Воздушный таран: страшное оружие советской авиации

35
22 июня 1941 года войска гитлеровской Германии и ее сателлитов напали на Советский Союз. Практически сразу, отражая налеты люфтваффе, советские летчики совершили первые воздушные тараны самолетов противника. Так, 22 июня, в день начала войны, летчик 46-го истребительного авиаполка старший лейтенант И.И. Иванов вылетел на И-16 на перехват немецких бомбардировщиков Не-111. В воздушном бою звено из трех истребителей, которым командовал Иванов, одержало две победы, но когда самолеты разворачивались в сторону аэродрома Дубно, где дислоцировался полк, командир звена заметил еще один немецкий бомбардировщик. Боеприпасы же у Иванова закончились в самый неподходящий момент. Было лишь два выхода из ситуации – возвращаться на аэродром или идти на таран. Старший лейтенант Иванов выбрал второй выход. В 4:25 он атаковал немецкий самолет.

Таран старлея Иванова в день начала войны не был единственным. Около 5:15 младший лейтенант Леонид Бутерин в районе Станислава (Иваново-Франковск) также атаковал немецкий самолет. Советский пилот погиб. В 6 утра был протаранен неизвестным советским летчиком немецкий самолет «Мессершмит», а в 10 утра летчик Петр Рябцев атаковал самолет врага в небе над Брестом. В течение первого дня войны советские пилоты провели 19 воздушных таранов самолетов противника – и это только те тараны, о которых известно историкам.



Воздушный таран: страшное оружие советской авиации


В ночь на 29 июня 1941 г. в районе ст. Румянцево Ново-Петровского района старший лейтенант П.В. Еремеев, служивший в истребительной авиации ПВО, на своем МиГ-3 преследовал самолет противника. Ему также пришлось идти на таран противника. Еремеев смог покинуть свой самолет на парашюте. Спустя неделю после тарана Еремеев получил орден Красного Знамени, а немецкий бомбардировщик Ju-88 выставили в августе на обозрение жителей столицы на Манежной площади.

Однако 2 октября 1941 года летчик Еремеев погиб в воздушном бою в районе деревни Краснуха. Многие летчики, даже выжившие во время тарана, впоследствии гибли в других воздушных боях – летчик-истребитель обычно погибал в пятом – шестом боевом вылете, летчик штурмовой авиации – в десятом боевом вылете. Если говорить о тех, кто решался на таран, то здесь погибал каждый третий советский летчик. То есть, те, кому удалось пройти всю войну в истребительной авиации и выжить, были невероятно удачливыми людьми. Что касается погибших, то имена некоторых из них неизвестны нам до сих пор, не всех героев нашли и заслуженные награды. Так, к примеру, Петра Васильевича Еремеева, погибшего 2 октября 1941 г., лишь в 1995 году наградили посмертно высоким званием Героя Российской Федерации.

Один из самых знаменитых воздушных таранов в начале войны предпринял младший лейтенант Виктор Талалихин, служивший в 177-м истребительном авиационном полку 6-го истребительного авиационного корпуса Московской зоны ПВО. На истребителе И-16 он атаковал бомбардировщик He-111, пилотируемый опытным немецким летчиком лейтенантом Ташнером. Как и в большинстве других ситуаций, когда советские пилоты применяли таран, у Талалихина просто не осталось другого выхода – кончились патроны и летчик решил хоть так расквитаться с врагом.

Поскольку немец отстреливался, Талалихин получил ранение в руку, но продолжил таран – он подошел к хвосту самолета противника и ударил по нему винтом. Не-111 пошел вниз, а сам Виктор Талалихин успел выброситься с парашютом из своего самолета и приземлился в небольшое озерцо. Оттуда летчика вытащили местные жители. Уже на следующий день Талалихину присвоили звание Героя Советского Союза, а его воздушный таран стал рассматриваться как эталонный поступок, на который должны равняться другие советские летчики. К сожалению, Талалихин очень недолго прожил после своего подвига – 27 октября 1941 г. он погиб в воздушном бою в районе подмосковной Каменки. В последнем сражении летчику удалось уничтожить один истребитель противника лично и один в составе группы. Двадцатитрехлетнего Героя Советского Союза похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

В отличие от большинства других советских летчиков – истребителей, осуществивших тараны вражеских самолетов, Виктор Талалихин вошел в официальный «пантеон» советских героев. Сложно сказать, почему именно он – то ли сыграло дело то, что Талалихин все же первым атаковал немецкий самолет именно ночью, то ли главную роль все же играл личностный фактор. Виктор Талалихин идеально подходил на эту роль – совсем молодой, 23 лет от роду, простой рабочий парень, начавший свой путь в авиацию с кружка планеристов при заводе и ко времени начала войны уже имевший солидный боевой опыт, полученный в советско-финской. Такой летчик вполне мог стать настоящим примером, с которого могли «делать жизнь» сотни тысяч советских мальчишек и юношей. Именем Талалихина называли улицы, площади, учебные заведения в самых разных городах и населенных пунктах Советского Союза.

После подвига Виктора Талалихина прошло всего двое суток, когда в ночь с 9 на 10 августа 1941 года заместитель командира эскадрильи 34-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса Московской зоны ПВО старший лейтенант Виктор Александрович Киселев вылетел на своем самолете МиГ-3 на патрулирование воздушного пространства на подступах к советской столице. Киселев находился в районе Наро-Фоминска, когда обнаружил в непосредственной близости немецкий бомбардировщик Не-111.

Старший лейтенант принял решение атаковать самолет противника. Но стрелок бомбардировщика смог повредить ответным огнем истребитель Киселева. Выхода не оставалось – только таран. Старший лейтенант Киселев подбил немецкий бомбардировщик, но сам успел выпрыгнуть с парашютом. Он остался жив. Из немецкого экипажа удалось спастись только штурману унтер-офицеру А.Отруба, которого вскоре обнаружили и взяли в плен, а пилот О. Шлиман, радист А. Ветцель, механик В. Гизельман и стрелок В. Краних погибли.

Звание Героя Советского Союза Киселеву, чей подвиг стал вторым после атаки Талалихина ночным воздушным тараном, уже не дали. 28 октября 1941 г. его наградили орденом Ленина. Виктор Киселев продолжал летать. В ноябре 1943 г. он был уже исполняющим обязанности штурмана полка и заместителя командира полка, летал на Ла-5. 6 июня 1944 года, менее чем за год до окончания войны, заместитель командира 34-го истребительного авиационного полка, который к тому времени входил в состав 317-й истребительной авиационной дивизии Особой Московской армии ПВО, капитан авиации Виктор Киселев не вернулся с боевого задания. Он пропал без вести в районе Ржева. К этому времени летчик имел за плечами 251 боевой вылет, провел 21 воздушный бой, лично сбив 6 самолетов противника и в составе группы сбив 2 самолета противника. 13 августа 1944 года капитану Виктору Киселеву посмертно присвоили звание майор.

Киселеву, как и Талалихину, удача улыбнулась во время проведения ночного тарана – ему удалось выпрыгнуть с парашютом и выжить. Но летчики – истребители в разгар войны фактически были смертниками – даже выжив во время тарана, он погиб в одном из воздушных боев. Кстати, биография Киселева очень напоминает биографию Талалихина – родился в 1916 году (25 лет на момент совершения тарана и 28 лет на момент гибели), работал техником на заводе, окончил 2-ю Краснознаменную военную школу летчиков и служил сначала в 41-м истребительном авиаполку начальником парашютно-десантной службы и командиром авиационного звена. В Великой Отечественной войне стал принимать участия с ее самого первого дня – с 22 июня 1941 года. Остатки самолета, на котором Киселев предпринял свой таран, были найдены только осенью 2017 года.

К лету 1942 года перелом в воздухе еще не был достигнут. Немецкая авиация сохраняла преимущества, поэтому советские летчики все столь же часто, как и в первый год войны, прибегали к тактике воздушного тарана. 12 января 1942 года 441-й истребительный авиационный полк был переведен в район Калинина, где отражал удары авиации противника. 19 марта 1942 года дежурным летчиком заступил младший лейтенант Евгений Иванович Пичугин – двадцатилетний молодой человек, в прошлом учившийся в железнодорожной школе, но затем связавший свою недолгую жизнь с военной авиацией. Примерно в 10 часов Пичугин по сигналу тревоги вылетел на перехват самолетов противника, летевших в сторону Калинина, и обнаружил в воздухе 8 немецких бомбардировщиков Ju-88 и 4 истребителя Me-109.

Несмотря на столь масштабное численное превосходство медлить было нельзя. Пичугин атаковал бомбардировщики и сбил один из немецких самолетов. Остальные «юнкерсы» повернули было назад, но затем поняли, что в небе им противостоит лишь один советский самолет и вступили с ним в бой. Пичугин, оказавшись в хвосте одного из Ме-109, попытался открыть огонь, но не смог выстрелить. У советского офицера оставался единственный выход – он подошел к немецкому самолету и ударил винтом по хвосту и фюзеляжу. Затем Пичугин выбросился с парашютом, рассчитывая спастись, однако один из немецких стрелков расстрелял советского летчика в воздухе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года младшему лейтенанту Евгению Пичугину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Заслуживает отдельного внимания и подвиг другого советского летчика – младшего лейтенанта Михаила Родионова. Утром 3 июня 1942 года на перехват немецкого самолета Ju-88 в районе Малоярославца вылетели на Як-1 младшие лейтенанты Родионов и Сергеев. Противник, подвергшись двум атакам советских летчиков, попытался оторваться от преследования. За ним устремился на своем Як-1 младший лейтенант Родионов. Скажем о нем более подробно.

Михаил Александрович Родионов родился в 1918 году. Ровеснику Талалихина, ему было всего 24 года. За плечами – все тот же путь: школа-семилетка, фабрично-заводское училище и аэроклуб, а дальше поступление в Энгельсскую военную авиационную школу пилотов, участие в советско-финской войне. К моменту описываемых событий младший лейтенант Родионов, служивший командиром звена 562-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса Московского фронта противовоздушной обороны, провел 242 боевых вылета и сбил 5 вражеских самолетов.

Видя, что преследование немецкого Ju-88 не дает результатов, Родионов решился на таран. В районе деревни Шумятово советский летчик смог отрубить более двух метров правой плоскости немецкого самолета, но противник продолжал полет, и тогда Родионов, зайдя на другую сторону, ударил крылом по левой консоли «немца». Самолет противника пролетел еще около 800 метров, упал на землю и загорелся. Родионову, в отличие от Талалихина и Киселева, не повезло – выжить в результате тарана он не смог. Приземляясь на неровную поверхность, истребитель Родионова столкнулся с земляным холмом. Советского летчика, первым проведшего двойной таран самолета противника, удостоили звания Героя Советского Союза только 14 февраля 1943 года.

Воздушный таран советские летчики применяли все чаще, наводя ужас на немецких летчиков. Асы люфтваффе очень боялись тарана, о чем, кстати, свидетельствуют и показания пленных немецких летчиков. Такого широкого распространения как в советской истребительной авиации таран не получил ни в каких других военно-воздушных силах мира. Очевидно, сказалась беззаветная отвага советских летчиков, их нацеленность на победу любой ценой, в том числе и ценой собственной жизни. Например, немецкие летчики в подавляющем большинстве случаев не рисковали идти на таран и старались всеми силами его избежать – уйти в расположение своей части, выброситься с парашютом и т.д.

Когда пилоты люфтваффе по действиям советского летчика понимали, что он собирается идти на таран, они в панике начинали метаться, снижались или набирали высоту, любыми способами пытались избежать столкновения с советским самолетом. Что поделать, ведь по сути воздушный таран сам по себе был изобретением русских авиаторов – не будем забывать о том, что первым в истории мировой авиации его применил как раз русский летчик штабс-капитан Петр Нестеров. В годы Великой Отечественной войны многие летчики, прекрасно понимая, что могут оказаться в такой ситуации, когда таран станет единственным выходом, старались тренироваться, оттачивать навыки, которые могут пригодиться в случае прямого столкновения с вражеским самолетом.

Прошли многие десятилетия, но Россия хранит память об отважных героях Великой Отечественной войны, которые шли на смертельный риск и очень часто жертвовали своими жизнями, только бы вражеский самолет не сбросил бомбы на расположение советских войск, на мирные советские города. Конечно, как и все люди, и эти героические летчики наверняка боялись смерти, но в критической ситуации все же делали свой выбор. Поэтому они и наводили ужас на прославленных асов люфтваффе.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    30 сентября 2018 05:23
    Очень жаль что в статье не упомянут Борис Николаевич Ковзан. Единственный человек в истории авиации переживший 4 тарана.
    1. +3
      30 сентября 2018 05:47
      да уж,на таран-нужно мужество...и кстати,совсем недавно читал про тараны...и статья отличается от этой. все шли на таран, в определённых условиях,и немцы-тоже.... http://armflot.ru/tretij-rejkh/580-vozdushnyj-taran-kozyr-letchikov-lyuftvaffe
      1. +1
        30 сентября 2018 17:56
        http://armflot.ru/
        - выборочно посмотрел несколько статей с сайта, старшая группа детского сада...
      2. +2
        1 октября 2018 17:14
        Немцы, в основном, шли на таран с авиацией союзников, которые ровняли с землёй их родные города - защищать Родину всегда самый сильный мотив.
    2. +2
      30 сентября 2018 22:42
      Я бы еще добавил в статью и тараны наземных целей. Тот же Гастелло. А сколько подобных подвигов было еще?

      А если возвращаться к истребителям, то наши очень часто использовали лобовые атаки. При этом часто оба гибли, но так как немцы часто не готовы были идти до конца, то наши использовали это и сбивали их. При этом не боялись идти до конца.
      1. +1
        21 ноября 2018 14:08
        Ну и Сергей Люлин. Да много еще отважных ребят погибли таким образом. Никакой статьи не хватит. А помнить это надо и детям и внукам передавать это наследие. Что бы помнили почему живем на этом свете. А то много желающих стереть память людей. Что бы не получилось что наши потомки думали, америкосы победу миру в войне принесли.
    3. +2
      9 октября 2018 21:33
      И А.Хлобыстов не упомянут. На Карельском фронте, под Мурманском он совершил три успешных тарана.
  2. 0
    30 сентября 2018 06:13
    Спасибо за интересный материал!!
  3. +1
    30 сентября 2018 07:35
    Недалеко от Подольска ,на крутом берегу Пахры установлен памятник Талалихину,настоящий монумент,по видимому над этим местом он совершил свой подвиг.Там ещё бригада связи дислоцировалась,гарнизон "Кузнечики" и 2-й аэродром ДОСААФ.
    1. 0
      30 сентября 2018 15:08
      Там уже всё застроено новостройками
  4. +2
    30 сентября 2018 07:59
    Я опубликовал в "ВО" тоже статью "Таран удел отважных". Будет время простите, пожалуйста.
  5. +5
    30 сентября 2018 08:22
    Воздушный таран: страшное оружие советской авиации
    Тараны были и в так скажем в "мирное время",последний воздушный таран истории авиации СССР да и России совершил КУЛЯПИН ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ
    Родился 1954 году. Служил заместителем командира эскадрильи по политической части в том же истребительном авиационном полку (34-я Воздушная армия, Закавказский военный округ, аэродром Вазиани в Грузии), что и Г. Н. Елисеев, первым в мире совершившим воздушный таран на реактивном самолёте, за что посмертно был удостоин звания Героя Советского Союза. Очень скоро и Капитану В. А. Куляпину предоставилась возможность проверить себя в деле...

    18 Июля 1981 года Государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт Канадэр CL-44 аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший контрабандой партию оружия в Иран. На перехват были подняты 2 пары истребителей Су-15ТМ. Не обнаружив цели и израсходовав всё горючее, они вернулись на аэродром. Тогда на цель был наведён Валентин Куляпин. Ему была поставлена задача посадить нарушитель на нашей территории.

    Обнаружив самолёт - нарушитель на высоте 11000 метров, он сблизился с ним и пошёл параллельным курсом. Куляпин стал подавать нарушителю знаки следовать за собой. Тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. Тогда с КП поступила команда - "Нарушителя сбить !".

    Су-15ТМ (бортовой номер "37") Куляпина был вооружён ракетами дальнего радиуса действия Р-98М. Для их пуска дистанция была недостаточной, а сделать новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель приближался к границе. Тогда Куляпин решил таранить. Он сблизился с самолётом - нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в 2 км от границы. Экипаж погиб.

    За этот подвиг Валентин Александрович был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза, но... получил лишь орден Красного Знамени.
    1. 0
      30 сентября 2018 18:33
      В одной из книг М. Калашникова упоминается такой случай воздушного тарана в СССР.На Каспии Миг-15УТИ проводил тренировочный полет над морем и увидел американский RB-29.Так как полет был учебным боеприпасов на борту не было и пилот пошел таран.Оба самолета столкнулись в воздухе и взорвались.Не знаю, правда ли этот случай, но нигде больше об этом случае не слышал, хотя в книге называлась фамилия летчика, которую правда забыл, так как читал об этом лет восемь назад.
  6. +1
    30 сентября 2018 09:20
    Вечная память воинам, есть на кого молодым равняться.
  7. +2
    30 сентября 2018 10:12
    Тараны совершались не только советскими лётчиками и не только в Великую Отечественную.
  8. +5
    30 сентября 2018 12:12
    Из рассказа лётчика, таранившего под Ленинградом.
    "Отвлёкся на долю секунды, перезарядить пулемёты - ХРЯСЬ! В общем, сказал, что таранил..."
  9. 0
    30 сентября 2018 16:13
    Добрый день коллеги! А куда пропала София милютинская? А по статье нашим парням героям вечная память!!!
  10. 0
    30 сентября 2018 18:44
    На первой фото по моему монтаж: там Хуррикайн и итальянский SM.79 причем как-то снято странно как-будто и не таран а Хурик уходит после атаки(а с его 12-ю браунингами 7.7 мм это процесс длительный)и цепляет плоскость итальянского 3-х моторника.Мне показалось или нет ???
    1. 0
      30 сентября 2018 21:51
      А ты полагал, что это документальное фото?
    2. 0
      30 сентября 2018 22:01
      Цитата: WapentakeLokki
      На первой фото по моему монтаж: там Хуррикайн и итальянский SM.79 причем как-то снято странно как-будто и не таран а Хурик уходит после атаки(а с его 12-ю браунингами 7.7 мм это процесс длительный)и цепляет плоскость итальянского 3-х моторника.Мне показалось или нет ???

      Это не СМ-79, у того очень характерная вмятина справа на фонаре, да и горб верхнего стрелка начинается сразу за кабиной. Наибольшая вероятность, что это Ю-88.
      И как связаны длительность атаки и 12 браунингов ?
      1. +2
        1 октября 2018 12:48
        Цитата: Альф
        И как связаны длительность атаки и 12 браунингов ?

        Видимо, имелось в виду, что пулемётами винтовочного калибра пилить бомбер конца 30-х придётся о-о-очень долго. smile
  11. +4
    1 октября 2018 02:26
    Летчики, конечно, герои; как и те, кто бросался на амбразуры. Только вот массовые тараны, как и массовые броски на пулеметы, не особо свидетельствуют в пользу РККА, потому что сделаны они были от бессилия. Воевать надо лучше уметь, тогда и таранить не придется.
    1. +7
      1 октября 2018 13:35
      Цитата: М.Михельсон
      Воевать надо лучше уметь, тогда и таранить не придется.

      Ну вот Вам задача: у Вас есть истребитель со скоростью 460 км/ч. Одноместный. Ночью. Из всего вооружения - 1 пулемёт 12,7 и два пулемёта 7,62. Из средств обнаружения - пара Eyeballs Mark I (как шутили наши Союзники). Задача - сбить вражеский бомбер пока тот не выше из зоны освещения прожекторного поля или, если он вышел из подсветки - пока тот находится в пределах видимости пилота. С такими ночными перехватчиками для выполнения подобной задачи нужно быть суперасом.
      Не зря же те же янки, при все их приверженности калибру 12,7, на ночные истребители ставили 20-мм пушки - ночью пилить цель пилорамой имени товарища Браунинга некогда, нужно нанести максимальные повреждения за минимальное время.
      1. +2
        1 октября 2018 14:06
        ,,,днем то не так просто сбить бомбер...по шесть раз в атаку заходил,,




        в апреле 1944 года летчикам П.Е.Ефстафьеву и И.И.Минаеву разведчик Ю-88 удалось уничтожить только после третьего таранного удара.
  12. BAI
    +2
    1 октября 2018 09:50
    летчик-истребитель обычно погибал в пятом – шестом боевом вылете, летчик штурмовой авиации – в десятом боевом вылете.

    Странное утверждение. У штурмовиков смертность была выше. Им единственным в начале войны давали Героя Союза за 100 боевых вылетов. И получили его (Героя) на этом основании - единицы, остальные не дожили.
    1. +1
      1 октября 2018 10:24
      BAI Сегодня, 10:50 У штурмовиков смертность была выше. Им единственным в начале войны давали Героя Союза за 100 боевых вылетов.

      ,,,Приказ о порядке награждения летного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков. № 0299 19 августа 1941 г.

      ,,,Б. В ближнебомбардировочной и штурмовой авиации:
      ,,,3. За успешное выполнение 30 боевых заданий днем или 20 боевых заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется к высшей награде — званию Героя Советского Союза и получает денежную награду в размере 3000 рублей каждый. ,,
      4. Независимо от количества выполненных боевых заданий летчик, штурман или стрелок-радист, лично сбивший:
      ,,8 самолетов противника — представляется к званию Героя Советского Союза и получает денежную награду в 5000 рублей.,,
      ,,Летчики, применившие в воздушном бою «таран» самолета противника, также представляются к правительственной награде.,,
  13. +1
    1 октября 2018 12:17
    Один из самых знаменитых воздушных таранов в начале войны предпринял младший лейтенант Виктор Талалихин, служивший в 177-м истребительном авиационном полку 6-го истребительного авиационного корпуса Московской зоны ПВО. На истребителе И-16 он атаковал бомбардировщик He-111, пилотируемый опытным немецким летчиком лейтенантом Ташнером. Как и в большинстве других ситуаций, когда советские пилоты применяли таран, у Талалихина просто не осталось другого выхода – кончились патроны и летчик решил хоть так расквитаться с врагом.

    По данным поисковиков, нашедших место падения И-16 Талалихина, патроны у лётчика ещё были.
    Поразило количество сгоревших патронов. Остатки боекомплекта пулемета БС насчитывали около 160 штук, пулемета ШКАС – не менее 450 штук. Гильзы встречались хаотично по всему раскопу, а так же в лентах, которые находились в раздавленных патронных коробках.

    Почему Талалихин утверждал, что патроны закончились? Пожалуй, правды он мог не знать и сам. В жарком бою, раненый, он мог не правильно расценить обстановку – возможно в результате перестрелки, немецкой пулей перебило троса привод гашетки, и стрелять из пулеметов стало не возможно. Пытаясь стрелять, он видел, что выстрелы не происходят – мог подумать, что кончились боеприпасы.

    Возможно и другое – технические и боевые характеристики Хенкеля-111 и истребителя И-16 совершенно разные. На «ишаке» и управление и ведение огня лежит на пилоте, в то время как у Хенкеля (экипаж 4 человека) – двое стрелков, которые ведут огонь в широком секторе, что является огромным преимуществом по сравнению с И-16. Учитывая это, Талалихин мог просто решить, что шансов противостоять такому противнику мало, а чтобы не упустить врага – решил таранить, когда представилась возможность. Точного ответа не знает ни кто, но это ни сколько не противоречит факту подвига.
    1. +2
      1 октября 2018 18:00
      Цитата: Alexey RA
      По данным поисковиков, нашедших место падения И-16 Талалихина, патроны у лётчика ещё были.

      Надо гашетку и механику спуска смотреть. Чисто механическая гашетка при трех разнесенных пулеметах требовала такого усилия для спуска, что неустойчивый в управлении И-16 сбивался с курса еще до начала ведения огня. Да и любой другой, более современный истребитель не смог бы вести огонь по постоянно маневрирующей цели если не был оборудован пневмо- или электроспуском.
      Другое дело, что не очень понятно, почему на наших истребителях тогда ставили механический спуск. Может деталей не хватало? Специальных статей по этой теме не нашел. Лишь косвенные отсылки - например Ковзун (вроде) как-то признался, что шел на таран потому, что не мог попасть по цели. Ну и довольно часто наши пилоты вместо нормального прицеливания использовали наведение по трассе. В начале войны это было критично, т.к. и так не хватало боекомплекта, плюс не было замены для пережженых стволов. В общем, неплохая тема для исследования.
    2. -1
      4 декабря 2018 02:19
      На «ишаке» и управление и ведение огня лежит на пилоте, в то время как у Хенкеля (экипаж 4 человека) – двое стрелков, которые ведут огонь в широком секторе, что является огромным преимуществом по сравнению с И-16. Учитывая это, Талалихин мог просто решить, что шансов противостоять такому противнику мало

      откуда это у вас такая нелепая цитата?
      Эдак истребители нужно было ни в коем случае против бомбардировщиков не посылать- так у всех дело обстояло
  14. 0
    1 октября 2018 12:50
    Дважды Герой СССР, Луганский Сергей Данилович - два тарана: Ме-109 и Хе-111.
  15. +1
    2 октября 2018 01:58
    На самом деле - первый воздушный таран в Великую Отечественную совершил не Иван Иванович Иванов, а Дмитрий Васильевич Кокорев. Ну и конечно - несомненными "непревзойденными королями таранов" являются - и уже навсегда останутся - летные экипажи Императорских Армии и Флота Японской Империи...
    1. 0
      27 ноября 2018 13:20
      самураи не в счет!
  16. 0
    11 октября 2018 17:35
    Где-то читал что какой-то финн на дохлом их истребителе, четыре наших тб завалил и пятого успел покоцать в 39м году, когда те домой возвращались. Это по поводу пулемётных патронов, умению стрелять, и тактике и выучке наших ребят на тех бомберах. Фин открывал огонь только когда бомбер заполнял весь прицел, примерно с 30-50 метров.
  17. +1
    22 декабря 2018 18:32
    Я как-то сам полетал немного и только на легкомоторном самолете, но могу сказать одно - за штурвалом мыслишь совершенно по-другому. Мозг не может одновременно бояться и управлять самолетом. А в горячке боя еще появляется и азарт, поэтому на мой взгляд, принятие решения на таран не может быть тождественно равным, к примеру, взять и повеситься или еще как "на гражданке" покончить собой. В воздухе о себе сильно не думаешь...
  18. +1
    9 апреля 2020 03:04
    Дополню.
    Журнал боевых действий штаба 20 авд
    7.07.41