Подводные лодки «Малютка»

48
Так получилось, что самым многочисленным типом подводных лодок советского флота в годы Второй мировой войны стали лодки с мирным и очень детским названием «Малютка». Данные лодки не случайно получили свое обозначение. На тот момент времени это были самые малоразмерные советские субмарины. Подводные лодки типа «М» приняли активное участие в Великой Отечественной войне. Несмотря на то, что они изначально предназначались для ближней защиты морских баз и берегов, они оказались способны вести успешные боевые действия даже у побережья противника и во вражеских гаванях.

В начале 1930-х годов правительство СССР поставило задачу по созданию и усилению Тихоокеанского флота. Находившиеся на тот момент времени на вооружении подлодки «Щука» и «Ленинец», которые строились на заводах и верфях, находившихся на территории европейской части страны, могли транспортироваться по железной дороге лишь в разобранном виде, однако их обратная сборка на верфях Дальнего Востока была затруднена и требовала больших затрат времени. В этой связи было принято решение о разработке малоразмерных подлодок, которые можно было перевезти по железной дороге, не разбирая. Проект малой подводной лодки серии VI, названной «Малютка», был утвержден 20 марта 1932 года Реввоенсоветом СССР. Разработка проекта новой субмарины велась Техбюро №4, руководителем которого был Асафов Алексей Николаевич. За основу при проектировании была взята субмарина проекта «Минога» И. Г. Бубнова водоизмещением 120 тонн.



Подводные лодки новой серии были недорогими, строить их можно было сравнительно быстро. Небольшие размеры субмарин позволяли транспортировать их железнодорожным транспортом в собранном виде, что открывало широкие возможности маневрирования по внутренним путям между удаленными друг от друга морскими театрами боевых действий. Наконец, впервые в мировой практике строительства подлодок предполагалось выполнить корпус лодок цельносварным. Совокупность всех этих соображений предопределила принятие и практическую реализацию проекта лодки VI серии «Малютка» – первой малой подлодки, поостренной в СССР, которой посчастливилось стать родоначальницей нескольких серий подобных боевых кораблей советского флота. Всего в Советском Союзе было построено 153 подводных лодки типа «М», из них 78 лодок еще до войны, 22 во время войны и 53 лодки улучшенной XV серии после завершения Великой Отечественной войны.

Подводные лодки «Малютка»
Подводная лодка "Малютка" VI серии

Первыми построенными лодками типа «М» стали серии VI и VI бис. Строительство первой из перечисленных серий началось уже осенью 1932 года. За довольно короткий промежуток времени – к 1935 году советский флот смог получить 30 подводных лодок данного типа, построенных в Николаеве (20 было построено на Заводе имени А. Марти, 10 – на заводе имени 61 коммунара). По мере сдачи субмарины отправлялись на Дальний Восток железнодорожным транспортом. Всего в состав воссозданного Тихоокеанского флота было введено 28 подводных лодок серии VI. Еще две лодки вошли в состав Черноморского флота, где использовались для подготовки подводников.

Малые подлодки типа «Малютка» являлись однокорпусными (диаметр прочного корпуса составлял 3110 мм). Внутренний объем субмарины разделялся тремя легкими переборками, которые могли выдержать давление, составлявшее всего одну атмосферу. Аккумуляторная батарея лодок состояла из одной группы (56 элементов), которая размещалась в центральном посту. Аккумуляторная яма закрывалась разборными деревянными щитами. Энергетическая установка подводной лодки была одновальной. Главный гребной электродвигатель «Малютки» применялся как для полного, так и для экономического хода субмарины. Рулевое устройство имело ручные и электрические (за исключением носовых горизонтальных рулей) приводы.

Роль цистерн главного балласта, которые были необходимы для погашения запаса плавучести подводных лодок типа «М» при погружении и для его восстановления при всплытии, отводилась двум концевым цистернам, расположенным вне прочного корпуса лодки и одной бортовой цистерне внутри корпуса. Кингстоны цистерн открывались наружу при помощи ручных приводов. Для всплытия субмарине было необходимо 11 минут. Рабочая глубина погружения лодок составляла 50 метров, предельная – 60 метров.

45-мм пушка 21-К на лодке "Малютка"

Вооружение подводных лодок типа «М» включало в себя два носовых однотрубных 533-мм торпедных аппарата, размещенных горизонтально в носовом отсеке (без запасных торпед) и одну 45-мм универсальную полуавтоматическую пушку 21-К, к орудию на лодке имелось 195 снарядов. Пушка была установлена в ограждении впереди прочной рубки. Погрузка торпед на борт субмарины производилась через открытые передние крышки торпедных аппаратов (при закрытых задних крышках). Они «засасывались» вместе с водой с помощью трюмной помпы – так называемая «мокрая» погрузка торпед на борт лодки.

Лодки «Малютка» первой серии обладали рядом серьезных недостатков, которые снижали их боевую ценность. В целом же в надводном положении лодки серии VI развивали скорость не более 11 узлов (при 13 узлах по техническому заданию), была ниже и скорость подводного хода. При торпедном залпе субмарина всплывала на поверхность, показывая верхнюю часть рубки. Время погружения из крейсерского положения составляло порядка двух минут, это было существенно больше, чем у больших лодок более раннего проекта «Декабрист». Мореходность лодок также была признана недостаточной.

Некоторые недостатки были легко устранимы. К примеру, корпуса первых лодок делались клепанными, несмотря на то, что руководитель проекта Асафов настаивал на использовании электросварки. В результате специально созданная комиссия внесла в проект изменения уже по ходу строительства, в том числе решение об использовании электросварки при создании корпуса было признано единственным верным. Также были внесены изменения в систему наполнения балластных цистерн, изменены очертания кормовой части подводной лодки. Последние субмарины VI серии строились уже с учетом предложений комиссии, что позволило увеличить скорость лодки до проектных значений, а также добиться улучшения других характеристик лодок.

Подводная лодка "Малютка" серии VI-бис

Практически одновременно с началом строительства лодок типа «М» серии VI начались работы по модернизации подводной лодки. Именно так на свет появился проект серии VI-бис, данные лодки отличались улучшенными обводами корпуса, дополнительной цистерной быстрого погружения, новым гребным винтом, электрическим управлением носовыми горизонтальными рулями и рядом иных усовершенствований. Все изменения позволили значительно повысить боевые возможности субмарин. Скорость подводного хода выросла до 7,16 узлов, надводного – до 13 узлов. Автономность плавания достигла 10 суток. Экипаж лодки состоял из 17 человек, включая трех офицеров. Время перехода из крейсерского положения в подводное уменьшилось до 80 секунд. В подводном положении экономическим ходом (2,5 узла) лодки могли пройти не более 55 миль, то есть могли действовать менее 10 часов, что существенно снижало их боевые возможности. В то же время достаточно ограниченное водоизмещение для серии VI-бис – 161/201 тонн (надводное/подводное) не позволяло конструкторам существенно повысить боевые качества лодок.

Несмотря на это, серия VI-бис также стала довольно многочисленной, было построено 20 подводных лодок. Шесть из них отправились на Тихий Океан, 12 вошли в состав Балтийского флота, две оказались на Черном море. Тихоокеанские и черноморские лодки данной серии пережили войну, а вот балтийские «Малютки» понесли серьезные потери. Две лодки погибли, три были взорваны личным составом. К концу Великой Отечественной войны в составе Балтийского флота оставались только две такие «Малютки» – пять субмарин этой серии с началом войны были законсервированы, а после ее завершения разобраны на металл.

За годы войны ни одна «Малютка» двух первых серий не имела успеха. Из всех только черноморской М-55 удалось дважды применить оружие, но оба раза безрезультатно. 50 построенных лодок серий VI и VI-бис не смогли проявить себя, потопив корабли противника. Очевидно, что их ТТХ в тех условиях, в которых практически сразу же оказался советский подводный флот, не позволяли успешно решать поставленные боевые задачи. Важно отметить и то, что 34 из них находились на Тихом океане и до 1945 года никакого участия в боевых действиях не принимали. Получалось, что главным достоинством субмарин «Малютка» серий VI и VI-бис были не их боевые возможности в части борьбы с надводными кораблями противника, а возможность их транспортировки по железной дороге. При этом лодки в годы войны решали и другие задачи: вели разведку, доставляли небольшие десанты и грузы, а подлодка М-51 Черноморского флота в декабре 1941 года приняла участие в Керченско-Феодосийской операции. Лодка осуществляла навигационно-гидрографическое обеспечение района высадки десанта в захваченной противником Феодосии, а также выполняла роль плавучего маяка, находясь в 50 кабельтовых от Феодосии.

Подводная лодка "Малютка" серии VI-бис

Принимая во внимание очевидную ограниченную боевую ценность подводных лодок «Малютка» первых серий, проект было решено основательно пересмотреть, в первую очередь в сторону увеличения их водоизмещения. Увеличив водоизмещение всего на 50 тонн и длину лодок на 4,5 метра, удалось значительно усовершенствовать подлодку и как следствие радикально повысить боевые возможности новой серии «Малюток». «Располневшие» лодки закладывались как подлодки типа «М» XII серии. Их надводное водоизмещение составляло 210 тонн, подводное до 260 тонн. Глубина погружения осталась неизменной. Максимальная надводная скорость выросла до 14 узлов, скорость подводного хода – до 8 узлов. Дальность плавания надводная выросла до 1000 миль на максимальной скорости и до 3000 миль на экономической. В подводном положении новая лодка могла пройти на максимальной скорости 9 миль (то есть могла идти с такой скоростью всего час), а экономическим ходом – до 110 миль. Это было уже вполне серьезное значение, в подводном положении «Малютка» XII серии могла вести боевые действия более суток.

А вот основное вооружение субмарин осталось неизменным – два 533-мм торпедных аппарата с двумя торпедами (всего один полноценный залп) и 45-мм полуавтоматическая пушка 21-К. Зато значительно сократилось время погружения: из крейсерского положения – до 35-40 секунд (в два с лишним раза быстрее «Декабриста»), а из позиционного положения – до 15 секунд. Основным средством обнаружения противника на начальном этапе войны у «Малюток» был обычный перископ, но, начиная с 1942 года, лодки стали получать вполне современные на тот момент времени шумопеленгаторные станции «Марс-8».

Всего в СССР было заложено 46 подводных лодок тип «М» серия XII: 28 вступили в строй еще до начала Великой Отечественной войны и 18 – в ходе войны. 16 лодок данного проекта оказались на Черном море, 14 – на Севере, 9 – на Балтике и 6 – на Дальнем Востоке. В годы войны субмарины данной серии совершали достаточно масштабные перегруппировки между театрами боевых действий. Так в 1944 году четыре «Малютки» с Тихого океана отправились на Черное море, к месту назначения лодки прибыли уже после завершения войны. Сюда же были отправлены и 4 уцелевшие на Севере подводные лодки. В ходе Великой Отечественной войны погибло 26 подводных лодок типа «М» серии XII – 60 процентов от их исходной численности. На Севере погибли 9 лодок, на Черном море – 8, на Балтике – 7, еще две «Малютки» погибли на Тихом океане.

Подводная лодка "Малютка" XII серии

В отличие от своих предшественниц подводные лодки XII серии показали себя вполне успешными и конкурентоспособными даже в сравнении со старшими по классу боевыми кораблями. Северные «Малютки» смогли гарантированно потопить 4 транспорта и 3 боевых корабля противника, еще одно транспортное судно было повреждено. Черноморские «Малютки» записали на свой счет 7 транспортов противника, еще три транспорта и один боевой корабль были повреждены. Еще один транспорт был потоплен огнем 45-мм пушки. На Балтике «Малюткам» не удалось потопить ни одного судна (с подтверждением потерь и с немецкой стороны). Очевидно, ТТХ лодок не позволяли им успешно преодолевать созданную немцами на этом театре боевых действий глубокоэшелонированную противолодочную оборону. Всего на счету «Малюток» числится 61 потопленное судно, общим водоизмещением 135 512 брт. Помимо этого «Малютками» было повреждено 8 судов общим водоизмещением 20 131 брт. Однако по достоверным данным, которые подтверждались бы обеими сторонами, на счету «Малюток» XII серии было 15 потопленных и пять поврежденных транспортов и боевых кораблей противника. Это вполне достойный результат, если принять во внимание тот факт, в каких условиях и обстоятельствах приходилось действовать советским подводникам.

Отдельно можно выделить тот факт, что подводные лодки «Малютка» принимали участие в транспортировке грузов в осажденный Севастополь. Взять на борт лодка могла немного – 7 тонн топлива или 9 тонн грузов, а также до 10 человек с оружием. Но даже такие переходы имели для осажденного врагом города большое значение. Всего «Малютки» из состава Черноморского флота выполнили в осажденный Севастополь 12 транспортных походов.

Подводная лодка "Малютка" XV серии

Помимо подлодок «Малютка» XII серии, в боевых действиях успели принять участие две подводные лодки типа «М» XV серии. Обе уже на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Данные субмарины представляли собой глубокую модернизацию кораблей XII серии. Водоизмещение лодок XV серии было доведено до 300 тонн (надводное) и 350 тонн (подводное). Это позволило увеличить вооружение лодок до четырех торпедных аппаратов, боекомплект торпед соответственно вырос вдвое. Другие тактико-технические данные подводных лодок изменились незначительно. Обе введенные в строй в годы войны лодки воевали на Севере. Итогом их боевой деятельности было достоверное потопление одного боевого корабля. Эта серия подводных лодок отмечена одним интересным фактом. Лодка М-200, имевшая имя собственное «Месть» (очень большая редкость для всех кораблей данного типа), была построена на денежные средства, собранные женами погибших советских подводников.

Тактико-технические характеристики подводной лодки Тип «М» VI серия:
Водоизмещение: 157 тонн (надводное), 197 тонн (подводное).
Размеры: длина – 36,9 м, ширина – 3,13 м, осадка – 2,58 м.
Глубина погружения – 50 м (рабочая), 60 м (предельная).
Силовая установка – дизель-электрическая.
Мощность силовой установки: дизель – 685 л.с., электродвигатель – 235 л.с.
Скорость хода, проектная – 6,4 узлов (подводная), 11,1 узлов (надводная).
Дальность плавания – 690 миль (надводное положение), до 48 миль (подводное).
Автономность – 7 суток.
Экипаж – 17 человек.
Вооружение: два носовых 533-мм торпедных аппарата без запасных торпед, 45-мм пушка 21-К (боекомплект 195 снарядов).

Источники информации:
https://vpk-news.ru/articles/44900
http://korabley.net/news/malogabaritnye_podlodki_m/2013-11-27-1587
http://www.deepstorm.ru
Материалы из открытых источников
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    17 октября 2018 05:47
    Беспримерен героизм советских подводников. Ходить на таком с позволения сказать корабле в дальний поход уже подвиг, а ведь еще и преодолевать беспрецедентную противолодочную оборону приходилось.
    1. -4
      17 октября 2018 06:39
      В какой дальний поход ходили сии кораблики просветите? Бессмысленная трата денег и ресурсов в СССР тогда господствовала идея москитного флота! Вот от туда и растут ноги всех этих малых лодок,катеров и тд!!!
      1. +1
        17 октября 2018 09:06
        В том то и дело, что ходили, иногда далеко за пределами автономности. На вскидку конкретные походы не назову, но четко помню, что с дичавшими потерями прорывались на крейсерство в Балтику и даже потопили там что-то.
      2. +7
        17 октября 2018 09:57
        Соглашусь, довольно много средств молодой советской республики было вбухано в крайне сомнительные прожекты, в том числе в "москитный флот". Потом все это стоило лишней крови.
        Все это, конечно, никоим образом не умоляет героизма людей воевавших на подобного рода "вундервафлях", но, ей богу, лучше бы для них построили меньше, но нормальных лодок.
        Другое дело, могли ли наши предки избежать этих ошибок? Вопрос открытый.
        Но и в этом случае, сделали по паре штук на флот, испытали... поняли бесперспективность и применили силы, средства и полученный опыт на нечто более осмысленное. А то получается что ПЛ в РККФ больше всех (212 шт ЕМНИП), а воевать не на чем!
        1. +2
          17 октября 2018 15:03
          Дело в том, что крупные корабли немецкого флота просто боялись подходить вплотную к советским берегам, поэтому маленьким подводным лодкам первых серий просто не было целей. А вот если бы немецкие крейсера, эсминцы или десантные суда подошли бы к нашим берегам, то даже устаревшие малютки показали бы себя прекрасно!
          1. -3
            17 октября 2018 22:54
            Цитата: geniy
            Дело в том, что крупные корабли немецкого флота просто боялись подходить вплотную к советским берегам,

            Напомните-ка, сколько крупных надводных кораблей было у Германии на Балтике ? А на Черном море ? А на Севере карманный линкор прошел вдоль Севморпути и чего же его не атаковали Малютки ?
            1. +2
              17 октября 2018 23:03
              Напомните-ка, сколько крупных надводных кораблей было у Германии на Балтике ? А на Черном море ? А на Севере карманный линкор прошел вдоль Севморпути и чего же его не атаковали Малютки ?

              Щас навскидку мне лень искать точные данные, но даже на Балтике у немцев были корабли, хотя и не класса Тирпитца. Но например устаревший броненосец который открыл огонь по Польше, были и крейсера, кстати финские броненосцы, эсминцы, и много торговых судов - которые в принципе могли бы высадить десанты, но не осмелились. Конечно вы скажете что им это не нужно было в засоренном минами Финском заливе - но факт есть факт - малюткам не в кого было стрелять.
              И на Черном море - немецкий кораблей не было но в принципе в Черное море мог войти Итальянский флот, или Турция могла вступить в война на стороне Германии.
              А карманный линкор на севере прошел слишком быстро - никакие наши подводные лодки его просто не обнаружили, и тем более у малюток не было шанса встретить его на своих позициях - их не там развернули.
              1. 0
                17 октября 2018 23:08
                Цитата: geniy
                мог войти Итальянский флот, или Турция могла вступить в война на стороне Германии

                Так что же он не вошел ?
                1. +3
                  17 октября 2018 23:20
                  Так что же он не вошел ?

                  Видите ли - подводные лодки как и любые корабли строят заранее, до того как иностранный флот куда-нибудь войдет И часто бывает адмиралы и политики сильно ошибаются в своих предположениях . Так например было и в русско-японскую войну и в первую мировую и во вторую мировую. Российские корабли часто оказывались не там где надо, а там где они были остро необходимы их не было.
          2. 0
            24 октября 2018 12:55
            (с интересом): Моонзундский архипелаг относится к "нашим берегам"?
            Операция "Беовульф" (1941 г.)
            - до 350 различных десантно-высадочных средств: 128-й моторизованный паромный батальон (26 паромов типа «Зибель»), 182 штурмовых бота, 140 катеров;
            - крейсера «Лейпциг», «Кёльн», «Эмден»; флотилия миноносцев, 2 флотилии торпедных катеров, 2 флотилии тральщиков, флотилия охотников за подводными лодками, семь плавучих батарей (тяжёлые и лёгкие).
            Ну про то, как тот же "Шеер" или "Принц Ойген" расстреливали прибрежные позиции советских войск в 1944-45 гг. тоже найти не проблема.
            Даже Трибуц в мемуарах не скрывал:
            "...Крейсеры «Лютцов», «Принц Ойген» и «Адмирал Шеер» обстреливали наши полки, прижимая людей к земле. Артиллерийский огонь крейсеров поддерживали и несколько эскадренных миноносцев."
            "...Немецко-фашистское командование решило для огневой поддержки окруженных с суши войск использовать крупные надводные корабли. Было создано несколько боевых групп, в которые вошли учебный линейный корабль «Шлезиен», тяжелые крейсеры «Лютцов», «Адмирал Шеер», «Принц Ойген», легкий крейсер «Лейпциг» и несколько эскадренных миноносцев. Ведя огонь из тяжелых орудий, они сильно затрудняли наступление наших войск вдоль побережья."
        2. +1
          24 октября 2018 14:39
          Иван, понравился Ваш комментарий! Действительно, лодок построили прилично, в том числе и начальных серий, а эффективность практически нулевая. И еще какая цена в человеческих жизнях! Однако урок усвоили и в послевоенное время ударились в другую крайность-укрупнение Апофеозом этой тенденции стал 941 проект.Сейчас многие говорят, что это дорого содержать и т.п. Логически рассуждая приходишь к мысли, что истина где-то посредине. И к любому делу надо подходить осмысленно, с головой. Что, спасли немцев десятки Зеехундов и Биберов, как ниже аргументировал Мистер Х? нет. А вот действия их пл Тип-2 на Черном море были весьма эффективны и в море они не были потоплены(в боевых походах), а наши "Малютки" все еще находят при подводных работах. Еще далеко не последнюю роль играет подготовка экипажа, "Харизма" командира. (Скажем на примере А И Маринеско). К сожалению таких людей не так уж и много.
        3. 0
          26 октября 2018 10:45
          Где-то читал, что Сталин считал основным врагом англосаксов. И ориентировал свой флот против десантной операции англичан. Средств на крупные корабли не было. Приходилось строить такие "корабли", чтобы дать бой возле своих берегов.
      3. +7
        17 октября 2018 12:26
        Цитата: Nehist
        Бессмысленная трата денег и ресурсов в СССР тогда господствовала идея москитного флота!

        На самом деле, если говорить о типе "М", то трата денег на них была оправдана. Основой задачей этих ПЛ была оборона своих баз и своих берегов. По сути дела, это был мобильный подводный торпедный аппарат в системе береговой обороны ВМБ. На ДВ появление этих ПЛ и постройка 981-й батареи закрыли вопрос о "быстром решении IJN проблемы Владивостока" путём десанта в город.
        Как подводный ТА БО эти ПЛ были вполне к месту. Другое дело, что на практике их регулярно использовали не по назначению.
        1. +2
          17 октября 2018 17:22
          Вот только с началом войны 10 лодок с КТОФ отправили назад на Балтику и северный флот. То есть по факту они оказались не нужными на тихоокеанском ТВД
          1. +4
            17 октября 2018 17:59
            Цитата: Nehist
            Вот только с началом войны 10 лодок с КТОФ отправили назад на Балтику и северный флот. То есть по факту они оказались не нужными на тихоокеанском ТВД

            Так ситуация на ДВ уже в конце 1941 значительно отличалась от ситуации начала-середины 30-х.
            Как только Япония ввязалась в войну с США - стало понятно, что большой войны на ДВ не будет, и силы ТОФ можно ослабить. Кроме ПЛ на СФ были переброшены 1 ЛД и 2 ЭМ.
          2. +1
            17 октября 2018 22:56
            Цитата: Nehist
            То есть по факту они оказались не нужными на тихоокеанском ТВД

            С Дальнего Востока войска тоже перебрасывали под Москву. Значит, по Вашему, эти войска на ДВ были не нужны ?
        2. +1
          21 октября 2018 20:59
          А это и того изумительнее идея: свои берега охраняются минными полями и береговой артиллерией. Более того, они и авиацией куда лучше охранялись.
          ПЛ же в принципе инструмент атаки и операций на коммуникациях, а вовсе не охраны берегов. И ПМВ это продемонстрировала со всею наглядностью.
          Уж выводов не сделать....
  2. +7
    17 октября 2018 06:13
    "В море "малютки" выходят ненадолго - на несколько суток, на неделю. Пока ПЛ типа "Щ" или "К" совершат один поход, "малютки " успевают сделать два, а то и три выхода. Но даже непродолжительное плавание этой ПЛ здорово выматывает команду. Море обращается с "малюткой" бесцеремонно, швыряет ее как щепку. В ПЛ теснота, условия для жизни тяжелые. Да и народу хватает только на двухсменную вахту. Значит, во время поиска люди, имеют 12-часовой рабочий день. К этому следует добавить тревоги, атаки, бомбежки, когда все на ногах, все на своих боевых постах. Но, вернувшись в базу, "малютки" долго не застаиваются, если нет необходимости в ремонте"
    1. 0
      17 октября 2018 10:26
      В воспоминаниях Маринеско (а он какое-то время служил на Малютках) читал, что командиру подводной лодки полагались кожаные перчатки, не том основании, что мыть руки было нечем и негде.
  3. +2
    17 октября 2018 08:35
    Ну не хочу минусов, но не утерпел и сравнил в немецким типом 2, выводы делайте сами.
    1. +3
      17 октября 2018 09:15
      Минусов бояться на ВО не ходить:)
      Глянул в Вики, на первый взгляд вполне сопоставимые конструкции. У немцев на треть больше водоизмещение, за счет чего поставлен третий аппарат, усилен корпус и лучше автономность.
      1. +1
        17 октября 2018 23:01
        Цитата: MooH
        У немцев на треть больше водоизмещение, за счет чего поставлен третий аппарат, усилен корпус и лучше автономность.

        Скорость примерно одинаковая, запаса торпед тоже нет. Принципиально разница невелика.
    2. +4
      17 октября 2018 12:37
      Цитата: Шарнхорст
      Ну не хочу минусов, но не утерпел и сравнил в немецким типом 2, выводы делайте сами.

      Дык... Немцам было проще - у них не было отдалённого на 8000 км морского ТВД с рудиментарной судостроительной базой и крайне агрессивными соседями. Фактически, в довоенное время судостроения на ДВ не было - только судосборка из готовых комплектов, причём собирали корабли на Амуре, а достраивали - во Владивостоке. А флот на ДВ нужен был здесь и сейчас - хотя бы для прикрытия Владивостока. Вот и пришлось нашим конструкторам упихивать ПЛ в ж/д габарит - ценой снижения ТТХ.
      Немцы в ВОВ на своей шкуре испытали - что значит перевозить собранные ПЛ по суше для перевода на другой ТВД (переброска ПЛ 30-й флотилии ПЛ на ЧМ).
    3. +1
      17 октября 2018 22:57
      Цитата: Шарнхорст
      Ну не хочу минусов, но не утерпел и сравнил в немецким типом 2, выводы делайте сами.

      Минус нет, но плюс поставлю. За храбрость ! good
  4. +3
    17 октября 2018 11:11
    В подводном положении экономическим ходом (2,5 узла) лодки могли пройти не более 55 миль, то есть могли действовать менее 10 часов

    Что то с аритметикой не так.
    Малютки 12 серии один и самих ефективних боевих кораблей не только советского флота, но и в войну на море на Восточном фронте 41-45. Соотношение стоимости потоплених судов к собствение потери у них одно из лучших.
    К сожалению опоздало превращение их в минних заградителей что могло намного повисит их боевую ценность.
    1. +1
      17 октября 2018 23:02
      Цитата: Костадинов
      Что то с аритметикой не так.

      Почему ? 10 часов туда, 10 обратно, вот и 55 миль.
  5. +4
    17 октября 2018 14:05
    "Лодка М-200, имевшая имя собственное «Месть» (очень большая редкость для всех кораблей данного типа), была построена на денежные средства, собранные женами погибших советских подводников."
    Лодка М-200 была построена не только на средства жен погибших подводников. Лодка была заложена 31 марта 1940 года. Спущена на воду в феврале 1941. Достраивалась на пожертвования тружеников Горьковской области, жен погибших подводников и воинов-североморцев на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. 20 марта 1943 года на М-200 подняли военно-морской флаг. По просьбе вдов погибших подводников и жителей Горького лодке присвоили имя, символизирующее ее предназначение.
    Лодка погибла 21 ноября 1956 года при переходе из Палдиски в Таллин, столкнувшись с эсминцем "Статный".
    1. +3
      17 октября 2018 15:24
      Цитата: Curious
      Лодка М-200, имевшая имя собственное «Месть» (очень большая редкость для всех кораблей данного типа), была построена на денежные средства, собранные женами погибших советских подводников."

      Но ведь были были "Малютки и с комсомольскими названиями, но о них почему-то редко вспоминают.
      Новые лодки еще не были «окрещены» — на них не был поднят Военно-морской флаг, они пока что проходили испытания. Но имена за ними уже были закреплены. «Сто четвертая» — «Ярославский комсомолец», «сто пятая» — «Челябинский комсомолец», «сто шестая» — «Ленинский комсомол» и «сто седьмая» — «Новосибирский комсомолец». http://avtonomka.org/vospominaniya/content/137-kontr-admiral-kolyshkin-ivan-aleksandrovich.html Колышкин. "В глубинах полярных морей".
  6. +3
    17 октября 2018 15:11
    Лодки этого типа имели низкую автономность, поэтому в дозоре требовали частой смены, поэтому тактически для замены 1 Щуки надо 4-5 Малюток...
    Кроме того, залп из двух торпед имеет низкую вероятность попадания, с учетом ошибок в определении элементов движения цели... request А после залпа - все... осталась только 20К... bully
    Если учесть, что вместо 153 Малюток можно было построить примерно 50 Щук или 35 Ленинцев , боевая ценность которых несравнимо выше, так что сама идея массового строительства этих ПЛ попахивает вредительством... request
    1. +3
      17 октября 2018 16:11
      Как вы предлагаете перебрасывать лодки типов Щ и Л на Дальний Восток? По Северному морскому пути? Или в обход Европы, Африки и Азии?
      Как?
      1. +5
        17 октября 2018 18:05
        Цитата: hohol95
        Как вы предлагаете перебрасывать лодки типов Щ и Л на Дальний Восток?

        Как раз со "щуками" проблем нет - их проектировали из расчёта посекционной перевозки по ж/д.
        Проблема в другом - что потом с этими секциями делать? Где и как их качественно стыковать? Это же ПЛ: один некачественный шов или несколько заклёпок - и на глубине давлением его разорвёт или их выбьет.
        А на ДВ нормальной судостроительной базы на начало 30-х нет. С ней проблема даже в Европейской части СССР.
    2. +1
      17 октября 2018 18:25
      Цитата: ser56
      Если учесть, что вместо 153 Малюток можно было построить примерно 50 Щук или 35 Ленинцев , боевая ценность которых несравнимо выше, так что сама идея массового строительства этих ПЛ попахивает вредительством..

      Проблема в том, что к "Щукам" и "Ленинцам" нужен ССЗ и кадры. А ПЛ на ДВ были нужны ещё вчера. Японцы уже хозяйничают в Маньчжурии. Ждать нормального ССЗ и сборки "Щук" некогда.
      Да и не мне Вам рассказывать - какими погаными ТТХ обладали "Щуки" III и V серий. Помницца, даже в советских книгах по истории подводного кораблестроения высказывались сомнения в способности первых "Щук" догнать в надводном положении обычный транспорт. smile
      1. 0
        18 октября 2018 00:53
        Цитата: Alexey RA
        Помницца, даже в советских книгах по истории подводного кораблестроения высказывались сомнения в способности первых "Щук" догнать в надводном положении обычный транспорт.

        Вот он, тот самый случай, когда карась может спокойно вздремнуть. laughing Ну ,так-то для этих серий надводная - 11,8 уз. подводная - 8,5 уз. Данные из разных источников отличаются плюс-минус 0,2 узла. Что характерно, все четыре "трёшки" служили на Балтике.
    3. 0
      17 октября 2018 23:05
      Цитата: ser56
      боевая ценность которых несравнимо выше, так что сама идея массового строительства этих ПЛ попахивает вредительством...

      29 июня, через 11 дней после подписания англо-германского соглашения, разрешившего Германии иметь подводный флот, вступила в строй первая ПЛ этого типа. На момент начала Второй мировой войны доля этих ПЛ в подводном флоте кригсмарине превышала 60 %.

      Немцам об этом скажите.
    4. 0
      18 октября 2018 11:51
      Промышленность выпускала, что умела, в тех условиях выпустить 10 М-ок было проще, чем пару Щук
  7. 0
    17 октября 2018 17:46
    Цитата: hohol95
    Как?

    как и было в реальности - секциями по Транссибу... можно и своим ходом - особенно Ленинцам в сопровождении плавбазы, конечно в мирное время. Впрочем, когда при было надо - с ТОФ перегнали на СФ корабли и во время войны...
  8. mko
    +1
    17 октября 2018 22:38
    За 2 года под командованием Израиля Фисановича М-172 совершила 17 боевых походов. Было потоплено 2 крупных боевых корабля, 10 судов и 1 танкер противника — всего 13 единиц.[4] Были выполнены задания по эвакуации и десантированию разведгрупп в тыл фашистов. Все члены экипажа М-172 были награждены орденами и медалями, многие неоднократно.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Фисановичу Израилю Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 658). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года флаг подводной лодки М-172 украсил орден Красного Знамени, а в апреле 1943 года приказом наркома Военно-Морского флота Краснознамённая подводная лодка М-172 была преобразована в гвардейскую. В истории отечественного флота имелось всего 4 гвардейских Краснознамённых корабля и один из них «малютка» М-172.
  9. 0
    18 октября 2018 10:32
    Цитата: Альф
    Немцам об этом скажите.

    немцы строили малые ПЛ как учебные...
  10. +1
    18 октября 2018 10:39
    Цитата: mko
    2 крупных боевых корабля, 10 судов и 1 танкер противника

    в Вики разобраны все походы -"Достоверно установлено — 1 февраля 1943 года потопила германский сторожевой корабль «V-6115» («Ostwind»). "
  11. 0
    18 октября 2018 10:40
    Цитата: Alexey RA
    А на ДВ нормальной судостроительной базы на начало 30-х нет. С ней проблема даже в Европейской части СССР.

    в любом случае ее создали и Щуки ввели встрой...
  12. 0
    18 октября 2018 10:41
    Цитата: Alexey RA
    какими погаными ТТХ обладали "Щуки" III и V серий

    проблема в том, что Малютки еще хуже... request Щуки хоть более или менее было реально довести до чего-то разумного....
    1. +1
      18 октября 2018 15:07
      Исходя из ваших комментариев можно сделать вывод о том, что и в Царской России зря строили подводные лодки! В Первую мировую они ни чем себя не проявили и значит деньги на их постройку были потрачены ЗРЯ!
  13. 0
    19 октября 2018 05:58
    В прошлом году с Кузьмичем на такой за ягодами ходили
  14. 0
    22 октября 2018 11:08
    Цитата: Альф
    Цитата: Костадинов
    Что то с аритметикой не так.

    Почему ? 10 часов туда, 10 обратно, вот и 55 миль.

    10 часа + 10 часа = 20 часа в подводном положении.
    Цитата: ser56
    Цитата: Alexey RA
    какими погаными ТТХ обладали "Щуки" III и V серий

    проблема в том, что Малютки еще хуже... request Щуки хоть более или менее было реально довести до чего-то разумного....

    В чем малютки 12 и 14 серии хуже щуки последних серии? После войну малютки строили серийно а щуки нет. Основная задача малютки - оборона своих баз и берегов. Ето подводний, управляемий торпедний апарат намного лучше самих совершенних мин того времени. Щука намного больше и дороже для етой задачи. Большая лодка ето больше людей, горючего, аккумуляторов, больше акустической заметности, больше время перехода в подводное положение, худшая маневреност. Немци, италианци и японци не напали на советских баз хотя у них всегда била такая возможност. Ето их ошибка, а не ошибка советского планирования. У немцев била возможность сосредоточит своих надводних кораблей, сформироват 2-3 морских дивизии из екипажей подлодок и кораблей и атаковат Ленинград с моря летом 1942. Они ето не сделали и тем хуже для них - етой их большой стратегически просчет. Советское руководство не могло расчитиват на просчет врага.
  15. 0
    22 октября 2018 12:29
    Цитата: Шарнхорст
    Ну не хочу минусов, но не утерпел и сравнил в немецким типом 2, выводы делайте сами.

    И я не утерпел и сравнил реальний результат малютки 12 серии и немецкие двойки.
    У 12 серии потери в войне 24 лодки (кроме того 2 лодки потеряние на Тихом океане) - успех: потоплени 6 транспорта более 1000 брт, 7 других барж и мелких судов и 2 СКР.
    У немецкой 2 на Востоке потери: 10 лодки (7 в войне против СССР и 3 в результате аварии на Балтики в 1943-44) - успехи только два транспорта более 1000 брт, 5 других барж и мелких судов, 3 тралщика и 3 подлодки М первих серии, 2 катера и 3 десантних бота(по 9 тон).
  16. 0
    25 октября 2018 02:39
    Не совсем верно: Лодки "Малютки" имели "комсомольские" имена по имени комсомольских организаций городов где собирали деньги на их постройку. На малютке М-172 воевал весьма успешно Герой Советского Союза подводник-североморец И. И. Фисанович, погибший при перегоне английской лодки Ви-серии (27 июля 1944 г. на подводной лодке В-1) на СФ. Кстати, он был награжден и американским орденом "Морской Крест". На счету - 17 боевых походов и 13 потопленных кораблей и судов немцев, высадка и эвакуация разведовательных групп, первая в мире удачная атака с выходом вслепую по эхолокатору, рекорд по жизнестойкости (количеству сброшенных противником бомб и выпущенных снарядов) и т д.
  17. 0
    28 декабря 2018 17:11
    Немало интересного о "Малютках" есть в воспоминаниях адмирала Виноградова.И многие наши известные подводники начинали свою службу на них.Пример-Гаджиев
  18. 0
    5 февраля 2021 20:29
    Малые лодки флоту были нужны, при любой концепции флота, Асафов при проектированию лодки пошёл по неверному пути. Судя по всему Советские инженеры, вообще не изучали опыт подводного кораблестроения перед Первой Мировой и входе её (а опыт этот был вполне доступен), это продолжалось до закупки немецкого проекта лодки для Испании, Е-1, в нашем флоте лодка типа С ( в немецком IA серии), а шли своим путём, создавая проекты лодок типа Д, Л, Щ III серии, М VI и VI бисс серии, которые уже на стадии проектирования уступали мировым образцам. Взяв за основу подводную лодку Минога, это был не шаг назад, а огромный прыжок. Была построена лодка по своим прописным характеристикам соответствовавшая немецким лодкам Первой Мировой войны типа UB-I (1914 г), при этом уступала в дальности плаванья, управляемости и мореходности. В 1932-33 гг Асафов ездил в командировку в Германию ( Дешимаг) и Голландию ( IvS голландский филиал Дешимаг), в это время фирма IvS проектировала и строила в Финляндии, малую лодку Весикко ( в германском флоте этот проект будет IIA серии ( 3 торпедных аппарата 5 торпед, дальность плаванья 1 600 миль), это улучшенный проект лодки Первой Мировой UB-II), на этом фоне Малютка выглядела хуже не куда, даже по сравнению с прототипом UB-II ( 2 торпедных аппарата, 6 торпед, дальность плаванья 6 650 миль), так как Малютки уже готовились к ходовым испытаниям, и менять что либо был позно, Асафов застрелился, лодку пытались довести до более или менее приличных характеристик уже без него, но XII серия была понадёжней насчёт работы механизмов, но боевые характеристики остались прежними. Лодка XV серии это уже был совсем другой проект, к трём ранним сериям не имевший ни какого отношения, на этом проекте лодка хотя бы сравнялась с лодками Первой Мировой UB-II, методом проб и ошибок, всё таки создали малую лодку которая соответствовала стандартам 1915 г. Малые лодки Советскому ВМФ были нужны, достаточно сказать, что в 1939-40 гг немецкие малые лодки IIB и IIC серии контролировали всё Северное море, и привлекались к минным постановкам у Восточного побережья Англии и в Дуврском проливе, лодки IID серии действовали в Северной Атлантике с баз в Норвегии и у Западных подходов к Гибралтару с баз во Франции.