Система 2К5 "Коршун"

Система 2К5 "Коршун"
Как и в случае с твердотопливным «Стрижем», для применения в реактивных системах залпового огня был разработан и полевой вариант Р-110 — «Чирок-Н». Однако обеспечиваемое жидкостным ракетным двигателем превосходство над «Стрижем» в дальности на 25% не оправдывало усложнение конструкции и эксплуатации. Значительными преимуществами обладала более мощная система «Коршун», проектирование которой в ОКБ-3 велось по Постановлению Совета Министров СССР от 19 сентября 1953 г. № 2469-1022 практически одновременно с работами по «Чирку».

Система «Коршун» 2К5 с жидкостной неуправляемой ракетой ЗР7 предназначалась для поражения целей на дальностях до 55 км мощными боевыми частями массой 100 к;. Многократное увеличение массы боевой части и дальности стрельбы даже при использовании высокоэнергетичного жидкого топлива определило почти двукратное утяжеление «Коршуна» по сравнению с МД-20.

В отличие от немецкого «Тайфуна», в котором бак окислителя концентрично охватывал бак горючего, отечественный неуправляемый реактивный снаряд ЗР7 был выполнен по традиционной схеме с последовательным расположением баков триэтиламинкси-лидина (ТГ-02, «Тонка») и азотной кислоты. Был также разработан более дешевый вариант двигательной установки с применением ТГ-02 только в качестве пускового горючего, а более доступного ТМ-130 — как основного. Как и на многих других ракетах 1950-х гг., в ЗР7 использовалась вытеснительная подача жидкого топлива. что обеспечивало упрощение и удешевление конструкции двигателя ценой некоторого утяжеления корпусов рассчитанных на большое давление баков. Впрочем, на небольших ракетах масса конструкции изделия в целом оказывалась вполне приемлемой с учетом некоторого облегчения двигателя за счет исключения из его состава турбонасосного агрегата.


В передней части реактивного снаряда располагалась боевая часть. Внутри хвостового отсека размещался жидкостный ракетный двигатель С3.25 (С3.25Б в варианте с основным горючим ТМ-130), а на наружной поверхности корпуса отсека крепился стабилизатор, четыре трапециевидных пера которого располагались под небольшим углом к набегающему потоку, что обеспечивало проворот по крену для осреднения действия газодинамических и аэродинамических возмущающих сил.

Для снижения аэродинамического сопротивления и удобства размещения на боевой машине корпус реактивного снаряда был выполнен в большом удлинении. Длина составляла 5535 мм при диаметре 250 мм.

Система 2К5 "Коршун"

"Коршун" на параде

При размещении боевой машины «Коршуна» на ставшем уже типовым для послевоенных систем залпового огня шасси ЗиС-151 или его модификациях она не смогла нести более двух реактивных снарядов ЗР7 массой по 385 кг. Более благоприятные перспективы открывались при использовании трехосного шасси повышенной проходимости ЯАЗ-214. разработанного в начале 1950-х гг. После перевода производства этого автомобиля из Ярославля в Кременчуг его наименование сменили на КрАЗ-214. Боевая машина системы «Коршун» 2П5 при массе 18,14 т могла развивать скорость по шоссе 55 км/ч, запас хода составлял 530 км. Пакет для размещения шести реактивных снарядов на спиральных направляющих мог выводиться на угол возвышения до 52 град. Горизонтальное наведение осуществлялось в пределах угла 6 град Артиллерийская часть боевой машины разрабатывалась в Ленинграде в ЦКБ-34 под индексом СМ-55.

Большой опыт создания зенитных неуправляемых ракет, объединение разработки ракеты и двигателя в одном коллективе ОКБ-3 НИИ-88 позволили быстро завершить этап наземной отработки и с середины 1950-х гг. перейти к летным испытаниям, прошедшим достаточно успешно и подтвердивших достижение заданных показателей комплекса. Была выпущена небольшая серия боевых машин, с 1957 г. демонстрировавшихся на парадах на Красной площади.

Но фактически «Коршун» на вооружение не поступал. Коллективы Исаева и Севрука, работавшие на конкурсных началах в составе одной организации — НИИ-88, оказались в ситуации, обычно характеризуемой как «два медведя в одной берлоге». Более реалистическая техническая политика Исаева одержала верх, и в конце 1958 г. коллектив Севрука влили в ОКБ-2. Объединенное подразделение НИИ-88 получило наименование ОКБ-5 (ОКБ-2 + ОКБ-3), а в начале следующего года выделилось в совершенно самостоятельную организацию — ОКБ-2, сосредоточившую свою деятельность на двигателестроении. В результате вслед за коллективом ОКБ-1 СП. Королева практически все конструкторские подразделения выделились из НИИ-88. который в полном соответствии с наименованием превратился в научную организацию теоретического и экспериментального профиля. Сам же Севрук вернулся в организацию Глушко.

Официально разработка «Коршуна» была прекращена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 февраля 1960 г. № 135-48.

Система 2К5 "Коршун"


«КОРШУН»
(уральский вариант)


Помимо НИИ-88 к разработке системы типа «Коршун» привлекалось и СКБ-385 при заводе № 66, расположенном поблизости от уральского города Златоуст. В конце 1940-х гг. это предприятие планировалось в качестве основного изготовителя ракет Р-1 — воссозданной коллективом СП. Королева немецкой Фау-2 и баллистических ракет, создававшихся в их развитие. При заводе в 1947 г. было создано КБ во главе с М.И. Дуплищевым, с 1949 г. выделенное в самостоятельное СКБ-385. Однако в начале 1950-х гг. было принято решение развернуть серийное производство Р-1 не в Златоусте, а в Днепропетровске. На Урале велись и опытные работы по ракетостроению, но связанные с далеко не самой актуальной тематикой. Там разрабатывалось изделие «50РА» — все та же Р-1, но с применением в отсеках фанеры вместо металла. Позже и эти работы передали в Днепропетровск, а в Златоусте занялись ракетой типа «Коршун» — 8Б51. По сравнению с вариантом НИИ-88 она была меньше — длина 4 м при калибре 240 мм, что должно было определять и несколько худшие тактико-технические характеристики. Естественно, что жидкостный ракетный двигатель разрабатывал не конкурент — Севрук, a A.M. Исаев, правда, работавший все в том же НИИ-88. Однокамерный двигатель С2.260 также работал на азотной кислоте и керосине. Вытеснительная подача компонентов топлива обеспечивалась с применением порохового аккумулятора давления.

После разработки эскизных проектов и проведения ряда экспериментальных работ был сделан выбор в пользу варианта Сев-рука, и работы по 8Б51 прекратили. Однако при ее проектировании был накоплен опыт содружества СКБ-385 с двигательным КБ Исаева, ставшего на многие десятилетия основой кооперации множества организаций по созданию жидкостных баллистических ракет для подводных лодок, сформированной в дальнейшем главным конструктором этих ракет В.П. Макеевым, возглавившим СКБ-385 в 1955 г.
Первоисточник: http://vooruzenie.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. Братец Сарыч 8 декабря 2012 12:25
    А этот материал из какой-то серии? Я видимо пропусти начало - начинается как-то все неожиданно...
    Если это продолжение, то хорошо бы в начале ссылку дать на начало и указать, что это продолжающийся материал...
    Братец Сарыч
    1. alex86 8 декабря 2012 16:45
      Вот и мне странным начало показалось... Типа первая часть про "Стриж" была. Я думаю, модераторы что-то напутали.
      И ещё я не увидел КВО, и интересно, наружный трубчатый каркас - это для жесткости направляющих - странноватое решение
  2. Russian Sniper 8 декабря 2012 12:25
    Подобная система сейчас используется в КНДР. soldier
    Russian Sniper
  3. Dikremnij 10 декабря 2012 02:50
    "После перевода производства этого автомобиля из Ярославля в Краматорск его наименование сменили на КрАЗ-214"
    Это полный БРЕД! КрАЗ - это КРЕМЕНЧУГСКИЙ автомобильный завод, находится в Кременчуге Полтавской области.
    Dikremnij
  4. гансик 13 декабря 2012 13:54
    Что -то тут не сростается
  5. Evgeny64 5 января 2013 14:19
    Интересно,а сколько стоил залп этой системы?
    Evgeny64
    1. Cavas 5 января 2013 14:20
      Цитата: Evgeny64
      Интересно,а сколько стоил залп этой системы?


      А ты приколист!!))
      Купить хочешь??? wassat
      Cavas
      1. Evgeny64 5 января 2013 14:52
        Нет,интересно насколько Родина раньше богата была...
        Evgeny64

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня