Ранение или смерть? Невероятное воскрешение кораблей

54
“Корабля нигде нет”, — доложил изумленной комиссии водолаз Джозеф Карнеке. Передвигаясь на ощупь в замутненной воде, он беспрепятственно прошел во внутрь корпуса полузатопленного линкора. Не обнаружив никаких признаков “Вест Вирджинии”, водолаз повернул назад, списав своё невероятное открытие на ошибку и утрату ориентации под водой.

Ранение или смерть? Невероятное воскрешение кораблей




На поверхности еще не знали, что в этом месте у “В. Вирджинии” начисто отсутствовал левый борт. Там, где должен был находиться некогда мощнейший из американских ликоров Тихоокеанского флота, оказалась зияющая пустота: японские торпеды буквально“выпотрошили” линкор.

Пилоты Нагумо докладывали о попаданиях девяти торпед. Американцы, обследовав руины “В. Вирджинии”, зафиксировали семь с осторожной оговоркой: ввиду обширности разрушений установить точное число попаданий затруднительно. Действительно, как обследовать то, чего нет? Тысячи тонн корпусных конструкций попросту исчезли, рассеявшись в пространстве под воздействием торпедных взрывов.

Официальная картина разрушений выглядела следующим образом.

Три попадания пришлись ниже броневого пояса. Вследствие этого линкор накренился и начал оседать в воде. Следующая одна или две торпеды вонзились уже в ушедший под воду пояс, разворотив семь броневых плит. Дальнейшие удары пришлись в верхнюю часть корпуса. Взрыв очередной (или нескольких) торпед случился между второй и верхней палубами лежащего на мелководье линкора — явление, прямо скажем, необычное для морских сражений.

Одна из торпед прошла сквозь пробоину, образованную предыдущими взрывами и из-за отказа взрывателя застряла внутри корпуса бэттлшипа.

Седьмое попадание пришлось в кормовую часть: торпеда оторвала перо руля, вызвав дополнительные повреждения в донной части корпуса.

Помимо как минимум семи торпед, “В. Вирджиния” приняла порцию из двух крупнокалиберных бронебойных бомб (410-мм ББ снарядов с приваренными стабилизаторами). Попаданием первого спецбоеприпаса были разрушены прожекторный и сигнальный мостики линкора, обломки неразорвавшейся бомбы достигли второй палубы.

Попадание второй пришлось в крышу третьей башни главного калибра. Словно гигантский лом, стальная болванка весом 800 кг проломила 100-мм броневую плиту и прошла во внутрь, разрушив казенник орудия ГК. Попутно раздавив установленную на башне катапульту с гидросамолетом.

Наблюдавший за этими событиями запасной гидросамолет “Кингфиш” тоже немедленно взорвался, залив горящим бензином палубу и поврежденную башню ГК.

Но это было только начало. Возникший очаг возгорания оказался сущим пустяком на фоне реального катаклизма. На место затопления “Вест Вирджинии” надвигалось поле горящего мазута, вытекавшего из погибшего ЛК “Аризона”.



За последующие 30 часов неукротимого пожара было уничтожено все, что могло гореть в остававшихся над водой частях линкора. А что могло плавиться, было расплавлено в бесформенные слитки. Металлические конструкции надстроек были искорежены и деформированы под воздействием высокой температуры.

Некогда гроза и олицетворение мощи Тихоокеанского флота, USS West Virginia (BB-48) перестала существовать как боевая единица.

Иногда в качестве причины воскрешения “В. Вирджинии” называют малую глубину Жемчужной бухты, что позволило организовать подъем затонувшего корабля. Кто бы стал поднимать “В. Вирджинию” из-под толщи океанских вод? Однако в самом утверждении не содержится никаких посылов для логического анализа. В открытом море при имеющемся у японцев наряде сил (по одной эскадрилье торпедоносцев на каждый линкор) было бы невозможно нанести подобные повреждения активно маневрирующему кораблю с действующей ПВО.

Да, подъем останков “В. Вирджинии” производился на мелководье. Но насколько оправданным были дальнейшие усилия по восстановлению корабля?

Злые языки утверждают, что основной причиной решения о целесообразности восстановления линкора было то, что решение принимал его бывший командир, Уолтер Андерсон. К тому времени в чине адмирала занимавший пост руководителя Комиссии по инспекции корабельного состава.

Ностальгические чувства бывшего командира совмещались с очевидным стремлением командования занизить потери, понесенные при разгроме Перл-Харбора. Таким образом, список безвозвратных потерь среди ЛК сократился до пары единиц: “Аризоны” (детонация боекомплекта с катастрофическими последствиями) и перевернувшейся “Оклахомы”, получившей девять торпедных попаданий по всей высоте корпуса в районе носовой надстройки. К слову, состояние поврежденной “В. Вирджинии” было ненамного лучше “Оклахомы”, имевшей схожую схему повреждений. Об этом неиллюзорно свидетельствует и сроки “ремонта”, соответствовавшие постройке быстроходного ЛК нового поколения.


ЛК "Оклахома", получивший схожие повреждения


Четыре из шести линкоров, получивших повреждения во время атаки на Перл-Харбор, были введены в строй уже в первой половине 1942 года. Однако эпопея с подъемом и восстановлением “В. Вирджинии” заняла более двух с половиной лет. Линкор пролежал на дне и простоял в ремонтных доках большую часть войны, приступив к выполнению боевых задач только осенью 1944 года.

История о двух жизнях линкора “В. Вирджиния” хорошо сочетается с легендой о невероятном воскрешении эсминцев “Кассин” и “Доунс”.

В момент японской атаки оба корабля стояли в одном сухом доке вместе с ЛК “Пенсильвания”. Попавшая в “Доунс” авиабомба отозвалась гулким эхом детонации торпедных зарядов. Взрыв боекомплекта привел к воспламенению топлива и мощному пожару, охватившему останки эсминца. Стоявший поблизости эсминец “Кассин” был сорван с кильблоков ударной волной — он повалился на борт и окончательно раздавил собой “Доунс”. Языки пламени сплавили воедино обломки эсминцев.

В своем первоначальном отчете инспекция флота отметила полное уничтожение “Доунса” с возможностью использования лишь отдельных металлоконструкций. Состояние “Кассина” также оценивалось скептически.



Но янки не привыкли сдаваться. Спустя два года в состав ВМС вернулись отремонтированные (!) эсминцы “Кассин” и “Доунс”, у которых от прежних кораблей остались только названия и отдельные элементы корпуса.

Впрочем, мне больше понравился случай с водолазом, который не смог обнаружить края пробоины...

Размышления

Генералы стремятся приуменьшать собственные потери и преувеличивать потери противника. Проще говоря, их там нет. Престиж и общественное мнение всегда важнее, чем реальное состояние дел. И если потери среди личного состава носят очевидный характер — еще никому не удавалось воскресить убитого (факт смерти можно только засекретить), то в случае с боевой техникой ситуация иногда принимает совершенно абсурдный характер.

Степень повреждения техники известна только ответственным лицам в погонах, которые не заинтересованы в разглашении фактов, порочащих их честь и репутацию “успешных” полководцев. При этом не до конца рассказанная правда есть еще большая ложь, чем просто замалчивание.

Но вернемся к дыму морских сражений.

Среди наиболее лютых примеров — второе рождение броненосца “Микаса”. Герой Цусимы, флагман адмирала Того бесславно погиб от взрыва кормового погреба, всего через неделю после окончания Русско-японской войны. Далее началась многомесячная операции по подъему корабля, затонувшего в гавани Сасебо, за которой последовал двухлетний восстановительный ремонт. Степень повреждений броненосца при детонации боекомплекта в пояснениях не нуждается.

На первый взгляд — сомнительная операция с целью “сохранить лицо”.

Но у японцев имелось своё, чисто прагматическое объяснение этой истории. Страна восходящего солнца в то время еще не обладала умением строить собственные боевые корабли. При этом у Японии был значительный опыт в области судоремонта. По состоянию на 1908 год из 12 броненосцев шесть были британской постройки. Другие шесть — трофейные русские корабли, восстановленные из совершенно разбитого состояния (ЭБР “Орёл”, получивший в Цусимском сражении 76 попаданий). Немногим лучше выглядели броненосцы, расстрелянные осадными гаубицами в гавани Порт-Артура.



Поэтому, с точки зрения японцев, история с подъемом и восстановлением “Микасы” не была каким-то экстраординарным событием.

В то же время, с точки зрения мировой практики, приведение сильно поврежденного корабля в боеспособное состояние с сохранением прежнего функционала и назначения является редкой случайностью.

Останки извлекались из-под воды. Иногда по частям. Снятое вооружение и механизмы использовались для установки на другие корабли и береговые объекты. Кто-то из “подранков” добирался своим ходом или на буксире до ближайшего порта, где ввиду очевидного характера повреждений превращался в несамоходную батарею, казарму или блокшив.

Но никто и никогда не имел наглости построить новый корпус, установить часть механизмов с разобранного на металл предшественника и сделать вид, что это тот же самый, “отремонтированный” корабль. Никто, кроме американцев.

Янки всегда категорически отказывались признавать потери. Согласно американской практике, гибель корабля от действий противника признается только непосредственно в момент боя. Если обгорелая руина (или хотя бы её часть) доползла до ближайшего порта — всё, разговор ведется только о “поврежденной” единице. Не важно, что уже на переходе к следующему атоллу она может развалиться и затонуть ввиду необратимых повреждений силового набора.

Перворанговые красавцы, боевое ядро флота, авианосцы “Энтерпрайз”, “Франклин”, “Саратога”, “Банкер Хилл”, под воздействием японских атак превратились в плавказармы и/или были использованы в качестве мишеней. Ни на что другое они уже не годились. Их даже не пытались восстанавливать.

Противник начисто “ушатал” вам четыре ударных авианосца — извольте занести их в список безвозвратных потерь. Почему в официальном списке потерь от камикадзе только потопленные эсминцы? Впрочем, все это дела давно минувших лет.

А как обстоят дела на флоте в ракетно-ядерную эпоху?

Port! Hard A-Port! Full Astern!

(“Лево на борт! Полный назад!”) Но уже было слишком поздно. Угловая полетная палуба “Джон Ф. Кеннеди” срезала надстройку крейсеру “Белкнап”.

Острые края металлоконструкции “Белкнапа” впились в нависающий сверху авианосец, разрушив помещения ниже угловой палубы, откуда хлынули потоки авиационного керосина JP-5. Две из трёх находившихся в том месте заправочных станций находились под давлением с расчетной скоростью подачи топлива 4000 литров в минуту.

На “Белкнапе” ударом снесло левую половину мостика, обе мачты и трубы. Топливо с авианосца вылилось прямо в разорванные дымоходы, что привело к сильному пожару в котельных помещениях. Крейсер был моментально обесточен и охвачен огнём, все автоматические средства пожаротушения оказались выведены из строя. Выполненные из легких алюминиевых сплавов элементы надстройки расплавились и провалились вовнутрь корпуса. Были уничтожены все антенные устройства, средства связи и управления оружием, полностью выгорел боевой информационный центр.





Спустя несколько минут после столкновения кормовое котельное отделение было разрушено взрывом. Еще один взрыв прогремел в центральной части крейсера — сдетонировал боекомплект 76-мм универсальных орудий.

Подошедший на помощь эсминец “Рикеттс” врезался в борт поврежденного "Белкнапа", причинив тому дополнительные повреждения.

Ситуация осложнялась тёмным временем суток и невозможностью использовать вертолеты из-за опасности взрывающихся снарядов.

Ценой самоотверженных действий экипажа и всех кораблей боевой группы пожар на “Белкнапе” был локализован спустя два с половиной часа после столкновения с авианосцем. Отдельные очаги были потушены к утру следующего дня.

Данное происшествие имело место в ноябре 1975 года, в оперативной зоне Шестого флота. Несмотря на исключительно тяжкие повреждения, крейсер был взят на буксир и доставлен в США.



С точки зрения реалий послевоенного флота, основная доля стоимости боевых кораблей высокого ранга приходится на средства управления оружием. Причинами тому являются уникальность и мелкосерийное производство, усугубленные военной коррупцией и неадекватно высокой стоимостью квалифицированного труда в развитых странах мира (в отличие от гражданских компьютеров, антенные решетки радаров собираются не на малайзийской фабрике руками подростков).

С учетом данного обстоятельства крейсер “Белкнап” был полностью уничтожен и более не представлял ценности для флота.

Все, что осталось от корабля: измятая коробка корпуса, с превратившимися в бесформенную обугленную массу системами и механизмами.

Злые языки утверждают, что единственной причиной восстановления крейсера было желание адмиралов скрыть потерю любой ценой в свете событий того времени. Буквально за год катастрофы “Белкнапа” на рейде Севастополя погиб от пожара большой противолодочный корабль “Отважный”. Как известно, катастрофы такого рода могут случаться только у советских моряков. Американцы не теряют корабли без боя.

В качестве дополнения несколько любопытных фактов из этой истории. Бюрократические процедуры и работы по восстановлению крейсера длились на протяжении пяти лет. Реконструкция “Белкнапа” заняла по времени дольше, чем его постройка в начале 60-х гг.!

Ко времени повторного вступления в строй (1980 г.) “Белкнап” в значительной мере представлял уже устаревший корабль. Ракетный крейсер первого поколения, один из первенцев новой эпохи, со множеством компромиссов в своей конструкции. Повторное строительство “Белкнапа” началось одновременно с амбициозной программой по созданию Иджис-крейсеров, гораздо более мощных и совершенных кораблей нового поколения. Заказ на головную “Тикондерогу” был выдан в 1978 г., за ней должны были последовать еще два десятка однотипных единиц.

В этой связи долгая и дорогая эпопея с восстановлением “Белкнапа” теряла всякий практический смысл. Но у ответственных лиц, очевидно, имелись собственные соображения на этот счет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    25 сентября 2018 06:31
    Хорошая статья интересная тема. Особо понравилась фраза про неоправданно завышенные зарплаты квалифицированных рабочих. Так и есть , даже не буду писать зарплату сварщика в час которую предлагает военные верфи в Сан Диего. Весь город " увешан " предложениями по работе. Однако важнее всего то , что производсвенные возможности американских верфей сложно переоценить. Персонал обучен и квалифицирован, оборудование самое передовое. Они прросто могут себе позволить в плане починок что угодно. Да и деньги есть на все. Организации процесса неплохо было бы и нашим поучится, лишь бы на пользу пошло.
    1. +7
      25 сентября 2018 07:21
      Ага-"увешан". США-это не большая доска объявлений типа"Авито" или "HH"-там на работу- только через биржу, или через посылание своего СV на "конкурс", прямо в компанию, которая на своем сайте публикует открытые вакансии. Сан Диего "увешан" рекламой не на работу, а на обучение судостроительным специальностям с последующим, типа, "гарантированным" трудоустройством (что, на самом деле, далеко не "факт" wink ). Ну, и насчет зарплаты-в США: там все очень ревностно следят за своей "карьерой" и зарплатой-никто не соглашается на снижение своего "ранка" и зарплаты-предпочитают увольняться, лишь бы не было в CV отображения того, что он работал с понижением в должности и зарплате. Если не возможно сыскать подобную должность нигде больше, то выбирают смену рода деятельности, что-нибудь пересекающееся с прежней работой, или вообще, что-то новое.
      1. +2
        26 сентября 2018 08:35
        Цитата: Monster_Fat
        работу- только через биржу, или через посылание своего СV на "конкурс"

        Почему же? Есть электронная биржа вроде нашего HH https://www.indeed.com/jobs?l=San+Diego,+CA&rbl=San+Diego,+CA&jlid=15daff915f69f903 но вакансий на верфи Bath Iron Works там просто не бывает.
        Цитата: трассер
        аже не буду писать зарплату сварщика в час которую предлагает военные верфи в Сан Диего.

        Конечно не будешь, ибо просто не знаешь, "канадоамериканец" ты наш.
  2. +22
    25 сентября 2018 06:45
    Статье однозначно плюс. Даже поспорить не с чем laughing
    1. +16
      25 сентября 2018 07:22
      Кстати да. Редкий случай, когда у Капцова ничего не режет глаз.
      Хотя всё-таки восстановление "Микасы" я бы не стал бы сводить чисто к шкурным интересам. На тот момент она уже успела стать символом японского императорского флота. А символы не должны разрезаться на металл.
      Да и наш "Варяг" японцами восстанавливался не только из желания заполучить ещё один крейсер.
      1. +3
        25 сентября 2018 09:34
        Цитата: Kuroneko
        Редкий случай, когда у Капцова ничего не режет глаз.

        Как сказать, автор четко держит свой уровень.
        От приваренных стабилизаторов к 410мм снарядам до абсолютно лишних рассуждений про зарплату малайских подростков и внутренний мир американских адмиралов.

        Другой вопрос, что в этот раз воздерживается от боевой фантастики и закосов под Валентина Пикуля. Ну, и то хорошо.
        1. +2
          25 сентября 2018 15:03
          Цитата: Вишневая девятка
          От приваренных стабилизаторов к 410мм снарядам

          Ну... хорошо ещё, что хоть тип снарядов указан правильно. А то ведь я встречал в роли прародителей 800-кг ББ бомбы и 356-мм ББС, и даже 381-мм, неизвестно как оказавшиеся у японцев. smile
          1. +5
            25 сентября 2018 15:29
            Цитата: Alexey RA
            даже 381-мм, неизвестно как оказавшиеся у японцев.

            Так это же элементарно. Берем 410-мм снаряд и напильник... laughing drinks
            1. -1
              26 сентября 2018 22:58
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Берем 410-мм снаряд и напильник

              думаю лучше держаться подальше от таких людей со такими снарядами и напильниками... winked
              1. +2
                27 сентября 2018 10:54
                Цитата: Антарес
                думаю лучше держаться подальше от таких людей со такими снарядами и напильниками...

                Если серьёзно, то в реале японцы при переоборудовании 1000-кг 410-мм ББ снаряда в 800-кг бомбу как раз обточили и расточили его корпус - для снятия "лишнего" металла, который был нужен только для того, чтобы снаряд выдержал давление в канале ствола и перегрузки при выстреле.

                У снаряда были демонтированы баллистический (1) и бронебойный (2) наконечники, а также ведущие пояски (6). Цилин­дри­чес­кая часть снаряда, как не влияющая на бронепробиваемость, была обточена на конус (5) для снижения веса бомбы до приемлемого для палубных ударных самолётов «Накадзима» B5N. Внутренняя полость (4) была увеличена, что также снизило вес, позволило значительно увеличить заряд ВВ, а кроме того по образцу новых японских бронебойных снарядов туда был установлен алюминиевый демпфер (3), уменьшающий ударные нагрузки на разрывной заряд. Также было сделано новое ввинтное дно (7) под два взрывателя (8) авиационного типа и с выступом для крепления блока стабилизаторов. Плюс сам блок стабилизаторов (9), что наверное было самым простым во всей этой конверсии. В результате получился совершенно самостоятельный новый боеприпас, для которого исходный артиллерийский снаряд послужил не более чем заготовкой с подходящими габаритами и прочностными характеристиками.
                © midnike
  3. +6
    25 сентября 2018 07:39
    Если с японской "Микасой" понятно: кораблей своей постройки нет, а так и корабль востановили и на" ус намотали"как строитЬ. У американцев же с головкой похоже проблемы: если с" Вирджинией" ещё как-то можно объяснить то ремонт"Белкнапа"....думали пятой точкой.
    У нас развелось" море" пилильщиков бюджета,но по сравнению с:" Белкнапом"....Разразился меня гром если на этом восстановление,строительстве, никто себе денежку не сделал
    1. +2
      25 сентября 2018 08:11
      Цитата: vladcub
      Если с японской "Микасой" понятно: кораблей своей постройки нет, а так и корабль востановили и на" ус намотали"как строитЬ.

      Не думаю, что это верно - броненосцы типа Сацума они заложили в ходе РЯВ, да и два БРКР типа "Цукуба" заложенные тогда же мало чем отличались от броненосцев. Вряд ли японцы могли что-то намотать, восстанавливая "Микасу"
      1. +3
        25 сентября 2018 08:30
        этот броненосец был им дорог как память о цусиме, а адмирала командовавшего им и всей эскадрой япошки причислили во святые, броненосец был восстановлен из чилийского братца, и до сих пор у них в качестве корабля музея
    2. +5
      25 сентября 2018 20:26
      Смотрел как то интервью вертолетчиков с Ми - 6 которые эвакуировали американский Чинук сбитый в Афгане. На вопрос наших "зачем снимать с гор такой хлам?" американцы ответили типа " на строительство нового вертолета конгресс денег не даст, а вот ремонт проходит по другой статье и поэтому деньги будут, не важно сколько"
      1. 0
        26 сентября 2018 15:48
        Крайне интересное объяснение. Надо не забывать, что для американцев не так важны деньги, как бюрократия.
        1. +1
          28 сентября 2018 15:34
          Можно подумать, что у нас как-то по-другому. Манагеры везде одинаковые.
      2. 0
        26 сентября 2018 20:54
        Ми-6 слабоват для этого. Работал Ми-26, да и то сильно облегчили и груз и эвакуатор.
        1. 0
          27 сентября 2018 18:34
          Наверное. Давно было, подробностей не помню.
    3. +1
      2 октября 2018 16:24
      У нас тоже нечто подобное произошло, хотя мотивация была другой, да и масштабы.... Хотя масштабы, возможно были сопоставимы, т.к. я просто не владею всей информацией.
      Я имею в виду возврат после ВОВ техники, полученной от союзников по ленд-лизу. А так же тех кораблей, которые нам передала Великобритания в счет раздела итальянского флота. В одном из номеров "Гангута" была большая статья о том как наши моряки получали в Британии корабли, об их службе на Северном флоте, и о том как их возвращали обратно. Напомню, что речь шла о кораблях постройки в годы ПМВ и сразу после нее, т.е. об откровенном старье. В статье в основном говорилось о ЛК "Royal Sovereign"/"Архангельск", но британцы передали нам целую эскадру.
      Меня поразило, что перед возвращением в 1949 на кораблях восстановили часть деталей (заново сделали), которых на них не было при передаче от англичан, но которые имелись на чертежах. Т.е. на кораблях провели частичный восстановительный ремонт. Но англичане, после возвращения им кораблей просто пустили их на слом и перплавку.
      То же самое англичане и американцы проделали со всей возвращенной им в рамках ленд-лиза техникой.
  4. +1
    25 сентября 2018 07:45
    А за Белкнап и не слышал такого факта , Спасибо за статью.
    1. +6
      25 сентября 2018 07:55
      Есть такая интересная книга-"Аварии и катастрофы кораблей" (поищите в интернете)-там много "интересного" и поучительного.
  5. +20
    25 сентября 2018 07:59
    Сейчас вспомнил великолепный исторический анекдот от англичан (при всех их недостатках чувство юмора у них отличное).
    В ПМВ ходило у них в числе многочисленных прочих два тральщика "Зулус" и "Нубиец" (ЕМНИП переделка из гражданских судов, или проект на их основе, не помню), но суть в том, что были они однотипными. Оба сильно пострадали на минах - одному оторвало нос, второму - корму. Восстанавливать корабли англичане не стали, а попросту соединили уцелевший нос одного с кормой другого. Получившийся корабль назвали "Зубиец" laughing
    1. +15
      25 сентября 2018 08:07
      А мне понравилась истрия с Рипалс и Ринаун. Из-за бесконечных ремонтов получившие у моряков прозвища Ребилд и Рипэйр
      1. +8
        25 сентября 2018 08:15
        Цитата: Santa Fe
        Из-за бесконечных ремонтов получившие у моряков прозвища Ребилд и Рипэйр

        Было такое дело:))) Впрочем, прозвища у них были делом обычным - вспомнить "Ваканте" и "Оккупадо", а "Нельсоны" флот называл ugly sisters - сестры-уродки.
        1. +1
          25 сентября 2018 21:02
          Ну, небезызвестный "Фьюриес" вообще прозвали Spurious то есть "фальшивый"
    2. +4
      25 сентября 2018 08:31
      Нечто похожее было и у нас, когда к поврежденному крейсеру Молотов, приварили кормовую часть недостроенного крейсера Фрунзе
      1. +8
        25 сентября 2018 12:42
        Цитата: kvs207
        Нечто похожее было и у нас, когда к поврежденному крейсеру Молотов, приварили кормовую часть недостроенного крейсера Фрунзе

        Это верно. Но мы получившийся корабль Фрулотовым не невали:)
        1. +2
          25 сентября 2018 14:40
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Но мы получившийся корабль Фрулотовым не невали:)

          За такое чувство юмора имелась слишком неиллюзорная вероятность лет этак десять дровишки в тайге рубать.
      2. +10
        25 сентября 2018 15:11
        Цитата: kvs207
        Нечто похожее было и у нас, когда к поврежденному крейсеру Молотов, приварили кормовую часть недостроенного крейсера Фрунзе

        У нас был и свой "Зубиен" - ЭМ "Орфодарский": smile
        Во время маневров 1929 г. эсминец "Володарский" столкнулся с эсминцем "Войков" (бывш. "Лейтенант Ильин"). Носовая оконечность "Володарского" оказалась почти полностью разрушенной. Пострадал, разумеется, и "Войков". В момент столкновения погибли три человека, 17 получили ранения. Носовую часть "Володарского" заменили носовой частью, отрезанной с "Орфея", который находился на корабельном кладбище. Флотские острословы тут же присвоили "Володарскому" кличку "Орфодарский".
    3. +3
      25 сентября 2018 21:11
      Это не так. "Зулу" и "Нубиэн" были эсминцы британские типа "Трайбл". Действительно из двух слепили один. Ну никак не тральщики, тем более из гражданских............
  6. -2
    25 сентября 2018 08:26
    очевидно что большие надводные корабли это большие проблемы и отсутвие пользы от них , а уяхвимость больших надводных кораблей еще более очевидна
  7. +11
    25 сентября 2018 08:49
    Отличная статья.
    Да и вообще, Капцова не хватает как минимум для оживляжа сайта laughing
  8. +9
    25 сентября 2018 09:12
    Олег, браво! Перерывы в творчестве явно идут вам на пользу. Прекрасная статья, интересная тема, бодрое изложение. Надеюсь на продолжение в том же духе.
  9. 0
    25 сентября 2018 14:57
    да и наплевать бы чего там янки заносят в потери, чего нет, мир то знает правду
  10. +4
    25 сентября 2018 17:12
    На поверхности еще не знали, что в этом месте у “В. Вирджинии” начисто отсутствовал левый борт. Там, где должен был находиться некогда мощнейший из американских ликоров Тихоокеанского флота, оказалась зияющая пустота: японские торпеды буквально“выпотрошили” линкор.

    ЕМНИП, "ВиВи" просто не повезло - она оказалась на пути группы японских торпедоносцев, целью которой должны были стать авианосцы. Экипажам этих машин было строго запрещено атаковать любые цели, кроме АВ: под брюхом у их "кейтов" висели торпеды с малой глубиной хода (считалось, что для атаки АВ нужно выставлять глубину хода 2-3 метра, а вот ЛК уже нужно было бить под ПТЗ). Но АВ в гавани всё-таки не оказалось - и у "противоавианосной" группы, похоже, сдали нервы - она смешала строй с "противолинкорной" группой и ринулась тратить торпеды на "линкорный ряд". Поскольку в исходный план такое расточительство не входило, то никакого целераспределения заранее произведено не было. И большая часть торпед "противоавианосной" группы ушла в "ВиВи".
  11. +5
    25 сентября 2018 18:27
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Сейчас вспомнил великолепный исторический анекдот от англичан (при всех их недостатках чувство юмора у них отличное).
    В ПМВ ходило у них в числе многочисленных прочих два тральщика "Зулус" и "Нубиец" (ЕМНИП переделка из гражданских судов, или проект на их основе, не помню), но суть в том, что были они однотипными. Оба сильно пострадали на минах - одному оторвало нос, второму - корму. Восстанавливать корабли англичане не стали, а попросту соединили уцелевший нос одного с кормой другого. Получившийся корабль назвали "Зубиец" laughing

    Вообще-то не тральщики , а эсминцы типа Трайбл. Примеры похожего восстановления из нашего флота - эсминец Сторожевой пр. 7у, восстановленный с приваркой носовой оконечности эсминца пр. 30 с двухорудийной носовой остановкой, и крейсер Молотов с приваренной оконечностью от крейсера Фрунзе пр.68.
    1. +1
      25 сентября 2018 19:20
      Цитата: Гончар
      Вообще-то не тральщики , а эсминцы типа Трайбл

      Да, точно, память подводит, увы.
      1. 0
        25 сентября 2018 19:54
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Да, точно, память подводит, увы.

        Андрей Николаевич, батенька, всего то 43.... belay what
  12. +2
    25 сентября 2018 18:43
    Ну да, статье плюс. Автор хоть и Капцов, но у Олега получилось вполне нормально описать то, что он хотел.Читается вполне интересно Есть пара мелких косяков,но покажите мне идеальную бабу lol
    1. +10
      25 сентября 2018 19:21
      Цитата: рюрикович
      но покажите мне идеальную бабу

      Блондинка 90-60-90, немая, владелица винно-водочного магазина? laughing
      1. +2
        25 сентября 2018 19:52
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Блондинка 90-60-90, немая, владелица винно-водочного магазина?

        good drinks Если бы так.... winked
        Но реальность намного приземленнее recourse :
        если при деньгах и на всё согласна,то страшная;
        если 90-60-90,то не немая и без денег не подходи;
        если владелица бизнеса ,90-60-90, то ей надо, что бы до колена был...
        если немая и красивая,то без винно-водочного...
        Везде подвох laughing
        Потому ,как в жизни остаётся об идеале только мечтать(тем и сладостны мечты),то на ВО вряд ли увидите статью Олега без слова "баттлшип" wink bully hi
  13. +5
    25 сентября 2018 19:49
    Стати, пример подобного восстановления "из-за престижа" - проект 30БВ. Эсминцы проекта 30бис Беспощадный и Солидный, бывшие в аренде у Египта, были возвращены СССР в совершенно убитом виде и с претензиями на плохое состояние при получении. Адм. Горшков лично приказал провести восстановительный ремонт "Чтобы как с иголочки", что и было выполнено в кратчайшие сроки на Севморзавдоде ок. 1980г..
  14. +1
    26 сентября 2018 01:03
    "Четыре из шести линкоров, получивших повреждения во время атаки на Перл-Харбор, были введены в строй уже в первой половине 1942 года"/////
    -----
    Поразительна скорость восстановления 4-х сильно поврежденных огромных кораблей.
    И ведь они успели отомстить за себя: в 1944 приняли участие в морских сражениях с японцами и записали себе в счет утопленные японские корабли.
    1. +2
      26 сентября 2018 01:22
      Они не были сильно повреждены
    2. 0
      26 сентября 2018 21:11
      Из 8 линкоров, находившихся в Перл-Харборе, 2 погибло и не восстанавливалось. 3 было повреждено тяжело, из них 1 вошел в строй после ремонта к лету 1943г и 2 в течении 1944г. 3 линкора было повреждено незначительно (не роковые для них попадания 2-3 авиабомб), вошли в строй после ремонта с одновременным усилением зенитного вооружения весной 1942г. Автор чуть попутал.
      1. 0
        27 сентября 2018 00:57
        Автор ничего не попутал
        Четыре из шести линкоров, получивших повреждения во время атаки на Перл-Харбор, были введены в строй уже в первой половине 1942 года

        Речь идет о Лк
        Теннеси
        Пенсильвания
        Мэрилэнд
        Невада

        Калифорния возвращена в строй в январе 1944
        Тяжело повоежденная Калифорния -в июле 1944

        оклахома и Аризона - безвозвратные потери
        1. Комментарий был удален.
        2. +1
          27 сентября 2018 11:32
          Если подробно и с датами, то:
          Цитата: Santa Fe
          Теннеси

          Ремонт закончен 26 февраля 1942 года. Судя по всему, янки очень торопились выпихнуть ЛК из ремонта - потому что уже в августе 1942 г. его опять поставили в док на модернизацию (до мая 1943 г.)
          Цитата: Santa Fe
          Пенсильвания

          Ремонт закончен 30 марта 1942 года. И тут янки очень торопились - в октябре 1942 г. ЛК опять поставили в док на модернизацию (до февраля 1943 г.)
          Цитата: Santa Fe
          Мэрилэнд

          Ремонт закончен 26 февраля 1942 года.
          Цитата: Santa Fe
          Невада

          Ремонт, совмещённый с модернизаций, закончен в октябре 1942 года. То есть, во второй половине 1942.

          Кстати, пишут, что уход старых тихоокеанских ЛК на модернизацию аккурат в разгар кампании на Гудалканале был связан с тем, что у флота просто не было достаточного числа танкеров для снабжения всех сил, действующих у Соломоновых островов. И янки решили совместить полезное с полезным - убрать лишние корабли, снабжать которые было всё равно невозможно, и модернизировать их для будущих боёв.
  15. 0
    26 сентября 2018 10:34
    «В открытом море при имеющемся у японцев наряде сил (по одной эскадрилье торпедоносцев на каждый линкор) было бы невозможно нанести подобные повреждения активно маневрирующему кораблю с действующей ПВО.»

    А что автор скажет на гибель ЛК «Принц Уэльский» и ЛКр «Рипалс» 10 декабря 1941 года в открытом море. Оба активно маневрировали и поддерживали друг друга ПВО?
    1. 0
      27 сентября 2018 01:53
      И как, справились одной эскадрильей?
  16. 0
    26 сентября 2018 14:02
    Интересная статья, особенно про аварию "Белкнапа", не только наши моряки аварии терпели, штатники тоже такие же разгильдяи. Я хоть не большой специалист во флотских делах, но есть вопрос:оба корабля стояли в одном сухом доке вместе с ЛК “Пенсильвания”. Попавшая в “Доунс” авиабомба отозвалась гулким эхом детонации торпедных зарядов. Взрыв боекомплекта привел к воспламенению топлива и мощному пожару, охватившему останки эсминца(с). Разве в корабли становятся в док не разоружёнными и не разгруженными от топлива? request И ещё одно небольшое замечание :гроза и олицетворение мощи Тихоокеанского флота, USS West Virginia (BB-48) . Название корабля переводится как "Западная Виргиния", что соответствует названию штата, поэтому употребление в статье названия : подъем останков “В. Вирджинии” (с) не соответствует названию ЛК, а в остальном, как говориться "примите уверения в совершеннейшем почтении" hi
    1. +2
      26 сентября 2018 18:48
      Цитата: Кэптен45
      Разве в корабли становятся в док не разоружёнными и не разгруженными от топлива?

      Вы не поверите, но ЭМ стояли в доке с боеприпасами и топливом. Причём на Downes, судя по официальному "Отчёту о повреждениях", в торпедных аппаратах находились торпеды.
      The torpedo warheads in the starboard tube of the Downes were set off and blew out the main deck and starboard side of the vessel in that area. This caused some damage to boilers and engines. A serious oil fire followed the explosion and caused extensive damage to the hull of both vessels. Fragments and explosions have caused over 200 holes in the hull of the Cassin and probably well over 400 in the hull of the Downes.
      © Damage report USS Cassin, USS Downes Enclosure C to CINCPAC action report Serial 0479 February 15, 1942

      На стоявшей в том же доке "Пенсильвании" на утро 7 декабря 1941 даже было организовано дежурство расчётов ПВО, согласно объявленному уровню боеготовности в базе: ЕМНИП, четверть ЗПУ имели полные расчёты, расчёты остальных ЗПУ и зенитной артиллерии среднего калибра находились на борту ЛК.
      На ЭМ ситуация была намного хуже: их орудия не имели замков, которые были сданы на модернизацию. Остались только ЗПУ, которые были быстро подняты из оружеек, установлены на места, укомплектованы расчётами - и открыли огонь.
  17. -1
    29 сентября 2018 13:07
    Черноморский флот станет первым крупным флотом РФ, не имеющим собственного надводного корабля I ранга. ... по факту на Балтике уже ничего нет. 956-ые эсминцы там давно трупы...как впрочем и везде...и да здравствует Путин !!!
  18. 0
    30 сентября 2018 17:35
    "Танк остается на балансе, пока сохраняется табличка с серийным номером".
  19. 0
    30 ноября 2018 20:47
    ПД-50 надо поднять.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»