Мушкетёры не совсем по Дюма. Перевод на современный язык

71
Действительно. Мушкетер, не важно, пеший он или конный, это либо пехота, либо мобильная пехота. Суть которой – уничтожение живой силы противника в пешем строю при помощи мушкета.

Мушкетёры не совсем по Дюма. Перевод на современный язык




Стрелять из этого, простите, не самого легкого и удобного оружия (вес от 7 до 10 кг, длина до 2 метров) можно было только стационарно, уперев мушкет в специальную подставку. Либо использовать для этого крепостную стену, борт корабля и так далее.

Как из этой штуки можно было эффективно стрелять с коня, мне, честно говоря, непонятно. Единственный способ – это подскакать к противнику на ружейный выстрел, спешиться, поставить мушкет на подставку, пальнуть и снова на коня. Делать ноги туда, где можно спокойно перезарядить свое чудо-оружие.

Но оставим коней пока в конюшнях, речь не о том.

Речь о том, что тогдашняя 50-граммовая пуля из мушкета выбивала жизнь из облаченного в латы конника со 150 шагов. И толковый мушкетер мог это делать один раз в 2-3 минуты.

Почему же в куче фильмов по роману Александра Дюма мы этого практически не видим, да и в самом произведении «Три мушкетера» мушкеты в руках героев появляются только в самом конце книги, при обороне бастиона Сен-Жерве?

Получается, Александр Дюма и наш режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич изобразили нечто, весьма далекое от истины?

А вот и нет. Исторически все верно.

Суть в том, что мы имеем дело вообще не с мушкетерами. А с королевскими мушкетерами, или, если хотите, мушкетерами короля. Вставка одного слова резко меняет весь смысл данного подразделения. И вместо «пихоты» перед нами оказываются… правильно, сотрудники ФСО!

Окунемся в историю?

Вообще, первым личную охрану во Франции завел Генрих Четвертый, которого, правда, это не спасло. Но уже при Генрихе Наваррском имелся отряд легкой кавалерии для сопровождения монаршей персоны (шеволежеры).

Шеволежеры были вооружены шпагами (рапирами) и пистолетами. То, что надо для коротких схваток на близкой дистанции в условиях города. Но повторюсь, в 1610 году король Генрих был убит (минус охране).

Его преемник, король Людовик XIII, не питал иллюзий в отношении своего окружения и в 1620 году решил усилить свою охрану путем создания дополнительного подразделения из 60 человек, вооруженных карабинами. Для усиления огневой мощи.

Карабин тех времен – это кавалерийское нарезное ружье. Довольно точное, но медленное в перезарядке.

Вообще, личную гвардию/охрану имели тогда многие. Королева (вспомните Коменжа из романа Дюма), члены королевской семьи (принцы крови), первый министр. Учитывая всякие перевороты, семейные склоки и прочие удовольствия и развлечения тех лет – охрана была делом обыденным.

Но не для Людовика XIII. Он хоть и прослыл благодаря Дюма человеком слабохарактерным, но таковым не был. Более того, король был под стать своему министру, хоть и уступал ему во многом, но умер не от покушения. Факт.

Так вот, через 2 года Людовик перевооружил своих охранников на мушкеты и довел численность до 107 человек. Из-за мушкетов бойцы и получили свое знаменитое наименование — мушкетеры короля, королевские мушкетеры, а если быть исторически точным, то полное название звучало как «Мушкетёры военного дома короля Франции» (Mousquetaires de la maison militaire du roi de France).

Капитаном/командиром подразделения был сам король. Нормальная практика того времени. Кроме командира-короля, были еще капитан-лейтенант, лейтенант, суб-лейтенант и 4 корнета.

И что мы имеем на выходе? А вот что.

Пехотой, понятное дело, мушкетеры короля не были. Это было подразделение, которое занималось охраной короля при его выездах за пределы своей резиденции. Именно так. Внутри резиденции короля охраняли совсем другие люди.

Мушкетеры же сопровождали короля в поездках (и Дюма это прекрасно показал в романе «20 лет спустя»), охраняли его в выездных мероприятиях (типа охоты или осады Ла-Рошели), приходилось нести службу и в месте постоянной дислокации, но как бы на дальних подступах.

Отсюда (Людовик не обожал частых поездое) и прорва свободного времени (со ссылкой на Дюма), которое мушкетеры тратили как им было угодно.

Кстати, так как мушкетеры короля ведали охраной первого лица, на всякие глупости типа патрулирования улиц Парижа их никогда не отряжали.

Еще один нюанс, который точно подметил Дюма, но многие читатели пропустили мимо.

Понятно, что простолюдины из «пихоты» не могли охранять короля. Только дворяне, с детства обученные держаться в седле, стрелять из пистолетов, фехтовать. А учитывая, что численность роты королевских мушкетеров не превышала 150 человек, то еще вопрос, чин лейтенанта мушкетеров – много это для графа (де Ла Фер), или мало.

По крайней мере, чин капитан-лейтенанта носил Жан-Арман дю Пейре, граф де Тревиль. Занял граф эту должность не во время действия романа, а значительно позднее — в 1634 году. Но факт, что командир роты был вполне себе граф.

Естественно, что подчиненные были ему под стать. Виконты, баронеты и прочие младшие сыновья провинциальных (и не только) дворян, для которых служба в таком подразделении была пределом мечтаний.

Вот и получается, что с одной стороны, мушкетеры – это пешие и конные стрелки первой линии, с другой стороны – спецподразделение по охране первого лица государства во время поездок по стране.

Все просто.

Все просто и с экипировкой и вооружением. Вооружение состояло из, собственно, мушкета, шпаги или рапиры, даги и двух-трех пистолетов.

Понятно, что таскать на себе или с собой весь этот арсенал было делом нелегким в прямом смысле этого слова, но такова цена службы в спецподразделении. Тем более что (см. выше) служба не баловала королевских мушкетеров частыми выходами.

Забавный момент. Король, хоть и любил, судя по документам, своих мушкетеров, особо их не баловал в финансовом плане. Многие мемуары донесли до нас проблемы с выплатой жалования мушкетерам короля.

Король (понятно, что соответствующие службы) выдавал своей охране только мушкет. Хотя, по тем временам, отнюдь не дешевое оружие. Не знаю, как во Франции, у де Костера было в письмах, что мушкет для охоты в Нидерландах ему стоил 140 дукатов. Если прикинуть через золотую меру (дукат где-то 3,5 грамма золота, а луидор 6-7 граммов), то получится 70 луидоров, что равнялось (почти) стоимости неплохого коня.

Неплохая экономия, если учесть, что все остальное господа мушкетеры короля должны были покупать сами. Оружие, коней, одежду…

Да, об одежде. Так как мушкетеры не входили во внутреннюю стражу и по службе чаще находились на улице, либо охраняя короля в поездке, либо во внешнем карауле, то форма у них была примечательная.

Мушкетеры носили большие ботфорты, широкополую шляпу с белым пером и плащ-казакин, который можно было застегивать по бокам. Плащ был лазурно-голубого цвета (королевские цвета) с золотистыми галунами и нашитым спереди и сзади крестом с королевскими лилиями тоже цвета золота.

В общем, все это, как в романе, стоило немалых денег. Но простите, тут короля охранять или как?

После смерти сперва Ришелье, а потом и Людовика XIII, кардинал Мазарини передал своих гвардейцев в состав мушкетёрской роты. Таким образом, у мушкетеров в 1660 году стало две роты.

Первая рота, первые королевские мушкетеры, носили плащи с пуговицами, окантовкой, петлицам и галунами золотого цвета, а вторая рота (бывшие гвардейцы кардинала) — серебряного.



Роты также отличались цветом лошадей, их так и стали называть: «серые» (старые) и «черные» (бывшие кардинальские) мушкетеры.

В целом же служба была более чем непыльная. Так как в обязанности королевских мушкетеров входило лишь сопровождение короля, когда тот покидает дворец, то в остальное время рота была представлена сама себе. Защитой монарха в месте постоянной дислокации занималась дворцовая стража и личные телохранители, соответственно, господа мушкетеры просто били баклуши.

Отсюда, наверное, у Дюма многочисленные описания пьянок, игры в кости, в шары (на бильярде) и, естественно, нарушение эдиктов о запрете дуэлей. Понятно, что далеко не все молодые дворяне того времени проводили время за сочинениями Мигеля де Сервантеса или Бокаччо, но каковы времена, таковы и нравы.

Но в целом королевские мушкетеры как спецподразделение просуществовали (с перерывом) с 1620 по 1775 год, что свидетельствует о том, что пьянки пьянками, а службу господа мушкетеры несли вполне нормально.

По крайней мере, французские монархи не умирали во время выездов из резиденций. Спецура — она во все времена спецура.
71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    13 октября 2018 06:39
    Карабин тех времен – это кавалерийское нарезное ружье. Довольно точное, но медленное в перезарядке.
    Вообще-то карабин это укороченное гладкоствольное ружье или винтовка. Дульнозарядные нарезные ружья назывались штуцерами.
    1. +1
      13 октября 2018 07:54
      вообще мушкеты были придуманы московитами ,так писали в энциклопедии Даламбера и Дидро.
      1. +3
        13 октября 2018 11:37
        тогда их правильно называть не мушкеты, а "москеты" )
        1. +8
          13 октября 2018 11:47
          <img src ="http://s1.radikale.ru/uploads/2018/10/13/f6364249687e77c44a903f823606b2a5-full.jpg">
          в переводе с французского ,так и называется.
      2. 0
        14 октября 2018 06:22
        А кто читал роман Бушкова "ДАртаньян - гвардеец кардинала"? Бушковское произведение на голову выше оригинала.
        1. -1
          22 октября 2018 21:17
          Читал и слушал! Вполне адекватно исторической действительности у Бушкова. А вот у Дюма - мушкетеры короля, что наши спецслужбы (не все, конечно) - настоящая ОПГ (и тоже не все, прямо как у нас сейчас).
        2. 0
          17 ноября 2018 07:57
          Цитата: Кот_Кузя
          Бушковское произведение на голову выше оригинала.

          Только в бреду такое может привидится...
        3. 0
          19 декабря 2018 00:30
          Как версия очень любопытно.
    2. +27
      13 октября 2018 10:06
      Вообще то в описываемые автором времена (а в некоторых странах и в ХХ веке) карабином называлось любое кавалерийское ружье вне зависимости от длины.
      Что касается нарезов, то начиная с 1498 года мастер Гаспар Цольнер изготовлял стволы с нарезами, не сообщавшими пуле вращательного движения. Целью их введения являлось увеличение точности стрельбы за счёт устранения «шатания» пули, диаметр которой обычно был значительно меньше калибра оружия. Штуцером такое оружие не называлось. Именно о таких карабинах и говорится в статье.
  2. +7
    13 октября 2018 06:53
    Интересные факты правил жизни того времени привёл Роман. Спасибо.
    1. +8
      13 октября 2018 11:39
      Да, я прямо удивился, прочитав фамилию автора, так на него не похоже. За статью плюс.
    2. Комментарий был удален.
      1. 0
        14 октября 2018 01:53
        Цитата: Микадо
        из мушкета всегда стреляли спешившись. С седла стреляли из карабинов или из пистолетов, что породило рейтаров.

        У нас вроде не было рейтаров.
        1. Комментарий был удален.
          1. 0
            14 октября 2018 02:09
            Цитата: Микадо
            только один полк (полковника Фанстробеля)

            Ну, всё, позор мне на мою голову!
            Цитата: Микадо
            0
            Владимир, разочаровали!

            Усё, молчу-молчу.
            1. Комментарий был удален.
          2. +2
            14 октября 2018 02:32
            Цитата: Микадо
            Но пишете эмоционально

            Это Вы про меня, что ли?
            Цитата: Микадо
            самому не стыдно не знать предмета?

            Не, не стыдно. Ну, не может человек всё знать. hi
            1. Комментарий был удален.
              1. +1
                14 октября 2018 10:05
                Коллега, приветствую. В «Честь имею» эпизод охоты с выволочкой? Где герой в усадьбе увидел портрет полячки?
                1. +1
                  14 октября 2018 10:10
                  Цитата: Околоточный
                  Где герой в усадьбе увидел портрет полячки?

                  Почему полячки? Вроде шведы там были. Да он там рехнулся маленько, вот и глюкануло.
                  1. +1
                    14 октября 2018 13:14
                    Он потом ее встретил в Варшаве и она с ним работала в Германии как его жена.
                    1. +2
                      14 октября 2018 13:18
                      Цитата: Околоточный
                      Он потом ее встретил в Варшаве и она с ним работала в Германии как его жена.

                      Я знаю. "честь имею" - одно из моих любимых произведений.
                      1. -2
                        16 октября 2018 21:40
                        Ну а чего тогда спрашивать? Она связалась с Пилсудским. Говорила, что Польшу обожаю. При нацистах её повесили или обезглавили (не помню). Она шведка?
                      2. 0
                        16 октября 2018 22:24
                        Цитата: Околоточный
                        Она связалась с Пилсудским. Говорила, что Польшу обожаю. При нацистах её повесили или обезглавили (не помню). Она шведка?

                        Нет, та полячкой была. А усадьба, где он портрет видел, насколько помню, на территории древней Швеции была. Вот, нашел.
                        "Прошу, – сказала мне дама, указывая путь в соседнюю комнату, где был накрыт ужин. Посуда за столом была тяжелая, словно гири. Женщина что-то велела своему лакею, но я ничего не понял в ее речи, и тогда она сама пояснила по-русски: - Я беседовала по-шведски… Вы попали во владения древней Ингерманландии, которую русские называли Ижорской землей, а ваш временщик Меншиков стал первым герцогом этих земель. Тут со времен короля Густава Адольфа, растоптанного копытами лошадей в битве с Валленштейном, жили шведы, и они не покинули Ингерманландии даже тогда, когда она была завоевана вашим императором Петром Великим…

                        Среди множества портретов я заметил парсуну, живопись которой уже потрескалась в древних кракелюрах, как трескаются стекла окон при сильных пожарах. Изображенная на портрете молодая дама держала на плече какого-то пушистого зверька.

                        – Что это за мех? – спросил я.

                        – Хорек.

                        – А кто же эта красивая молодая дама с хорьком?

                        – Не влюбитесь в нее, – получил я странный ответ…"
                        Поэтому я и предположил, что дама на портрете - шведка. Поляков на тех территориях вроде не было. Впрочем, там мистика сплошная, а она объяснениям мало поддается.
                      3. -1
                        17 октября 2018 22:41
                        Все верно. Но даму с портрета герой встретил в Варшаве. А так да, мистика.
                2. Комментарий был удален.
  3. +10
    13 октября 2018 06:59
    Статья интересная и познавательная. Побольше бы таких.
    Так как в обязанности королевских мушкетеров входило лишь сопровождение короля
    Может только в реальной истории? В книге мушкетеры не редко, а постоянно охраняли дворец. Например: "Господина де Тревиля не было дома. Его рота несла караул в Лувре". "Вставали зимой в восемь часов, в шесть часов летом...".
    1. 0
      13 октября 2018 08:10
      Хотел бы присоединиться к Вашему ответу
  4. +11
    13 октября 2018 07:45
    Особенно великолепно смотрятся описанные Дюма приключения господ мушкетеров на фоне того , что они охрана короля !
    Тут тебе и участие в заговорах , да и прямая измена на лицо вот времена вот нравы ))))
    1. +6
      13 октября 2018 13:49
      Вот вот : присягали защищать интересы короля,а способствуют "наращиванию рогов". Как это у римлян:" о темпоре о море"- о времена, о нравы". Кстати, что-то я не помню у Дюма ни слова о присяге. А вообще- то любопытно,когда появилась присяга?
    2. +3
      13 октября 2018 17:19
      Как раз короля они и не предавали. Даже наоборот, королеву выгородили из сети интриг. Организованы этиинтриги были, кстатит, самым что ни наесть государственником - Ришелье. А спасти честное имя королевы - это спасти честь короля. Про шашни Арамиса в книге никак не расшифровано. Просто намеки, что чел непростой и вел свою игру. В конце-концов неплохо поднялся по феодальной лестнице. Из-за того как Дюма обращался с историей выводы можно сделать хоть какие.

      Еще стоило написать, что вторая рота охраняла кардинала. Ребята были из одной, так сказать, части. Но друг с другом соперничали.

      Вечно ищут подводные камни. А все на виду Дюмы писал про нравы. Он еще застал осколки всего этого. Попробуй сейчас напиши.
  5. +27
    13 октября 2018 08:44
    "Вообще, первым личную охрану во Франции завел Генрих Четвертый..."
    Несколько уточнений.
    Первым из французских королей, кто озаботился личной охраной, был Карл VII. В 1445 году он обзавелся личной охраной из сотни шотландских лучников. В 1563 году была образована французская гвардия для охраны
    Карла IX.
    Военная свита Генриха III состояла из рот личной охраны, привратной стражи, полевой жандармерии, ста швейцарцев (парадной гвардейской роты), алебардщиков и полка французской гвардии, что не помешало монаху Клеману в 1589 году короля убить. Вся эта свита перешла по наследству к Генриху Наваррскому, воссевшему на французский трон под именем Генриха IV В 1593 году Генрих Iv присовокупил к своей военной свите роту легкой кавалерии (карабинеров), которую сформировал, будучи еще королем Наварры, а для своего старшего сына Людовика создал роту "жандармов дофина".
    Однако и это не помогло и в 1610 году фанатик Равальяк короля убил.
    На следующий год юный король, десятилетний Людовик XIII, включил в свою военную свиту своих жандармов. Любящий солдат, смотры, парады и учения, он расширил свою лейб-гвардию, дополнив ее в 1б1б году полком швейцарских гвардейцев, который сформировал из ветеранов, служивших его отцу, а в 1б22-м – ротой конных мушкетеров, преобразованной из отряда карабинеров. До 1629 года она подчинялась капитан-лейтенанту легкой кавалерии, а потом обрела самостоятельность. С 1634 года ее капитаном стал сам король, а капитан-лейтенантом – господин де Тревиль.
    Так на исторической сцене появились известные благодаря Дюма королевские мушкетеры.
    "В общем, все это, как в романе, стоило немалых денег"
    И немного про деньги. Французский историк Франсуа Блюше оценивает стоимость экипировки королевского мушкетера в 1000 турских ливров в мирное время и в 2000 - в военное.
    Между тем жалование рядового мушкетера составляло 300 ливров в год. А ведь мушкетеры были дворяне и без слуг никак не могли обходиться. А им тоже деньги надо платить. Так что король изрядно экономил бюджет, нанимая в гвардию дворян.
    1. Yar
      +7
      13 октября 2018 10:56
      Блестящий комментарий, браво. yes
    2. +8
      13 октября 2018 13:55
      В. Н.спасибо за дополнение. Вы напомнили мне прекрасную книгу В. Скота:" Квентин Дорвард"там рассказывается о шотландцах из охраны Людовика" благочестивого"
  6. +5
    13 октября 2018 09:31
    Мой любимый и,по моему детскому до сих пор восприятию,не превзойденный фильм о мушкетёрах это картина 60-х годов,что шла в советском прокате!Вот там то и мелькнули мушкетёры короля с мушкетами на изготовку в карауле на крыльце королевского дворца.
    А две роты королевских мушкетёров фигурировали в фильме "Железная маска" с Жаном Марэ.
  7. +4
    13 октября 2018 11:20
    "Вообще, первым личную охрану во Франции завел Генрих Четвертый, которого, правда, это не спасло. Но уже при Генрихе Наваррском имелся отряд легкой кавалерии" - это один человек. Поправьте.
    1. +3
      13 октября 2018 13:21
      Цитата: Марленыч
      "Вообще, первым личную охрану во Франции завел Генрих Четвертый,


      Дюма написал "Сорок пять"- это о телохранителях Генриха III. и да, это была лёгкая кавалерия, просто дворяне в те времена пешком не ходили. и ещё, Генрих Наваррский правил Францией под названием Генрих IV
      1. +2
        13 октября 2018 13:44
        Один человек в статье - Генрих 4 и Наврский. Согласен с Вами об этом и написал. Нужно третьего Генриха вписать, а не четвертого.
      2. +1
        13 октября 2018 14:05
        Этот текст должен так читаться: "Первым личную охрану..... Генрих 3 (его не спасло)." См. 45 - Дюма.
  8. +3
    13 октября 2018 13:08
    Хорошая познавательная статья, как раз для выходного. good hi
  9. +6
    13 октября 2018 13:15
    Роты также отличались цветом лошадей, их так и стали называть: «серые» (старые) и «черные» (бывшие кардинальские) мушкетеры

    не совсем так, Дюма писал:
    - Бернуин, - сказал кардинал, даже не оглянувшись, так как знал, что на два свистка должен явиться камердинер, - что за мушкетеры дежурят во дворце?
    - Черные мушкетеры, монсеньер.
    - Какой роты?
    - Господина де Тревиля.
    - Есть кто-нибудь из офицеров этой роты в передней?
    - Лейтенант д'Артаньян
    кардинал- это Мазарини
  10. +2
    13 октября 2018 14:11
    Цитата: Роман Скоморохов
    Как из этой штуки можно было эффективно стрелять с коня, мне, честно говоря, непонятно.
    Как как ... да точно так же, как стреляли на скаку из ручных пистолетов, вынимаемых из седельной кобуры. Менее удобно, но более точно. Можете посмотреть о позднейших перестрелках на авнпостах гусар или казаков.

    Цитата: Роман Скоморохов
    Единственный способ – это подскакать к противнику на ружейный выстрел, спешиться, поставить мушкет на подставку, пальнуть и снова на коня. Делать ноги туда, где можно спокойно перезарядить свое чудо-оружие.
    Это образ действия конной пехоты или драгун, французским и более благородным аналогом были роты конных мушкетёров. Но в реальных боях, именно в конном строю, больше полагались на атаку холодным оружием.

    Но в 16-17 вв. - у тех же коннных мушкетёров, у карабенов, и драгун - встречались случаи ведения огня со стоявших спокойно коней (а в некоторых подразделениях были вообще особо выезжанные кони, приученные (!!!) стоять смирно во время не одного а нескольких залпов!).

    Цитата: Роман Скоморохов
    В общем, все это, как в романе, стоило немалых денег. Но простите, тут короля охранять или как?
    Всё просто - служба в ротах лейб-охраны была КРАЙНЕ престижна. Тут речь не шла о том, чтобы на ней служили бедняки из дворян, а если таковые и были, то всё состояние вкладывали в экимировку, просто из-за одного ЯКОБЫ НЕБОЛЬШОГО преимущества - возможности почти свободного общения с королём и продвиженя по службе "своих" родственников...
  11. +1
    13 октября 2018 15:33
    ''Вообще, первым личную охрану во Франции завел Генрих Четвертый, которого, правда, это не спасло. Но уже при Генрихе Наваррском имелся отряд легкой кавалерии для сопровождения монаршей персоны (шеволежеры).'' - Генрих IV это и есть Генрих Наварский. В романах Дюма есть несколько эпизодов, когда мушкетеры дежурят во дворце или возле дворца, а на бале городских старшин они охраняли здание пока там веселился король Людовик с королевой.
  12. +3
    13 октября 2018 15:47
    На верхнем рисунке- мушкет с фитильным замком, из такого с коня точно не выстрелишь. А пистолеты гораздо легче(1-1,5 кг), и имели колесцовый или уже кремневый замок- из них стрелять с коня вполне возможно.
  13. +3
    13 октября 2018 17:06
    Отсюда, наверное, у Дюма многочисленные описания пьянок, игры в кости, в шары (на бильярде)

    Простите профана, но рискну предположить, что "игра в шары" - это прообраз современной и очень популярной во Франции игры "пентак".
    И да. Про игру "в шары", у Дюма не помню - а вот "в мяч", прообраз современного тенниса, было


    источник: https://dlib.rsl.ru/viewer/01007894094#?page=71
  14. 0
    13 октября 2018 17:23
    А что говорит о Людовике 13м красноречиво - это то, что он участвовал наравне со всеми в рыцарских турнирах. В те времена уже в качестве спорта. После него уже все кончилось.
  15. +3
    13 октября 2018 19:07
    http://www.e-reading.by/bookreader.php/140531/Glagoleva_-_Povsednevnaya_zhizn%27_korolevskih_mushketerov.html#label24
    Хорошая книга про быт королевских мушкетеров
  16. +1
    14 октября 2018 00:20
    Читал,что мушкетеры существовали как подразделение до 1816 года.
  17. +4
    14 октября 2018 00:44
    Цитата: sibiryouk
    ' - Генрих IV это и есть Генрих Наварский.


    И это про него тоже:

    "Жил-был Анри четвёртый, он славный был король,
    Любил вино до чёрта, но трезв бывал порой!
    Ещё любил он женщин, имел у них успех,
    победами увенчан он был счастливей всех!" drinks

    Эту песенку Артур Рэйзен пел на концертах аж со сцены Большого
    и задолго до выхода "Гусарской Баллады". good
    1. Комментарий был удален.
      1. +1
        14 октября 2018 13:10
        Цитата: Микадо
        а ушли остатки..

        Это ещё Чичагов подкачал.
        1. Комментарий был удален.
  18. 0
    14 октября 2018 05:00
    Ну надо бы рассказать еще и об истории русских мушкетеров - стрельцов. Которые, как и европейские, начинали как стрелки из мушкетов, а кончили самыми настоящими мушкетерами-охранниками высочайших особ ("надворная пехота"). Плюс еще многочисленные особые обязанности, которые (уже после Смуты) сделали их фактически русской Национальной Гвардией, ВВ своего времени.
  19. +2
    14 октября 2018 07:35
    Роман, даже признавая справедливость некоторых комментариев, хочу сказать, что мне понравилось Ваше "послесловие", и стиль, в котором статья написана. Прочитал только сегодня, вчера разместил статью о турнирах и сразу уехал до позднего вечера по делам. Валерий.
    1. -7
      14 октября 2018 13:09
      Спасибо. Я не признаю критики со стороны всяких гендиректоров ларьков с паленым алкоголем, но тем не менее.
      1. +9
        14 октября 2018 13:16
        Цитата: Banshee
        Спасибо. Я не признаю критики со стороны всяких гендиректоров ларьков с паленым алкоголем, но тем не менее.

        Не поясните ли, уважаемый автор, великий смысл вашего комментария? Только в гендиректоры не записывайте...
      2. +14
        14 октября 2018 14:04
        Спасибо. Я не признаю критики со стороны всяких гендиректоров ларьков с паленым алкоголем, но тем не менее.

        Роман, то что вы написали это просто отвратительно читать. Почему вы оскорбляете комментаторов на этом уважаемом сайте? Вы хотите, чтоб на сайте умных, знающих историю людей, вообще не осталось.
        Зато вот такие комментарии у Вас видимо приветствуются:
        урман (александр) 12 октября 2018 13:10
        -3
        Шикарная Женшина!!!
        А по Русски просто Б ЛЯ ДЬ


        И ведь он до сих пор висит и его читают! Это что теперь норма сайта?
        1. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
      4. Комментарий был удален.
      5. Комментарий был удален.
      6. Комментарий был удален.
  20. +3
    14 октября 2018 07:53
    Хорошая статья. Единственная шероховатость, на мой взгляд, имена королей. Не было во Франции никаких Людовиков и Генрихов, были Луи и Анри... Попробовал в целях эксперимента победить эту избранную "латинизацию" и написать на латыни имя Жана-Армана дю Пейре, графа де Тревиль и... осознал, что нечего делать на ВО ранним утром, в воскресенье :) Спасибо за статью, автор!
    1. +1
      14 октября 2018 13:10
      Цитата: Olddetractor
      Не было во Франции никаких Людовиков и Генрихов, были Луи и Анри...


      Да, тут вы правы на 100%.
    2. 0
      6 ноября 2018 18:58
      Цитата: Olddetractor
      Не было во Франции никаких Людовиков и Генрихов, были Луи

      Жил был король Луй, и однажды Лую отрубили Луиную голову laughing
  21. +6
    14 октября 2018 09:19
    Пожалуй , стоит добавить , что при Луи13 мушкетеры королевского дома (а их тогда была одна рота) никаких мундиров не носили , как и вся остальная армия . Красивые голубые плащи появились только при следующем Луе -14 , когда стараниями тогдашнего министра обороны Лувуа французская армия перестала походить на феодальное сборище и стала регулярной армией .
    1. 0
      16 октября 2018 10:23
      Цитата: sivuch
      тогдашнего министра обороны Лувуа французская армия перестала походить на феодальное сборище и стала регулярной армией .

      Франсуа́-Мише́ль Летелье́ маркиз де Лувуа был министром обороны(если точнее - государственным секретарём по военным делам)
      Он изменил способ вербовки, снаряжения и продовольствия войск и создал корпус офицеров, который держал в строжайшем подчинении; наградами и чинами поощрялись военные таланты, вскоре сделавшие французскую армию первой в мире. А так же постоянно увеличивал траты на содержание армии, Кольбер от него был не в восторге. Однако желания короля совпадали с желаниями министра. Опустошили казну, но провели ряд успешных операций. Правда потомкам оставалось разгребать эту славу.
      Смотрю что от личной охраны в виде отрядов-мало толку. Убивали владык как и обычно клинком или ядом. От этого мало было иметь личную охрану и виночерпиев..
      1. 0
        16 октября 2018 10:52
        Все-таки перехваливать его тоже не стоит . К сожалению для французов , ему было мало славы реорганизатора и реформатора армии и он лез в непосредственное планирование БД . А стратег из него был хреноватый . К тому же , няз , Лувуа был одним из противников Евгения Савойского при дворе . В результате последний стал принцем Ойгеном - великим австрийским полководцем , а не Эженом - французским .
  22. 0
    15 октября 2018 10:34
    Таки в статье хорошо, но коротко.
    Как помнится, в книге упоминаются и другие полки/гвардия, организованная знатью. Гасконец в таком и служил в начале.
    Организация отрядов знатью, в.т. числе и как своей охраны, частично или полностью за свой счет, вроде практиковалось везде, и в России тоже.
    Со времен легионов Римкой Империи, набиравшимися намесниками на местах с разрешения Сената.
  23. +1
    15 октября 2018 21:10
    Цитата: Кот_Кузя
    А кто читал роман Бушкова "ДАртаньян - гвардеец кардинала"? Бушковское произведение на голову выше оригинала.

    Я читал. Интересный и своеобразный взгляд на известных героев...
    1. +3
      15 октября 2018 22:58
      Цитата: Старый26
      Я читал. Интересный и своеобразный взгляд на известных героев...

      Володя, привет! Увы не повезло мне с этой книгой. Продавали вместе "30 лет спустя и как окончание роман Бушкова " ДАртаньян-гвардеец кардинала,?" Попался бракованный экземпляр- половина глав-дубли, а половины не было совсем. Судитьне могу, а найти другой экземпляр книги не удалось.
      1. +1
        16 октября 2018 22:39
        Цитата: амурец
        ..... найти другой экземпляр книги не удалось.

        Посмотрите здесь, можно скачать на комп удобный Вам формат книги или там же читать её онлайн:
        http://bookscafe.net/book/bushkov_aleksandr-d_artanyan_gvardeec_kardinala-85266.html
  24. +1
    17 октября 2018 14:03
    Статье +, мне понравилось.
  25. 0
    17 октября 2018 15:25
    самый интересный персонаж в книге - Анна де Бейль, Шарлотта Баксон, графиня де Ла Фер, леди Винтер...
    1. 0
      17 октября 2018 16:37
      Цитата: домохозяйка
      0
      самый интересный персонаж в книге - Анна де Бейль, Шарлотта Баксон, графиня де Ла Фер, леди Винтер...

      это в вас женский шовинизьм говорит
      1. 0
        18 октября 2018 00:01
        а в вас мужской. Обо всех персонажах всё известно, а вот эта дама - полная таинственность, одни догадки. В одиночку против всех. Ближайшее окружение Ришелье, принята при дворе в Лондоне, прекрасное воспитание. И умение идти напролом прямо со звериной жестокостью. И, согласитесь, чтобы знатная дама дошла до такого состояния, нужно было очень постараться.
        1. 0
          18 октября 2018 19:37
          Цитата: домохозяйка
          полная таинственность, одни догадки. В одиночку против всех. Ближайшее окружение Ришелье, принята при дворе в Лондоне, прекрасное воспитание.

          никаких догадок- принята в лондоне при дворе- замужем была за знатным мужем.
          в одиночку против всех не ходила- у неё за спиной всегда или ришелье, или рошфор- почему?трудно догадаться, наверное, ближайшее окружение. о прекрасном воспитании у Дюма ни слова, зато подробно описано обликоморале и звериная жестокость, тут вы правы.так что ,никаких догадок, всё как на ладони
          1. 0
            19 октября 2018 02:11
            муж знатный. Женился на простолюдинке? Конечно, нет. Граф де Ла Фер женился на простолюдинке? Тем более нет! Выдавала себя за сестру священника. Ладно, священники тоже бывали из дворян. И если бы манеры были как у простолюдинки, граф не женился бы, ещё чего! Он в своих владениях был сам себе король, так бы взял. А что просила она у Ришелье? титул! Титул ей был необходим! С клеймом вообще загадка. Поставил ей палач его незаконно, в качестве мести за брата. А что там было - одни слухи. И когда всё случилось? Со временем путаница полная. Да, за миледи стояли то Рошфор, то Ришелье. Фигурально. Нелегально. Физически она работала одна, выполняя особые поручения. Политическая разведка и диверсии. И, кстати, это в книге Ришелье такой прям враг мушкетёров и короля. На деле это был человек, который благо Франции считал целью своей жизни. И всё подчинял этой цели. Петра первого боярство считало врагом, а во Франции дворяне ненавидели Ришелье. Слишком прижимал их заносчивость и безделье!
            1. +1
              19 октября 2018 21:40
              Цитата: домохозяйка
              И, кстати, это в книге Ришелье такой прям враг мушкетёров и короля. На деле это был человек, который благо Франции считал целью своей жизни.

              В этом соглашусь с вами, да, Ришелье был так сказать "государственник" в лучшем варианте этого слова, Дюма его совсем неправильно "преподнёс". Он просто сильно прижимал местную аристократию, и действительно был глубоко верущим христианином, почему и запретил в очередной раз дуэли во Франции.
              1. 0
                20 октября 2018 02:20
                и правильно сделал!
  26. 0
    19 октября 2018 15:47
    "Вообще, первым личную охрану во Франции завел Генрих Четвертый, которого, правда, это не спасло. Но уже при Генрихе Наваррском имелся отряд легкой кавалерии для сопровождения монаршей персоны (шеволежеры)." Хммм... Как интересно, я до сих пор думал что Генрих IV и Генрих Наваррский - это один и тот же человек. Автор ухитрился мне открыть глаза на мое невежество )))
    1. +1
      19 октября 2018 21:38
      Цитата: AnderS
      Вообще, первым личную охрану во Франции завел Генрих Четвертый, которого, правда, это не спасло.

      Очередная чушь. Первая личная охрана короля фиксируется ещё во времена Меровингов, а это на 1200 лет ранее "эпохи мушкетёров".
  27. 0
    21 октября 2018 21:40
    В 60-е была в «Детгизе» издана замечательная историческая книга - вроде «Вслед за героями любимых книг» - о быте, нравах, обычаях и т.д. героев «Спартака», «Айвенко», «Кветина Дорварда», «Трёх мушкетёров», «Евгения Онегина».

    В каждой их книг - масса неточностей в мелочах, ведь они писались не современниками описываемых событий.

    На эту тему глава «За д»Артаньяном в Париж» - рекомендую.
    Форма мушкетёров появилась лет на 40 позднее времён, описываемых в книге.
    элитных подразделения и полках служили совсем не для заработка.

    В элитных полках нашей гвардии считалось неприличным пользоваться казённым конём, обычай был – иметь своего чистокровного, значит, дорогого коня, форму шить у лучших столичных портных и т.д.