Военное обозрение

Мы мирные люди, но наш бронепоезд… Часть 1

52
В любом музее, в том числе и музеях военной техники, есть своя "Джоконда". Появление такого или таких экспонатов часто происходит вопреки воле даже самих музейщиков. Так просто происходит. Специалисты часто заостряют внимание на вещах, мало интересных простому обывателю, но обывателю интересна мощь и величие оружия. И это вполне себе нормальное явление.


Нельзя представить танк Т-34, возле которого не будет посетителей. Или одинокую "Катюшу". Нет, такое может быть, но в одном случае – если музей не совсем музей, а так… Место освоения фондов и бюджета.

Слава богу, в нашей стране это явление весьма редкое, да и не о горе-музеях сейчас речь.



Речь сегодня пойдет о бронепоездах. Именно так, во множественном числе. Хотя акцент мы сделаем на объекте, который выпускался уже во время войны, — бронепоезде БП-43, но не обойдем вниманием по мере сил и остальные модели.

Возникает вопрос: почему во множественном числе? Ответ прост. Каждый бронепоезд уникален. Это относится к любому такому бронеобъекту. Двух одинаковых поездов нет.

Очень часто при рассмотрении того или иного бронепоезда возникает вполне резонный вопрос: «А почему в СССР мало внимания уделялось такому мощному вооружению»? Для ответа (который будет более чем удивительным) необходимо вернуться ко времени гражданской войны.

Понимание значимости бронепоездов пришло давно. Именно поэтому недостатка таких составов в РККА не было. Точного количества бронепоездов на момент окончания Гражданской войны установить не удалось. А вот цифра БП, которые находились в боевых частях РККА, есть — 123 единицы!

Необходимо отметить и то, что само понятие «бронепоезд» достаточно расплывчато. В приказах того времени часто встречаются тяжелые и легкие бронепоезда, бронеплощадки, БП прорыва, броневагоны и прочее.

Для примера стоит рассказать об одной легенде. Именно легенде. О "Зеленом призраке". За почти полторы сотни выездов «Зеленый призрак», как немцы его прозвали за неуловимость, уничтожил около десятка вражеских танков и броневиков, два с половиной десятка пулеметных гнезд и дотов, шесть дзотов, три самолета, одну тяжелую артиллерийскую батарею и до полутора тысяч солдат и офицеров противника. В июне 42-го он даже вступил в бой с колонной немецких танков и вышел из него победителем, уничтожив три машины.

На самом деле "Зеленый призрак", как его прозвали немцы, — это БП №5, бронепоезд "Железняков", Береговой обороны Главной базы Черноморского флота в Севастополе. И создан "Призрак" 4 ноября 1941 года (официально) на Севастопольском морском заводе.

Мы мирные люди, но наш бронепоезд… Часть 1


Если смотреть на состав БП, то кроме как "сборной солянкой", назвать его нельзя. Бронепоезд №5 имел пять 100-мм орудий, восемь минометов и полтора десятка пулеметов. Кроме того, помимо основного бронепаровоза в составе «Железнякова» был дополнительный локомотив, значительно улучшавший ходовые характеристики. Причем оба паровоза работали в бою.

Увы, в июне 1942 года "Зеленый призрак" был заблокирован в одном из горных тоннелей и потерян для РККА. Немцы уничтожили авиаударами выходы и завалили бронепоезд. В августе состав был раскопан. Получил новое название "Ойген" и служил в немецкой армии до мая 1944 года. Был взорван немцами.

А в чем, спросите, разница между тяжелым и легким бронепоездом? А тут почему-то запахло морем и морской классификацией. Возьмем крейсер. Орудия главного калибра в 203-мм делали крейсер тяжелым. 152-мм – легким.

Точно так же было и у бронепоездов. Наличие в БП площадки с тяжелым орудием автоматически переводило его в "тяжелые". Наличие больше обычного платформ с системами ПВО (обычно 4 и более) делало БП объектом противовоздушной обороны. И так далее.



Вот тут-то и вспоминается то, что БП — это поезд! Потому состав можно сформировать из разных вагонов и платформ. В зависимости от выполняемых в конкретное время задач. Понятно, что бронепоезду, который защищает станцию в глубине фронта от налетов вражеской авиации, нет надобности в тяжелом вооружении. Так же как БП прорыва просто обязан увеличить собственную огневую мощь именно для работы по наземному противнику.

Кроме РККА, бронепоезда имелись и в частях НКВД. Первый такой поезд ("Феликс Дзержинский") был передан НКВД в 1930 году. Задачей этих бронепоездов и были чаще всего задачи по охране станций, объектов структуры железных дорог, патрулирование железных дорог.

Есть ещё один нюанс, о котором просто необходимо рассказать. Это состав самого поезда. Как ни странно, но у большинства читателей даже не возникает вопросов об элементарных вещах в ходе осмотра бронепоездов. Именно элементарных!

Бронепоезд — это достаточно сложный технически вид вооружения, с большим экипажем и множеством необходимых для выполнения боевых задач составляющих. Например, часто встречается мнение о том, что для уничтожения БП достаточно разбомбить или подорвать пути впереди и(или) позади состава.

Однако мало кто говорит о том, что в составе экипажа поезда были не только специалисты-путейщики, умеющие в короткие сроки восстанавливать разрушенные пути, но и необходимые для этого материалы: рельсы, шпалы, костыли и прочее. Ещё во времена Гражданской войны отработана тактика подрыва путей для остановки БП. Ну и, соответственно, способы борьбы с минерами.

Да что там подрывы. Есть ещё более простые вопросы. Экипаж просто должен кушать! Причем, каждый день и по три раза желательно. А кто видел в составе поезда кухню? А лазарет? А если котлы на бронепаровозе зашлакуются где-нибудь вдали от станции?

То, что мы часто называем бронепоездом, на самом деле всего лишь его часть! Боевая, но часть! На самом деле бронепоезд состоит из гораздо большего количества составных частей.

Классическая схема бронепоезда выглядит так:

1. Бронированный локомотив. То, что мы привыкли называть бронепаровозом с бронетендером или бронетепловозом.



2. Небронированный (черный) локомотив. Используется как запасной и в боевых действиях чаще всего не участвует. При передислокациях БП используется как дополнительный локомотив. Находится в тылу на станции базирования.



3. 2-4 броневагона (бронеплатформы) с артиллерийским вооружением (либо, как в случае с немецкими БП, установленными на платформы танками).



4. 2-4 броневагона (бронеплатформы) с зенитным вооружением.



5. 2-4 контрольных платформы. Другое название — платформы прикрытия. Используются и для перевозки материалов для ремонта путей.

6. Бронированная или блиндированная (использующая для защиты мешки с песком) платформа или платформы для десанта. Этот элемент используется по мере надобности.

Это то, что мы видим в бою. Вооружение (броневагоны и (или) бронеплатформы) комбинируется для различных задач. Но есть и другое. То, что находится в тылу. Это база (официальное название) бронепоезда.

Такая база, по сути, была ещё одним поездом. В движении в тылу БП и база составляли один эшелон. На передовой база оставалась на ближайшей тыловой станции.

В составе базы иногда было до 20 и более вагонов. Начиная от кухни и складов с боеприпасами и заканчивая лазаретом и мастерскими по ремонту вооружения. "Черный" паровоз в случае прорыва противника использовался как локомотив для эвакуации базы в безопасное место.

Но вернемся к нашим героям. 22 июня 1941 года в состав РККА входило 53 действующих бронепоезда. В составе частей НКВД — 23 БП. Цифры достаточно вольно трактуются в различных источниках по причине именно "размытости" понятия БП.

Поезда активно использовались в начальный период войны, 1941-1943 годы. Однако и в последующие годы их боевой путь продолжался.

Основной задачей БП была поддержка стрелковых частей, действующих в полосе железной дороги, оборона или захват железнодорожных станций, прикрытие от налетов авиации, контрбатарейная борьба, высадка десантов для захвата ж/д объектов.



Сегодня это звучит странно, но именно в первые месяцы войны очень эффективны оказались бронепоезда ПВО. Те составы, которые оборудовались броневагонами (бронеплатформами) с 37 или 25-мм зенитными пушками и зенитными пулеметами ДШК. Кстати, ПВО в названии поезда говорит не только о составе вооружения БП, но и принадлежности именно к войскам противовоздушной обороны.

Хочется вспомнить один документ, который почему-то мало упоминается сегодня, но который показывает значение БП для РККА в первые месяцы войны. Наркомат Обороны 29 октября 1941 года выпустил директиву за номером 022сс.

По номеру видно, что документ совершенно секретный. По сути же, эта директива предписывала в короткие сроки создать 32 (!) дивизиона бронепоездов! Правда, в дивизионе (по новому штату) было всего два БП, но все же, согласитесь, масштаб показывает значения этого вооружения.

Кстати, мы много говорим общих фраз о подвиге народа в тылу. В ситуации с выполнением данной директивы подвиг вылился в "лишние" 20 бронепоездов! Вместо запланированных 65 БП в СССР выпущено 85! И это уже к концу 1942 года!



Незаслуженно забыты и подвиги экипажей бронепоездов. А между тем, 5 БП (2 в составе РККА и 3 в составе НКВД) награждены орденами Красного Знамени. Десять отдельных дивизионов бронепоездов получили почетные наименования.

По официальным данным, за период Великой Отечественной БП уничтожили 370 танков, 344 орудия и миномета, 840 пулеметов, 712 автомобилей, 160 мотоциклов и два бронепоезда! А для немецких летчиков бронепоезда были вообще неудобной целью — 115 сбитых самолетов!



Не обошлось и без потерь. Причем потери были огромны. По официальным данным, за период Отечественной войны мы потеряли только в РККА 65 бронепоездов! Из них, 63 в 1941-42 годах. В 1943 году потеряно два поезда.

Наверное, стоит рассказать об одном эпизоде 1941 года. Одном из многих эпизодов, рассказ о котором показывает не только героизм русских солдат, но и лихость и здоровую "наглость" красных командиров.

В августе 1941 года немецкому десанту на Украине удалось захватить станцию Жуляны. К сожалению, на станции среди прочих грузов оказались несколько вагонов, в которых находилось снаряжение для нужд авиации РККА. Двигатели и прочие запчасти для ремонта. По тому времени, когда каждый рабочий самолет был на вес золота – очень ценный груз.

Чтобы обезопасить себя, немцы при въезде на станцию разобрали рельсы и взорвали небольшой мост. Однако это не остановило экипаж бронепоезда «Литер А». Этот бронепоезд состоял из бронепаровоза (типовой бронированный паровоз серии Ов) и трех бронеплощадок, на вооружении которых имелось 4 орудия и 24 пулемета.



Командир бронепоезда А. С. Тихоход ночью послал команду ремонтников и группу бойцов для восстановления железнодорожного пути и моста. После того как железная дорога и мост были восстановлены, бронепоезд на полном ходу в 4 часа утра ворвался на станцию и открыл ураганный огонь по ошеломленному противнику.

В результате действий бронепоезда станция была освобождена от немецкого десанта. Точнее, немцы просто в ужасе сбежали, не выдержав психологической нагрузки. Что, собственно, и было частью плана советских бойцов и командиров. Воспользовавшись паникой, экипаж бронепоезда прицепил вагоны с ценным грузом и вывез их в Киев.

Логично предположить, что основные потери РККА должна была нести в 1941 году. Однако, в случае с БП эта статистика не работает. В 1942 году потеряно в два раза больше составов, чем в 1941-м. 42 потерянных бронепоезда за один год. И это говорит о многом.

1942-й считается самым сложным за весь период войны. Немцы имели тотальное превосходство в авиации и танках. И в этих условиях у командиров не оставалось других вариантов, как использовать бронепоезда «по полной программе». Для одновременного отражения атак на земле и с воздуха.



Иногда приходится объяснять пагубность такой тактики даже для самого хорошо вооруженного и автономного объекта. Невозможно одновременно выполнять несколько маневров. Особенно ограниченно. Бронепоезда же в 1941-42 годах вынуждены были действовать именно так. Советские камикадзе? Нет, герои, которые шли на смерть прекрасно это понимая.

Сегодня тому, кто стоит у музейного бронепоезда, непонятно, как вообще этот поезд мог воевать на передовой. Особенно если иметь хоть какое-то понимание о составе противника, о его вооружении, об общей военной ситуации того времени.

Огромная цель, которую трудно замаскировать не только от авиации противника, но и от наземных разведчиков. Дымы паровоза видны достаточно далеко. Путь наступления-отступления виден любому. От железной дороги этот монстр не уйдет никуда. Броня? 20-мм для орудий второй мировой войны не броня...

Мощное вооружение? Уже для середины войны называть его мощным трудно. Танковые башни бронепоездов априори не мощнее таких же башен танков. А артиллерийские орудия и минометы у полевых частей даже мощнее.

Даже авиация с появлением более совершенных прицелов и более мощного вооружения стала для БП губительна. Попадание авиабомб и авиационных пушек стали достаточно частыми...

А экипажи этих поездов не только воевали и погибали. Они побеждали! Об одной победе, известной и описанной множеством авторов не грех вспомнить и сегодня. О том, как Илья Муромец Адольфа Гитлера уничтожил! Это исторический факт.

Эпичные имена, не правда ли? Вот и нам понравилось. Канцелярским же языком эта фраза звучит по другому. Советский бронепоезд "Илья Муромец" в бою уничтожил немецкий бронепоезд "Адольф Гитлер".


Бронепоезд "Илья Муромец"


В последних числах мая месяца 1944 года советские позиции в районе украинского города Ковеля подверглись трехминутному артиллерийскому обстрелу. Разведка примерно вычислила расположение вражеской батареи, после чего в район был направлен самолет с целью уточнить расположение вражеских орудий. Полет результата не дал – в указанном районе ничего не было.

Однако наземная разведка продолжила поиски батареи и на следующий день, в 9 утра, разведчики заметили дым паровоза. Что позволило им сделать вывод о действиях вражеского бронепоезда. Сведения были доставлены командованию. Уничтожить бронепоезд было поручено командиру 31-го отдельного дивизиона бронепоездов.

Штабом 31 дивизиона была разработана операция по уничтожению "немца". Непосредственно дуэль должен был вести новый бронепоезд "Илья Муромец".

Зная пунктуальность немцев, советские командиры использовали её для улучшения собственной позиции. Немцы не только начинали стрельбу в одно и тоже время, но и место для ведения огня не меняли. Работали по пристрелянным ориентирам.

В 8 утра "Муромец" занял позицию для атаки. Немец появился за несколько минут до 9-ти. Прямой видимости между поездами не было, что весьма примечательно. Оба БП находились на закрытых позициях. Поэтому "Илья Муромец" ориентировался по вражескому залпу.

После залпа немецкого бронепоезда советские артиллеристы дали залп уже по вражескому БП. Однако уничтожить первым залпом немца не удалось. Второй залп прозвучал почти синхронно. Немцы успели повернуть башни в направлении советского бронепоезда.

И тут, примерно через 15 минут после начала дуэли, "Муромец" показал свою силу. Дело в том, что этот бронепоезд на вооружении имел реактивные установки. Вот "Катюшами" и попотчевал "Муромец" немца. Итог атаки впечатляет. "Илья Муромец" без попаданий и потерь, немец, по иронии судьбы это оказался "Адольф Гитлер", получил такие повреждения, что его решили не восстанавливать.



После краткого исторического экскурса пора перейти к описанию конкретных бронепоездов. Занятие не менее интересное и познавательное, чем исторический экскурс. Так что — продолжение следует.
Автор:
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. igordok
    igordok 18 октября 2018 08:41
    +4
    Спасибо за статью. Написано несколько сумбурно, но интересно.
    Мне как-то не понравилось расположение броневагона ПВО на 7 и 9 фото. Да и на 12 фото такая -же конфигурация. Поискал по рунету, такая же ситуация. Зачем ставить вагоны ПВО на оконечностях БП, если они "затеняют" стрельбу орудий по ходу движения? Я думал вагоны ПВО ставят поближе к паровозу, а состав заканчивают платформами.

    На рисунке 4 позиция.
    1. hohol95
      hohol95 18 октября 2018 09:08
      +6
      Зачем ставить вагоны ПВО на оконечностях БП, если они "затеняют" стрельбу орудий по ходу движения?

      А если самолёты атакуют спереди и сзади прикрываясь артиллерийскими площадками?
      Как тогда стрелять?
      Немецкие лётчики старались сперва разрушить пути спереди и позади БП, а затем лишённым мавра БП становился лёгкой добычей.
      1. igordok
        igordok 18 октября 2018 09:18
        0
        На суше, самолеты редко атаковали от горизонта, особенно бомбардировщики. В основном атаковали с высоты, а там зениткам ни что не мешает.
        1. hohol95
          hohol95 18 октября 2018 09:28
          +1
          Для Ю-87 ваше утверждение верно!
          А для Ме-110, Ме-109 или ФВ-190?
          Финны например для охоты на поезда применяли MS-406!
          Благодаря пушечному вооружению «Мораны» применялись и для штурмовки наземных целей, а также охотились за паровозами, осуществлявшими снабжение советских войск по Кировской железной дороге.
        2. BAI
          BAI 18 октября 2018 10:30
          +2
          Наверное, исходили из задач и тактики применения бронепоезда.
          1. igordok
            igordok 18 октября 2018 10:34
            0
            У отдельного бронепоезда отсутствует артиллерийское зенитное вооружение.
            1. BAI
              BAI 18 октября 2018 13:10
              0
              Я что-то не понял вопроса. Если зенитной артиллерии НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ, так ее и нет - есть зенитные пулеметы. Или это утверждение, что она ДОЛЖНА БЫТЬ?
    2. Alexey RA
      Alexey RA 18 октября 2018 16:05
      +5
      Цитата: igordok
      Зачем ставить вагоны ПВО на оконечностях БП, если они "затеняют" стрельбу орудий по ходу движения?

      Затем, чтобы обеспечить максимальные сектора обстрела ЗА. Ибо атака вдоль путей наиболее выгодна для ИБА - при этом снижается вероятность промаха (по курсу целиться проще, а неправильно взятое упреждение по дальности - "выше-ниже" - всё даст попадания по составу), и можно в одном заходе проштурмовать весь состав от носа до кормы.
      К тому же, зенитные бронеплатформы закрывают сектора обстрела орудий ГК в носовых и кормовых секторах только при малых УВН.
      Вообще, артиллерия БЕПО при нормальном планировании боя ведёт огонь в бортовых секторах и не мешает ЗА. Ведение огня в носовых или кормовых секторах нежелательно, поскольку "выключает" половину (а то и больше) артиллерии БЕПО.
  2. igordok
    igordok 18 октября 2018 08:46
    +5
    Нравятся статьи которые заставляют "рыться". Вот случайно нашел, почти современное. Противопартизанские бронедрезины Южного Вьетнама.

    1. BAI
      BAI 18 октября 2018 09:37
      +2
      Есть хорошая книга - "Броненосцы железных дорог". Например. здесь -https://www.litmir.me/br/?b=242239&p=1
  3. hohol95
    hohol95 18 октября 2018 08:47
    +3
    Мухин Юрий Игнатьевич. Асы и пропаганда. Дутые победы Люфтваффе
    Итак, краткая ориентировка на Руделя, которая сегодня смакуется всеми демократическими историками, поскольку они по определению с трепетом относятся ко всем изделиям фирмы доктора Геббельса.
    «Rudel Hans-Ulrich. Oberst. StG2. Всего выполнил 2530 боевых вылетов. Уничтожил 519 танков, свыше 800 автомобилей различных типов, 50 позиций артиллерийских батарей, 4 бронепоезда. Он потопил линкор «Марат», лидер «Минск», эсминец «Стерегущий» и около 70 различных десантных судов. Сбил 9 советских самолетов — 7 истребителей и 2 Ил-2. Сам был сбит зенитным огнем свыше 30 раз, но ни разу истребителями, пять раз был ранен. Шесть раз совершал посадку за линией фронта, чтобы вывезти сбитые экипажи ».
    К примеру, слово «бронепоезд» встречается в воспоминаниях Руделя в единственном эпизоде:
    «Советский бронепоезд пускает тяжелые снаряды в наши редкие атакующие цепи. Этот бронепоезд действует умело. Сделав огневой налет, он, словно дракон, уползает в свое логово. Этим логовом является туннель в горах неподалеку от Туапсе. Когда мы вылетаем, он стрелой уносится в туннель, и мы видим лишь его хвост. Однажды мы его почти накрыли. Почти. Мы подкрались к нему, но в последний момент он, похоже, получил предупреждение. Бронепоезд удалось накрыть, но повреждения не были серьезными; через несколько дней, починенный, он появляется снова. Но теперь этот стальной монстр был донельзя пуглив — мы больше его не видим. Тогда мы пришли к следующему решению: если мы не можем поймать этого стального монстра, мы хотя бы поквитаемся с его ангелом-хранителем — туннелем! Мы блокируем выходы из туннеля с помощью специальной бомбы, которая не дает бронепоезду выбраться из туннеля» .
    Но даже в этом случае Рудель, упоминая не о уничтожении, а лишь о блокировании нашего бронепоезда, употребляет не местоимение «я», а местоимение «мы». А в его «боевом списке» значится, что он лично уничтожил 4 бронепоезда. Если бы он действительно разбомбил 4 бронепоезда, то надо ли было ему вспоминать про то, как у него это не получилось? Брешет! А кого стесняться? Не Зефирова же…

    Из приведённого отрыв следует, что Рудель со товарищами приложил руку к блокированию "Зелёного Призрака"!
    Основные потери БП были от авиации и танков противника.
    По поводу бронепоездов НКВД -
    Бронепоезд № 73 войск НКВД по охране железных дорог состоял из бронепаровоза и двух мотоброневагонов Д-2, вооружённых двумя 76-мм пушками каждый. Этот БП был последним резервом командующего 1-й ударной армией генерал-лейтенант В. И. Кузнецова!
    После захвата моста в Яхроме БП был брошен в бой. Бой с бронепоездом длился до ночи и стоил немцам 12 танков, 24 автомашины и не менее 700 солдат и офицеров.
    29 ноября контратакой 123-го и 133-го отдельных танковых батальонов, 29-й и 44-й стрелковых бригад при поддержке артиллерии немцы были отброшены на западный берег канала и 30 ноября, истощив свой наступательный потенциал, перешли к обороне.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 18 октября 2018 16:30
      +2
      Цитата: hohol95
      Из приведённого отрыв следует, что Рудель со товарищами приложил руку к блокированию "Зелёного Призрака"!

      Не следует. Ибо "Призрак" работал в Севастополе. А у Руделя упоминается Туапсе.
      Этот бронепоезд действует умело. Сделав огневой налет, он, словно дракон, уползает в свое логово. Этим логовом является туннель в горах неподалеку от Туапсе.
      1. hohol95
        hohol95 18 октября 2018 16:42
        0
        hi
        Да Туапсе! Но в Туапсе был 12 дивизион и он был сильно повреждён авиацией 10 октября 1942 года на станции Гойтх.
        А на фронт 12-й ОДБП прибыл 8 октября 1942 года!
        Какой же тогда бронепоезд прятался в туннеле около Туапсе?
  4. hohol95
    hohol95 18 октября 2018 08:53
    +2

    Снимались бронепоезда и в художественных фильмах.
    1. igordok
      igordok 18 октября 2018 09:42
      +3
      Спасибо. Об этом фильме не знал. Не без претензий, но все равно лучше, недавнего фильма про бронепоезд.
    2. vladcub
      vladcub 18 октября 2018 18:16
      +3
      Хохол, спасибо ,что вспомнили этот фильм: я его смотрел лет в 10_12 и потом играли в бронепоезд и в тетради рисовали. А учителя, видимо, не смотрели фильм или не понравился, но за рисование в тетради,нам была взбучка.
  5. BAI
    BAI 18 октября 2018 09:31
    0
    Увы, в июне 1942 года "Зеленый призрак" был заблокирован в одном из горных тоннелей и потерян для РККА. Немцы уничтожили авиаударами выходы и завалили бронепоезд.

    Я так понимаю, что это Рудель постарался. У него этот (или полностью аналогичный) случай описывается.
  6. kitt409
    kitt409 18 октября 2018 09:36
    +1
    Спасибо за статью!
    Интересно написано. жду продолжения.
  7. BAI
    BAI 18 октября 2018 09:41
    +2
    . 22 июня 1941 года в состав РККА входило 53 действующих бронепоезда. В составе частей НКВД — 23 БП. Цифры достаточно вольно трактуются в различных источниках по причине именно "размытости" понятия БП.

    На 22 июня Красная армия имела на вооружении 34 легких бронепоезда, 13 тяжелых, 28 платформ с зенитным вооружением. В таблице приведены данные о дислокации бронепоездов и их составе.
    1. igordok
      igordok 18 октября 2018 10:23
      0
      В таблице только РККА или вместе с НКВД?
      1. domokl
        domokl 18 октября 2018 11:06
        0
        Цитата: igordok
        В таблице только РККА или вместе с НКВД?

        Поезда НКВД до конца войны не учитывались РККА. Это самостоятельные боевые единицы. Кстати, даже в наградных листах на присвоение орденов Красного знамени и почетных наименований обязательно указывалась принадлежность БП. РККА или НКВД
      2. BAI
        BAI 18 октября 2018 13:12
        +1
        Как я понял из книги, ссылку на которую дал - РККА.
  8. BAI
    BAI 18 октября 2018 09:51
    0
    "Зеленый призрак", как его прозвали немцы, — это БП №5, бронепоезд "Железняков",

    Что за фото привел автор, ведя рассказ об этом бронепоезде?

    Бронепоезд «Железняков» на окраине Севастополя
    Командиры: капитан Г.А. Саакян, после ранения его сменил капитан-лейтенант М.Ф. Харченко.
    1. Curious
      Curious 18 октября 2018 12:08
      +4
      "Что за фото привел автор, ведя рассказ об этом бронепоезде?"
      Одно из орудий ТМ-1-180, из состава 16 ождаб Береговой обороны Черноморского флота, воевавшей северо-восточнее Туапсе.
    2. Alexey RA
      Alexey RA 18 октября 2018 16:53
      +2
      Цитата: BAI
      Что за фото привел автор, ведя рассказ об этом бронепоезде?

      Вы ещё спросите - откуда автор взял ТТХ БП№5 "Железняков":
      Бронепоезд №5 имел пять 100-мм орудий, восемь минометов и полтора десятка пулеметов.

      Потому что во всех источниках пишется о двух пушках Лендера и трёх 34-К - все калибра 76-мм.
  9. faiver
    faiver 18 октября 2018 11:12
    +2
    все вроде неплохо, только какое отношение к бронепоездам имеет второе фото в статье с железнодорожным орудием ТМ-1-180...? это абсолютно другая песня... hi
    1. BORMAN82
      BORMAN82 18 октября 2018 14:51
      +2
      Цитата: faiver
      все вроде неплохо, только какое отношение к бронепоездам имеет второе фото в статье с железнодорожным орудием ТМ-1-180...? это абсолютно другая песня... hi

      Отношение имеет паровоз Эл-2500 - однотипный с паровозом бронепоезда, а платформа с 180-мм орудием пошла "прицепом" Памятник бронепоезду установлен возле Севастопольского автовокзала.
      1. Крым26
        Крым26 18 октября 2018 16:04
        0
        Нам в школе (ещё при СССР) экскурсовод говорил, что этот паровоз к БП "Железняков" отношения не имеет НИКАКОГО/ Просто он ТАКОЙ ЖЕ, как и тот, от бронепоезда- той же марки. Найден где-то аж ЗА Крымом.... Не знаю, тут смотреть нужно по номерам....
        1. BORMAN82
          BORMAN82 18 октября 2018 19:38
          0
          Цитата: Крым26
          Нам в школе (ещё при СССР) экскурсовод говорил, что этот паровоз к БП "Железняков" отношения не имеет НИКАКОГО/ Просто он ТАКОЙ ЖЕ, как и тот, от бронепоезда- той же марки. Найден где-то аж ЗА Крымом.... Не знаю, тут смотреть нужно по номерам....

          Я вроде русским по белому написал: " паровоз Эл-2500 - однотипный с паровозом бронепоезда"
          1. Cannonball
            Cannonball 18 октября 2018 19:56
            +1
            Это не однотипный, а реальный вспомогательный "чёрный" паровоз из состава бронепоезда «Железняков».
            Восстановленный после войны, этот паровоз был приписан в депо Джанкой и водил по крымским магистралям поезда вплоть до 1967 года. 24 октября 1967 года он был, как реликвия боевой славы, передан железнодорожниками депо Джанкой — Музею героической обороны и освобождения Севастополя.
  10. Грица
    Грица 18 октября 2018 11:43
    +2
    Читаю историю гражданской войны на Дальнем Востоке, пришел к выводу, что наличие бронепоезда у той или иной стороны - залог успеха. Это было что то вроде наличия авианосца в то время. В моем родном Приморье вся партизанская война с белогвардейцами и интервентами велась в основном вдоль железных дорог. А бронепоезд тут - самая ценная добыча, самая ценная цель и в то же время - самая сложная добыча и цель. Все вертелось вокруг взятия железнодорожных станций и войны бронепоездов
    1. Крым26
      Крым26 18 октября 2018 16:06
      0
      Ну так если ЖД-линия - единственная реальная "артерия" среди крутых гор и дремучих лесов на многие десятки км - то, как говорится, сам Бог велел!
      1. Грица
        Грица 18 октября 2018 16:08
        0
        Как раз совершенно не так.. По территории Приморья Транссиб идет в основном по болотам вдоль Уссури и Ханкайской равнины. Потому и простреливалось все в округе с артиллерии бронепоездов.
  11. Curious
    Curious 18 октября 2018 11:47
    +6
    "Если смотреть на состав БП, то кроме как "сборной солянкой", назвать его нельзя. Бронепоезд №5 имел пять 100-мм орудий, восемь минометов и полтора десятка пулеметов. Кроме того, помимо основного бронепаровоза в составе «Железнякова» был дополнительный локомотив, значительно улучшавший ходовые характеристики. Причем оба паровоза работали в бою."
    Несколько уточнений.
    Броневой поезд № 5 или БП "Железняков" имел в своем составе одну бронеплощадку с двумя 76,2 мм орудиями 34К, одну бронеплощадку с 76,2 мм орудием 34К , двумя 12,7 мм ДШК и дальномерным постом с дальномером 1,5 ДМ, одну бронеплощадку с двумя 76,2 мм орудиями Лендера и одну с двумя 82 мм минометами.
    Кроме того, бронепоезд имел 14 пулеметов "Максим".
    Подвижность обеспечивали бронепаровоз типа Ов и "черный паровоз типа Э.
    В ходе боевых действий вооружение менялось, но достоверных данных нет.

    Бронепоезд «Железняков» готов вести огонь по самолетам. Пушки 34-К на максимальном углу возвышения.
    1. Curious
      Curious 18 октября 2018 11:50
      +3

      Расчет дальномера ДМ-1,5 И. И. Резниченко и А. Ф. Дымченко, 1942 г.
      1. Curious
        Curious 18 октября 2018 11:52
        +5

        Расчет бронеплощадки с орудием 34-К ведет огонь по наземным целям. Май 1942 года. Эта бронеплощадка с 76-мм пушкой 34К и дальномером.
        1. Curious
          Curious 18 октября 2018 11:57
          +3

          Расчет 76-мм орудия Лендера ведет огонь по наземным целям.
          В августе 1942 немцы расчистили Троицкий тоннель. Используя восстановленные бронеплощадки «Железнякова», они создали из них бронесостав «Ойген», вооружив его 105-миллиметровыми гаубицами.
          1. Дирижер
            Дирижер 18 октября 2018 13:26
            -4
            пушки Лендера не было. было 76 мм на станке Лендера.
            1. Curious
              Curious 18 октября 2018 13:44
              +6
              Голову не морочьте.
            2. hohol95
              hohol95 18 октября 2018 14:16
              +4
              В России к началу войны на Путиловском заводе по инициативе капитана ГАУ Тарнавского (предложившего прицел и механизм рассеивания снарядов) и инженера-технолога завода Ф. Лендера (спроектировавшего артиллерийскую часть) было построено орудие калибра 76,2-мм, способное вести огонь под большими углами возвышения. Комиссия ГАУ признала, что орудие Тарнавского-Лендера пригодно для обстрела не только аэростатов, но также дирижаблей и аэропланов. В конце августа 1914 г. ГАУ заказало заводу 12 таких пушек, которые предполагалось ставить на четырехколесные прицепы тележечного типа или в кузова грузовых автомобилей, чтобы использовать для прикрытия наиболее важных оборонительных объектов, в частности, ставки главнокомандования.

              Орудие производилось по 1934 г. на артиллерийском заводе № 8. В 1928 г. пушка была модернизирована (в частности была увеличена длина ствола до 55 калибров) и в дальнейшем производилась под названием: 76 мм зенитная пушка обр. 1915/1928 г.

              Интернет вам в помощь. Или книги с журналами...
  12. Curious
    Curious 18 октября 2018 12:31
    +5
    "То, что мы часто называем бронепоездом, на самом деле всего лишь его часть! Боевая, но часть! На самом деле бронепоезд состоит из гораздо большего количества составных частей. "
    По штату № 016/104 дивизион бронепоездов должен был состоять из двух бронепоездов, каждый из которых включал бронепаровоз, две четырёхосные двухбашенные бронеплощадки и четыре двухосные, двадцатитонные контрольные платформы. В распоряжении разведывательного взвода имелось два бронеавтомобиля БА-20жд на железнодорожном ходу, при отсутствии которых могли использоваться БА-10жд. Согласно штата дивизион бронепоездов имел на вооружении восемь 76-мм орудий, 32 пулемёта (Максима, ДТ или ДС) и восемь зенитных пулемётов или пушек (предполагалось использование 20-мм орудий ШВАК или 12,7-мм ДШК), а также два легковых автомобиля ГАЗ-М-1, три полуторки ГАЗ-АА и один вездеход ГАЗ-64. База дивизиона включала чёрный (небронированный) паровоз, три четырёхосных и 22 двухосных вагона, четыре платформы для перевозки техники, а также четырёхосный вагон-мастерскую ДМ. Личный состав насчитывал 236 человек, из них 14 старший и средний командный состав, 15 начальствующий состав, 73 младший начсостав и 136 рядовых.

    Внутренний вид мастерской ДМ.
    1. vladcub
      vladcub 18 октября 2018 17:57
      +2
      В. Н, спасибо за дополнение
  13. Alexey RA
    Alexey RA 18 октября 2018 17:07
    +2
    Небронированный (черный) локомотив. Используется как запасной и в боевых действиях чаще всего не участвует. При передислокациях БП используется как дополнительный локомотив. Находится в тылу на станции базирования.

    ЕМНИП, чёрный локомотив при переброске БП используется как основной. Потому как боевой бронепаровоз жрёт уголь и воду как не в себя.
  14. vladcub
    vladcub 18 октября 2018 17:54
    +2
    Цитата: BAI
    Есть хорошая книга - "Броненосцы железных дорог". Например. здесь -https://www.litmir.me/br/?b=242239&p=1

    Обязательно поищу, но если там ширина то я с ним не" дружу": он денежки любит. А у меня з/ п не" резиновая",одна коммуналка сколько" сожрет".
    1. Rusticolus
      Rusticolus 18 октября 2018 21:18
      0
      https://royallib.com/book/amirhanov_leonid/bronenostsi_geleznih_dorog.html
      Если вдруг FB2 как и меня, не устраивает. feel
  15. vladcub
    vladcub 18 октября 2018 19:13
    +4
    Мой родственник воевал в морской пехоте под Севастополем . В детстве слышал то него про" Железнякова", так получилось,что про Железяка я услышал раньше чем по истории о нем прочёл. Он говорил,что бронепоезд очень помогал своими орудиями, всегда накликивал авиацию, а с ПВО тогда было напряжно
  16. Rusticolus
    Rusticolus 18 октября 2018 21:07
    0
    Вот бы один такой... Да еще и с корабельными орудиями, поставить в тупичок возле Керчинского моста. Ну так, типо музей. (на всякий случай). Мост с подвижной арт.батареей. А в этом что то есть what
  17. Reptiloid
    Reptiloid 19 октября 2018 00:12
    +1
    Замечательная статья .По бронепоездам никогда много литературы не бывало.
  18. М.Михельсон
    М.Михельсон 21 октября 2018 04:59
    0
    Т.е. камикадзе шли на смерть, не понимая этого? Ну зачем уж так-то...
  19. 97110
    97110 22 октября 2018 20:01
    0
    что в составе экипажа поезда были не только специалисты-путейщики
    Стесняюсь спросить, "путейщики" - это Автор так видит? Неологизм, одним словом. На жд существуют "путейцы", равно как и в речкином флоте. Название специалистов ПЧ на слуху у меня с 70-х. Допускаю, что в РККА это обзывалось "путейщиками", но - сомневаюсь
  20. ser6119
    ser6119 23 октября 2018 19:40
    +1
    Сейчас по "Звезде" рассказывали про бронепоезда 23.10.2018
    "Илья Муромец" не получил ни одного серьезного повреждения за все время боев!
  21. LeonidL
    LeonidL 25 октября 2018 01:53
    +2
    "В 1942 году потеряно в два раза больше составов, чем в 1941-м. 42 потерянных бронепоезда за один год. И это говорит о многом". - реально это не говорит ни о чем, кроме того, что ожесточение боев 1941-го и 1942-го годов примерно одинаково для БП РККА. Потери абсолютно равноценные, просто в 1941-м году война началась 22-го июня и шла примерно шесть месяцев, а 1942-й - полный военный год - все 12 месяцев.