Японский "Дракон-феникс" не возродится из пепла

57
4 октября 2018 года в Кобе, на верфи Mitsubishi Heavy Industries была спущена на воду новая подводная лодка Oryu (SS-511). Это одиннадцатая по счету лодка типа Soryu. Головной корабль того типа был спущен на воду 5 декабря 2007 года на той же самой верфи. Название его переводится как "Голубой дракон", и все остальные лодки также получили "драконьи" имена. Название ныне спущенной на воду лодки можно перевести как "Дракон-феникс". Здесь не обошлось без обычной для японской военщины отсылки к славному военному прошлому. Головная лодка проекта была названа в честь японского авианосца, потопленного в битве за Мидуэй.


Oryu (SS-511) на верфи в Кобе, уже спущенная на воду




Однотипная с ней Hakuryu (SS-503) во время прибытия в Перл-Харбор в феврале 2013 года

Лодки этого типа являются новейшими японскими дизель-электрическими подводными лодками, оснащенными воздухонезависимыми двигателями Стирлинга, использующими жидкий кислород и дизтопливо. Но "Дракон-феникс" отличается от своих собратьев тем, что на лодке были установлены литий-ионные аккумуляторные батареи вместо традиционных свинцово-кислотных. Новшество не осталось без внимания, и об этом написали почти все, кто имеет отношение к новостям военно-морского флота.

Японцы, конечно, торжествуют, поскольку им удалось продвинуть новшество и построить первую в мире подводную лодку с таким аккумулятором. Однако же, на мой взгляд, это введение не настолько удачное, как полагают в Японии, правда, это выявится, скорее всего, лишь в условиях войны.

Лодка на батарейке. Каковы преимущества?

Сама по себе идея поставить на подводную лодку литий-ионный аккумулятор принадлежит, очевидно, корпорации Mitsubishi, у которой есть подразделение, занимающееся строительством крупных промышленных накопителей. Еще в 2013 году корпорация совместно с крупным японским производителем литий-ионных батарей GS Yuasa, построила в Ики (префектура Нагасаки) на электростанции компании Kyushu Electric Power Co. мощный накопитель на 1,6 мегаватт-час. Батарея состоит из 8 блоков, каждый из которых имеет 4,8 метра в длину, 0,8 метра в ширину и 2 метра в высоту, массой 4,6 тонны. Как видим, габариты "батарейки" вполне подходят для установки ее на подводной лодке.

Японский "Дракон-феникс" не возродится из пепла

Один из современных литий-ионных накопителей, установленный на газотурбинной электростанции. На фото хорошо видно, что "батарейка" довольно компактна по своим габаритам

С тех пор, конечно, были еще достижения, и в 2017 году японская корпорация построила в Нидерландах литий-ионный накопитель на 48 мегаватт-час. Для Японии производство мощных литий-ионных накопителей — это давно освоенное дело. С таким накопленным опытом можно было решиться на установку аналогичного накопителя на подводной лодке.

Преимуществ у литий-ионного аккумулятора перед традиционным для подводного флота свинцово-кислотным аккумулятором два. Во-первых, по моим подсчетам, литий-ионная батарея в 2,3 раза компактнее по габаритам по сравнению со свинцово-кислотным аккумулятором таких же характеристик. Из этого следует две возможности. Первая состоит в том, чтобы заменить прежний аккумулятор на новый, а освободившееся место занять каким-нибудь другим оборудованием или как-то полезно использовать. Вторая состоит в том, чтобы установить литий-ионный аккумулятор таких же габаритов, что и прежний, что даст лодке значительно больший запас энергии для подводного хода. Какой вариант был выбран, об этом японская военщина нам, конечно, не сообщила.

Во-вторых, литий-ионные аккумуляторы имеют режим быстрой зарядки, и крупный промышленный накопитель можно зарядить током силой 1000 ампер и выше всего за час или полтора.

Это, конечно, дает подводной лодке дополнительные тактические преимущества. Быстрая зарядка позволяет лодке эффективно действовать в акваториях с сильным противолодочным охранением, иметь больше времени на отрыв от преследования или дольше находиться в подводном положении на позиции в ожидании цели. Также емкий аккумулятор позволяет на экономичном ходу совершать довольно дальние переходы под водой. В общем, оборудование "Дракона-феникса" большой литий-ионной батарейкой позволяет полагать, что эта лодка предназначается для прощупывания подходов к портам, военно-морским базам там, где обычно и концентрируются противолодочные силы вероятного для Японии противника (в том числе и российские, конечно).

Лодки типа Soryu, как уже говорилось, оснащены воздухонезависимой двигательной установкой, развивающей скорость подводного хода до 20 узлов. То есть лодка может сделать рывок, догнать под водой даже весьма быстроходную цель и атаковать ее торпедами. "Дракон-феникс" имеет шесть носовых торпедных аппаратов с общим боекомплектом в 30 533-мм торпед «Тип 89», а также противокорабельные ракеты UGM-84 Sub-Harpoon.

Помимо этого, литий-ионные аккумуляторы не требуют сложного и трудоемкого обслуживания, они не выделяют испарений кислоты и водорода, как изношенные свинцово-кислотные аккумуляторы. При сильном крене отсутствует опасность вытекания электролита из батарей. Также литий-ионные батареи имеют больший срок службы по сравнению с свинцово-кислотными.

В общем, все преимущества налицо. Недаром по этой теме возникло такое оживление. Но все же, на мой взгляд, эти преимущества налицо до тех пор, пока японская подводная лодка не попала под глубинные бомбы.

Существенный недостаток

За литий-ионными аккумуляторами числится один весьма существенный недостаток: они при определенных условиях склонны к самовозгоранию, иногда со взрывом. Причина самовозгорания — короткое замыкание аккумуляторного элемента, при котором происходит повышение силы тока и разогрев. При достижении температуры в 90 градусов литий начинает реагировать с электролитом. При дальнейшем разогреве до 200 градусов начинается термическое разложение электролита и катода с выделением кислорода. Вот на этом этапе возможен взрыв с разрушением батареи. Даже если взрыв был несильным и его хватило только на корпус аккумулятора, возникает очаг пламени, подпитываемый выделяющимся при разложении электролита кислородом.

Основных причин короткого замыкания три. Первая — механические повреждения, при которых катод и анод соприкасаются и возникает короткое замыкание. Вторая — нагрев, приводящий к расширению катода и анода, ускорению реакций, что приводит к серии микроскопических внутренних коротких замыканий. Третья — ускоренная зарядка или превышение силы тока при зарядке, в силу чего образуются ветвеобразные дендриты металлического лития, произрастающие из анода. Когда дендрит дойдет до катода, возникнет короткое замыкание.

Известны сотни случаев взрывов и возгораний литий-ионных аккумуляторов в электронных гаджетах, а также сгорело по крайней мере три электромобиля Tesla. Один на зарядке, а два — из-за механических повреждений. Один такой случай наиболее интересен. Аккумулятор взорвался и загорелся при столкновении электромобиля с отбойником. В некоторых сообщениях даже писали о "детонации" аккумулятора. В описаниях таких возгораний подчеркивается, что огонь появляется очень быстро и охватывает машину в считанные минуты.


Tesla Model S, горящая после столкновения с бетонным барьером. Эту машину тушили пять пожарных машин и 35 пожарных

Тушить горящий литий-ионный аккумулятор трудно. Вода и пена только усиливают пламя за счет реакции с литием. Изоляция от атмосферного воздуха возможна, но малоэффективна, поскольку кислород выделяется внутри батареи, вместе с водородом и другими горючими газами. Пожарные рекомендуют использовать порошковые огнетушители или соду, а также советуют или дать аккумулятору выгореть, или чем-нибудь его охлаждать.

Этот общий обзор показывает, что размещение на подводной лодке литий-ионного аккумулятора — это не то чтобы очень хорошая идея для боевых условий, когда на лодку сыплются глубинные бомбы. Как свидетельствует обширный военный опыт, близкий взрыв глубинной бомбы, даже не приводящий к пробоине в прочном корпусе, тем не менее, наносит ей очень серьезные повреждения: выбитые сальники, уплотнители, клапаны, запорная арматура, сорванные с креплений механизмы, лопнувшие трубопроводы, поврежденная и закоротившая электропроводка с возникновением пожара. Все это может привести к повреждению батареи и может резко усугубить ситуацию.


Просто в качестве напоминания: как это бывает. Кадр из фильма Submerged (2001)

Все варианты ведут к пожару

Какие есть возможные варианты?

Течь и поступление воды в аккумуляторную яму; короткое замыкание с последующим разогревом батареи, взрывом и пожаром. Морская вода «закорачивает» электрооборудование гораздо лучше, чем пресная.

Сильный удар от взрыва глубинной бомбы и повреждение аккумуляторных элементов соударением, а также обломками. При всех возможных мерах предосторожности и защиты батарей разного рода амортизаторами, тем не менее, вероятность механического повреждения от соударения элементов все же весьма высока. Этот вариант очень опасен, поскольку так может быть повреждена значительная часть батареи, разогрев и взрыв батареи может происходить быстрее и с гораздо большим разрушительным эффектом.

Разогрев батареи в результате уже возникшего на лодке пожара. Батарее нужно нагреться до начала процесса самовозгорания всего до 90 градусов, что легко достижимо для любого более или менее крупного пожара. История пожаров на подводных лодках показывает, что сильный пожар настолько быстро и сильно раскаляет переборки отсеков, что пожар распространяется и на соседние отсеки. Если загорелся отсек с аккумуляторной ямой, и пожар не смогли быстро потушить, то, вне всякого сомнения, литий-ионная батарея в яме быстро разогреется, взорвется и загорится. Не будем забывать, что на лодке типа Soryu имеется запас жидкого кислорода для двигателя Стирлинга. Если емкость со сжиженным кислородом будет повреждена и жидкий кислород попадет в зону горения или найдет масло, то экипажу японской лодки особо не позавидуешь.


К-8, погибшая от сильного пожара в Бискайском заливе 9 апреля 1970 года

Наконец, стоит добавить также ускоренную перезарядку, негативно влияющую на литий-ионные аккумуляторы (опасностью разогрева и образованием литиевых дендритов). Серией таких быстрых перезарядок, необходимых при боевых действиях в районе с большими противолодочными силами противника, когда время на перезарядку ограничено, лодка вполне может довести свои батареи до такой кондиции, что буквально одна глубинная бомба будет в состоянии вызвать внутреннее короткое замыкание аккумуляторных элементов, разогрев и взрыв.

Пожар на батарее почти невозможно ликвидировать штатными лодочными средствами. Водой нельзя, это только усилит пожар. Фреон малоэффективен, поскольку пожар подпитывается кислородом от разложения электролита. Фреон может помочь при небольшом возгорании или опасном перегреве как охлаждающее средство. Позволить батареям выгореть тоже нельзя: они сгорят вместе с лодкой. Можно попробовать затопить горящую аккумуляторную яму морской водой. Сказать, к чему это приведет, трудно, по всей видимости, еще не проводилось таких экспериментов. Что будет, если затопить морской водой крупный промышленный литий-ионный накопитель? Думается, такая попытка приведет лишь к усилению пожара и усугублению ситуации. Если на "Драконе-фениксе" загорятся аккумуляторные батареи, то экипажу ничего не останется, кроме как всплыть и покинуть корабль. Лодка, таким образом, вряд ли оправдает свое название.


Схема "Дракона-феникса". Если она правдива хотя бы в основном, то из нее неплохо видно, что лодка с описанными выше особенностями литий-ионных батарей обладает сильно пониженной живучестью. Японские конструкторы разместили одну из аккумуляторных ям в одном отсеке с центральным постом. Пожар на этой батарее быстро выведет управление лодкой из строя

Здесь нужно подчеркнуть, что все меры безопасности, эффективные в гражданском использовании литий-ионный батарей, будут явно недостаточными для экстремальных условий эксплуатации на подводной лодке, особенно если ее преследует и забрасывает глубинными бомбами противник. Да и не только в боевых условиях. Течи и пожары возможны на лодке и в мирное время, в рядовом выходе в море, не говоря уже о столкновениях с надводными судами или подводными скалами. Столкнуться с кораблем для лодки на литий-ионной батарейке не менее опасно, чем попасть под глубинные бомбы.

Отсюда и вывод. Литий-ионная батарея, имея ряд преимуществ, тем не менее, увеличивает уязвимость подводной лодки. Ощутимо увеличивает, причем в самом опасном виде аварии, какая только может случиться на подводной лодке, — пожаре. Не сочтите меня консерватором, но старая добрая свинцово-кислотная батарея, отвоевавшая две мировые войны на подлодках всех воевавших стран, все же лучше. Хотя бы тем, что она не горит.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    15 октября 2018 05:42
    Статья по делу. С другой стороны, так и атомные лодки начинались с первых опытных и экспериментальных образцов. "Старый добрый дизель, отвоевавший две войны, всё же лучше..." wink
    Сам автор пишет:
    Для Японии производство мощных литий-ионных накопителей — это давно освоенное дело...
    Позволяет полагать, что эта лодка предназначается для прощупывания подходов к портам, военно-морским базам там, где обычно и концентрируются противолодочные силы вероятного для Японии противника (в том числе и российские, конечно).

    Поживём-посмотрим.
    1. +4
      16 октября 2018 17:40
      Цитата: тасха
      Статья по делу.

      Абсолютно не по делу.
      1. Литий--ионных аккумуляторов (ЛИА) огромное количество разновидностей. Далеко не все из них горят. Горят только те, которые обладают действительно высокой удельной энергией - например, с анодом из углеродного материала и катодом на основе кобальтата. С титанатным анодом и катодом из фосфата железа - не горят.
      2. В ЛИА, вопреки мнению автора, нет металлического лития.
      3. Ни при каких условиях в ЛИА из электролита не выделяется кислород. Это - фантазия автора. Выделение водорода тоже сомнительно. А уж чтобы и то, и другое разом - вовсе из области фантастики.
      4. Погасить горящий литий действительно тяжело, особенно когда его нет. wassat При воспламенении ЛИА львиная доля энергии выделяется при горении паров электролита. И, соответственно, горящий ЛИА можно потушить, изолировав от воздуха - вот только пары и продукты их разложения никуда не денутся, а они зачастую очень токсичны.
      Есть масса и других "стремительных домкратов" - но стоит ли на них останавливаться? Журналистика давно стала поприщем невежд.
      1. +1
        16 октября 2018 18:59
        На японской ПЛ установлен упомянутый вами NCA аккумулятор, в безопасности которого есть определённые сомнения. Например, Китай использует литий-железо-фосфатные аккумуляторные батареи в своих электрокарах именно из-за меньшей вероятности взрыва и пожара.
        Всё же остальное оставим на совести автора. Я в споры с Дмитрием стараюсь не вступать. wink
  2. +4
    15 октября 2018 06:58
    Если эти батареи так реально пожароопасны, то тогда логичнее размещать их не внутри лодки, а в отдельном подвесной контейнере аналогично топливным бакам или ракетам самолётов. Загорелось, отщелкнулось от давления газов или принудительно с пульта.
    1. -2
      15 октября 2018 08:17
      Дороговто будет оборудовать такой прочный и герметичный отдельный контейнер.Плюс оборудование люка для прохода членов экипажа, системы пожаротушения.
    2. +1
      15 октября 2018 15:50
      Чтобы любая глубинная бомба рядом сразу лишила лодку энергии или вообще её разрушила?
      1. -1
        15 октября 2018 19:39
        Если боеприпас рванет лостаточно близко, то лодка потеряетсвои качества независимо от типа двигателя, или источника энерегии для двигателя.
    3. +2
      15 октября 2018 19:55
      Цитата: Мистер Кредо
      то тогда логичнее размещать их не внутри лодки, а в отдельном подвесной контейнере аналогично топливным бакам или ракетам самолётов

      В этом случае акустика будет такая, что ни о какой скрытности можно будет и не мечтать.
  3. +1
    15 октября 2018 07:29
    Дальнейшая эксплуатация покажет, насколько пожаробезопасен японский новострой.Боекомплект превышает почти вдвое , имеющийся на Варшавянке.Которая создавалась в конце 70-х, с заведомо ухудшенными характеристиками.Уменьшается количество зарядов батареи, уменьшается вероятность обнаружения силами ПЛО КТОФ , и без того скромными .Срок автономности выше, нет необходимости командованию соединения определять район заряда батареи и маршрут перехода к нему.В сочетании с ВНЭУ эта лодка имеет заечительные преимущества ,дающие возможность эксплуатировать энергоемкую электрохимическую систему регенерации атмосферы в отсеках.Чего нет на Варшавянках.
  4. +1
    15 октября 2018 08:16
    Противолодочные силы концентируются на противолодочных рубежах или в мобильных районах ПЛО.Птому что в базе им ловить нечего, кроме ППО и ППР.У подводных лодок перечень решаемых задач гораздо шире , перечисленных автором.Статья по девизом - Зелен виноград.Ядерные реакторы и свинцово-кислотные элементы при взрывах глуюинных бомб, и прочих боеприпасов, не отличаются радикально лучшей взрывопожаробезопасностью. laughing
  5. 0
    15 октября 2018 08:40


    Куда им, болезным...
    1. jjj
      +8
      15 октября 2018 11:56
      Из изображенных на снимке плавсредств, только "Гоголь" еще живой, хотя ему и более 100 лет
  6. +5
    15 октября 2018 09:05
    В статье однобоко рассмотрены преимущества и недостатки новых батарей без сравнения с существующими. Интересно, что бы вывел автор, если бы этой подводной лодкой была очередная "Варшавянка"? Думаю, что наш флот от подобного проекта не отказался бы, если бы позволила технологическая база промышленности.
    1. 0
      15 октября 2018 10:23
      Цитата: Шарнхорст
      Думаю, что наш флот от подобного проекта не отказался бы,

      Да дураков и у нас хватает,а почему дураков,вы иголочкой в батарею своего мобылныка тыкните,вас ждет незабываемое зрелище,а потом увеличте масштаб тыщь так в 100.
      1. +5
        15 октября 2018 11:43
        Устройство и назначение мобильника отличается от устройства и назначения подводной лодки.Японские инженеры вероятно догадались -потыкать- до утверждения проекта.Уровень развития металлургнической и химической японской промышленности позволяет им проектировать подводные лодки оснащенные ВНЭУ и ЛИАБ.На КТОФ планируют отправлять еще не построенные Варшавянки, без ВНЭУ,без ЛИАБ , с системой регенерации воздуха 30-х годов прошлого века, ограниченным боезапасом.
  7. +9
    15 октября 2018 12:47
    "но старая добрая свинцово-кислотная батарея, отвоевавшая две мировые войны на подлодках всех воевавших стран, все же лучше"////
    ----
    А старая добрая паровая машина на угле? smile
    Современые корабли набиты под завязку взрывчатыми и горючими материалами: боевые части и горючее ракет, торпед... К этому как-то привыкли, и ...уже вроде неопасно fellow .
    А батарея, вдруг вызвала ужас:"вдруг загориться?" belay
    1. +2
      15 октября 2018 20:05
      Цитата: voyaka uh
      Современые корабли набиты под завязку взрывчатыми и горючими материалами: боевые части и горючее ракет, торпед... К этому как-то привыкли, и ...уже вроде неопасно

      Вы статью внимательно прочитали?
      За литий-ионными аккумуляторами числится один весьма существенный недостаток: они при определенных условиях склонны к самовозгоранию, иногда со взрывом.

      Все Вами перечисленное не склонно взрываться само по себе или от сотрясения. Например, было несколько случаев, когда атомные бомбы терялись или оказывались на борту столкнувшихся самолетов - и ничего. Итогом стало незначительное заражение местности.
  8. kig
    +2
    15 октября 2018 13:39
    Думается, что страхи и опасения автора безосновательны. Японцы наверняка осведомлены о том, что представляет опасность для таких батарей, но все же построили лодку. Вывод какой? Они что-то придумали.
    1. +1
      15 октября 2018 15:42
      Они и АЭС Фукусиму построили.

      И что?

      hi
      1. 0
        16 октября 2018 12:53
        Ну проект Фукусимы американский был, другое дело выбранное место для строительства.
  9. 0
    15 октября 2018 14:46
    "но старая добрая свинцово-кислотная батарея, отвоевавшая две мировые войны на подлодках всех воевавших стран, все же лучше"

    Зелен виноград.Эта СКБ выдерживает примерно четыре пять ускоренных заряда .И скисает.В условиях насыщенной ПЛО противника, ускоренные заряды АБ обычное явление.Основное мероприятие экипаж дизелюхи с такой изношенной АБ сможет обеспечить примерно в месяц.Вместо трех.
  10. +11
    15 октября 2018 15:12
    Уважаемый Дмитрий, в статье допущена весьма неприятная ошибка. На Oryu НЕТ ВНЭУ. Литий-ионные батареи установлены вместо двигателя Стирлинга, а не вместе с ним
    1. +1
      15 октября 2018 16:00
      Ссылку приведите, если не трудно.
      1. +5
        15 октября 2018 16:15
        Да, конечно. Мне нужно было сделать это сразу https://bmpd.livejournal.com/2443028.html
        Всего с двигателями Стирлинга должны быть построены десять лодок типа Soryu (уже закончены восемь), а с 11-й лодки этого типа, как уже сказано, планируется перейти к оснащению лодок взамен ВНЭУ Стиринга литиево-ионными аккумуляторными батареями (первоначально их планировалось установить еще на пятой лодке этого типа SS 505 Zuiryu, однако затем программа внедрения несколько раз переносилась)
        1. +1
          15 октября 2018 16:28
          Понятно. laughing С этого я и начал.
          Но из английских источников вовсе не следует ясного указания, что с этой лодки двигатель Стирлинга сняли.
          Автор блога предполагал, что батарея заменила Стирлинг. Я же думаю, что его предположение неверно, поскольку в такой конструкции Стирлинг явно используется для достижения максимального подводного хода, то есть для рывка в преследовании цели или отрыве от преследования.
          1. +4
            15 октября 2018 16:47
            Цитата: wehr
            Но из английских источников вовсе не следует ясного указания, что с этой лодки двигатель Стирлинга сняли.

            Это было в Defense News, но сейчас ссылка на них почему-то не работает. https://www.defensenews.com/article/20140929/DEFREG03/309290032/
            Цитата: wehr
            Автор блога предполагал, что батарея заменила Стирлинг. Я же думаю, что его предположение неверно, поскольку в такой конструкции Стирлинг явно используется для достижения максимального подводного хода

            Это крайне сомнительно даже чисто технически, потому что ЛИБ подзаряжаются от дизеля, и возить два разных двигателя для подводного хода неразумно.
            1. -1
              15 октября 2018 18:05
              Значит, их сообщение было неправильным, раз сняли.

              Очень разумно, когда нужно выжать максимум подводного хода.
              1. +2
                15 октября 2018 18:32
                Цитата: wehr
                Значит, их сообщение было неправильным, раз сняли.

                Ну вот японская вики с Вами тоже не согласна:)))
                Цитата: wehr
                Очень разумно, когда нужно выжать максимум подводного хода.

                Но при чем тут максимум хода?
              2. 0
                15 октября 2018 18:34
                Максимальной скоростью экипаж подводной лодки маневрирует в первую очередь при борьбе за живучесть, если требуется достичь перскопной глубины.Или выйти в крейсерское положение, а угла горизонтальных рулей не хватает.Либо по приказанию командного пункта.Как правило экипажи движутся на максимально малошумной скорости ,если имеется низкая вероятность наличия сил ПЛО противника.
              3. -2
                15 октября 2018 19:36
                Современные ВНЭУ могут обеспечивать только минимально малошумный ход.
          2. -2
            15 октября 2018 18:15
            Стоит на данном новострое ВНЭУ.
    2. 0
      15 октября 2018 17:49
      Андрей, Вы ошибаетесь. Все иноязычные источники, в т. ч. японски, даже японская Википедия (https://translate.google.com.ua/translate?hl=ru&sl=ja&tl=ru&u=https%3A%2F%2Fja.wikipedia.org%2Fwiki%2F%E3%81%8A%E3%81%86%E3%82%8A%E3%82%85%E3%81%86_(%E6%BD%9C%E6%B0%B4%E8%89%A6)&anno=2), говорят о комбинированной силовой установке, только вместо свинцово-цинковой применена литий-ионная батарея.
      1. +2
        15 октября 2018 18:30
        Цитата: Curious
        Андрей, Вы ошибаетесь.

        Уважаемый Виктор, давайте прочитаем перевод Вашей ссылки
        Он был переработан для устранения обычного двигателя Стирлинга и свинцовой аккумуляторной батареи и для установки литиево-ионной вторичной батареи (изготовленной GS Yuasa )

        Более того. Если Вы посмотрите состав ЭУ в японской вики, Вы никакого двигателя Стирлинга не увидите
        двигатель Дизель · электрический метод (вода: 3,900 пс / под водой: 8 000 пс)
        12V25 / 25SB дизель двигатель × 2 двигатель двигатель двигатель × 1 литий-ионный аккумулятор
        1. +1
          15 октября 2018 18:41
          Андрей, вношу ясность. Я не внимательно прочел Ваш комментарий и решил, что в нем указано о полном отказе от двигателей и использовании только аккумуляторов. Немало удивившись, начал проверять. Далее Вы знаете. Так что Вы правы.
          1. +3
            15 октября 2018 18:45
            Цитата: Curious
            Андрей, вношу ясность.

            А! Вас понял, рад, что разобрались. drinks
            1. 0
              15 октября 2018 20:18
              Да, в самом деле отказались
              http://gentleseas.blogspot.com/2018/02/table-of-kawasaki-man-and-wholly.html
  11. +2
    15 октября 2018 15:26
    Как только встречаю слишком некорректный аргумент, интерес к статье пропадает.
    Зачем приводить в пример пожароопасность ЛИАБов? Тесла, понимаешь ли, 5 машин, 35 пожарных. А если бы в той Тесле стояли свинцово-кислотные батарии такого же объема или веса, то потушили бы быстрее?
    Если автор решил сравнивать, то сравнивать следует корректно. И "японская военщина" тут ни при чем.
    1. -2
      15 октября 2018 16:45
      Автор украинец. Ему простительно.
    2. 0
      16 октября 2018 01:22
      Существуют хим реактивы для тушения возгорания литий йоных аккумуляторов ... У автомобилей Тесла есть специальный огнетушитель .. Только он стоит несколько тысяч долларов ))
  12. -3
    15 октября 2018 15:38
    что на лодке были установлены литий-ионные аккумуляторные батареи


    300-500 полных циклов заряда-разряда-заряда и батарее писец. Крутите педали!

    Как вариант, экипаж может скинуться и отдать свои яФоны. Секунд на 30 для освещения.

    wassat
    1. +2
      15 октября 2018 16:44
      Литий-ионные батареи теряют свои характеристики постепенно в течение очень долгого времени. Так-то они и 1000, и 1500 циклов держат.
    2. +1
      15 октября 2018 22:34
      300-500 циклов ПОЛНОЙ разрядки. Вот этого ЛИ не любят. Если не ошибаюсь разряд до уровня 30% несильно сказывается на ресурсе батареи. А по поводу пожароопасности литиевых батарей, это не шутка. Либо японцы сделали ПЛ мирного времени, либо,что более вероятно, продумали вопрос снижения пожароопасности. За счёт снижения ёмкости относительно размера сделать можно много чего.
  13. +2
    15 октября 2018 15:48
    На опытовой лодке В-90 "Саров" были испытаны несколько анаэробных двигателей, в том числе немецкого производства, установка по реформингу дизтоплива и миниатюрный ядерный реактор в одном блоке с биозащитой для подзаряда батарей.

    Информация получена не из открытых источников, а добытая токмо лишь через подключение к Вселенскому Разуму.

    wassat
    1. -4
      15 октября 2018 18:36
      На Б-90 ВНЭУ , какие-либо, не испытывали.
  14. +6
    15 октября 2018 16:33
    Автор плохо химию учил, "старая добрая свинцово-кислотная батарея" не менее пожароопасна: в ходе работы выделяет водород. Ну а повреждение и/или затопление отсека аккумуляторных батарей = "трындец" для любой ДЭПЛ, хоть со свинцово-кислотными, хоть с литий-ионными батареями.
    Главный недостаток литий-ионных батарей - высокая стоимость.
  15. +1
    15 октября 2018 16:42
    Слишком уж далеко идущие выводы при полном отсутствии конкретной информации. Глубинными бомбами нынче как во вторую мировую бомбить уже не будут - это оружие считается устаревшим. Защитить от кинетических ударов массив батарей с помощью амортизаторов не так уж сложно - ЛИ-батарею очень легкие и компактные. Защиту от пожара также наверняка продумали - на обычных подлодках очень много чему есть гореть, и пожар блока батарей который не надо обслуживать может наоборот быть наименьшей проблемой. Скажем, сделать изоляцию между батарейными блоками плюс охлаждение да и все - даже тушить не надо. Выгорит и сама погаснет. Так что чистой воды украинщина в духе "мост нельзя построить из-за тектонических разломов".
  16. +1
    15 октября 2018 17:28
    Цитата: Pbs2
    Защиту от пожара также наверняка продума
    пример уже приводили - на АЭС Фукусима тоже все было продумано... feel Однако - вот вам опять... так что взгляд автора вполне разумен... request Впрочем это не наши проблемы - японские... bully
  17. +2
    15 октября 2018 17:29
    Цитата: Cympak
    не менее пожароопасна: в ходе работы выделяет водород.

    даже взрывоопасна, если дожигание водорода не работает... и были случае и на нашем фоте... request
  18. +1
    15 октября 2018 18:00
    Думаю надо строить и проводить пробную эксплуатацию. Так же думаю, умеют наши компактные ядерные реакторы делать, осталось их ещё меньше шуметь научить. Думаю есть резервы. А кстати что в АПЛ громче всего шумит в малошумном режиме, во время "подкрадывания"?
    1. +2
      15 октября 2018 18:19
      Источники шума на АПЛ - насосы системы охлаждения и паровая турбина.

      Но в опытном реакторе для подзаряда батарей турбины нет. Там электричество вырабатывается за счёт разности температур. Насчёт КПД большой вопрос, но это же не ходовой реактор.
      1. -1
        15 октября 2018 18:37
        На российских атомоходах шумит ГТЗА.
  19. +2
    15 октября 2018 18:52
    Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
    Они и АЭС Фукусиму построили.

    И что?

    hi

    Фукусиму им Вестингауз строил.Друг был в командировке в числе ликвидаторов.Говорил такого рас...гильдяйства при проектировании и строительстве ни в Иране,ни в Индии не видел.Сейчас в свои 45 перенёс микроинсульт,дважды в год в стационар под капельницу...
    1. +1
      15 октября 2018 21:27
      Проект-то Вестингауза и оборудование. А место для расположения - вполне себе японская территория.

      Всё построено при полном согласовании с японскими министерствами.

      hi
  20. +2
    15 октября 2018 23:56
    "В общем, оборудование "Дракона-феникса" большой литий-ионной батарейкой позволяет полагать, что эта лодка предназначается для прощупывания". Раз большая батарейка - значит, только прощупывать. Ну да бог с ними, с тактикой, с логикой, с русским языком и его оттенками..
    "Старая добрая свинцово-кислотная батарея, отвоевавшая две мировые войны на подлодках всех воевавших стран, все же лучше. Хотя бы тем, что она не горит." - Это пять. И нобелевка сразу.
    Кстати, ЦКБ “Рубин” литий-ионными занимается вовсю. Они, наверное, всем КБ дружно не знают, что идут тупиковым путем. И только Мудрейший готов указать на ошибки. Нет-нет, не предложить. Только указать.)
    1. -2
      16 октября 2018 05:50
      -Кстати, ЦКБ “Рубин” литий-ионными занимается вовсю-

      Без каких-либо приемлемых для заказчика результатов.Плюс вырисовывается конская цена, которую усыхающему военному бюджету не потянуть.
      1. 0
        31 декабря 2018 11:46
        Так они вроде-бы как вообще акумуляторам вспомогательную роль отводят.Работают над анаэробной схемой на топливных элементах.Что куда безопасней и перспективней.
  21. 0
    31 декабря 2018 11:43
    Пришло новое покаление "сухих" графено-литиевых акамуляторов,которые вроде как вообще не горят и очень быстро заряжаются.Пока очень дорогие,но пока.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»