У-2. «Летающая парта»

54
У-2 по праву считается одним из самых известных отечественных самолетов. Этот многоцелевой биплан, созданный в 1927 году, стал одним из самых массовых самолетов в мире. Серийное производство биплана продолжалось вплоть до 1953 года, всего за это время было выпущено более 33 тысяч самолетов данного типа. В мирное время он использовался как учебный самолет, став настоящей летающей партой для тысяч и тысяч советских летчиков. Также самолет активно использовался в сельском хозяйстве для обработки посевов удобрениями и пестицидами и как связной самолет. В годы Великой Отечественной войны машина переквалифицировалась в легкий ночной бомбардировщик, успешно справившись и с этой ролью.

В середине 1920-х годов перед молодой советской авиацией стояла очень актуальная на тот момент проблема – создание современного, но при этом простого в управлении самолета, который можно было бы использовать для шлифовки навыков многочисленных учащихся летных школ, которые в большом количестве открывались по всему СССР. Проектированием учебной машины в 1923 году занялся молодой, но уже талантливый советский конструктор Николай Николаевич Поликарпов. В октябре 1924 года представители ВВС окончательно сформулировали общие тактико-технические требования к самолету первоначального обучения летчиков. Особенно ими подчеркивалось желание иметь в качестве такого самолета биплан, обладающий небольшой посадочной скоростью. В требованиях оговаривалось, что максимальная скорость полета не должна превышать 120 км/ч, а посадочная скорость – 60 км/ч. Самолет должен был быть только бипланной схемы и строиться исключительно из имеющихся в Советском Союзе материалов.



Под эти требования Поликарпов и создавал свой самолет. Задержка во многом была связана с ожиданием советского двигателя для новой машины. К середине 1926 года в СССР были спроектированы два авиационных двигателя небольшой мощности – М-11 (завод №4) и М-12 (НАМИ). Именно под них был спроектирован первый макет У-2 (учебный второй), название По-2 самолет получит гораздо позднее – только в 1944 году после смерти конструктора в дань уважения его памяти.



После проведения испытаний новых авиационных двигателей на аэросанях, конструкторы остановили свой выбор на моторе М-11, разработанном А. Д. Швецовым. Этот двигатель воздушного охлаждения развивал максимальную мощность 125 л.с. Уникальным его делает хотя бы то, что М-11 стал первым авиационным двигателем собственной советской разработки, который пошел в серийное производство. Для своего времени он уже не обладал какими-либо выдающимися характеристиками, но был технологичен в производстве, достаточно надежен, а также не очень капризен к используемым маслам и топливу. По-настоящему рабоче-крестьянский двигатель для рабоче-крестьянской армии. Важным было и то, что мотор мог производиться с минимальным использованием иностранных материалов и комплектующих. В дальнейшем двигатель неоднократно подвергался модернизации, форсировался – до 180 л.с., а также дорабатывался для производства в условиях военного времени.

Именно с этим двигателем в середине сентября 1927 года Поликарпов представил опытный образец своего самолета в НИИ ВВС для проведения всесторонних испытаний. Опытный образец с двигателем М-11 был готов уже в июне того же года, но до сентября продолжалась доводка двигателя, в которой принимал участие и сам Поликарпов. Проведенные испытания самолета показали, что он обладает неплохими летными характеристиками, в том числе штопорными и в целом удовлетворяет озвученным ранее требованиям ВВС, за исключением скороподъемности. Поработав над улучшением аэродинамики машины и лично изменив конструкционные особенности крыла, сделав его более легким и обтекаемым, Поликарпов представил на испытания второй образец самолета.

Испытания обновленного самолета, которые с января 1928 года проводил летчик-испытатель Михаил Громов, показали великолепные летные качества машины. Уже 29 марта 1928 года вышло постановление о строительстве опытной серии самолетов У-2, состоявшей из 6 машин. Все они предназначались для опытной эксплуатации в летных школах. А в мае 1929 года началось серийное производство самолетов. Ранее осенью 1928 года состоялся и международный дебют У-2. Данная модель демонстрировалась на 3-й международной авиационной выставке в Берлине.

У-2. «Летающая парта»


По схеме учебный самолет У-2 представлял собой одномоторный двухместный биплан расчалочной конструкции, оснащенный мотором воздушного охлаждения М-11, развивающим максимальную мощность 125 л.с. Поступивший на вооружение ВВС РККА в 1930 году У-2 конструкции Поликарпова широко использовался как связной самолет и самолет-разведчик. Еще в 1932 году была разработана специальная учебно-боевая модификация самолета, получившая обозначение У-2ВС. Данная модель использовалась для обучения летчиков азам бомбометания. Самолет мог нести 6 восьмикилограммовых бомб на бомбодержателях, назвать это боевой нагрузкой было трудно, но именно данная модификация самолета доказывала скептикам, что и учебный самолет может при необходимости сгодиться для войны. В задней кабине самолета У-2ВС была размещена стрелковая точка с пулеметом ПВ-1. Именно эта модификация длительное время оставалась основным самолетов связи советских ВВС и широко использовалась командным составом. В этой модификации было выпущено более 9 тысяч самолетов У-2.

Но основным назначением самолета всегда оставалось обучение летчиков. Для этого У-2 обладал рядом неоспоримых достоинств. Во-первых, самолет был предельно простым и дешевым в эксплуатации, его можно было легко отремонтировать, в том числе в полевых условиях, что делало его выпуск очень выгодным для Советского Союза, в котором именно простота и дешевизна техники были одними из главных критериев. Во-вторых, биплан был очень прост в управлении, на нем мог свободно летать даже неопытный летчик, самолет прощал пилоту многочисленные ошибки (идеально для учащихся и новичков), которые на другом летательном аппарате привели бы к неизбежной аварии. К примеру, самолет практически невозможно было ввести в штопор. В том случае, если летчик отпускал рули управления, У-2 начинал планировать со скоростью снижения 1 м/с и, если под ним оказывалась ровная поверхность, он мог самостоятельно на нее сесть. В-третьих, У-2 мог совершать взлет и посадку буквально с любого пятачка ровной поверхности, в годы войны это сделало его незаменимым для связи с многочисленными партизанскими отрядами.

В годы Великой Отечественной войны раскрылся и боевой потенциал «летающей парты». Еще в самом начале войны за счет доработки самолетов авиамеханиками их бомбовая нагрузка выросла до 100-150 кг, в дальнейшем, когда боевыми качествами самолета озаботились авиационные заводы, бомбовую нагрузку довели до 250 кг. То, что небольшие тихоходные бипланы, состоявшие, по словам одного из конструкторов «из палочек и дырочек, первые – для прочности, вторые – для легкости», несли большие потери, было справедливо только для первых месяцев войны, когда советское командование бросало в бой все, что было под рукой, не считаясь с потерями техники. Для данного самолета дневные вылеты на линию фронта часто становились смертельными, так как сбить его можно было даже огнем стрелкового оружия с земли.



Но когда сильные и слабые стороны У-2 были досконально изучены, ситуация изменилась. В качестве боевого самолета он использовался лишь как легкий ночной бомбардировщик, что кардинально меняло положение. Ночью сбить его становилось практически невозможно. Специально под ночное использование самолета была изменена панель приборов, а главное – были установлены глушители-пламегасители. В ночи самолет было не видно, а на высоте более 700 метров еще и не было слышно с земли. При этом при интенсивной стрельбе и шуме техники, безопасной в плане обнаружения считалась даже высота 400 метров. С таких малых высот точность бомбометания в случае видимости цели могла быть исключительной. Во время Сталинградской битвы в некоторых случаях ночным бомбардировщикам У-2 ставилась цель вплоть до отдельно стоящего здания.

Начиная с 1942 года, самолет У-2, который в 1944 году после смерти Поликарпова переименовали в По-2, постоянно модернизировался. Советские КБ вносили в конструкцию различные изменения, образец доводился до ума, в том числе в ходе испытаний в ЛИИ. После этого утвержденный экземпляр становился эталоном для дальнейшего серийного производства на авиационных заводах. Появлялось на нем и вооружение – пулемет ДА на шкворневой установке у задней кабины, имелись варианты ШКАС на крыльях или с ПВ-1 на фюзеляже, которые рассматривались, как легкие штурмовики. Совершенствовались приборы, разрабатывались новые контейнеры и замки для транспортировки различных боеприпасов и грузов, добавилась радиостанция. Отношение к работам по легкому ночному бомбардировщику было серьезным. К работе по модернизации подходили с максимальной долей ответственности и военные, и представители промышленности. В результате в годы войны советские ВВС получили самолет, который можно было назвать самолетом-невидимкой, эта стелс-машина вполне соответствовала американской концепции, появившейся лишь в конце 1970-х годов. Парадоксально, но главным оружием данного легкого бомбардировщика стала незаметность. Ночью его не было слышно и не было видно не только невооруженным глазом. Появившиеся в годы войны немецкие радары также не видели У-2. Небольшой мотор, как впрочем, и фюзеляж из фанеры и перкаля (хлопчатобумажная ткань повышенной прочности), затрудняли обнаружение самолета немецкими радарами военных лет, к примеру, достаточно многочисленные радары Freya У-2 толком не замечали.

Как ни странно, дополнительной и также очень важной защитой истребителя была и его тихоходность. У-2 обладал низкой скоростью полета (150 км/ч – максимальная, 130 км/ч –крейсерская скорость) и мог совершать полеты на небольших высотах, тогда как более скоростные самолеты рисковали в такой ситуации врезаться в деревья, холм или складки местности. Пилоты Люфтваффе очень быстро разобрались в том, что сбить летающую этажерку было очень сложно именно из-за двух факторов: 1) пилоты У-2 могли летать на уровне верхушек деревьев, где самолет был трудноразличим и труднодоступен для атаки; 2) скорость сваливания основных немецких истребителей Messerschmitt Bf 109 и Фокке-Вульф Fw 190 была равна максимальной скорости полета У-2, что крайне усложняло задачу удержания биплана в прицеле истребителя в течение достаточно для успешной атаки времени. Известен случай, когда уже в годы Корейской войны в 1953 году, охотясь за связным самолетом По-2, разбился американский реактивный самолет Lockheed F-94 Starfire, пытаясь уровнять скорости с тихоходом. Благодаря этим качествам в годы войны самолет активно использовался советскими ВВС в качестве связной и разведывательной машины.



При этом, рассказывая о самолете У-2/По-2, многие упускают из вида очень важную деталь – это был самый летающий советский самолет Великой Отечественной войны. Летчики, которые перевалили рубеж в 1000 боевых вылетов, летали только на этих машинах, на других боевых самолетах редко кто мог превысить цифру в 500 вылетов. Одна из причин заключается в том, что данный самолет прощал многие ошибки пилотирования молодых летчиков, тех самых «взлет-посадка» военного времени. На полноценных боевых самолетах вчерашних выпускников летных школ сбивали зачастую раньше, чем они успевали превратиться в настоящих летчиков.

По достоинству оценили биплан-тихоход и сами немцы, которые часто в своих мемуарах упоминали самолет, называя его «швейной машинкой» или «кофемолкой» за характерный звук работы мотора. Вспоминали они его исключительно недобрым словом, так как беспокоящие ночные налеты сильно выматывали тех, кто оказывался под бомбами советских У-2. Благодаря небольшой высоте полета и низкой скорости, бомбы можно было сбрасывать буквально на свет фонарика, включенные фары автомобиля, костер или искры, вылетающие из печной трубы. А боязнь развести огонь в условиях суровой российской зимы – это весомый аргумент для того, чтобы не взлюбить этот маленький самолет архаичной конструкции.

Советский самолет У-2/По-2 стал отличным примером того, как можно эффективно использовать все имеющиеся возможности техники, выжимая из них максимум. Советским конструкторам и летчикам удалось обратить в плюсы даже очевидные слабости самолета, что делает эту «летающую парту», которая в годы войны смогла стать и легким бомбардировщиком, по-настоящему достойным уважения самолетом, одним из символов Великой Отечественной войны.



Летно-технические характеристики У-2 (1933 год):
Габаритные характеристики: длина – 8,17 м, высота – 3,1 м, размах крыла – 11,4 м, площадь крыла – 33,15 м2.
Масса пустого самолета – 635 кг.
Масса взлетная – 890 кг.
Силовая установка – пятицилиндровый двигатель М-11Д воздушного охлаждения мощностью 125 л.с (у земли).
Максимальная скорость полета – до 150 км/ч.
Посадочная скорость – 65 км/ч.
Дальность полета – 400 км.
Практический потолок – 3820 м.
Экипаж – 2 человека.

Источники информации:
https://vpk-news.ru/articles/45047
https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/po-2
http://www.airwar.ru/enc/other1/u2.html
Материалы из открытых источников
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    4 октября 2018 15:20
    Десятки тысяч летчиков начали на нем путь в небо. Низкий поклон его создателю Николаю Поликарпову.
  2. +6
    4 октября 2018 16:52
    Ещё немцы называли его "рус фанер". На нём воевала моя землячка,"ночная ведьма", герой Советского Союза, Магуба Сыртланова.
  3. BAI
    +5
    4 октября 2018 17:06
    Самолет вполне заслуживает памятника.
  4. +3
    4 октября 2018 18:40
    Про У-2 говорили-Если не знаешь, как сесть, отпусти ручку и он сядет сам.
  5. +1
    4 октября 2018 19:11
    идиотская мечта-покататься на По-2...нравится он. вот как "драга",только с крыльями.
  6. +3
    4 октября 2018 20:54
    В начале войны немецкие летчики охотились на У-2 только потому что они являлись связными самолётами.
    В качестве бомберов их начали использовать в 1942 году и днём они не летали.
    Поэтому я бы хотел уточнить что вот это:
    когда советское командование бросало в бой все, что было под рукой, не считаясь с потерями техники.
    , мягко говоря не к месту.
    1. 0
      5 октября 2018 00:08
      Р-5 бросали на штурмовки переправ и немецких колон? Бросали! Вот, когда от Р-5 остались лишь "клочья" вспомнили про У-2!
      Но к тому моменту подобную технику перевели на действия в ночное время!
      А наши лётчики "Шторхи" не атаковали если те и попадались на пути?
      1. +1
        5 октября 2018 00:32
        Цитата: hohol95
        0
        Р-5 бросали на штурмовки переправ и немецких колон? Бросали!

        Так они как боевые самолёты и числились, в отличии от У-2. Там и прицел был бомбардировочный, и оборудование специализированное для точного выхода на цель.
        Но их также использовали как ночные бомбардировщики и мелкие транспортники. Они так же отличились под Москвой как и У-2. В 1942 г.
    2. 0
      5 октября 2018 10:26
      Цитата: Серый брат
      В качестве бомберов их начали использовать в 1942 году и днём они не летали.

      У Вас сразу две ошибки - По-2 использовали как ближний тактический ДНЕВНОЙ бомбардировщик в 1941 году и в начале 1942 ещё. Просто после громадных потерь остатки решили сохранить и перевели на ночные бомбардировочные миссии.

      А так вообще посмотрите мою статью про них и про систему охоты на них, налаженную немцами, станет многое понятно.
      https://topwar.ru/92936-samyy-nenavistnyy-dlya-sovetskoy-pehoty-nemeckiy-samolet-ili-snova-o-fw-189-statya-v-razdel-vooruzhenie-aviaciya.html
      1. 0
        5 октября 2018 11:16
        Цитата: Ратник2015
        https://topwar.ru/92936-samyy-nenavistnyy-dlya-sovetskoy-pehoty-nemeckiy-samolet-ili-snova-o-fw-189-statya-v-razdel-vooruzhenie-aviaciya.html

        Там написано ровно то же самое что и тут. Можно повторять многократно, да.
  7. +2
    4 октября 2018 21:38
    "Начиная с 1942 года, самолет У-2, который в 1944 году после смерти Поликарпова переименовали в По-2, постоянно модернизировался. Советские КБ вносили в конструкцию различные изменения, образец доводился до ума, в том числе в ходе испытаний в ЛИИ. После этого утвержденный экземпляр становился эталоном для дальнейшего серийного производства на авиационных заводах. Появлялось на нем и вооружение – пулемет ДА на шкворневой установке у задней кабины, имелись варианты ШКАС на крыльях или с ПВ-1 на фюзеляже, которые рассматривались, как легкие штурмовики."
    У-2ВС (войсковая серия), оборудованные курсовым и турельным пулеметами, а также бомбодержателями, начал выпускаться в 1933 году. Самолеты этого типа неоднократно дорабатывались и совершенствовались. На У-2ВС образца 1937 года на левом борту фюзеляжа устанавливался синхронный пулемет ПВ-1, в задней кабине - пулемет ДА (Дегтярев, авиационный) на турели, под фюзеляжем крепились бомбодержатели для мелких авиабомб. На правом борту монтировался прицел АП-2 и визир НВ-5, для прицеливания в нижнем правом крыле имелась прорезь размером 70x300 мм. В общем потоке строившихся на ленинградском авиазаводе самолетов до 1938 года было сдано около 600 экземпляров У-2 войсковой серии.
  8. -16
    4 октября 2018 21:49
    Как ночой истребитель он себя полностью оправдал-Это чо шутка такая что ли,Толку от "ночных ведьм"-Нуль.Все что касаемо этой страницы ВОВ просто красивая сказка про то как бомбочки кидали на немцев...ночью...в темноте...
    1. +5
      4 октября 2018 22:02
      Цитата: Huumi
      Как ночой истребитель он себя полностью оправдал-

      Рука-лицо. laughing
      1. -10
        4 октября 2018 22:18
        Да хоть дирижабль-ничо кроме смеха они у немцев не вызывали
        1. +7
          4 октября 2018 22:25
          Цитата: Huumi
          0
          Да хоть дирижабль-ничо кроме смеха они у немцев не вызывали

          Особенно было весело тем, кому ночью на чердак бомбы падали. Особенно зимой.
          «...От самолета У-2 нет житья, ...печи и костры разжигать нельзя -...самолет У-2 видит их и бросает туда бомбы, он везде нас находит, нам приходится всю ночь сидеть в траншеях, чтобы не иметь групповых потерь.»
          1. +2
            5 октября 2018 08:52
            Не ведись на явного тролля, он денежку зарабатывает
            1. -4
              5 октября 2018 21:25
              Я не тролль-я тот кто вам глаза раскрыть ваши пытается-если и хотит чтоль либо знать о настоящих летчицах то почитайте про пилотов-женщин на ПЕ-2.
              https://iremember.ru/memoirs/letchiki-bombardirov/brok-beltsova-galina-pavlovna/
              1. +3
                6 октября 2018 00:06
                Полков ЖЕНСКИХ в ВВС РККА было ТРИ - 588 (46 Гвардейский) ночной бомбардировочный
                авиационный полк, 587 (125 Гвардейский) бомбардировочный и 586 истребительный авиационные полки! В остальных полках ночных бомбардировщиков летали мужчины!
          2. -5
            5 октября 2018 21:14
            Такое ощущение что их там тысячи летали)))Н разводили немцы костров и ночевали в основном в блиндажах)))почитайте немцев ветеранов(ну может если немецкий знаешь) никакого ущерба они фактически не наносили-что ты сделаешь с бомбой в кило 20? без прицела?-чо вы в чушь то всякую верите типа:я с поля боя 400 человек вытащила?-Я ВОВ лет так 29 изучаю-я ни одного ветерана свидетельств этих ведьм не зафиксировал-там сотни тонн на передовые ложились!-а тут три бомбочки по 20 сбросил с борта и всех убив)))
          3. -2
            5 октября 2018 22:46
            Вам что не напиши-ухи развесите и любуетесь....
        2. +3
          4 октября 2018 22:55
          Цитата: Huumi
          Да хоть дирижабль-ничо кроме смеха они у немцев не вызывали

          Поначалу смех вызывали, да. Рус фанер. Потом не до смеха стало.
          1. -3
            5 октября 2018 21:16
            Ну короче и выиграли войну потому как немцам смеяться некогда было-У нас и так все было рус фанер-даже англичане глумились над нами где вмсте патрулировали после войны-одному так пуля от нашего летчика в голову прилетела-прямо на променаде
        3. +3
          4 октября 2018 23:47
          вы или придуриваетесь?
    2. +2
      4 октября 2018 22:41
      Мозга нет - лопатой не накидаешь smile
      1. +2
        4 октября 2018 22:44
        Цитата: av58
        0
        Мозга нет - лопатой не накидаешь

        Могу вилы подарить.
    3. +5
      4 октября 2018 23:31
      Странно, флаг вроде русский. А человек под флагом, который Хууми, вроде нет.

      Это фото из Бундесархива, из статьи в "Шпигеле" о советских "ночных ведьмах". В Германии до сих пор помнят.
      http://www.spiegel.de/einestages/zweiter-weltkrieg-a-948604.html
      1. +1
        4 октября 2018 23:42
        Цитата: Curious
        вроде нет.

        Да не вроде.
        1. -2
          6 октября 2018 10:47
          Я вообще то в Карелии живу-если что.По лесам мотаюсь бывает и у меня слегка другие представления о Днях Минувших..
          1. 0
            8 октября 2018 13:06
            Хууми-Ваня,как видно по "минусам" ваших комментариев, никому здесь ваши "лесные умозаключения" неинтересны... Зря место на сайте только занимаете.
            1. 0
              8 октября 2018 23:40
              Это мои умозаключения и я на них право имею как и свое мнение писать.
      2. -3
        5 октября 2018 21:20
        Ты не шпигель читай-а мемуары,интервью смотри-информацию собирай-сколько я лет тематикой ВОВ не интересуюсь-я нигде!!!-чего либо достойного об "ведьмах"я не слыхал окромя пропаганды-этой да-много или ты считаешь что сбросив пару гранат ночью без прицела(днем то было попасть проблема!!!! а тут пару с борта швырнул по 20 кг и опа ля-штаба нет!-костры не жгли немцы!!! читайте больше!ты сам то в этот бред веришь?
        1. +1
          5 октября 2018 22:33
          Вас мама не знакомила с таким понятием, как вежливость? Или мы пили на брудершафт?
        2. +1
          5 октября 2018 22:33
          Вас мама не знакомила с таким понятием, как вежливость? Или мы пили на брудершафт?
        3. +1
          6 октября 2018 15:47
          Аналогичная практика использования бармалеями дронов с маленькими бомбочками даже в 21 веке подсказывает что использование ПО-2 могло быть достаточно эффективным. Войну таким оружием конечно, не выиграть, но нервы потрепать сильно можно.
  9. +5
    4 октября 2018 22:40
    Великий самолёт с исключительными лётными характеристиками. Фактически, ему только не нужно было мешать лететь. Когда я строил масштабную модель По-2, то в комментарии к чертежам прочитал предложение проделать эксперимент: поднят самолёт за хвост носом вниз на высоту роста, и отпустить.
    Я так и сделал. Самолёт спокойно вышел в горизонтальный полёт, я просто глазам не поверил. Повторил - всё точно, самолёт сам выходил из отвесного пикирования в горизонтальный полёт.
    1. +1
      4 октября 2018 23:30
      Цитата: av58
      Самолёт спокойно вышел в горизонтальный полёт, я просто глазам не поверил. Повторил - всё точно, самолёт сам выходил из отвесного пикирования в горизонтальный полёт.

      Из чего строили, если не секрет? И в каком масштабе была модель?
      1. 0
        7 октября 2018 15:30
        Обычные материалы для авиамоделирования, масштаб уже не помню.
    2. +3
      5 октября 2018 10:31
      Цитата: av58
      самолёт сам выходил из отвесного пикирования в горизонтальный полёт.

      Это вообще то норма для бипланов с их огромной площаью крыла. Но для конца 30х уже устаревшая модель, не говоря уже про военные годы. Просто использовали то, что имели, и то, что могли построить из недефицитных материалов.

      Кстати, это самый массовый самолёт ВВС РККА (а не Ил-2 вероятно) - построено от 33 000 до 40 000 единиц. И их обычно не приводят в списке потерь пилотов, но они ведь куда то делись, да ?

      И ещё - женские ночные ближнебомбардировочные полки - это некая легенда, но их было много, и в большинстве служили пилоты-мужчины...
      1. 0
        5 октября 2018 12:26
        Цитата: Ратник2015
        И их обычно не приводят в списке потерь пилотов, но они ведь куда то делись, да ?

        Да понятно куда они делись. Достаточно общую статистику по ВВС посмотреть, чтобы понять куда они могли деться. Вот, например Ил-2. В 1944 году боевые потери этих самолетов составили 3724 самолета. И кроме этого, по не боевым причинам в авариях и катастрофах 1141 самолет, а также 2594 самолет просто списан. То есть половина убыли - аварии и списание.
        При этом, на 01.01.1944 г. в ВВС всего имелось 32500 самолетов, но в действующей армии из них только 13400. То есть почти две трети - в тылу. Если учесть, что У-2 это всё таки учебный самолет, то процент их нахождения в тылу должен быть еще выше чем в целом по другим типам самолетов.
        Так что, думаю что подавляющее большинство У-2, служив в тылу, в основном были потеряны в авариях или списаны. Ну и не все же они "куда-то делись". На чем-то до конца войны долетели ведь. Сколько их было в эксплуатации на 1945 год неизвестно, но точно не одна тысяча по всей стране.
        1. 0
          5 октября 2018 12:29
          Цитата: Alex_59
          Сколько их было в эксплуатации на 1945 год неизвестно, но точно не одна тысяча по всей стране.

          Всего тысяча из 30-40 тыс произведённых ?!? это страшные цифры то... получается количественно самый уничтожимый самолёт из наших...
          1. +2
            5 октября 2018 13:11
            Цитата: Ратник2015
            Всего тысяча из 30-40 тыс произведённых ?!? это страшные цифры то... получается количественно самый уничтожимый самолёт из наших...

            Ну во-первых у меня написано не тысяча, а "не одна тысяча". Во-вторых, почему вы берете весь валовый выпуск У-2 за все годы производства? Их ведь еще не мало сделали в 1945-1953 годах.
            Можно на пальцах прикинуть. До войны в среднем в год выпускали около 1500 самолетов. Т.е. за 10 предвоенных лет выпустили грубо 15000 самолетов. Теряли их в авариях и списывали в 30-е годы? Однозначно, но сколько точно мы не знаем. Ну грубо пусть тысяч 5 в мирное время утратили по естественным (так сказать) причинам. Значит на 1941 год их было около 10000. За годы войны выпустили еще 12000 самолетов (эта цифра известна точно, причем 6000 из них выпустили в 1944-45 годах, когда диких потерь уже не было). Итого 22000 машин могли пройти через войну. Из них почти 6000 в последние 1,5 года войны. На момент окончания войны ВВС располагали 15700 самолетов по графе "учебные, транспортные и прочие". Учитывая, что транспортных Ли-2 за военные и предвоенные годы выпустили около 4000 штук и они тоже гибли, то из этих 15700 подавляющее большинство и есть У-2. Грубо - тысяч 12. Тогда выходит что 22000-12000=10000 У-2 куда-то делись за годы войны. Если, как мы видим на примере Ил-2, около половины убыли составляло списание и аварии, то не менее 5000 У-2 просто умотали в тылу. А если учесть что это все таки учебный аэроплан, то наверное и больше. Что тогда остается на боевые потери? Тыщи 3-4. И из них не малая часть погибла в 1941 году на земле. Так что не выходит каких-то колоссальных боевых потерь по этому типу.
            Это конечно очень грубо. Сплошная экстраполяция и допущения.
            1. 0
              5 октября 2018 14:00
              Ратник2015 (Михаил Сириец)Alex_59 (Алексей)
              ,,извиняюсь что влезаю в Ваш спор,, hi

              История отечественной авиапромышленности. Серийное самолетостроение 1910-2010. (Соболев Д.А. (ред.))
              1. 0
                5 октября 2018 15:22
                Отлично, только проблема в том, что ничего не видно. Не можете по годам расписать производство ?
              2. +1
                5 октября 2018 16:47
                Цитата: bubalik
                История отечественной авиапромышленности. Серийное самолетостроение 1910-2010. (Соболев Д.А. (ред.))

                О! Круто, надо найти и качнуть книгу )
            2. +2
              5 октября 2018 15:28
              Пусть на пальцах, но это хотя бы что то !

              Цитата: Alex_59
              До войны в среднем в год выпускали около 1500 самолетов. Т.е. за 10 предвоенных лет выпустили грубо 15000 самолетов. Теряли их в авариях и списывали в 30-е годы? Однозначно, но сколько точно мы не знаем. Ну грубо пусть тысяч 5 в мирное время утратили по естественным (так сказать) причинам. Значит на 1941 год их было около 10000.
              Скажем так, мне видится тут два неверных допущения. Зная немного ситуацию в 30е годы, мне кажется аварийность в 30% (в условиях мирного времени !) крайне высокой, думаю что была намного ниже, т.к. за разбитие машины пилота ожидало ... ну мягко говоря, временная смена места жительства.

              Тем более, что самолёт был очень просто и лёгок в управлении, конструкция действительно была очень удачна, он буквально летел сам, планер был такой, этой машине "главное было не мешать"...

              И да, главные потери У-2 несли вовсе не на земле (этих потерь кроме самых первых дней войны было не так и много), а в воздухе - их сбивали с земли чем могли, вплоть до винтовок, не говоря о лёгкой зенитной артиллерии, насыщеннось которой соединений Вермахта была в разы выше, чем у РККА в первую половину войны.
              1. 0
                5 октября 2018 16:43
                Цитата: Ратник2015
                Зная немного ситуацию в 30е годы, мне кажется аварийность в 30% (в условиях мирного времени !) крайне высокой

                Согласен.
                Цитата: Ратник2015
                И да, главные потери У-2 несли вовсе не на земле (этих потерь кроме самых первых дней войны было не так и много), а в воздухе

                Тоже согласен.
                С такими грубыми подсчетами я могу только порядок потерь прикинуть. Ну значит погибло не 3-4, а может быть 5-6 тысяч таких самолетов. Может если в инете хорошо пошарить и найдутся ведомости потерь по годам для этого самолета.
                К слову, по поводу потерь на земле. Мой дед, воевал в 9-м ИАП ВВС ЧФ, при отступлении от Очакова он с группой летчиков оставался на аэродроме одним из последних, остальные уже улетели, а наземные укатили. Им оставили парочку У-2 чтоб на них улететь после уничтожения имущества. Это была его работа, т.к. он отвечал за развед.часть. На этом У-2 они взлетели к своим и подверглись атаке истребителя противника. В степях видимо за деревья прятаться особо негде было, истребитель делал заходы на них с "качелей", как при штурмовке наземной цели. В итоге им пришлось сесть и прятаться на земле рядом с аэропланом. Немец несколько раз обстрелял севший самолет из пулеметов и ушел. А они вроде как смогли улететь дальше. Самолет был побит, но пули не задели двигатель, а дырки в перкали от пуль видимо не настолько ухудшили аэродинамику. В принципе им повезло, но наверное не один такой У-2 в те дни летел, летел, и сев был добит уже на земле. Как такие потери оценивать? Формально он не сбит, он сел. Но не на аэродроме, а не пойми где.

                p.s. кстати, я ошибся, Ли-2 было выпущено за годы войны не 4000 а меньшне, что-то около 1500 самолетов. так что У-2 живых в 1945 было больше чем 12000, наверное все 14000 были
              2. +1
                5 октября 2018 16:54
                т.к. за разбитие машины пилота ожидало ... ну мягко говоря, временная смена места жительства.
                Ну... смена места жительства это мне кажется перебор. Мой дед умотал вместе с экипажем где-то в 1938-39 годах МБР-2 под Владивостоком. И ему ничего за это не было. Может быть начальство по заду надавало, но история об этом умалчивает )))
  10. +1
    5 октября 2018 00:00
    В Куйбышеве на п\я 454, эвакуированном из Киева и благополучно работающем и сегодня, ещё в начале ВОВ была сделана огромная работа в рекордные сроки с отличным каяеством по вооружению У-2 бомбодержателями и пулемётами.
    За стахановскую работу (ударные комсомольские бригады нормы перевыполняли в 8-10 раз) , крайне необходимую ВВС РККА ннженеров и рабочих и п\я 454 личной телеграммой благодарил Верховный Главнокомендующий, председатель ГКО И.В.СТАЛИН.
  11. +1
    5 октября 2018 07:22
    А в Питере недавно открыли памятник первым авиаторам, где в летит пара ПО-2.
    1. +3
      5 октября 2018 14:39
      Вот такой памятник открыли.


      Кстати, о незаметности. Если ехать вечером или утром, то на фоне домов самолеты достаточно трудно заметить.
      1. 0
        5 октября 2018 15:29
        Очень классный монумент этим простым работягам войны ! Спасибо, не знал !
        1. +1
          5 октября 2018 22:59
          Так только в этом сентябре открыли. И как пишут без разрешения поставили. Но таких без разрешений по больше бы
          1. 0
            5 октября 2018 23:01
            Цитата: alstr
            Так только в этом сентябре открыли. И как пишут без разрешения поставили. Но таких без разрешений по больше бы

            Да уж, это точно ! Кстати, недавно на ВО был материал как раз про монумент русским первопроходцам Чукотки, который был установлен по частной инициативе, и который местные власти, точнее даже владельцы местной земли хотели просто уничтожить, но вроде пока удалось сохранить...
  12. +3
    5 октября 2018 08:56
    Из лётной книжки отца