Тяжелые двухмоторные истребители Мессершмитт Bf.210 и Bf.410

19
По воспоминаниям бывших высших офицеров люфтваффе, идея производства самолета многоцелевого назначения принадлежала лично Герману Герингу, который думал о создании элитарных эскадрилий, вооруженных тяжелыми истребителями. При этом к данным воспоминаниям можно относиться и критически, так как на Геринга могли просто списать провалившуюся концепцию. Сама идея многоцелевого самолета не была такой уж необычной, подобные машины выпускались в Англии – Blenheim, во Франции Potez-63 и даже в Польше PZL-38. В Германии первым самолетом под данную концепцию стал тяжелый двухмоторный истребитель Мессершмитт Bf.110 и его усовершенствованные версии Bf.210 и Bf.410.

Немецкий многоцелевой самолет должен был отвечать принятой концепции блицкрига. Он должен был обладать способностью по поддержке войск, ушедших в глубокий прорыв, а также поддерживать и морские операции немецкого флота. С течением времени обязанности самолета лишь расширялись. С использованием незначительных переделок самолет должен был использоваться как: тяжелый истребитель, ночной истребитель, дальний тяжелый истребитель сопровождения, разведчик, штурмовик, скоростной бомбардировщик, пикирующий бомбардировщик, а также торпедоносец. Планировалось, что из 6000 истребителей люфтваффе практически половина будет приходиться на многоцелевые машины.

Из числа предложенных конструкции, немцы остановили свой выбор на двухмоторном истребителе Messerschmitt Bf-110, производство которого началось еще до начала Второй мировой войны. Приняв самолет на вооружение, командование люфтваффе практически сразу задумалось над созданием тяжелого истребителя следующего поколения. Сентябрьская кампания против Польши в 1939 году наглядно показала, что Bf-110 обладает как определенными достоинствами, так и серьезными недостатками. Так он имел ограниченную бомбовую нагрузку и недостаточный радиус действия. Еще одним недостатком была недостаточная маневренность истребителя. Самолетом, который должен был перечеркнуть недостатки данного истребителя, должен был стать Мессершмитт Bf.210.
Тяжелые двухмоторные истребители Мессершмитт Bf.210 и Bf.410
Мессершмитт Bf.210

Несмотря на то, что первый Bf.210 поднялся в воздух еще в сентябре 1939 года, работы по созданию и доводке до ума машины проходили очень медленно, невзирая на титанические усилия, которые прилагало конструкторское бюро Мессершмитта. В итоге самолет, за которым закрепилась дурная слава, было решено снять с конвейера. Всего немцы собрали 90 таких самолетов, еще 267 штук было собрано в Венгрии. Все самолеты в основном использовались на Средиземноморском ТВД: в Тунисе и на Сардинии.

Полностью отказываться от идеи многоцелевого истребителя в люфтваффе не стали и, используя наработки по Мессершмитту Bf.210 приступили к работам над версией Bf.410 получившей обозначение Hornisse (Шершень). Данное решение позволяло использовать заготовленные детали, технологическую оснастку и комплектующие, которые были подготовлены для версии Bf.210. Помимо этого такой подход облегчал освоение новой машины летным составом. Первый Мессершмитт Bf.410 поднялся в воздух через 9 месяцев, после того как было принято решение о прекращении выпуска предыдущей версии. Мессершмитт Bf.410 в буквальном смысле являлся переделкой серийных самолетов Bf.210. При его создании был изменен мидель фюзеляжа и его длина, значительные изменения внесли в конструкцию крыла, была предусмотрена установка новых форсированных 12-цилиндровых двигателей DB-603А-1, развивавших мощность в 1850 л.с. Производство самолета развернули в декабре 1942 года в Германии на заводах компании «Мессершмитт», а также в Венгрии на Дунайском самолетостроительном заводе. Всего до конца войны было произведено около 1200 данных двухмоторных тяжелых истребителей.

Главным отличием Мессершмитта Bf.410 от 210 версии являлись более мощные двигатели DB-603А-1, которые развивали максимальную мощность на высоте 2700 метров. Помимо этого на 5 градусов была уменьшена стреловидность передней кромки консолей крыла, появились предкрылки. Была улучшена аэродинамика за счет изменения радиаторов и улучшения формы закрылков. Наконец-то удалось достигнуть того, к чему вот уже на протяжении ряда лет стремились разработчики. Новый самолет по своим летным данным наконец-то превзошел своего предшественника Bf.110. Во многом за счет установки более совершенных и мощных двигателей. Внутренняя подвеска бомб на «шершне» позволял ему сохранять большую скорость по сравнению сто «сто десятым», который в 1942-1943 году использовался на фронтах уже лишь в роли скоростного бомбардировщика.
Мессершмитт Bf.410

Варианты истребителя Bf.410A-1 и A-2 во многом повторяли друг друга. Оба этих самолета несли одинаковое вооружение: по две 20-мм пушки MG 151/20E и два пулемета MG17 винтовочного калибра 7,92-мм, которые жестко фиксировались в носовой части фюзеляжа. Также в специальных вращающихся турелях FDL или FDSL были установлены по одному 13-мм пулемету MG131. На внутренней подвеске самолет мог нести до 1000 кг. бомб: одну 1000-кг, две 500-кг, или 8 50-кг бомб. Хотя нагрузка более 500 кг. уже считалась как «перегруз». Помимо этого версии Bf.410A-1, которые были приспособлены под пикировщик, оснащались специальным прицелом Stuvi 5В, а также наружными бомбосбрасывателями для 4-х 50-кг. бомб. Помимо этого на базе модели А-1 производились и узкоспециализированные самолеты, к примеру Ме-410А-1/U1 – разведчик, который оснащался различным набором фотокамер. Также производился тяжелый истребитель Ме-410A-1/U2, который оснащался барабанным оружейным отсеком на 2-е пушки MG 151/20E (с боезапасом по 250 снарядов на ствол). Данный контейнер можно было закрепить поверх бомболюка.

До конца 1943 года на заводе в Аугсбурге сумели построить около 457 самолетов в версии Мессершмитт Bf.410A. В декабре был налажен выпуск самолетов на заводе Dornier Werke в Оберпфаффенхофене. В феврале 1944 он вышел на свою проектную мощность. К этому времени многие Ме-210 также были переделаны до стандарта Ме-410. В это же время появилась идея вооружения самолета новой авиационной пушкой ВК 5 калибра 50-мм, которая небезосновательно считалась очень эффективным оружием при борьбе с бомбардировочной авиацией союзников. Стрельбы с использованием этого мощного орудия закончились достаточно удачно.

Модели самолета с 50-мм орудием получили обозначение Bf.410V2. Испытания ее в боевых действиях завершились успешно, после чего было принято окончательное решение о постройке 100 самолетов, вооруженных пушками ВК 5 и оснащенных прицелами ZFR 4а. Данная модификация была названа Ме-410A-1/U4. В это же время стандартный Ме-410А-1, который трудно было приспособить на роль разведчика, подвергся ряду изменений. На его базе был создан самолет Bf.410A-3, в котором вся разведывательная аппаратура была размещена в передней части фюзеляжа, откуда предварительно демонтировалось наступательное вооружение самолета. Также в апреле 1944 года самолеты Мессершмитт Bf.410 начали оснащаться новыми более совершенными двигателями DB 603 S, которые обладали повышенной степенью сжатия и могли некоторое время работать в форсированном режиме с мощностью 1900 л.с. при 2700 об. минуту.
Мессершмитт Bf.410A-1/U4 c 50-мм пушкой

Самолеты серий Bf.410В-1 и В-2 являлись скоростным бомбардировщиком и тяжелым истребителем соответственно. Все они изготавливались в самых разных модификациях. Так на самолетах серии Bf.410В-2/U2 стандартное вооружение было заменено на две 30-мм пушки МК 103, в то время как дополнительным вооружением являлась мощное 50-мм орудие ВК 5. Также параллельно с этим шли работы над выпуском машины, вооруженных сменным комплексом вооружения Rustsatz, а также новой альтернативной 37-мм пушкой ВК 3,7, которая, как и ее 50-мм аналог, была предназначена для борьбы с бомбардировщиками союзников. Несколько самолетов, вооруженных такими пушками даже смогли пройти боевые испытания в частях.

На ряде машин немцы пробовали смонтировать пусковые установки для пуска 210-мм ракет Wurf Granat 210. Так на самолете версии Bf.410A-1 была установлена 6-трубная пусковая установка для запуска ракет данного типа. Как показали проведенные испытания, одновременный пуск 6 ракет мог серьезно повредить самолет. Несмотря на это работы в данном направлении были продолжены, и после многочисленных экспериментов конструкторам удалось добиться сравнительно безопасного пуска ракет в воздухе. При этом, не смотря на все первоначальные успехи, работы по дальнейшему совершенствованию, равно как и производству данных самолетов были свернуты к сентябрю 1944 года. Мессершмитт Bf.410 был недостаточно маневренным, для того чтобы уйти от атак американских истребителей «Мустанг», которые начали сопровождать бомбардировщики союзников. Кроме того, принятая в Германии программа «Jagernotprogramm» (программа ускоренного выпуска дешевых истребителей) ставила крест на всех двухмоторных машинах данного класса.

Тактико-технические характеристики Мессершмитта Bf.410A2

Размеры: размах крыла – 16,35 м, длина - 12,48 м, высота - 4,28 м.
Площадь крыла – 36,2 кв. м.
Масса самолета, кг.
- пустого – 7 518
- нормальная взлетная – 9 165
- максимальная взлетная – 10 650
Тип двигателя – два 12-цилиндровых двигателя Daimler-Benz DB 603A жидкостного охлаждения, мощностью 1850 л.с. каждый
Максимальная скорость – 620 км/ч
Боевой радиус – 2300 км.
Практический потолок – 10 000 м.
Экипаж – 2 человека (пилот и стрелок)
Вооружение стрелково-пушечное: 2×20-мм пушка MG-151, 2×13 мм пулемёта MG-131 2×7,92 мм пулемёта MG-17.
Боевая нагрузка 1000 кг.

Использованы источники:
www.airwar.ru/enc/fww2/me210.html
www.airwar.ru/enc/fww2/me410.html
www.airpages.ru/lw/me410.shtml
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 8 рота
    0
    29 мая 2012 10:02
    Перед войной наши пытались создать подобный универсальный тяжелый истребитель, поручив его тюремному КБ Петлякова, но вовремя одумались, и приказали переделать уже созданный самолет в легкий пикирующий бомбер ПЕ-2.
    1. Kibb
      +2
      29 мая 2012 10:15
      Ну тяжeлые истребители создавались не только в КБ Петлякова и не только перед войной
      Цитата: 8 рота
      вовремя одумались

      Пе2И и Пе3 все таки пригодились, но ограниченно. Ииз двухмоторных истребителей хорошо себя проявил только P38. Но тут и несколько другая концепция самолета(не "летающий крейсер" , а всетаки классический истребитель, хоть и двухмоторный), и другой ТВД- в Европе они показали себя неочень насколько я помню
      1. +3
        29 мая 2012 12:12
        Цитата: Kibb
        они показали себя неочень насколько я помню


        Не очень слабо сказано, 210 это вообще провал Вилли,размеры краха были поистине грандиозны и сопоставимы лишь с крахом, сопровождавшим выпуск бомбардировщика He-177 и тут-то Мильх на нем отыгрался по полной

        Завод забитый ненужными Ме 210
        1. Kibb
          +2
          29 мая 2012 13:12
          Цитата: Vadivak
          Не очень

          Я про "Молнии". Про Ме210/410 я знаю -неудачные машины
          1. +5
            29 мая 2012 14:19
            Цитата: Kibb
            Я про "Молнии".


            Извини, не разобрался

            БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ ШТАБА 866 ИАП
            7.11.44 г. 12.50 группа 12 самолетов типа ЛАЙТИНГ производили штурмовку частей стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта, двигавшихся по дороге от НИШ на запад в районе ЧАМУРЛИЯ.
            4 самолета в строю растянутого пеленга производили атаки по одному с Н - 400 м с выводом на Н - 50 м. Две четверки ЛАЙТИНГ в строю пеленга ходили на Н - 1500 м. После первых атак по самолетам открыла огонь ЗА из состава ПВО аэродрома НИШ, огнем ЗА был сбит 1 самолет ЛАЙТИНГ, который упал 1 км севернее аэродрома.
            В 13.00 взлетела по-зрячему дежурная пара Як-9 866 ИАП, ведущий л-т КРИВОНОГИХ и ведомый мл.л-т ШИПУЛЯ. В 13.05 взлетело 6 Як-9, командир АЭ к-н БОНДАРЬ, командиры звеньев ст.л-т СУРНЕВ, ст.л-т ЖЕЛЕЗНОВ, ст.л-т ПОЦИБА, летчики л-т ЖЕСТОВСКИЙ и мл.л-т СЕРДЮК.
            В 13.10 взлетела пара Як-3, ведущий к-н КОЛДУНОВ и ведомый л-т КРАСЮКОВ.
            Первая пара, взлетев, пошла с правым разворотом на сближение с штурмующими 4-мя самолетами ЛАЙТИНГ. 2 самолета ЛАЙТИНГ перешли в атаку на пару КРИВОНОГИХ. Мл.л-т ШИПУЛЯ произвел атаку по самолету ЛАЙТИНГ, заходившему на повторную атаку наземных войск, с первой же атаки зажег его, последний с углом в 40 градусов врезался в землю в районе 500 м севернее аэродрома НИШ, где и сгорел. Л-т КРИВОНОГИХ, отбиваясь от атаки 2-х самолетов ЛАЙТИНГ, с вертикального маневра зажег одного из них, который горящий упал 8-10 км севернее аэродрома НИШ, на горе в лесном массиве.
            При последующей атаке л-т КРИВОНОГИХ зашел в хвост следующему самолету ЛАЙТИНГ, по которому ЗА открыла заградительный огонь. Попав в разрывы снарядов ЗА, самолет л-та КРИВОНОГИХ задымился, сделал переворот и с углом 80-85 градусов врезался в землю 3 км северо-восточнее аэродрома.
            Взлетевшие командир АЭ к-н БОНДАРЬ и командиры звеньев ст.л-т СУРНЕВ и ст.л-т ЖЕЛЕЗНОВ, определив, что это самолеты американские типа ЛАЙТИНГ, в воздушный бой с ними старались не вступать. Атакуемые одиночными и парами самолетов ЛАЙТИНГ, маневрировали по вертикали и горизонтали, стремясь не давать им вести огонь. Ст.л-т СУРНЕВ покачиванием самолета дал знать, что это не противник, после чего самолеты ЛАЙТИНГ отвалили и атаки прекратили.
            Летчик мл.л-т СЕРДЮК, взлетев один, сразу же был атакован самолетом ЛАЙТИНГ. Выйдя из-под атаки, он увидел, что один самолет ЛАЙТИНГ атакует самолет Як-9, в свою очередь атаковал этот самолет, который сразу же загорелся и упал 1 км северо-западнее аэродрома.
            При последующей атаке мл.л-т СЕРДЮК атаковал еще один ЛАЙТИНГ, дал по нему две очереди из пушки и пулемета, который задымился и ушел со снижением в северо-западном направлении.
            В районе 2 км севернее НИШ л-т ЖЕСТОВСКИЙ вел бой с парой ЛАЙТИНГ, атаковал одного из них сверху-сзади и пушечно-пулеметным огнем подбил его, который задымился и ушел со снижением в северо-западном направлении.


            ВЫВОД: Пролетающая группа самолетов ЛАЙТИНГ, очевидно, ошибочно атаковали колонну наших войск в связи с потерей детальной ориентировки, приняв этот район как территорию противника.
            В воздушном бою самолетов Як-9 с самолетами ЛАЙТИНГ последние показали хорошую горизонтальную маневренность и при ведении воздушного боя на виражах преимущество осталось за самолетами ЛАЙТИНГ, которые легко заходили в хвост самолетам Як-9, имеющим значительно больший радиус виража, чем самолеты ЛАЙТИНГ.
            На вертикальном маневре Як-9 имел преимуществыо над самолетами ЛАЙТИНГ

            горизонтальный маневр Лайтнинга хорош, вроде какие-то хитрые предкрылки, а вот Яки вроде были с 37 мм пушкой, тяжелые.
      2. Dust
        +2
        29 мая 2012 14:22
        И чем же это Лайтнинг так себя проявил? просто любопытно стало...
        Пе-3 в большем количестве могли бы и понадобиться для прикрытия тех же конвоев в море - сколько кораблей было потеряно из-за того, что отсутствовало воздушное прикрытие...
        1. Kibb
          +3
          29 мая 2012 14:46
          Цитата: Dust
          И чем же это Лайтнинг так себя проявил?

          в Европе особо никак, а на Тихом океане очень ничего воевал, хотя бы перехват Ямомото можно припомнить
          "Майор Ричард Аира Бонг (40 побед)
          Майор Томас Б. Мак-Гуайр (38 побед)
          Полковник Чарльз X. Мак-Дональд (27 побед)
          Джеральд Джонсон, Томми Линч... "
          "Пе-3 в большем количестве могли бы и понадобиться для прикрытия тех же конвоев в море " - да могли бы
      3. 0
        30 мая 2012 14:44
        в битве за Англию,уже стало очевидное неудачное решение по ме 110, зачем нужны были 210 и 410 вообще не ясно
    2. +3
      29 мая 2012 12:31
      210 Был строгим в управлении самолетом, особенно на посадке. Об этом можно судить на основании хотя бы того факта, что эксплуатационные потери в III/ZG1, оснащенной этими самолетами значительно превосходили боевые.
    3. Dust
      0
      29 мая 2012 14:23
      По легендам Пе-2 это чуть ли не копия Ме-110, но с учетом местных возможностей...
      1. Kibb
        +3
        29 мая 2012 14:48
        Не верте легендам
        1. +3
          29 мая 2012 15:41
          Цитата: Kibb
          Не верте легендам



          Это от того что поначалу немцы часто принимали Пе-2 за свои Bf 110 и Do l7Z, также имевшие двухкилевое оперение, и не атаковали эти самолеты. И наоборот в начале войны Пе-2 часто принимали за 110.и тогда …

          Внешне слегка похожи, конструктивно нет. Вот захваченный первых серий...
      2. 0
        2 июня 2012 00:30
        Ага, 2 мотора, 2 киля-конечно, скопировали. Что интересно, до сих пор встречаю людей, которые верят, что Петляков украл чертежи у Мессершмитта ( наверное, сам-лично) и построил по ним ПЕ-2.
    4. Инсургент
      +1
      29 мая 2012 22:32
      Да верно было такое
  2. borisst64
    +3
    29 мая 2012 11:12
    Интересно как воспринимал самолет отдачу 50 мм пушки? На конструкцию нагрузка серьезная прилагается в точке.
    1. Kibb
      +1
      29 мая 2012 11:24
      Да наверное не очень так воспринимал, да и пушка дрянь была
      1. +4
        29 мая 2012 12:21
        Цитата: Kibb
        Да наверное не очень так воспринимал, да и пушка дрянь была


        Что дрянь это да, , клинила, но в умелых руках и хрен балалайка

        Лейтенант Фрес (второй слева) из состава 2/ZG26 на фоне главного калибра своего Me410B-2/U4 - 50-мм пушки BK5. Ствол пушки украшают отметки трех B-17, сбитых в апреле 1944г., до конца месяца к ним добавится четвертая.
  3. +2
    29 мая 2012 15:33
    А на верхнем фото мессер с 50мм пушкой, вроде со звездой на борту, трофейный чтоли?
    1. +2
      29 мая 2012 17:24
      Цитата: Rus_87
      вроде со звездой на борту, трофейный чтоли?


      Во время прохождения Государственных испытаний в ГК НИИ ВВС 1945
  4. ЭСКАНДЕР
    +1
    29 мая 2012 19:55
    На Восточном в ночное применяли. До Пешки ему далеко, совершенно другой самолёт с другими задачами (которые не оправдались).