Корабль управления «Ангара»: бывшая яхта Гитлера и другие мифы. Часть 1

История корабля управления «Ангара» настолько полна небылиц и мифов, что до сих пор под вопросом даже само первоначальное имя будущей «Ангары» — «Aviso Hela» или просто «Hela». Поэтому, несмотря на все споры и разногласия, начнём с начала.


23 ноября (по другим данным, 21-го) 1937 года на гамбургской верфи «Штюлькен-Зон» был заложен корабль управления подводными силами Германии – плавбаза подводных лодок. И вот тут сразу начинается развенчание мифа о яхте Гитлера. Для Гитлера это судно никогда не предназначалось. Предыдущий штабной корабль, модернизированный ещё в 1923 году из тральщика, уже устарел и не отвечал поставленным задачам и современным реалиям, посему на стапелях Гамбурга и начал расти корпус нового корабля. Именно ему и будет суждено стать «Ангарой».

28 декабря 1938 года новый корабль был спущен на воду. Свежеиспечённый «управленец» имел следующие характеристики. Длина корпуса составила 99,6 м, ширина верхней палубы – 13,74 м, осадка – 3,8 м (до 4,05 м). Два дизеля (предположительно фирмы МАN) суммарной мощностью 4720 л.с. позволяли развивать скорость до 16 узлов, стоит уточнить, что на испытаниях корабль смог дать 21 узел хода. Дальность плавания при экономичном ходе около 15 узлов составляла 2000 миль.


"Hela" с построенным на баке экипажем. На корме заметен флаг ВМФ нацистской Германии

Экипаж, по одним данным, мог доходить до 259 матросов и офицеров, по другим – до 190 человек. И в том, и в другом случае такое количество экипажа объяснялось наличием большого объёма радиоаппаратуры ввиду задач, возлагаемых на корабль управления. Кроме этого, будущая «Ангара» была оснащена самым современным навигационным оборудованием, эхолотом, а также несла на своём борту вооружение – два 105-мм орудия в носу и корме, одно 37-мм орудие SKC/30 и два 20-мм орудия Flak 30. Также на корабле имелись 15 гостевых кают для офицеров штабов и даже опреснитель воды для нужд команды и гостей-подводников. Первоначально планировалось установить авиационную катапульту для самолётов-разведчиков Arado, но ещё до начала постройки от этой идеи отказались.

Так какое же имя нёс корабль управления на своём борту? Чрезвычайно часто во множестве источников, даже заслуживающих доверия, фигурирует имя «Aviso Hela», которое к тому же переводят как «Бегущая по волнам» или «Бегущая волна». Во-первых, я так и не смог найти язык, с которого имя «Aviso Hela» переводилось бы как «Бегущая» (куда бы то ни было). И, во-вторых, почему вдруг сумрачный тевтонский гений, для которого предел изящества — это прусская казарма и крупповская сталь, ударился в лирику Генриха Гейне?


Хорошо заметно вооружение "Hela"

Скорее всего, никакой «Aviso Hela» вообще не было. Точнее, корабль был, но именовался он аviso «Hela». В данном случае аviso (в переводе «уведомление») – это не столь популярный термин, обозначающий класс корабля. Авизо представляли собой небольшие достаточно быстроходные военные корабли, которые выполняли разведывательные функции и, естественно, исходя из перевода, служили своеобразными «посыльными», осуществляющими функции управления. Таким образом, построенную по индивидуальному проекту в одном экземпляре и отвечающую всем признакам класса «авизо» «Hela» часто относили к этому классу.

Менее чем через два года после монтажа всего необходимого современного оборудования в октябре 1940 года «Hela» была принята в состав Кригсмарине. Первым капитаном корабля был корветтенкапитен Пауль Шульц, позже его на этом посту сменил корветтенкапитен Освальд Нойман, прослуживший командиром этого судна вплоть до конца войны. Сам корабль в течении всего времени службы в Германии входил в состав подразделения, которым командовал контр-адмирал Леопольд Сименс.

Корабль управления «Ангара»: бывшая яхта Гитлера и другие мифы. Часть 1


Естественно, служба в составе германского флота у корабля была насыщенная, но учитывая, что это была вотчина самого Дёница, об этом периоде жизни «штабного» известно крайне мало. Согласно различным легендам на борт «Hela» поднимались первые лица рейха – Адольф Гитлер, Герман Геринг, Мартин Борман, Генрих Гиммлер, Рудольф Гесс и т.д. Опять-таки по легенде сам Гитлер путешествовал на «Hela». Правда, путешествие было коротким, корабль в мае 1941-го года доставил его на борт «Бисмарка» и после истеричной речи Адика вернул фюрера на берег. Но скорее всего это лишь легенда, т.к. поверить, что корабль управления подводника Карла Дёница, «волчьи стаи» которого вели битву за Атлантику, зафрахтовали поработать прогулочной яхтой даже для столь высокопоставленного подонка, сложно.

В 1945 году слегка повреждённый после авианалёта «Hela» был захвачен союзниками в порту Эккенфёрда, что севернее Гамбурга. После разгрома Германии по решению Союзнической комиссии по разделу флота нацистов корабль «Hela» был передан Советскому Союзу и переведён из Киля в Свинемюнде. И опять-таки, и на этот случай в истории «Hela» есть своя легенда. При разделе кораблей плавучий «штаб» Дёница записали в эсминцы. Когда алчная демагогия союзников довела вице-адмирала Гордея Левченко до белого каления, он нарезал листков с названиями немецких кораблей и сгрёб их все в свою фуражку. В итоге, согласно жребию, нам достался корабль управления, его из фуражки «вытянул» Левченко.


"Hela" в "ослепляющем" камуфляже

Изначально корабль планировали включить в состав ЧФ. Для этого в Севастополе даже была сформирована перегонная команда, не понаслышке знакомая с немецкими судовыми механизмами и прочим. Когда команда прибыла на Балтику, то решение изменили и оставили уже бывшую «Hela» в Балтийске. Таким образом, 18 декабря 1945 года наши военморы официально приняли корабль, и он вошёл в состав Балтийского флота. А 20 января 1946 года на корабле был поднят Советский Военно-морской флаг. В марте командование утвердило штат: 14 офицеров, 48 старшин, 118 матросов. Всего – 180 человек экипажа. 15 апреля 1946 года «Hela» приказом Военно-морского министра была официально и навсегда переименована в «Ангару». Так началась советская жизнь бывшего штабного корабля Карла Дёница.

С 1946 по 1949 годы «Ангара» активно участвовала в походах и учениях Балтийского флота. Изящная «Ангара» с её утончёнными обводами корпуса даже совершила длительный переход с Балтики на Северный флот. Под флагом начальника военно-морских учебных заведений вице-адмирала Льва Владимирского отряд кораблей в составе «Ангары» и учебного корабля «Неман» вышел из Балтики, обогнул Скандинавию и зашёл в бухту Белушья, что на Новой Земле. «Ангара» в те годы совершила настоящий вояж по северу с заходом в Мурманск, Архангельск, Гремиху и Ваенгу, в котором участвовали курсанты Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе.

В 1949 году неожиданно корабль переводят на Чёрное море, а уже 9 июля того же года «Ангара» официально включена в состав Черноморского флота. 29 августа 1948 года капитан-лейтенанта Бернгальдта на своём посту сменил капитан 3 ранга Бровкин, он-то и занимался переходом «Ангары» с Балтики на Чёрное море, а точнее из Балтийска в Севастополь. Всего же за свою карьеру кораблём на Советском флоте командовали десять командиров.


"Ангара", уже в составе ВМФ СССР

Черноморская служба «Ангары» сделала уже и без того овеянный мифами корабль просто легендарным. Очень скоро черноморскую «Ангару» стали называть «королевской яхтой». Некоторые судачили, что служить здесь было просто привилегией и синекурой, что, естественно, было чистой воды мифом. Во-первых, так как корабль был штабным — это накладывало на экипаж особую ответственность. Во-вторых, почти сразу после перевода на Чёрное море на «Ангару», а точнее, на её команду, свалилась ещё и почётная обязанность работать представительским кораблём и неофициальным прогулочным судном высоких правительственных лиц. Думаю, не стоит объяснять, что от экипажа требовалось содержать «Ангару» в безупречном виде. В то время корабль уже давно лишился камуфляжа и более напоминал элегантным наклоном мачт в сторону кормы и изящным силуэтом белоснежного корпуса именно роскошную яхту.

Только за 1954-55 годы на борт «Ангары» поднялись министр иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов, министр обороны Николай Александрович Булганин, министр обороны Китая Пэн Дэхуай, премьер-министр Бирмы У Ну и т.д. Уже от такого набора товарищей с характерным «визит-эффектом» у любого экипажа настроение поникнет. За всё время службы «Ангара» встречала на борту Горшкова и Василевского, Суслова и Ворошилова, Хрущёва и Микояна, Джавахарлала Неру и Индиру Ганди, Мухаммеда Захир Шаха и Урхо Кекконена и так далее.

Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Окорок 16 октября 2018 05:53 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    """т.к. поверить, что корабль управления подводника Карла Дёница, «волчьи стаи» которого вели битву за Атлантику, зафрахтовали поработать прогулочной яхтой даже для столь высокопоставленного подонка, сложно"""
    почему сложно? вы считаете гросс-адмирал Дениц зажал бы для своего фюрера собственный корабль управления? я вообще считаю что "Адик" мог бы на любом корабле "поплавать" в независимости от пожелалок и хотелок Деница...и если что Дениц (осужденный военный преступник) как п -к от своего фюрера не далеко ушел
  2. Дирижер 16 октября 2018 07:58 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    за эсминец это западники канечно прибурели
    1. BAI
      BAI 16 октября 2018 09:29 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Могли и вспомогательным крейсером назвать.
      1. Дирижер 16 октября 2018 11:08 Новый
        • 0
        • 0
        0
        да. могли . карманные линкоры были. так почему не быть . вспомогательному линкору.
      2. Хозяин Трилобита 16 октября 2018 11:14 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Цитата: BAI
        Могли и вспомогательным крейсером назвать.

        Да им разреши и линкором назвали бы. smile
        А красивая была лайба. Все-таки "сумрачный тевтонский гений" способен порождать не только тяжеловесные угловатые конструкции. Корабли у немцев получались на загляденье.
  3. Reptiloid 16 октября 2018 08:04 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Началась новая тема. Спасибо.
  4. Curious 16 октября 2018 10:58 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Скорее всего, никакой «Aviso Hela» вообще не было. Точнее, корабль был, но именовался он аviso «Hela».
    Честно говоря, не понятно, откуда и кого проблема с идентификацией, разве что в интернете, где бродит много разных небылиц. Во всех иноязычных справочниках указано Aviso/Flottentender Hela и никакой проблемы нет.
    Более того, в истории Kriegsmarine корабль Hela считается последним, имевшим тип авизо.
    Возможно путаница пошла от этой или аналогичной фотографии.

    Это альбом схем корабля и расписание действий команды в различных ситуациях fur "Aviso Hela"..
    Возможно, это просто техническая ошибка., так как уже на следующем листе напечатано aviso Hela/
    1. Curious 16 октября 2018 11:01 Новый
      • 3
      • 0
      +3

      Это второй лист указанного альбома. Как видите - aviso "Hela".
      1. Curious 16 октября 2018 11:21 Новый
        • 6
        • 0
        +6
        Точно так же к области исключительно интернет-легенд можно отнести перевод названия как "бегущая по волнам".
        Первый корабль с названием "Hela" появился еще во флоте Пруссии в 1853 году. Это была деревянная шхуна.

        Названа по песчаному тридцатипятикилометровому бару Hela, его еще иногда называют полуостровом.
        Расположен возле нынешнего Гданьска (бывший Данциг).
        С тех пор это название существует в германском флоте. Aviso Hela 1895 1895 года постройки учавствовало в первой мировой и стала первым германским кораблем, потопленным британской подводной лодкой.
        И тральщик М135, исполльзовавшийся как аlottentender, тоже имел название Hela.
        Ну и про Гитлера. Никакой легенды тут нет. 5 мая 1941 года Гитлер действительно прибыл в Готенхафен на борту Hela, чтобы проводить в рейд Бисмарк.
    2. Хозяин Трилобита 16 октября 2018 12:46 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Цитата: Curious
      Честно говоря, не понятно, откуда и кого проблема с идентификацией, разве что в интернете, где бродит много разных небылиц.

      Тем не менее,
      http://www.kchf.ru/ship/vspomog/angara.htm
      Я так понимаю, что это официальный сайт Черноморского флота. Читаем:
      История корабля:
      Трофейный корабль
      Корабль управления подводными силами Германии - плавбаза подводных лодок "Авизо Хэла" ("Aviso Hela") была заложена на судоверфи "Штюлькен-Зон" в Гамбурге (Германия) 21.11.1937 г. Спущен на воду 28.12.1938 г., вступил в строй германских ВМС 16.10.1940 г.

      Так что легенда, откуда бы она не появилась, уже перекочевала в официальные источники.
      1. Curious 16 октября 2018 13:01 Новый
        • 9
        • 0
        +9
        Увы, это издержки эволюции ноосферы Вернадского. Пока еще сознание того, что информацию из интернета и литературных новоделов начиная примерно с 90-х годов прошлого века надо перепроверять, не укоренилась в сознании людей. Поэтому и бродит в информационном поле великое множество всякой чепухи, порождая вокруг себя целые дискуссии и расследования, опровержения и изыскания.
        1. Хозяин Трилобита 16 октября 2018 14:52 Новый
          • 6
          • 0
          +6
          Цитата: Curious
          Увы, это издержки эволюции ноосферы Вернадского.

          Боюсь, до ноосферы Вернадского, в том виде в каком он ее представлял, нам еще ой как далеко... и не факт, что дойдем. Вернадский жил в те времена, когда главным хранилищем и, соответственно, источником информации были книги, в худшем случае, газеты. В этих условиях возможности изливать в окружающий мир поток своего сознания худо-бедно, так или иначе, были ограничены хотя бы просто ленью автора или произволом редактора - уже кое-что. Сейчас когда эти преграды устранены и каждый, имеющий мобильный телефон с камерой и доступ к интернету, способен довести свои мысленные, а чаще бессмысленные, эксперименты (чуть не написал "экскременты") до неограниченного круга лиц, ситуация резко изменилась не в лучшую сторону. Думаю, получив в личном блоге замечания типа "Вова ацтой" или "Вофчег не умничей", а также после того, как "пытливые исследователи" обнаружили бы у него еврейские корни и записали бы в русофобы и жидомасоны, Владимир Иванович мог бы кардинально свою теорию пересмотреть. sad smile
          1. 3x3zsave 16 октября 2018 16:03 Новый
            • 4
            • 0
            +4
            А что, ещё остались персонажи пишущие на "олбанском"?
          2. Curious 16 октября 2018 16:34 Новый
            • 5
            • 0
            +5
            Я с Вами полностью согласен, с одной стороны. С другой, все же современные системы обмена информацией и их развитие - только один из процессов, в ноосфере происходящих.Будем надеяться на лучшее.
            1. Хозяин Трилобита 16 октября 2018 17:18 Новый
              • 5
              • 0
              +5
              Цитата: Curious
              современные системы обмена информацией и их развитие

              Несколько лет назад мы спорили с одним товарищем (инженер-строитель по образованию, кстати smile ) о том, чем человек сумел так резко выделиться среди других организмов на планете, так, уже непосредственно влияет на события планетарного масштаба. Исходные позиции были следующие: каждый вид на планете имеет какую-то свою "фишку", свойственную только ему особенность, доведенную до совершенства способность, за счет чего и выживает. Вопрос: какую "фишку" имеет человек?
              Товарищ отстаивал ту точку зрения, что человек развил в себе в процессе эволюции свою эмоциональную составляющую, научился переживать сложные и противоречивые эмоции, настолько сильные, что в ряде случаев они способны преодолевать даже основные инстинкты и рефлексы, что и поставило его над всей остальной биосферой.
              Я отстаивал ту точку зрения, согласно которой человек в процессе эволюции совершенствовал средства коммуникаций, то есть средства передачи и хранения информации (речевой аппарат, память, письменность и т.д.), благодаря чему сумел сохранить опыт предыдущих поколений не на уровне инстинктов и рефлексов, а на уровне вполне сознательном. Это позволило ему совершить скачок в своем развитии как популяции, так как каждое следующее поколение имело возможность вобрать в себя опыт предыдущего в большем объеме, чем у "конкурентов".
              Никто, как обычно, не победил, но время провели интересно. smile
              Глядя на жизнь с высоты прожитых с того спора лет, smile могу сказать: лучше бы прав был я. Ибо если прав он, то человечество явно деградирует, так как эмоциональный спектр современного человека, особенно молодого, по моим наблюдениям становится все проще, приближаясь к примитивным инстинктам (общество потребителей), тогда как средства коммуникаций - сложнее и изощреннее.
              smile
              1. Curious 16 октября 2018 17:41 Новый
                • 4
                • 1
                +3
                Так возможно прав был Шпенглер, отводя каждой культуре определенный лимит времени от зарождения до упадка, разграничивая культуру и цивилизацию и усматривая в последней лишь упадок, последнюю фазу развития культуры накануне ее гибели, когда творчество сменяется имитацией нововведений, их измельчанием?
                1. Хозяин Трилобита 16 октября 2018 19:00 Новый
                  • 5
                  • 0
                  +5
                  Цитата: Curious
                  Так возможно прав был Шпенглер

                  Не уверен. Мне кажется, что он переусердствовал в жонглировании терминами, такими как "культура" и "цивилизация". Зачем присваивать известные и давно используемые термины вновь вводимым понятиям? Только путаницу создает. Суть же, насколько я успел освежить память (Шпенглера не читал, но в курсе философии много лет назад мы его проходили), его концепция видения истории отличается от общепринятой и провозглашает существование отдельно взятых "культур", не связанных между собой и не преемственных по отношению друг к другу. Родилась, развилась (или не развилась), умерла, всё.
                  То, что он называет "культурой" в моем понимании есть нечто более близкое к понятию "цивилизация", признаками которой, отличающими ее от других цивилизаций и являются такие понятия как культура, искусство, наука, общественный строй, религия и т.п.
                  Если же абстрагироваться от терминов, то даже в этом случае марксистское понимание истории мне ближе - средства производства, прибавочный продукт, общественно-экономическая формация, классовая борьба.
                  Так что нет, Шпенглер не прав. smile
                  1. Curious 16 октября 2018 19:16 Новый
                    • 3
                    • 1
                    +2
                    Все же здравое зерно в этом есть.
                  2. vladcub 16 октября 2018 21:15 Новый
                    • 0
                    • 0
                    0
                    Михаил Трилобитович, я мог бы подтверждать: да,да,но не стану. Нам философию коротко читали, но мы усекли, что Петюня балдеть от Сократа и зазубрили несколько изречений Сократа и везде его пихали. Петюня был доволен и как минимум" удочка",а то "хор"обеспечен.
                    Я кое какие имена запомнил, но нам кроме античной философии другой не читали. Стоп вспомнил: еще Бердяева он вспоминал.
                    1. 3x3zsave 16 октября 2018 21:49 Новый
                      • 2
                      • 1
                      +1
                      Блин, Влад! Вам Михаил уже высказывал своё неудовольствие по поводу "трилобитовича"! Я хоть и сам панк по жизни, но стараюсь уважать " статус кво" других участников.
                    2. 3x3zsave 16 октября 2018 23:12 Новый
                      • 2
                      • 1
                      +1
                      Нормально в общем. Все равно, что от царя Соломона сразу к Ариэлю Шарону перейти. А чего? Оба евреи, оба в одном регионе воевали.
                      1. Хозяин Трилобита 16 октября 2018 23:54 Новый
                        • 2
                        • 0
                        +2
                        Цитата: 3x3zsave
                        Нормально в общем.

                        Хорошо хоть так. А то большинство философию знают на уровне "Мы тоже не всего читали Шнитке" (с) В. Вишневский, в том числе и полным высшим гуманитарным образованием.
                        Лично мне из курса философии больше всего запомнился и показался близок Пьер Абеляр, что, в общем, неудивительно, поскольку это XII в. smile
        2. vladcub 16 октября 2018 20:54 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          " порождая вокруг себя целые дисскусии и расследования, опровержения",что Вы успешно и делаете.
          У нас на сайте как в" Греции всё есть": специалист по флоту, специалист оружейник и живая энциклопедия. Шутка
          1. 3x3zsave 16 октября 2018 21:13 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Хорошая подначка.
            1. Хозяин Трилобита 16 октября 2018 21:32 Новый
              • 3
              • 1
              +2
              Цитата: 3x3zsave
              Хорошая подначка.

              Скучно сегодня на сайте, хоть на "Мнения" иди. Да и там не ахти - не Кокорина же с Мамаевым обсуждать. А так коснулись проблем антропогенеза, Шпенглера освежили... laughing
              1. 3x3zsave 16 октября 2018 21:53 Новый
                • 2
                • 1
                +1
                А Вам туда ходить не надо, Вас туда модераторы сами отсылают. Как Екатерина провинившихся: "высочайшей рукой начертано "в Кемь""
  5. Serg65 16 октября 2018 11:14 Новый
    • 7
    • 1
    +6
    Так какое же имя нёс корабль управления на своём борту?

    Корабль был назван именем Хельской косы (Halbinsel Hela) отделяющей Гданьскую бухту от Балтийского моря. Это же имя носили бронепалубный крейсер и тральщик.
    15 апреля 1946 года «Hela» приказом Военно-морского министра была официально и навсегда переименована в «Ангару»

    На сколько я помню, между Hela и Ангара, был еще Байкал.
    В 1949 году неожиданно корабль переводят на Чёрное море, а уже 9 июля того же года «Ангара» официально включена в состав Черноморского флота

    Опять же если не изменяет память, то Ангара некоторое время числилась в МЧ ПВ МГБ СССР.
    Во-первых, так как корабль был штабным — это накладывало на экипаж особую ответственность

    Истинная правда, служба на Ангаре была самой "черной" на всем КЧФ! Матросики 3 раза в день надраивали бронзовые поручни пастой Гои, утром и вечером драили до бела дубовую палубу....не жизнь, а малина!
    Во-вторых, почти сразу после перевода на Чёрное море на «Ангару», а точнее, на её команду, свалилась ещё и почётная обязанность работать представительским кораблём и неофициальным прогулочным судном

    Горшков во время своих посещений Севастополя, очень любил выходить на Ангаре в море. Да и уж лучше на Ангаре, чем гонять крейсера для прогулки!
  6. vladcub 16 октября 2018 20:15 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Цитата: BAI
    независимости

    2 105 мм орудия вполне подойдут для вспомогательного крейсера
    1. 3x3zsave 16 октября 2018 22:07 Новый
      • 1
      • 1
      0
      То что называется: "на бесптичье и попа -соловей"
  7. vladcub 16 октября 2018 22:11 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Цитата: 3x3zsave
    Дёница

    Просто я привык по имени и отчеству обращаться к людям. Когда в первый раз писал то извинился,что не знаю отчества Михаила и так обратился.
    Если такое обращение Михаила задевает то прошу прощения. Честно говоря я не видел реакции Михаила.( редко просматриваю повторно: экономию время).
    По поводу панков. Я селянин по рождению и психологии ( живу в пгт), а у нас как-то не приветствовались такие течении. По этому тут я " профан
    1. Хозяин Трилобита 16 октября 2018 22:40 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Цитата: vladcub
      Если такое обращение Михаила задевает то прошу прощения.

      Я действительно вам отвечал в том духе, что если бы хотел, чтобы меня называли по отчеству, я его (отчество) обозначил бы в профиле. Был уверен, что вы умышленно игнорируете то мое сообщение. В любом случае извинения принимаются. smile
      Кстати, по поводу сельского происхождения: я сам родился, вырос и до сих пор проживаю в сельской местности... Так что мы с вами селяне оба, причем я даже не из пгт, а чисто деревенский. smile
      Тут у меня тоже возникает вопрос: Антон обращается к вам "Влад", в профиле имя Святослав - как правильно вас называть?
    2. 3x3zsave 16 октября 2018 22:41 Новый
      • 1
      • 1
      0
      А что, сложно в личке к человеку обратиться и выяснить его отчество? Тем паче, что это Ваша потребность, а Михаилу и обращения по имени хватает.
    3. 3x3zsave 16 октября 2018 23:03 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      А панк это не территориально-социальная принадлежность, это состояние души и её отношение к окружающему миру.. Первым панком был Диоген.
  8. vladcub 16 октября 2018 22:17 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Читал, где-то что по жребию делить корабли - было предложено Кузнецовым
  9. Sergei75 23 декабря 2018 21:19 Новый
    • 0
    • 0
    0
    И что с ней стало, вроде лет 12 назад ещё жива была в Севастополе...