Загадка рогов из Галлехуса

21
Как известно, земля Дании в буквальном смысле этого слова «напичкана» древними артефактами, причем среди них немало самых настоящих сокровищ. Но два золотых «рога из Галлехуса», тем не менее, не выделить среди всего этого богатства просто невозможно. А сравнить… сравнить их можно разве что только опять же с датским «котлом из Гундеструпа», потому что и котел этот, и рога все покрыты изображениями фигурок людей и животных и, безусловно, представляют из себе предметы культа. На одном из рогов есть руны начала V века, которые могут быть переведены так: «Я, Хлевагаст из Хольта, (или — сын Хольта) рог сделал». То есть это местное, а не привозное изделие.

Первый рог нашли в 1679 году, а второй, неподалеку от того места, где нашли и первый, лишь в 1734-ом в Северном Шлезвиге, недалеко от деревни Галлехус. Очевидно, что эти рога образуют пару, хотя и нашли их по-отдельности. Сменив многих хозяев, они попали в коллекцию древностей, принадлежавшую датской короне и находящуюся в Копенгагене. Понятно, что в ученом мире их находка вызвала настоящий фурор, ведь их можно было вволю изучать, описывать и строить самые замысловатые теории. Забавно, что несмотря на очевидную ценность рогами этими пользовались по их прямому назначению: наиболее почетным посетителям в одном из них подавалось рейнское вино. Но в 1802 году некий вор по имени Нильс Хейденрейх сумел их украсть. А затем он расплавил оба рога и наделал из них украшений. Так что когда ученые задумали эти рога восстанавливать, то им пришлось ориентироваться на их описания и зарисовки, сделанные их предшественниками еще в XVIII веке. Однако, те рога, что сегодня экспонируются в Национальном музее Копенгагена, действительно золотые, и на них с максимальной точностью воспроизведены все те изображения, что были и на древних рогах. Впрочем, сколько раз эти рога крали и восстанавливали в точности неизвестно. Рассказывают об этом по-разному, в том числе и музейные гиды…



Загадка рогов из Галлехуса

Вот они, золотые «рога из Галлехуса». Прекрасный образец древнего мастерства.

Позднее Нильс рассказал о рогах много интересного, чем и оставил по себе не только плохую, но и хорошую память. По его словам, оба рога были сделаны из листового золота высокой пробы, и скреплены широкими кольцами, из сплава золота и серебра. Их покрывали изображения человеческих фигур и различных животных, птиц, рыб, звезд и орнаменты. Последние, скорее всего, смысловой нагрузки не несли и служили обычным украшением. Но некоторые рельефные изображения имели определенное значение, вот только какое, сказать похититель, естественно, не мог. Что мог означать, например, человек с тремя головами? Впрочем, в попытках интерпретировать изображения на рогах недостатка не было.


«Рога из Галлехуса» в экспозиции Национального музея в Копенгагене.

Одни видели в них персонажей скандинавской мифологии, кто-то считал, что они выполнены в кельтских традициях, или что это… акробаты и танцоры, которых создатель рогов увидел на византийском ипподроме. Каждый новый исследователь при этом что-то добавлял от себя, но к единой точке зрения в отношении того, что же рога изображают, нет по сей день!


Один рог подлиннее, другой – покороче.

Опять же с чем можно их сравнивать? Только опять же с «котлом из Гундеструпа». Что если и котел, и рога были задействованы в каком-то древнем ритуале, да скорее всего так оно и было. То, что из рогов пили – несомненно. Но что? Вино, воду, пиво, кровь, молоко? То есть история нам свидетельств их практического использования, к сожалению, не оставила.


Их трудно фотографировать, во-первых, потому что они за стеклом, а во-вторых потому, что изображения на них очень уж мелкие.


Изображения на утерянном роге из Галлехуса без рун.

Впрочем, если мы посмотрим на фигурку длинноволосого человека во втором ряду сверху, то увидим, что у него в руках рог для питья. Рядом с ним какое-то животное, скорее всего, лошадь, лежащая на земле (поскольку расположено эта фигурка под углом к остальным фигурам). Неподалеку стоит человек с луком и целится в это животное. Далее мы видим человека с копьями в обеих руках, направленных наконечниками вниз. Еще один мужчина едет на лошади верхом. Есть предположение, что если рассматривать эти фигурки в следующей последовательности: всадник, человек с копьями, лучник, человек, держащий рог, то почему бы не представить, что перед нами показана сцена жертвоприношения?

На роге без рун мы видим поединок двух человек, лица которых закрывают маски животных. Рядом с ними изображен кентавр. Вполне возможно, что это различные обряды, связанные с… чем? Вот этого-то сказать и нельзя. Об этом мы можем только лишь гадать и самое доказательное предположение в итоге может оказаться ошибочным и наоборот – самое бездоказательное – верным.


Два обнаженных человека с мечами и щитами на коротком роге. Кто они? Берсерки, танцоры, боги? Неизвестно!

Рог с рунами несет на себе похожие сцены. Но здесь присутствует трехглавый великан с козлом, которого нет на роге без рун. И опять-таки, кого этот персонаж изображает, с какими обрядами и верованиями он связан, к какой культуре принадлежит?


Фигура с рогами и с серпом, изображенная на более коротком роге.

В верхней части рога с рунами есть два человека, обнаженных или одетых в набедренные повязки. Обратите внимание на их шлемы с изогнутыми рогами, распространенные в Дании в эпоху бронзового века. Во всяком случае они похожи на знаменитые «шлемы из Вимозе». Один держит в руках серп и жезл, а другой — короткое копье, кольцо и жезл. Далее здесь мы видим воинов с мечами и щитами и, весьма возможно, они тоже танцуют. Но зачем-то здесь изображена еще и лошадь или олень с лунообразно изогнутыми рогами.

Многие ученые старались доказать, что изображенные на рогах человечки — это боги, и даже отождествляли этих танцующих персонажей с Тивазом, Воданом или Фрейром. Трехголовый гигант с козлом, по их мнению, являлся Тором, в лучнике они видели Улла. Но вполне возможно, что изображены здесь совсем не боги, а обыкновенные люди. Вот и в шлемах с рогами тоже люди или, если уж более конкретно, жрецы. Ну, а воины с мечами и щитами, скорее всего, жрецы бога войны.


Изображения на утерянном золотом роге без рун. По рисунку, сделанному в 1734 г.


Изображения на утерянном золотом роге с рунами из Галлехуса, Дания. По рисунку, сделанному в 1734 г.

Интересно, что изображения людей с копьями в руках и в рогатых шлемах мы встречаем на пластинках, украшающих знаменитый шлем из Саттон-Ху, и такие же пластинки найдены среди так называемых «вендельских шлемов» VII века. Возможно, что эти изображения как-то связаны с богами-близнецами, которых описал римский историк Тацит, сыновьями бога неба. Тацит также сообщает, что они покровительствовали путешественникам. Ну, а человек, с серпом и копьем в руках, мог быть одновременно и богом неба, и одним из его жрецов – кто знает, что стремился передать своими изображениями древний чеканщик.


Изображения чаще всего совершенно непонятны….

Фигурки богини плодородия здесь нет, но есть символы - кольцо и змея, которые могут символизировать божество плодородия… мужчину, изображение которого есть на «котле из Гундеструпа».


Звезды и вверху, и… внизу. Почему?

Фигурка лошади, приносимой в жертву, связана с обрядом, пришедшем из Индии, то есть это может быть связано с арийской культурой племен, пришедших в Европу с Востока. В Скандинавии такие жертвоприношения могли осуществлять воины, просившие богов о победе над врагом и отдававшие им самое ценное, что у них было – боевых лошадей! До этого в жертву в предыдущий период ее истории приносили быков.


Жертвоприношение лошади и трехголовый великан с козлом.

В Дании, видимо, тоже существовал обычай конского жертвоприношения. Например, на острове Борнхольм в ходе раскопок одного из домов эпохи Великого переселения народов в Сорте Мульде было обнаружено явное жертвоприношение лошади. А почему жертвоприношение? Да потому, что кости животного не были обглоданы собаками. Нашли конские черепа и кости и в торфянике в Рислеве (Зеландия), и во многих других местах. Во всяком случае изображения человека рядом с лошадью на «котле из Гундеструпа»., и всадника на «рогах из Галлехуса» однозначно свидетельствуют о высокой роли лошади в обществе древних датчан.


Вот он – «котел из Гундеструпа»


А это одна из изображенных на нем фигур. На голове оленьи рога, в руках змея и кольцо – символы обручения с природой или власти над ней?

В общем, пока что все попытки объяснить сюжетную линию изображений на «рогах из Галлехуса» ни к чему по-настоящему не привели, так же, как и сравнение этих находок с «котлом из Гундеструпа». Они красивы, они радуют глаз, говорят нам о самобытной и древней культуре того времени, мастерстве тех, кто все это изготовил, сложной обрядности и верованиях тех, кто ими пользовался, но и не больше. Сокровища хранят свою тайну, как и триста лет назад.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    6 октября 2018 07:17
    Настоящее сокровище, и красиво и функционально и познавательно
    Одним словом - замечательно)
    1. +1
      8 октября 2018 10:09
      Цитата: Albatroz
      Настоящее сокровище, и красиво и функционально и познавательно
      Одним словом - замечательно)

      Вот только откуда взялось золото высокой пробы?
  2. +9
    6 октября 2018 07:33
    Спасибо за красивый материал !

    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Очевидно, что эти рога образуют пару, хотя и нашли их по-отдельности.
    На самом деле вовсе не очевидно (разная длина, разное оформление, на одном руническая надпись - на другом нет ит .п.). Просто оба найденных рога сделаны в единой традиции, возможно для одного и того же культа, и может быть - одним и тем же мастером (или. как минимум, учениками одной мастерской).

    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Опять же с чем можно их сравнивать? Только опять же с «котлом из Гундеструпа». Что если и котел, и рога были задействованы в каком-то древнем ритуале, да скорее всего так оно и было.
    Да, точно, именно с этим котлом ! Хотя - вспомним, что этот "котёл", по наиболее вероятной гипотезе и по химическому анализу серебра, из которого изготовлен, является не местным произведением, а привезён откуда-то из Фракии или придунайских кельтских территорий, если вообще не из малоазийской Галатии ...

    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Фигурка лошади, приносимой в жертву, связана с обрядом, пришедшем из Индии, то есть это может быть связано с арийской культурой племен, пришедших в Европу с Востока.
    Ничего странного, это общая индо-европейская традиция, жертвоприношение коня солнечным божествам известно ещё в таких древних культурах, как индо-арийская и миттанийская даже...


    А данное изображение, на мой взгляд, имеет точную астрономическую привязку : изображённый слева охотник с луком - это созвездие Ориона, "звёздный охотник" во многих древних культурах ; далее - гигантский "молочный" змей, питающий иных змей молоком, - это изображение Млечного Пути (очень верное по смыслу!).
    1. 0
      6 октября 2018 07:57
      Вот и я сразу после статьи начал искать скандинавский гороскоп... Но не факт. Первое, однако что приходит в голову смотря на изображения - астрология
  3. +5
    6 октября 2018 09:04
    Да уж, все эти истории с похищениями и переплавлениями придуманы исключительно для того, чтобы скрыть факт хищения рога Наполеоном в Москве.
    Ведь этот рог - подарок Ярослава Гостомысла своему внуку – будущему императору Трояни-Руси. А второй рог - недоделанная копия первого - чтоб запутать историков.
    1. +2
      6 октября 2018 10:45
      Я Вам больше скажу! Изначально этот рог хранился в Киево-Печерской лавре. И спер его впервые Андрей Боголюбский, с помощью своей по любовницы Шалавы Непутятишны, которая, будучи служительницей данного места отправления культа (ну, знаете этих женщин, которые свечки в церквях тушат со словами: " Погорела и хорош!") весьма благоволила к видным мужчинам, особенно состоятельным. А Боголюбский, не будь имбецил, ещё кое-чего притырил
      1. +4
        6 октября 2018 13:38
        Вы на Туринскую плащаницу намекаете? Ну тут без Хозяев Запада явно не обошлось.
  4. +1
    6 октября 2018 09:25
    Рога, культ котла, лошади - все это конечно пришло из степи.
    Видимо, могучие и воинственные обитатели степи, вытесненные другими, еще более могучими и воинственными, направились на северо-запад. Где и подчинили себе предков скандинавов, навязав покоренным свои обычаи.
    Интересно, кто это был, может какая та часть киммерийцев?
  5. +2
    6 октября 2018 10:46
    "Фигурка лошади, приносимой в жертву, связана с обрядом, пришедшем из Индии, то есть это может быть связано с арийской культурой племен, пришедших в Европу с Востока", - с востока в Европу приходили только ираноязычные северные семиты (1 тысячелетие до н.э.) и тюрки (1 тысячелетие н.э.).

    Арии мигрировали в Европу с юга со стороны Балкан в 12 тысячелетии до н.э., после чего расселились от причерноморских степей до Балтики, затем часть ариев во 2 тысячелетии до н.э. ушла в Индию (а заодно и в Среднюю Азию, Иран и далее до Маньчжурии), а не наоборот.
  6. -2
    6 октября 2018 19:47
    Загадка рогов из Галлехуса

    Загадка частично решена. На обломаном роге изображен гороскоп и он успешно датирован. Конечно это никакой не V век нашей эры. Дата гороскопа 1 мая 1166г.н.э. Причём этот гороскоп египетский, т.к. на нём изображено солнечное затмение полоса которого в тот день проходила через Египет. Скорей всего дата гороскопа это некое священное событие раз эту дату воспроизводили в таких удалённых краях (совр.Дания) от места наблюдения. Сам золотой рог с гороскопом мог быть изготовлен значительно позже изображённой на нём даты, но никак ранее XII в.н.э.
    Что мог означать, например, человек с тремя головами?

    Это 3-ри мужские планеты Юпитер, Марс и Сатурн. А то, что человек с 3-мя головами держит на верёвке Козерога означает, что данные планеты были в соответствующем созвездии.


    2-ве фигруры расположенные крест накрест показывают солнечное затмение, Луна покрыла Солнце и т.д., полностью расшифровка здесь: http://chronologia.org/krrus/01_10.html
    1. +4
      6 октября 2018 20:50
      Цитата: Terror
      Дата гороскопа 1 мая 1166г.н.э.

      То есть этот рог на 100 лет старше битвы при Гастингсе? Не смешите мои тапочки! Плохо решена эта загадка! Без Фоменко явно не обошлось!
  7. +1
    6 октября 2018 21:07
    Насчёт змеи не знаю, но в другой руке никакое не кольцо, обычная гривна, как и у нас. У него на шее такая же. Эквивалент крупной суммы денег. При необходимости от этой гривны (серебро или золото) отрубали кусочки и расплачивались. Отсюда и рубль.
  8. 0
    6 октября 2018 21:16
    "... это может быть связано с арийской культурой племен, пришедших в Европу с Востока."
    Всё с ног на голову. Автору следить надо за последними достижениями науки. ДНК генеалогия давно разобралась. Арийская общность (вместе с обычаями и языком, санскритом) сформировалась на территории нынешнего юга европейской части России и, затем, распространялась на запад, ют и восток.
    1. +1
      6 октября 2018 22:42
      Цитата: boriz
      Арийская общность (вместе с обычаями и языком, санскритом) сформировалась на территории нынешнего юга европейской части России и, затем, распространялась на запад, ют и восток.

      Достоверно никто этого не знает. Вообще на прародину индо-европейцев больше всего подходит север Древней Месопотамии (как генетически, так и по карте языков), откуда они совершили двоякий вояж через Среднюю Азию в Южное Приуралье и через Боспор на Балканы, а уж оттуда то и стали расселяться.
    2. 0
      7 октября 2018 13:38
      Арийская общность сформировалась 24000 лет назад на Алтае, через 12000 лет дошла до Балкан, откуда распространилась на запад до Центральной Европы, на север до Карельского перешейка и на восток до Днепра (включая причерноморские степи).

      5000 лет назад арийцы одомашнили лошадь, изобрели колесо и колесницы. 4000 лет назад часть причерноморских арийцев мигрировала на восток (Урал, Средняя Азия, Иран, Индия, Северный Китай) и юг (Малая Азия, Сирия, Аравийский полуостров). 3500 лет назад другая часть причерноморских ариев мигрировала в Западную Европу (Гальштат и до Британских островов). 3000 лет назад часть карпатских ариев мигрировала в Южную (до Апеннинского полуострова), Центральную (до Судет) и Северную Европу (до Ютландского полуострова).

      В нашей эре восточно-европейские арии мигрировали в Азию до Тихого океана.
  9. 0
    6 октября 2018 21:17
    Разве не очевидно что древний зодиак с созвездиями и тп изображенными как фигурки?
    1. 0
      6 октября 2018 22:40
      Цитата: Вальдемар
      Разве не очевидно что древний зодиак с созвездиями и тп изображенными как фигурки?

      Нет, не видно. Просто отдельные астрономические элементы показаны, но общий сюжет - иной.
  10. 0
    7 октября 2018 10:45
    А вот если покопаться в окрестностях Тортуги и Санто-Доминго, то там еще и не такое можно найти. Испанцы целый континент грабили, и не одно десятилетие. Потом грабили испанцев. А чем даны и прочие норманны отличаются от пиратов?
  11. 0
    7 октября 2018 18:16
    Я конечно не специалист, но какие-то кельтские мотивы: рогатое божество в частности, а трехголовый , вспоните английскую сказку "Джек-победитель великанов"
    1. 0
      8 октября 2018 22:17
      Посмотрел ещё раз на рога.
      1. Подтверждается моя прежняя точка зрения, что рог без рун - и рог с рунами - они не составляют единой "гарнитуры", это не комплект; это просто произведения если не одного мастера, то одной художественной школы мастеров.

      2. Это также подтверждается и тем, что абсолютно различные композиции на рогах. На "роге с рунами" - рисунки явно астрономического или астрологическо-мифического характера. На "роге без рун" - скандинавско-германская или, возможно, кельтская "система миров" явно.


      Всё просто. Верхнее кольцо - это "верхний мир", мир "небес", полубогов и богов, вероятно с вариантом иероглифической писменности (поэтому на роге нет рун - тут надпись сделана в иной системе знаков).

      Кольцо рисунков чуть ниже - это "мир людей". Об этом говорят изображения охотника, рыбака, всадника и женщины с рогом для питья.

      Ещё ниже - это мир полудемонов или странных существ, некий "мир тонкого проникновения в наш" - явно волкодлаки, какой-то призрак, кентавр, вероятно изображение человеческого жертвоприношения и др.

      Ещё ниже - мир "демонов Конца Мира", об этом говорят изображения великого змея Ермунганда, волка Фенрира и иных хтонических чудовищ, которые должы выйти перед Рагнарёком.

      Почти в самом низу - возможно "Муспельхейм", где великий Дракон грызёт корни Мирового Древа - ясеня Иггдрасиля, и происходит некая сцена типа сотворения людей или создания Системы Миров в целом...

      Так что рога - абсолютно разные, хотя оба и имеют явное магическое предназначение, только для разные так сказать сфер применения - один - для "познания сущности верних небес", а второй для "путешествий по системе миров" (нечто типа шаманских видимо "путешествий").
  12. 0
    9 октября 2018 17:05
    Чепуха. Рогов нет, потому что их расплавили. Теперь они "воссозданы по рисункам". То есть это - фантазии на тему когда то существовавших рогов. Изучать тут нечего, по уровню достоверности... инопланетян на них изображено много? А таинственные письмена нигде не складываются в "сделано в Китае"?