Рассказы об оружии. Бронированный морской охотник проекта 194

56
Скажете, что тут уникального, в проекте охотника за подводными лодками, выпущенного хорошей серией и не представлявшего из себя ничего особенного? Корабль как корабль.





А вот и нет.

Чтобы не «держать интригу», сразу скажу, чего в корабле уникального.

1. БМО проекта 194 был спроектирован женщиной.
2. Корабли строились в блокадном Ленинграде под ее руководством.
3. Проект оказался более чем хорош, что доказано боевыми действиями.

А теперь пойдем по порядку.

Начать, наверное, стоит с разрушения одного старого морского постулата, который гласит, что женщина на корабле к несчастью. Может, оно и так, но в любом деле, даже в морском, бывают исключения.

Знакомьтесь, Александра Николаевна Донченко (1910—1983).

Рассказы об оружии. Бронированный морской охотник проекта 194


Инженер-капитан 1 ранга, руководитель группы проектировщиков военных кораблей и подводных лодок. Кандидат технических наук. Единственная в СССР женщина, окончившая военно-морскую академию.

Наверное, это много значит: родиться в семье корабела, да еще и в Николаеве. Имея деда, отца и старшего брата инженеров-строителей кораблей, другой путь придумать сложно. Так и вышло. Александра Николаевна закончила Николаевский кораблестроительный институт и занялась работой над постройкой подводных лодок.

В академию Донченко попала после того, как, получая благодарность от Наркома Климента Ворошилова, обратилась к нему с личной просьбой о поступлении в Военно-морскую академию.

Всем известный палач и сталинский подлиза Ворошилов, который, по уверениям многих «историков», ничего для страны не сделал, в этот раз откровенно сплоховал. И вместо того, чтобы как положено, сгноить талантливую кораблестроительницу в застенках, не просто помог с разрешением, но и обратил внимание умных людей на молодого специалиста.

Умные люди – это А. Н. Крылов, Ю. А. Шиманский и П. Ф. Папкович. Вообще, достаточно Алексея Николаевича Крылова, светоча кораблестроения. Но Папкович и Шиманский – Имена с большой буквы. Именно им Донченко обязана тем, что ее несомненный талант заиграл всеми красками.

Но пришел 1941 год. Началась Великая Отечественная война. А дальше самая печальная страница в истории Ленинграда – блокада.

Летом 1942 года командование Краснознаменным Балтийским флотом ставит перед судостроителями города задачу — в минимально возможный срок создать быстроходный, хорошо вооруженный бронированный катер, способный действовать против подводных лодок противника, участвовать в высадке десантов и в конвоировании кораблей.

Такой корабль, в принципе, был. Морской охотник МО-4. Однако практика показала, что кораблику не хватает защищенности, деревянные охотники становились легкой добычей самолетов, вооруженных пулеметами.

Учитывая, в каком положении оказался запертый в Финском заливе флот, таких кораблей нужно было много. Не секрет, что крупным кораблям выход в море был прегражден огромными минными полями, которые ставили все, кто мог: финны, Кригсмарине, Люфтваффе.

Между тем, повторюсь, на дворе 1942 год. Проектировать и тем более, строить корабль в условиях нехватки всего – это рискованная задача.

Не хватает металла, не хватает оборудования, не хватает людей, не хватает энергии. И, тем не менее, задача была выполнена. Проект бронированного морского охотника (БМО) был разработан всего за 15 дней группой конструкторов под руководством Донченко.

И тут героизм не только в сердцах, но и в головах.

Не хватает квалифицированных рабочих кадров и электроэнергии? Ничего, корабль спроектировали с упрощенными прямолинейными обводами, максимально упростив всю конструкцию. Заодно исключив горячую гибку металла, которую в осажденном Ленинграде было просто невозможно осуществить.

Не хватало станков? Представители горкома партии ходили по заводам, собирая нужное оборудование.

Корпус охотника был разбит на три блока и выполнялся сварным. На его среднюю (бронированную) часть и боевую рубку пошли броневые листы, предназначенные для легких танков. То есть толщина брони составляла от 8 до 12 миллиметров, но это было лучше, чем ничего.

Спуск головного корабля на воду состоялся 5 ноября 1942 года при 95% готовности.

Ходовые испытания БМО проходили в Финском заливе в конце ноября 1942 года. Однако залив так забило льдом, что программу государственных испытаний до конца 1942 года завершить не удалось, заканчивали весной следующего года.

Так что боевой путь корабли серии БМО начали в 1943 году.



Охотник оказался весьма универсальным и полезным кораблем. Корабли гонялись за подводными лодками противника, встречали и провожали свои субмарины, ставили мины, тралили мины противника, высаживали и поддерживали десанты.

В общем, фактически всю войну на воде на Балтике вели катера, малые корабли и подводные лодки.



Для меня навсегда останется секретом, как за 1943-45 годы в условиях блокады, ленинградцы построили (внимание!) 66 (ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ) кораблей. Да, часть была спущена на воду в 1945-м году, после снятия блокады. Тем не менее, вот вам еще один подвиг людей, который сложно осмыслить, не то что представить.

Я, честно признаюсь, как-то не очень могу. Неотапливаемые и плохо освещённые цеха, в которых падающие от голода люди собирают корабли. Боевые корабли, которые потом выходят в море и воюют с врагом.

А ведь с кораблями, как и с самолетами, есть нюансы. Они, в отличие от танков и прочей наземной техники, должны действовать в иной среде. Ошибки зачастую бывают смертельными.



Тем не менее, корабль получился. Из 66-ти охотников (да, участие в войне приняли не все) во время войны погибло 9. Причем львиную долю БМО мы потеряли при тралении минных заграждений и проводке через минные поля.

На минах было потеряно 6 кораблей.

Два погибли от артиллерийского огня противника при высадке десанта 14.02.1944 г. в районе Мерекюла.

Один корабль (БМО-524 «Балтиец») обеспечивал траление в Нарвском заливе 4 августа 1944 года, был атакован 24 Ю-87 и 8 ФВ-190. Экипажем был сбит (достоверно подтверждено) 1 самолет Ю-87, но корабль от разрывов бомб получил значительные повреждения и затонул.

Теперь пройдемся по кораблю.

ТТХ БМО проекта 194



Водоизмещение – 55,2 т.

Длина – 24,8 м.
Ширина – 4,2 м.
Осадка – 1,6 м.

Двигатели: два бензиновых двигателя «Паккард», мощностью 2400 л.с., бензиновый двигатель «ЗиС-5», мощностью 68 л.с.



Скорость полная – 26 узлов.

Дальность плавания – 1330 миль.

Экипаж – 22 чел.

Вооружение:
45-мм пушка 21КМ — шт;
37-мм зенитная пушка 70-К – 1 шт;
12,7-мм спаренные пулеметы ДШК- 2 шт;

Два бомбосбрасывателя, 16 глубинных бомб «ББ-1» или 10 мин заграждения типа «КБ»
Шумопеленгаторы типов «Цефей» или «Тамир», гидролокатор «Дракон».

























Бронирование:
борт в районе моторного отделения — 10 мм;
палуба над моторным отделением — 8 мм; стенка рубки — 12 мм;
крыша рубки — 8 мм.









Рубка изнутри:












Не очень получилось, но это трубка связи с машинным отделением. Орало, так сказать.






Интересная конструкция, да? На самом деле (не знаю, как это называется на морском сленге) это для сигнальных флажков. Которые на мачте подымают.


Люк на крышу рубки. Там репитер компаса и вторая пулеметная установка.


Люк в машинное отделение. Фонаря не было, потому не полезли.

За создание и постройку кораблей проекта 194 Александра Николаевна Донченко была награждена орденом Красной Звезды. Боевой орден за боевой корабль – думаю, справедливо. Хотя если учесть, в каких условиях все происходило, то и орден Красного Знамени вполне бы подошел.

Ну и медаль «За оборону Ленинграда».

Негусто, конечно, но инженер-капитан 1 ранга Донченко, не думаю, что была в претензиях. В то время не за награды люди работали. После войны она принимала участие во многих проектах. Пиком ее работы стало участие в создании атомной подводной лодки К-27 в качестве главного наблюдающего специалиста.



Ушла от нас Александра Николаевна еще в 1983 году.

Но вот в музее военной техники УГМК в Верхней Пышме стоит полноразмерный прекрасно созданный макет БМО проекта 194. Прекрасно, что он есть, потому что пусть и макет, пусть на Урале, но это в первую очередь великолепный памятник и замечательной женщине-корабелу Александре Николаевне Донченко, и кораблестроителям блокадного Ленинграда.



Вот как, скажите, не любить после этого походы в музей? Зачастую за каждым экспонатом – история. И непростая.
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    29 сентября 2018 05:41
    Огромное спасибо!
    Читается на одном дыхании.....
    Малехо поерничую!
    Начать, наверное, стоит с разрушения одного старого морского постулата, который гласит, что женщина на корабле к несчастью.

    Все верно "небритые крабы адмирала Денца" думаю не раз и не два проклинали этот кораблик начертаный женскими руками!!!
    С уважением, Влад Котище!
    1. +11
      29 сентября 2018 10:23
      Цитата: Котище
      Огромное спасибо!
      Читается на одном дыхании.....


      Спасибо вам, что интересуетесь.
      Писалось, кстати, тоже на одном дыхании, потому что когда сам ознакомился с историей кораблика - мягко говоря, обалдел.
    2. 0
      1 октября 2018 19:17
      Цитата: Котище
      Все верно "небритые крабы адмирала Денца" думаю не раз и не два проклинали этот кораблик начертаный женскими руками!!!

      Скорее уж его проклинали "птенцы Геринга". Которым вместо деревянного МО-4 (максимум - пара небольших листов противопульной брони на мостике и у бензобаков) русские подсунули стальной охотник с бронёй 8-12 мм. Да ещё и с МЗА 70-К вместо традиционных полуавтоматов 21-К или КМ. smile
      А вот с охотой на ПЛ у БМО как-то не срослось - целей практически не было.
  2. +8
    29 сентября 2018 06:00
    Большое спасибо за труды по воссозданию реальной истории и исторической памяти!
    1. +6
      29 сентября 2018 10:24
      Рады стараться! Служим отечественной военной истории!
  3. +17
    29 сентября 2018 07:33
    Присоединяюсь к положительным комментариям. Большое спасибо.
    Добавлю. Был второй вариант вооружения охотника. Вместо 45-мм ставили еще одну установку спаренной ДШК.
    Список 10 погибших охотников.
    БМО - 318 21.06.43 г. 30.10.43 г. во время обеспечения тральных работ на банке Намен, вышел с протраленной полосы и подорвался на мине.
    БМО - 503 30.06.43 г. 4.07.44 г. при высадке десанта га острова Выборгского залива подорвался на мине и затонул.
    БМО - 506 30.07.43 г. 1.07.44 г. при высадке десанта на о. Тейкарсари подорвался на двух минах и затонул.
    БМО - 510 18.09.43 г. 14.02.44 г. при высадке десанта в р-не Мерекюла повреждён артиллерией и затонул.
    БМО - 511 28.09.43 г. 14.02.44 г. при высадке десанта в р-не Мерекюла повреждён артиллерией и затонул.
    БМО - 512 15.10.43 г. 17.10.44 г. при переходе в Таллин подорвался на мине и затонул
    БМО - 517 30.11.43 г. 9.06.44 г. обеспечивал тральные работы в р-не о. Вигрунд, подорвался на мине.
    БМО - 522 14.06.44 г. носил имя собственное "Чкаловский пионер". 6.08.44 г. подорвался на мине в Нарвском заливе и затонул.
    БМО - 524 14.06.44 г. носил имя собственное "Балтиец". 4.08.44 г. в Нарвском заливе атакован 24 "Ю-87" и 8 "ФВ-190" и потоплен.
    БМО - 527 31.07.44 г. носил имя собственное "Томбовский осоавиахимовец". 22.09.44 г. в Нарвском заливе подорвался на мине и затонул.
    Заинтересовали вертикально стоящие "бомбы" на бомбосбрасывателе. Оказалось, что это не бомбы, а дымовые шашки.

    1. +6
      29 сентября 2018 07:51
      Виноват, невнимательно прочитал.
      БМО - 517 9.06.44 г. обеспечивал тральные работы в р-не о. Вигрунд, подорвался на мине.

      Указано, что подорвался, но затонувшим не считается.
      1. +3
        29 сентября 2018 10:18
        Значит, все-таки девять)))
  4. +3
    29 сентября 2018 08:21
    Двигатели Паккард на советских катерах ВОВ - несомненная польза ленд-лиза!
  5. +12
    29 сентября 2018 09:43
    Ни в коей мере не преуменьшая заслуги Александры Николаевны Донченко в создании бронированного малого охотника, стоит все же отметить, что спроектировала его не она. Проект всего лишь за пятнадцать дней был выполнен группой конструкторов Адмиралтейского завода под руководством Ю. Деревянко и В. Мудрова. А наблюдение за проектированием и постройкой катера было поручено Александре Николаевне, причем и в процессе проектирования, и в процессе постройки она принимала самое активное участие.
    Ей часто приходилось самой обходить многие ленинградские предприятия и отбирать вместе с их военпредами необходимое оборудование. Городской транспорт из за артобстрелов и бомбежек работал нерегулярно, и путь только в один конец города нередко занимал 5—б часов.
    И не смотря на голод, холод, обстрелы, бомбежки и нехватку буквально всего и всех, головной корабль построили за два месяца.
    1. +3
      29 сентября 2018 10:22
      Цитата: Curious
      стоит все же отметить, что спроектировала его не она.


      Ну конечно, не в одиночку. Просто хотел подчеркнуть этот момент, не более того. Согласитесь, все-таки ситуация неординарная.
      1. +13
        29 сентября 2018 11:28
        Вне всякого сомнения. Более того, информации о таких людях на сайте мало. Ведь Донченко - не единственная женщина - кораблестроитель блокадного Ленинграда. Строительством рейдовых тральщиков проекта 253Л на Средненевском судостроительном заводе руководила инженер-строитель этого завода Мария Петровна Ре́мпель, известный советский инженер - судостроитель, лауреат Сталинской премии второй степени за разработку проекта и коренное усовершенствование технологии производства корабля.
  6. +9
    29 сентября 2018 09:51
    Рассказы об оружии. Бронированный морской охотник проекта 194

    Статья отличная, наконец то ВО возвращается к основной тематике.Но есть одно замечание: "МО" расшифровывается, как "Малый Охотник", малый,а не "морской", потому-что ни "речных", ни "озёрных" в природе не существует, в реках и озёрах подводных лодок не водится, соответственно и охотиться не на кого. hi
  7. +3
    29 сентября 2018 10:01
    Статья хорошая. А почему на иллюстрации присутствует знак качества?
    Данный знак был введён в СССР в 70-х годах, неужели корабль был в составе флота в это время?
    1. +8
      29 сентября 2018 10:20
      Сергей, конечно же нет. Просто этот (ну я не согласен с термином "макет") корабль когда воссоздавали, то компас поставили какой удалось найти. Да, он не аутентичный по времени выпуска, но именно такие и стояли в 40-е.
      1. +3
        29 сентября 2018 12:56
        Ясно. Для большей аутентичности шильдик стоило оторвать, а то у молодёжи будет путаница в головах.
        1. +3
          30 сентября 2018 18:09
          а то молодежь можно подумать знает когда был введен "знак качества" bully
          1. +2
            30 сентября 2018 20:32
            Так вот пусть знает, а то получится, как в документах о т. н. "Катынском деле", где прокуратура РФ в качестве доказательства нашей "вины" представила решение (датированное 1940 годом) политбюро ЦК КПСС о расстреле пленных поляков в 1940 году. (Катынский детектив, Ю.И. Мухин)
    2. +1
      1 октября 2018 19:24
      Цитата: Авиатор_
      Данный знак был введён в СССР в 70-х годах, неужели корабль был в составе флота в это время?

      Так на воссозданном корабле и пулемёты не совсем аутентичные. Судя по пламегасителям - это послевоенные ДШКМ. На ДШК времён войны стояли характерные "парашютики с диском".
  8. +6
    29 сентября 2018 10:50
    Катерок как ни странно но получился знатный! Ещё автор пусть напишет за тральщики ленинградского проекта! 253л по моему! Знаковый кораблик кстати! А они таки и вытянули по факту основную нагрузку по тралению Финского залива и иже с ним! как говаривал дед из деревни, выживший в Таллинском походе, а потом на этих самых тральщиках служивший до 1948 года. Мин было как пампушек в хорошем борще. А после шторма то и вообще как селёдки.
    1. 0
      2 октября 2018 11:21
      Цитата: dgonni
      Ещё автор пусть напишет за тральщики ленинградского проекта! 253л по моему! Знаковый кораблик кстати! А они таки и вытянули по факту основную нагрузку по тралению Финского залива

      Из того что дошло до нашего времени: Мудрак.Б.Ф. "На тральных галсах". Это наверное единственная книга о моряках, служивших, без прикрас на самых опасных участках морской минной войны, войны на мелководье,в базах, на форватерах. К сожалению, об устройстве катеров-тральщиках КМ, 253 253Л сказано маловато.
  9. 0
    29 сентября 2018 18:21
    Роман, спасибо за статью! Остаётся только, в очередной раз посетовать. В Верхней Пышме это есть, а в Питере музей ВМФ доделать не могут.
    1. 0
      29 сентября 2018 19:02
      Что, музей доделали, или это скрытый личный враг? "Лейла, покажи личико!"
      1. -1
        30 сентября 2018 00:33
        Как всегда весьма интересно. Заинтересовался моментом с тремя двигателями и тремя винтами. Нафига там еще и зис-5? Средний винт от него видимо работал, тк отличается от крайних. Это запаска, экономичный ход или малошумный ход для поиска лодок? И заодно как боролись с сопротивлением третьего винта на полном ходу?
        1. jjj
          0
          1 октября 2018 12:13
          Ну, так-то еще "чепок" должен быть. Видимо, роль вспомогательного двигателя и играл от "ЗиСа"
        2. +2
          1 октября 2018 14:48
          Цитата: MooH
          Это запаска, экономичный ход или малошумный ход для поиска лодок?

          Второе и третье. Это двигатель экономического хода и малошумного хода.
          Цитата: MooH
          И заодно как боролись с сопротивлением третьего винта на полном ходу?

          Для малошумного хода на небольшой скорости мы поставили отдельный 80-сильный двигатель, который, гидроакустикам практически не мешал. Однако на полном ходу его неработающий гребной винт создавал бы довольно большое сопротивление, которое «съедало» бы несколько узлов скорости! Пришлось пойти на усложнение конструкции и сделать так, чтобы этот винт мог свободно вращаться под действием набегающего потока.
          © руководитель созданной при заводском КБ проектной группы, ответственный конструктор БМО Алексей Николаевич Тюшкевич
          1. 0
            4 октября 2018 14:55
            Благодарю за исчерпывающий ответ. Плюсик занес.
  10. +2
    29 сентября 2018 19:51
    Цитата: Banshee
    Цитата: Котище
    Огромное спасибо!
    Читается на одном дыхании.....


    Спасибо вам, что интересуетесь.
    Писалось, кстати, тоже на одном дыхании, потому что когда сам ознакомился с историей кораблика - мягко говоря, обалдел.

    Тут есть отчего обалдеть: в блокадном городе в 1942 , когда людям , извините за грубость, жрать нечего , а они спроектировали и построили серию( и большую)катеров!
  11. +3
    29 сентября 2018 20:06
    Цитата: Curious
    Вне всякого сомнения. Более того, информации о таких людях на сайте мало. Ведь Донченко - не единственная женщина - кораблестроитель блокадного Ленинграда. Строительством рейдовых тральщиков проекта 253Л на Средненевском судостроительном заводе руководила инженер-строитель этого завода Мария Петровна Ре́мпель, известный советский инженер - судостроитель, лауреат Сталинской премии второй степени за разработку проекта и коренное усовершенствование технологии производства корабля.

    Спасибо за чёткие дополнения. Сколько раз замечал,что бывают комментарии на уровне хорошей статьи. Так и В. Н.получилось классно дополнить Романа.
  12. +1
    29 сентября 2018 20:30
    Когда-то в газетах , кажется в"Известиях", была статья о МО и там говорилось примерно так: НКВМФ спустил указание спроектировать и построить подобные катера. Было две серии" Балтийская"( Роман рассказал) и т.н" плавучие танки", они и пошли в основную серию.
    Роман, будет хорошо если Вы расскажите подробнее об этих катерах- БК( "бычки" кто-то из стариков так их называл). Где-то недавно мелькала инфа,что БК тоже делились на :" большие" и ,,"малые"
  13. +3
    29 сентября 2018 21:33
    Превосходная статья, спасибо! Особенно рад фотографиям - честно говоря, как-то не задумывался о том, как выглядит БМО изнутри. Теперь - знаю
  14. +5
    29 сентября 2018 21:57
    Адмиралы мечтали о эскадрах линейных кораблей и тяжёлых крейсеров, а война затребовала вот таких "трудяг моря"! Простых, выносливых, с экипажами достойными Геройских Звёзд!
  15. 0
    30 сентября 2018 00:00
    [quoteРоман Скоморохов][/quote],,,Роман,это же не БМО оригинал? ,,,Можно ли дополнять ваши описания в комментариях более детально? ( по каждой Вашей статье можно узнать и найти много интересной информации на сайте "Подвиг народа ") hi
  16. 0
    30 сентября 2018 04:37
    блин, аж тронуло
    спасибо автору
  17. +1
    30 сентября 2018 09:35
    Двигатели: два бензиновых двигателя «Паккард», мощностью 2400 л.с.,

    Интересно, сейчас в РФ есть судовые двигатели подобной мощности?
    1. +1
      1 октября 2018 14:52
      Цитата: Zaurbek
      Интересно, сейчас в РФ есть судовые двигатели подобной мощности?

      Два бывших авиамотора по 1200 л.с. каждый? Сложновато нынче найти такую экзотику. smile
      1. 0
        2 октября 2018 09:12
        А что можно из поршневых?
  18. 0
    30 сентября 2018 12:15
    ....уважение,гордость,благодарность.....
  19. -2
    30 сентября 2018 17:46
    3. Проект оказался более чем хорош, что доказано боевыми действиями.
    К сожалению, каких-либо замечательных побед за этими катерами не было отмечено, максимум - участие в прикрытии десантов.
    1. 0
      30 сентября 2018 18:15
      эти катера трудяги, какие вам нужны замечательные победы? взятие финского броненосца "Вяйнемяйнен" на абордаж?
      1. -3
        30 сентября 2018 19:07
        Кто спорит что трудяги?
        Только вот какое это имеет отношение к "Проект оказался более чем хорош, что доказано боевыми действиями"? Чем хорош? Какими боевыми действиями? Где сбитые ими самолёты, где потопленные ими субмарины? Зачем писать то, чего не было и в помине.
        Проект кроме временем и места своего появления ничем более не отмечен. С тем же успехом можно хвалить многочисленные вооружённые буксиры и прочие плавсредства Чудской, Ладожской, Онежской и Ильменской флотилий.
        1. jjj
          0
          1 октября 2018 12:19
          Сама компоновка кораблика, большие пространства палубы и скромные размеры надстроек, достаточно малая осадка - эти качества очень важны для десантов и обеспечения плацдармов
          1. -1
            1 октября 2018 19:47
            Функция этого кораблика заложена в его названии - МОРСКОЙ ОХОТНИК, а не десантная баржа и не патрульный катер.
            Морские охотники это в первую очередь противолодочные корабли. Всё остальное вторично и третично.
            Действия противолодочных кораблей во время войны, не имеющих каких-либо побед по прямому назначению нельзя считать успешными. Раз говорите - десант, обеспечение десанта, так и относите сей проект не к морским охотникам, а к десантным или эскортным катерам. Кстати, с этой задачей вполне могли бы справиться бронекатера проекта 1124 и 1125.
            Как морские охотники катера этого проекта получились никакие, как просто артиллерийские катера - честь им и хвала.
            Но зачем писать о том, чего не было? Что этим катерам собственной славы и почёта не хватает, чтобы их перехваливать?
            1. +1
              1 октября 2018 19:51
              МАЛЫЙ охотник! Не было ни морских, ни речных, ни озёрных охотников за подводными лодками! Были только МАЛЫЕ и Большие.
        2. +1
          1 октября 2018 14:35
          Цитата: Cannonball
          Только вот какое это имеет отношение к "Проект оказался более чем хорош, что доказано боевыми действиями"? Чем хорош? Какими боевыми действиями? Где сбитые ими самолёты, где потопленные ими субмарины?

          В первую очередь БМО оказался хорош тем, что имел броню и нормальный МЗА. И поэтому мог работать в условиях второй половины войны, когда вместо "Арадо" и "мессеров" над морем появились штурмовые "фокке-вульфы". В отличие от стандартного универсального катера нашего флота - МО-4 - который даже после добронирования и замены одной 45-мм на 20-мм или 25-мм автомат не мог похвастаться ни огневой мощью ПВО, ни живучестью.
          У Кабанова неплохо описано - что творилось на коммуникациях СФ, когда немцы начали массово применять FW-190.
          1. -1
            1 октября 2018 20:24
            Броня 8-12 мм это только от пуль винтовочного калибра, те же германские субмарины на Балтике были вооружены пушками от снарядов которых катерная броня не защищала.

            Зенитное вооружение БМО было не намного сильнее зенитного вооружения МО-4, особенно после перевооружения последних зенитными автоматами.

            По поводу "низкой" живучести почитайте в нете о подвиге СКА-065 (МО-4).
            корпус был разделён на 9 отсеков водонепроницаемыми переборками, что как раз и сказалось на «удачливости» СКА-065, который был прошит чуть ли насквозь, но до зубного скрежета гитлеровцев не собирался тонуть.



            Один из МО-4, добравшийся до базы своим ходом, благодаря высокой живучести внесённой в конструкцию корабля.

            И, опять 25, основное назначение охотников - борьба с подводными лодками. Десант, дозор, ПВО - дополнительные задачи.
            1. 0
              2 октября 2018 11:01
              Цитата: Cannonball
              Броня 8-12 мм это только от пуль винтовочного калибра, те же германские субмарины на Балтике были вооружены пушками от снарядов которых катерная броня не защищала.

              Основной противник БМО - это ИБА противника. 20-мм ОФС + осколки 50-100 кг бомб. От всего этого броня БМО защищала.
              А вот ПЛ противника на Балтике искать надо было очень долго. smile
              Цитата: Cannonball
              Зенитное вооружение БМО было не намного сильнее зенитного вооружения МО-4, особенно после перевооружения последних зенитными автоматами.

              Какими автоматами? По опыту ЧФ, на МО-4 с трудом удалось поставить один "эрликон" - и тут же начались проблемы с остойчивостью (высокая тумба служила своего рода рычагом, который выносил груз тела автомата, щита и БК более чем на метр над палубой). Более-менее успешно удалось поставить на МО-4 только 25-мм автомат, у которого тумбы не было.
              А вот на БМО штатно стоял 37-мм 70-К.
              Цитата: Cannonball
              По поводу "низкой" живучести почитайте в нете о подвиге СКА-065 (МО-4).

              Один случай. В котором ИБА не было - катер и сопровождаемый транспорт атаковали "Юнкерсы".
              А вот что происходило с МО-4, когда они встречались с ИБА противника:
              Из главной базы вышли на помощь МО-124 лейтенанта В. Е. Войцехова и МО-133 старшего лейтенанта П. Т. Явона; в пути их атаковали два «фокке-вульфа» — катер Войцехова получил от крупного осколка бомбы большую пробоину и стал тонуть. Пострадал и МО-133, четверо в его команде были убиты, семеро ранены, в том числе и командир катера. Командование принял на себя его помощник старший лейтенант Л. Г. Чепелкин. Корпус МО-133 был пробит осколками в 40 местах. Войцехов и его команда старались спасти катер; им удалось завести на пробоину пластырь и прекратить поступление воды в корпус. Чепелкин взял катер Войцехова на буксир и отвел в Порт-Владимир, где уже находился мотобот ПМБ-108 со снятой с мотобота ПМБ-86 командой.
          2. 0
            1 октября 2018 23:36
            Наши пилоты в долгу не остались! На севере широко применяли Р-40 для топмачтового бомбометания! И довольно хорошо они потрепали немецки коммуникации в Норвегии!
  20. 0
    30 сентября 2018 18:13
    "Интересная конструкция, да? На самом деле (не знаю, как это называется на морском сленге) это для сигнальных флажков. Которые на мачте подымают." - так и называется - "флаг-бокс" (flagbox) ))) Ну или "флажный ящик")
  21. 0
    30 сентября 2018 22:06
    Всегда нравились такие вот небольшие корабли - охотники, торпедные катера, мониторы.
  22. Комментарий был удален.
  23. +1
    1 октября 2018 16:04
    Есть женщины в русских селениях! И талантище! Низкий поклон и инженерам-конструкторам и строителям-корабелам!
  24. 0
    5 октября 2018 03:19
    Только не "морской охотник" (можно подумать - бывают еще и "речные охотники"!), а "малый охотник".
  25. 0
    9 декабря 2018 18:34
    Обычно мне лень писать коменты к статьям(не только на ВО)....
    Но здесь особый случай.
    Я с огромным удовольствием читаю всё,что публикует т.Скоморохов(Банши).Я очень хорошо помню Его публикации 2014-2015гг. Я живу НА(!) Украине и только из тех публикаций получал реальную инфу о положении дел в Новороссии.Спасибо Роман за Ваш труд! Спасибо за то,что пытаетесь донести ПРАВДУ!
  26. 0
    20 мая 2019 14:13
    Мой дед воевал на таком БМО 528, в наградном листе у него записано "уничтожил 12 вражеских буйков в Нарвском заливе. Участвовал в боевых заданиях: несение дозорной службы 56 суток, обеспечение и сопровождение караванов 13 раз, обеспечение боевого траления 4 раза, поиски ПЛ противника 3 раза. !8 сентября 1944 года обнаружил шум винтов ПЛ противника в районе дозора, точные данные о движении ПЛ противника обеспечили успешное бомбометание в результате чего ПЛ ушла и скрылась из района дозора.
    Отражая атаки самолетов противника подбил один самолет"
    Так что эти Бронированные Малые Охотники делали своё , пусть и не такое заметное, но очень важное для Победы дело.
  27. 0
    26 мая 2020 19:43
    Содержательная статья. Только на последнем фото не БМО пр.194, а МО типа Д-3 (переделывались из торпедных катеров). Внимание на форму рубки и иное расположение вооружения.
  28. 0
    6 марта 2021 16:51
    Спасибо автору! Не знал, что во главе конструкторской бригады проекта 194 стояла женщина. Низкий поклон ей за новые и защищённые боевые корабли, что помогали бить фрицев.