72 часа после ядерной катастрофы

141
Часть первая, традиционная (вводная)

Прочитав опубликованные ранее на «ВО» тематические статьи («Ядерные страхи, мнимые и настоящие», «Бесполезная гражданская оборона», «Личное выживание в ядерной войне»), автор пришел к выводу, что эти публикации не содержат подробностей о том, как уберечь себя от ионизирующего излучения.



72 часа после ядерной катастрофы


В порыве укрепления гражданской безопасности попытаюсь возместить указанный пробел, сильно не напрягая читателя узкоспециализированной терминологией. Знание — сила, помогающая в борьбе с фобиями и вероятным противником.

Предлагаю исходить из предположения, что в случае ядерной катастрофы (не важно, локальной или глобальной, мирного атома или военного), спасатели и военные будут заниматься кем угодно, но только не вами. Просто сравните, сколько вас (гражданских) и сколько их. Спасение утопающих известно чье дело.

С точки зрения автора более вероятна не ядерная война, а глобальный молниеносный удар обычными крылатыми ракетами, в том числе по объектам генерации электрической энергии, включая атомные электростанции. С другой стороны, авария на АЭС возможна «в порядке текущей эксплуатации» и может быть вызвана широким спектром причин — от низкой квалификации персонала до изношенности инфраструктуры. В пользу последнего следует вспомнить, что «аварийные» блоки Фукусимской АЭС эксплуатировались с 70-х годов и либо уже исчерпали свой ресурс к моменту землетрясения, либо были близки к этому в силу «усталости» конструкций. Недавно продление сроков эксплуатации ряда энергоблоков АЭС состоялось и в нашей стране, концерном РЭА получены соответствующие экспертные заключения — естественно, после тщательной экспертизы, но это уже отдельная история.

Часть вторая, скучная, но необходимая (матчасть)

Подрыв ядерного боеприпаса (тем более — упавшего на АЭС) сопровождается мощным всплеском ионизирующего (способного разрушить биологические ткани и нормальное состояние их составных элементов) излучения, пик которого приходится на сам момент взрыва.

Разные виды ионизирующего излучения имеют разную проникающую способность. Например, альфа-излучение неспособно проникнуть в кожу глубже, чем на миллиметр, поэтому при длительном контакте с альфа-излучателем возможен только радиационный ожог. Гамма-излучение проходит сквозь человека «навылет» и может повредить структуру ДНК.

Спустя сутки после взрыва радиоактивность в его месте снизится почти в миллион раз за счет быстрого распада короткоживущих продуктов ядерной реакции. Уровень излучения определяется дозиметром в строгом соответствии с руководством по эксплуатации.

Атмосферный перенос радиоактивности ветром приводит к заметным радиоактивным выпадениям на удалении в несколько сотен километров, но основные (первичные) выпадения при этом наблюдаются в основном в 10-километровой зоне от места взрыва.

Конкретные радионуклиды имеют тенденцию к накоплению в конкретных органах, химически ведя себя как их природные не радиоактивные «аналоги». Радиоактивный йод накапливается в щитовидной железе, цезий — в почках, плутоний — в половых органах, стронций — в костях и т. п. Этим свойством радионуклидов можно воспользоваться для заместительной медикаментозной терапии.

Облучение может быть внешним (источник — вне тела) и внутренним (источник — внутри тела). Внутреннее облучение гораздо более опасно, так как действует на организм постоянно и от него, как от внешнего облучения, нельзя убежать и спрятаться. К примеру, период естественного полувыведения из организма оружейного плутония составляет 200 лет.

Внутрь организма радиация попадает перорально (с водой и пищей), ингаляционно посредством дыхания и контактно, «просачиваясь» сквозь поры кожи и открытые раны.

Отсюда следуют основные принципы радиационной защиты:

— защита временем (чем меньше находишься близи источника радиации, тем лучше);

— защита расстоянием (чем дальше от источника — тем лучше);

— защита экраном (чем толще стена/одежда, за которой находишься — тем лучше).

Часть третья, содержательная (полезная гражданская оборона)

Итак, представим себе, что в час Ч ядерный боеприпас подорван, огненный шар остыл, ударная волна пронеслась мимо. Догорают пожары в промзоне и деревянные постройки. Электричество отсутствует, интернет, телевидение и радио молчат. В городе паника и транспортный коллапс. Вход в убежище завален. Вы находитесь дома не очень далеко от эпицентра, остекление чудом уцелело. Куда бежать и что делать, как спастись?

Ч+24

Бежать никуда не нужно хотя бы потому, что на улицах паника, а разумный, но неадекватный человек гораздо опаснее, чем последствия ядерного взрыва. В первые сутки нужно закрыться дома и загерметизировать (не наглухо, а с помощью фильтрующих средств — например газет) окна, двери, вентсистему. Если водопровод поврежден, не спешите смывать воду в туалете: в сливном бачке она гарантированно чистая от радионуклидов. Изготовьте (а хоть бы и из носовых платков) простейшие средства защиты органов дыхания, заодно профилактика ОРЗ будет. Если нет радиозащитных препаратов, принимайте внутрь обычный йод (20-40 капель на стакан воды 3 раза в сутки), это убережет вас от радиоактивного йода, просочившегося внутрь помещения. Проведите ревизию медицинских препаратов. Не мелькайте в оконных проемах — лишнее внимание к вам не нужно. Экономьте чистую воду и еду.

Ч+48

Наденьте противогаз и плотную одежду. Если нет противогаза, одежда должна быть с капюшоном и нужно одеть любые очки (защита кожи и глаз от альфа и бета-излучения). Покиньте зону видимых разрушений (она же зона наибольшего радиоактивного загрязнения) в направлении, перпендикулярном преимущественному направлению ветра. Старайтесь не поднимать пыль — выбирайте по возможности асфальтированные дорого. Пойдете в противоположном направлении — рискуете попасть в эпицентр взрыва. Захватите с собой комплект сменной одежды и обуви, документы, ценности, деньги, оружие, спички, шпагат, нож, остатки воды, консервы. Карту возможных путей эвакуации можно составить заранее, пользуясь розой ветров в вашем населенном пункте. Оставьте родственникам и спасателям записку с сообщением, куда вы ушли. Загляните в ближайшую аптеку — аптеки будут разграблены мародерами в первую очередь, а вам срочно нужны антибиотики, обезболивающие и противоожоговые средства, а также препараты, ускоряющие естественное выведение из организма радиоактивных веществ. Выбор наименее загрязненных маршрутов осуществляйте с помощью дозиметра. Как показывает практика и расчеты в сертифицированных программах, достаточным будет удаление на 30 км от эпицентра взрыва, необходимым — на 10 километров. Стоянки для отдыха по возможности делайте внутри зданий и сооружений, без нужды ничего не трогайте руками. Если на пути эвакуации встретите спасателей, следуйте за ними до укрытия. Не спорьте со спасателями и не требуйте к себе индивидуального подхода — у них мало времени и много работы. Берегите детей — клетки их растущих организмов делятся быстрее ваших, и радиационные последствия будут тяжелее (именно поэтому первым 300 ликвидаторам аварии на Фукусиме было 50 и более лет, в отличие от молоденьких солдат на ЧАЭС в 1986-м).

Ч+72

Обустройтесь в вашем новом временном жилище (ваша дача, сельский дом родственников), ждите помощи и дальнейших указаний правительства. Используйте подручные средства защиты органов дыхания, постоянно меняйте их и мойте руки. Уличную одежду и обувь оставляйте в смежном с домом помещении. Помните, что радиоактивная пыль скапливается там же, где и обычная — на волосах, воротнике, манжетах, выпирающих частях (колени, локти, плечи, животы). Отстирывайте эти места тщательнее. Не покидайте жилище без нужды, только в поисках помощи и восполнения запасов воды/еды. Пейте только бутилированную или артезианскую воду. Если в наличии только дождевая — после многократного кипячения и отстоявшуюся, не более 2/3 от объема емкости, оставшуюся воду сливайте. Для получения воды из снега не пользуйтесь его верхним слоем и избегайте отбирать снег из складок между наносами. Зелень и овощи с открытых грядок запрещены, разрешены из закрытых теплиц после тщательной мойки. Грибы строго запрещены. Организуйте круглосуточное дежурство — опасайтесь появления мародеров. Двухголовых собак не опасайтесь: во-первых, такая мутация делает новорожденное животное нежизнеспособным, во-вторых, мутации крайне редки и могут проявиться лишь через поколения.

Ориентировочная стоимость «набора выживальщика» в расчете на 1 чел. (после ядерной бомбардировки вряд ли сможете купить сразу, бренды не называю сознательно, цена ближе к минимуму):

1) противогаз гражданский фильтрующий (взрослый) — 2500 руб.;

2) аптечка противорадиационная (взрослая) — 2800 руб.;

3) костюм противопыльный одноразовый с капюшоном — 600 руб.;

4) закрытый комплект модульного типа просвинцованный (вдали от эпицентра бесполезен и даже вреден ввиду его массы) — 44000 руб.

5) комплект антибиотиков, противоожоговых и обезболивающих, дезактивирующих (спирт) средств — 1500 руб.;

6) дозиметр бытовой (индикатор радиации) — 6000 руб.;

7) консервы — 1000 руб.;

8) наличные деньги мелкими купюрами — не менее 5000 рублей.

Итого от 20 до 60 тыс. руб. на одного взрослого человека, но безопасность не может стоить дешево, такова цена его фобий.

Если эту статью читает военный медик, попрошу оставить в комментариях наименования препаратов (доступных в ближайшей аптеке), позволяющих ускорить естественное выведение из организма радионуклидов — думаю, будет полезно.

И последнее.

Как гражданин с повышенной социальной ответственностью, хочу заявить: гоните, гоните прочь от себя мысли о том, чтобы медленно (дабы не вызвать панику в это суровое время) ползти в сторону кладбища: еще не все налоги уплачены, и кто-то (кто, если не вы?) должен поквитаться с агрессором.

С верой в жизнеспособность системы «Периметр» («Мертвая рука» по классификации НАТО) и уважением к читателю.
141 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    8 октября 2018 05:32
    После событий на АЭС Фукусима в одной из газет были рекомендации:

    - Красное вино не «выводит» радиацию, это обывательское мнение. Но является мощным антиоксидантом. То есть подавляет действие свободных радикалов и тормозит окислительные процессы в организме, которые запускаются в том числе радиацией, только в небольших дозах. Рекомендованная ВОЗ доза - 150-200 мл в день, то есть бокал. В больших дозах даже самое хорошее вино действует уже как банальная выпивка и ослабляет иммунитет. Крепкие напитки, например, водка, на радиацию не действуют.
    - Аскорбиновая кислота, как известно, активизирует защитные силы организма. Прием витамина С в суточных дозах до 1,5 граммов - признанное средство для повышения иммунитета и часть антирадиационной терапии. Больше всего аскорбинки в квашеной капусте, облепихе, из цитрусовых - в грейпфрутах.
    В первую очередь - энтеросорбция. За сложным словом скрывается прием сорбирующих средств, которые удаляют продукты распада радиоактивных токсинов из кишечника. Есть аптечные сорбенты (активированный уголь - 2-3 таблетки перед едой, энтеросгель и т.д.). Из продуктов самыми лучшими очистительными свойствами обладают богатые клетчаткой овсянка, зерновой хлеб, груши, необработанный рис, чернослив. От радионуклидов организм «чистят» рис и творог, творог также уменьшает накопление радиоактивного металла стронция. А вещество метионин, содержащееся в молоке и рыбе, необходимо для выведения радионуклидов. Хорошими сорбирующими свойствами обладают фруктовые и овощные соки с мякотью, отвар семян льна, отвар гриба чаги (этим рецептом уже давно пользуются люди, проживающие вблизи могильников радиоактивных веществ).
    И надо вообще побольше пить жидкости, чтобы обеспечить постоянную работу почек по выведению токсинов. Можно пить просто чистую чистую воду небольшими порциями между приемами пищи.
    Очень надеемся, что следующий совет не пригодится на практике. Но так, для общего развития: самые нежелательные продукты в условиях повышенной радиации - холодец, костный бульон (они накапливают радионуклиды), говядина, вареные яйца (стронций из скорлупы при варке переходит в белок).
    1. +3
      8 октября 2018 07:13
      Цитата: тасха
      Но так, для общего развития:

      водка... чем больше тем лучше...а что ещё делать ?yes
      1. +2
        9 октября 2018 23:11
        +4
        Цитата: тасха
        Но так, для общего развития:

        водка... чем больше тем лучше...а что ещё делать ?yes
        Ответить

        А проверено на практике! Почему-то на Новой Земле до и после испытаний, при работе с радиоактивными веществами, "Московская наука" постоянно остограммливалась smile . И мы, постоянный личный состав, тоже, по возможности, употребляли. Тьфу-тьфу, на 8-й десяток переполз smile smile
        1. 0
          9 октября 2018 23:19
          И еще, автору, эти инструкции я писал своим сотрудникам для занятий по ГО. Реально в наше время говорили - заворачивайся в белую простыню и ползи на кладбище, желательно головей в сторону вспышки laughing Детский лепет...
        2. 0
          10 октября 2018 20:52
          Цитата: Sewer Krainiy
          А проверено на практике

          Я лично убеждён, что белорусская самогонка по цене баллон с доставкой к ограждению полкового лагеря за противогаз или плащ химзащитный, тоже очень эффективна. Иначе ничего не объясняет результаты замеров содержания чего-то там радиоактивного у личного состава, дышавшего тамошней пылью и закусывавшего её яблоками с яблонь с сентября 1986 с соответствующими замерами пришедшего в ноябре пополнения. Мы получали самогон, а свежеприбывшие - уже нет.
          1. +1
            12 октября 2018 15:01
            Я лично убеждён, что белорусская самогонка по цене баллон с доставкой к ограждению полкового лагеря за противогаз или плащ химзащитный, тоже очень эффективна. Иначе ничего не объясняет результаты замеров содержания чего-то там радиоактивного у личного состава, дышавшего тамошней пылью и закусывавшего её яблоками с яблонь с сентября 1986 с соответствующими замерами пришедшего в ноябре пополнения. Мы получали самогон, а свежеприбывшие - уже нет.
            Не попал на Чернобыль, товарищи были там. Но 8 лет прослужил на ядерном полигоне Новая Земля. С 1955 г. были там воздушные, наземные, подземные взрывы. Считалось, что спиртное выводит радиацию: правда, неправда, но после испытаний употребляли все, кто мог достать (купить). Противогаз, плащ химзащиты не котировались, но КЗИ (костюм защитный индивидуальный) был у каждого рыбака (списывались после испытаний). О яблоках товарищи рассказывали - население выселено, сады ломятся от яблок... радиации не видно, не пахнет, вот и ели. Их инструктировали - они не верили....
    2. +9
      8 октября 2018 10:49
      Цитата: тасха
      Красное вино не «выводит» радиацию, это обывательское мнение

      красное вино содержит пектин(незначительно),все продукты содержащие балластные вещества (пектин,клетчатку) выводят проглоченную(с водой,продуктами питания )радиацию.перечень велик:яблоки ,сливы,абрикосы,продукты их переработки,овощи и продукты их переработки ,мкц(микрокристаллическая целлюлоза)механизм простой - балластные вещества не всасываются+стимулируют перистальтику и работают как щетка.препараты йода желательно принять до (йод блокирует щитовидную железу и препятствует попаданию в нее радионуклеидов). препараты йода всасываются прекрасно даже при накожном нанесении (йодная сетка)
    3. +8
      8 октября 2018 17:22
      Красное вино стимулирует кроветворческую функцию костного мозга и рождение красных кровяных телец, что крайне важно при контакте с ионизирующим излучением. Плюс алкоголь в больших дозах, и водка в частности, вызывают повышенное потоотделение, что способствует выведению накопленных радионуклидов через поры кожи. Также при контакте с ионизирующим излучением необходимо принимать холодный душ, чтобы смыть радиоактивную пыль и при этом поры кожи оставались закрытыми. Общался как-то с начальником милиции г. Припять того времени, так он говорил что были шоферы, которые в день от 1 до 3 бутылок принимали на грудь. Сколько камазов в кювет улетало. Потом недели через три после аварии на ЧАЭС на санпропускниках в зоне появились ГАИшники. Ловили пьяных за рулем.
      1. +3
        8 октября 2018 19:06
        Молодец автор, про мобпредписание и военкомат даже не вспомнил. Бабахнет прям так сразу с бухты-барахты... laughing А "великий драп" из городов начнётся заранее. И то , что в мире запахло жареным ,поймут все. А не только военные (по повышенной степени боеготовности) и чиновнички .
        1. +3
          8 октября 2018 19:45
          Рекомендую прочитать книги Артема Рыбакова "Ядерная зима"и"Ядерная ночь",повествование очень напоминает содержание статьи.Жаль серия что то заглохла,сюжетная линия просится на экраны телевизоров из за напряженной международной обстановки.
          1. +2
            8 октября 2018 20:11
            Интересный цикл книг Алексея Доронина Черный день и еще Михаил Поляков- Нам бы день продержаться. Там есть описание действий при применении ОМП.
          2. +3
            8 октября 2018 21:12
            Рекомендую прочитать книги Артема Рыбакова "Ядерная зима"и"Ядерная ночь"


            lol Нам читал "на ночь" сказки преподаватель дисциплины " Оружие массового поражения и защита войск и объектов от него". Лихой был полковник. Мы в коридоре из огня в ОЗК и противогазах пробегали ( две канавки с тряпьём и соляркой). Так он фуражечку натянул покрепче, поднял воротник офицерского плаща - и пробежал спокойно. Он в Москве свою академию "хим-дым" заканчивал. Много чего показывал. Да и учебники тогда были аж с формулами laughing , а не "фэнтези".
            Рассказывал, кстати про дворнягу, которая умудрилась зарыв морду в землю пережить подрыв хим. снаряда с боевым ОВ на полигоне.
      2. 0
        9 октября 2018 07:57
        свойства красного вина стимулировать кроветворение примерно такие как у воды(сильно преувеличены),очень сильно преувеличены антирадиационные свойства спирта и водки(водка - лекарство от страха)
  2. +2
    8 октября 2018 05:44
    Опять тухлая рекомендация пить йод. Нет, не надо его пить.
    1. +2
      8 октября 2018 08:21
      Цитата: NG inform
      Опять тухлая рекомендация пить йод. Нет, не надо его пить.

      Обоснуйте.
      1. +3
        8 октября 2018 09:09
        Предположу, что организм легче воспринимает микроэлементы из соединений, нежели из чистого вещества. В частности в бытовых условиях применяют таблетки йодида калия.
        Но так это нет - не знаю. В любом случае, за неимением йодида калия лучше пить йод, чем не пить ничего. Так мыслю.
        1. 0
          8 октября 2018 11:42
          Все правильно, не во всякой семейной аптечке присутствует йодид калия, но почти в каждой есть спиртовой раствор йода.
          1. +1
            8 октября 2018 17:17
            Давно ли Вы пытались купить спиртовой раствор йода? Я вот пробовал года полтора назад. Обошел пять аптек. В ассортименте только йодовые фломастеры.
            1. +2
              8 октября 2018 20:57
              Цитата: 3x3zsave
              В ассортименте только йодовые фломастеры.

              Значит, фломастеры жевать кто то будет. Вообще, я бы минуснул статью. Правительство, спасатели... Налоги неуплачены... Живу практически на границе Чернобыльскай зоны, и прекрасно помню, что весь май шли странные дожди с пеной. Зато в Москве, до которой от нас чуть более 200 км., в мае 86-ого дожжик, насколько помню, всего то 3 раза прошел, во второй половине мая. Спецом глядел погоду за май 86-ого пару лет назад, и с картой заражения сравнивал. Причем погоду нашел только на буржуинском сайте, от нашего Гидрометео-как-его-там, нету инфы. Я, по крайней мере не нашел. Вот Вам и правительство.
              1. +1
                9 октября 2018 08:54
                К правительству отношусь резко негативно. Но в описанной ситуации кто-то должен консолидировать усилия и ресурсы - для простого человека задача непосильная, в долгосрочной перспективе одному не уцелеть.
  3. +3
    8 октября 2018 06:08
    С точки зрения автора более вероятна не ядерная война, а глобальный молниеносный удар обычными крылатыми ракетами, в том числе по объектам генерации электрической энергии, включая атомные электростанции.

    Согласно нашей военной доктрине удар (воздействие ОСП) по объектам атомной энергетики и инфраструктуре СЯС разрешает применение против нападающего ядерных средств поражения, так что армагедец начнется по-любому.
  4. +9
    8 октября 2018 06:11
    С верой в жизнеспособность системы «Периметр»
    ....Да...конечно...Осталось только деньги на храм "Святого Периметра" собрать, построить и всё будет хорошо....С Божью помощью и Святым Периметром обойдется...
  5. +10
    8 октября 2018 07:07
    Итого от 20 до 60 тыс. руб. на одного взрослого человека, но безопасность не может стоить дешево
    А как у автора с фобиями и закупил он уже все необходимое, чтобы тихо не ползти в сторону кладбища? Врятли кто-то из простых граждан будет тратить не подъемные для него деньги на призрачную надежду спастись в ядерной войне.
  6. +7
    8 октября 2018 07:08
    "Лепестки" разных категорий и защитные очки вообще должны быть в каждом доме. В принципе, даже для защиты от химических аэрозолей (а уж чем только сейчас не пользуются. Продаются в любом "автокраски-эмали" или большом хозмаге. От радиоактивной пыли какая-никакая - защита (на 30-40 минут).
  7. +3
    8 октября 2018 07:24
    откудова автор будет ждать спасателей? у них нет семей детей? когда паника,неизвестность, нет связи- все бегут домой к родным
    1. 0
      9 октября 2018 08:10
      А потом побегут спасать население. Но до этого "потом" нужно время, скорее всего длительное.
      1. +1
        9 октября 2018 14:35
        чтобы спасать нужна цепочка приказов ,командиров, обеспечение техникой,топливом.питанием. водой, а самое главное уверенностью за родных которой не будет,зарплаты при ядерном ударе уже не будет-спасатели тоже люди с памятью о мучениях чернобыльцев, поэтому будут мародерства на пищу,воду,предметов первой необходимости, транспортный колапс,все будут стремится выбежать в зоны "почище" и посему никто спасать не придет
  8. +9
    8 октября 2018 07:38
    (20-40 капель на стакан воды 3 раза в сутки) Чтобы йод усвоился организмом нужно добавить в воду КРАХМАЛ (эх-автор,автор!). Примерно полчайной ложки. Организм усваивает только СИНИЙ ЙОД...
    1. +3
      8 октября 2018 10:57
      Цитата: kalibr
      Организм усваивает только СИНИЙ ЙОД...

      откуда информация?меня учили,что йод всасывается даже с кожи (йодная сетка).
      1. +3
        8 октября 2018 12:03
        С кожи всасывается. С водой усваивается синий...
      2. +1
        16 октября 2018 14:30
        Он с кожи не всасывается, а выветривается...если и всасывается, то в микродозах....
        1. 0
          17 октября 2018 08:13
          но ведь всасывается ,про микродозы
          Ежедневно на нужды организма из щитовидной железы расходуется всего 75 мкг йода в виде тиреоидных гормонов. Общее содержание последних в организме составляет 500—600 мкг. Такая экономичная организация йодного метаболизма позволяет организму быстро адаптироваться к низкому поступлению йода из внешней среды.

          И.Й.Дедов, М.И.Балаболкин, Е.И.Марова и др., Болезни органов эндокринной системы: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 2000
          1. +1
            17 октября 2018 17:53
            Не думаю, что это те количества, которые необходимы организму в данном случае... Смазывание кожных покровом йодом, для его системного действия на организм-довольно странный способ применения...тем более, что рассчитать дозировку поступающего трансдермально йода довольно проблематично. Опять же, йод достаточно быстро улетучивается на открытом воздухе. Как рассчитать сколько его улетучится, а сколько всосется через кожу...Короче, не придумывайте велосипед, пейте таблетки...в форме калиевой соли йод лучше усваивается...)))))
            1. 0
              18 октября 2018 09:46
              Цитата: Nakano
              Не думаю, что это те количества, которые необходимы организму в данном случае...

              согласен ,но ведь разговор был про микродозы и всасываемость ,а для блокады щитовидной железы достаточно 1 т. йодида калия в 200мкг(йодомарин 200),но у всех ли есть йодид калия?а йод практически у всех и разбавленный водой (без крахмала) он прекрасно всосется из жкт.
              1. 0
                18 октября 2018 14:10
                И прекрасно вызовет ожог или воспаление слизистой желудка или кишечника...что само по себе в условиях проникающей радиации и повсеместно неблагоприятной эпидситуации повышает риск скопытится раньше времени....крахмал есть практически в каждом доме.И по условию предложеного автором квеста, предлагалось назвать препараты, которые можно найти в любой разрушеной или брошеной аптеке города...
                1. 0
                  19 октября 2018 10:44
                  Цитата: Nakano
                  И прекрасно вызовет ожог или воспаление слизистой желудка или кишечника...

                  ну не вызовет ожог и воспаление слизистой желудка,а тем более кищечника.в 100 мл настойки йода примерно 5 грамм самого йода,а нам надо примерно 200 микрограмм
                  Метрической системе мер микрограмм (мкг или µg) является единицей массы, равной миллионной доле (
                  .нам 2 капли йода (грубо)хватит на стакан воды и не надо искать крахмал ,йодид калия и т.д.все препараты(подчеркиваю все) йода стимулируют секрецию базальных клеток слизистой желудка и если у вас уже есть гастрит или язва ,то процесс может(?) обостриться.
    2. +1
      9 октября 2018 08:11
      Замечание принимается. Крахмал безвреден. Только вот есть ли он еще в домохозяйствах.
      1. +2
        9 октября 2018 22:14
        А самому из картошки сделать ведь можно. К тому же он и в магазинах продается.
    3. +2
      16 октября 2018 14:35
      Просто йод в чистом виде раздражает ЖКТ, а в комплексе к крахмалом это раздражающее действие нивелируется....Была такая старая лекарственная форма йода для внутреннего применения, йод в крахмальной слизи...
  9. +4
    8 октября 2018 07:39
    Никто из нас не пробовал хотя бы сутки обходиться без воды.У нас еще не придуманы противогазы для масс,не снимая который пить воду.Так же не налажено производство средств обеззараживания воды.А без
    потребления воды в такой нервной обстановке,человек просто теряет активность.
  10. +5
    8 октября 2018 09:30
    Автор в теме волокЁт, что не отнять - то не отнять. Вот правда косяк у него - типичный для "выживальщиков", товарищ автор, не в укор - но вы явно в чрезвычайной ситуации не были. Рекомендация при ЧС одна, хотя вы такое и сказали, но на этом акцент надо было сделать:
    Бежать никуда не нужно хотя бы потому, что на улицах паника, а разумный, но неадекватный человек гораздо опаснее, чем последствия ядерного взрыва. В первые сутки нужно закрыться дома

    Вот как раз паника среди выживших оч-мног трупов дает. Увы, повидать пришлось и не раз, как например подрыв СВУ на Черемушкинском рынке - пострадавших... Два жмура, да пара десятков обожженных, а вот потоптали там народу насмерть в панике... Через дорогу - больница, через дорогу - подстанция скорой помощи, сиди, , не дергайся, мы уже бежим! И жмуров из-за паники много было.
    Так вот, при ЧС все упоминания о "фильтрах", одеждах... Они из башки вылетают, тут надо именно - два-три слова. И инструкций при ЧС может в принципе две быть:
    * Сиди, не дергайся. Остынь, потом подумай.
    * Или учить - и тренировать действиям при ЧС. Но это долго. Подольше, скажем так, чем нынешняя "срочка". И кстати не все на это годятся.
  11. BAI
    +5
    8 октября 2018 09:30
    дома не очень далеко от эпицентра, остекление чудом уцелело

    2 взаимоисключающих события. Чудес на свете не бывает. Либо далеко и остекление уцелело, либо не далеко и стекла разбиты.
    И потом - зачем одноразовый противопыльный костюм? Их надо либо много, либо ни одного - один бесполезен.
  12. +6
    8 октября 2018 10:25
    "Если нет радиозащитных препаратов, принимайте внутрь обычный йод (20-40 капель на стакан воды 3 раза в сутки), это убережет вас от радиоактивного йода, просочившегося внутрь помещения"
    Графомания автора не столь безобидна, так как содержит кроме глупостей, обусловленных явным незнанием предмета, опасные для здоровья советы.
    К сведению автора, радиопротекторы или радиозащитные препараты принимаются ДО облучения, для ослабления вредного действия ионизирующей радиации на организм.
    Во время и после облучения принимать их уже поздно.
    А совет пить настойку йода кроме того, что для защиты организма ничего не даст, может прямо на кладбище и привести.
    Все же публикация подобных опусов, учитывая степень доверия граждан к СМИ, должна как то контролироваться специалистами.
    1. 0
      8 октября 2018 10:47
      Графомания автора не столь безобидна, так как содержит кроме глупостей, обусловленных явным незнанием предмета, опасные для здоровья советы

      Автор эти препараты закупает в производственных нуждах и рекомендует Вам ознакомиться с разработанной специалистами (которых Вы упомянули) Памяткой: "...Радиозащитное средство N1 лекарственный препарат Калия йодид. Если иное не назначено медицинским работником, то руководствуются следующей схемой. Для взрослого населения и детей в возрасте старше 12 лет – по 1 таблетке 125 мг 1 раз в день в течение 5 дней..." И речь шла не о постоянном глотании йода, а до Ч+24. Ссылка на Памятку здесь https://www.atompharm.ru/kimgz-rv
      1. +3
        8 октября 2018 18:16
        Уважаемый Евгений! Среди медицинских препаратов в п.5 Вы указали антибиотики. Антибиотиков нынче в свободной продаже нет, только по назначению врача. По крайней мере в Питере.
        1. 0
          9 октября 2018 08:06
          Вы не в ту аптеку заходили или не так просили - это странно при капитализме, не удовлетворять спрос. Сам я из глубинки, здесь - пожалуйста. Возможно, это потому что мало врачей вообще, а квалифицированных - единицы. Ну и люди здесь проще, конечно, по стране поездил - знаю.
        2. 0
          9 октября 2018 22:16
          Смотря какие антибиотики. Есть сильные, а есть не очень...
        3. 0
          17 октября 2018 17:56
          В случае ядерной войны, вряд ли у вас в разграбляемых аптеках потребуют рецепт...
      2. +1
        16 октября 2018 14:37
        Калия Йодид в любой аптеке это- Йодомарин...Если кому надо. Думаю есть почти в любой аптеке...
    2. +3
      8 октября 2018 15:05
      Я не знаю, что будет с организмом от 60 -120 капель йода в сутки, но отлично помню старый советский способ получить больничный бюллетень. Три капли йода на кусок сахара и повышение температуры на пару градусов в течении 2 часов гарантированы.
    3. BAI
      +1
      8 октября 2018 21:10
      К сведению автора, радиопротекторы или радиозащитные препараты принимаются ДО облучения,


      Аптечка АИ-2
      Радиозащитное средство №2, гнездо №6, пенал белого цвета. Необходимо принимать взрослым и детям по 1 таблетке ежедневно в течение 10 дней после выпадения радиоактивных осадков, вместе с молоком. - это так, ширпотреб.
      У меня авторское свидетельство с использованием радиозащитных препаратов после облучения в военных целях.
      1. +2
        8 октября 2018 21:23
        А промедол куда дели? Там, кстати, ещё и колеса есть, не скажу в каком пенале, говорят неплохо катают. laughing
      2. +3
        9 октября 2018 08:15
        Состав АИ-2 отменен ведомственным приказом еще в 2012 году, если правильно помню - в связи с нецелесообразностью дальнейшего производства цистамина. Современный аналог (без промедола, конечно) - аптечка КИМГЗ.
  13. +2
    8 октября 2018 10:53
    Цитата: тасха
    Прием витамина С в суточных дозах до 1,5 граммов - признанное средство

    Аккуратней. Не думаю, что это пригодидзе, но все же - аккуратней. Зависит от источника заражения, если вы не в курсе, аскорбинка еще и обменные процессы стимулирует, т.е, что нахватал в зоне - быстрей всосется, эт так, утрируя
  14. +4
    8 октября 2018 11:25
    Начнем с того, что калия йодид и раствор йода спиртовый - совершенно разные препараты, никак не заменяющие друг друга.
    Во вторых, если Вы внимательно читали указанную памятку, то там прямо наисано "Калия йодид 1 таблетка 125 мг - радиозащитное средство № 1, используется при угрозе поражения радиоактивным йодом для проведения йодной профилактики. То есть организм должен встретить облучение уже "насытившись" йодом. Только в этом случае профилактика будет эффективной.
    Во вторых, при угрозе радиоактивного заражения о йодной профилактике дается специальное оповещение.
    1. +1
      8 октября 2018 11:46
      Оповещения при бомбардировке не будет (см. "Бесполезная гражданская оборона"). Прием радиозащитных препаратов до облучения гораздо более эффективен, тут вопросов нет, я с этим и не спорил. Но это вовсе не означает, что эти препараты бесполезны после облучения - они просто менее эффективны. Тем более, радиоактивная пыль и аэрозоли в воздухе будут "висеть" еще долго. Есть еще один нюанс - прием радиозащитных препаратов в отсутствии облучения принесет больше вреда, чем пользы. Так что принять их до облучения может быть психологически сложно. А вот во время и после - пожалуйста.
      1. +2
        8 октября 2018 13:04
        Тем не менее, в момент взрыва организм получит дозу внешенго облучения и она будет определяющей для его дальнейшей судьбы.
        Что касается внутреннего облучения, то через 6 часов после контакта с изотопом йод -131 профилактическая йодотерапия бесполезна.
        1. 0
          8 октября 2018 13:30
          А Вы упорны hi
          Расскажу Вам об еще одном занимательном радиопротекторе - Препарате Б-190 https://www.atompharm.ru/b190. Согласно его описанию, он применяется в аварийных ситуациях при прогнозировании доз облучения, вызывающих развитие острой лучевой болезни. Такой дозой является 1000 мЗв и более. Между тем, планирование дозы облучения выше, чем 200 мЗв, прямо запрещено законом - п.3.2.2 http://docs.cntd.ru/document/902170553 Следуя Вашей логике о бесполезности препарата после облучения (принимать его до облучения, как мы выяснили, запрещено), этот препарат не должен закупаться вообще. А теперь пройдите по ссылке на сайт госзакупок http://www.zakupki.gov.ru/epz/order/quicksearch/search_eis.html?searchString=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82+%D0%91-190 и сами ответьте себе на вопрос, почему он закупается и в таком количестве.
          Не знаю как Вы, но я не медик, а "ГОЧСник", поэтому предлагаю закончить дискуссию - пусть последнее слово будет за Вами.
          1. +5
            8 октября 2018 14:04
            Я тоже не медик. У меня в институте не было военной кафедры, была кафедра гражданской обороны. А цель - дискуссии - не оставить за кем то последнее слово, а достижение согласия, т. е. "продукта при полном непротивлении сторон".
            Зачем же ссылаться на гражданские СанПиНы применительно к термоядерной войне? Его "требования и нормативы" для агрессора не являются обязательными и при проектировании боеголовок не учитываются. Та что не передергивайте.
            Что касается "неэффективной ГО", то книжки по этому предмету писали совсем не дураки. И они прекрасно понимали, что в случае внезапного ракетно-ядерного удара провести какие либо мероприятия по защите населения не получится. Все строилось исходя из наличия угрожаемого периода - отрезка времени различной продолжительности который обычно предшествует началу войны и который характеризуется крайним напряжением отношений между противостоящими государствами.
            Вот этот то период и используется для повышения боевой готовности ВС, их стратегического развертывания и перевода экономики на военное положение, а так же проведения рассредоточения и эвауации населения и других мероприятий ГО.
            И всегда существовало понимание того, что при наличии современных средств вооруженной борьбы и развернутых на театре военных действий крупных группировок войск и сил угрожаемый период может отсутствовать как таковой. Такая возможность в мероприятих по ГО так же учитывалась.
            1. +3
              8 октября 2018 14:34
              Спасибо за ценный комментарий. Давайте приходить к согласию - я только поддерживаю. СанПиН и сайт госзакупок привел для того, чтобы показать Вам, что не все так просто с этими радиопротекторами, в том числе и плане очередности (до/после) приема. Кроме того, в том пункте СанПиН приведены нормы для гражданских спасателей. Для них 200 мЗв - это потолок, за превышение которого могут при соответствующих обстоятельствах уголовно преследовать руководителя. Если у военных другие нормативы - мне об этом неизвестно. Касаемо угрожаемого периода - конечно, все планы по ГО предусматривают эвакуацию населения в заранее отведенные районы. Умолчал об этом в статье сознательно, потому что в первые несколько суток из-за общей неразберихи, нехватки автотранспорта и завалов эта задача кажется трудно достижимой, а гражданским надо будет как-то выживать. Тем более "готовность" этих плановых районов эвакуации к приему населения остается пока только на бумаге, а изменения в планах эвакуации не всегда оперативно доводятся до персонала. Касаемо Вашего высказывания о получении определяющей дозы (внешнего облучения) в момент взрыва - соглашусь с оговоркой, что облученный должен быть к нему достаточно близко и на открытой местности. Но тогда он быстрее погибнет от ожогов или ударной волны, а не от облучения. В статье же я привел допущение, что человек (семья) находится дома. А в этом случае более опасно внутреннее облучение.
              1. +4
                8 октября 2018 15:46
                Вы мне просто скажите -ГДЕ продаются средства защиты? ОТ ВСЕГО...
                И порой мне становится страшновато, когда я по работе опускаюсь в лифтовый приямок не убранный брезгливым механиком!
                Там столько ШПРИЦЕВ (использованных или нет мне разбираться не охота)!
                И возникает в мозгу мысль - а выдержит ли ПОДОШВА РАБОЧИХ БОТИНОК передвижения по этому СМЕРТОНОСНОМУ КОВРУ...
                Работая в ЖЭКе электриком в конце 90-х я меньше волновался, чем сейчас, лазая по подвала и чердакам!
                Рядом с нами сколько ДРЯНИ, что атомные бомбы уже НЕ СТРАШНЫ...
                1. +2
                  9 октября 2018 08:19
                  Вам нужна таблетка для счастья (юмор). Они не продаются, но в эпохи потрясений иногда раздаются бесплатно. В последний раз их раздавали в виде ваучеров.
                  1. +3
                    9 октября 2018 08:23
                    Таблеток от счастья в большом количестве мне ещё военрук выдал - Увидел ядерный гриб на горизонте, взят белую простынь и медленно пополз в сторону кладбища! А почему медленно? Чтобы панику не создавать!
              2. +4
                8 октября 2018 18:09
                Все гораздо сложнее. Просидев в кваритре сутки, если Ваша квартира в панельной многоэтажке, на расстоянии 32 км от эпицентра мегатонного термоядерного взрыва и ветер в Вашу сторону, Вы получите в самом благоприятном случае около 0,5 Зв.
                Прикиньте, как такая доза скажется на Вашем здоровье. Может уже лучше и не идти никуда.
                1. 0
                  8 октября 2018 18:52
                  Я живу в кирпичной 10-ти этажке! 90-х годов постройки!
                  1. +2
                    8 октября 2018 20:07
                    "К черту подробности! Город какой?" wassat
                    1. +2
                      8 октября 2018 21:10
                      Липецк! Есть главный отравитель жителей - НЛМК (Новолипецкий Металлургический Комбинат)! Область была задета выбросом Чернобыльсколь АЭС! Но зоны поавшие под выброс нарезаны "очень специфично"! Есть АЭС в соседней Воронежской области!
                      Есть так-же -
                      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА
                      И ВОЙСКОВЫХ ИСПЫТАНИЙ МИНОБОРОНЫ РОССИИ ИМ. В.П. ЧКАЛОВА!
                      И на последок - Липецк - город курорт!
                      Имеются минеральные грязи и минеральная вода!
                      1. BAI
                        +1
                        8 октября 2018 21:33
                        Есть АЭС в соседней Воронежской области!

                        Был я на ней. Абсолютно безопасно. Опасайтесь выброшенного медицинского прибора или пожарного датчика (но с ионизационными камерами кажется уже сняли с производства).
                        Купите простой дозиметр,например - Сосна , и не переживайте.
                      2. +1
                        8 октября 2018 21:43
                        Ну, у Вас есть шанс! К примеру, по Саратову и области будут долбить до "лунного пейзажа".
                        Кстати, минерала липецкая мне нравится! good
                      3. +2
                        8 октября 2018 22:19
                        Это смотря какая! При СССР была она только одна, а теперь льют несколько заводов!
                        И самый первый производитель "Росинка" и "Липецкпиво" и завод соков "ПРОГРЕСС" (Фруктовый сад и прочее)!
                        Приезжайте подлечиться в Город-Металлургов!
                      4. +1
                        8 октября 2018 22:29
                        Нет уж лучше Вы к нам!
                        "Приходите, покатаем, под сиреной полетаем,
                        Белыми ночами ленинградскими..."
                        А. Розенбаум
                      5. +1
                        8 октября 2018 22:35
                        Так у нас сами х и сирень и черёмуха растуть! И цвятуть good
                        Только вот ночей белых увы не бывает! Чего нет, того нет!
                        Пейте наши соки и воды! а мы будем любоваться дымящими трубами металлургического комбината! drinks
                        И полётами наших асов над садоводческими хозяйствами1
                      6. +2
                        8 октября 2018 22:39
                        Кстати, пушки для нового Памятника Славы отливал Новолипецкий Металлургический Комбинат.
                      7. +2
                        8 октября 2018 22:46

                        «ПУШКИ» — ПАМЯТНИК ЗАРОЖДЕНИЮ МЕТАЛЛУРГИИ В ЛИПЕЦКЕ
                        С Липских заводов продукция отправлялась прямо на Воронежские верфи. В мирное время здесь производились сковороды, котлы и котелки, чугуны.
                      8. Так вот, ты, какое, ядерное оружие!

                        hi
                      9. +2
                        8 октября 2018 22:42
                        В каждом приличном городе СССР должен быть какой то комбинат. У нас металлургических заводов было пять плюс коксохим плюс электродный. Сейчас правда алюминиевый Дерипаска порезал на металлолом.
                      10. +3
                        8 октября 2018 23:01
                        Я же говорю, Дерипаска - человек-катастрофа. Теперь вот, возрождение алюминиевой проводки воимя процветания "Русала"
                      11. +1
                        8 октября 2018 23:05
                        На одной проводке Дерипаска не процветет.
                      12. 0
                        8 октября 2018 23:08
                        Ещё один стадион начнёт строить. К ЧМ по хоккею. Из проволоки алюминиевой. Непотопляемый экскремент.
                      13. +2
                        8 октября 2018 23:12
                        Рост потребления алюминия за счет строительства и электротехнической отрасли - признак развивающихся стран.
                      14. +3
                        8 октября 2018 23:17
                        Плюс продажа пива в алюминиевых баночках в вечернее время!
                      15. +3
                        8 октября 2018 23:22
                        Всё когда-то было... А остались мослы от козлика...
                        Тракторный, Станкостроительный, Сокольский металлургический, Трубный и так далее...
                        Зато сейчас у на ЭКОНОМ зона (детище "ОПК"), Индезит (бывший Стинол) и не ставший руинами НЛМК!
                        А так-же СОКИ и ВОДЫ... crying
                2. +3
                  8 октября 2018 19:00
                  Чтобы проверить Ваше утверждение компьютерным моделированием в сертифицированном ПО (имею возможность, но это очень долго ввиду ручного ввода радионуклидов), мне недостаточно данных. Дополнительно интересует тип боеприпаса (уран-235 или плутоний-239), условные координаты (от них будет зависеть коэффициент шероховатости), метеоусловия от Ч до Ч+24 и суммарная толщина бетонных стен между человеком и местом подрыва. Если предоставите данные и дойдут руки - с удовольствием направлю Вам скриншоты результатов. Вы правы - чтобы говорить о достаточности удаления от эпицентра, нужно знать тип боеприпаса и его мощность в кт, в статье же я исходил из зон загрязнения при авариях на ЧАЭС и АЭС Фукусима. И с йодом я переборщил, подвела память (мы же за правду, верно?) - коллега напомнил, что 10-15 капель 2-3 раза в сутки будет достаточно. И щитовидка насытится не на 100% за 6 часов, пусть малоэффективно, но лучше чем ничего. В сети есть простейший симулятор - дозу не считает, но можно представить масштаб https://outrider.org/nuclear-weapons/interactive/bomb-blast/
                  1. 0
                    8 октября 2018 19:52
                    Чтобы проверить мое утверждение никакого сертифицированного ПО не надо. Достаточно учебника по ГО для ВУЗов 1986 года.
                    1. 0
                      8 октября 2018 20:07
                      Возможно. ПО тоже написано по учебникам и не исключено, что 1986 года. Верифицировать данные всегда полезно.
                      1. +2
                        8 октября 2018 20:43
                        Если говорить о боеприпасе в 1 Мт, то это, вероятнее всего дейтерид лития-6. "Запалом" можно пренебречь. Ветер - 7 м/с. Размер зон есть в литературе. Защитные свойства зданий тоже.
                    2. 0
                      8 октября 2018 20:26
                      Подобный учебник может страдать информационной недостаточностью, как разработанный до апреля 86г.
                      1. +2
                        8 октября 2018 20:29
                        Не нагнетайте. Физика атмосферного переноса и поглощения излучения в веществе с тех пор не изменилась. Изменилась страна...
                      2. +1
                        8 октября 2018 20:49
                        Даже и не пытаюсь. Вы мне про физику, я Вам - про биологию. В каком году разработан препарат Б-190? Когда были приняты нормативы ограничивающие максимальную дозу радиоактивного заражения?
                      3. +2
                        8 октября 2018 21:26
                        В данном случае это не имеет значения. Применительно к поражающим факторам ядерного или термоядерного взрыва никаких нормативов быть не может, все определяется мощностью, устройством, применяемым зарядом, назеный или воздушный взрыв, рельеф, погодные условия в момент взрыва и после него.
                        Влияние радиации тогда уже было известно, так же как и то, какие дозы как влияют.
                        Препарат Б-190 сравнительно новый, раньше применялся цистамин, до него меркамин. Но наличие препарата на радиационную обстановку не влияет.
                        Да, по заявлению изготовителя Б-190 обеспечивает сохранение жизни в 90% случаев при получении абсолютно смертельной дозы облучения. О том, как надолго и с какими последствиями - изготовитель умалчивает.
                      4. +1
                        8 октября 2018 22:12
                        Да, изменилась. В плане охраны стратегических объектов гражданского назначения, например - в лучшую сторону.
                      5. +1
                        8 октября 2018 20:49
                        Мы обсуждаем применение ЯО, не техногенную катастрофу, так как при термоядерном взрыве и аварии на АЭС разный состав изотопов. Поэтому никакой недостаточности не будет.
                      6. +3
                        8 октября 2018 20:58
                        Попробую как будет время, это интересно.
                      7. +2
                        8 октября 2018 21:26
                        Мне тоже интересно.
                      8. +1
                        8 октября 2018 21:20
                        Стоп. Автор сам признал, что использовал данные по радиоактивному загрязнению в Припяти и Фукусиме. Возникает диссонанс.
                      9. +1
                        8 октября 2018 21:44
                        Правильно, автор и признал, что для оценки последствий применения ЯО использовал методику для аварий на АЭС, что нет есть правильно. Теперь попробует, как я понял из комментариев, сделать то же, но с учетом особенностей ЯО.
                      10. 0
                        8 октября 2018 22:01
                        Думаю модель будет из разряда "где-то что-то типа так". Ибо нет достаточного статистического материала для полноценного анализа последствий радиоактивного заражения биологических объектов после применения ЯО.
                      11. +1
                        8 октября 2018 22:14
                        К 1963 году только СССР и США провели 500 взрывов и за последующее 20 лет еще 1000 подземных. Думаете просто так?
                      12. 0
                        8 октября 2018 22:23
                        Не думаю. Только повторюсь: мы сейчас про физику или про биологию? То что в СССР начали чесаться на предмет просвещения населения об опасности "мирного атома" только после Чернобыля - факт свидетелем которого я был. До этого просто не было данных для каких либо исследований.
                      13. +2
                        8 октября 2018 22:27
                        Население надо не сколько просвещать, сколько тренировать выполнять необходимые мероприятия в подобных случаях. В противном случае никакое просвещение не поможет.
                      14. +2
                        8 октября 2018 22:32
                        Моё поколение по поводу ВИЧ-СПИД начали просвещать ещё в году этак 1986 или 1987! И всё нас просвещают... А число заболевших всё растёт...Тут никаких катастроф и бомб не надо! Если стали отказываться от прививок от кори... Болезни свой урожай соберут и ... И всё!
                      15. +2
                        8 октября 2018 22:44
                        Вы правы, но общие знания о предмете и основы личной радиологической защиты это не отменяет.
                      16. +1
                        9 октября 2018 08:28
                        Верно. Не совсем уверен, что получится в рамках существующей компьютерной модели, но попробую изменить матрицу исходных данных. Если нет - попробую другие способы. Если получится - сделаю отдельную публикацию ввиду обширности темы.
                3. 0
                  8 октября 2018 19:01
                  50 бэров - начальная стадия лучевой болезни.
                  1. +2
                    8 октября 2018 19:17
                    Для особо "радиочувствительных" людей да. 50 бэр эквивалентны 500 мЗв. Чувствую, к новому посту вы меня вынуждаете о дозах и моделированиях - интерес к теме есть...
                    1. +3
                      8 октября 2018 19:40
                      Несомненно есть! Тем паче, интересно мнение человека "в теме". Единственно боюсь, что все разработки и модели МЧС применимы именно для ЧС, а не для ядерного удара. Тем не мене, общие знания и практические советы были бы очень полезны. Ибо уровень информированности наших сограждан в этой сфере снился до состояния марта 1986 года.
  15. +2
    8 октября 2018 12:57
    Кстати...
    http://www.grozniedni.ru/main/voina_glazami_ochevidcev/instrukciya_po_vyjivaniyu_vo_vremya_voyny.htm
    ...И нам, москвичам - вообще париться не о чем. В случае ТМВ нас-то точно не останется)))
  16. +4
    8 октября 2018 15:16
    Цитата: автор
    наличные деньги мелкими купюрами — не менее 5000 рублей.

    Боюсь, эта заначка может не дождаться ядерной войны)))
    1. Боюсь, никто не будет брать эти мелкие купюры.

      hi

      Другое дело - серебряные или золотые монеты, если от них зависит место в вагоне, самолёте, получение противогаза, лекарств, и пр. Кто-то на войне всегда наживается.

      Тётка моей бабушки с себя золотой крест сняла и обручальное кольцо, чтобы в деревне под Питером в Гражданскую обменять на продукты для голодных детей.

      Потом повторилось уже с моей бабушкой в блокаду и во время эвакуации в Саратов.
  17. 0
    8 октября 2018 18:39
    А как же оранжевая апчечка wink Бомбари развалены , шансов выжить в больших городах минимально , если только метро
  18. +2
    8 октября 2018 18:42
    Хороший материал! Особенно на фоне нескольких статей, промелькнувших пару месяцев назад, о животворящей силе проникающей радиации
    1. Комментарий был удален.
    2. BAI
      +2
      8 октября 2018 21:20
      3x3zsave ( антон) Сегодня, 18:42
      +2
      Хороший материал! Особенно на фоне нескольких статей, промелькнувших пару месяцев назад, о животворящей силе проникающей радиации

      А без природной радиации человек вымрет. Он уже генетически заложен на существование с определенной дозой - естественный фон.
      1. +1
        9 октября 2018 08:40
        Есть еще теория, что именно природный фон и обеспечивает мутации, необходимые для эволюционного развития.
  19. BAI
    +3
    8 октября 2018 22:43
    Воздействие поражающих факторов ЯО на биообъекты изучено вдоль и поперек десятки лет назад. Сотни диссертаций. Все рекомендации давно разработаны и апробированы. Но все закрыто, даже ни одного источника не назвать. Естественно - в интернете нет. Ну хоть в научно-популярной форме что-то видим. Но все брать за руководство к действию - не знаю, у МЧС и военных немножко разные взгляды на проблему.
    1. +2
      9 октября 2018 07:56
      Вы абсолютно правы. Как только проявишь здоровое сомнение чтобы во всем разобраться - или для "служебного пользования", или "секретно". Особо раздражает то, что секретят даже безобидную информацию - на всякий случай, а секретчиков, разбирающихся в предмете - исчезающе мало.
      1. +1
        9 октября 2018 23:58
        И еще, автору, эти инструкции я писал своим сотрудникам для занятий по ГО. Реально в наше время говорили - заворачивайся в белую простыню и ползи на кладбище, желательно головой в сторону вспышки laughing Детский лепет...
  20. +3
    9 октября 2018 01:12
    Цитата: dauria

    Рассказывал, кстати про дворнягу, которая умудрилась зарыв морду в землю пережить подрыв хим. снаряда с боевым ОВ на полигоне.


    У меня друг работал на ликвидации аварии на ЧАЭС, точнее они там крутились на вертушках и замеряли по всей зоне уровни радиации, нахватал он прилично. Так вот, он рассказывал, что там был некий легендарный кот который шлялся по всему блоку, от него дозиметры зашкаливали и "сходили с ума", а коту хоть бы хрен, жрал за троих и чувствовал себя замечательно. Т.е. он был на этой станции ещё до катастрофы. И это не байка, мой друг сам его видел. hi
    1. BAI
      +2
      9 октября 2018 09:09

      Морской Кот (Константин) Сегодня, 01:12 Новый
      +1
      Цитата: dauria

      Рассказывал, кстати про дворнягу, которая умудрилась зарыв морду в землю пережить подрыв хим. снаряда с боевым ОВ на полигоне.


      У меня друг работал на ликвидации аварии на ЧАЭС, точнее они там крутились на вертушках и замеряли по всей зоне уровни радиации, нахватал он прилично. Так вот, он рассказывал, что там был некий легендарный кот который шлялся по всему блоку, от него дозиметры зашкаливали и "сходили с ума", а коту хоть бы хрен, жрал за троих и чувствовал себя замечательно. Т.е. он был на этой станции ещё до катастрофы. И это не байка, мой друг сам его видел. hi

      Есть индивидуальные особенности организма.
  21. lot
    0
    9 октября 2018 10:19
    Статья Весной была бы кстати.
  22. +2
    9 октября 2018 23:40
    Автор всё правильно расписал, кроме того, где взять оружие у того, у кого его нет. Мародёры уже разграбят не только аптеки и продовольственные магазины, но и охотничьи-оружейные магазины - тоже, а так же, возможно, и полицейские участки в разрушенных частях города.

    Нужно обязательно, кроме оружия и патронов: радио УКВ/КВ/СВ/ДВ и батарейки, механические часы, компас, бинокль, фонарь с батарейками. Если денег много было до войны - прибор ночного видения, если придётся уходить ночью и нежелательны встречи с мародёрами и... оккупантами.

    Есть нюанс.

    Россия страна большая, но не все живут строго за Уралом. Есть Калининград, Крым, Ленинградская область, где возможна временная оккупация НАТОвскими войсками, если что вдруг пойдёт не так, как наши фуражки-аэродромы себе сегодня представляют... тут предсказать и посоветовать ничего нельзя, кроме как уходить быстрее к своим, стараясь не попадаться на глаза оккупантам, поскольку линии фронта, как в ВОВ - не будет. Жить под НАТОвскими оккупантами, надеясь пережить самое плохое, - вряд ли получится.
  23. +1
    9 октября 2018 23:50
    ...5000 рублей мелкими купюрами...


    Боюсь, никто не будет брать эти мелкие купюры.

    hi

    Другое дело - серебряные или золотые монеты, если от них зависит место в вагоне, самолёте, получение противогаза, лекарств, и пр. Кто-то на войне всегда наживается.

    Тётка моей бабушки с себя золотой крест сняла и обручальное кольцо, чтобы в деревне под Питером в Гражданскую обменять на продукты для голодных детей.

    Потом повторилось уже с моей бабушкой в блокаду и во время эвакуации в Саратов.
  24. +2
    10 октября 2018 09:18
    Если вы попали под Ядерный удар пейте ВОДКУ !!! И БО УЖЕ ПОФИГ !!!! drinks
    1. 0
      12 октября 2018 15:47
      Да, совет хороший, если вы еще не силуэт свой, на стене комнаты, что напротив окна.
  25. Комментарий был удален.
    1. 0
      12 октября 2018 15:45
      А перед аварией на ЧАЭС евреи разменяли квартиры в Припяти на другие города, попродавали дачи, гаражи, поразъехались по командировкам... А эта информация откуда взята? что-то не попадалось такое на глаза.
  26. +2
    10 октября 2018 21:06
    К примеру, период естественного полувыведения из организма оружейного плутония составляет 200 лет.
    Через 200 лет организму будет глубоко пофиг есть ли в нём оружейный плутоний или оный уже полувыведен.

    Все сказки по поводу действий организма после ядерного взрыва хороши только при единичном подрыве, дающем хоть какой-то шанс выбраться в безопасное место. В случае глобального ядерного удара, особенно в мегаполисе такие шансы стремятся к нулю, да и необходимость выживания любым путём теряет смысл, так как "прошлой" сытой и спокойной жизни уже не будет, а будет быстрое, либо не очень быстрое, умирание. Необязательно от радиации - от голода, холода, болезней, бандитов-мародёров и т.п.
    1. 0
      10 октября 2018 22:04
      Сплошным ковром ЯО ударов территорию, особенно России не покроют, останутся много мест без очагов, мест без загрязнений радиацией (относ распада ветрами).. Вот туда и быстро бежать, лучше на своём автотранспорте. Сказки о всяких хитростях выживания в очагах поражения забыть, главное сперва эвакуироваться в безопасное место. Посчасливится остатся в чистой зоне, тогда уже вопросы второго порядка по устройству жизни в новой обстановке, тут уж советы впрок...Кто то навевает хмурые мысли апокалипсисов,- к чему, к новым выборам или повышению цен...
      1. 0
        10 октября 2018 22:35
        Из Москвы на Колыму? Шутить изволите?
        Учитывая плотность заселения окрестностей Москвы, после ядерного удара по Московской агломерации и соседним областям, думаю, что до ближайшего относительно чистого "места" нужно будет добираться километров 300-400 минимум, то есть несколько дней.
        Потому как вы не успели заправиться. И все заправки на вашем пути уже опустошены.
        А на дорогах пробки, паника, аварии, мародёрство, военные колоны, скорая помощь с сиренами, пожарные команды, гаишники...
        И прежде чем уехать из пылающего города, вам надо ещё собрать своих родных, которые вполне могут находиться (работать или учиться) на другом конце города. А тут и в мирное время, чтобы добраться с работы до дома требуется час-полтора, а кому и больше.
        1. -1
          13 октября 2018 15:56
          Насчёт Москвы, так это будет самое безопасное место в РФ, - ПВО сосредоточено неимоверное...По деталям, 500 км,на авто ,- 10 часов по полузатореным дорогам на одной заправке. О родне, тут от обстоятельств, первым своя семья, за другими можно позже вернуться,главное быстро покинуть заражённый район, авто не резиновое, если еще с припасами...Дискутировать можно долго, на практике при срочности три главные элемента: быстро покинуть заражённый район, спасать семью, брать неробходимое: документы, лекарства, деньги и драгоценности..И второй вариант, когда первые волны ЯО прошли, тогда выбираться из города с загрузом необходимого. Позже ещё вернётесь за нужными и забытыми вещами и прочим. Но расселение городов обязательное....Что за муру затеяли этими статьями, для отвода глаз от происходящего более важного ...
          1. 0
            13 октября 2018 16:26
            По Москве, пригородам и соседним областям будет нанесено не менее полусотни ядерных ударов. Огромная территория радиусом в 200-250 км превратится в радиоактивную зону тотальных разрушений и пожарищ.
            В Москве с полной заправкой сейчас мало кто ездит, значит полный бак в этом аду - несбыточная мечта. Заправится будет практически нереально, значит ехать придётся на остатках топлива. Только куда ехать? Все крупные города будут атакованы, ехать от одних развалин в другие нету смысла. А деревеньки вряд ли будут рады наплыву погорельцев.
            В Москве редко живут, учатся, работают в одном месте, поэтому сбор семьи дело долгое - до нескольких часов минимум, а то и суток. Их нужно как-то где-то пережить. А дальше - попытка прорыва сквозь толпы паникующих бегущих, часто имеющих не лучшие намерениями.
            Америкосы неплохо показывали в своих киношках, что может случится в подобных случаях.
  27. 0
    10 октября 2018 23:13
    Цитата: DigitalError
    К правительству отношусь резко негативно. Но в описанной ситуации кто-то должен консолидировать усилия и ресурсы - для простого человека задача непосильная, в долгосрочной перспективе одному не уцелеть.

    Все зависит от размера города. У меня город имеет габариты (по максимуму) 12 х 18 км. Полумиллионник. Даже по старым планам 1956 года (был этот штатовский документ в сети) по городу планировались три ядерных удара. С учетом огромного сокращения зарядов будет вероятнее всего один. И при таком ударе практически 95-98% структур, которые должны консолидировать будут уничтожены. Из них процентов 80 со 100% вероятностью. И это при воздушном взрыве боеприпаса в 100 кт
    Будет уничтожено краевое правительство, администрация города и одного из районов, две администрации районов города окажутся в зоне сплошных или сильных разрушений. Будут уничтожены такие структуры, как МВД-ФСБ, МЧС, как минимум 4 из 6 пожарно-спасательных частей, большинство медицинских учреждений, водоканал и еще много чего по мелочи

    Цитата: pafegosoff
    "Лепестки" разных категорий и защитные очки вообще должны быть в каждом доме. В принципе, даже для защиты от химических аэрозолей (а уж чем только сейчас не пользуются. Продаются в любом "автокраски-эмали" или большом хозмаге. От радиоактивной пыли какая-никакая - защита (на 30-40 минут).

    Да, вот "лепестки" действительно приобрести не составляет особого труда

    Цитата: DigitalError
    Итак, представим себе, что в час Ч ядерный боеприпас подорван, огненный шар остыл, ударная волна пронеслась мимо. Догорают пожары в промзоне и деревянные постройки. Электричество отсутствует, интернет, телевидение и радио молчат. В городе паника и транспортный коллапс

    В большинстве своем будет еще хуже. районы новостроек, застроенные 12-17 этажными домами если не будут представлять из себя могильные холмы, то разрушений в них будет море. А эти новостройки и есть спальные районы, где будет большинство жителей. Транспортного колапса в небольшом городе возможно и не будет, а вот паника - это точно....

    Цитата: DigitalError
    Ориентировочная стоимость «набора выживальщика» в расчете на 1 чел. (после ядерной бомбардировки вряд ли сможете купить сразу, бренды не называю сознательно, цена ближе к минимуму):
    1) противогаз гражданский фильтрующий (взрослый) — 2500 руб.;
    2) аптечка противорадиационная (взрослая) — 2800 руб.;
    3) костюм противопыльный одноразовый с капюшоном — 600 руб.;
    4) закрытый комплект модульного типа просвинцованный (вдали от эпицентра бесполезен и даже вреден ввиду его массы) — 44000 руб.
    5) комплект антибиотиков, противоожоговых и обезболивающих, дезактивирующих (спирт) средств — 1500 руб.;
    6) дозиметр бытовой (индикатор радиации) — 6000 руб.;
    7) консервы — 1000 руб.;
    8) наличные деньги мелкими купюрами — не менее 5000 рублей.

    Итого от 20 до 60 тыс. руб. на одного взрослого человека, но безопасность не может стоить дешево, такова цена его фобий.

    Вы забыли еще многое что написать, например НАЗ (назовите его как хотите, набор выживальщика, тревожный рюкзак, тревожный чемодан). А это от примерно 2000 (мини вариант) до 15-16 тысяч. Одноразовый противопылевой костюм погоды не сделает. Как и консервы на 1000 рублей на человека. Уж лучше тогда брать индивидуальный рацион питания, чем консерву. Плюс всякая мелочь, как инструмент, оружие, фонари-очки-радиоприемник и прочее, и прочее. Вот только в городах в глубинке, где зарплаты в среднем 25000 немного найдется людей, кто будут покупать весь этот "набор выживальщика", в расчете, "а вдруг пригодится". Нет, некоторые шизонутые "выживальщики" найдутся, даже убежища себе делать начнут.

    Цитата: DigitalError
    А потом побегут спасать население. Но до этого "потом" нужно время, скорее всего длительное.

    Скорее некому будет спасать. Вряд ли из других городов кто-то придет на помощь если свои структуры будут уничтожены. Это не техногенная катастрофа в одном, отдельно взятом городе, а глобальная

    Цитата: Jerk
    Или учить - и тренировать действиям при ЧС. Но это долго. Подольше, скажем так, чем нынешняя "срочка". И кстати не все на это годятся.

    Это к сожалению в большинстве случаев не делается. Я как-то уже писал, что до выхода на заслуженный отдых на собственном предприятии был руководителем противопожарной секции в рамках нештатных структур МЧС. Дважды или трижды, уже не помню через 3 года проходил переобучение. И только два последних раза хоть что-то давали сделать, например подсоединить рукав к гидранту и тому подобные действия. Члены моей секции (в основном водители) и этого не проходили. ТАк что совершенно вы правы. Надо тренировать, тренировать регулярно, а не от случая к случаю для галочки посылать людей для переобучения
    1. 0
      11 октября 2018 22:29
      Спасибо за проявленный к теме интерес и ценные замечания.
  28. +1
    10 октября 2018 23:13
    Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
    0
    ...5000 рублей мелкими купюрами...
    Боюсь, никто не будет брать эти мелкие купюры.


    Согласен с Вами, они даже для гальюна не годятся, если только на растопку. По-моему самый основной предмет в такой "смутный" период, это банально огнестрельное оружие, для начала и дробовик сойдёт.
    Как сказал один персонаж: "Кормить нужно невооруженных солдат, вооруженные сами себя прокормят". (х/ф "Каин XIX-ый"). soldier
  29. 0
    11 октября 2018 22:13
    ффф.настоящий СТАЛКЕР уже идет по тропам втаренный,,,,,
  30. +1
    12 октября 2018 00:40
    Цитата: DigitalError
    Спасибо за проявленный к теме интерес и ценные замечания.

    Чем старше становишься, тем порой больше понимаешь, что прав был Райкин, который говорил "Забудьте все, что вас учили в школе (институте)....". Понимаешь, что многое, чему нас когда-то учили вряд ли пригодиться...

    Вероятность ядерного конфликта с США достаточно мала. Специалисты говорят, что где-то в пределах 1%. Поэтому знания, связанные с ЯО, они конечно лишними не будут, но малоприменимы. Тем более, что постепенно приходит осознание того, что все мероприятия по ГО и ЧС в случае масштабного ядерного конфликта будут, ну скажем так, малоэффективны. В силу того, что уже написал. Ядерный удар по городу уничтожит почти все структуры управления и ГО.
    Разумеется, если будет достаточный (протяженный по времени) угрожаемый период эти мероприятия могут принести пользу. С другой стороны, давайте просто рассмотрим отвлеченную ситуацию. На основе хотя бы моего родного города (г. Ставрополь).
    Население - порядка 500 тысяч человек. Наверняка больше, но оперирую официальными цифрами. Даже если попытаться эвакуировать хотя бы 30% населения, то куда его девать. Край степной. Населения края, довольно большого по площади порядка 4 миллионов. Два направления эвакуации можно считать "закрытыми" посколько там или города и химпроизводством, по которым нанесут удар или агломерации, типа Кавказских Минеральных Вод, когда города друг от друга стоят на расстоянии в 5-10 км, плюс аэропорт, плюс ж/д узел. То есть цель.

    Итак остается два направления. Куда деть пусть даже 150 тысяч дополнительных людей. Ведь их надо не просто "забрать" из города, а разместить где-то. Пусть даже в палатках. Плюс санитарно-эпидемеологическое состояние таких поселений. Грубо говоря наличие обычных туалетов и их очистка. Плюс главное - питание и самое главное - питьевая вода. Последнее чаще всего в степной зоне является проблемой ибо источник воды не беспределен.

    Другое дело техногенная катастрофа. там могут быть варианты.

    Что иметь дома из того, что вы писали. Из всего списка
    1) противогаз гражданский фильтрующий (взрослый) — 2500 руб.;
    2) аптечка противорадиационная (взрослая) — 2800 руб.;
    3) костюм противопыльный одноразовый с капюшоном — 600 руб.;
    4) закрытый комплект модульного типа просвинцованный (вдали от эпицентра бесполезен и даже вреден ввиду его массы) — 44000 руб.
    5) комплект антибиотиков, противоожоговых и обезболивающих, дезактивирующих (спирт) средств — 1500 руб.;
    6) дозиметр бытовой (индикатор радиации) — 6000 руб.;
    7) консервы — 1000 руб.;
    8) наличные деньги мелкими купюрами — не менее 5000 рублей.

    для ядерной войны наверное вряд ли что брал. Брать заранее - глупость, а в случае если припрет - уже не достать. Для готовности к техногенной катастрофе, наверно я взял бы из всего списка аптечку, это пожалуй самое главное. Иметь дома неприкосновенный запас медикаментов для таких случаев нужно и достаточно недорого.
    Я написал еще о НАЗе (тревожном рюкзаке, тревожном чемоданчике). Но если рассматривать и эти наборы достаточно серьезно, то многое в них просто не нужно. И тратить, к примеру, на тревожный рюкзак 16000 рублей - а имеет ли смысл. Может скомпоновать его самому. Мне в этом плане проще, есть опыт туризма и соответственно кое-что есть и дома.
    Короче тема с одной стороны интересная, с другой стороны настолько многоплановая, что не имеет простых ответов, например ответов на вопрос, а что брать с собой в случае эвакуации. Деньги и документы - это понятно. А что остальное??
    И самое главное, как мне кажется - это просто неумение нынешнего населения выживать. Я не говорю уже об учениях гражданской обороны, которые в 60-70 годы проходили если и не часто, но проходили. Их полное отсутствие. Неумение определенной части граждан, особенно молодого поколения зачастую просто разжечь костер, поймать ту же рыбу подручными средствами и еще многое и многое....

    Может мой пост и не совсем в тему, но порой "Допекает". Лет 15 назад у нас в крае было наводнение. Смыло часть населенного пункта, находившегося на берегу Кубани. Спустя пару недель нас с производства послали туда на день на помощь. Приехали. Чем смогли - помогли. На обратном пути остановились "на обед". Каждый начал доставать кучу разносолов. Я со своей краюхой хлеба и шматом сало на их фоне выглядел достаточно бледно. Но вот самое интересное. Люди ехали в зону стихийного бедствия и никто из них не взял с собой НОЖА. Отмазка была примерно следующей: так мы знали, что ты возьмешь, что нужно. А не было бы меня в этой ситуации, остались бы с горой упакованных продуктов и без возможности их съесть.
    Даже в такой простой ситуации видно, что большинство не способно просто выжить на природе даже при отсутствии экстремальных факторов. А что делать, если придется эвакуироваться????
    1. +1
      12 октября 2018 15:38
      Владимир! По поводу маловероятности атомного конфликта. Я записываю себе в копилу разные изречения умных и не очень людей. Вот к нашему случаю:
      "Неожиданное случается чаще ожидаемого" [i][/i]
      Тит Макций Плавт
  31. 0
    12 октября 2018 15:35
    Меня больше волнует то (если останусь жив с семьей в час Ч, неважно какой) отсутствие у меня автомата и пары ящиков патронов к нему, пистолетика с патронами, гранат и так далее по списку молодого бойца. Поскольку согласен с автором, что заниматься нашим спасением и даже мобилизацией лиц воееннообязанных в этом случае никто и не будет. А до таких, кому 70+ вообще никому дела не будет, кроме отморозков своих и оккупантов. А быть просто жервой на заклание у меня нет никакого желания.
    И думаю, что пора становиться охотником, чтобы что-то хоть получить в руки для обороны.
    Хотя для жителей Питера и Москвы вообще проблематично будет остаться в живых в случае даже ограниченного атомного конфликта, т.е. 3-й и последней Мировой.
  32. 0
    12 октября 2018 16:36
    Цитата: Старый26
    Но вот самое интересное. Люди ехали в зону стихийного бедствия и никто из них не взял с собой НОЖА.


    Странные люди. Как говаривал персонаж из одного неплохого фильма: "Штаны здесь можно позабыть одеть, но без оружия ни шагу". В наших реалиях я, конечно, не ствол имею ввиду, а банальный перочинный нож с лезвием и штопором. И никогда не знаешь, что из них на сегодня будет нужнее. smile
  33. 0
    14 октября 2018 19:09
    Как страшно жить.
  34. +2
    16 октября 2018 14:25
    Из того, что бывает в любой аптеке- препараты на основе альгинатов-полипептидов из бурых водорослей.Самый легкодоступный-обычный ГЕВИСКОН, содержащий эти самые альгинаты, думаю, любые препараты, содержащие морские водоросли, типа морской капусты в порошке.
    ФОСФАЛЮГЕЛЬ пакеты-содержит фосфат алюминия, пектины и агар-агар. Алюминий способен замещать катионы стронция, и , опять же-полипептиды в виде пектина и агар-агара....
    ЗОРЕКС(унитиол)- комплексонобразующий антидот, который в мирное время применяется для выведения продуктов распада алкоголя и солей тяжелых металов. Существует Унитиол в ампулах, но вряд ли его можно встретить в любой аптеке...
    Думаю, не лишним будет применение всякого рода сорбентов, типа Полисорба, Энтеросгеля, Фильтрума и т.п. для связывания и выведения из организма радионуклеидов и прочих токсинов.
    Конкурентом Стронция в организме выступают ионы Калия, Кальция, Магния...поэтому применения препаратов, содержащих эти элементы поможет уменьшить накопление в организме стронция(Аспаркам, Панангин, Магнелис, Кальцемин, Калия Оротат, и т.п.)
    1. 0
      16 октября 2018 15:54
      Наконец-то дождался медика?. hi
      1. +2
        16 октября 2018 16:55
        Типа того...)))