Трагическая судьба гидрографа «Память Меркурия»

16
Гидрографическая служба ВМФ крайне несправедливо находится в тени. Хотя именно гидрографы призваны решать задачи по навигационно-гидрографическому, гидрометеорологическому и топогеодезическому обеспечению сил ВМФ и других видов Вооруженных сил Российской Федерации в океанских стратегических районах и морских зонах. Если же говорить менее витиевато, то это именно гидрографическая служба создаёт навигационные морские и геофизические карты, снабжает ВМФ средствами навигации и океанографии, содержит и развивает системы навигационного оборудования на побережьях и на воде, проводит научные исследования в океанах и морях в интересах обороны страны и т.д. А ещё проще: без гидрографов мы слепы и глухи…

При этом ярким показателем «клинической» незамечаемости гидрографов являются даже памятники тем, кто сложил свою голову во время Великой Отечественной войны в составе этой службы. Вы видели хотя бы один подобный монумент? Вряд ли. Мне же довелось побывать у подобного памятника. И опять-таки он был хоть и лаконичен, но очень скромен и стоял на отшибе Сухумского шоссе вдалеке от притягивающей внимание батареи легендарного Андрея Зубкова. Строгую стелу венчал корабельный сигнальный фонарь, а на фасаде самой стелы были начертаны имена погибших офицеров гидрографической службы в период 1941-45 годов.




Один из немногих памятников славной службе гидрографов ВМФ

В период же развала Советского Союза и последующего после этого параноидального припадка сокращать всё и вся гидрографическая служба начала чахнуть. Зачахло это искусственно созданное в некогда передовой службе болотце до такой степени, что первый дальний поход наших гидрографических судов флота был совершён после почти 30-летнего перерыва, только в 2014-м году.

Но самой трагической историей развала гидрографического флота стала трагикомическая и бесславная гибель малого гидрографического судна, ходившего под громким именем «Память Меркурия». Гидрограф был так назван в честь небольшого брига «Меркурий» капитан-лейтенанта Казарского, который одержал беспрецедентную победу над двумя турецкими линейными кораблями в ходе морского боя в мае 1829 года.

Малое гидрографическое судно проекта 860 «Память Меркурия» было заложено в Гданьске на судоверфи «Сточни Полночни» и спущено на воду 30 апреля 1965 года. Водоизмещение полное составляло до 1274 тонн. Длина – 54,3 метра, ширина – 9,56 м, осадка – 2,65 м. Силовая установка, состоящая из двух дизелей «Згода-Зульцер» по 1500 л.с., позволяла развивать скорость полного хода до 15 узлов. При скорости в 10 узлов дальность плавания достигала 6000 миль. Автономность плавания же составляла 25 суток. Экипаж состоял из 43 моряков и 10 учёных.

Трагическая судьба гидрографа «Память Меркурия»

Флаг гидрографических судов ВМФ СССР

После вступления в состав ЧФ «Память Меркурия» использовался исключительно как гидрографическое судно для различных научных исследований. С 1968 года по 1990-й судно провело в Средиземном, Ионическом, Чёрном, Балтийском морях и даже в Атлантическом океане 17 рейсов различной длительности. Всё это время гидрограф был занят фундаментальными исследованиями, проводя батитермографные наблюдения (непрерывное измерение вертикального распределения температуры воды), морские метеорологические наблюдения и занимаясь химической гидрологией. И ничто не предвещало беды…

Развал Советского Союза ознаменовал начало вспышки пещерной дикости. Раздел Черноморского флота стал настоящей трагедией. Недавние соседи и родственники вдруг становились буйнопомешанными, ведущими свою родословную чуть ли не от Богдана Хмельницкого. В азарте распила, иногда в прямом смысле этого слова, того, что им никогда не принадлежало, а порой и вовсе было ненужным, новоявленные «украинцы» не знали никаких пределов. Естественно, в этой залихватской гонке алчности и тщеславия, судьба малого гидрографического судна «Память Меркурия» большой роли не играла. В 1995 году его тихо списали и продали свежеиспеченной украинской коммерческой фирме «Сата» (Симферополь) с правом оставить святое для многих людей название.

Ничего умнее, чем использовать научное судно для переброски за кордон челноков и челночниц, новые владельцы не придумали. 22 января 2001 года «Память Меркурия» под флагом Украины, находясь во фрахте компании «Алан-Тур», отправился в круиз по маршруту Евпатория-Стамбул-Евпатория, который старый гидрограф совершал уже более 140 раз. На этот раз мелкооптовых челноков набралось аж 10 штук.

25 января судно готовилось отправиться в обратный путь. Однако в Стамбуле на борт поднялись ещё 12 человек. И были уж очень большие сомнения в том, что эти пассажиры несли только ручную кладь. В конце концов «Память Меркурия» — это не «бомбила» на трассе.


Гидрографическое судно "Память Меркурия"

Следовательно, вместе с пассажирами был принят и груз. Правда, позже капитан дружно утверждал, что принятый груз не превышал норму.

26 января в порт Евпатории поступила радиограмма с «Памяти Меркурия», в которой подтверждался выход из Стамбула, а также время прибытия в Евпаторию – 27 января 8:00. В Евпатории родственники уже готовились встречать судно. Но в седьмом часу вечера, когда до крымского берега оставалось не более 90 миль, экипаж и пассажиры почувствовали, что судно начинает странно себя вести. За считанные минуты появился и начал увеличиваться крен на правый борт. Несмотря на то, что все вовремя надели спасательные жилеты, а плоты были уже на воде, главная спасательная шлюпка, способная принять на тот момент всех пассажиров и команду и защитить их холода и волн, так и не была спущена на воду.

Людям пришлось бросаться в ледяные волны и добираться до тщедушных по сравнению с шлюпкой плотов вплавь. Уже в 18:52 некогда современное научное судно Черноморского флота, успешно боровшееся даже с атлантическими волнами, ушло под воду, нашпигованное турецким ширпотребом и прочим барахлом. Температура воздуха в районе бедствия не превышала 12 градусов тепла, температура воды – 7 градусов, волнение моря практически отсутствовало.


Спасательный плот на 10 человек

Спасшиеся распались на две группы, расположившись на двух спасательных плотах, рассчитанных на 10 человек каждый. Одну группу из 23-х спасшихся возглавил помощник капитана Виталий Бондарев. Во второй группе оказался капитан судна Леонид Пономаренко. К чести Бондарева стоит указать, что он умело и быстро подавил панику и организовал группу как настоящую команду. А вот капитан погибшего судна отличиться не смог. Это сыграет свою трагическую роль, когда судьбы людей на плотах разделятся.

Команда Бондарева сумела втащить на плот ещё одного потерпевшего, студента Руслана Сеттарова, но, несмотря на растирание и все попытки отогреть парня, он погиб. Тело привязали к плоту. Однако, когда увидели ещё один свободный плот, к которому подплыть из-за погибшего не удавалось, его телом пришлось пожертвовать. Семь часов люди гребли к ещё одному оранжевому лучику надежды. Когда они его достигли, плоты связали друг с другом, поделили сухпайки и подготовили ракетницы к стрельбе. 28 января в 23:00, т.е. спустя двое суток, теплоход «Герои Севастополя» обнаружил оба плота и спас всех находившихся на них людей.


Теплоход "Герои Севастополя"

Судьба группы Пономаренко сложилась более трагично. Сплочённой команды у них не получилось. Вскоре, завидев перевёрнутую шлюпку, девять человек в надежде вернуть её исходное положение ринулись к ней вплавь. Поставить шлюпку на волну не получилось. За это время плот отнесло далеко от девятерых смельчаков, поэтому им пришлось взобраться на скользкую поверхность днища и в отчаянии примерзать к нему. В итоге шестеро из них скончались – их тела забрало море. Троих оставшихся в живых на шлюпке спасёт теплоход «Омега» только 29 января в начале шестого утра.

На плоту капитана Пономаренко также не обошлось без жертв. Из 14 человек, переживших катастрофу, выжили только шестеро, а восемь скончались от переохлаждения. Их спасёт 28 января в 18:40 экипаж теплохода «Виктор Лебедев» из Мариуполя.


Спасательные плоты в капсуле

Созданная для расследования комиссия, сверив все показания, пришла к выводу, что «Память Меркурия» была однозначно перегружена. По некоторым данным бывший гидрограф взял на борт на 130 тонн груза больше, нежели полагалось. К тому же сам вес был распределён из рук вот плохо, а ватерлиния скрылась под водой почти на полметра, как утверждают многие свидетели (и пассажиры, и команда). По сути, судно было обречено уже на выходе из Стамбула.

Однако до сих пор остаётся множество невыясненных моментов гибели «Памяти Меркурия». К примеру, непонятно, почему не было сигнала SOS. Или его просто не приняли? Почему так медлили с началом спасательных работ? Кто первый забил тревогу? Кроме того, спасённые с плотов вообще были найдены не спасательными судами, а неподалёку проходившими теплоходами. Только «Омега» вышла в море с целью поиска пропавших. Ещё более жутковато звучат слова одного из владельцев «Памяти Меркурия». Он утверждал, что украинские спасатели, получив от владельцев данные о пропаже судна, затребовали от них… гарантийное письмо об оплате спасательных работ. Этим они упустили драгоценное время на смертельные сутки!

Судебное разбирательство затянулось на годы. И вот, наконец, состоялся «самый гуманный» суд в мире. Украинская Фемида оправдала капитана Пономаренко, который после излечения начал активно бить себя в грудь: мол, никакого перегруза даже близко не было. Более того, суд отказал потерпевшим в праве подавать иски о взыскании морального и материального ущерба с владельцев и фрахтователей судна, а также с Минтранса Украины. Выводы нескольких судебных экспертиз по перегрузу судна суд просто не заметил. Если бы не количество погибших, то это даже не трагедия, а трагикомический гротеск…

Сейчас заслуженный ветеран гидрографической службы ЧФ ВМФ СССР лежит на глубине около 1500 метров. «Память Меркурия» не была потоплена торпедой, не погибла под волнами Атлантики, её утопила жадность «святых 90-х».
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    11 октября 2018 09:45
    Большое спасибо автору!!! Если не будем помнить мы, не будет помнить никто. И помнить и знать, чем были эти самые девяностые, перегрузами кораблей, самолетов, прочим.... новым экономическим подходом....
  2. +2
    11 октября 2018 09:53
    Прочитал как-то откровения командира гражданского Ил-76 про те же года,волосы дыбом.Возил ширпотреб из Китая.Огромные тюки с одеждой в вакуумной упаковке бульдозером запихивали для плотности. Перегруз страшный и не откажешься, конкуренты в затылок дышат.
  3. Комментарий был удален.
  4. +1
    11 октября 2018 14:45
    Автору стоит или трусы одеть, как в анекдоте, или крестик снять.
    Если хотелось метнуть фекалий в Украину, зачем было трогать память моряков - гидрографов, это выглядет как то нечистоплотно.
    Кроме того, "азарт распила" - явление интернациональное. Достаточно вспомнить "Булгарию". Причина катастрофы - " негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа". Результат - гибель 122 человек.
    1. +1
      11 октября 2018 21:44
      зачем было трогать память моряков - гидрографов, это выглядет как то нечистоплотно.

      Я думаю, смысл был в том, чтобы противопоставить предназначение судна - службу Родине, и бесславную гибель в результате жажды наживы.И Украина здесь ни при чем. Весь бывший СССР через то прошел.Про "азарт распила" с вами согласен.
      1. -1
        13 октября 2018 16:47
        Такой смысл - мягко говоря кривоватый. Судно 30 лет прослужило в составе флота. После вывода из состава флота было продано частнику. А частник имеет полное право распоряжаться им по своему усмотрению. Что в этом необычного и тем более позорного?
        1. +2
          14 октября 2018 19:36
          А частник имеет полное право распоряжаться им по своему усмотрению. Что в этом необычного и тем более позорного?

          Под этой маркой и"Буран" продали частнику, и ряд кораблей " на иголки".
          А позорное то, что не все в этой жизни можно продавать, нельзя забывать и про моральную составляющую.Например Жак Ив Кусто купил списанный военный тральщик и сделал из него исследовательское судно. Это нормальная "пенсия" для военного корабля.А в данном случае просто бесславная гибель.
          1. +1
            30 октября 2018 00:31
            Давайте разделим мух и варенье.
            Одно дело продать списанный пароход, совсем другое - продать пароход, носящий на борту имя, прославленное более чем десятком кораблей до него.
            "Память Меркурия" продали. Продавать память - кощунство. Продавать корабль, имя которого непрерывно состоит в списках военного! флота более 150 лет - слов не могу подобрать, дабы описать скотство и цинизм сего действа. Нужно было снять имя, дабы разные шпаки его не позорили.
            А судовладельцы разные бывают. Я как-то работал у бывшего автогонщика. Сей "просвещенный" эффективный собственник присылал на судно краску для штакетника (ПФ) и никак не мог понять, почему же пароход ржавеет, хотя краси уходило немеряно, т.к. перекрашивали каждые 2-3 недели. И им до фени "Меркурий", Казарский и память о них. У таких, как у Скруджа МакДака - в глазах знак бакса.
            P.S. Было же до 1917 такое, что гражданским судам определенные названия давать запрещалось. Это как в Японии - гражданское судно обязательно "Мару".
    2. 0
      12 октября 2018 10:19
      Кто о чем, а хохлы всегда упрек в свою сторону видят. Это у вас ментальность такая. Все вас обижают.
  5. +2
    11 октября 2018 18:50
    В нашей конторе были спроектированы и созданы тензовесы, позволяющие определять взлётный вес самолёта непосредственно перед выруливанием на ВПП. Однако ни одно из заинтересованных ведомств не берёт эту разработку. Догадайтесь, почему.
  6. 0
    11 октября 2018 21:39
    На плоту капитана Пономаренко также не обошлось без жертв. Из 14 человек, переживших катастрофу, выжили только шестеро, а восемь скончались от переохлаждения.

    Почему на одном плоту выжили все, а на другом погибли от переохлаждения? Может он был полузатоплен?
  7. 0
    12 октября 2018 18:13
    Ежу ясно,что на судно и людей " прибор" положили. Капитана интересовали тугриков зеленые, а всё остальное ему было по фени. "Никакого перегруза даже близко не было", а мне сейчас вспомнился мультфильм про котенка который умел считать и этим спас пассажиров и кораблик. На"Меркурии" не оказалось такого котенка.
    Мне почему-то кажется,что подобная ситуация в ту пору могла случиться и в России и в Беларуси и везде в СНГ. В ту пору эту абравиатуру расшифровывать:"Союз Ненормальных Государств и Сбылись Надежды Гитлера"
    1. 0
      12 октября 2018 19:48
      Считал вроде не котёнок.
      1. 0
        30 октября 2018 00:12
        Считал козленок. Мультфильм так и назывался "Козленок, умевший считать до десяти".
        Мы как-то нашему грузовому помощнику подарили детскую книжку по этому мультику под видом пособия по погрузке.
  8. +1
    14 октября 2018 13:33
    Кораблю стало противно, и он предпочел самоубиться.
  9. 0
    23 ноября 2018 13:23
    И спасательный буй системы "Коспас" не сработал.... А в России, рескриптом императора Николая 1-го в составе ВМФ всегда должны быть корабли с именами: "Память Азова" и "Память Меркурия" (это всего 2 корабля императорского флота, награждённые Георгиевским кормовым флагом. И где такие корабли??? " А ещё боремся за звание дома высокой культуры быта!" и что-то про традиции бормочем, Андреевский флаг на флот вернули... А Георгиевский Андреевский где???
  10. 0
    25 ноября 2018 19:37
    А судно с гордым названием "Лиман?.. Не так давно утопили и тихо забыли о таком происшествии. Причем внятных обьяснений по инциденту я так и не дождался.