Фатальный гиперзвук! Обеспечит ли Р-37М господство над авиацией НАТО без прямоточной напарницы?

30
Множество дискуссий в российском интернете вызвала новость о грядущем обретении оперативной боевой готовности тяжёлой сверхдальнобойной гиперзвуковой ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М, которая должна стать наиболее «крупным калибром» для завоевания воздушного господства в боекомплектах многофункциональных истребителей 5-го поколения Су-57. Тем не менее, анонсированное генеральным директором АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борисом Обносовым в ходе беседы с журналистами «Интерфакса» поступление опытно-войсковой партии данных изделий в строевые части ВКС, оснащённые первыми серийными Су-57, к сожалению, трудно причислить к разделу резонансных новостей в сфере становления Воздушно-космических сил России. И тому есть несколько крайне веских причин.





Во-первых, принимая во внимание запомнившееся далеко не в лучшем свете июльское заявление председателя комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ВПК Владимира Гутенева о якобы «неоправданной дороговизне серийного производства Су-57 и обеспечения тонких сервисов этих машин», а также информацию от заместителя министра обороны Алексея Криворучко о передаче в 2019 году липецкому 4-му Центру боевого применения и переучивания лётного состава ВВС лишь 2 ПАК ФА, легко предположить, что на том же европейском ТВД, изобилующем сотнями современных истребителей переходного поколения (F-16C/D Block 52+, «Рафаль» и «Тайфун»), «связка» из двух «Сушек» и 8 Р-37М в их внутренних отсеках вооружения особой погоды не сделает. Максимум, на который можно рассчитывать от столь малочисленного звена в боевых условиях, это, к примеру, уничтожение одного или пары самолётов радиолокационного дозора и наведения E-3A/C при помощи ракет Р-37М, а также перехват пары-тройки F-15E «Strike Eagle» и F-35A с помощью ракет воздушного боя среднего радиуса действия.

Во-вторых, УРВБ Р-37М не относится к перспективным типам ракет-перехватчиков воздушного пуска, а является лишь усовершенствованной модификацией уже известной ракеты класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности Р-37 (РВВ-БД), разработанной на базе Р-33/С для интеграции в комплекс управления вооружением дальнего перехватчика МиГ-31БМ, который предусматривает программно-аппаратную синхронизацию «Изделия 610М» с мощным бортовым радиолокационным комплексом «Заслон-АМ». Как следствие, опциональный пакет обновления Р-37М в сравнении с обычной Р-37 включает в себя лишь более продвинутую шину обмена данными, позволяющую использовать её не только в КУВ и боекомплекте модернизированного «Фоксхаунда», но в комплектах вооружения малозаметных истребителей Су-57, а также машин переходного поколения «4++» Су-30СМ и Су-35С. В то же время слегка доработанное детище государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел», по-видимому, сохранило все конструктивные особенности (а значит, и недостатки) ракет семейства Р-33С/Р-37, что позволит эффективно применять его лишь для ликвидации воздушных оперативно-стратегических средств информационного обеспечения противника (беспилотников RQ-4A/B «Global Hawk», MQ-4C, самолётов РТР RC-135V/W, радиолокационной разведки E-8C и т.д.), а также тактических истребителей, несущих на узлах подвески полную боевую нагрузку в ударном варианте и обладающих посредственными маневренными качествами.

Дело в том, что, несмотря на максимальную скорость на маршевом участке траектории в 6М (6380 км/ч), конструктивный запас прочности Р-37М позволяет ей реализовать собственную перегрузку лишь в 20—22 ед., что обуславливает максимальную перегрузку поражаемой цели в 7—8 ед. Более того, подобный показатель может быть достигнут лишь в том случае, когда подлётная скорость Р-37М составляет порядка 1700 км/ч и более. Вывод: если маневрирующий истребитель противника будет осуществлять полёт в низковысотном или средневысотном режиме, то добиться его перехвата при пуске с дистанции 250—300 км будет крайне затруднительно, так как двигающаяся по аэробаллистической траектории Р-37М израсходует твердотопливный заряд двигателя ещё в начале маршевого участка траектории, а значит, при возврате в плотные слои стратосферы и тропосферы ракета-перехватчик будет галопирующими темпами терять скорость из-за аэродинамического торможения, что в итоге снизит её манёвренные качества до нуля. Конечно же, частичному сохранению скоростных параметров ракеты в плотных слоях атмосферы способствует масса в 600 кг, но диаметр корпуса в 380 мм, обеспечивающий высокий коэффициент аэродинамического сопротивления, по-прежнему является определяющей характеристикой в ухудшении энергетических параметров Р-37М на расстояниях, близких к максимальному радиусу действия.

Что касается бортового радиоэлектронного оборудования ракеты, в частности, активной радиолокационной ГСН, то, на первый взгляд, всё обстоит достаточно неплохо. Активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1103М-350 «Шайба» с диаметром антенного полотна в 350 мм (установлена на стандартной Р-37) позволяет захватывать цель с ЭПР в 1,5 кв. м (F/A-18E/F «Super Hornet» с подвеской) на удалении в 30 км, в то время как частота более высокопроизводительной БЦВМ достигает 50 МГц, а обычные механические гироскопы заменены на волоконно-оптические и механические с форсированным запуском.

Разработчик заявляет, что дальность канала радиокоррекции от носителя у штатной Р-37 достигает всего лишь 100 км (1/3 от радиуса действия). Это значит, что, начиная с дистанции в 100 км, Р-37 (а возможно, и Р-37М) переходит на полуактивное радиолокационное самонаведения, которое может быть сорвано посредством современных станций РЭБ типа AN/ALQ-249 «Next Generation Jammer», которыми вскоре будут оснащаться штатовские палубные самолёты РЭБ EA-18G «Growler». Следовательно, Р-37/М будет переходить на режим инерциального наведения со всеми вытекающими последствиями, одним из которых является погрешность выхода на цель, которая не стоит на месте. И если в момент сближения с целью на дистанцию 30—40 км конус сканирования ГСН «Шайба» охватит последнюю (этого может и не произойти), то произойдёт «повторный захват», позволяющий продолжить перехват. Но для этого потребуется резкий манёвр Р-37М, который лишит ракету ещё 15—20% скорости. Компенсировать эту потерю будет нечем, так как заряд РДТТ израсходован. Вот вам и основные недостатки AA-13 «ARROW». Муссировать проблему большой ЭПР Р-37М, которая делает её уязвимой для ЗУР корабельного базирования SM-6 (RIM-174 ERAM) и ракет воздушного боя AIM-120C-7/D, нет никакого смысла; это известно спецам давно. Впору напомнить о другой дальнобойной ракете воздушного боя, которая была забыта и Министерством обороны и ВКС России.

Речь об уникальном «Изделии 180-ПД» (ракете класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ-ПД), оснащённом интегральным ракетно-прямоточным двигателем, позволяющим сохранять высочайшие манёвренные качества и скорость даже на критических дистанциях, близких к дальности действия. Данное изделие, опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по которому были завершены ещё в 2012 году, могло бы не только дополнить далеко не блестящие возможности Р-37М в борьбе с тактической авиацией противника, но и парировать угрозу от аналогичных британских ракет MBDA «Meteor», которые уже давно опередили наши серийные РВВ-СД и Р-27ЭР. Возможность регулирования подачи газогенератора в ИРПД посредством специального клапана перед камерой сгорания давала бы возможность поддерживать полёт с умеренной скоростью в 2,7—3М на протяжении более чем 140—150 км от точки сброса с узла подвески, после чего открывалась полная подача топлива, и ракета разгонялась до 4,3—4,7М, что обеспечило бы перехват даже маневрирующих ПКР на дальности в 170 км. Тем не менее, ни «вымпеловцы» (на фоне отсутствия финансирования), ни Минобороны по-прежнему никуда не торопятся с реализацией этого замечательного проекта, и это настораживает…

Источники информации:
http://nevskii-bastion.ru/rvv-ae-pd/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-106.html
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/meteor/meteor.shtml
https://www.interfax.ru/russia/630714
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    28 сентября 2018 07:18
    и боекомплекте модернизированного «Фоксхаунда»
    О'кей жеж... (Задорнов).
  2. +3
    28 сентября 2018 07:36
    Об этой ракете ещё почти нечего не известно а Е Доманцев сделал вывод .О ТТХ ракеты знают только разработчики
    1. -2
      28 сентября 2018 08:32
      Не надо многого и знать , чтобы понимать какие базовые принципы используются в той или иной ракете.Они везде одинаковы , а значит и не могут преодолеть энергетических порогов .Поэтому хотя бы определились в рамках каких предельных скоростей современные технологии могут быть использованы. Понятие гиперскорость на современном этапе ограничена пределом тех материалов и технологий которые есть в наличие , а не простым желанием лететь быстрее обычного
      1. +1
        28 сентября 2018 08:41
        Вот и может ,например топливо более лучшее уже скорость дальность увеличиваеться
        1. -1
          28 сентября 2018 10:53
          Есть такое понятие как плотность энергии . Это понятие для всех полная абстракция , но если рассмотреть любое топливо как элемент фрактальных магнитных взаимодействий , то в природе существуют только единицы таких топлив, кстати которые не могут быть в силу технологического несовершенства быть использованы. Более того важен не только энергетический потенциал топлива , а важно умение управлять извлекаемой энергией.В общем и в любом случае все есть так как есть и если у кого есть амбиции на будущее , то начинать нужно с теории.
    2. +2
      28 сентября 2018 13:52
      Цитата: Лекс.
      Об этой ракете ещё почти нечего не известно а Е Доманцев сделал вывод .О ТТХ ракеты знают только разработчики

      А извините есть люди,которые пишут по принципу Портоса: я дерусь,потому что дерусь. И говоря...
      Во-вторых, УРВБ Р-37М не относится к перспективным типам ракет-перехватчиков воздушного пуска, а является лишь усовершенствованной модификацией уже известной ракеты класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности Р-37 (РВВ-БД)

      Ну по этой логике перспективным вообще ни одно оружие не является,тк все создаваемое оружие -это лишь усовершенствование старого.
      1. +4
        28 сентября 2018 15:13
        г.Донецк.
        Р-37М - ракета для дальнего(сверхдальнего) перехвата крупных маломаневренных целей , типа RС-135 , АВАКС , топливозаправщиков , командных и прочих разведывательных самолётов . НЕ БОЛЬШЕ . Не стоит требовать от неё универсальности - это лишь один из инструментов .
        А вот ракету с прямоточным двигателем видимо ещё придётся подождать ... Но у неё уже будут совсем другие задачи .
      2. -3
        28 сентября 2018 17:34
        ЧТо можно усовершенствовать если базовые физические принципы организации процесса работы двигателей связаны с математической пропорциональностью роста расхода топлива от веса ЛА. Ограниченные скорости полета и маневренности,дальности полета .Поэтому и нет перспективы развития. Точки отсчета давно определены и известны .Нужны и есть новые базовые принципы работы двигателей.
    3. -2
      29 сентября 2018 09:34
      О ТТХ ракеты знают только разработчики
      Да бросьте Вы), 21 век на дворе! Сейчас даже разработчики всё узнают из Wiki и других источников))
  3. +1
    28 сентября 2018 07:56
    Тем не менее, ни «вымпеловцы» (на фоне отсутствия финансирования), ни Минобороны по-прежнему никуда не торопятся с реализацией этого замечательного проекта, и это настораживает…
    Если вы чего то не знаете))) значит спите спокойно)) скорее всего ждут другого варианта двигателя))
    1. -2
      28 сентября 2018 12:59
      Кстати правильно делают , что ожидают другой двигатель. Он принципиально отличается от современных
  4. -5
    28 сентября 2018 08:26
    Не понимая основ физического процесса полета на высоких скоростях можно бесконечно говорить и говорить .
  5. +1
    28 сентября 2018 08:32
    Впору напомнить о другой дальнобойной ракете воздушного боя, которая была забыта и Министерством обороны и ВКС России
    Не знаю, но мне кажется, что многие медийные эксперты не просто считают, а уверенны в том, что сейчас все "открыто" и "доступно" для "всех и каждого". Может уже отменили понятие государственной тайны и всякие там "секреты..."?
    1. +1
      28 сентября 2018 08:48
      Есть несколько способов сохранить тайну.Первый это бантально ее прятать и охранять .Второй -это влить ее в поток различной другой информации .Современный человек ограничен в возможности работать со сверхемктми обьемами и динамикой изменения потоков информации, но мы это можем делать порой интуитивно.Поэтому людей с системными знаниями в различных областях все меньше и меньше, а значит и вероятность того ,что кто-либо что-то поймет минимальна. Вот сказали про новую ракету и большинство верит , а то что принципы ее полета прежние , а значит и энергетика совокупных процессов осталась в уровне возможностей прежней , об этом мало кто думает.
  6. +3
    28 сентября 2018 09:03
    Для "дальнобойных" РВВ,конечно же, более целесообразны маршевые ПВРД ( хотя,и в этом случае "оппоненты" найдут "минусы"...). Но вот выводы Автора о системе управления ракетой...?? Р/коррекцию можно осуществлять не только "самостийным" р/передатчиком;но и через АФАР многофункционального радара с синтезированной апертурой...( А то у Автора как-то странно получается:до 100 км -"спецальный" передатчик,а далее-ПАР.ГСН ! А чому бы сразу-коррекция через АФАР радара ? ) По поводу "маневренность и перегрузки"...Тут свою "лепту" вносит и тип управления: аэродинамическое ...(схемы:"утка" , "изменяемое крыло" , "управляемое хвостовое оперение"); газодинамическое(газовые рули,управляемое сопло,импульсная(боковая) коррекция...) Необходим "правильный" выбор типа управления...доработка выбранной схемы
    1. -1
      28 сентября 2018 10:14
      Что то я не понял, это как автор собрался запускать ракету?

      "Вывод: если маневрирующий истребитель противника будет осуществлять полёт в низковысотном или средневысотном режиме, то добиться его перехвата при пуске с дистанции 250—300 км будет крайне затруднительно, так как двигающаяся по аэробаллистической траектории Р-37М израсходует твердотопливный заряд двигателя ещё в начале маршевого участка траектории, а значит, при возврате в плотные слои стратосферы и тропосферы ракета-перехватчик будет галопирующими темпами терять скорость из-за аэродинамического торможения, что в итоге снизит её манёвренные качества до нуля. [b]"

      Да уж...
    2. 0
      28 сентября 2018 11:18
      а извините за не скромный вопрос а с каким быстродействием и какой разрешающей способностью будет работатьт ваша афар многофункционального радара с синтезированной апертурой? :)))))) вы понимаете какая скорость реакции нужна ракете?
  7. -1
    28 сентября 2018 09:38
    "тяжёлой сверхдальнобойной гиперзвуковой ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М" Любят в названии изделия применять много слов. Наверно думают, что таким образом нагонят страх на врагов, которые окружили Россию. Или россияне преисполнятся гордостью за успехи в создании нового оружия и дружно побегут к станкам точить оную продукцию.
  8. +1
    28 сентября 2018 09:46
    А мне кажется, что на максимальную дальность по истребителям стрелят не будут. На 200+ км целями будут самолеты ДРЛО, бомбардировщики, транспортники и енергетики ракеты хватит.
    1. 0
      28 сентября 2018 21:55
      Совершенно верно. Такой ракетой можно сбить издалека только крупный самолет, летящий по маршруту. Без маневров и смены высоты. Иначе, без коррекций ракеты на середине курса, будет выстрел в молоко.
      1. 0
        1 ноября 2018 05:37
        voyaka uh (Alexey) 28 сентября 2018 21:55
        Такой ракетой можно сбить издалека только крупный самолет, летящий по маршруту. Без маневров и смены высоты

        1. думаю что такие дальнобойные ракеты в первую очередь и призваны для борьбы с маломаневренными ЛА противника: стратегическими бомбардировщиками, самолетами ДРЛО и тп. Предполагать что такую ракету выпустят по малозаметной, высокоманевренной цели класса "истребитель" наверное будет заблуждением. Учитывая то, что истребитель путем активного противоракетного маневрирования может довольно легко а) сорвать захват б) лишить ракету импульса до такой степени, что она попросту может не долететь до него. А пускать такое дорогостоящее и технологичное оружие в ход без высокой вероятности поразить цель просто глупо.
        2. как обычно при обсуждении ракет класса ВВ комментаторы вновь и вновь повторяют одну и ту же ошибку: обсуждают возможность действия данного вооружения на максимальных пределах полета ракеты. Между тем статистика реальных пусков (например GWAPS) показывает, что в боевой обстановке подавляющее большинство пусков выполнялись на дистанциях, не превышающих 35 км. Хотя средства управления вооружением и само вооружение позволяло применение на расстояниях двукратно превышающих эту величину.
  9. +2
    28 сентября 2018 21:05
    Цитата: А
    Дело в том, что, несмотря на максимальную скорость на маршевом участке траектории в 6М (6380 км/ч), конструктивный запас прочности Р-37М позволяет ей реализовать собственную перегрузку лишь в 20—22 ед.

    откуда дровишки (20-20ед)- не понятно...

    Р-37М израсходует твердотопливный заряд двигателя ещё в начале маршевого участка траектории, а значит, при возврате в плотные слои стратосферы и тропосферы ракета-перехватчик будет галопирующими темпами терять скорость из-за аэродинамического торможения

    согласно такой логике " галопирующими темпами" теряется скорость у MIRVов , да и у 9М723 /ракета 9М723-1...
    печаль. А СИЛА ТЯЖЕСТИ?
    и у неё Двигательная установка - двухрежимный стартово-маршевый РДТТ
    Цитата: А
    которое может быть сорвано посредством современных станций РЭБ типа AN/ALQ-249 «Next Generation Jammer»

    1. Первые образцы нового постановщика помех должны быть приняты в эксплуатацию ЛИШЬ к 2021 году
    2.Он против ЗРК наземного базирования, нацелен
    Назначение
    Групповая защита самолётов авиации ВВС и ВМС созданием шумовых прицельных и заградительных помех РЛС дальнего обнаружения, целеуказания ЗУР и ЗА, наведения ИА.

    более поздние варианты будут ставить помехи низкочастотным РЛС дальнего обнаружения, ещё более поздние- будут предназначены для противодействия высокочастотным РЛС управления огнем
    Цитата: А
    И если в момент сближения с целью на дистанцию 30—40 км конус сканирования ГСН «Шайба» охватит последнюю (этого может и не произойти), то произойдёт «повторный захват», позволяющий продолжить перехват.

    да она цель с ЭОП в 5 м^2 только с 40 км захватить может
    Речь об уникальном «Изделии 180-ПД» (ракете класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ-ПД), оснащённом интегральным ракетно-прямоточным двигателем

    1. у неё мидель больше/сопротивление/, скорость меньше/дальность меньше
    2. у любого ПВРД есть проблемы с углами атаки (тень воздухозаборника)
    3.диапазон скоростей, на которых они достигают наибольшей эффективности, находится в узких пределах от 3 до 5М.
    4. дороже ( да термический кпд выше)
  10. 0
    29 сентября 2018 11:31
    Так и хочется сказать... шеф все пропало! Все пропало! Да уж
  11. +1
    30 сентября 2018 10:16
    К-37М может уничтожать воздушные цели на встречных курсах. После получения координат ракету направляет к объекту инерциальная система, поэтому на маршевом участке на локаторах боеприпас «не светится». Непосредственно перед целью включается активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН). Ее излучение противник способен обнаружить, но у летчика остаются доли секунды для маневра уклонения. На заключительном отрезке полета ракета ускоряется до гиперзвуковой скорости — 6 Маха.
    Головка самонаведения Р-37М получила продвинутые высокотехнологичные «мозги». ГСН оснащена новым миниатюрным цифровым сигнальным процессором с большим объемом памяти и повышенным быстродействием.
    Головка самонаведения невосприимчива к средствам радиоэлектронной борьбы. Не поможет самолету противника и противозенитный маневр. Ракета настигает цель, маневрирующую с перегрузкой до 8 G, то есть от нее не уйдут американские самолеты пятого поколения F-22.
    1. 0
      30 сентября 2018 13:40
      ". После получения координат ракету направляет к объекту инерциальная система, "////
      ----
      А если цель сменила курс до того, как ее захватила ГНС ракеты? smile
      Инерциалка не поможет. Радар самолета слаб - цель еще не видит. ГСН ракеты не в игре - далеко.
      И улетит ракета в неизвестные дали... sad
  12. 0
    4 ноября 2018 12:52
    Эти технологии давно уже проданы, а то и просто вывезены нашим "партнерам",когда в 90-е сотрудников Ленгли и пр. профильных организаций в наших институтах, вплоть до администрации президента было больше чем сотрудников этих организаций и имели допуск туда, куда своих не допускали.Эти деятели, совершившие госпереворот, распродавали за бесценок, а чаще и просто раздавали все и вся, сдавали страну секторами и отраслями ударными темпами (небратьям нашим еще надо поучиться,поднять опыт). Почти все они(кто не сдох еще) у власти и у кормушки, успешно продолжают свое дело. Вот только еще вопрос, как наши "партнеры" слетали на Луну, если они до сих пор не могут хотя бы скопировать наш РД-180, где их двигатель, который у них должен был выпускаться в промышленном масштабе во времена лунной программы? Ведь одна из причин, почему у нас не получилась это программа,как нам говорили, это отсутствие мощного двигателя для носителя из-за чего усложнялась ракета, значит у них он был,а где он сейчас?
  13. 0
    4 ноября 2018 13:18
    Вот уж точно - меньше знаешь лучше спишь.
  14. 0
    11 августа 2019 16:15
    Можно запрограммировать эту ракету так, чтобы при пуске их 2-4 шт они брали цель в "коробочку". подлетая с разных направлений. Тогда и маневренный истребитель не убежит.
  15. 0
    10 ноября 2021 01:49
    Ну, во-первых, про то, что двигатель уже не работает, а ракета еще куда-то наводится -- голимая выдумка автора. дальность 200-300 определяется несколькими факторами: вдогон или на встречных и выстрелил-забыл или с коррекцией по ходу полета. На встречных и при сопровождении цели дальность запуска может превышать и 350 км по внешнему целеуказанию и стрельбе из МиГ-31. Дальнейшая корректировка возможна по мере уточнения координат цели БРЛС самолета.
    Во-вторых, двухрежимный ТТРД двигатель сделан таким образом, что максимальную скорость ракета получает на финальном участке. И да, эта ракета не для стрельбы по истребителям с больших дистанций. Ее основные цели -- самолеты ДРЛО, бомберы и т.п.
  16. 0
    6 апреля 2024 03:59
    И вот сейчас,в 2024-м году эти ракеты сбивают самолёты украинских Люфтваффе над самим Укрорейхом.