Тяжелые двухмоторные истребители Мессершмитт Bf.210 и Bf.410

По воспоминаниям бывших высших офицеров люфтваффе, идея производства самолета многоцелевого назначения принадлежала лично Герману Герингу, который думал о создании элитарных эскадрилий, вооруженных тяжелыми истребителями. При этом к данным воспоминаниям можно относиться и критически, так как на Геринга могли просто списать провалившуюся концепцию. Сама идея многоцелевого самолета не была такой уж необычной, подобные машины выпускались в Англии – Blenheim, во Франции Potez-63 и даже в Польше PZL-38. В Германии первым самолетом под данную концепцию стал тяжелый двухмоторный истребитель Мессершмитт Bf.110 и его усовершенствованные версии Bf.210 и Bf.410.

Немецкий многоцелевой самолет должен был отвечать принятой концепции блицкрига. Он должен был обладать способностью по поддержке войск, ушедших в глубокий прорыв, а также поддерживать и морские операции немецкого флота. С течением времени обязанности самолета лишь расширялись. С использованием незначительных переделок самолет должен был использоваться как: тяжелый истребитель, ночной истребитель, дальний тяжелый истребитель сопровождения, разведчик, штурмовик, скоростной бомбардировщик, пикирующий бомбардировщик, а также торпедоносец. Планировалось, что из 6000 истребителей люфтваффе практически половина будет приходиться на многоцелевые машины.


Из числа предложенных конструкции, немцы остановили свой выбор на двухмоторном истребителе Messerschmitt Bf-110, производство которого началось еще до начала Второй мировой войны. Приняв самолет на вооружение, командование люфтваффе практически сразу задумалось над созданием тяжелого истребителя следующего поколения. Сентябрьская кампания против Польши в 1939 году наглядно показала, что Bf-110 обладает как определенными достоинствами, так и серьезными недостатками. Так он имел ограниченную бомбовую нагрузку и недостаточный радиус действия. Еще одним недостатком была недостаточная маневренность истребителя. Самолетом, который должен был перечеркнуть недостатки данного истребителя, должен был стать Мессершмитт Bf.210.
Тяжелые двухмоторные истребители Мессершмитт Bf.210 и Bf.410
Мессершмитт Bf.210

Несмотря на то, что первый Bf.210 поднялся в воздух еще в сентябре 1939 года, работы по созданию и доводке до ума машины проходили очень медленно, невзирая на титанические усилия, которые прилагало конструкторское бюро Мессершмитта. В итоге самолет, за которым закрепилась дурная слава, было решено снять с конвейера. Всего немцы собрали 90 таких самолетов, еще 267 штук было собрано в Венгрии. Все самолеты в основном использовались на Средиземноморском ТВД: в Тунисе и на Сардинии.

Полностью отказываться от идеи многоцелевого истребителя в люфтваффе не стали и, используя наработки по Мессершмитту Bf.210 приступили к работам над версией Bf.410 получившей обозначение Hornisse (Шершень). Данное решение позволяло использовать заготовленные детали, технологическую оснастку и комплектующие, которые были подготовлены для версии Bf.210. Помимо этого такой подход облегчал освоение новой машины летным составом. Первый Мессершмитт Bf.410 поднялся в воздух через 9 месяцев, после того как было принято решение о прекращении выпуска предыдущей версии. Мессершмитт Bf.410 в буквальном смысле являлся переделкой серийных самолетов Bf.210. При его создании был изменен мидель фюзеляжа и его длина, значительные изменения внесли в конструкцию крыла, была предусмотрена установка новых форсированных 12-цилиндровых двигателей DB-603А-1, развивавших мощность в 1850 л.с. Производство самолета развернули в декабре 1942 года в Германии на заводах компании «Мессершмитт», а также в Венгрии на Дунайском самолетостроительном заводе. Всего до конца войны было произведено около 1200 данных двухмоторных тяжелых истребителей.

Главным отличием Мессершмитта Bf.410 от 210 версии являлись более мощные двигатели DB-603А-1, которые развивали максимальную мощность на высоте 2700 метров. Помимо этого на 5 градусов была уменьшена стреловидность передней кромки консолей крыла, появились предкрылки. Была улучшена аэродинамика за счет изменения радиаторов и улучшения формы закрылков. Наконец-то удалось достигнуть того, к чему вот уже на протяжении ряда лет стремились разработчики. Новый самолет по своим летным данным наконец-то превзошел своего предшественника Bf.110. Во многом за счет установки более совершенных и мощных двигателей. Внутренняя подвеска бомб на «шершне» позволял ему сохранять большую скорость по сравнению сто «сто десятым», который в 1942-1943 году использовался на фронтах уже лишь в роли скоростного бомбардировщика.
Мессершмитт Bf.410

Варианты истребителя Bf.410A-1 и A-2 во многом повторяли друг друга. Оба этих самолета несли одинаковое вооружение: по две 20-мм пушки MG 151/20E и два пулемета MG17 винтовочного калибра 7,92-мм, которые жестко фиксировались в носовой части фюзеляжа. Также в специальных вращающихся турелях FDL или FDSL были установлены по одному 13-мм пулемету MG131. На внутренней подвеске самолет мог нести до 1000 кг. бомб: одну 1000-кг, две 500-кг, или 8 50-кг бомб. Хотя нагрузка более 500 кг. уже считалась как «перегруз». Помимо этого версии Bf.410A-1, которые были приспособлены под пикировщик, оснащались специальным прицелом Stuvi 5В, а также наружными бомбосбрасывателями для 4-х 50-кг. бомб. Помимо этого на базе модели А-1 производились и узкоспециализированные самолеты, к примеру Ме-410А-1/U1 – разведчик, который оснащался различным набором фотокамер. Также производился тяжелый истребитель Ме-410A-1/U2, который оснащался барабанным оружейным отсеком на 2-е пушки MG 151/20E (с боезапасом по 250 снарядов на ствол). Данный контейнер можно было закрепить поверх бомболюка.

До конца 1943 года на заводе в Аугсбурге сумели построить около 457 самолетов в версии Мессершмитт Bf.410A. В декабре был налажен выпуск самолетов на заводе Dornier Werke в Оберпфаффенхофене. В феврале 1944 он вышел на свою проектную мощность. К этому времени многие Ме-210 также были переделаны до стандарта Ме-410. В это же время появилась идея вооружения самолета новой авиационной пушкой ВК 5 калибра 50-мм, которая небезосновательно считалась очень эффективным оружием при борьбе с бомбардировочной авиацией союзников. Стрельбы с использованием этого мощного орудия закончились достаточно удачно.

Модели самолета с 50-мм орудием получили обозначение Bf.410V2. Испытания ее в боевых действиях завершились успешно, после чего было принято окончательное решение о постройке 100 самолетов, вооруженных пушками ВК 5 и оснащенных прицелами ZFR 4а. Данная модификация была названа Ме-410A-1/U4. В это же время стандартный Ме-410А-1, который трудно было приспособить на роль разведчика, подвергся ряду изменений. На его базе был создан самолет Bf.410A-3, в котором вся разведывательная аппаратура была размещена в передней части фюзеляжа, откуда предварительно демонтировалось наступательное вооружение самолета. Также в апреле 1944 года самолеты Мессершмитт Bf.410 начали оснащаться новыми более совершенными двигателями DB 603 S, которые обладали повышенной степенью сжатия и могли некоторое время работать в форсированном режиме с мощностью 1900 л.с. при 2700 об. минуту.
Мессершмитт Bf.410A-1/U4 c 50-мм пушкой

Самолеты серий Bf.410В-1 и В-2 являлись скоростным бомбардировщиком и тяжелым истребителем соответственно. Все они изготавливались в самых разных модификациях. Так на самолетах серии Bf.410В-2/U2 стандартное вооружение было заменено на две 30-мм пушки МК 103, в то время как дополнительным вооружением являлась мощное 50-мм орудие ВК 5. Также параллельно с этим шли работы над выпуском машины, вооруженных сменным комплексом вооружения Rustsatz, а также новой альтернативной 37-мм пушкой ВК 3,7, которая, как и ее 50-мм аналог, была предназначена для борьбы с бомбардировщиками союзников. Несколько самолетов, вооруженных такими пушками даже смогли пройти боевые испытания в частях.

На ряде машин немцы пробовали смонтировать пусковые установки для пуска 210-мм ракет Wurf Granat 210. Так на самолете версии Bf.410A-1 была установлена 6-трубная пусковая установка для запуска ракет данного типа. Как показали проведенные испытания, одновременный пуск 6 ракет мог серьезно повредить самолет. Несмотря на это работы в данном направлении были продолжены, и после многочисленных экспериментов конструкторам удалось добиться сравнительно безопасного пуска ракет в воздухе. При этом, не смотря на все первоначальные успехи, работы по дальнейшему совершенствованию, равно как и производству данных самолетов были свернуты к сентябрю 1944 года. Мессершмитт Bf.410 был недостаточно маневренным, для того чтобы уйти от атак американских истребителей «Мустанг», которые начали сопровождать бомбардировщики союзников. Кроме того, принятая в Германии программа «Jagernotprogramm» (программа ускоренного выпуска дешевых истребителей) ставила крест на всех двухмоторных машинах данного класса.

Тактико-технические характеристики Мессершмитта Bf.410A2

Размеры: размах крыла – 16,35 м, длина - 12,48 м, высота - 4,28 м.
Площадь крыла – 36,2 кв. м.
Масса самолета, кг.
- пустого – 7 518

- нормальная взлетная – 9 165
- максимальная взлетная – 10 650
Тип двигателя – два 12-цилиндровых двигателя Daimler-Benz DB 603A жидкостного охлаждения, мощностью 1850 л.с. каждый
Максимальная скорость – 620 км/ч
Боевой радиус – 2300 км.
Практический потолок – 10 000 м.
Экипаж – 2 человека (пилот и стрелок)
Вооружение стрелково-пушечное: 2×20-мм пушка MG-151, 2×13 мм пулемёта MG-131 2×7,92 мм пулемёта MG-17.
Боевая нагрузка 1000 кг.

Использованы источники:
www.airwar.ru/enc/fww2/me210.html
www.airwar.ru/enc/fww2/me410.html
www.airpages.ru/lw/me410.shtml
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти