Авианосцы США: благодать сошедшая или всё-таки бочка бездонная?

74
Есть с США такой человек, как Сэм ЛаГрон, которого считают экспертом в делах военно-морских. Познакомившись с тем, что он пишет, могу заверить читателя, что господин ЛаГрон если не ястреб по типу Маккейна, то акула точно.

Статью уже перепечатало много американских профильных изданий (типа «Пурпурного сердца» или «Национального интереса»), но что там такого примечательного?



Я бы начал с выделения одной фразы, которая объясняет если не все, то очень многое.

«Развертывание американских авианосцев достигло минимума за 25 лет, тогда как флот борется за восстановление своих возможностей».



Это своеобразно, не так ли? Что тогда говорить про наш флот, если флот США, оказывается, борется за восстановление своих возможностей? И как они вообще докатились до такой жизни? Неужели на повестке дня просто очередной распил под девизом «Надо больше денег для флота»?

А вот нет.

Господин ЛаГрон не истерит, но приводит цифры, после которых истерить надо налогоплательщикам и адмиралам.

Итак, авианосцы в 2018 году.

Авианосцы США: благодать сошедшая или всё-таки бочка бездонная?


По мнению американского эксперта, показатель участия авианосцев в морских операциях за первые девять месяцев этого года составил 15%, что является историческим минимумом с 1992 года.

Перевод: это сколько времени провели авианосцы США в боевых походах, без учета тренировок и учебных выходов. То есть чисто по делу.

В 1992 году 15 авианосцев провели на боевом дежурстве 16% своего времени, 15% в 2018 году для 10 авианосцев – еще более низкий показатель, который может еще уменьшиться, поскольку «Эйзенхауэр» сыграл в ремонт, который недавно продлили на неопределенный срок.

Впервые за несколько десятилетий в Персидском заливе больше нет ни одного американского авианосца, в марте этого года «Рузвельт» покинул залив.

То же самое и в акватории Средиземного моря, и это несмотря на то, что там сегодня самые горячие события происходят. Однако, вышедший после довольно долгого планового ремонта «Трумэн» показался в апреле у побережья Сирии, однако затем отправился в Атлантику и снова оказался в июне в ремонте до самого конца августа.

ЛаГрона весьма беспокоит и то, что мало того, что присутствие американских ВМФ на Ближнем Востоке сейчас весьма условно, так еще и Иран с Россией проводят учения. Слава богу, пока по отдельности.

Но КСИР, у которого своя армия и флот, отрабатывал не просто боевые задачи общего плана, а именно учения, целью которых была полная блокада Ормузского пролива. «Стражи» мобилизовали для этого более 100 судов.

Во время этих учений флот США в Заливе был представлен одним ракетным фрегатом и несколькими патрульными судами, на которые были возложены функции наблюдателей.

Совершенно в то же время русские начали отработку своих задач в Восточном Средиземноморье. Русские вообще нелогичны и от них можно ждать всего. Но ближайшая ударная авианосная группа США находилась по другую сторону Атлантики, у побережья Канады.

То есть, реши русские захватить морским десантом Швейцарию, противопоставить им было бы просто нечего.

В чем причина, стол беспокоящая американского эксперта?

Основная причина такого резкого обострения ситуации с доступностью авианосцев в частности и флота в 2018 году в целом связывают в основном с продлением периодов техобслуживания, ремонта и модернизации. Причем, продления становятся все больше и больше по срокам.

Конечно, всему есть объяснения. Устаревают верфи, которые в состоянии принять авианосцы (все пять), корабли становятся все сложнее, а квалифицированные кадры стареют вместе с верфями и так далее.

Самый классный пример — «Эйзенхауэр», который должен был простоять в доке 6 месяцев, но останется там на полтора года, до февраля следующего года. И то, если, к тому моменту не возникнет новых непредвиденных обстоятельств.

У нас тоже сроки постоянно сдвигают, это так. Но: кто рискнет поставить рядом флот США и флот России? Удивительно, что проблемы одинаковые.



Наверное, стоит посмотреть на то, какие выводы делают ВМФ и Пентагон в лице министра Мэттиса.

Выводы, вероятно, были сделаны, поскольку министр Мэттис заговорил о некоем «динамичном развертывании сил». Это весьма серьезный подход, судя по всему.

Речь идет о том, чтобы заменить прежнюю «предсказуемую» схему позиционирования авианосцев (их задача была в том, чтобы находиться во всех стратегических точках мира, обеспечивая тем самым стратегическое присутствие США) новой и «непредсказуемой»…

Например, «Трумэн». Если враги (то есть мы, русские) считали, что после того, как авианосец покрасовался у берегов Сирии, он пойдет и предсказуемо займет позицию в Персидском заливе, то вот вам! Не угадали!

«Трумэн» после Сирии отправился… домой! Чтобы снова встать на ремонт! А вот куда он двинется после ремонта — вот вам и вопрос! Ломайте голову, русские, пока американцы работы работать будут!

Понятно, что такая непредсказуемая тактика возымеет свое действие. Ведь у нас не так много теперь кораблей, чтобы ловить «Трумэна» по всей акватории Мирового океана.

Работа на измор.



Правда, замечу, что вряд ли отсутствие американской ударной группы в Персидском заливе, которая реально контролировала этот непростой регион, укрепит мировое господство США в целом.

Конечно, три месяца «Трумэна» в море – это динамично и непредсказуемо. А вот потом два месяца в ремонте? Это печально.

Можно и посмеяться. О какой такой тактической неожиданности пытается говорить министр, если у всех остается время, чтобы приспособиться к «динамичному развертыванию сил»? Скорость авианосной ударной группировки априори не может быть более 30 узлов. А хоть и будь она больше, орбитальные спутниковые группировки у некоторых стран никто не отменял.

О какой неожиданности может идти речь, если здоровенный сарай с эскортом в 10-15 кораблей с орбиты виден как цыганский табор во время свадьбы?

В общем, больше похоже, что министру Мэттису приходится просто изворачиваться, скрывая прорехи в американском щите.

Довольно позорная роль для генерала-морпеха, если честно.

Да, отсутствие присутствия авианосцев в ключевых точках геополитики не есть причина для беспокойства в США. Это же не та уязвимость, за которой обязательно последует атака на основы демократии самой-самой страны в мире.

Понятно, что Мэттису надо просто убедить всех, что ничего такого не происходит, и США сильны, как и прежде.



Так никто и не собирается это проверять как бы. Кто-то верит в мощь США, кому-то это просто не надо.

Доступные авианосцы есть, их возможности удваиваются «динамичным развертыванием сил, соответственно, удваивается и мощь Америки.

Смешно? Ну, почти. Главное, что за смехом все просто отвлекаются от главного. Это утверждение настолько комично, что заставляет нас забыть о главном.

Ведь все проблемы – это не число авианосцев, которых может быть больше или меньше. Основные проблемы – это их работоспособность и пригодность.

Проблемы на уровне технического обслуживания, плановых ремонтов, профилактики, модернизаций и прочих вещей подобного характера имеют свойство накапливаться.

По мере все большего усложнения авианосцев (а это действительно так, взять те же вакуумные туалеты) в результате технических работ внешняя логистика тоже растет. Отсюда и сдвигающиеся сроки, которые к тому же растут не менее динамично.

В результате все находящиеся на службе авианосцы становятся все более уязвимыми, превращаются в настоящих «гадких утят» которые заперты у причалов и парализованы необходимостью постоянного техобслуживания.

Вообще, это характерно для всех видов современных вооруженных сил (кроме автомата Калашникова и Т-72), которые становятся более «тяжеловесными» и в техническом, и в финансовом плане.



Техника оказывается все более дорогостоящей и сложной в использовании. Это в первую очередь отражается на авианосцах: логистические операции ширятся и затягиваются, и все в конечном итоге может зайти в катастрофический тупик. Это Мэттис, видимо, и называет «динамичным развертыванием сил».

А стоит не забывать, что один день эксплуатации АУГ стоит 6,5 млн долларов. Но это в море, когда группировка занимается делом. А когда стоит?

А когда стоит, и господин ЛаГрон четко это определяет, то просто пожирает деньги в огромных количествах. Прямой убыток, так сказать.

Вряд ли ЛаГрон в курсе, что такое «Тришкин кафтан». А между тем, это то, к чему могут прийти рано или поздно американские авианосцы, проводящие больше 80% своего времени в доках на ремонтах.

Вся эта избыточная технологичность и дороговизна есть угроза, похлеще российской агрессии. Не русские ракеты приговорят американскую мечту о мировой демократии, нет. Это сделают стремительно стареющие и постоянно ломающиеся бесподобные американские авианосцы.

Можно сказать, «рановато хороним». Можно. Но нас не особенно трогает то, о чем говорит ЛаГрон, которому не нравится отсутствие американских АУГ в Средиземноморье, Персидском заливе, у берегов Китая.

С точки зрения американца, проблема авианосцев в том, что с ними нельзя поступить так же, как с F-35, то есть сделать вид, что они работают, как надо. А когда они находятся в Норфолке или Сан-Диего, их нет в Персидском заливе или у берегов Сирии, значит, там будут наращивать свое присутствие другие…

На этом стоп.



Понятно, что если авианосцы и «сожрут» бюджет США, то это будет еще очень нескоро. И вообще, стране, у которой есть печатный станок, такие вещи не сильно страшны.

Но давайте представим себе, какова вероятность того, что в ВМФ США однажды придут к выводу, что авианосцы не более чем балласт, болтающийся в доках и ни на что больше не пригодный?

Конечно, это маловероятно.

Возможно, что все пойдет по сценарию ЛаГрона, и авианосцы просто превратятся в бездонные дыры, куда будут проваливаться деньги налогоплательщиков США.

Но пусть об этом болит голова у умного и дальновидного Сэма ЛаГрона. Нам это действительно все равно.

Однако, что, если ЛаГрон прав, и через какой-то промежуток времени флот США превратится в то, о чем говорит американский эксперт?
74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 октября 2018 06:12
    На свете все меньше стран где на вооружении одни Калашниковы .... Так что на данный момент АУГ груда безполезного железа... Одно попадание ракеты в авианосец и он не принимает самолёты..
    1. 0
      14 октября 2018 07:35
      Одно попадание ракеты в авианосец и он не принимает самолёты..


      Вы правы но всё ещё более грустно, так как есть много проектов которые ставят современные авианосцы в один ряд с линкорами Бисмарк и Ямато времён второй мировой войны.

      Авианосцы это прошлое, к примеру: взять эскадру состоящею из крейсеров ПВО (на ВО по моему уже была статья) вооружённые С-500 морского базирования, и к примеру двухступенчатыми С-800 наводящимися летающим радаром установленным на самолёт амфибию BE-200 с складными крыльями, который размещён на этом же крейсере и выходящем из аппарели в корме при её подтоплении (аналог океанским десантным кораблям USA), а во время сильного волнения ракеты наводятся с летающих радаров по типу конвертопланов или других систем вертикального взлёта, расположенных на верталётоносцах.
      Такая система будет способна сбивать F-18 и F-35 на взлёте с палубы за 500-700 км, как ПВО вокруг Москвы ))), и не надо противокорабельной ракеты )))))
      Плюс Вертолётоносцы с десантом, узкоспециализированные крейсера с ракетами море-земля, аналог Точка-У и другими типами, морского базирования, для обстрела побережья в зоне высадки войск, крылатые ракеты и тд. и корабли эскорта, такая эскадра более мобильна, и более боеспособна, чем авианосное соединение.

      Есть и другие проекты, видимо ещё не готова тактика их применения, а авианосцы действительно дойная корова бюджета наших кровных друзей.
      1. +2
        19 октября 2018 15:32
        Цитата: Бер
        Есть и другие проекты

        проекты ли?
        во время второй мировой авианосцы похоронили линкоры. почему так случилось? дистанция морского боя для линкоров 14-17км. авианосец мог эффективно обнаруживать и атаковать цели в радиусе 100-200км. кому нужен дорогущий линкор который будет потоплен или серьезно поврежден даже не подойдя к противнику на дальность боя своих орудий?
        что мы имеем сейчас? ПКР с радиусом действия 700-1500км которые могут быть размещены на малотоннажных судах вроде фрегата или эсминца, а то и вообще в стандартном контейнере на контейнеровозе плюс спутниковая группировка способная наводить ракеты на цель. авианосцы ждет та же судьба что и линкоры, и кстати, по тем же причинам. soldier
      2. +1
        20 октября 2018 15:47
        "самолёт амфибию BE-200 с складными крыльями, который размещён на этом же крейсере и выходящем из аппарели в корме при её подтоплении (аналог океанским десантным кораблям USA)"

        Вот это да.
        Бе-200 со складными крыльями? Вы бредите? Самолет начинается с крыла. Это самый сложный агрегат.
  2. +5
    12 октября 2018 06:17
    так еще и Иран с Россией проводят учения. Слава богу, пока по отдельности.

    А почему "Слава богу" ? Ну воевала Российская Империя с Ираном два раза ( об этом наверное старшеклассники особо не знают ), пилюлей давала, да и в ВОВ там наши части стояли, ну и что ? Фактически после развертывания комплексов С-300 и систем РЭБ Россия будет прикрывать " Стражей исламской революции" в Сирии , которых Израиль мочалил. С персами дружить надо, хоть и не "братья", но довольно ключевая страна в регионе.
    Флота конечно у них нет толкового, но не все вечно под луной.
    1. 0
      12 октября 2018 15:20
      Цитата: федоров
      ВОВ там наши части стояли

      Ну вообще-то не просто стояли, а с боями оккупировали страну на пару с союзникам.
  3. +2
    12 октября 2018 06:23
    Рано их еще со счетов скидывать. Но лучше будет если это случится раньше)
    1. +7
      12 октября 2018 18:14
      Цитата: Khakas
      Рано их еще со счетов скидывать. Но лучше будет если это случится раньше)

      Напомню банальную истину: Авианосцы обременительны для Флота в мирное время и незаменимы в военное.
      Кто в этом сомневается пусть посмотрит на структуру и состав АМГ США 80-х годов. Без применения ядерного оружия мы даже не планировали возможности ее разгрома до рубежа выполнения задач...Но то был ВМФ СССР, у которого только атомоходов было 63-68 единиц!
      Поэтому, Штаты пересмотрят КОН для своих авианосцев, но исключать их из состава ВМС -- об этом даже пусть никто и не мечтает. Такого на ближайшую перспективу -- не будет ! yes
  4. Комментарий был удален.
  5. +4
    12 октября 2018 07:38
    Кажется, адмиралу Хаиму Риковеру приписывают фразу "на море есть подлодки и их цели". По-видимому старик был прав на все 100%...
  6. +6
    12 октября 2018 07:52
    Этот балласт переломил хребет в свое время Японскому флоту.США морская держава у них авианосцы будут всегда+ он центр флотилии ,без него группы эсминцев с подлодками будут неполноценны
    1. +4
      12 октября 2018 08:44
      ПРОШЛУЮ войну в пример приводить ГЛУПО. А перед прошлой войной - линкоры обеспечивали победу на море. А авианосцы на европейском театре были полезны только в виде мишеней для подлодок. И ПКР тогда не было.
      1. +7
        12 октября 2018 09:00
        Китайских подводных лодок на европейском военно-морском театре не появится в обозримом будущем.Российски подводных лодок , боеготовых, с линейными экипажами, способных атаковать хотя бы предовое охранение АУГ становится все меньше.СКЦ Лиана небоеготова, морская разведывательная авиация отсуствует.Без каких-либо перспектив на восстановление.
        1. +2
          12 октября 2018 18:44
          Цитата: gunnerminer
          Китайских подводных лодок на европейском военно-морском театре не появится в обозримом будущем.

          1. Ну, нет такого -- "европейского военно-морского ТВД" !!!
          Есть Атлантика... и ее Северо-; Средне- ; Западно-Атлантический и Иберийский МТВД. А также есть морские ТВД типа: Балтийский МТВД, Средиземноморский МТВД и т.п.
          2. Если возникнет угроза национальным интересам КНР в Атлантике, или они будут связаны Договором о дружбе и взаимопомощи, к примеру, с РФ, то весьма вероятна ситуация, когда их ПЛА могут появиться в водах Северной или Западной Атлантики. Да, пока их ПЛА -- ведра с гайками и для янки серьезной угрозы не представляют. Но китаиса очень быстро прогрессируют. Особенно НК, которые даже на БС к берегам Северной Америки ходили...Для демонстрации флага...пока...А как там дальше будет -- одному Посейдону ведомо!
          3. Оценка ваша состояния сил ВМФ РФ во многом справедливая, но все-таки... упадническая. В период 20-25гг ожидается существенное усиление корабельного состава сил флота. Много не будет, т.к. дорого. А вот разумной достаточности, чтобы решать поставленные задачи, достигнем. При этом главная опора на ГЗО и ПНА. Ну и 29 диПЛ СФ (ГУГИ) тоже не следует скидывать со счетов.
          Поэтому, рано кричать: "Все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!" (с).
          1. +1
            13 октября 2018 12:33
            Тенденцию к сокращению ударной мощи флота,как обычным, так и ядерным оружием за 27 лет руководителям ВПК РФ не удалось.Строить ,как оказалось, даже фрегаты и МРК(катера) не получается из-за неудовлетворительной работы контрагентов.Сроки ремонтов запредельно долгие.Ударная морская авиация и разведывательная авиация ВМФ РФ прекратили свое сущестование в 2011.Без перспектив на восстановление в обозримом будущем.Отсутствие ПЛАРК и МАПЛ, КУГ можно было бы компенсировать частично содинениями , укоплектованными Ту-22М3М и Ту-160М2.Но это полезное дело идет с большмим задержками.Плюс серьезный некомплект офицерского, мичманского состава.Разведка ВМФ откровенно убогая.ПВО средиземноморской российской группировки и ее посты ОСНАЗ оказались бесполезными во время трагедии с экипажем Ил-20.ОВС и ГА отнюдь не повысили свои возможности.Как не было универсальных транспортов снабжения, плавбаз, ПРТБ,госпитальных судов, так их и нет.Исключение ГС Иртыш на КТОФ.

            - В период 20-25гг ожидается существенное усиление корабельного -

            Нет оснований для таких ожиданий.Учитывая некомплект квалифицированных рабочих, мастеров,инженеров в кораблестроении и судоремонте.Особенно на фоне задержек со строительством даже мелких кораблей и катеров.ВМС НОАК развиваются.В отличии от ВМФ РФ.Особенно на фоне КТОФ это выпукло видно.

            -29 диПЛ СФ (ГУГИ) тоже не следует скидывать со счетов.-
            Они и их командование для решения узкоспециальных задач.Половина из которых выполнима только в мрное время, максимум в угрожаемый период.Причем в ограниченные по времени сроки.Грубое сравнение, но это как спецназ Бердской бригады отправляли вести общевойсковой бой в Грозном, во время второй кампанииБольшие потери, без видимых результатов.
            1. Комментарий был удален.
              1. -1
                13 октября 2018 21:51
                Соврешенно верно!
              2. +1
                13 октября 2018 23:51
                Цитата: rudolff
                но все же не ДиПЛ. Бригада. Официально: 29-я отдельная бригада ПЛ. Гаджиевские. В/ч 13090.

                Рудольф, была инфа, что 29 брПЛ развернута уже в дивизию. Если, конечно, автор этого материала не врет:
                Глубоководный атомный спецназ России: а что еще мы знаем о подводном флоте страны?
                https://warfiles.ru/189492-glubokovodnyy-atomnyy-specnaz-rossii-a-chto-esche-my-znaem-o-podvodnom-flote-strany.html
                Изви, друже, не успел тебя предупредить, каюсь... drinks
                1. Комментарий был удален.
          2. -1
            13 октября 2018 14:05
            На норвежском фрегате Сенья, заходившем с официальным визитом в Североморск , 7-12 мая 1995, уже стоял ECDIS.С горизонтально лежвщим монитором , с габаритами столешницы канцелярского стоала.Как и на систер шипе Фрейя.На кораблях и судах ВМФ и сейчас не на всех такое навигационное оборудование устанвлено.На HMS Opossum , дизельной подводной лодке ,заходившей с рабочи визитом в августе 1993 стоял БИУС Olivetti.С трехцветным экраном, с возможностью телеуправления торпедами по четырем целям одновременно.С компактной системой регенерации, позволяющей экипажу курить в отведенном месте.С Инмарсатом С ,позволяющим экипажу получать новости, во рвемя всплытия.С буксируемой антенной.
    2. 0
      12 октября 2018 09:45
      США морская держава
      Если быть точным Океанская, авианосным группам тесновато в морях, поправите меня спецы, но для морей удобней корабли по меньше, те же корветы к примеру с КР.
      1. +1
        12 октября 2018 15:49
        Не так просто, ситуация: в некой стране, предположим, Африка и около экватора бармолеи подконтрольные ИГИЛ или повстанцы не подконтрольные никому захватывают специалистов из России и из Европы, начинается резня (почитайте про операцию "Леопард"). Так к Вам вопрос: как выручать будем? ПЛАРБ пошлем или корвет? А может АУС? Ну и морскую пехоту для освобождения.
        1. 0
          22 ноября 2018 12:45
          Цитата: Иезекиль 25-17
          Не так просто, ситуация: в некой стране, предположим, Африка и около экватора бармолеи подконтрольные ИГИЛ или повстанцы не подконтрольные никому захватывают специалистов из России и из Европы, начинается резня (почитайте про операцию "Леопард"). Так к Вам вопрос: как выручать будем? ПЛАРБ пошлем или корвет? А может АУС? Ну и морскую пехоту для освобождения.

          А у этих повстанцев флот есть? Если есть топим АПЛ или авиацией, если нет мобилизуем\арендуем несколько пассажирских круизных лайнеров/ролкеров и вперед.. Зачем для этих целей АУГ и прочий крупный формат?
  7. +2
    12 октября 2018 08:15
    Америка должна всем но доллары обеспеченны авиками .Не золотом не нефтью и газом а простыми авиками.Чем больше авиков тем твёрже доллар .
  8. Комментарий был удален.
  9. -1
    12 октября 2018 08:48
    -Однако, что, если ЛаГрон прав, и через какой-то промежуток времени флот США превратится в то, о чем говорит американский эксперт? -

    И тогда несколько экипажей МРК боеприпасами комплекса Калибр нанесут неприемлемый ущерб валяющимся в дрейфе АУГ США.Золотой сон ГК ВМФ РФ. laughing
    1. +2
      12 октября 2018 18:59
      Цитата: gunnerminer
      И тогда несколько экипажей МРК боеприпасами комплекса Калибр нанесут неприемлемый ущерб валяющимся в дрейфе АУГ США.Золотой сон ГК ВМФ РФ.

      По-моему, это вы бредите на яву!
      У Главкома и Главного штаба ВМФ взвешенные и реальные рассчеты борьбы с морской угрозой на океанских и морских ТВД с силами основных морских держав.
      И отнюдь не его вина, что цели и задачи, поставленные перед страной и ее ММФ и ВМФ в "Морской доктрине РФ до 2020" не выполнены. За это нужно спрашивать с незаменимого Айфони и его команды...В этом плане, Флот -- потребитель: что страна построила на том и воевать будем. И не вина моряков, что промышленность не в состоянии реализовать все те наработки, которые есть в анклавах НИИ и КБ ОСК...
      Так что, МРК тут явно не обойтись!
      1. -1
        13 октября 2018 17:16
        -взвешенные и реальные рассчеты борьбы с морской угрозой на океанских и морских ТВД с силами основных морских держав.-

        По организации последнего основного мероприятия экипажа ТАВКР Кузнецов,и авиагруппы, этого не скажешь.Особенно отсутствие МАПЛ в качестве ПЛО обеспечения.Американцы даже не стесняются отправлять из Гибралтара свою МАПЛ, днем .Демонстрируя начальный этап перехода в крейсерском положении.МАПЛ ВМФ РФ недостаточно даже для обеспечения основных мероприятий РПКСН, для условий мирного времени.Одним Айфоном всех дыр не заткнуть.ГК ВМФ адмирал И. Высоцкий и В.Чирков нашли в себе мужество и выск4азали в письменном виде МО РФ и НГШ свое мнение о состоянии и перспективах флота.Оказались на гражданске.
  10. -1
    12 октября 2018 08:50
    Вообще на эту тему давно в США говорят...
    Авианосцы, как инструмент войны на море, стали слишком дороги, слишком сложны, и, как ни парадоксально, слишком уязвимы. Они поглощают прорву ресурсов, практически не обеспечивая выполнения главной функции – станового хребта флота, обеспечивающего его мощь.
    В своем нынешнем состоянии они, а значит, и весь военный флот США, могут противостоять только технически и промышленно отсталым странам второго и третьего мира. Уже сегодня успешность ведения полномасштабных боевых действий против флотов Китая и России аналитиками Института ВМС считается сомнительным, а к середине текущего века китайский флот имеет все шансы однозначно превзойти по боевым возможностям.

    Причем кризис системный -
    * Стратегия длинной руки уже нежизнеспособна(см. выше)
    * Все еще и осложняется массовым распилом. Пример: 14 лярдов
    Электромагнитная катапульта должна гарантировать 4166 взлетов на один сбой, но пока фатально ломается, сделав 400. Аэрофинишер до первой серьезной поломки способен принять подряд всего 25 самолетов вместо заявленных в контракте 1600. Наработка на отказ совокупной бортовой электроники составила 3,3% от норматива. Ряд ключевых узлов, например, радары, тестировались лишь частично, только на берегу, до их установки на корабль, и на предварительной версии ПО. Так что степень их реальной функциональности на данный момент непонятна даже производителю. Общий перечень всех вскрытых проблем занимает толстую книжку, устранение не менее четверти из которой требует полного перепроектирования судна, включая систему подачи боеприпасов, самолетоподъемники и полетную палубу.

    Проектировщикам и строителям Джеральда Форда - Героев РФ, нанести обороноспособности противника ущерб в 14 лярдов - сильно.
    * Ну и собственно, что есть в статье - у США НЕТ 11 авианосцев!!!
    фактически в каждый момент времени в строю из них находятся только три. Еще два стоят в мелком текущем ремонте после походов и при необходимости могут вернуться в строй в течение 3-4 месяцев. Остальные шесть проходят средний и капитальный ремонт, в том числе предусматривающий демонтаж палуб и даже элементов силового набора корпуса. Минимальный срок их возврата в строй начинается от года. Таким образом, на бумаге есть одиннадцать, а по факту только три.
  11. +1
    12 октября 2018 10:05
    Такое впечатление, что статьи и часть комментов пишут романтики, не думающие о деньгах, эксплуатации, износе и т.п.
    Имхо, авианосец - аэродром/склад, большой, дорогущий, с дорогущей охраной.
    Поэтому описанное - стотять у трапа и тренироваться, сразу подремонтироваться - имхо лучшая в мирное время:

    Крупные корабли стоят не только у них - Мы, англия точно. франция, Китай, корея, Индия - не точно,
    Как и делали все крупные корбли, даже в военное время - вспомним немецкие и др. линкоры 2й мировой

    Чем то схоже с ЯО - лучшеб чтоб было побольше, но лучше не использовать

    И заявы - да мы их одной ракетой.... как то не смотрятся.
    Особенно, когда профи -военные официально заявляют в интервью, что такая эскадра контролирует все пуски ракет в радиусе полторы тыс. км.
    И мы то чтото точно утопим в случае чего. но лишимся всего своего флота.
    1. 0
      12 октября 2018 10:46
      -Крупные корабли стоят не только у них - Мы-

      Даже отремонтировать в приемелемые для боеготовности ВМФ РФ сроки не получается.О строительстве крупных кораблей можно не вспоминать лет 50.
  12. -2
    12 октября 2018 10:32
    АВ имеет коренные проблемы как техническая система, чем система сложнее и больше тем менее она надежна. Конкретно АВ очень уязвим, большая цель для ракет и ПЛ, АВ нужен только колониальным империям, России он не нужен, Кузя корабль престижа для прибрежных операций и заменяет три фрегата по функционалу. Будущее ВМФ РФ за ПЛ и береговымми средствами за авиацией берегового базирования, за СЯС, в этом суть обронительной доктрины РФ. Америка тоже не вечно, кризис наконец то начался, и крах США затмит собой крах СССР и крах Российской империи, Как СССР погубили ненужные крейсера и эсминцы, так америку погубят их АВ , крейсера и эсминцы давящие своей дороговизной и избыточностью.
    1. -1
      12 октября 2018 10:48
      -Конкретно АВ очень уязвим, большая цель для ракет и ПЛ,-

      Особенно для пары Варшавянок или недоделок К-560, К-561.Или для эскадрильи Ту-22М3М .Без разведки и целеуказания. laughing
      1. +3
        12 октября 2018 20:14
        Цитата: gunnerminer
        Особенно для пары Варшавянок или недоделок К-560, К-561.Или для эскадрильи Ту-22М3М .Без разведки и целеуказания.

        1. Вы исключаете возможность для 636.3 при ведении полномасштабных БД поражение АВУ своей ПКР с СБП?
        2. Ну, К-560 несет на себе "родимые пятна" предыдущих проектов из корпусов коих и была скроена...А "Казань" чем вам не угодила? Или у вас есть инфа, которой мы, сирые и убогие, не располагаем...Не томите публику -- поделитесь тайным знанием по огрехам 885М, утолите наше любопытство!
        3. А Ту-22М3 чем вам не угодили? Ну загрузят на каждый по три Х-47М2 и не входя в подвижную зону ПВО с Д обеспеченной (1500-1600км) запустят всю эту гоп-компанию по АУГ -- мало точно не покажется! ("Кинжал" по самым скромным амским прикидкам летает на 2000км).. Ах да!!! Откуда ЦУ? С неба, вернее из космоса!
        4. К вашему вящему удовольствию. Космическая группировка военного предназначения составляет 144 КА. И система Лиана исправно фурычит и Лотосы и Пионы в ней в достаточном количестве...И есть запасные КА третьего поколения, предназначенные для выведения на орбиту для замены выбывающим в ходе БД аппаратам...Или вы полагаете себя умным до жути, а всю структуру ВКС лохами, не умеющими прогнозировать развитие ситуации и планировать БД своего рода войск?
        Так что, не нужно убиваться, как умная Маша, по проблемам, о которых вы имеете весьма приблизительное представление.
        Поэтому -- лучше "слушать и жевать"...иначе "сыр выпадет"! bully
        1. -1
          13 октября 2018 17:11
          1.Да.Потому что их экипажам не прорваться через Турецкие прливы на оперативные просторы Средиземки.На прочих флотах лодок 636.3 нет.И действовать они могут только при обеспечении ударной морской авиации, которой нет.
          2.К-560 грохочет на все Баренцево море.Для устранения ее замечаний по реактору,линии вала и ГТЗА ее надо загонять на завод, и разбирать на запчасти.Экипаж К-561 , одинок,как во поле березонька.Им проходить все виды испытаний и устранений, не один год.Акустический портрет этой единички отнюдь не лучше , чем у Вирджинии.Грохочет ГТЗА.
          3.Ту-22М3М только только выкатили перед заводским сараем.Для стрельбы с 1500км требуется СКЦ Лиана.Но она не боеготова.Запустили только два спутника из четрых, один сдох.Кинжал пребывает в макетном состоянии.Искать для него цели, особенно маневрирующие и обеспечивать ЦУ нечем.Космическая группирова ВКС РФ мизерна даже для мирного времени.
          4.Отнюдь.Иначе мультики про макет Кинжал рисовали бы по манвренным целям.Запасные КА может быть и есть.Но с запусками на орбиту проблемы.Пламенный привет Роскосмосу.Судя по сирийскому плацдарму с планированием и разведкой в ВКС/ВВС засада.
        2. -2
          13 октября 2018 17:18
          Т-22М3 боеготовых наберется масимум полторы эскадрильи.И их экипажи не проходили доподготовки для применения боеприпасов над морскими просторами, в составе соединения.
        3. -2
          14 октября 2018 19:07
          Насчет СКЦ Лиана.Это вспомогательное средство поиска и целеуказания .
    2. +2
      12 октября 2018 12:37
      Не путайте крах американской геополитической империи и крах США как государства. Территориальной целостности США ни при каких условиях ничего не угрожает. Байки про техасских и аляскинских сепаратистов это всё-таки только байки и анекдоты. При любом раскладе США будут входить в тройку-четверку самых могущественных в экономическом и военном плане государств.
      1. +1
        12 октября 2018 20:10
        да вы даже не представляете потенциал нестабильности внутри сша, цветные привыкли питаться бесплатно, и они вооружены
      2. 0
        12 октября 2018 21:47
        Цитата: Sergej1972
        При любом раскладе США будут входить в тройку-четверку самых могущественных в экономическом и военном плане государств.

        "Человек предполагает, Господь -- располагает!" (с)
        При любом раскладе, говорите? ...Ну-ну.. what
        А как на счет Природы-мамы? Катаклизмы всякие ведь бывают. Тайфуны, цунами, землетрясения...извержения супервулканов... там всякие...Опять же движение литосферных плит...А вдруг США наполовину под воду уйдут...Тады как? А? belay
        Поэтому, не следует заглядывать за горизонт событий: машину времени еще не изобрели...АГА. yes
    3. +3
      12 октября 2018 19:44
      Цитата: владимир1155
      Как СССР погубили ненужные крейсера и эсминцы, так америку погубят их АВ...
      Блин! Сколько читал-изучал, но такого, чтобы " СССР погубили ненужные крейсера и эсминцы..", -- такое читаю впервые!!!
      Да вы, батенька, хфилософф!!! fellow
      1. 0
        12 октября 2018 20:15
        почитайте шагрененую кожу Бальзака, может поймете, как крейсера погубили СССР, и почему не хватило на масло и колбасу
  13. +1
    12 октября 2018 10:54
    Вообще, это характерно для всех видов современных вооруженных сил (кроме автомата Калашникова и Т-72), которые становятся более «тяжеловесными» и в техническом, и в финансовом плане.

    С каких пор Т-72 стал видом вооружённых сил? wink
    И второе - вообще-то, для ВС РФ как раз Т-72 является примером всё большей тяжеловесности в техническом и финансовом плане. Достаточно вспомнить, как зарубили "рогатку" и вместо неё выбрали Т-72Б3 - как раз по двум вышеупомянутым причинам: меньшая сложность в производстве и обслуживании + значительно меньшая стоимость (Б3 стоил 52 миллиона).
    А также можно посмотреть на динамику цен даже на базовые Т-72Б3: начав с 52 миллионов (Сердюков стронг! smile ), уже к 2016 году их стоимость возросла до 79 миллионов.
  14. +3
    12 октября 2018 11:08
    Ну Ура убедили мы себя, что у них не плавают авианосцы. Помогло ли нам это? Просто когда Американцам было необходимо надавить КНДР угрозой нападения они за 4 месяца вывели в Океаны 5 авианосных групп и 2 авианосца с каждого своего побережья. Т.е. запросто 7 авианосцев вышли из ремонтов и тренировок в боевое развертывание. И КНДР сразу пошла на переговоры с Трампом. Да и радоваться, что дескать у них КОН всего 15% не стоит. По текущей доктрине при численности флота в 280 кораблей у них развернутыми должно быть - 100 кораблей в море. Когда доведут флот до 350 кораблей - развернутыми будут всего 125. Остальные на учениях, ремонтах и т.д. Я думаю у них все по плану идет.
  15. VRF
    0
    12 октября 2018 11:29
    Тут еще вот какой вопрос (если не прав, то поправьте меня, пожалуйста) - во времена СССР, особенно в 70-80 годы у нас был большой флот и гигантское количество подлодок и, для того, чтобы их всех попытаться отследить, амерам было необходимо присутствие во всех мировых водах. Сейчас же этого просто не требуется.
    1. +1
      12 октября 2018 12:55
      Цитата: VRF
      Тут еще вот какой вопрос (если не прав, то поправьте меня, пожалуйста) - во времена СССР, особенно в 70-80 годы у нас был большой флот и гигантское количество подлодок и, для того, чтобы их всех попытаться отследить, амерам было необходимо присутствие во всех мировых водах. Сейчас же этого просто не требуется.

      Я Вам больше скажу: при Обаме янки даже расформировали Второй Флот, зоной ответственности которого была как раз западная Атлантика - за отсутствием целей.
      Правда, сейчас этот флот восстанавливают заново.
  16. 0
    12 октября 2018 13:32
    В стране с неограниченной возможностью печатания денег вопрос с тратой денег вообще не стоит актуальным...
  17. +2
    12 октября 2018 13:58
    Снова любимая рубрика "Рабинович напел Корузо". Обычно на этом специализируется г-н Рябцев, кажется.

    Пересказывается своими словами материал ИНОсми
    https://inosmi.ru/military/20181002/243367344.html
    который пересказывает бельгийскую помойку dedefensa
    http://www.dedefensa.org/article/le-trou-noir-des-porte-avions-us
    Которая переписала не слишком близко к тексту объемный материал ЛаГрона, добавив петросянства.
    https://news.usni.org/2018/09/26/aircraft-carrier-deployments-25-year-low

    Во-первых, ЛаГрон. Судя по описанию usni.org - это журналист, специализирующийся на околоморской тематике, но не специалист. То есть, по меркам топвора, его уровень понимания материала сравним Андреем из Челябинска. Намного лучше, чем у постоянных авторов Нэшнл Интерест, но
    такой человек, как Сэм ЛаГрон, которого считают экспертом в делах военно-морских

    экспертом его считают большей частью в интернете.

    Во-вторых. Длинный текст ЛаГрона, экранов примерно 20, посвящен вполне разумной вещи. Количество вымпелов не равно боевой мощи. При этом боевую мощь он оценивает предельно жестко - количество АУГ, доступных для участия в боевой операции сейчас же. По русски - на боевой службе. То есть, когда он рассказывает о периоде в 3 недели летом этого года, когда у американцев авианосцев не было вообще, это означает, что так-то в море было два, но один участвовал в учениях, второй проводил аттестационные полеты авиакрыла.
    Проблема, пишет ЛаГрон, в том, что кораблей-то много, но ни стареют, инфраструктура стареет, новые корабли безумно сложные, а значит длительные в освоении, тот же Форд (это уже другая его статья) со своей невероятной крутизной станет боеготовым лет через 5, а пока - демонстратор технологий, чистый Зумволт. Таким образом, (это ЛаГрон уже не пишет), все это начинает напоминать ВМФ позднего СССР - армады старых кораблей не могут выйти в море, а новые и неимеющиеаналоговвмире небоеготовы, хотя флотом у промышленности приняты.

    Вполне может быть, что в Датском королевстве действительно что-то прогнило. Однако исследований ВМФ России на эту же тему мне, например, не встречалось. А было бы поучительно.
    1. 0
      12 октября 2018 16:22
      Цитата: Вишневая девятка
      Таким образом, (это ЛаГрон уже не пишет), все это начинает напоминать ВМФ позднего СССР - армады старых кораблей не могут выйти в море, а новые и неимеющиеаналоговвмире небоеготовы, хотя флотом у промышленности приняты.

      Ну, у СССР причина такой ситуации понятна - вечная экономия на базировании. Расходование ресурса механизмов в базе, нехватка судоремонтных мощностей, а в результате, в лучшем случае - пропуск всех плановых сроков и откладывание ремонта до последнего. А в худшем... в худшем - крайне поганая ситуация, когда очередь на ремонт для корабля подходит тогда, когда ему уже пора на списание. И вот стоит такой экземпляр на СРЗ, занимает место и время, а по выходу с завода - назначается в корабли резерва или под списание. В результате - современный корабль не отремонтирован, а время и деньги потрачены на старый, который быстро списан. Базы набиты кораблями, а полностью боеготовых - кот наплакал.
      Но у янки-то таких проблем с базами и СРЗ нет.
      1. 0
        12 октября 2018 17:48
        Цитата: Alexey RA
        таких проблем с базами и СРЗ нет.

        Таких нет. Есть другие.
        Despite a boost in defense spending by the Trump administration, the backlog of ships now in line to be repaired after years of neglect are stressing the capacity of both the Navy’s public yards and the private yards who have been contracted to help clear the backlog of maintenance. Only 35 percent of ships in the private yards are coming out on time, and only about 45 to 50 percent are coming out on time from the public yards,

        “The Navy projects that the shipyards will be unable to support 73 – or about one-third – of 218 maintenance periods planned for the shipyards over the next 23 years, including five aircraft carrier and 50 submarine maintenance periods.”.

        и даже

        The shipyards, some that predate the founding of the country, are plagued with antiquated infrastructure; a younger workforce that is just beginning to stabilize after years of layoffs, hiring freezes and retirements; and a lack of capacity to handle the number of ships the Navy needs to repair.

        После лихих девяностых лет небрежения потребность в ремонте выше, чем пропускная способность СРЗ, да еще и в срок с ремонта выдаются 35-50% кораблей
        В течение следующих 23 лет плановые потребности в ремонте в 1,5 раза выше возможностей верфей.
        И даже - Опа! - молодежи мало, а старики уходят на пенсию, плюс всех поувольняли в лихие девяностые, работать некому.
    2. +1
      12 октября 2018 19:11
      Однако исследований ВМФ России на эту же тему мне, например, не встречалось. А было бы поучительно.
      А как же Андрей из Челябинска с циклом «грустный взгляд...» ? Вполне достойный ответ ЛаГрону)
    3. +2
      12 октября 2018 23:20
      "армады старых кораблей не могут выйти в море, а новые и неимеющиеаналоговвмире небоеготовы, хотя флотом у промышленности приняты"////
      ------
      Тут надо различать два периода: мирное время и военное. Для мирного времени все описанное правильно. И нехватка специалистов, и недофинансирование. И отсюда низкая боеготовность.
      Но если разгорается конфликт, то срочно выделяют деньги, мобилизует и начинают учить насильно спецов. Корабли приводят в "божий вид".
      Это если они есть, эти корабли. smile Поэтому в мирное время 10 АУГ кажутся абсурной тратой денег,
      а во время войны спросят: "почему не построили 20 ?"
      1. +2
        13 октября 2018 00:36
        Цитата: voyaka uh
        Это если они есть, эти корабли. Поэтому в мирное время 10 АУГ кажутся абсурной тратой денег,
        а во время войны спросят: "почему не построили 20 ?"

        Вы, от чего-то, решили пофантазировать на тему ВМВ. Сейчас времена жесткие, никто не позволит 6 лет раскачиваться от второго акта Винсона до охоты на индеек.
        Цитата: voyaka uh
        Для мирного времени все описанное правильно. И нехватка специалистов, и недофинансирование. И отсюда низкая боеготовность.

        Рассказы про недофинансирование диковато звучат на фоне зумволтов и Фордов (и много чего другого). Как мне кажется (хотя, возможно, я приписываю Сэму свое мнение), пафос статьи в том, что у власти находятся очковтиратели и хитроплановцы, которые не решают реальные проблемы флота, а занимаются вундервафлями, придумывая все более дикие отмазки для прессы. Если так, то и правда есть немалое сходство.
        1. 0
          13 октября 2018 08:44
          Высокая унификация американского флота: однотипные авианосцы, эсминцы, подводные лодки - выпускаемые большими сериями, не подтверждают версию об очковтирателях.
          Посмотрите, как развивается китайский флот, грозящий догнать по количеству и качеству американский. Перед американцами настоящий стратегический вызов: сохранить лидерство на океанах или потерять. В такой гонке вооружений можно запросто обанкротится финансово в мирное время. Что и случилось с СССР. Но можно и выдержать (хотя бы и ценой недоукомплектованных кораблей неполной боевой готовности).
          1. +1
            13 октября 2018 14:17
            Цитата: voyaka uh
            Высокая унификация американского флота: однотипные авианосцы, эсминцы, подводные лодки

            Все, что Вы перечислили, строилось или проектировалось в советское время. Эффективные менеджеры, напомню, взялись строить фрегаты (LCS) двух разных типов, и уже поговаривают о третьем, потому что получилась фигня какая-то. Воля Ваша, а советскому человеку это знакомо. Недофинансирование тут уместно вспомнить, да.
            Цитата: voyaka uh
            развивается китайский флот, грозящий догнать по количеству и качеству американский. Перед американцами настоящий стратегический вызов: сохранить лидерство на океанах или потерять

            Вы что, российской пропаганды набрались? Китайцам до американского флота как до Пекина раком (упс), и, в любом случае, увеличение числа небоеготовых кораблей (не путать с сокращением числа боеготовых кораблей) явно не тот путь, который ведет к победе в гонке вооружений.
            1. 0
              13 октября 2018 23:06
              "Китайцам до американского флота как до Пекина раком"////
              ------
              30 лет назад про китайский флот вообще никто не знал. Сегодня он "номер 2".
              Не путайте небоеготовность с "боеготовностью мирного времени" (частичной боеготовностью).
  18. +2
    12 октября 2018 20:47
    Китайцы планируют создать через несколько лет 6 АУГ.
    Если вспыхнет конфликт, то им будут противостоять тоже 5-6 американских АУГ.
    И добавится несколько японских мини-авианосцев с Ф-35Б.
    Остальные АУГ американцам придется держать на других океана и в резерве.
    Так же 10 - не так много.
    В конце Второй Мировой у США было чуть ли не сотня авианосцев всех мастей.
    1. -2
      13 октября 2018 21:55
      Командованию ВМС НОАК еще лет 25 наращивать свои АУГ и средства их обеспечения.Потом лет 10 накапливать и повышать оперативное искусство, в управлении АУГ.
      1. 0
        13 октября 2018 23:00
        Если Вы посмотрите цифры, то увидите, что китайцы спускают на воду в год в два раза больше кораблей первого класса, чем американцы. Американцы смотрят вперед и стараются подготовиться к будущему неизбежному конфликту в Тихом океане.
        1. 0
          14 октября 2018 07:44
          Цитата: voyaka uh
          Если Вы посмотрите цифры,

          А давайте.
          Цитата: voyaka uh
          спускают на воду в год в два раза больше кораблей первого класса, чем американцы

          2017 - КНР 3 ЭМ, пачка корветов. США, 2 берка, Вирджиния, УДК + мелочь.
          В современной реальности спуск судов определяется оргструктурой, а не мощностями. Нужно будет больше - спустят больше. В частности, американцы несколько лет не закладывали Берки, пока решался вопрос с запуском в серию Зумволта.
          Цитата: voyaka uh
          неизбежному конфликту в Тихом океане

          Нет там никакого "неизбежного конфликта". Если, конечно, товарищ Си не закосит под императора окончательно. А и если закосит - он там один как перст, у Поднебесной скверные отношения почти со всеми странами региона.
          1. 0
            15 октября 2018 00:32
            >Нет там никакого "неизбежного конфликта".

            есть такая хитрая геополитическая ловушка, ловушка Фукидида. Вы там позанимайтесь самообразованием, на досуге
            1. +1
              16 октября 2018 09:47
              Цитата: xtur
              есть такая хитрая геополитическая ловушка, ловушка Фукидида

              У колонеласада вычитали?
              Видите ли, статья в форин эфферс не о том, о чем кажется. Автор пишет, что внешней политикой должны заниматься прошаренные люди, а не ковбои. Весь остальной текст - вода.
              1. 0
                17 октября 2018 15:40
                >У колонеласада вычитали?

                Нет, у Фукидида
                1. 0
                  18 октября 2018 13:31
                  Цитата: xtur
                  Нет, у Фукидида

                  А, припоминаю. Вы меня уже отправляли читать Аристотеля с Платоном пару лет назад.
                  1. 0
                    18 октября 2018 20:43
                    >А, припоминаю. Вы меня уже отправляли читать Аристотеля с Платоном пару лет назад.

                    что плохого в том, что есть привычка читать первоисточники, хоть и в переводе
        2. -1
          14 октября 2018 10:40
          Кроме наличия кораблей требуются экипажи и командование соединений, способное грамотно ими управлять.А так же соотвествующие возможности разведки, береговая и морская инфраструтктура.
          1. +1
            14 октября 2018 11:20
            Японцы в свое время - в конце 19 века - проделали все это в рекордно короткие сроки, что оказадось для России, например, ошеломляющей неожиданностью.
            Китайцы не менее организованы, чем японцы. И финансов у них через край. И Америка не хочет неприятных сюрпризов.
  19. +1
    12 октября 2018 20:58
    Для нас (но не для Китая) чем больше у них будет этих супер-пупер корыт лучше. Меньше уйдет на действительно опасные для нас вооружения.
  20. -1
    12 октября 2018 21:46
    Всё бы обсуждать и осуждать Авианосцы, стране, которая ни когда подобных не имела)) Реально уже утомили..
  21. +1
    13 октября 2018 06:03
    Что-то автор гонит не по делу
    Цитата: автор
    В 1992 году 15 авианосцев провели на боевом дежурстве 16% своего времени, 15% в 2018 году для 10 авианосцев
    Это нормально: у авианосцев США 33-месячный цикл службы, из которых в море он должен проводить 6 месяцев, остальное - ремонт и обучение. АВ - большой и сложный корабль с атомным реактором, отказы его техники будут приводить к потере самолетов и гибели летчиков, так что ремонтировать его необходимо вовремя и в полном объеме. Это какой-нибудь Арли Берк теоретически может в поход сбегать с неработающим ЗРК (в мирное время) и об этом не узнает никто, выше его капитана.
    Цитата: автор
    А хоть и будь она больше, орбитальные спутниковые группировки у некоторых стран никто не отменял.
    Время отменило и развал СССР.
    Цитата: автор
    О какой неожиданности может идти речь, если здоровенный сарай с эскортом в 10-15 кораблей с орбиты виден как цыганский табор во время свадьбы?
    О полной. Даже во времена СССР периодически теряли АУГ, несмотря на "Легенду", толпы Ту-142, гидрографические корабли сопровождения и обеспечивающие подлодки.
    Цитата: автор
    Авианосцы, как инструмент войны на море, стали слишком дороги, слишком сложны, и, как ни парадоксально, слишком уязвимы. Они поглощают прорву ресурсов, практически не обеспечивая выполнения главной функции – станового хребта флота, обеспечивающего его мощь.
    Вот это другой вопрос. Тут надо считать, причем расчеты для США и России совершенно разные.
    PS Я не фанат авианосцев.
  22. 0
    13 октября 2018 20:35
    Цитата: gunnerminer
    На норвежском фрегате Сенья, заходившем с официальным визитом в Североморск , 7-12 мая 1995, уже стоял ECDIS.С горизонтально лежвщим монитором , с габаритами столешницы канцелярского стоала.Как и на систер шипе Фрейя.На кораблях и судах ВМФ и сейчас не на всех такое навигационное оборудование устанвлено.На HMS Opossum , дизельной подводной лодке ,заходившей с рабочи визитом в августе 1993 стоял БИУС Olivetti.С трехцветным экраном, с возможностью телеуправления торпедами по четырем целям одновременно.С компактной системой регенерации, позволяющей экипажу курить в отведенном месте.С Инмарсатом С ,позволяющим экипажу получать новости, во рвемя всплытия.С буксируемой антенной.

    И? Или вы забыли какие были времена в 90ые? А курить в ПЛ это преступление.
    1. -2
      13 октября 2018 21:53
      - курить в ПЛ это преступление-

      Смотря на чьих.И только в специально оборудованных местах.

      -Или вы забыли какие были времена в 90ые?-

      О том и речь.Что 90-е для соновной части корабельного состава ВМФ РФ и ОВС и ГА остались.По навигационному и радиоэлектронному оборудованию.
  23. +1
    14 октября 2018 15:43
    Цитата: Удав КАА
    И система Лиана исправно фурычит и Лотосы и Пионы в ней в достаточном количестве...

    Увы, Саша, исправно "Лиана" не фурычит. Комплекс должен включать в себя 2 спутника "Лотос" и 2 спутника "Пион". На орбите пока только "Лотосы". Очередной "Лотос С1" №3 планируют запустить 19 октября. "Пион" вроде бы планировали запустить в этом году, но пока не ясно, когда даже. Так что не фурычит система еще
    1. -2
      14 октября 2018 19:05
      Даже если и случится такое чудо, смогут лет через пять привести СКЦ -Лиана- в боеготовое состояние, это будет вспомогательное средство поиска и целеуказания для уничтожения целей за горизонтом.Разведывательные пилотируемые и беспилотные средства выполняют основные функции поиска и целеуказания .С этими ЛА и БЛА , в Морской Авиции ,и в ВВС РФ засада.
  24. +1
    20 октября 2018 08:41
    Не нужно думать, что в Штатах живут , которые не умеют считать деньги и производить новые виды вооружений. Не нужно всех равнять по себе.
  25. -1
    6 января 2019 18:41
    А если в районе болтания мериносовской АУГ пролетит МиГ-31 и пустит "Кинжал" по учебной цели, как себя мериносы поведут???