Кто возьмется за авиакладбище в Монино?

71
Странно писать о том, о чем написан, наверное, не один десяток статей. А может, и сотен. И мы как бы принимали участие в теме в свое время.

Но статьи о музеях и музейных экспонатах России заставили действительно окунуться в музейные проблемы с головой.





В распоряжение редакции попало странное письмо. Письмо из околомузейных кругов в Монино. Хотя называть письмом крик "SOS" как-то язык не поворачивается. Некая инициативная группа рассказывает, как злое Министерство обороны России готовится уничтожить благополучный и действующий музей в угоду парку "Патриот".

"Министерству обороны нужны непременно исторические машины, которые сохранились в единственном экземпляре – это не только национальное, но и мировое достояние. ЗАЧЕМ разрушать известный и любимый в России и во всём мире Монинский Музей ВВС?"

Но в то же время авторы письма просят не предпринимать никаких действий по защите музея. Причем логика очень странная.

"Призываем вас действовать без лишних эмоций, продуманно и слаженно. Во-первых, распространите первые четыре абзаца данного текста как можно шире – в соцсетях, на тематических площадках, в студенческих сообществах, подключите дружественные СМИ".

Возникает такое ощущение, будто действует какая-то подпольная организация. Этакий скрытый микромайдан. Да и само письмо больше похоже на листовку-агитку. Только что на стенах по ночам не расклеивают. Сейчас вместо стен используют мониторы компьютеров.

Но признаем, что повод для волнений у подпольщиков есть. Вот копия повода, подлинность которой не вызывает сомнений.

Кто возьмется за авиакладбище в Монино?


По музею в Монино, особенно после знакомства с другими, более благополучными музеями, хочется сказать только одно. Давайте быть честными! В Монино сегодня не столько музей, сколько авиационное кладбище.



По нашему мнению, более позорного военного «музея» в России сегодня нет.



Причем сразу стоит разделить музей ВВС в Монино на две неравные части.

Та часть музея, до которой доходят руки и средства (мы не будем судить о том, насколько они велики, просто потому, что у нас нет цифр на руках), в хорошем состоянии.



Административный корпус и два ангара с копиями самолетов времен Великой Отечественной внушают уважение. А работа экскурсоводов вообще выше всяких похвал. Чувствуется, что рассказывает действительно специалист, а не вызубривший текст попугай.

А предмет всех бурлений находится чуть дальше. Открытая площадка и ангар для хранения «особо ценных экспонатов». Тот самый, не отапливаемый и с выбитыми стеклами ангар, в котором давно живут птички и успешно бомбардируют своим гуано особо ценные экспонаты.

Смотреть на это не просто стыдно, но и обидно за людей, которые когда-то создавали этот музей.

Открытая площадка, как уже было сказано выше, для большинства экспонатов просто место упокоения. Это не ошибка. Именно не место вечной стоянки, а упокоения. Причем не вечного. В отсутствие должного финансирования музейщики вынуждены просто ждать, когда экспонаты начнут самопроизвольно разрушаться.



Судя по состоянию некоторых, долго ждать не придется.

Экспонаты начнут разрушаться. Все вместе или нет, вопрос другой. Возможно, за исключением тех, над которыми шефствуют волонтеры. А вместе потому, что авиатехника требует постоянное ухода, а авралы для экспонатов не более чем оттягивание трагического конца.

Это странно звучит, но у музея нет сил и средств даже на охрану открытой площадки. Да и такое элементарное дело, как очистка техники от снега зимой, по большей части заслуга волонтеров. Но об этом ниже.

"Проходной двор" на открытой площадке привел к потере нескольких экспонатов. «Гости» в лице заходивших по ночам пьяниц и наркоманов, использовали самолеты для проведения "банкетов" и "тусовок". Вполне спокойно приходили, так же спокойно уходили, а самолеты потом почему-то самовозгорались.

Есть и ещё один аспект такой ситуации. Авиатехнику элементарно разворовывают. Тащат все, что могут. И противостоять этому музей не в силах. Не раскрывая особых секретов, кому надо, тот знает, что местами забора нет совсем! Вот и есть на выходе «охраняемая» территория без охраны и забора. Бабуля-охранница на воротах не в счет. Она ворота охраняет.

В общем, понятно, почему вдруг в музее оказались волонтеры. Люди, в большинстве своем увлеченные авиацией, готовые чистить снег, мыть машины, покупать за собственные средства запчасти на авиасвалках в Жуковском и Домодедово.

Вроде бы совсем простое дело — почистить снег. А попробуйте этого не сделать. Случится то, что случилось прошлой зимой в Алабино. "Сели" самолеты на хвосты от тяжести. А могло быть и хуже.



Да и восстанавливают машины тоже волонтеры. Точно так же, на собственном энтузиазме. Тоже в основном на собственные средства. В личное время. Практически без каких-либо прав и обязанностей.



Чтобы стало понятно, волонтеры — это не организация. Точнее, не совсем организация. Это просто группа людей, которые по собственной инициативе занимаются экспонатами государственного музея. Моют, чистят, реставрируют по собственному разумению и возможностям, проводят дни открытых дверей, собирают средства на ремонт самолетов.

То есть фактически ситуация такая: по согласованию с администрацией музея группой людей на территории музея проводятся работы с музейными экспонатами.

Ситуация с юридической точки зрения уникальная. Не знаем, есть ли где еще такое, но в Монино имеем то, что имеем.

Но параллельно имеем ряд нюансов.

Если нет организации, то и договоры об обслуживании музейной территории и экспонатов заключать не с кем. Да и денежные вопросы, извините за каламбур, вызывают вопросы.

Те, кто посещал музей, несомненно видели коробки для сбора денег. Значит, какие-то средства собираются. И, главное, как-то используются. А теперь представьте себя на месте проверяющего из каких-либо органов. Есть основания покопаться в этом деле?

Вот так, просто потому, что нет договора, а, следовательно, отчетов об использовании средств, можно спокойно испортить жизнь хорошим людям. Да и простой приказ выгнать, поступивший от любого уполномоченного чиновника Минобороны, перечеркнет старания этих людей напрочь. Физическое наличие при юридическом отсутствии.

Вообще, волонтеры работают на грани фола. Самолеты и другая авиатехника — достаточно сложный технический организм. Просто так туда не влезешь, но, кроме этого, это и достаточно опасно. В буквальном смысле этого слова.

Мы не раз подчеркивали, что в среде волонтеров есть реальные специалисты по самолетам без тени усмешки. К ним никаких вопросов нет и быть не может.

Но есть вопросы иного характера. Понятно, что администрации музея по большому счету все равно, что творится на этой злополучной площадке. Главное – есть людской ресурс и проводятся регламентные работы по типу мытья самолетов и уборки снега.

Кстати, об уборке снега. Были свидетелями тому, как это происходит. Не впечатлило, если честно. Полнейший детский садик с криками и песенками. Особенно когда пришли добровольные помощники волонтеров, то есть люди совершенно не подготовленные. Из офиса одного сотового оператора.







Никакой техники безопасности. Да, «инструктаж» был. Типа «станьте дети, станьте в круг».



Представьте себе падение с фюзеляжа Ту-144 при помывке. Или с Ил-18. Какова вероятность получить травму в этом случае? А если внутри самолета какая-нибудь железяки человека придавит? А если сделает инвалидом?

И главное – кто будет отвечать в таком случае? Как быть с потерей трудоспособности?

Журнал по технике безопасности и охране труда придуман не просто так. Там человек своей подписью заверяет, что он не просто прослушал требования, он их услышал и понял. А если нет – то какие тогда претензии?

Здесь же, понятно, если случится несчастный случай, то ответственность за него будет лежать исключительно на пострадавшем. Просто потому, что юридически он сам пришел, и на свой страх и риск залез на государственный музейный экспонат.

Это еще если за порчу ничего не припаяют, поскольку с государством у нас шутки плохо заканчиваются.

Примерно то же самое можно отметить и в плане электробезопасности. Когда в условиях зимы самолеты отапливают внутри бытовыми нагревателями, запитывая их от розеток, находящихся за несколько сот метров.

Конечно, внутренними работами в основном занимаются специалисты по конкретному объекту – «экипаж» из 2-х и более человек. Люди, действительно знающие конкретную машину. Но "и на старуху бывает проруха". Именно специалисты иногда попадают в самые нелепые ситуации.

Но главное — кто будет отвечать? За потерю трудоспособности? За возможную инвалидность? За...?

Директор музея? Или тот, кто представляет музей в общении с волонтерами? Юридически — оба, наверное. Другой вопрос, представляют ли они вообще, во что ввязались, даже из лучших побуждений? Подставить должностное лицо таким образом — дело 10 секунд. Которые вполне реально могут искалечить не одну, а несколько судеб.

А ведь есть ещё более "страшное кино". И опять связанное с безопасностью. Итак, неохраняемая площадка с авиатехникой. Отсутствие забора на части территории. Даже закрываем глаза на отсутствие контроля (кроме билетов). Достаточно того, что любой желающий сможет проникнуть на территорию просто так. Ну немного напрягая свои конечности.

А через день, два, три День открытых дверей... И народу возле самолетов на открытой площадке будет прилично. Вот где раздолье для тех, с кем мы упорно боремся в Сирии. Не метро, конечно, но количество пострадавших будет внушительным.







Скажете, версия фантастическая? Невыполнимая? Увы, выполнимая. И пока такая вероятность достаточно велика.

Мрачная картинка нарисовалась? Именно так и есть. Потому и утверждаем, что более позорного музея в России нет. Но самое мерзкое то, что и выхода из этой ситуации сразу не видно. Достойного выхода.

Министр обороны Шойгу ещё несколько лет назад анонсировал создание в Монино Президентского авиационного кадетского корпуса. Установим над музеем шефство корпуса — и решится большинство проблем. И что?

Открытие Корпуса должно было состояться в 2015 году, потом перенесли на 2017-й. Сегодня тихо и без лишней помпы Корпус как юрлицо находится в стадии ликвидации...



Нам вообще стало интересно, почему в Министерстве обороны на поручения министра кладут что-то там с прибором? Или одно дело заявить, другое дело сделать?

Сошлемся на ТАСС. «Шойгу поручил…», «Министр обороны поручил…» Жаль, коллеги из ТАСС не написали тогда, КОМУ Шойгу поручил.

Шойгу поручил "ставить на крыло" экспонаты музея ВВС.

Шойгу поручил заняться созданием центра патриотического воспитания в подмосковном Монине.

Но есть один нюанс, опять же связанный лично с министром обороны. Парк "Патриот" — это любимое детище нашего министра. И его указание о переносе некоторых экспонатов из Монино в "Патриот" означает официальную смерть музея.

Когда-то давно, многие экспонаты прилетели в музей "своим ходом". За годы разворовывания и ненадлежащего ухода восстановить их до первоначального состояния просто невозможно. Значит, будут резать и собирать уже в парке. Что из этого получается, многие видели на примере "патриотического" МиГ-29.

Что-то вывезут. Остальное бросят, лишив статуса музея. Либо просто вывезут часть, как было в Кубинке, и оставят как есть. И тогда можно смело заказывать оркестр на похороны бывшего музея ВВС...

Второй вариант, как мы понимаем, выбрали авторы письма, которое мы привели выше. Не лезьте к нам. Мы сами с усами. Народная любовь и инициатива не только сохранит, но и восстановит экспонаты, да и сам музей!

Увы, но это похоже на "щадящее купирование хвоста собаки", когда из жалости хвостик будут отрезать мелкими частями. Так животное будет меньше страдать...

Почему? Да потому же, о чем написано выше. Ничего не изменится. И оркестр надо будет заказывать не на завтра, а на послезавтра. Сохранить все экспонаты нереально. Значит, кому-то повезло, что ими занялись, а кто-то сгниет. Тихо и спокойно.

Искать решение необходимо.

Грабить музейный фонд в угоду парку "Патриот" позволять нельзя.

Во-первых, для начала нужно, чтобы сам «Патриот» работал не 10 дней в году, а слегка побольше.

Во-вторых, сколько уже было скандалов с «патриотовскими», есть мнение, и оно не только наше, что добра не будет.

В-третьих, все это безобразие есть прямое нарушения январского 2017 года закона «О неделимости музейных фондов и коллекций».

Оставить как есть, уповая на то, что кучка волонтеров все сохранит и преумножит? Более чем сомнительно. Здесь в первую очередь нужна полная легализация и работа не на подаяние в день открытых дверей и помощь неравнодушных, а на те же гранты.

Но, как нам кажется, более всего будет действенным третий вариант. Даже придумывать ничего не надо. Придумано все давным-давно. Посмотрите на успешные музеи. Да, частные заведения, но простите, на Парад Победы на Красной площади танки приезжают не из Музея Вооруженных сил, а из музеев Вадима Задорожного, Падиково и Верхней Пышмы.

Время, когда государство заботилось о сохранении истории, прошло окончательно и бесповоротно. Этому государству такая история не очень нужна. Время волонтеров-одиночек тоже ушло. Особенно если речь идет об уникальных экспонатах прошлого.



Среди наших предпринимателей высшего уровня есть достаточно много людей, готовых вкладывать деньги в историю. Мы это видели. Да, в том числе и в частных музеях. Так, может, стоит отдать умирающих в частные руки? Но это наше личное мнение.

А выход надо искать. Пока еще есть совсем немного времени.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -24
    3 октября 2018 13:06
    А зачем нам этот музей? Он напоминает о былом величии.
    1. Комментарий был удален.
    2. +18
      3 октября 2018 13:22
      Цитата: iouris
      А зачем нам этот музей? Он напоминает о былом величии.

      А вот об этом и нужно помнить. О своем величии. Не забывать свое прошлое, и гордиться им. И стремиться к лучшему. У человека без прошлого - нет будущего.
      1. +9
        4 октября 2018 13:20
        helmi8 (Сергей) вы юмора iouris (iouris) не оценили.
        Тоскливый юмор человека переживающего за утерю могущества страны, которая могла создавать такие машины.
        И сегодня, власть предержащим такие напоминания - бельмо в глазу.
    3. +12
      3 октября 2018 13:35
      Цитата: iouris
      А зачем нам этот музей? Он напоминает о былом величии.

      На дворе общество потребления... Особенно остро чувствуется это у нас с России, где такие бесценные самолеты как Ту-144 либо гниют, либо раздербаниваются, либо просто тихо увядают, в то время как должны блестеть и стоять величественно... А такие как Вы смотрят на самолеты и видят в нём несколько тонн алюминия и другого цветного металла, который можно продать. Толку Вам что то объяснять.


      1. +12
        3 октября 2018 14:51
        Вот самолёт, который изображён на Ваших снимках, сейчас. Владелец - Казанский авиационный университет - выделил деньги на его перевозку и приспособление под музей.



        И не потребовалось передавать самолёт в частные руки.
        1. +5
          3 октября 2018 17:18
          Цитата: Antares-610
          Владелец - Казанский авиационный университет - выделил деньги на его перевозку и приспособление под музей.


          Ключевое слово - "владелец". Или хозяин, как хотите. Казанскому университету нужен этот самолет, Минобороны тот не нужен. Именно в этом и разница.
      2. +10
        3 октября 2018 15:50
        А вот какие музеи в США. И у заклятых друзей не грех поучиться. Только тем, кто сейчас наверху, это напоминание о том, что мог Союз, глаза мозолит и показывает их место в истории страны.
        1. +14
          3 октября 2018 15:52
          Забыл прикрепить. Не поленился сделать скрины, до чего обидно.
    4. +12
      3 октября 2018 14:33
      Тем, у кого нет памяти и головы, музей действительно не нужен.
    5. +17
      3 октября 2018 15:30
      Вам и Сталин спать не дает. А нам дорого прошлое страны, которую убили, а теперь убивают память о ней. Музей нужен тем, кто верит в великое прошлое той страны, что создала все то, что нынешняя властная компашка хочет тихонько, не поднимая шума уничтожить. Не умеющая создавать новое эти ничтожества пытаются убить в нас память о тех, кто это умел и делал.
      Музей в Монино, настоящий музей, а не кладбище, нужен нам и той России, которая придет на смену ворам и жуликам во власти.
      А пока надо сделать все, чтобы наше прошлое не отправили в утиль..
    6. +3
      3 октября 2018 15:32
      Вы ошиблись.Надо было написать "им"вместо "нам".Нам и именно нам этот музей нужен.Нам-старшему и подрастающему,да и будущим поколениям.
    7. +4
      3 октября 2018 17:17
      Цитата: iouris
      А зачем нам этот музей? Он напоминает о былом величии.


      Ну да, понял вас. Но именно в наших силах не забывать и не дать пустить по ветру. Мы имеем полное право гордиться тем величием.
    8. 0
      3 октября 2018 20:59
      О ,бедный ,БЕДНЫЙ ,Йоррик
    9. +2
      4 октября 2018 09:58
      iouris (iouris) Вчера, 13:06

      А зачем нам этот музей? Он напоминает о былом величии.""
      Когда надо свалить ДУБ.. подрубливают его КОРНИ.
      История страны . рода и есть их корни.
      И кто это делает -тот знает что Он (они ) делают ..
    10. +4
      4 октября 2018 13:30
      А зачем нам этот музей? Он напоминает о былом величии.
      Люди добрые! У вас с чувством юмора, напряженка?
      Человек с болью (если не сказать более) высказался. А вы ему минусов налепили.
      Странный народ.
      Если у человека нет чувства юмора, то у него нет более, чем чувство юмора. (Станислав Ежи)
    11. 0
      6 октября 2018 12:28
      Кто не помнит своего прошлого — не имеет будущего
    12. 0
      10 октября 2018 19:57
      Когда я был в Даксфорде, в авиационном музее то просто офигел от состояния экспонатов, а Монино - только слезы...
  2. Комментарий был удален.
    1. +8
      3 октября 2018 14:52
      Причём, на деньги и под руководством олигархов - вчерашних кидал и авторитетов)))
      1. +1
        3 октября 2018 17:20
        Цитата: Antares-610
        Причём, на деньги и под руководством олигархов - вчерашних кидал и авторитетов)))


        Ну не факт. Музей УГМК, Падиково, Задорожного - что там гладенького?
        1. +3
          3 октября 2018 18:23
          детям больным собираем деньги по ТВ...какие "музеи"... ?олигархам "помочь"-денег хватает, чемпионаты-олимпиады:да ради бога...а для народа-реформы и кризис...фу...
  3. +5
    3 октября 2018 13:20
    Время, когда государство заботилось о сохранении истории, прошло окончательно и бесповоротно

    Не перегибайте. В те времена, когда "государство заботилось..." такие ситуации тоже происходили сплошь и рядом. Нет хозяина - нет и ухода... А чиновнику, что советскому, что российскому - зачем лишняя забота.
    1. +1
      3 октября 2018 13:28
      Цитата: тасха
      В те времена, когда "государство заботилось..." такие ситуации тоже происходили сплошь и рядом.
      Чтобы аж целый центральный музей авиации коту под хвост начали пускать? Что-то не припомню таких ситуаций. Но перегибать действительно не стоит, ведь самое главное -это не судьба музея ( его можно и расформировать) а судьба его уникальных экспонатов которые хорошо если останутся в России и в надлежащем уровне сохранности.
    2. +2
      3 октября 2018 14:33
      Парадоксально, но сейчас музей в Монино обслуживается даже лучше, чем в советское время.
      При СССР экспонаты просто свозили на музейное поле и расставляли как-нибудь. Помывка и уборка снега была возложена на солдат-срочников и прапоров из соседней в/ч.
      А за последние годы ряд экспонатов отреставрирован не только снаружи, но и внутри, не только волонтёрами, но и такими организациями, как КБ Яковлева, НПО им. Лавочкина, МВЗ им. Миля и т.д.
      1. +4
        3 октября 2018 17:38
        Цитата: Antares-610
        Парадоксально, но сейчас музей в Монино обслуживается даже лучше, чем в советское время.


        Андрей, врать вот тут прилюдно зачем? Нам на камеру, значит, рассказывали, как в советское время было прекрасно, что пионеры и студенты по первому зову приходили, что срочники из БОУП Академии ВВС пахали, а теперь?

        Ложь на уровне провокации. Предупреждаю.

        Десяток самолетов, которые обслуживаются, остальные просто стоят.

        И, кстати, ах, как плохо обслуживалось при Советском Союзе... Прямо, отвратительно. Но если посмотреть на американские авиашоу, где летают наши самолеты, вывезенные в 90-е, становится сомнительно в правоте слов господина Хомича-Антареса.
  4. +6
    3 октября 2018 13:28
    пигмеям не нужно помнить о своем былом величии титанов...
  5. +4
    3 октября 2018 13:46
    Нельзя угробить этот музей! Взять тот же танковый, в своё время всё "ненужное" переплавили, перепилили, а теперь считают по пальцам и охают что осталось. Благо хоть Кубинку не тронули. Та же ситуация и с Монино.
    1. +5
      3 октября 2018 14:42
      Кубинку не тронули? Да Вы просто не в курсе.
      В «немецком» ангаре осталась дай Бог половина эскпонатов, остальное переехало в «патриот».
      На место Пантеры поставили ржавый Т-34, который своим видом не понравился генералам в «патриоте»:


      В ангарах много пустого места образовалось:


      И теперь на место танков свалили обломки каких-то самолётов зачем-то:
      1. +4
        3 октября 2018 14:51
        Андрей, это просто ...... Литературных слов нет!!!!!
      2. +2
        3 октября 2018 15:28
        Цитата: Antares-610
        И теперь на место танков свалили обломки каких-то самолётов зачем-то:

        Это обломки американской Кингкобры найденной буквально в этом году. Эти обломки пристроили временно на сколько я знаю. Так что ничего страшного нет.
        1. +1
          3 октября 2018 15:30
          Нет ничего более постоянного, чем временное.
          Почему их в Монино не передали, всё-таки авиационный музей, они там смотрелись бы органичнее?
    2. +2
      3 октября 2018 17:38
      Цитата: Николай Петров
      Благо хоть Кубинку не тронули.


      Нихрена себе "не тронули"...
  6. +8
    3 октября 2018 13:56
    Монино. Музей авиации. Май 2014г.






    И это малая часть. Замечательный музей!!! good
    1. +2
      3 октября 2018 14:43
      Вам же написали - это авиакладбище! Как Вы смеете не верить?!!
      Скоро всё развалится, какой «Замечательный музей!!!»???
      1. 0
        3 октября 2018 14:53
        Цитата: Antares-610
        Вам же написали - это кладбище!

        я говорю о том, что видел своими глазами
        1. +4
          3 октября 2018 15:04
          Автор статьи в музее был неоднократно, но увидел противоположное. И теперь ратует за передачу музея анонимному олигарху в управление. Не наводит на мысли?
          1. +6
            3 октября 2018 17:25
            Ах, какой автор нехороший...
            Да, был. Да, видел. А побывав в музеях, где все организованно как надо, например, в Падиково, Верхней Пышме, да, ратую за то, чтобы этот детский садик прекратился. И пришел хозяин, который наведет порядок во всем. И в первую очередь - в плане человеческого фактора.
            И кто это будет, олигарх, промышленник, мне все равно.
            1. +3
              4 октября 2018 08:53
              Цитата: Banshee
              Ах, какой автор нехороший...
              да, ратую за то, чтобы этот детский садик прекратился. И пришел хозяин, который наведет порядок во всем. И в первую очередь - в плане человеческого фактора.
              И кто это будет, олигарх, промышленник, мне все равно.

              Зря вы так про волонтёров. Я сам долгое время был волонтером на аэродроме досааф. Мысль о приведении в порядок и привлечении крупного инвестора - она правильная, но при этом разгонять волонтёров не надо. Для них это любимое дело и хобби, так что правильнее было бы встроить их в новую систему. Оформить официально этот процесс. Вот и всё. Даже если в музей наберут толпу штатных специалистов, волонтёры могут им помогать - рабочие руки не безразличных людей нужны всегда.
              1. Комментарий был удален.
                1. 0
                  4 октября 2018 14:57
                  Цитата: Antares-610
                  Есть вероятность, что по результатам этой и последующих статей автора денег и инвесторов в Монино как не было, так и не будет, зато волонтёрам «прищемят хвосты» и затруднят работу.

                  Я и говорю ситуация патовая. У нас в Перми точно такая же обстановка, только с меньшим размахом вокруг самолета Ил-14 на а/д Фролово, который я собственно в команде волонтёров и пытался поддерживать в относительно терпимом состоянии. Самолет не простой - на нем везли из г.Березники в Пермь космонавтов Леонова и Беляева после посадки в местной тайге. Самолет сейчас стоит на аэродроме местного досааф, который в свою очередь планировал и планирует сделать из него и еще ряда старых аппаратов свой небольшой музей. Планирует он это уже лет 15. Самолет как стоял, так и стоит. Тонул в грунте, но группа волонтеров его откапала, перетащила на новое место. Заменили остекление и т.д. по мелочи. Денег - ноль. Были небольшие пожертвования и сборы. Привлекать кого-то из руководства уровнем выше все боятся, т.к. вспомнив про самолет его могут тупо распилить на металл с целью рубануть бабла. А волонтёров - послать куда подальше, они ведь официально никто. Я выступал за поиск инвестора, например обратиться в Сибирский НИИА, который уже не один самолет восстановил. Или заводу "Пермские моторы", который этот борт эксплуатировал, или местной городской администрации. Все боятся. Напишешь к примеру губернатору, а тот поддержит идею, скажет давайте поставим этот самолет как памятник на въезде в аэропорт, но тогда получится что его отберут у досааф - а они могут заявить что не отдадим, а волонтёров за такую инициативу опять же пинком под зад... Еще у нас есть небольшой "типа музей" авиации на базе пункта приема цветмета - там остатки самолетов из местного ВАТУ. Кабины, хвосты, двигатели - все разобранное, но позиционируется как музей авиации (хорош музей был бы из обрезков картин, ага). Говорили с его владельцем - он сказал в стиле "а на чём я смогу затраты отбить?" Т.е. если прибыли не светит то и нафиг этот Ил-14 не нужен.
                  Так и живем.
              2. 0
                4 октября 2018 15:46
                Цитата: Alex_59
                так что правильнее было бы встроить их в новую систему. Оформить официально этот процесс.

                Так о том и говориться в статье...нельзя разгонять,но нужно привести отношения в божеский вид. Иначе любой начальник в погонах просто выпрет их как нашкодивших щенят и всё
  7. +1
    3 октября 2018 14:24
    Цитата: iouris
    А зачем нам этот музей? Он напоминает о былом величии.

    ...не помнящие истории недостойны будущего. Не я сказал, возможно Пушкин. АС нашей поэзии и наше всё. А вы, позвольте узнать,каким боком к этой стране прислонены?... или просто не доделаны...
  8. +5
    3 октября 2018 14:38
    Часть машин перевезти в "Патриот" не удастся чисто физически, просто из-за их габаритов и веса. "Патриот" назвать "военно-патриотическим парком" пока очень сложно из-за графика его работы. Наконец, до Монино худо-бедно можно добраться на электричке, а вот кто поедет в "Патриот" ради куцей выставки старых самолётов? Не проще ли направить деньги на восстановление периметра музея в Монино, на ремонт павильонов и авиатехники?
    1. +12
      3 октября 2018 15:10
      Вы поймите - Шойгу распорядился создать в «патриоте» выставку советских боевых самолётов.
      Иметь в пределах Московской области другой музей с самолётами - слишком расточительно по нынешним временам. Да и отвлекает посетителей, которые из-за границы едут в Монино специально. Из Европы, из Китая едут любители советских самолётов. Потому что в Монино и Су-35, и Ту-144 одновременно можно увидеть, как нигде.
      Поэтому принято решение Монино задушить. Финансово давно душат, теперь началась информационная атака - что Монино - не музей, а авиакладбище.
      1. +5
        3 октября 2018 16:31
        Цитата: Antares-610
        Вы поймите - Шойгу распорядился создать в «патриоте» выставку советских боевых самолётов.

        Ну, это примерно как Сердюков, распорядившийся вывезти раритеты из Рязанского автомобильного училища
    2. 0
      3 октября 2018 17:42
      Цитата: av58
      Часть машин перевезти в "Патриот" не удастся чисто физически, просто из-за их габаритов и веса.


      Правильно!

      Цитата: av58
      "Патриот" назвать "военно-патриотическим парком" пока очень сложно из-за графика его работы.

      Там график есть? Два раза в году - график?

      Цитата: av58
      Наконец, до Монино худо-бедно можно добраться на электричке, а вот кто поедет в "Патриот" ради куцей выставки старых самолётов?


      Там еще есть куцая выставка танков из Кубинки.

      Цитата: av58
      Не проще ли направить деньги на восстановление периметра музея в Монино, на ремонт павильонов и авиатехники?


      Проще. Весь вопрос в том, что музей в Монино не в состоянии после переезда Академии Жуковского и Гагарина сделать что-то большее того минимума, на который способен.

      Уповать на так называемых волонтеров тоже нельзя, поскольку они там нелегально и на птичьих правах.
  9. +3
    3 октября 2018 15:21
    ну и где это потанины, роттенберги, дерипаски, абрамовичи?
    1. 0
      3 октября 2018 17:26
      Вы не тех называете. Есть в стране другие фамилии.
      1. +2
        3 октября 2018 18:07
        Роман, просто для любого из перечисленных выделить к примеру 100млн. рублей в год как слону дробина, они этого даже не почувствуют...
        1. +2
          3 октября 2018 18:48
          Цитата: faiver
          Роман, просто для любого из перечисленных выделить к примеру 100млн. рублей в год как слону дробина, они этого даже не почувствуют...
          ага...щас...а жить как??? wassat
          Глава «Роснефти» Игорь Сечин стал владельцем квартиры в Москве за 2 млрд рублей. Об этом пишет издание The Insider. Жилье олигарх приобрел в жилищном комплексе клубного типа Crystal House, который является одним из самых дорогих объектов недвижимости в столице.
          Площадь жилища — 1229 квадратных метров. Размер квартиры сопоставим с площадкой для игры в хоккей. Согласно выписке из ЕГРН квартира Сечина занимает сразу 5 этажей.
          Указанная кадастровая стоимость квартиры — 831 млн руб, но реальная рыночная цена объекта в 2,5 раза выше. По мнению издания, рыночная стоимость жилья Сечина превышает 2 млрд рублей.
  10. +2
    3 октября 2018 15:57
    Грустно. А ненавистные американцы с англичанами до сих пор на "аэрокобрах", "мустангах", "спитфайрах" на авиашоу летают. Слышал, что у них даже советские истребители времён ВОВ в рабочем состоянии есть.
    1. 0
      3 октября 2018 16:06
      В Монинском музее есть самолёты, которые вполне можно поставить «на крыло», учебно-тренировочные Яки, например.
      И аэродром монинский прямо за забором. Сейчас там дельталётчики летают, есть вертолётные площадки.
      Но собственник земли - Минобороны - поэтому всё неофициально и полуподпольно.
      1. +1
        3 октября 2018 16:15
        Учебно-тренировочные Яки, конечно хорошо, но хотелось бы в небе Як-1,3,7,9, Ла-5,7, Ил-2, и многие другие увидеть. Не удивлюсь, если окажется, что в России даже Миг-15 рабочих не осталось.
        1. +1
          3 октября 2018 16:32
          Есть летающий МиГ-15УТИ. Частный.
  11. +4
    3 октября 2018 16:02
    -12
    А зачем нам этот музей? Он напоминает о былом величии.
    Народ, вы что, сарказма не понимаете? belay
  12. +8
    3 октября 2018 16:25
    Десятилетиями из стоянки техники Монино превращали в музей. Без пафосных лозунгов, без заоблачных бюджетов.
    А теперь важные и богатые дяди хотят поживиться на всём готовеньком, хотя ничего не сделали для развития музея.

    Монинский музей в конце 1970-х годов. Нравится?


    80-е годы:


    А вот 2000 год.
  13. Комментарий был удален.
  14. 0
    3 октября 2018 18:26
    Приватизировать надо, в государственных руках загнётся. Частный собственник стремится выжать из капитала максимум прибыли, значит будет поддерживать капитал (музейный фонд) в надлежащем состоянии как можно дольше. Бюджетникам же прибыль не так важна, им главное отчитаться правильно, потому и будет вечное заметание под ковер и надежда, что "рухнет после меня".
    P.S. Надо, кстати, сыновей сводить, пока есть на что посмотреть. Спасибо что напомнили!
  15. -1
    3 октября 2018 20:30
    Рассчитывать , что десятки миллионов даже рублей бюджет РФ выделит на авиамузей Монино наивно belay Поэтому без того, чтобы к бюджетным деньгам подставил плечо мощный НЕгосударственный фонд со спонсорами, меценатами бывшими авиаторами ДЕЛО не пойдет правильно. И чтобы люди во главе этого дела оказались не делягами, а болеющими за авиацию!
  16. +4
    3 октября 2018 22:13
    Мысль в заголовке правильная.
    Жаль кроме этой мысли и намеков кто в стране жить мешает ничего нет. И не так ужасен музей в Монино, как головы некоторых коллег. Разруха она не в сортирах, а в головах.
    Всегда куча идиотов в любую тему привнесут свое сумашествие. Есть категория обиженных людей, которым весь интерес в жизни посидеть и потявкать на кого то другого. Все, больше смысла никакого нет и интереса. И вот такие люди даже на ВО лезут в каждую тему и начинается. Вместо темы, обсуждения про музей все по старой, кто виноват во всем, олигархи, почему те кто побогаче не скинутся на то или на это и вообще почему в жизни не все так как мы бы хотели.
    Открою тайну для не сильно здоровых людей. Те кто богаче вас, те кого вы называете олигархами ничего вам не должны. Почему какой то нездоровый индивид на форуме, который даже не понимает как что и для чего работает будет решать кому куда деньги тратить? А на футбольном форуме считают что тратить надо на футбол, а на форуме любителей пингвинов - на пингвинов и так далее. По этому все свои истерики - типа как же кто то не понимает куда надо что потратить а вот мы точно знаем - оставьте при себе. Это просто не умно.

    А теперь непосредственно по теме. Я вот пишу, возможно не совсем верно, потому что ситуацией не владею, только по некоторым публикациям на ВО и еще нескольких сайтах схожей тематики. По этому прошу прощения если повторяю что то или говорю о том что уже есть.
    Во-первых это не музей какого то величия. Для величия и есть парк "Патриот". А в Монино по сути совсем другое. Это музей истории. Истории развития, истории проб и ошибок, истории ПУТИ. Где то были тупики, где то особые ветви. Из этого и следует исходить. Потому что на форуме нашем видел очень много раз когда люди начинали вспоминать старые идеи и доказывать что надо было идти по этому пути. Всегда должна быть и документальная история этих моментов и желательно натуральная, что бы любой человек мог ознакомится и разобраться в интересующем его вопросе.
    Во-вторых все вопросы связанные с музеем должны исходить в первую очередь от его руководства. Ведь вопросы заданные в статье очень правильные. Но, насколько я вижу, музей в части разваливающихся экспонатов разрушают не генералы, не правительство, не стихия. А сами сотрудники музея. И это факт. Например работа с волонтерами - ее кто должен организовывать на должном уровне? Я? Олигархи? Путин? Скоморохов? Сталин? даже не знаю. И так во всем. Забор восстановить и устроить наблюдение камерами в разы дешевле чем восстанавливать последствия. Просто что бы сделать дело - надо просчитать затраты, потребовать финансы, поискать спонсоров или пожертвований. А самолет сгорел - и дело закрыто. Не, возможно я не прав и об этом трубили и трубят на каждом шагу, но есть некий заговор мешающий. Хотя по аналогии с другими областями моя версия мне кажется более состоятельной.
    В-третьих когда то давно надо было посмотреть на вещи реально!!! Это можно сделать и сейчас, но с каждым годом от этого все меньше толку. И ведь надо что то делать для этого. Я не знаю возможно в этом загвоздка? Если музей не может сохранить все экземпляры. То надо провести ревизию, составить списки что в каком количестве надо сохранить, что представляет ценность для истории, а что вторая, пятая, десятая копия и модификация и это не так важно. Кстати можно оставить, например кабины или другие уникальные элементы. Звучит - так себе, но если есть возможность спасти хоть что то, это лучше чем потерять все. Нужны планы и сметы. Например - строительство ангаров обойдется в такую то сумму, но это решит такие то проблемы. Пусть не ангары, пусть что то еще. То есть просить о помощи, говорить о недостаточном финансировании можно только имея на руках планы, сметы и финансовый отчет. Да, это звучит слишком просто и примитивно. Но вот в противоположность этому я вижу только одно. Музей не справляется, приглашает волонтеров, а все остальное - ну умерла так умерла.

    Если вам не нравится правительство, если вам не нравятся генералы, идите к т.н. оппозиции. Например на предвыборных дебатах господин Явлинский поднимал вопрос региональных библиотек и какой то определенной библиотеки, которую правда назвать постеснялся. Госпожа Собчак поднимала вопросы Серебрякова. Господин Навальный вообще сказал, что поможет каждому обратившемуся. Я более чем уверен что никто ничего решать не будет, но хотя бы, возможно, поднимут вопрос, чем не медийная тема? Просто пока что видно незаинтересованному лицу типа меня - все плохие, все продали, купили, просрали. Но нет ничего, никакой конкретики, идей и предложений от самого музея. Такое ощущение что просто ждут, когда некоторые экспонаты полностью развалятся, вину за это уже понятно на кого списали, а нет тела - нет дела, можно и успокоиться.
    Прошу прощения если не прав и огульно обвинил кого то.
  17. +2
    4 октября 2018 09:14
    Буквально несколько дней назад был на крейсере "Михаил Кутузов", который по ситуации полностью аналогичен Монино. Крейсер находится в плохом состоянии, за ним как могут, ухаживают волонтеры и добровольцы. Эти же люди защищают крейсер от попыток перетащить его в Севастопольский "Патриот".
    В моём понимании ситуация патовая. Верхи хотят сделать из "Патриотов" парочку идеально-гламурных объектов пиара и пропаганды за счет всасывания в них десятка прочих культурных и исторических объектов в других регионах страны. Не сомневаюсь, что те образцы что попадут в "Патриоты" будут вылизаны до блеска. То есть этим счастливым экспонатам повёзёт. Вроде бы это хорошо. Но при этом: а) те экспонаты, что не попадут скорее всего будут уничтожены. б) вместо десятка культурных объектов на большой территории нашей страны мы получим парочку централизованных для избранных, что очень напоминает нам ситуацию с гипер-развитой Москвой и весьма чахлой территорией вне пределов МКАДА, в) на людей которые пусть плохо, но поддерживали любимые ими образцы техники в регионах просто забьют, лишив их дела жизни, а заодно и их земляков лишат последних интересных культурных объектов.
    В моем понимании - оба варианта плохи. Музеи и ухоженные исторические объекты должны быть не только под боком у руководства страны в парках "Патриот", а по всей стране. Они должны быть для всех, а не для избранных. Молодые мальчишки из краснодарских станиц не поедут в московский "Патриот" возможно никогда, но если у них рядом будет крейсер "Кутузов", или может быть в ближайшем городе свой патриотический парк с нормально восстановленными самолетами - возможно их туда привезут на школьную экскурсию и это станет решающим моментом в их жизни. Тоже самое и с Монино.
    Частный капитал привлекать тоже надо, но он пойдет только тогда, когда это выгодно, то есть не будут олигархи в каждой деревне содержать памятники-самолеты. В Монино еще может быть. Но не по всей стране. Тут нужно финансирование из казны. Что касается Монино и "Кутузова", то идеальным будет вариант, когда их оставят на месте, но дадут нормальное финансирование и рабочие руки, пусть хоть из частного кошелька, без разницы. Кстати, музей в Верхней Пышме - это пример не корректный. Это не коммерческий проект музея, это просто люди не равнодушные на УГМК попались и сам завод имеет такой доход, что содержание такого музея для него не проблема. Но я сильно сомневаюсь что в чистом виде музей приносит прибыль - скорее всего доходы от билетов лишь немного компенсируют дотации завода на его содержание.
  18. +1
    4 октября 2018 09:22
    Да, крепко авторы на волонтёров обиделись.
  19. 0
    4 октября 2018 13:12
    "Мрачная картинка нарисовалась? Именно так и есть. Потому и утверждаем, что более позорного музея в России нет. "
    Да Вы по ходу дела ни разу не были в нашем музее, да и в патриоте тоже! В ваши видать, лет 18, кроме амбиций ничего, реально не музей нужно хоронить, а Вас, кто такое пишет!!! И не приходите к нам в музей, таким нелюдям мы не рады!!!
    1. Комментарий был удален.
      1. 0
        4 октября 2018 16:04
        Цитата: Antares-610
        он побывал в частных музеях и решил поднять волну за передачу Монино в частные руки.

        А вас устраивает состояние Монино сегодня? Сколько денег надо дать музею чтобы он вылез из ямы? Вы же сами видите, что музей умирает. И волонтеры его не спасут. Так где же выход? Ждать манны небесной от государства? Отдать часть экспонатов?
        Музей, за очень малым исключением, предприятие убыточное. особенно такой. И денег всегда будет получать впритык. а значит, правильно. смерть наступит послезавтра...
        1. 0
          4 октября 2018 16:23
          Музей не умирает, давайте сразу это определим. Это как говорить, что Третьяковка умирает, ведь картины не вечны и от времени осыпаются)))

          Я видел изнутри самолёты в Ульяновском музее Гражданской авиации. Снаружи часть из них покрашена, а внутри - они гниют без вентиляции. В том музее на 30 самолётов - пять сотрудников, двум из них - сильно за 70 лет. Но никто не кричит, что «Ульяновский музей умирает!».

          В Монино очень богатая коллекция, за последние годы сделано очень много для приведения её в достойный вид. Поэтому разные важные дяди - от Шойгу до частных коллекционеров - хотят «наложить» на коллекцию свою засаленную лапу.

          Жизнь не стоит на месте, нужно только смотреть внимательнее. С 2005 по 2012 год в Монино построено полностью новое здание с двумя ангарами, в которых поместилось около 15 самолётов - они там хранятся в идеальных условиях. В 90-е годы эти самолёты стояли на улице, и ничего, не сгнили.

    2. Комментарий был удален.
    3. -1
      4 октября 2018 18:08
      Цитата: ДоброжелательХХХ
      В ваши видать, лет 18, кроме амбиций ничего, реально не музей нужно хоронить, а Вас, кто такое пишет!!! И не приходите к нам в музей, таким нелюдям мы не рады!!!


      К ВАМ в музей... Сергей Кожугетович? Простите, не узнал...
      Нормальная иллюстрация к рисунку "кто такие волонтеры в Монино".
  20. +1
    4 октября 2018 14:20
    Цитата: iouris
    А зачем нам этот музей? Он напоминает о былом величии.

    Всё верно о былом величии ничего не должно напоминать,странно откуда столько минусов fool ,государство выбивает из истории и мозгов населения советское прошлое,что бы дети не знали что самой великой страной Россия была при советской власти.Всё что напоминает о СССР должно уйти в небытие,мы тут Украину перегоним.Символ победы красное знамя,звезду с серпом и молотом подменили на чёрно оранжевую ленту,красные звёзды с самолётов потихоньку уберут,могильник в Монино закроют,в Кубинке танки перекрасят,форму солдатскую напоминающую советскую заменят negative
  21. 0
    4 октября 2018 14:23
    Цитата: Antares-610
    Парадоксально, но сейчас музей в Монино обслуживается даже лучше, чем в советское время.
    При СССР экспонаты просто свозили на музейное поле и расставляли как-нибудь. Помывка и уборка снега была возложена на солдат-срочников и прапоров из соседней в/ч.
    А за последние годы ряд экспонатов отреставрирован не только снаружи, но и внутри, не только волонтёрами, но и такими организациями, как КБ Яковлева, НПО им. Лавочкина, МВЗ им. Миля и т.д.

    Так тогда этот музей относился к академии ВВС (какой конкретно - не помню). Экскурсии были крайне редки. Я там был в 1980 или 1981 году и потом году в 1984-85. Большинство экспонатов было в нормальном состоянии. Но вот машина Бартини как была в разбитом состоянии, так и сейчас судя по фото в таком же. Товарищ мой был там в начале 2000-х, так ЕМНИП на фотографии из салона ТУ-114 вместо пилотского кресла стоял обычный стул.
    К сожалению, о военных музеях говорят уже несколько десятилетий, а воз и ныне нам. Нет военно-морского музея, авиационный влачит жалкое существование. А сколько машин, достатончо уникальных не осталось в музеях. Не помню, есть ли в Монино Ту-128, но у нас в городе в свое время в летном училище был такой перехватчик в начале 70-х. Вряд ли остался где-то в музее, наверняка ушел на "цветмет". Тяжко читать о таких музеях...
    1. +2
      4 октября 2018 14:46
      Большинство экспонатов и сейчас в нормальном состоянии. Состояние лакокрасочного покрытия ничего не скажет о реальном самочувствии самолёта.

      Вот Ил-18. Он отмыт, краска обновлена. Но внутри он сгорел, почти всё восстанавливается почти с нуля.


      А вот Ил-62. Внутри в идеальном состоянии, в нём снимали ряд фильмов, в т.ч. «Легенду № 17».
      Однако, краска выцвела и самолёт выглядит «ушатанным». Покраска может стоить от 1 до 3 млн рублей. Покрасить гражданский самолёт в военном музее полковников жаба задушит - не целевое расходование средств!

    2. 0
      4 октября 2018 14:57
      Но вот машина Бартини как была в разбитом состоянии, так и сейчас судя по фото в таком же.


      ВВА-14 (точнее, 14М1П) в конце 80-х годов перевозили из Таганрога, в Лыткарино оставили на долгое время без охраны в ожидании Ми-26. Местные жители сделали с всё, что хотели.
      При перетаскивании в Монино вертолёт здорово приложил машину об берёзовую рощу.
      За прошедшие 30 лет никто не почесался приведением машины в порядок. Волонтёры с 2013 года готовят её к реставрации, пока не очень успешно из-за навала других задач.



    3. +1
      4 октября 2018 15:00
      Товарищ мой был там в начале 2000-х, так ЕМНИП на фотографии из салона ТУ-114 вместо пилотского кресла стоял обычный стул.


      Кабина Ту-114, снято в прошлую субботу. Стула уже не наблюдается. Украли, наверное)))

  22. +2
    4 октября 2018 16:39
    музей не роскошь, не былое величие, но почва на которой растет будущее. Музей это место научной работы, это рабочие места, это реальная история страны и науки, да до американских музеев далеко..., но это тот случай когда догнать надо..., это государственное дело, если частный бизнес может помочь то надо привлекать …, здесь очень серьезные возможности
  23. 0
    8 октября 2018 15:24
    музей просто поразительный. я всегда интересовался авиацией, но увидеть ряд экспонатов вблизи - это просто выносит мозг. Шикарная выставка! Экскурсоводы весьма не плохо знают мат. часть.

    больше всего меня поразили ДБ3 и М4. Отдельно ходил посмотреть на остатки НЛО Бартини.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»