Леопард на минном поле: Бронетехника нового поколения

Леопард на минном поле: Бронетехника нового поколенияСамый безопасный тест-драйв
Журналисты, проводившие тест-драйв Ocelot в апреле этого года, в один голос утверждают, что освоиться в кабине броневичка им было несложно. Сиденья расположены как в обычном британском автомобиле: справа водитель, слева командир машины.


Оцелот, или Leopardus Pardalis, – это хищник семейства кошачьих, обитающий в Латинской Америке. Из-за интенсивной охоты в середине прошлого века оцелот стал редким животным. Его тезка, бронированный автомобиль Ocelot, разрабатываемый по заказу британской армии, напротив, обещает стать самым массовым военным вездеходом, отправив на пенсию знаменитый Humvee.

В Афганистане войска НАТО встретились с той же проблемой, которую не смог решить в свое время наш Ограниченный контингент. Самым распространенным и опасным видом боевых операций стали не штурмы укреп---районов и баз подготовки мятежников, а элементарное снабжение боеприпасами и продовольствием разбросанных по всей стране гарнизонов, да и любое перемещение по дорогам. Классическая война с линией фронта и хитроумными тактическими маневрами ушла в прошлое – враг стал практически невидим, отлично оснащен технически и крайне изощрен. И оказалось, что старый добрый М1114 Humvee и его британский коллега Land Rover Snatch к этому совершенно не готовы.


При отличной проходимости и достаточной огневой мощи герои голливудских блокбастеров стали легкой мишенью для фугасов – главного оружия мятежников. Самодельные взрывные устройства, нашпигованные металлом, плющат Humvee и Snatch, как консервные банки. Даже не очень мощные подрывы надолго выводят их из строя, вырывая с мясом незащищенную подвеску. Дополнительное бронирование легких машин повышает их живучесть. Одетый в «бронежилет» Humvee держит удар калибра 7.62, осколки 155-мм артиллерийского снаряда, подрыв 5,5 кг тротила под передней осью и около 2 кг – под задней. Но плоское днище, принимающее на себя всю мощь взрывной волны, сводит на нет все усилия.

Конечно, у войск коалиции есть на вооружении настоящие крепости на колесах – Cougar, Mastiff, Ridgeback и непробиваемый монстр Buffalo, без проблем глотающий фугасы и выстрелы из гранатомета. Но опыт показывает, что удел тяжелых аппаратов с противоминной защитой MRAP – сопровождение колонн, огневая и техническая поддержка. Военные инженеры и снабженцы от них в восторге, а вот морпехи и бойцы спецназа, вступающие с противником в непосредственный огневой контакт, морщатся – в горах и на бездорожье стальные динозавры практически бесполезны.

Леопард на минном поле: Бронетехника нового поколения


Контузия бесплатно

Именно по этим причинам Пентагон и минобороны Британии приняли решение о полной замене пенсионеров Humvee и Snatch на машины нового поколения. Задача это непростая – проверенная практика модернизации серийных промышленных шасси с учетом запросов военных здесь не годится. А ведь сейчас так производится вся боевая техника с противоминной защитой, включая шестиколесные Buffalo. Компания Force Protrection закупает голые шасси от тягачей Mack и одевает их в кольчугу MRAP из слоеного израильского бронелиста, после чего на корпус навешиваются фальшборта и устанавливается штатное вооружение. Органы управления и внутренний вид кабины водителя Buffalo покажутся родными любому дальнобойщику – это чистый Mack от баранки до поликов. Получается относительно дешево и очень сердито. По такой же схеме Navistar превращает безобидный тяжеловоз International 7400 в грозный MaxxPro. Но Humvee и Snatch – другое дело.

К корпусам машин легчайшей весовой категории нельзя адаптировать основу системы обвеса MRAP или мощный бронированный V-образный отражатель. Подготовка Humvee и Snatch к повседневной боевой работе обходится почти в $ 100 000 за экземпляр, но и после этого они остаются фактически одноразовыми. Первый же «пойманный» на дороге фугас выводит их из строя на несколько недель. Слава богу, если при этом экипаж не пополняет списки невозвратных потерь. Тяжелые контузии и травмы позвоночника не в счет – они входят в дежурное меню по умолчанию. И если железа не жалко, то бойцы элитных подразделений – это штучный товар.

Новая война требует нового транспортного средства. Министерство обороны Великобритании планирует уже в 2011 году списать 400 машин Snatch и Snatch Vixen. На тендер, объявленный в 2009 году, откликнулось более десятка компаний, но до финиша дошли только два проекта – SРV400 компании Supacat и Ocelot, разработанный командой специалистов из Force Protection Europe и Ricardo. Конструкция последнего претендента настолько оригинальна, что заслуживает подробного рассказа.

Основные требования военных – это проходимость на уровне М1114 Humvee, снаряженная масса порядка 7–8 т и противоминная защита экипажа на уровне более тяжелого Cougar. Машина должна сохранять целостность десантного отсека при взрыве 14 кг тротила под любой из осей. Масса – ключевой фактор, она прямо влияет на уровень возникающих перегрузок. Например, шеститонные бронированные Humvee на таких зарядах подлетают на 3–5 м. Еще один фактор – форма днища, влияющая на распределение взрывной волны. Она должна быть V-образной. Клиновидное днище отводит облако раскаленных газов и поражающих элементов в сторону от корпуса. Первыми до такого крайне эффективного решения додумались южноафриканские конструкторы еще в середине 1970-х.

В борьбе за контракт на £100 млн (200 бронемашин) специалисты Force Protection обратились к британской компании Ricardo, инженеры которой давно славятся нестандартным подходом к решению сложнейших задач. В 2008 году была создана специальная группа Team Ocelot, в которую вошли не только эксперты из бывших военных, прошедших Афган и Ирак, но и знаменитости автоспорта – бывший главный инженер раллийной команды Mitsubishi WRC Роланд Джекоб-Ллойд и гуру в области композитов Майкл Кахлан, в прошлом – главный конструктор болидов F1 McLaren. Кроме того, в разработке подвески Ocelot принимали участие профессионалы, прошедшие школу BMW и Jaguar. Работали в столь напряженном темпе, что первый прототип Ocelot был представлен заказчикам уже в сентябре 2009 года. Причем машина создавалась буквально с чистого листа – в основу проекта легла инновационная идея Грэма Рамбола, руководителя проекта со стороны Ricardo.

Леопард на минном поле: Бронетехника нового поколения

Телескопическая травмобезопасная рулевая колонка расположена на обычном месте. Между компенсирующими креслами с четырехточечными ремнями безопасности торчит «кочерга» селектора автоматической трансмиссии. Блокировка колес включается принудительно кнопкой, расположенной на панели лабиринта коробки. Рычаг ручника – справа от водителя, там, где в гражданских машинах располагается кнопка открытия бензобака или багажника.

В бой на скейтборде

Рамбол предложил использовать несущее шасси типа «скейтборд». Черновик такой концепции был создан в середине 1990-х годов шведской компанией SKF по заказу General Motors. Суть «скейтборда» – размещение силовой установки, вспомогательных агрегатов, подвески и топливного бака внутри плоской платформы, на которую можно водрузить кузов произвольной конфигурации. «Скейтборд», разработанный для будущего Ocelot, представляет собой компактный V-образный корпус из многослойного бронелиста, внутри которого располагаются двигатель, трансмиссия, элементы системы рулевого управления, дифференциалы, топливный бак и элементы крепления независимой подвески. Снаружи скейтборда видны лишь мощные А-образные рычаги с продольными торсионными балками и демпфирующие пружинные стойки. Ну и, разумеется, огромные зубастые колеса.

Верхняя часть этого желоба открыта и оснащена шестью простыми шарнирами, похожими на обычные дверные петли. Четыре боковых предназначены для крепления корпуса с кабиной и десантным отсеком, а два передних – для откидывающегося бронированного капота, под которым спрятаны движок и коробка. Такая компоновка шасси обеспечивает максимальную безопасность экипажа. И дело не только в отражателе – композитный сэндвич корпуса полностью изолирует десант от смертельно опасных обломков силовой установки, образующихся в результате взрыва.

Несущий «скейтборд» – самая тяжелая часть Ocelot, а значит, центр тяжести машины находится максимально низко над грунтом. По словам Роланда Джекоба-Ллойда, ходовые качества и невероятная устойчивость Ocelot при маневрах очень близки к спортивному раллийному болиду. Оригинальное продольное расположение торсионов обеспечивает полностью независимой подвеске Ocelot колоссальный ход отбоя. Четыре управляемых колеса выводят маневренность автомобиля на новый уровень.

Неубиваемое шасси типа «скейт-борд» – это еще не весь Ocelot. Не менее интересен его быстросъемный и невероятно жесткий композитный корпус. На внешней поверхности имеются точки крепления дополнительных броневых листов, с которыми машине не страшны РПГ-7 и крупнокалиберный пулемет. Внутри корпуса – три отсека, разделенные вертикальными перегородками. В переднем находятся кабина с органами управления и два места для экипажа, в среднем – четыре сиденья для десанта, в кормовом – полки для крепления противоминной радиоэлектронной аппаратуры и большая распахивающаяся дверь. У командира машины – отдельная дверь и верхний люк, а два люка наверху десантного отсека предназначены для ведения огня.

Корпус имеет идеально ровный пол, а автоматически складывающиеся сиденья крепятся к боковой стенке или потолку. Группа Ocelot попробовала в деле как минимум три вида специальных компенсирующих противоминных сидений. Наиболее вероятно, что в будущей серийной машине появятся кресла или даже скамейки типа ShockRide американской компании ArmorWorks с четырехточечными ремнями безопасности и компенсирующим ковриком, при подрыве предотвращающим травмы стоп.

Леопард на минном поле: Бронетехника нового поколения


Прощай, старый добрый Humvee
Humvee, боевая машина американской армии, за 25 лет верной службы ставшая культовой не только там, где носят хаки, но и на гражданке, уходит в историю. Последний заказ на Humvee объемом 2620 единиц уже размещен на заводе корпорации AM General в городке Мишоуэка. После того как замыкающий броневик покинет ворота завода, на нем начнут производство инвалидных колясок и, возможно, гражданского собрата старичка Humvee – внедорожника Hummer 2. В военном бюджете 2011 года на новые Humvee денег уже не будет, а вот заказы на запасные части иссякнут еще не скоро


Айболит для оцелота

Кроме стандартной шестиместной патрульной версии корпуса Team Ocelot разработала двухместную грузовую и боевую версию 2+2 с открытым верхом. Чтобы превратить патрульную машину, например, в санитарный грузовичок, достаточно разблокировать шарниры креплений, вынув из них «пальцы», и поменять корпуса местами. Все манипуляции производят за час при помощи стандартного оборудования парка боевых машин. Ремонт и обслуживание силовой установки проводятся при наклоне корпуса и капота. Правда, тут требуется помощь другой машины. Грэм Рамбол утверждает, что полная замена силовой установки силами экипажа занимает не более получаса.

То же можно сказать о подвеске Ocelot. Изначально все ее элементы выполнены взаимозаменяемыми – передние и задние пружинные стойки, рычаги, торсионы и даже полуоси приводов можно менять местами. При изменении боевой обстановки на Ocelot можно навесить до 2,5 т дополнительной брони различной конфигурации или легкие фальшборта. Тяговитая рядная шестерка Steyr объемом 3,2 л простит это экипажу, лишь слегка подсев в отклике на нажатие педали акселератора.

При всей своей внешней брутальности и габаритности Ocelot лишь немного крупнее Snatch. Уровень его огневой мощи тоже соответствует предшественникам. На него можно навьючить стандартный модуль WMIK с крупнокалиберным пулеметом и автоматическим гранатометом или комплексный огневой модуль с дистанционным управлением RWS, которым стрелок руководит при помощи джойстика и телекамер с приборами ночного видения. При этом в радиусе 2 км от машины противнику придется вжиматься в землю, чтобы остаться живым.

Суммируя, можно сказать, что Force Protection Europe и Ricardo удалось создать машину совершенно новой архитектуры, наголову превосходящую эталонный М1114 Humvee по уровню защиты экипажа и живучести. Будет ли она принята на вооружение, пока неизвестно. Но без сомнения, этот «скейтборд» поедет очень далеко в будущее. И не обязательно как основа для боевой машины – буквально одновременно с появлением Ocelot американская компания Trexa представила «гражданское» плоское модульное шасси с электрической силовой установкой по очень сладкой цене.
Автор: Владимир Санников
Первоисточник: http://www.popmech.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.popmech.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня