Старички ещё в деле. Стальные ветераны ЧФ России. Часть 1

42
Как человеку, выросшему у моря и ходившему под парусом и на моторе, мне грустно смотреть, как на распил отправляются заслуженные корабли-ветераны. То ли это некое советское воспитание даёт о себе знать, когда не было крысиных забегов по торговым центрам, то ли просто некое романтическое одушевление стальных бойцов морского простора… Увы, сейчас подобная привязанность встречается всё реже — современность даёт о себе знать. Особенно это видно по морякам торгового флота, которые привязаны к своим судам не более, чем пассажиры к лифту, в котором поднимаются наверх. У военморов всё обстоит иначе, но и их боевые товарищи со временем идут на слом.





Так что взглянем на старичков, которые вопреки превратностям судьбы и каким-то чудом до сих пор числятся в составе Черноморского флота. На первом месте, безусловно, будет спасательный корабль-катамаран «Коммуна», проект которого был разработан в невыносимо далёком 1911 году. Весьма отдалённым прототипом будущей «Коммуны» был немецкий спасатель подводных лодок «Вулкан», кстати, вскоре затонувший в 1919 году при буксировке в Англию.


Немецкий спасатель субмарин "Вулкан"

30 декабря 1911 года Путиловский завод, представивший лучший проект корабля, получил заказ на постройку от Главного управления кораблестроения, а уже в 1912 году началась сборка корпуса на стапеле. 17 ноября следующего года спасательный корабль, получивший изначально имя «Волхов», был спущен на воду, а 14 июля 1915 года «Волхов» вошёл в состав Балтийского флота, точнее, в состав дивизиона подводных лодок в качестве плавбазы.

Старички ещё в деле. Стальные ветераны ЧФ России. Часть 1


Катамаран имел водоизмещение 3100 тонн. Длина – 96 метров, ширина – 18,57 м, осадка достигала 3,65 м. Два корпуса корабля соединялись между собой четырьмя 18-метровыми арочными фермами, расположенными на равном расстоянии друг от друга и соединенными продольными балками. Таким образом, поднятая из воды подлодка оказывалась между двумя корпусами, помещённая на 12 поворотных поперечных бимсах.

Два дизеля рижского завода «Фельзер» мощностью по 600 л.с. позволяли развивать скорость до 9 узлов. Позже их заменили на двигатели Коломенского завода, близкие по характеристикам. Дальность плавания составляла 4000 миль с запасом топлива на борту. Численность экипажа доходила до сотни моряков, не считая подводников, для временного размещения которых имелись дополнительные помещения.



История славной службы «Коммуны», которой она стала по решению собрания всего экипажа в 1922 году, заслуживает отдельной книги, и не одной. Спасатель поднял сотни военных кораблей и гражданских судов, субмарин и даже самолётов, начиная с 17-го года, когда «Коммуна» прошла «боевое крещение», подняв подлодку АГ-15.


Срез путиловской стали "Коммуны", проведённый "Композитом"

Но самой главной загадкой «Коммуны», как ни странно, является её поразительная стойкость и сохранность. Точнее сохранность его стального тела. Более того в 2015 году учёные научно-исследовательской и производственной организации ракетно-космической промышленности по созданию и использованию материалов «Композит» исследовали путиловскую сталь «Коммуны». Несмотря на то, что учёные были поражены отсутствием и следа коррозии на корпусе корабля, они долго не могли дать ответ. В итоге выяснилось, что коррозия отсутствует ввиду наличия на поверхности металла труднорастворимой плотной оксидной пленки, препятствующей агрессивной среде. Однако, на вопрос, каким образом и с помощью какой технологии «путиловцам» удалось проделать столь тонкую и наукоёмкую работу, ответа пока нет.

Однако легендарная «Коммуна», находящаяся и ныне в составе флота и принимающая активное участие в спасательной работе, не так одинока в своём пенсионном возрасте. Конечно, славы катамарана-спасателя суда-ровесники не сыскали, но служили нашему флоту верой и правдой, часто совсем незаметные.



Одно из самых эксплуатируемых вспомогательных судов ЧФ России – малый морской танкер «Истра», которому в этом году стукнуло ни много ни мало 77 лет. Договор на строительство судна был заключён между судоверфью и… ВМФ Германии. Да! «Истра» — это трофейное судно. В 1941 году со стапелей завода D.W. Kremer Sohn в Эльмсхорне сошёл танкер под именем «Else».

Водоизмещение составляло 1200 тонн. Длина – 61 метр, ширина – 9 м, осадка – 2,75 м. Два дизельных четырёхтактных двигателя позволяли идти полным ходом 12 узлов. Дальность плавания составляла 1200 миль. Естественно, исходя из задач военного времени, танкер вооружили. Он нёс на своём борту два 20-мм зенитных орудия, являющихся корабельной модификацией 2 cm FlaK 30, а также два пулемёта. Экипаж состоял из 6 офицеров и 20 матросов.



С 1941 года танкер «Эльза» базировался в Свинемюнде, совершая рейсы с топливом в Осло, Копенгаген, Тронхейм, Нарвик и т.д. В 1945 году британские войска захватили танкер как раз в Норвегии в Тронхейме и сразу включили его в состав ВМС Британии под именем «Empire Tigina». Однако позже согласно условиям репараций были вынуждены передать его в качестве трофея СССР. Сразу же после получения танкера в 1946 году с Балтики его перевели на Черноморский флот в Севастополь. Некоторое время судно перевозило нефтепродукты под зубодробительным названием НТ-3. Только в 1948 году по приказу главнокомандующего ВМС танкер получил своё имя – «Истра».


"Истра" заправляет подлодку "Новороссийск"

Этот скромный трудяга за свою карьеру прошёл верно не одну сотню, а то и миллионы, морских миль. Танкер перевозил и бензин, и техническое масло, и даже авиационный керосин, когда в состав флота ввели авианесущие корабли. За время службы «Истра» совершала походы в Чёрном, Азовском и Средиземном морях с заходом в порты Александрия, Сплит, Варна, Дуррес и прочие. А с 57 по 58 годы судно обеспечивало функционирование наших кораблей и подлодок в албанском Дурресе в период оказания интернациональной помощи НРА. В 1992 году «Истра» участвовала в эвакуации беженцев из зоны грузино-абхазского конфликта.



Несмотря на свой более чем почтенный возраст – 77 лет – «Истра» по прежнему в строю и активно эксплуатируется, каждый день перевозя топливо и масло для военных кораблей ЧФ. Загадкой его живучести и долголетия в том, что танки судна эмалированы и практически не подвержены ржавчине. В данный момент «Истра» входит в состав 205-го отряда судов обеспечения Черноморского флота России.



Бывший морской буксир "СП-10" выделяется старомодной трубой, окрашенной в Российский триколор

А теперь познакомимся с одним из самых старых судов ЧФ, который уступает разве что «Коммуне». Это морской буксир «СП-10», а ныне «ОТ-463». Буксир был заложен на Севастопольском морском заводе имени Серго Орджоникидзе в 1939 году, а в следующем году не только был спущен на воду, но и вступил в строй в составе судов обеспечения Черноморского флота. Водоизмещение составляло 680 тонн. Длина – 39 метров, ширина – 8,2 м, осадка – 3,5 м. Силовая установка в 800 л.с. обеспечивала скорость хода в 12 узлов. Дальность плавания доходила до 2600 миль. Экипаж – 31 человек.



Во время обороны Севастополя в 1941-42 годах буксир был вооружён двумя пулемётами и одним 45-мм орудием и обеспечивал боевую деятельность флота, а также совершал боевые рейды. В 1942 году вслед за ЧФ был переведён на Кавказ, а в 43-м получил бортовой номер ЧФ-4. 19 октября 1944 года карьера буксира могла оборваться. Судно во время буксировки водоналивной баржи по вроде бы протраленному Инкерманскому створу при подходе к боновым воротам чуть было не наскочил на мину. Буквально в ста метрах от буксира взорвался немецкий морской сюрприз. Судно получило незначительные повреждения и скоро снова вернулось в строй.


"ОТ-463" за работой

С 1949 года буксир получил бортовой номер «МБ-40» и продолжил свою службу в Севастополе. В 1978 году судно, которое уже тогда выглядело архаичным, было исключено из состава флота. Однако, вместо печальной судьбы пойти на металлолом, буксир переквалифицировали в отопительную станцию под именем «ОТ-463». Судно покорно стало у пирса и своевременно обеспечивало паром помещения завода и некоторые корабли в зимнее время. В 2008 году даже прошло доковый ремонт и вернулось на своё законное место – пирс на территории ремонтно-артиллерийского завода в Севастополе. Правда, необходимо отметить, что заслуженного трудягу в 90-е хотели пустить на иголки, но экипаж отстоял ветерана флота. Для людей неравнодушных к стальным долгожителям Чёрного моря автор рекомендует отыскать в сети видеоматериал Независимого Телевидения Севастополя под названием «Плавучая котельная», посвящённый «ОТ-463».


Старичок "РБК-76"

Особая судьба постигла и рейдовый баркас «РБК-76». Баркас представляет собой немецкий трофейный рейдовый катер, спущенный на воду в далёком 1942 году. В 1944 году катер захватили наши войска, и буквально месяц спустя он вошёл в состав Черноморского флота. Судно ещё долго служило в своей непосредственной роли. На данный момент старичок входит в состав 280-й щитовой станции ЧФ, в которой состоят плавучие щиты-мишени для учебных стрельб. Базируется баркас на Стрелецкую бухту Севастополя.

Продолжение следует…
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    9 октября 2018 05:37
    мммда...есть чем гордиться...
    1. +23
      9 октября 2018 07:22
      Цитата: андрей юрьевич
      мммда...есть чем гордиться...

      А чё не так?!
      Надеюсь не распилят, а музеи с них сделают. Катамаран вообще красавчег.
      Спс автор.
      1. -1
        9 октября 2018 14:54
        Надеюсь не распилят, а музеи с них сделают.
        Главное что бы они сами от старости не разошлись
  2. +19
    9 октября 2018 06:01
    Судя по фото, "Коммуну", похоже, в идеальном состоянии поддерживают...
    Экипажу респект.
    1. +15
      9 октября 2018 07:24
      Цитата: Мур
      Судя по фото, "Коммуну", похоже, в идеальном состоянии поддерживают...
      Экипажу респект.

      Сейчас "Коммуна"выходит из дока ( очистка корпуса + плановый ремонт ) приступает к своим служебным обязанностям !
      1. +1
        9 октября 2018 15:10
        Цитата: 30 вис
        Цитата: Мур
        Судя по фото, "Коммуну", похоже, в идеальном состоянии поддерживают...
        Экипажу респект.

        Сейчас "Коммуна"выходит из дока ( очистка корпуса + плановый ремонт ) приступает к своим служебным обязанностям !

        ЗОЛОТУЮ заклёпку нашли?
        1. +3
          9 октября 2018 17:15
          Поиски золотой заклёпки продолжаются .
    2. +7
      10 октября 2018 14:24
      Я даже больше скажу. Коммуну модернизировали с установкой на ней роботехнического комплекса. Тч и такое бывает - роботехника на судне царской постройки. belay
  3. +10
    9 октября 2018 06:12
    Автору СПАСИБО!!!! ПОТРЯСАЮЩЕ!!!!!!!
  4. +2
    9 октября 2018 06:34
    Большое спасибо за статью.
  5. +9
    9 октября 2018 07:21
    Из ОТ-463 уже можно было бы и музей сделать. Биография позволяет. Хватит уж мучать ветерана. Видел его в 2013 году, труба не была покрашена еще.
    1. +8
      9 октября 2018 10:24
      hi Приветствуем Алексей!
      Цитата: Alex_59
      Биография позволяет

      Еще бы!!! СП-10 последний свидетель обороны Севастополя 1941-42г.г. и ушел из Севастополя одним из последних!!!
  6. +5
    9 октября 2018 08:22
    Комунна у нас в Стрелецкой стояла,в бригаде ПСС,она ещё клёпанная!
    1. -1
      9 октября 2018 10:29
      Цитата: МорякЧФ
      в бригаде ПСС

      37-я БРСС УВФ АСС
  7. +9
    9 октября 2018 09:02
    Интересная статья! Надеюсь во второй части автор расскажет про яхту, подаренную Адольфом Алоизовичем адмиралу Дёницу. Вроде на Минной стенке стояла раньше. Уникальное судно. У него каюта капитана на подвижных шарнирах, и при качке всегда находится в горизонтальном положении.
    1. +2
      9 октября 2018 10:33
      Цитата: Димитров_град
      Вроде на Минной стенке стояла раньше

      Между Минкой и Ремпричалом, где сейчас стоят штабные парадные катера!
    2. +9
      9 октября 2018 15:09
      Если про "Ангару", то, увы, её в следующем материале не будет. Ведь речь идёт о действующих в том или ином статусе судах. А "Ангара" сейчас выглядит так... Хотя возможно в будущем напишу и о ней. Судьбы "Хеллы" ("Ангары") занимательна...

  8. +3
    9 октября 2018 10:37
    ММТ "Истра" из за своих танков, пользовалась успехом у всех советских авианесущих кораблей начиная с ПКР "Москва"и заканчивая ТАВКР "Кузнецов"!
  9. +10
    9 октября 2018 17:47
    Секреты долгожительства перечисленных судов хорошо известны: 1. Их корпуса и межотсечные переборки склепаны и кованных листов стали; 2. Эти суда имели генераторы и машины на постоянном токе, не имели обмоток размагничивания и не подвергались электромагнитным полям: 3. значительную часть своей службы они провели в пресной или опресненной среде. По этим причинам первичный защитный слой кованного железа за счет диффузии не только укрепился на и несколько увеличил свою толщину. Секрет этот известен всем кузнецам.
    1. +3
      10 октября 2018 08:10
      Цитата: masterovoy
      Эти суда имели генераторы и машины на постоянном токе, не имели обмоток размагничивания и не подвергались электромагнитным полям

      Вы наверное хотели сказать что при использовании постоянного тока корабли и суда не подвержены накапливанию статического электричества?
      Цитата: masterovoy
      значительную часть своей службы они провели в пресной или опресненной среде

      what Какое из вышеперечисленных судов провело значительную жизнь в пресной или опресненной среде???
    2. 0
      5 декабря 2018 13:42
      Цитата: masterovoy
      не имели обмоток размагничивания и не подвергались электромагнитным полям:

      Не согласен с Вами. Все стальные корабли в конце -концов проходят дивиацию ( то самое размагничивание) , сети постоянного тока создают магнитные поля " маманегорюй ". Идёшь по заводу, а на паёлах сварочные электроды торчком стоят, их пнёшь , а они в исходное..... При намагничивании корабля, он превращается в большую стрелку большого неисправного компаса, от чего приборы на корабле начинают врать .
  10. +2
    9 октября 2018 18:14
    " Не стареют душой ветераны"есть такая песня,а применительно к кораблям наверное надо сказать:"Не стареющие душой корабли"? В какой-то книге читал,вероятно, у Л. Соболя, такие слова:"у каждого корабля есть своя душа" и так оно и есть.
  11. +3
    9 октября 2018 19:15
    По поводу" коммуны". В молодости мне поподалась заметка, что : проект "Волхова"-"Коммуны"был уникальным для своего времени и Адмиралтейское управление проявили дальневидность заказав его. И действительно уникальное судно:"каким образом мы с помощью какой технологии"путиловцам"удалось проделать столь тонкую и трудоемкучю работу , ответа ПОКА НЕТ". Вот и скажи после этого,что русские отсталые, а Путиловский завод примитивный, как о нем отзывался один из инжинеров Форда. Если в спустя 100 не могут разгадать задачу. А интересно какие двигатели сиоят сейчас на ней?
    1. +3
      9 октября 2018 20:38
      Как путиловцы катали сталь? Да очень просто - горячий лист катали, окалину не счищая.
  12. +4
    9 октября 2018 20:20
    Очень интересный материал. Жаль, что не осталось ни одного эсминца 7 проекта. Помню, давно, проезжая на поезде мимо севастопольского Вторчермета, видел на разделке такой эсминец. Это был 1973 год.
    1. +3
      10 октября 2018 07:28
      Цитата: Авиатор_
      Жаль, что не осталось ни одного эсминца 7 проекта

      Последняя Семерка стоит в Люйшунькоу в роли музея.
      1. 0
        10 октября 2018 08:45
        Ну, у китайцев даже лицензионные Ту-16 ещё летают. Вообще-то это признак великой державы - беречь свою историю и не жалеть для этого денег. Содержание музея - довольно затратное мероприятие, но отдача от него всё перекрывает. Считаю, что музей атомного оружия должен находиться не в закрытом городе Саров, а в Москве и в открытом доступе, тогда он будет выполнять свои функции.
        1. +1
          12 октября 2018 09:29
          и в Москве, и у нас!
          1. +1
            12 октября 2018 19:41
            Ваши и так всё знают, а вот другим надо показывать достижения.
            1. +1
              13 октября 2018 05:37
              Сергей Вы безусловно правы!
              Тема доступности музеев - архиважная для нашего Отечества.
              Иногда в сердцах так и хочется сказать - "имеючи не жалеем, потерявши - плачем"!
              С уважением, Котище!
  13. +2
    9 октября 2018 20:37
    "Ермака" не сохранили, ни одного эсминца типа "Новик" для потомков не сохранили, ни колёсных речников не оставили...
    1. +2
      10 октября 2018 07:30
      Цитата: Severok
      +1
      "Ермака" не сохранили

      Красин-модернизированный Ермак
  14. +4
    9 октября 2018 21:04
    Состояние стали в разрезе спустя столько лет- безусловно впечатляет. hi
  15. +4
    10 октября 2018 05:32
    А наш ледокол "Ангара"
    тьфу тьфу более менее в порядке. Тоже исторический корабль, хоть и на Байкале эксплуатировался.
  16. +4
    10 октября 2018 07:16
    надеюсь когда подойдёт срок из Коммуны сделают музей, а не пустят на иголки, всё таки 100 лет в строю
    1. +3
      11 октября 2018 01:36
      боюсь что судно еще двести лет не заржавеет. русские варвары сделали нержавеющее судно
  17. 0
    10 октября 2018 20:19
    Очень интересно,ждём продолжения
  18. +1
    10 октября 2018 21:42
    Совсем недавно про "Коммуну" на ютубе смотрел ролик. А теперь вот и на ВО. Поболее бы таких публикаций. И из катамарана нужно обязательно сделать музей, как для моряков, так и для технарей.
  19. +2
    11 октября 2018 01:35
    ну что ж эти дикие русские варвары при диком варварском царе на путиловском сделали нанопокрытие всего корпуса судна, которое защищает его от коррозии уже сто лет, а у нас 21 век, а как это сделано только репку чешут. ай да молодцы
  20. +2
    11 октября 2018 11:11
    Денег нет, но вы держитесь.
    Вот и держатся. Тем более им работать надо, а не очки втирать на парадах
  21. +2
    11 октября 2018 22:45
    О существовании "Коммуны" я узнал ещё лет сорок назад. Читал что-то популярное о судоподъеме. Уже тогда возраст судна вызывал уважение.
  22. 0
    5 декабря 2018 13:23
    Очень интересная статья, радует ! С предыханием читаю статьи с этой тематикой. Жду продолжения, спасибо автору ! good