Проект уникального 3-х винтового вертолета Ми-32

В начале 70-х годов, новые открытия нефти, газа и различных природных ископаемых привели к смещению интересов Советского Союза из Южных и Центральных частей государства на Сибирь, Дальний Восток и Север. Расстояния между источниками сырья и транспортными коммуникациями, перерабатывающими заводами, сложный рельеф местности, суровый климат существенно осложняли доставку необходимого оборудования или добытого сырья. Неоценимую роль по доставке людей и необходимого груза стали играть винтокрылые машины. Однако существующая полезная нагрузка вертолетов типа Ми-6/10 не удовлетворяла растущие потребности разработчиков и исследователей недр. Вес некоторых частей необходимого оборудования уже перевалил за недостижимую цифру для вертолетов - 40 тонн. Для перевозки такого оборудования использовали автомобильную и железнодорожную технику, поскольку аэродромов для посадки самолетов в этих районах не было. Кроме того, в винтокрылых машинах с большой полезной нагрузкой остро нуждались войсковые подразделения Армии Советского Союза для транспортировки новых видов вооружения на место дислокации или в заданные районы.

К середине 70-х годов правительство дает задание на изучение возможностей взаимодействия вертолетов в одной связке для перемещения больших грузов и создание 2/3-х винтовых вертолетов большой грузоподъемности. По данному заданию московский завод по строительству вертолетов имени М.Миля начинает аналитические и проектные исследования по полученному заданию. В 1976 году начинаются первые изыскания конструкторами на заводе им М.Миля. Рассматривались возможности перемещения больших грузов 2/3-мя транспортниками Ми-26 на единой подвеске, что потребовало бы невероятных слаженных действий пилотов и создание, большегрузных двух-трех винтовых машин на основе Ми-26. Результатом исследований и аналитической деятельности стало постановление ГКНТ Советского Союза, о подготовке предложений по созданию винтокрылых машин с большой полезной нагрузкой. Такая задача была предложена всем вертолетным ОКБ и заводам в рамках программы основных направлений по развитию авиатехники до 1993 года.

Проект уникального 3-х винтового вертолета Ми-32



Разработка нового 3-х винтового сверхтяжелого вертолета конструкторами московского завода получает название Ми-32. Исходя из имеющихся данных по анализу и проектированию вертолетов, для перемещения тяжелых грузов показал, что реализовать подобный проект с одним несущим винтом будет крайне сложно и приведет к нерешенной проблеме создания ведущего редуктора и несущей системы для поднятия в воздух тяжелой машины. К тому же в конечном итоге это привело бы к увеличению стоимости конечного продукта. Но у МВЗ им М.Миля имелся уникальный опыт, по созданию подобного вертолета, используя удвоение несущих систем в очень короткий срок, – это вертолет В-12 или Ми-12.

Проект уникального 3-х винтового вертолета Ми-32


Это подталкивает конструкторов на разработку сверхтяжелого транспортника Ми-32 на базе решений Ми-26. Грузоподъемность машины, исходя из требований гражданского и военного назначения, определили в 55 тонн. Проведенный анализ эксплуатации тяжелых винтокрылых машин, ясно показывает, что большая часть перевозимого груза из-за своих крупногабаритных характеристик перевозится на внешних подвесках. Поэтому решено было строить вертолет, который сможет обойтись без приземления на посадочную площадку, а также проводить доставку грузов для монтажа «на весу». Получался вертолет схемы «вертолет-кран» с фюзеляжем малообъемного исполнения. В ходе работ в основном рассматривали следующие схемы:
- схемы «звезда» - соединение гондол, когда балки от них сходятся в центре в одной точке;
- схема «треугольник» - соединение гондол, где балки образуют собой равносторонний треугольник.

Проект уникального 3-х винтового вертолета Ми-32


В результате проведенных расчетов и опытов, принимают схему «треугольник». Такая схема имеет меньшую возможность возникновения воздушного резонанса, при которой не требуется общий синхронизирующий редуктор. Для снижения влияния гондол одна на другую при полетах, конструкция вертолета получила одну гондолу переднего исполнения и две заднего исполнения. В гондоле переднего исполнения расположили команду машины – 2-х пилотов, 1-го бортмеханика и 1-го оператора. Оператор располагался по аналогии с кабиной Ми-10К, и имел достаточный обзор при выполняемых работах или ведения наблюдения за перемещаемым грузом на подвеске. Вертолет Ми-32 имеет внутренне отделение для перемещения людей/малогабаритных грузов. Фюзеляж сверхтяжелой машины был огромным 40.5 м Х 36 м Х 4.3м и состоял из кабины, центральной части (треугольник). Треугольник – три силовых агрегата с трубчатым сечением, вершины – гондолы с двигательными установками с опорами шасси и тросами внешней подвески. Вертолет обеспечили 4-х опорным шасси, две из них переднего исполнения и две основного исполнения. Груз транспортировали на внешней подвеске, имевшая три крепления на каждой гондоле. Такой способ подвески груза и его транспортировки практически не имел воздействия изгибающего момента на фюзеляжные балки, на них действовала только сжимающая нагрузка.

Он обеспечивал:
- подвеску грузов на регулируемые тросы, длиной до 60 метров;
- в свободном полете складывание тросов в положение готовности;
- подвеску грузов «на весу»;
- подцепку груза на площадке;
- аварийное сбрасывание груза;
- дистанционный весовой контроль взятых грузов;
- возможность поднятия сверхтяжелых грузов, весом более 55 тонн в связке с другим транспортным вертолетом.

Проект уникального 3-х винтового вертолета Ми-32


Силовая вертолета по проекту состоит из 6-ти двигателей типа Д-136, которые расположены по два на каждой гондоле, 3-х измененных главных редукторов «ВР-26», 3-х редукторов и валов для синхронизации. Передняя гондола, дополнительно имела вспомогательную пусковую силовую установку. Система подачи топлива состояла из 3-х отдельных топливных подсистем. Согласно проекту, Ми-32 оснащался управляющей системой с электропроводкой смесителя механического типа до гидравлических усилителей. Управление шагом лопастей для несущих винтов осуществляла одна их 3-х отдельных гидравлических систем, имевшие, кроме основной, еще и дублирующую систему. Все гидросистемы унифицированы с системами вертолета Ми-26. Проектный взлетный вес сверхтяжелого вертолета зависел от сферы применения и составлял 136/146 тонн, статический высотный потолок 1-1.5 километра, динамический высотный потолок до 4-х километров. Скорость Ми-32 до 230 км/ч, дальность транспортировки до 1.2 тысячи километров.

Еще никогда в мире не строили таких воздушных винтокрылых левиафанов. Только приобретенных уникальный опыт по проектированию и созданию вертолетов различного назначения стал залогом успеха создания сверхтяжелой 3-х винтовой воздушно-транспортной машины. Проект Ми-32 был представлен как предложение для строительства в конце 1977 года. Советские НИИ авиационной промышленности высоко оценили предложение и дали «зеленый свет» на его техническое воплощение московским заводом им М.Миля по строительству вертолетов. Через два года ГКНТ Советского Союза разрешает разработку сверхтяжелого вертолета гражданского и военного назначения для транспортировки особо крупных и тяжелых грузов. Разработку аванпроекта вели с небывалым энтузиазмом. К концу 1980 года аванпроект представили на утверждение заказчику и институтам МАП. Заказчик и ученые, тщательно рассмотрев аванпроект, дают ему положительную оценку. Московский завод начинает проработку основных узлов, механизмов и систем, расчет основных характеристик. Ведутся поиски наилучших решений для уменьшения веса основной конструкции. Проводятся расчеты обеспечения приемлемых уровней вибрации и сжатия. Совместно с МАИ и ЦАГИ проводятся исследования моделей в аэродинамической трубе.

В 1982 году проект на создание уникальной 3-х винтовой транспортной машины был готов. По приблизительным оценкам конструкторов к концу 80-х годов Советский Союз получил бы первые образцы сверхтяжелого вертолета Ми-32. Но ожидания были напрасны – постановление о начале строительства Ми-32 от руководства страны так и не вышло. Проект остался на бумаге и воплощен только в нескольких уменьшенных моделях.

Источники информации:
http://www.aviastar.org/helicopters_rus/mi-32-r.html
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/785-proekt-tiajelogo-ver.html
http://www.mi-helicopter.ru/rus/index.php?id=159
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. Гражданский 25 мая 2012 09:36
    Силен и талантлив был СССР!
    1. Знающий 25 мая 2012 11:18
      Цитата: Гражданский

      Силен и талантлив был СССР!


      Да прям этого никто не знал.
      Знающий
      1. 755962 25 мая 2012 12:21
        Весьма смелая инженерная мысль.Прям "Полёт фантазии"
        755962
    2. neri73-r 25 мая 2012 16:38
      Какая страна, такие и достижения! Свой паспорт СССР берегу, детям буду показывать, сейчас они ещё маленькие, не поймут.
    3. SlavaS 26 мая 2012 00:21
      СССР наверно единственный строй где гражданские проекты были грандиознее военных
  2. Дублер 25 мая 2012 09:53
    Как ни вспомнить слова,- "Да, были люди в наше время..." Ведь это за "гранью"...
  3. AlexMH 25 мая 2012 10:43
    Очень интересный проект. Жаль, что сейчас мы разучились мечтать и делаем только то, что точно можно продать. К слову, любопытно, как управлять таким агрегатом? Из какой кабины и как синхронно менять шаг и тягу всех винтов, контролируя положение аж 3-х гондол? ? Хотя для В-12 проблему как-то решили..
    AlexMH
  4. bazilio 25 мая 2012 10:59
    машина-зверь. до сих пор актуальная тема. почему бы не реализовать этот проект, чертежи же готовые есть.
    1. SlavaS 26 мая 2012 00:22
      нет заказчика
  5. Tirpitz 25 мая 2012 11:32
    Интересно то, что хоть много проектов и было не реализовано, то они хоть на бумаге в чертежах были, некоторые в металле воплощены в единичном экземпляре. видно куда деньги народные тратились. А сейчас? наобещаю золотые горы и вундервафли, создадут кучу новых фирм под каждый проект а на выходе ни денег, ни проэкта даже на бумаге, ни фирм-однодневок, и самое главное НЕТ ВИНОВАТЫХ. Нет даже концепции и современного видения вооруженных сил, США 70 лет авианосцы строит, а тут не знают даже зачем они надо. тоже самое с танками и прочей техникой. Некоторые заводы за свой счет создают опытные образцы ( если своим не надо, так может продать удастся), а эти не могут даже определить что им нужно, какие требования и ТТХ должны быть воплощены в металле. в итоге на выходе полукустарные беспилотники, которые естественно не подходят для МО, да те и незнают сами, что им нужно. Вся планета знает, в России не знают.. Достало. am
    Tirpitz
    1. koosss 25 мая 2012 13:19
      просто Сталина на них нету..
      1. пришпек 28 мая 2012 21:47
        " Вся планета знает, в России не знают..." Да всё они знают, не глупеее нас с вами. Просто не нужно им всё это. Нефть - газ качают, ядерные отходы завозят, бюджет пилят. Жизнь удалась! А когда прозвенит последний звонок уедут.
        пришпек
  6. ТехнарьМАФ 25 мая 2012 12:28
    Откровенно говоря, статья поразила актуальностью! Что то изменилось в нефтяно-газовой направленности нашей экономики? Нет и нет в квадрате! Значит что- то ,что в "совдепии "реализовали и за бугор! Ведь надобность таких и более грузоподъмных машинах возрастает,тем более на шнльфе Северного Ледовитого Океана. Есть почти готовые проекты, где газонефтяные инвесторы? Извените за писсимизм , но что , скоро конец Света и что урвем то "пропьем"!
    ТехнарьМАФ
  7. Денис 25 мая 2012 16:04
    молодцы,давно пора!
    тем более опыт в 2хвинтовых машинах есть,Як-24,Ка-22 и не только они
  8. іван 92 25 мая 2012 22:07
    Здорова машина на її фоні міг - 29 виглядає, як Запорожець і Камаз smile
    іван 92
  9. montemor 25 мая 2012 22:18
    ниче и до этого проекта руки дойдут
    1. viruskvartirus 27 мая 2012 17:59
      Ваши бы слова...
  10. luiswoo 27 мая 2012 04:57
    Основному потенциальному заказчику - министерству обороны, может и был бы интересна машина с грузоподъемностью 50-60 тонн, но универсальная, а тут как не крути, нужна другая силовая установка - идея прикрутить 3 блока от ми-26 на традиционный фюзеляж, мягко скажем, была бы странной.
    В общем, ради одних нефтяников тему развивать, похоже, посчитали не нужным.
    1. viruskvartirus 27 мая 2012 18:00
      Никогда не слышал, автору большое спасибо...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня