1
                    21 сентября 2018 15:49
                    Цитата: hohol95
                    А свою же разработку ГАЗ-62 (63) сами же на конвейер не поставили!
                    И никто ответственности за это не понёс...

                    С ГАЗ-63 случилось то же, что и с Т-50, Т-34М и КВ-3: в условиях войны нужен был вал. Никто в военное время не дал бы остановить один из двух заводов СССР по производству грузовых а/м для переналадки конвейера на новую машину.
                    1. -1
                      21 сентября 2018 20:04
                      Т-50 попытались производить! Только парк станков завода этого не позволил!
                      Т-34М и КВ-3 отвлекли конструкторов от решения насущных проблем уже выпускаемых Т-34 и КВ-1! По КВ-3 - вооружение- пушка 107мм! Слишком мощным для 1941 года!
    2. +2
      20 сентября 2018 20:02
      В. Н., спасибо,что напомнили об этом танке. На мой взгляд: у Астрова были ПРЕКРАСНЫЕ разработки и если бы все доходили до производства. Астровская разработка смотрится много солиднее Т-37А.
  11. 0
    20 сентября 2018 18:13
    11 августа 1932 года, еще до изготовления опытного образца, на вооружение Красной Армии был принят новый легкий плавающий танк, получивший обозначение Т-37А.

    ?????????????????????????????????????????
    ЭТО КАК ТАК МОЖЕТ БЫТЬ?!
    1. +1
      20 сентября 2018 20:25
      Вот, как-то так и поступили -
      Учитывая опыт, накопленный при проектировании машин Т-41 и Т-37, УММ РККА приняло решение о разработке нового плавающего танка. Предполагалось, что машина «по компоновке будет аналогична Т-41, но с подвеской от танка Т-37». Постановлением Совета труда и обороны СССР от 11 августа 1932 года, еще до изготовления опытного образца, на вооружение Красной Армии был принят новый плавающий танк, получивший обозначение Т-37А. Создание и организацию серийного производства Т-37А поручили заводу № 37 в Москве. Сюда передали весь материал по Т-37 разработки ОКМО, а также одну прибывшую из Англии амфибию Vickers-Carden-Loyd. Руководил работами главный конструктор танка Т-41 H. H. Козырев.
  12. 0
    20 сентября 2018 19:55
    Цитата: Грац
    с такой броней танк не нужен , нужен был плавающий бтр на его базе, надо было удлинить корпус и сделать сверху надстройку

    Это сейчас Вы так легко можете указывать, а тогда...,где бы Вы оказались с такой критикой в 1939?
  13. 0
    20 сентября 2018 20:23
    Цитата: Пеший
    Танк не был нормальным, он не мог перевести через реку даже пару человек десанта да и сам мог плыть только при тихой воде, любое малое волнение и танк шел ко дну, это вам не ПТ-76, посмотрите фото плывущего танка в статье. Днепр большая река и шансов у Т-37 там не каких.

    Пеший, танк ' - не БТР, а какова польза от 37ки на плацдарме смотря с какой стороны посмотреть:для борьбы с танками и артиллерией он не годится, а для контратаки немецкой пехоты мог бы пригодиться.
    По поводу форсирования Днепра, по-моему Ла Марш шире, но американцы использовали амфибии
  14. 0
    20 сентября 2018 20:36
    Судя по фотографиям, особенно по четвертой, 37-ке пришлось " похлебать кислого". А интересно откуда взяли выставочные экспонаты? У некоторых экспонатов была " бурная биография", а поэтому мне бы было интересно интересно узнать их историю
  15. 0
    20 сентября 2018 22:18
    Спасибо, очень интересно, но хотелось бы фотографий изнутри, сложно представить, как там экипаж помещался да и вообще развитие эргономики понаблюдать
    1. +2
      20 сентября 2018 23:02
      Посмотрите http://www.kpopov.ru/military/msk_zador_tanks.htm#ancor3

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»